Научная статья на тему 'НАЛИЧИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ'

НАЛИЧИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
Менеджмент / персонал / подченённые / лидерские качества / искусство управления / элемент.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маджнунова Мутаҳира Ҳукуматовна

В данной статье автор дает практическое обоснование важности лидерских качеств в процессе управления рабочим персоналом. Автором также, на основе соцопроса, проведен статистический анализ, с помощи которого определена готовность подчинённых следовать за лидером. На ряду с этим автором раскрыты основные составляющие элементы лидерских качеств на основе которых приведены предложения для достижения эффективности управления персоналом и карьерного роста работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЛИЧИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ»

НАЛИЧИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

МАДЖНУНОВА МУТАХДРА ^УКУМАТОВНА

дотсент кафедры менеджмент и организатсия туризма Бохтарского государственного университета имени Носири Хусрава.

Аннотация: В данной статье автор дает практическое обоснование важности лидерских качеств в процессе управления рабочим персоналом. Автором также, на основе соцопроса, проведен статистический анализ, с помощи которого определена готовность подчинённых следовать за лидером. На ряду с этим автором раскрыты основные составляющие элементы лидерских качеств на основе которых приведены предложения для достижения эффективности управления персоналом и карьерного роста работника.

Ключевые слова: Менеджмент, персонал, подченённые, лидерские качества, искусство управления, элемент.

Annotation: In this article, the author gives a practical rationale for the importance of leadership qualities in the process of personnel management. The author also carried out a statistical analysis, based on the opinion poll, which determined the readiness of subordinates to follow the leader. Along with this, the author reveals the main constituent elements of leadership qualities on the basis of which proposals are made to achieve the effectiveness ofpersonnel management and the career growth of an employee.

Key words: Management, personnel, subordinates, leadership qualities, art of management, element.

Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень власти, используемая им, его забота о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - всё отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Важнейший вклад данного подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, то есть того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

В современной литературе повсеместно встречаются публикации на тему саморазвития лидерских качеств, а также эффективности управления построенной на этих качествах. Данная тема исследована достаточно глубоко, но в большинстве случаев подчеркиваются два основных моделей управления- западная и восточная, а именно японская и американская модели управления. Краткое определение этих систем можно охарактеризовать следующим образом:

^ американская модель- в основном опирается на процессы, методы управления, средства, планы, тем самым ассоциируя управление персоналом последовательность механических действий. процесс управления в данной модели напоминает стандартизированный продукт, с помощи которого руководители реализуются, используя эти методы на своих подопечных.

> японская модель управления- в основе которого понимается единство персонала и каждый отдельно взятый работник. Особое внимание выделяется на наставничество, мотивацию и развитию рабочий персонал. Все достижения в предприятии асоциируются с уровнем развития персонала.[5]

Обуславливаются данные особенности менталитетом и традициями. Например, у жителей северной части земли развито чуство обязательства перед установленными нормами. Игнорирование установленных норм считается социальным отклонением. Именно

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

это и является основной причиной налаженной системообразующей менеджмента в Америке и европейских странах. в таких восточных странах, где больше используют восточную модель управления, Южная Корея, Япония, Китай преобладает патернализм, и развитое чувство традиций. [4]

Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень власти, используемая им, его забота о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - всё отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера. Важнейший вклад данного подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, то есть того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.

Жители вышеперечисленных стран в основном отличаются высокой порядочностью и не является обязательным ставить вокруг них жесткие рамки. Восточные люди прекрасно осознают важность общественной цели и понимают и принимают во всех смыслах важность своей роли в обществе. об этом свидетельствует успешность и таких компаний как Nissan, Toyota, Samsung Electronics и др.

Характерным для Республики Таджикистан принято считать американскую модель управления, так как почти во всех учебных заведениях, где преподают менеджмент в основном пользуются западной классической и современной литературой. [3] Исторически в Таджикистане сложилось так, что в общественный строй обусловлен наличием одного или нескольких лидеров. Не все из этих лидеров наделены лидерскими качествами, некоторые обладают ораторскими способностями, некоторые обладают харизмой, а другие вовсе приняты на должность управляющего с помощи разного вида способов.

Современный Таджикский менеджмент реализуется аналогично американской модели управления. Далее представлены итоги статистического анализа среди работников ООО «Ёсин», который занимается перепродажей авиабилетов. Сотрудникам был задан вопрос: «Представьте себе, что вы более часа стоите в очереди для получения важного документа. Когда именно подойдет ваша очередь неизвестно. Операторы, выдающие документ не работают должным образом- то отвечают на телефонные звонки, в общем прерывают рабочий процесс по различным поводам. В помещение входит некий человек и несмотря на стоящую очередь, всячески пытается подойти к окошку. Тут один из стоящих в очереди высказал своё недовольство по поводу происходящего и попросил человека занять своё место в очереди. Как именно вы отреагируете?» Варианты вопросов были изложены в следующей форме:

• не буду вмешиваться, не моё дело;

• не буду вмешиваться, во избежание конфликта;

• выскажу своё мнение до очередника.

Готовность следовать залидером

20%

48%

■ Выражено слабо ■ Выражено ярко ■ Присутствуют лидерские качества

Рисунок 1. Готовность следовать за лидером Наличие лидерских качеств таблица №1

Наличие лидерских качеств

Всего опрошено сотрудников 25

Готовы следовать за лидером кол-во сотрудников в %

Выражено слабо 12 48%

Выражено ярко 8 32%

Присутствуют лидерские качества 5 20%

Рассчитано автором на основе соц. опроса

Таким образом проанализировав варианты ответов можно прийти к выводу, что лишь 20 % опрошенных готовы следовать за лидером, и именно они, как правило, занимают место руководителя или становятся замистителями.

