Научная статья на тему 'Налог на добавленную стоимость в Народной Республике Бангладеш'

Налог на добавленную стоимость в Народной Республике Бангладеш Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1119
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНГЛАДЕШ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГ С ОБОРОТА / "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАЛОГ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Юлия Анатольевна

В статье рассматриваются основные моменты, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в Народной Республике Бангладеш по состоянию на 2013–2014 налоговый период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налог на добавленную стоимость в Народной Республике Бангладеш»

Библиографический список

1. Хамзина И. Маркетинговое исследование «Обзор рынка кормов для домашних животных» / И. Хамзина. - Сентябрь, 2011.

2. International Markets Bureau. MARKET INDICATOR REPORT: Consumer Trends Pet Food in Russia. - December, 2009.

3. International Markets Bureau. MARKET INDICATOR REPORT: The United States A Growing Pet Food Market. - May, 2010.

4. Market Report: Petfood exports increasing in Ukraine / Vladislav Vorotnikov [URL]. -www.petfoodindustry.com. - 09.07.2013.

5. Market Report: Pet owners seek new information sources [URL]. - www.petfoodindustry.com. -10.08.2010.

6. Market Report: Russia's petfood market volume keeps growing / Vladislav Vorotnikov [URL]. -www.petfoodindustry.com. - 09.07.2013.

7. Online petfood sales: Small but growing channel / Debble Phillips-Donaldson [URL]. -www.petfoodindustry.com. - 03.09.2013.

8. Research: What's in store for pet retail / Mukund Parthasarathy [URL]. - www.petfoodindustry.com. -25.05.2010.

9. Top 25 global petfood companies profiled in database [URL]. - www.petfoodindustry.com. -29.11.2012.

10. USDA Foreign Agricultural Service. Russian Federation: Pet Food Market Brief. - 21.04.2011.

Ю.А. Попова

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ БАНГЛАДЕШ

Аннотация: в статье рассматриваются основные моменты, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в Народной Республике Бангладеш по состоянию на 2013-2014 налоговый период.

Ключевые слова: Бангладеш, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, «дополнительный налог».

Бангладеш - густо населенная страна на юге Азии. По данным на 2012 год, население страны насчитывает более 163 миллионов человек. Обладая небольшой по размерам территорией, страна занимает 8 место в мире по численности населения и седьмое место по плотности. Плотность населения Бангладеш равна 1099 человек на квадратный километр [5].

По оценкам ООН, Бангладеш является одной из наименее развитых стран. Неграмотность взрослого населения достигает 48% от общего числа трудоспособных людей. Значительная часть населения страны занята в сельском хозяйстве. Экспорт Бангладеш представлен преимущественно готовой одеждой, текстилем и поставками джута [3, c. 6]. Несмотря на все перечисленные недостатки страна обладает значительным потенциалом роста. Благодаря большому количеству взрослого населения труд в стране достаточно дешев, что привлекает в страну иностранных инвесторов. Также качество выпускаемой одежды на фабриках Бангладеш под контролем иностранных компаний является высоким. Немаловажен тот факт, что некоторые крупные ретейлеры, продающие одежду под своей маркой, производят ее пошив на фабриках Бангладеш. Тем самым на сегодняшний день становятся актуальными вопросы

© Попова Ю.А., 2013

о взаимодействии иностранного бизнеса и государственных структур Бангладеш, уплаты налогов в местный бюджет, организации работы представительств и др.

В данной статье будут освещены налог на добавленную стоимость (НДС) в Народной Республике Бангладеш, особенности исчисления и взимания налога на территории страны. В Бангладеш НДС начал взиматься с 01 июля 1991 года. Он был введен в действие Актом о налоге на добавленную стоимость от 02.06.1991 г., заменив собой ряд существовавших ранее налогов. Вводя налог, власти страны ставили перед собой следующие цели:

- придание большей прозрачности системе налогообложения;

- снижение многоступенчатости (каскадности) обложения налогами на потребление (когда налог взимается с суммы другого уплаченного налога);

- улучшение налогового администрирования;

- стимулирование экономического роста путем более разумного использования внутренних ресурсов предприятий;

- обеспечение большей стабильности налоговых поступлений [3, а 6].

Понятие НД в Бангладеш включает в себя еще два налога помимо НДС, обычно уплачиваемого в других странах (всего три части). Кроме общепринятого налога, в Бангладеш также уплачивается налог с оборота (вид налога с продаж без учета затрат), который применяется к незначительным оборотам и дополнительный налог. Последний налог включен в Акт о налоге на добавленную стоимость, но по своей сути является отдельным налогом, по принципу своего действия, схожим с акцизом [3, а 7].

