Научная статья на тему 'НАЛИЧИЕ И СПЕЦИФИКА МОББИНГА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ'

НАЛИЧИЕ И СПЕЦИФИКА МОББИНГА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОББИНГ / ПРИЧИНЫ МОББИНГА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ТРЕНЕР / СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлова Наталия Ивановна, Уляева Лира Гаязовна, Долгова Елена Николаевна

Статья посвящена проблеме психологического насилия (моббинга) в спортивной школе олимпийского резерва (СШОР). В эмпирическом исследовании приняли участие 43 сотрудника данной организации и 104 сотрудника других учреждений округа. Результаты исследования показали, что специфика моббинга в рассматриваемой организации определена в оценке и перечне наиболее значимых причин, способах проявления и реакциях на него. Среди причин оказания психологического давления сотрудники отмечают особенности поведения жертвы, провоцирующие соответствующее поведение агрессора. При этом в данной организации обозначена явная конкуренция между группами разновозрастных тренеров, а проявление моббинга в большей степени связано с профессиональной деятельностью респондентов, что не характерно для представителей других учреждений. У сотрудников исследуемой спортивной организации отсутствуют ярко выраженные реакции на моббинг, при этом констатируется желание отстаивать собственные позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хохлова Наталия Ивановна, Уляева Лира Гаязовна, Долгова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESENCE AND SPECIFICS OF MOBBING AMONG SPORTS SCHOOL EMPLOYEES

The article is devoted to the problem of psychological violence (mobbing) in the sports school of the Olympic reserve. The empirical study involved 43 employees of this organization and 104 employees of other organizations in the district. The results of the study showed that the specifics of mobbing in the organization under study are determined in the assessment and in the list of the most significant causes of mobbing, the ways of manifestation and reactions to mobbing. Among the reasons for the psychological pressure, the employees note the peculiarities of the victim’s behavior, which provokes the corresponding behavior of the aggressor. At the same time, in this organization, there is a clear competition between groups of coaches of different ages, and the manifestations of mobbing, to a greater extent, are associated with the professional activities of respondents, which is not typical for representatives of other organizations. The employees of this sports organization have no pronounced reactions to mobbing, while the desire to defend their own positions is stated.

Текст научной работы на тему «НАЛИЧИЕ И СПЕЦИФИКА МОББИНГА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ»

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НАЛИЧИЕ И СПЕЦИФИКА МОББИНГА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Н.И. ХОХЛОВА, СурГУ, г. Сургут, Россия;

Л.Г. УЛЯЕВА, МГФСО, г. Москва; Е.Н. ДОЛГОВА, СШОР, г. Сургут, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме психологического насилия (моббинга) в спортивной школе олимпийского резерва (СШОР). В эмпирическом исследовании приняли участие 43 сотрудника данной организации и 104 сотрудника других учреждений округа. Результаты исследования показали, что специфика моббинга в рассматриваемой организации определена в оценке и перечне наиболее значимых причин, способах проявления и реакциях на него. Среди причин оказания психологического давления сотрудники отмечают особенности поведения жертвы, провоцирующие соответствующее поведение агрессора. При этом в данной организации обозначена явная конкуренция между группами разновозрастных тренеров, а проявление моббинга в большей степени связано с профессиональной деятельностью респондентов, что не характерно для представителей других учреждений. У сотрудников исследуемой спортивной организации отсутствуют ярко выраженные реакции на моббинг, при этом констатируется желание отстаивать

собственные позиции.

Ключевые слова: моббинг, причины моббинга, психологическое насилие, тренер, спортивная организация,

спортивная деятельность.

THE PRESENCE AND SPECIFICS OF MOBBING AMONG SPORTS SCHOOL EMPLOYEES

N.I. KHOKHLOVA, SurGU, Surgut city, Russia;

L.G. ULYAEVA, MGFSO, Moscow city; E.N. DOLGOVA, SSHOR, Surgut city, Russia

Abstract

The article is devoted to the problem of psychological violence (mobbing) in the sports school of the Olympic reserve. The empirical study involved 43 employees of this organization and 104 employees of other organizations in the district. The results of the study showed that the specifics of mobbing in the organization under study are determined in the assessment and in the list of the most significant causes of mobbing, the ways of manifestation and reactions to mobbing. Among the reasons for the psychological pressure, the employees note the peculiarities of the victim's behavior, which provokes the corresponding behavior of the aggressor. At the same time, in this organization, there is a clear competition between groups of coaches of different ages, and the manifestations of mobbing, to a greater extent, are associated with the professional activities of respondents, which is not typical for representatives of other organizations. The employees of this sports organization have no pronounced reactions to mobbing, while the desire to defend their own positions is stated.

