налоги и налогообложение
Лященко Н.А.
налог на доходы ФИЗИЧЕСКИХ лиц -торжество социальной справедливости
Налоги - неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Финансово-экономический фундамент этой взаимосвязи остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства в пользу государства для формирования его централизованных ресурсов, а проще говоря, бюджета. «Налоги для государства то же, что парус для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» (Екатерина II, российская императрица). Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе. Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги - один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они являются важнейшим инструментом проведения экономической политики любого государства.
В ст.57 Конституции РФ за гражданами закреплена обязанность уплаты законодательно установленных налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из основных налогов, так как он распространяется на все работающее и получающее иные доходы население страны.
В СССР подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. Техника взимания налога сохранялась неизменной вплоть до конца восьмидесятых годов. Платили его все и со всех доходов, налоговую базу исчисляли ежемесячно (кроме кустарей и ремесленников, а также частнопрактикующих граждан), ставки были прогрессивными, но разграничены по социальным группам (рабочие, служащие, работники свободных профессий ( артисты, писатели), кустари и др. Существование прогрессивной ставки подоходного налога объяснялось необходимостью выравнивания доходов граждан для обеспечения большей социальной справедливости, что достигалось также установленным необлагаемым минимумом и слабо прогрессивной шкалой 20
налогообложения. Практически все доходы граждан прямо контролировались государством.
Основы современного налогообложения доходов физических лиц были заложены в России с принятием Закона РФ « О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 г. № 1998-1, а затем существенные изменения законодательства о подоходном налоге происходили практически ежегодно и до 2001г. законодательство подверглось изменениям более 10 раз. Однако, несмотря на все вносимые изменения, налог оставался прогрессивным. Частые изменения законодательства о подоходном налогообложении, довольно жесткая прогрессивная шкала, нестабильность экономики и ряд других причин, привели к тому, что поступления в бюджет от подоходного налога в 2000 г. составили лишь 18,9%. Несоразмерная нагрузка на бизнес привела к тому, что бизнес начал находить способы как избежать лишних расходов и стал выводить огромные средства из под контроля налогообложения. В результате, в 2001 году Россия ввела плоскую шкалу подоходного налога, с достаточно низкой ставкой-13%, которая действует и до настоящего времени. Проведенная реформа налогообложения предполагала снижение налогового бремени с целью сокращения масштаба уклонения от уплаты налога. Важнейшим принципом действующего в настоящее время НДФЛ, вступившего в силу в 2001 году, стало равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Принцип ежемесячного обложения доходов, вне зависимости от совокупного годового дохода, действовавший в СССР, был заменен обложением совокупного годового дохода. Это дало возможность к 2005 году увеличить поступление в бюджет от данного налога до 31.8% частично за счет вышедшего из «тени» бизнеса, частично за счет усиления администрирования налога на доходы физических лиц. Однако, наряду с фискальными задачами, система подоходного налогообложения граждан должна выполнять ряд социальных задач, одной из которых является принцип социальной справедливости. Время показало, что ожидания не оправдались и желаемые результаты не были достигнуты. Выполнение плана наполнения бюджета происходит не столько за счет высоких доходов состоятельных граждан, сколько за счет оплаты труда бюджетников, военнослужащих, (особенно после отмены им льгот), административных органов, государственных предприятий, т.е.там, где налоговые агенты собирают налог у источника выплаты и сами перечисляют в бюджет.
Принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны, сформулированный А. Лаффером, говорит о том, что «оптимальная прогрессивная шкала ставок налога к налоговой базе является движущей силой экономической инициативы граждан в получении прибыли». Построенная им кривая зависимости между прогрессивным налогообложением и доходами бюджета показывает, что «если ставки налога устанавливаются выше оптимального уровня, то часть налогоплательщиков уходит в тень, в так называемый, «серый» сектор экономики, то есть все это приводит к нелегальному сокрытию доходов от налогообложения». Оптимальная система подоходного обложения должна выполнять четыре функции - фискальную, социальную, эффективного
функционирования и организационно-техническую. Мерилом эффективности налогообложения выступает его нейтральность по отношению к различным видам экономической активности и создание условий для устойчивого развития предпринимательства и предпринимательских структур в экономике страны.
Мы разделяем точку зрения Т.Н. Богославец, что «чем сильнее выражена прогрессия налога, тем больше будут потери в благосостоянии, т.е. тем менее эффективным будет налог». Вся история замены прогрессивного налогообложения плоской шкалой НДФЛ, говорит о сохраняющемся неравенстве доходов граждан до и после налогообложения. Принятие плоской шкалы позволило снизить налоговое бремя на тех, кто имел более высокий доход и увеличить его для лиц с низкими доходами. Все последующие изменения, вносимые Федеральными законами, кардинально не меняли систему налогообложения личных доходов, а лишь вносили изменения в уже существующее законодательство. Следовательно, можно констатировать, что задачи справедливости и эффективности налогообложения доходов физических лиц так и не решены, и для их решения требуются существенные преобразования.
