Научная статья на тему 'Налог на прибыль: опыт применения в России и Казахстане'

Налог на прибыль: опыт применения в России и Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налог на прибыль: опыт применения в России и Казахстане»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 1

А.С. Алисенов1,

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных

наук, филиала «Восход» Московского авиационного института (государственного технического университета), Байконур

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ

Одним из основных налогов, оказывающих влияние на инвестиционные процессы в стране, является налог на доходы (прибыль) организаций. Прочие налоги и сборы оказывают гораздо меньшее воздействие на инвестиционные процессы.

Выявление степени инвестиционной привлекательности вышеуказанного налога для инвестиционных процессов России и Казахстана является предметом изыскания настоящей статьи. С этой целью мы остановимся на краткой сравнительной характеристике основных льгот и преференций по налогу на прибыль организаций.

Налог на доходы юридических лиц является важным инструментом в системе прямого налогообложения практически во всех странах.

Объектом обложения налогом на доходы юридических лиц как в России, так и Казахстане является налогооблагаемый доход, определяемый как разница между совокупным годовым доходом и установленными законодательством вычетами. Из совокупного годового дохода можно вычесть большинство хозяйственных расходов, связанных с получением предпринимательского дохода, амортизационные отчисления, расходы по процентам за кредит, сомнительные долги и т.д.

Государственная политика в налогообложении доходов юридических лиц оказывает существенное влияние на инвестиционные процессы. Особое значение такая политика имеет в условиях преобразований, проводимых в развивающейся экономике, когда собственные средства предприятий становятся основным источником инвестиционных ресурсов, а государственные инвестиции фактически утрачивают свое значение.

Установленные льготы по налогу на прибыль в международной практике призваны стимулировать определенные виды деятельности налогоплательщиков, а также целевое расходование прибыли, включая капитальные вложения в жилищную сферу и в развитие производственной базы отраслей материального производства.

1 АлисеновАлисен Сакинович, тел. (33622) 5-15-35.

Необходимо отметить, что в целом регулирующая функция налога на прибыль проявляется через систему льгот и преференций, предоставляемых государством хозяйствующим субъектам. По мнению И. Горского, «по существу же все разговоры о регулирующем действии налогов сводятся к требованию налоговых льгот»2.

Что касается стимулирования с помощью налоговых льгот роста объемов производства, то такие льготы могут быть эффективными только при соблюдении следующих условий:

— льготы предоставляются только по прямым налогам (налог на прибыль, налог на имущество предприятий и т.д.);

— предоставление льгот основано на объективных данных о реальном росте объемов производства.

Современная налоговая система в России характеризуется низкой эффективностью системы налоговых льгот. Во многом это обусловлено тем, что налоговые льготы могут хорошо действовать при эффективном механизме изъятия основного налога и строго взвешенном, не очень большом количестве самих льгот. Об этом также свидетельствуют данные о структуре инвестиций в основной капитал. Темпы прироста ВВП в реальном секторе экономики по-прежнему оставляют желать лучшего.

В Казахстане, на наш взгляд, инвестиционный потенциал корпоративного подоходного налога с юридических лиц используется гораздо эффективней, чем в России. Этот налог занимает значительное место в поступлениях в государственный бюджет Казахстана (около 26%) и имеет тенденцию к росту3. В России же поступления по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2007 г. составили 17%4.

Как нам известно, многие страны с развитой рыночной экономикой стремятся максимально эффективно использовать регулирующую функцию налога на доходы юридических лиц через механизм инвестиционного стимулирования хозяйствующих субъектов и предоставления льгот и преференций. На начальном этапе предоставления преференций по налогу на прибыль его поступления уменьшаются. Подтверждение тому — опыт экономически развитых стран. Так, в начале 1990-х гг. в результате действия льгот поступления по налогу на прибыль были сокращены в США на 20%, в Англии — на 25%, в Германии — на 16%5. Однако в последующем

2 Горский И. Сколько функций у налога // Налоговый вестн. 2002. № 3. С. 163.

3 Казахстанская правда. 2008. № 3. С. 4.

4 www.nalog.ru; www.roskazna.ru.

5 См.: Никитин С., Никитин А., Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // МЭиМО. 2000. № 11. С. 55.

за счет расширения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль следует рассчитывать на увеличение прироста сумм поступлений в государственный бюджет по данному налогу.

