УДК 336.227
НАЛОГ НА ДОХОДЫ
В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БАНГЛАДЕШ
Ю.А. Попова, студентка,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: yul4enock@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются основные моменты, связанные с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в Народной Республике Бангладеш по состоянию на 2012-2013 налоговый период.
Ключевые слова: налог на доходы, налог на прибыль, Национальный совет по доходам.
Abstract. The article discusses the main issues associated with the calculation and payment of the individual income tax and corporate income tax in the people's Republic of Bangladesh of 2012-2013 tax period.
Keywords: individual income tax, corporate income tax, National Board of Revenue.
Бангладеш - бедная густонаселенная страна на юге Азии, характеризующаяся высокими темпами роста численности населения. Благодаря дешевой рабочей силе Бангладеш интересен иностранным компаниям, которые все чаще регистрируют на территории страны свои представительства.
Ведущие статьи экспорта - готовая одежда, джут и изделия из него, трикотаж и морепродукты, дополнительные - кожа и кожаные изделия, чай, сантехническое и кухонное оборудование, электробытовые приборы, компьютерное оборудование, средства связи, парфюмерия, фармацевтические товары. Основные импортеры - США, Великобритания, Германия, Франция. В импорте преобладают промышленное оборудование и транспортные средства, продовольствие, главным образом рис и пшеница, черные металлы, хлопок и продукты его переработки, нефтепродукты, минеральные удобрения и растительное масло. Наиболее крупные поставщики -Индия, Япония, Китай и США [4]. Российские бизнесмены также в по-
следнее время обратили свои взоры на Бангладеш, находя в данной стране поставщиков продукции, которая пользуется спросом на нашем рынке (в первую очередь, одежды). В связи с этим немаловажным становится вопрос о взаимодействии российского бизнеса и государственных структур Бангладеш. Данная статья посвящена вопросам налогообложения.
В Бангладеш уплачиваются следующие налоги:
■ Налог на доходы физических лиц;
■ Налог на доход (прибыль) организаций;
■ Налог на добавленную стоимость;
■ Таможенные пошлины.
Ниже речь пойдет о налоге на доходы физических лиц и налоге на доходы (прибыль) организаций. И тот и другой в терминологии налоговых органов Бангладеш звучит как «the income tax», что в переводе с английского языка означает налог с дохода или налог на доходы.
Налогового кодекса в Народной Республике Бангладеш нет. Исчисление и уплата налога на доходы регулируется постановлением о налоге на доходы от 1984 года и финансовыми актами, на основании которых ежегодно вносятся изменения в данное постановление. На данный момент актуален финансовый акт от 2012 года.
Налоговый год в Народной Республике Бангладеш длится с 1 июля до 30 июня следующего года. Налоговую декларацию необходимо представить в Национальный совет по доходам (The National Board of Revenue) до 30 сентября этого года.
Национальный совет по доходам - это центральный государственный орган по вопросам налогового администрирования в Бангладеш. Он подчиняется отделу внутренних ресурсов Министерства финансов. Национальный совет по доходам отвечает за формулирование и оценку налоговой политики и налогового законодательства в Бангладеш. Переговоры по вопросам налоговых соглашений с правительствами иностранных государств и участие в межведомственных дискуссиях по экономическим вопросам, оказывающим влияние на налогово-бюджетную политику и налоговое администрирование, также входит в обязанности Национального совета по доходам. Основные обязанности НСД заключаются в мобилизации внутренних ресурсов путем сбора ввозных таможенных пошлин, налогов: НДС и налога на прибыль (доходы). Помимо сборов налогов ключевой ролью НСД является упрощение процедур международной торговли путем быстрого оформления импортных и экспортных грузов. Прочие обязанности Национального
совета по доходам: администрирование вопросов, касающихся налогов, сборов и других доходов, сопутствующих сборов и предотвращение контрабанды [5].
Налог на доходы - прямой налог, один из главных источников пополнения бюджета. В Бангладеш действует прогрессивная шкала налогообложения. Налог на доходы взимается на основании платежеспособности. Чем больше налогоплательщик зарабатывает, тем больше он должен заплатить в бюджет - основной принцип налога на доходы.