Основные проблемы НДФЛ, в настоящее время можно определить следующими факторами:
1.Несоблюдением основополагающих принципов налогообложения, разработанных еще А. Смитом и А. Вагнером:
- принципа справедливости;
- принципа эффективности;
- принципа соразмерности;
2. Применением вычетов по НДФЛ, которые носят лишь явочный характер, достаточно жестко ограничивают круг плательщиков, которые могут ими воспользоваться и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина этих вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума ( на детей) или зависит от дохода граждан, облагаемых по ставке 13%.
З.Закон по НДФЛ не предусматривает систему необлагаемого минимума, который бы обеспечивал простое биологическое существование граждан. Прожиточный минимум, который совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров и услуг, никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда.
4. Отсутствием системы должного контроля за сверхдоходами физических лиц, что порождает возможность ухода от налогообложения и сокрытия доходов.
Таким образом, для решения задач, связанных с эффективным и справедливым налогообложением личных доходов граждан, необходимы определенные преобразования:
-введение прогрессивной шкалы налогообложения, для которой основополагающими факторами должны быть следующие элементы: налогооблагаемый минимум, скидки, увязанные с суммой фактических расходов, произведенные на те, или иные, оговоренные в налоговом законодательстве цели, а также про-
грессивная система налоговых ставок по возрастающей шкале, не нарушающей принцип соразмерности и имеющей оптимальный характер;
-введение необлагаемого минимума, который является основной льготой и не должен затрагивать ту часть дохода, которая обеспечивает поддержание минимального жизненного уровня плательщика и его семьи. Необлагаемый минимум должен соответствовать прожиточному минимуму, исчисленному исходя из цивилизованного потребления товаров и услуг;
-ужесточение мер по администрированию налога на доходы физических лиц, в особенности лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень. Ввести повышенную шкалу ставок на сверхдоходы.
Процесс реформирования НДФЛ должен идти постепенно и плавно. Введение прогрессивной шкалы налогообложения может вызвать недовольство со стороны населения, которая будет уплачивать больший налог, чем раньше, но думать о том, что бизнес не доверяет институтам власти и уйдет в «тень», а последствия для бюджетов будут отрицательными, нет никаких оснований. По нашему мнению плоская шкала налогообложения выполнила свои функции, и ее дальнейшее применение не целесообразно. В настоящее время единая ставка НДФЛ создает ситуацию для неравномерного распределения налоговых обязательств, не учитывает реальную платежеспособность различных слоев населения. Все больше увеличивается разрыв между богатыми и бедными, возрастает социальная дифференциация. Необходимо учитывать, что «в России практически отсутствует средний класс, поэтому применение плоской шкалы не соответствует структуре нашего общества, и нарушает социальную справедливость. Тяжесть налогового бремени должна приходиться на тех лиц, чей уровень дохода превышает доходы среднего класса» (А.Бунич). Введение прогрессивной шкалы НДФЛ в настоящее время стало вполне вероятным. НДФЛ называют и «торжеством социальной справедливости» и «эффективным способ пополнения бюджета». Кроме того, есть множество позитивных примеров успешных стран, в которых введена прогрессивная шкала, а уход от налогообложения крайне затруднен; он не только карается законом, но и сурово осуждается обществом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г с последующими изменениями и дополнениями // СПС «Консультант Плюс»
2. Богославец Т. Необходимость реформирования налога на доходы физических лиц // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2009. - №4. - С. 143-147.
3. Бунич А. Прогрессивный подоходный налог должен служить средством обеспечения социальной справедливости / А. Бунич // Информационно-ана-
литический портал. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// bunich.ru/press/
4. Коротаева О.А., Кувалдина Е.В. Недостатки и тенденции развития налога на доходы физических лиц в России //Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.).
5. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2009.
6. Яковлева-Чернышева А.Ю. Концептуальные основы управления устойчивым развитием предпринимательских структур / А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, А.В. Кузнецов // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 239-250.
Филонова Э.А., Юхновец Л.Ю., Гладуша Б.Б.
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В настоящее время доля малого и среднего предпринимательства в ВВП развитых стран очень велика [1, С.187]. В США доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 52 % (5,6 трлн. долл.), в общем количестве действующих предприятий — 97,6 %, в общей численности экономически активного населения — 50,6 %., что выводит США в число бесспорных лидеров по развитию малого и среднего предпринимательства [2, С. 554].
Необходимо отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране шло очень медленно, а соответственно, и мер поддержки этого сектора бизнеса, в том числе налогообложение [3, С.55]. Россия пережила много потрясений и, когда стала осознаваться проблемность налогообложения нашей страны, стали приниматься соответствующие нормативно-правовые акты, которые были направлены на создание стимулов и льгот в сфере налогообложения [4, С.167].
Конкретные преобразования налогообложения малого и среднего предпринимательства стали меняться в 90-х гг. прошлого века. В этот период, в 1996 г. был