Прежде чем перейти к сравнительному анализу основных налоговых преференций в области подоходного налогообложения юридических лиц в России и Казахстане, перечислим основные инструменты инвестиционного стимулирования. К ним относятся:

1) общее понижение уровня налогообложения;

2) система специальных амортизационных отчислений, в том числе ускоренная амортизация;

3) налоговые скидки на инвестиции;

4) инвестиционный налоговый кредит;

5) налоговые каникулы.

Наиболее широко используемым в мировой практике инструментом налоговой политики, направленной на стимулирование инвестиционной активности, является инвестиционный налоговый кредит (ИНК), который предусматривает полное или частичное освобождение от налогообложения прибыли, идущей на новые инвестиции, в приоритетные отрасли промышленности или для промышленного развития экономически отсталых регионов. В индустриально развитых странах ИНК, по сути, — финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса, а по форме — налоговая скидка.

Российская практика применения ИНК существенно отличается от мировой. Согласно Налоговому кодексу (НК), «инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов». В отличие от мировой практики, в России ИНК — действительно кредит со всеми соответствующими характеристиками (возвратность, срочность и платность), а вовсе не налоговая скидка.

Таким образом, действующий согласно Налоговому кодексу ИНК по налогу на прибыль организаций представляется малоэффективным для стимулирования инвестиций. Во-первых, он имеет довольно сложную разрешительно-договорную форму, т.е. не предоставляется автоматически по факту осуществления соответствующих вложений; во-вторых, ограниченны его размеры (50% от суммы налога); в-третьих, НК сдерживает перелив капитала в более перспективные отрасли, ограничивая предоставление ИНК соответствующими вложениями лишь в рамках данной организации.

Это особенно странно в отношении НИОКР. В то время как во всем мире стимулируется сотрудничество между бизнесом и наукой, научно-исследовательскими центрами, российское законодательство стимулирует разобщенность таких вложений.

Действующим налоговым законодательством Казахстана ИНК не предусмотрен. Инвестиционные скидки в Казахстане осуществляются через механизм предоставления инвестиционных налоговых преференций по корпоративному подоходному налогу. Преференции по корпоративному подоходному налогу дают налогоплательщику право относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию основных средств равными долями в зависимости от срока действия преференций6.

В Казахстане инвестиционные льготы в форме предоставления инвестиционных налоговых преференций устанавливаются правительством республики и при этом имеют строго адресный характер. Это означает, что для получения вышеуказанной льготы необходимо заключить контракт с Комитетом по инвестициям Республики Казахстан, а также необходимо, чтобы намеченные для дальнейшей реализации направления планируемых расходов имели приоритетное значение для развития национальной экономики. При этом в качестве таковых могут быть не только расходы капитального и инновационного характера, но и расходы на отдельные отрасли, регионы и территории. В последнем случае инвестиционные льготы предоставляются хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в специальной экономической зоне (СЭЗ) — Астане7.

Ставка корпоративного подоходного налога с юридических лиц в Казахстане, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, составляет 50% от обычной ставки. Главной особенностью функционирования СЭЗ является то, что в случае изменения правового режима СЭЗ или ее досрочного упразднения хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории зоны, гарантируется право продолжения такой деятельности на условиях, соответствующих моменту вложения инвестиций. Данное право действует до окончания срока, на который создается СЭЗ, но не более 10 лет. Указанные гарантии дают уверенность субъектам инвестиционных процессов в надежности источников вложения средств и создают благоприятные условия для развертывания разнообразной предпринимательской деятельности во всех сферах бизнеса.

6 Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс): Учеб. пособие. Алма-Ата, 2001. С. 66.

7 СЭЗ-Астана расположена на левом берегу реки Ишим в пределах территориальной границы города Астаны и составляет 1052,6 га.

На наш взгляд, гарантия стабильности инвестиционных преференций является одной из главных проблем российской экономики. Д. Черник пишет: «Льготы, законодательно определенные предприятиям с иностранными инвестициями, то вводились, то отменялись, то устанавливались вновь, вводя в заблуждение предпринимателей или давая им оправдательные мотивы при установлении фактов неуплаты налогов»8.

Следующим элементом стимулирования инвестиций является механизм ускоренной амортизации.