НД взимается с импорта, производства, оптовой и розничной торговли товаров и услуг по стандартной ставке 15% в момент поставки товаров и оказания услуг. НДС по ставке 15% уплачивается всеми предприятиями с ежегодным оборотом более 7 000 000 BDT (банг-ладешских так) [1, а 50]. При определении налоговых обязательств налог уплачивается с разницы между суммой, вырученной за проданный товар (оказанную услугу), и суммой понесенных предприятием затрат на производство данного товара (оказание услуги), с которой был уплачен налог. Декларации по НДС представляются ежемесячно или в некоторых случаях ежеквартально (например, производство кирпича) и два раза в год (например, организации, производящие экспорт 100% своей продукции). Весь экспорт облагается по ставке 0%. Помимо ставки 0% в Бангладеш действуют другие, так называемые уменьшенные либо усеченные ставки [3, а 8]. Список товаров и услуг, а также ставки по ним ежегодно пересматриваются властями Бангладеш. На сегодняшний день актуальны следующие усеченные ставки: 1,5%, 2%, 2,25%, 4%, 4,5%, 5%, 5,5%, 6%, 9% [1, а 53]. В случае с оптовыми и розничными торговцами усеченная ставка 1,5% имеет название торговый НДС [3, а 11]. Также есть авансовый торговый НДС 4%, который уплачивается импортерами в добавление к основному НДС на импорт в момент импортирования товара. При импорте фармацевтических и нефтепродуктов авансовый торговый НДС взимается по ставке 2% [1, а 51].

Налог на добавленную стоимость в Бангладеш предусматривает освобождение от уплаты налога в некоторых случаях, перечисленных в первом и втором приложениях к акту о НД. Перечень освобожденных товаров включает в себя главным образом сельскохозяйственные продукты и продукты питания, которые можно классифицировать как товары первой необходимости. Перечень освобожденных от налогообложения услуг, помимо общих для большинства стран медицинских, социальных, образовательных, транспортных, включает в себя услуги в сфере культуры и развлечений, торговых и немедицинских профессиональных услуг, которые обычно не подлежат освобождению от НДС в других странах [3, а 8]. Также

НДС не уплачивают организации с годовым оборотом не превышающим 2 400 000 BDT [3, а 9].

Особенностью налога на добавленную стоимость Бангладеш является налог, удерживаемый у источника выплаты, когда покупатель обязуется из общей суммы, причитающейся поставщику, удержать сумму налога и перечислить ее в бюджет. Поставщик, в свою очередь, должен отразить удержанный покупателем налог в своей декларации. Такого рода обязательство налагается правительством на государственные, неправительственные организации и организации с ограниченной ответственностью в отношении определенного перечня услуг. Данное условие введено для того, чтобы предотвратить занижение налогоплательщиками сумм налога к уплате в бюджет [3, с. 11].

Законодательство Бангладеш предусматривает ограниченную возможность произвести возврат НДС из бюджета, в случае если входящий НДС превышает начисленный. Большинство налогоплательщиков имеют право отрицательную разницу перенести на следующий период. Только те налогоплательщики, которые постоянно показывают отрицательный НДС к уплате (преимущественно, экспортеры) имеют право требовать возврат денежных средств из бюджета [3, с.12].

Законодательством Народной Республики Бангладеш предусмотрена обязательная государственная регистрация всех налогоплательщиков НДС. Обязательной регистрации подлежат лица, которые:

- превысили регистрационный порог в 7 000 000 BDT за последние 12 месяцев;

- превысили половину регистрационного порога 3 500 000 BDT за последние 6 месяцев;

- имеются веские основания полагать, что лицо превысит указанный порог в течение следующих 12 месяцев [2, с. 31].

Лицо, которое должно быть зарегистрировано в качестве плательщика НДС, обязано не позднее 15 числа месяца, предыдущего дню обязательной регистрации, подать заявление в Национальный совет по доходам в утвержденной форме [2, с. 31]. Например, если организация превысила регистрационный порог 30 апреля, то заявление должно быть подано не позднее 15 мая, и организация должна быть признана плательщиком НДС 01 июня. В течение десяти дней после получения заявления государственный служащий должен выдать сертификат и сопутствующие документы.

Налогоплательщики, которые не зарегистрированы в качестве плательщиков НДС и имеют годовой оборот более 2 400 000 BDT, обязаны не позднее 30 дней после окончания квартала, в котором данный порог был превышен, зарегистрироваться в качестве плательщиков налога с оборота. После получения подтверждающих документов от государственного служащего налогоплательщик, зарегистрированный для целей уплаты налога с оборота, уплачивает его ежегодно в размере 3% от оборота компании за отчетный период [1, с. 49]. Право на вычеты они не имеют. Налог с оборота не является видом или формой налога на добавленную стоимость и налог, уплаченный одной организацией, при реализации своего товара налогоплательщику, зарегистрированному в качестве плательщика НДС, не может быть зачтен последним при уплате налога на добавленную стоимость. По этой причине налог с оборота считается каскадным. Особенно это видно в случае, если налогоплательщик является промежуточным производителем, закупающим материалы и продающим готовую продукцию зарегистрированным плательщикам НДС [3, с. 9].