Keyword: mobbing, causes of mobbing, psychological violence, coach, sports organization, sports activity.

Введение

Социально-психологический климат играет важную роль в формировании продуктивной работы коллектива. Нестабильность экономической ситуации накладывает «отпечаток на восприятие мира..., приводит к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов» [4]. Повышение конкурентности обусловливает ряд неблагоприятных факторов в организациях, например, увеличение количества конфликтных ситуаций, грубое отношение и пренебрежение со стороны руководителей, психологическое насилие, психологическая травля, осуществляемая руководством или коллегами.

Психологическое насилие сегодня конкретизируется в понятиях «моббинг» и «буллинг», и введены они были для обозначения агрессивной специфики взаимоотношений людей в группах. Понятие «моббинг» в социологическом значении впервые употребил X. Лейменн, определивший его как «психологический террор», включающий «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека» [2, 5, 6]. Моббинг в обществе основан на противопоставлении «своих» и «чужих» в борьбе за различные виды ресурсов. Другое определение сформулировал С.А. Дружилов: моббинг (от англ. mob - грубить, нападать толпой, стаей, травить) - это форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе с целью его последующего увольнения. Оно проявляется в виде разного рода притеснений работника, происходящих на протяжении длительного времени (негативные высказывания, необоснованная критика, социальная изоляция, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п.) [2]. В данном определении автор обращает внимание на то, что проявление насилия осуществляется в соответствии с конкретной целью притесняющего.

Эксперты [2, 3, 5] по данной проблеме отмечают, что в отечественном лексиконе эти понятия начали активно использовать в последнее десятилетие, тогда как на Западе феномен моббинга персонала исследуется уже не одно десятилетие. В России проблема несправедливого отношения работодателя, психологический прессинг или дискриминация в отношении работников находится на уровне констатации факта [5]. Помимо этого, определены негативные последствия как в экономическом (увеличение числа и продолжительности отпусков по болезни, рост «текучести» кадров, снижение эффективности деятельности) [3], так и психологическом аспекте (снижение работоспособности, мотивации к деятельности, повышение конфликтности) [3].

На современном этапе изучения данной проблемы важно конкретизировать предмет исследования и рассмотреть специфику психологического прессинга относительно конкретной сферы деятельности. Изучение специфики моббинга в соответствии со сферой деятельности позволит психологу выстроить стратегию и тактику работы с коллективом.

Предметом нашего исследования является моббинг как характеристика взаимоотношений сотрудников спортивных организаций.

Современный спорт сопряжен с высоким уровнем эмоциональной и физической нагрузок и спортсменов, и тренерского состава. Помимо ориентации на высокие результаты в деятельности наблюдается конкуренция между тренерами. Это связано с несколькими причинами: экономической (финансовые вознаграждения за успешность выступления учеников), психологической (личностные особенности, отсутствие лабильности к изменяющимся условиям), профессиональной (демонстрация авторитетности и экспертность в области подготовки спортсменов). Конкуренция может принимать негативный характер и трансформироваться в противостояние и конфликтность между тренерами и другими сотрудниками организации, что способствует снижению личной и профессиональной эффективности тренера.

Цель исследования - определить наличие и варианты проявления моббинга в одной из школ спортивного резерва (СШОР).

Организация и методы исследования

С целью определения специфики моббинга в исследуемой организации был проведен сравнительный анализ результатов опроса рассматриваемого коллектива с результатами опроса сотрудников неспортивных организаций округа.

Для определения наличия и специфики моббинга у сотрудников организации были использованы следующие методы:

1) метод психологического измерения и методика-опросник Э.А. Угнич и Е.В. Деминой «Моббинг в рабочем коллективе» [5, 6];

2) методы статистической обработки данных:

- частотный анализ в программе SPSS 19.0;

- сравнительный анализ (критерий Фишера) в программе SPSS 19.0.