В Казахстане по фиксированным активам, впервые введенным в эксплуатацию, налогоплательщику предоставляется возможность в первый год исчислять амортизационные отчисления по двойной норме амортизации при условии использования данных активов не менее трех лет. Такая мера позволяет инвесторам сократить срок окупаемости инвестиций и за более короткое время достичь экономического эффекта от вложенных в конкретное производство средств. В российской практике налогообложения механизм ускоренной амортизации предусмотрен в ст. 259 гл. 25 НК РФ и относится к льготе, стимулирующей инвестиции в основной капитал. Эта льгота применяется тогда, когда оборудование используется в несколько смен или работает в «агрессивной среде». В такой ситуации норму амортизации по нему можно увеличить — но не более чем в два раза. И только с 1 января 2008 г. в отношении ведущих средств организаций, используемых для осуществления научно-технической деятельности, было разрешено применение к основной норме амортизации специального коэффициента не выше трех. В качестве положительной тенденции следует рассматривать и изменения, внесенные в ст. 256 и 257 НК РФ, позволяющие налогоплательщикам единовременно списывать на издержки производства и обращения стоимость9 основных фондов, переданных в эксплуатацию.

Однако ряд российских экономистов отмечают слабую инвестиционную составляющую этой льготы. Так, Н. Вишневская пишет: «Ускоренная амортизация не может заменить инвестиционную льготу, так как ее механизм не стимулирует модернизацию, расширенное производство и НИОКР, потому что ускоренной амортизации может подлежать и приобретенное старое оборудование, заменившее выбывшее полностью изношенное оборудование»10.

Следующим элементом активизации инвестиционных процессов являются налоговые каникулы. С помощью налоговых кани-

8 Черник Д., Починок А., Морозов В. Основы налоговой системы. М., 2000. С. 282.

9 Стоимость основных фондов не должна превышать 20 000 руб. за единицу.

10 Вишневская Н. Регулирующая роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый вестн. 2002. № 10. С. 14.

кул государство стремится стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли экономики. Например, в 1970—1980-х гг. в Японии применялись налоговые каникулы сроком в четыре года к вновь созданным компаниям в радиоэлектронной и химической промышленности. В США предоставлено право вычета из чистого дохода на представительские расходы, налоговый кредит, на прирост НИОКР, целевые льготы при использовании предприятием дополнительных работников, исключаются также штатные и местные налоги.

Стимулироваться через налоговые каникулы могли бы не только новые предприятия приоритетных отраслей, но и определенный тип предприятий — вновь создаваемые малые предприятия производственного назначения. Налоговые каникулы можно было бы предоставлять на первые два года, что позволило бы за это время преодолеть сложности первого периода становления бизнеса. Действие данного механизма должно быть направлено только на приоритетные отрасли экономики и субъекты малого предпринимательства.

В России и Казахстане механизм предоставления налоговых каникул, предусматривающий полное освобождение от уплаты налога на прибыль малых предприятий, себя дискредитировал. Скорее всего, основная причина заключается в слабой налоговой дисциплине российских и казахстанских предпринимателей.

В связи с этим наиболее перспективным методом налогового стимулирования (льготирования), что можно видеть на примере действующего налогового механизма Казахстана, являются инвестиционные налоговые преференции. В отличие от российского налогового кредита, инвестиционные налоговые преференции реально стимулируют инвестиционные процессы в стране, являясь компенсационным механизмом в системе налоговых преференций. Предоставление такого кредита не меняет принципиальных основ налогообложения и в то же время позволяет оперативно корректировать инвестиционные процессы11.

Следовательно, налоговое воздействие через экономически обоснованную систему льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющей основы малого и среднего производственного бизнеса.

Необходимо отметить, что в последние годы в Казахстане наблюдается положительная динамика роста собственных инвестиций предприятий в производство. Инвестиции в основной капитал со-

11 См.: Гидеман Н. Использование налоговой политики для стимулирования развития. М., 1992. С. 118.

ставляют 24% к ВВП12 — это достаточно высокий показатель, который достигнут за последние два года. Таким образом, Казахстан, используя механизм предоставления инвестиционных налоговых преференций, реализует в полной мере развитие отраслей экономики, максимально сочетая фискальную и регулирующую функции налога.