Кроме НДС и налога с оборота, режим уплаты НДС предполагает дополнительный налог. Товары, подлежащие обложению, и ставки налога определены в третьем приложении

к акту о налоге на добавленную стоимость. Обязанность по уплате введена для того, чтобы увеличить поступления в бюджет от потребления дорогих товаров класса люкс и уменьшить потребление социально нежелательных товаров, таких как табак и алкоголь. Налог также распространяется на широкий спектр продуктов питания. С момента введения НДС в 1991 году перечень товаров, подлежащих обложению дополнительным налогом, и ставки налога уменьшались [3, с. 9].

Основная ставка дополнительного налога - 20%. В зависимости от объекта обложения она варьируется от 5% до 350%. Налог взимается независимо от уплаты НДС и включается в стоимость товара при расчете налога на добавленную стоимость. Дополнительный налог, уплаченный при приобретении товаров и услуг, не может быть зачтен в целях расчета НДС покупателями [3, с. 10].

Подводя итог вышесказанному, можно основные элементы налога на добавленную стоимость в Народной Республике Бангладеш изложить в табличном виде.

Основные элементы налога на добавленную стоимость в Народной Республике Бангладеш

Критерий Налог с оборота Налог на добавленную стоимость Дополнительный налог

Годовой оборот компании как условие для уплаты налога Более 2 400 000 ББТ, но менее 7 000 000 ББТ Более 7 000 000 ББТ Не имеет значения

Налоговая база Квартальный оборот Сумма, вырученная за проданный товар, подлежащий обложению Сумма затрат, с которой был уплачен налог Стоимость товара, подлежащего обложению

Налоговая ставка 3% 0%; 15% и «усеченные» ставки на товары и услуги, определенные Правительством 20%, и индивидуальные ставки на товары, определенные Правительством

Налоговый период Квартал Календарный месяц Календарный месяц

Срок уплаты налога и подачи декларации Не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим периодом Не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим периодом Не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим периодом

Правительство страны понимает, что система налогообложения требует дальнейшей проработки, конечной целью которой является повышение собираемости налогов, максимальное упрощение процесса определения суммы налога и взимания его в бюджет. В связи с этим Национальный совет по доходам к работе над налоговой системой приобщает ино-

странных специалистов, на основании работ которых ведется реформирование действующего законодательства.

Библиографический список

1. Taxation Handbook (updated to Finance act 2012), Rahman Rahman Huq, Chaptered Accountants, Bangladesh, 2012.

2. Value Added Tax Act, Bangladesh, 2011.

3. Consumption Taxes in Developing Countries - The case of the Bangladesh VAT, A. M. C. Smith, A. Islam, M. Moniruzzaman, New Zealand, 2011.

4. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nbr-bd.org/

5. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/

6. A draft plan for Implementing the new value-added tax, J. Brondolo, D. Adams, J. Ryan, P. Tregillis, S. Vesperman, Bangladesh, 2012.

М.Н. Рыбина В. О. Исаенко

ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: особенной характеристикой новой экономики является переход к новому типу потребления. Новая экономика - это экономика творческого потребления и индивидуализированного потребления. Каково потребление, таков и человек - потребление становится существенным фактором развития человека.

Ключевые слова: новая экономика, технологии, повседневность бытия, потребление, общество потребления, краудсорсинг.

В современных условиях продолжается интенсивный процесс осмысления новой экономики. На наш взгляд, анализ новой экономики должен исходить из объективно сложившейся реальности современного мира. Современная реальность - это результат и дальнейший процесс бурно развивающейся научно-технической революции, которая прошла с середины ХХ века ряд качественно отличающихся друг от друга этапов; вместе с тем современная реальность - это смешанная экономика, везде социально ориентированная с активным присутствием государства в экономике. И, наконец, современная реальность - это глобализация на этапе транснационализации мирохозяйственных связей. Эти три принципиальных доминанты определяют императив современности - новой экономики. Такой методологический подход к анализу новой экономики позволяет характеризовать ее следующим образом:

Новая экономика - это целостная социально-экономическая и политическая система, в которой знания, идеи, информация, передовые технологии и нематериальные активы становятся ее доминирующими свойствами.

Качество инновационного потенциала может быть обеспечено только на основе непрерывного системно обустроенного образования. Известно, что понимание этого прослеживается у всех ответственных исследователей данной проблематике во всех странах мира. Научная сфера должна быть инновационно ориентирована в своих прикладных научных иссле-

© Рыбина М.Н., Исаенко В.О., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.