На первом этапе эмпирического исследования был реализован опрос сотрудников СШОР с целью выявления наличия моббинга и его проявлений. Опрос проводился в январе 2021 г. Данный период характеризовался: 1) наличием ограничительных мер (интенсивность тренировок, социальных контактов, отсутствие соревнований и пр.); 2) общим снижением заработной платы; 3) нарастанием ситуации неопределенности и беспокойства как в стране, так и профессиональных отношениях. Условия пандемии вынуждали тренеров и сотрудников искать новые средства организации деятельности и мотивированности подопечных. Не все тренеры и сотрудники готовы были к быстрому перестраиванию собственной деятельности и освоению новых систем связи, способов взаимодействия со спортсменами, что приводило либо к отказу от работы, либо к демонстрации негативизма -«никакой помощи», «почему я должен об этом думать». Пандемия выступила своеобразным триггером проблемных отношений в коллективе.

В опросе приняли участие 43 сотрудника спортивной организации (30% - мужчины, 70% - женщины). Возрастной диапазон участников - 23-59 лет. Более 50% опрошенных являются тренерами по различным видам спорта.

Количество наблюдателей моббинга

Количество жертв моббинга

Наблюдали оказание моббинга на других

■ Испытывали моббинг

□ Не испытывали моббинг

Рис. 1. Данные опроса сотрудников спортивной организации

Так, по данным тестирования было установлено, что 17% сотрудников спортивной школы стали свидетелями моббинга (рис. 1, а), а 19% - испытывали моббинг на себе (рис. 1, б). Около трети (30,2%) опрошенных в коллективе подвергались психологическому давлению: 50% испытывающих на себе психологическое давление - тренеры, при этом 50% свидетелей моббинга - также тренеры.

Возраст 48% жертв моббинга - моложе 30 лет, а 75% наблюдателей моббинга - старше 45 лет. Моббинг демонстрируется со стороны руководства в 33,3%, а со стороны коллег - в 44,4% случаев. Можно предположить, что в профессиональной среде наблюдается конкуренция между разными поколениями тренеров. Этот факт обусловлен как своеобразием экономической ситуации, при которой основным условием повышения активности сотрудников руководство видит в усиление конкурентности, так и отсутствием управленческого решения по преемственности деятельности. Наставничество становится неактуальным и экономически нецелесообразным для старшего поколения. Генеративность - желание передать опыт, помочь более молодым сотрудникам - явно не констатируется в группе исследуемых. Данная ситуация может свидетельствовать как о борьбе между сотрудниками за место работы, так и о противоречии между личными целями и целями спортивной школы, что обусловливает серьезную кризисную ситуацию в самой организации, в частности и, предположительно, в спорте в целом.

Следовательно, необходимо искать новые способы организации деятельности, уходить от дискретных задач каждого сотрудника и выстраивать ценностно-смысловые ориентиры совместной работы всего коллектива. Только в этом случае тренерская деятельность и деятельность других сотрудников будет ресурсной для них самих и результативной для спортивной школы.

При анализе оказания моббинга жертву будем называть респондентом, а нападающего - агрессором. Перечислим наиболее частые причины оказания моббинга по результатам опроса: 42,9% - личностные особенности респондента; 35,7% - неприязнь агрессора к респонденту; 28,6% - демонстративная независимость респондента, компетентность респондента; особенности характера агрессора. Это может быть недостаток профессиональной компетенции; неразвитые профессионально значимые качества личности (мотивационно-целевая ориентация, сила воли, уверенность в себе, толерантность, стрессо-

устойчивость и др.); проявление зависти к более успешным сотрудникам и противостояние с ними [1, 4]. Как видим, в большинстве случаев причины психологического давления в меньшей степени связаны с профессионализмом и компетентностью сотрудников.

Анализируя проявления моббинга, назовем наиболее часто упоминаемые участниками способы: 42,9% - несправедливая критика; 35,7% - упреки в ошибках и неточностях; 28,6% - распространение сплетен; по 21,4% -неконструктивная критика, обсуждение и критика личной жизни, ругань, крики, оскорбление, поручение бессмысленных заданий.

Констатируется различная реакция на психологическое давление сотрудников организации: переживание стресса (35,7% опрошенных); желание все бросить и хлопнуть дверью, желание все бросить и тихо уйти, желание бороться (по 21,4%). Данного рода реакции свидетельствуют о снижении активности в выполнении профессиональной деятельности.