Несмотря на все негативные стороны администрирования налога на прибыль организаций, Федеральным законом от 19.07.2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» (Закон № 195-ФЗ) внесены изменения в ряд глав НК РФ, в том числе и в гл. 25 НК РФ13.

Законом № 195-ФЗ предусмотрены следующие меры, направленные на стимулирование инновационной деятельности:

— увеличение в три раза (до 1,5%) норматива учитываемых при налогообложении прибыли расходов налогоплательщиков на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

— расширение перечня научных фондов, средства из которых, полученные в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

— расширение перечня расходов, которые налогоплательщики, осуществляющие инновационную деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение доходов (расходы на патентование и расходы на НИОКР);

— применение в отношении основных средств организаций, используемых для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации специального коэффициента не выше трех, о чем было сказано выше.

Однако несмотря на введение вышеуказанных льгот, они не носят принципиального характера и не способны сколько-нибудь существенно ускорить темпы прироста валовой продукции в приоритетных отраслях экономики.

Учитывая все сказанное выше, а также в целях развития приоритетных отраслей экономики страны необходимо осуществить:

— сокращение с нынешних 24 до 20% налоговой нагрузки за счет снижения ставки налога на доходы (прибыль) предприятий и организаций и на 50% налога на прибыль, реинвестированную в развитие производства, в том числе в покупку иностранных технологий;

12 Казахстанская правда. 2008. № 38. С. 7.

13 Положения Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ вступили в силу с 01.01.2008.

— полное или частичное освобождение вновь создаваемых предприятий от уплаты отдельных видов налогов, в особенности налога на доходы (прибыль) организаций и предприятий (предоставление налоговых каникул и освобождений);

— приведение в соответствие с международной практикой про-мышленно развитых стран механизма предоставления инвестиционного налогового кредита с отменой уплаты процентов за ее обслуживание;

— значительное упрощение и модернизация системы налогового администрирования: переход от ежеквартальной к ежегодной системе бухгалтерской отчетности; отмена налогового учета и кардинальное упрощение налоговой отчетности; осуществление всех проверок более одной, включая встречные и камеральные, только по решению суда; переход в течение трех лет (2008—2010 гг.) на новую систему бухгалтерской отчетности, соответствующую международным стандартам (следует отметить, что последнее в значительной степени может способствовать повышению инвестиционной привлекательности России на международном рынке капиталов);

— введение поощряющей ставки амортизации до 150%14 от стоимости приобретаемого оборудования с применением норм ускоренной амортизации.

Обобщая сказанное, можно с уверенностью заключить, что для успешной интеграции России и Казахстана в единое экономическое пространство, а в дальнейшем и в европейское, необходимо развивать инвестиционно-интеграционную политику, выражающуюся в стимулировании инвестиций хозяйствующих субъектов в расширенное воспроизводство. С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство и сформировать принципиально новую инвестиционную стратегию на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Главным элементом такой политики необходимо выбрать стратегию роста инвестиций в основной капитал за счет самих налогоплательщиков, заключающуюся в разработке механизма установления адресных льгот по средствам, направленным на инвестиции. Положительный опыт Казахстана показывает, что государство способно идти на существенные послабления в области льготирования механизма налогообложения прибыли предприятий (полное освобождение от обложения доходов на сумму произведенных расходов на соответствующие цели), если данная процедура осуществляется в рамках государственной программы и стратегии инвестиционной

14 Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора (экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия») // Вопросы экономики. 2007. № 9. С. 44.

политики. Это означает, что государство должно создать некий инвестиционный кодекс, определив конкретные направления инвестиций как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Он должен стать законом прямого действия и гарантировать иностранным и отечественным товаропроизводителям безопасность и эффективность вложений.

Список литературы

Вишневская Н. Регулирующая роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе // Налоговый вестн. 2002. № 10.

Гидеман Н. Использование налоговой политики для стимулирования развития. М., 1992.

Горский И. Сколько функций у налога // Налоговый вестник. 2002. № 3.

Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора (экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия») // Вопросы экономики. 2007. № 9.

Казахстанская правда. 2008. № 3, 38.

Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс): Учеб. пособие. Алма-Ата, 2001.

Никитин С., Никитин А., Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // МЭиМО. 2000. № 11.

Черник Д., Починок А., Морозов В. Основы налоговой системы. М., 2000.

www.nalog.ru.

www.roskazna.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.