В целях налогообложения важным является понятие резидентства. Физическое лицо признается резидентом Народной Республики Бангладеш, если оно находится на территории страны в течение 182 дней и более в налоговом году; или 90 дней и более в налоговом году, если это лицо проживало в Бангладеш дольше 365 дней за последние 4 года [1, с. 11].
По общему правилу организация, зарегистрированная на территории Бангладеш, признается резидентом в целях налогообложения. Любая организация, контроль и управление над которой осуществляется на территории Бангладеш, также признается резидентом страны в целях налогообложения [1, с. 17].
В целях вычисления общей суммы дохода и налога источники дохода делятся на 7 следующих категорий:
■ заработная плата;
■ проценты по ценным бумагам;
■ доход от имущества;
■ доход от сельского хозяйства;
■ доход от бизнеса или профессии;
■ доходы от прироста капитала;
■ доход от иных источников.
Налог не уплачивается с дохода, не превышающего 200 000 BDT (BDT - код бангладешской така по стандарту ISO 4217) в течение налогового года. Ниже приведены ставки для резидентов, за исключением женщин-налогоплательщиков, налогоплательщиков в возрасте старше 65 лет и налогоплательщиков-инвалидов [1, с. 5].
Общий доход, BDT Налоговая ставка
0 - 200 000 0%
200 001 - 500 000 10%
500 001 - 900 000 15%
900 001 - 1 200 000 20%
Более 1 200 001 25%
Необлагаемый минимум для женщин-налогоплательщиков, и налогоплательщиков в возрасте старше 65 лет составляет 225 000 BDT, для налогоплательщиков-инвалидов - 275 000 BDT.
Минимальная сумма налога к уплате - 3000 BDT.
Нерезиденты уплачивают налог по максимальной ставке 25%.
Декларация о доходах подается в налоговый орган до 30 сентября года, следующего за налоговым периодом, в котором был получен доход, если данный срок не продлен должным образом.
Касательно организаций, налог налагается на общий доход из всех источников после всех разрешенных вычетов. Все расходы, включая курсовые разницы и амортизацию основных средств и нематериальных активов, понесенные при получении данного дохода, разрешается принять к вычету [1, с.17].
Также законодателем установлен список неразрешенных к вычету расходов. К ним относятся:
■ выплата заработной платы, в случае если налог не был удержан;
■ платежи, из которых не был удержан налог на доходы, и налог на добавленную стоимость согласно действующему законодательству о налогах;
■ выплата роялти, платежа за использование технологии ноу-хау в сумме, превышающей 8% чистой прибыли;
■ расходы головного офиса, превышающие 10% чистой прибыли;
■ выплата заработной платы работнику:
- любая выплата заработной платы или вознаграждения, сделанная иначе, чем перечислением через банк или выдачей денежных средств по чеку в банке, работнику, чья месячная заработная плата превышает 15 000 BDT;
- любой расход в виде бонуса к заработной плате, превышающий в совокупности 10% показанной чистой прибыли организации;
■ другие неразрешенные к вычету расходы:
- любой платеж в виде комиссии или скидки, предоставленный акционеру организацией;
- любой платеж, превышающий 50 000 BDT, проведенный иначе, чем перечислением через банк или выдачей денежных средств по чеку в банке, за исключением:
1) приобретение сырья;
2) любой платеж в пользу правительственных органов, то есть муниципальный налог, платеж за электричество, газ и т.д. [1, с.19].
Организации, размещающие свои ценные бумаги на фондовом рынке - 27,5%
Ниже приведены ставки налога для организаций:
■ Организации, не размещающие свои ценные бумаги на фондовом рынке - 37,5%.
■ Банки, страховые и финансовые организации (за исключением торгового банка) - 42,5%.
■ Торговый банк - 37,5%.
■ Производители табачной продукции - 42,5%.
■ Производители табачной продукции, размещающие свои ценные бумаги на фондовом рынке - 35%.
■ Операторы мобильной связи - 45%.
■ Операторы мобильной связи, размещающие свои ценные бумаги на фондовом рынке - 35%.