Проведённый соцопрос даёт возможность определить уровень значимости лидера и личностных качеств в процессе управления. Однако, на сегодняшний день не существует никаких инструкций по лидерству. Такие качества, прежде всего, это качество индивида, которые складываются в процессе жизненного опыта. Как и все личностные качества их можно натренировать, однако труд это нелегкий и требует определенных усилий. Однако, как показывает практика оно того стоит. Если любой работник ставит перед собой цель не

закончить свою карьеру линейным сотрудником и развиваться не как просто руководитель, а именно как лидер, то это единственный путь. [2]

Ряд западных ученых подчеркивают необходимость лидерских качеств руководителя и признают их значимость, подчеркивая важность их развития. В своём труде Брайан Трейси «Личность лидера» отмечает: «когда Вы входите в помещение, то раньше, чем Вы вообще что-то произнесете, присутствующие сразу распознают в Вас лидера. это видно из Вашего облика». [1] Руководитель, имеющий качества лидера также имеет способность влиять на обстановку и людей. Так же он отмечал, что в жизни для руководителя даны две возможности влиять на других или позволить влиять на себя. На наш взгляд можно выделить четыре основных элементов руководителя, которые определяют его личность и лидерские качества.

Рисунок №2. Основные элементы лидера

Рассмотрим каждый элемент.

1. Элемент- личностные качества. Здесь имеются в виду такие черты, как характер, мораль, нравственность взаимопонимание и др. черты характера человека, которые играют определяющую роль в том, как именно подчинённый примет руководителя с точки зрения человечности. Развитие данных качеств считается самым сложным процессом на пути становления лидера. В случае достижения этих качеств управляющий приобретает определенные методы управления, так сказать определённую менеджерскую философию. А эффективное управление персоналом считается самым значимым составляющим менеджмента. Руководители, которые эффективно управляют персоналом считаются лидерами и именно такие руководители имеют способность решать проблемы любого уровня и достигают желаемого результата в своей карьере. [6]

2. Элемент- внешний вид, поведение и ораторские качества. Трудно представить себе управляющего руководителя имеющим заурядным видом, помятой одеждой, и дешевым парфюмом. внешний вид управляющего как лидера всегда влияет на подчинённых. Что же касается ораторских качеств, то речь лидера всегда должна отличаться грамотностью, артикуляция должна быть чёткой. Речь не должна быть монотонной, интонационные выделения считаются обязательными в ораторском искусстве. Грамотный руководитель в

силу своей личности и своего мировоззрения всегда сможет направить подчинённого к выполнению задач не превышая при этом голос.

3. Элемент- управленческая компетентность (необходимые знания теории и навыки менеджмента). Зачастую, руководителями становятся те, которые имеют какие- либо качества, выработанные в процессе работы, за проработанные годы с которыми накопился кое- какой опыт, за ответственность и т.п. Однако, это не считается правильным, поскольку часто руководителями становятся далёкие от искусства менеджмента работники, не обладающие элементарными навыками менеджмента. Такие люди обычно управляют на интуитивном уровне, и зачастую не считают обязательным последующее обучение после своего назначения, что в конечном итоге приводит невыполнению планов, к снижению показателей, к ухудшению качеств и др. Каждый управляющий обязан иметь умение эффективно применять на практике управленческие основы- базовый цикл менеджмента, все его элементы, уметь мотивировать персонал, так же он обязан знать основы тайм менеджмента, технику переговоров, индивидуальный психологический подход к каждому подчинённому, стресс менеджмент и т.п.

4. Элемент- практический опыт управления. Этот элемент приходит со временем. Каждый руководитель до определенного времени считался без опытным. Для любого руководителя опыт считается значимым элементом. опыт приходит со временем, путем ошибок. Единственным, что нужно подчеркнуть в данном элементе так это важность того, что каждый руководитель должен ценой своих проб и ошибок вынести ценный урок и учится анализировать свои поступки.[7]

Таким образом, можно отметить, что истина заключается в том, что лидерами не рождаются, а становятся. Для достижения эффективности управления, необходимо развивать личностные качества. Вышеперечисленные качества характеризируют успешность лидера и гармонируют личность с богатым внутренним миром. Именно такой лидер имеет возможность вести за собой персонал и способность формировать у подчинённых уважение и доверие к себе и своим идеям считается основой искусства менеджмента не только в качестве управляющего, но и в качестве лидера. Именно такой лидер добивается определённых «высот» в своей карьере, отражая своим искусством управления эффективность любого предприятия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. А. Парабеллум. - М.: Генезис, 2010. - 30 с.

2. Башарин, В.Ф. Лидерство одна из доминант современного российского образования. Текст. / Среднее профессиональное образование. - 1998. - № 7. - С. 23-28.

3. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П, Логинова. М.: Знание. 1991. - 79 с.

4. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь / Т.34. - СПб.: Миля, 1896. - 664с.

5. Гандапас Р. Харизма лидера / Р. Гандапас. - М.: Проспект, 2010. - 60 с.

6. Грейс Н. Работа, Деньги и Любовь. Путеводитель по самореализации / Жеребова, Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических

исследований. [Текст] / Н. С. Жеребова // Руководство и ли-дерство / под ред. Б. Д. Парыгина. - Л., 1973. - С. 61-63.

7. Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках / Л. Зайверт. - М., 2009. - 20 с.

8. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности, 4-е изд, М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - с. 11.

9. Мрочковский Н. Ежедневник. Тайм-менеджмент / Н. Мрочковский. -Н. Грейс. - М.: Проспект, 2012. - 58 с.

10. Парабеллум А. Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту / Паучков Н. П., Авдеева А. В. Организация воспитательной работы в вузе по

формированию лидерских качеств обучающихся: методические реко-мендации. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2009. - 28 с. пина Паблишер, 2009. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.