Если организация, размещающая свои ценные бумаги, указывает в декларации дивиденды более чем 20% от чистой прибыли, налоговая ставка составит 24,75%, в случае, если указывает, сумму дивидендов менее чем 10% от чистой прибыли, налоговая ставка составит 37,5%.
Если организация, не размещающая свои ценные бумаги на фондовом рынке, выходит на IPO (Initial Public Offering) с не менее чем 20% акций оплаченного акционерного капитала, она будет иметь 10% от общего налога в год размещения [3].
Налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи по налогу на доходы (прибыль) четырьмя равными частями: 15 сентября, 15 декабря, 15 марта и 15 июня налогового года, - если доход налогоплательщика по итогам прошлого налогового периода превысил 400 000 BDT. В случае неуплаты авансовых платежей налагается штраф.
Организации подают декларацию до 15 июля года, следующего за годом получения дохода. Копии подтверждающих оплату налога документов (challan) и аудиторское заключение должны быть приложены к декларации.
Законодательством Народной Республики Бангладеш отдельно выделяются категории доходов, налог на которые удерживается источником этих доходов. К ним относятся:
■ оплата по счету поставки товара или в счет исполнения обязательств по договору:
Платеж не превышает 200 000 BDT 0%
Платеж превышает 200 000 BDT, но не превышает 500 000 BDT 1%
Платеж превышает 500 000 BDT, но не превышает 1 500 000 BDT 2,5%
Платеж превышает 1 500 000 BDT, но не превышает 2 500 000 BDT 3,5%
Платеж превышает 2 500 000 BDT, но не превышает 30 000 000 BDT 4%
Платеж превышает 30 000 000 BDT 5%
В случае поставки нефти нефтяными компаниями применяются следующие ставки:
Платеж не превышает 200 000 BDT 0%
Платеж превышает 200 000 BDT 0,75%
■ оплата по счету роялти и платежей за технические услуги (10% от суммы платежа);
■ комиссии клиринговых и экспедиторских организаций (5% от суммы комиссии);
■ сумма компенсации в отношении приобретения имущества (2% от суммы платежа, если недвижимое имущество расположено в черте города и 1% от суммы платежа, если недвижимое имущество расположено за чертой города);
■ сумма арендных платежей (5% от суммы платежа);
■ сумма заработной платы иностранных специалистов в алмазо-обрабатывающей отрасли (5% от заработной платы специалиста в течение трех лет с момента его прибытия в Бангладеш. Назначение на должность должно быть проведено до 30 июня 2010 года);
■ сумма, полученная от корабельного бизнеса резидента (5% от суммы платежа; 3% в случае, если услуги оплачивают 2 или более иностранных лиц);
■ сумма, полученная в счет экспорта рабочей силы (10% от суммы платежа);
■ сумма, полученная в счет операций участника фондовой биржи (0,05% от цены акции, долгового обязательства);
■ сумма, полученная по счету за курьерские услуги, оказанные нерезидентом (15% от суммы платежа);
■ суммы, полученные от лиц, занятых в сфере недвижимости в момент регистрации любого документа, имеющего отношение к любому участку земли, зданию или апартаментам.
В отношении здания или апартаментов, расположенных в следующих местах:
Местонахождение Для резидентов Для нерезидентов
Гульшан, Банани, Баридхара, Мотид-жхил и Дилкуша 2000 BDT за квадратный метр 8000 BDT за квадратный метр
Общество домовладений офицеров, Данмонди, Мохахили, Лалматиа, Ут-тара, Башундхара, военный городок в Дакке, Карван Базар и Кхулши, Панчла-иш, Насирабад и Аграбад в Читтагонге 1800 BDT за квадратный метр 6000 BDT за квадратный метр
Любое другое место 800 BDT за квадратный метр 2000 BDT за квадратный метр
5% от стоимости имущества, расположенного в Дакке, Газипуре, Нараянгандже, Муншигандже, Нарисингди и Читтагонге;
3% от стоимости имущества, расположенного в иных районах, не указанных выше.
■ сумма вознаграждения, уплаченная либо в виде комиссии, либо в любом другом виде, страховому агенту (5% от суммы платежа);
■ сумма выигрыша (20% от суммы выигрыша);
и т.д. [1, а 20].
Каждое юридическое лицо должно представлять налоговую декларацию по налогу, подлежащему уплате источником выплаты дохода, ежеквартально с приложением отчета с копиями документов, подтверждающих оплату.
Законодательством предусмотрены налоговые льготы для организаций, работающих в приоритетных областях.
Промышленные предприятия, занимающиеся производством активных фармацевтических ингредиентов, радиофармацевтикой, фармацевтикой, производством барьерной контрацепции, основных химических веществ, красителей и химикатов, основных ингредиентов электронной промышленности, бойлеров, компрессоров, компьютерной техники, биотехнологий, энергосберегающих устройств, инсектицидов или пестицидов, нефтехимией, обработкой овощей и фруктов, выращенных на территории Бангладеш, радиоактивной промышленностью, текстильным машиностроением, пересадкой тканей и другие категории промышленных предприятий, определенные правительством, и созданные в период между 1 июля 2011 года и 30 июня 2013 года, и начавшие свою коммерческую деятельность в данный промежуток времени, име-
ют право подать заявление на освобождение от налога. Освобождение от налога будет иметь следующий вид:
Местонахождение Год % дохода, освобожденный от налога
Округа Дакка и Читтагонг, за исключением Дакка, Нараянгандж, Газипур, Читтагонг, Ранджамати, Бандарбон и Кхаграчари 1-й и 2-й год 100%
3-й и 4-й год 50%
5-й год 25%
Раджшахи, Кхулна, Силхет, Барисал, Ранджамати, Бандарбон и Кхаграчари 1-й, 2-й и 3-й года 100%
4-й, 5-й и 6-й года 50%
7-й год 25%
Оплаченный капитал созданного предприятия не должен быть меньше, чем 2 млн BDT, и 30% освобожденного от налога дохода должно инвестироваться в данное предприятие либо в любое другое новое промышленное предприятие в течение периода освобождения и еще 10% освобожденного от налога дохода ежегодно до истечения срока три месяца после окончания налогового периода должно инвестироваться на покупку акций компаний, котирующихся на фондовых биржах Бангладеш [1, а27].
Также предусмотрены льготы по налогообложению объектов инфраструктуры, освобождение 50% дохода, полученного от экспорта, освобождение от уплаты налога организаций, созданных на территории специальных экспортных зон, освобождение от налога дохода, полученного от бизнеса в сфере разработки программного обеспечения и оказания информационно-технологических услуг, льготы для частных энергетических компаний и ряд других льгот. Организации, пользующиеся той или иной льготой, ведут бухгалтерские книги и подают декларацию о доходах согласно действующему законодательству.
Перечень льгот и организаций, имеющих право их применять, а также ставки налога пересматриваются ежегодно.
Подводя итоги, можно заметить, что налогообложение в Бангладеш имеет ярко выраженный социальный характер: прогрессивная шкала, наличие льгот, наличие необлагаемого минимума. Также налицо поддержка правительством определенных отраслей народного хозяйства, как то энергетика, сельское хозяйство, высокотехнологичные отрасли, и определенных территорий страны. Все это должно в ближайшем будущем сказаться на развитии Бангладеш.
ЛИТЕРАТУРА
1. Taxation Handbook (updated to Finance act 2012) September 2012, Rahman Rahman Huq, Chaptered Accountants.
2. Income tax Ordinance, National Board of Revenue of Bangladesh, 1984.
3. Income tax at a glance, National Board of Revenue of Bangladesh, 2012.
4. Шинков Александр «Бангладеш», реферат [Электронный ресурс] URL:http://www.ref.by/refs/17/38538/1.html.
5. [Электронный ресурс] URL:http://www.nbr-bd.org/, материалы сайта.
6. [Электронный ресурс] URL:http://www.reportbd.com/articles/35/2/ Taxation-in-Bangladesh/Page2.html.
7. Электронный ресурс] URL:http://www.bangladesh.alloexpat.com/ bangladesh_information/taxation_in_bangladesh.php.
8. [Электронный ресурс] URL:http://www.slideshare.net/jmasnun/ income-tax-reforms-in-bangladesh.
9. [Электронный ресурс] URL:http://ru.wikipedia.org/, материалы сайта.