Таким образом, характеризуя психологическое давление в СШОР, следует отметить, что моббингу подвержены или стали свидетелями треть коллектива, при этом жертвами оказывались в основном тренеры моложе 30 лет, а в качестве наблюдателей - тренеры старше 45 лет. В организации наблюдается противопоставление между молодыми тренерами и опытными (стаж более 10 лет).

На втором этапе эмпирического исследования с целью определения специфики моббинга сотрудников был проведен сравнительный анализ его проявлений в СШОР и других муниципальных организациях округа (сферы деятельности - образование и медицина). Выбор данных организаций обусловлен рядом аспектов: муниципальные организации (приближенность условий организации труда), предоставление услуг (спортивные, медицинские, образовательные). Сравнение осуществлялось по следующим параметрам: причины оказания и проявления психологического давления, реакция людей на моббинг с позиции опрашиваемых.

Опрос работников организаций округа был проведен в 2020 г., в нем приняло участие более 150 чел., выбрано 104 работника муниципальных учреждений (в основном сферы образования и медицины), возрастной диапазон которых составил 19-52 года. Далее по тексту введем обозначения: сотрудники СШОР - группа 1, сотрудники других организаций - группа 2.

С*)

Для общего количества фактов констатации моббинга в обеих группах различия статистически значимы (критерий Фишера, p < 0,01): среди сотрудников организаций округа 59,62% испытывали или становились жертвами психологического давления, а в спортивной школе - 32,6%. Для проведения сравнения ре-зультатов опроса группы 1 и группы 2 были проран-жированы и выбраны наиболее часто встречающиеся (1-4 ранг).

%

60,0 -50,0 -

40,0 -30,0 -20,0 -10,0 -

0,0

51,6

42,9

35,7

22,6

Рассматривая причины оказания психологического давления (рис. 2) в представленных группах, необходимо отметить, что отличие результатов статистически значимо (критерий Фишера, р < 0,01). Причем группа 1 акцентирует внимание на личностных особенностях жертвы и ее провоцирующем поведении, а группа 2 - на персоне агрессора. Следовательно, подсознательно представители спортивной организации ориентированы на внешнюю демонстрацию собственной уверенности и активности.

48,4

28,6

30,8

12,9

□ Группа 1 ■ Группа 2

Личностные особенности жертвы

Неприязнь агрессора к респонденту

Демонстративная независимость респондента, компетентность респондента

Особенности характера агрессора

Рис. 2. Причины оказания моббинга в СШОР (группа 1) и других организациях (группа 2)

Оценка группой 1 (рис. 3) значимых проявлений психологического давления связана с профессиональной деятельностью (выбор утверждения «несправедливая критика»). Данные показатели также значимы для группы 2, но преобладающую позицию занимают оскорбления, ругань, что характеризует особый стиль взаимоотношений и уровня корпоративной культуры в ряде организаций

округа.

%

70,0 4--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

60,0 50,040,030,020,010,00,0

В оценке реакций на моббинг (рис. 4) необходимо отметить следующие различия: группа 1 не демонстрирует высоких показателей в перечне реакций по сравнению с группой 2. Представители группы 2 в большей степени демонстрируют аффективную реакцию и беспомощность в собственных действиях, тогда как часть группы 1 готова противостоять агрессору в отличие от группы 2.

64,5

58,1

42,9

54,

35,7

35Ï5

28,6

22,6

21,4

32,2

21,4

21,4

Несправедливая критика

Упреки в ошибках и неточностях

□ Группа 1

■ Группа 2

Распространение Неконструктивная сплетен критика,

обсуждение

и критика личной жизни

Поручение бессмысленных заданий

Ругань, крики и оскорбления

Рис. 3. Проявления моббинга в СШОР (группа 1) и других организациях (группа 2)

С*)

70,0 60,0 50,0 %40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

64,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45,2 48,4

35,7 38,7

21,4 21,4 21,4

9,7 14,3

□ Группа 1 ■ Группа 2

Переживают Желание Желание Желание Ухудшение

стресс все бросить бороться все бросить самочувствия

и тихо уйти и хлопнуть

дверью

Рис. 4. Реакция на моббинг в СШОР (группа 1) и других организациях (группа 2)

Как видим, для респондентов характерны разного рода психологические травмы, ухудшение физического состояния, отказ от деятельности. Нет доверия к коллегам и руководителю, они в ситуации постоянного напряжения из-за возможной психологической угрозы. Моббинг становится причиной снижения работоспособности сотрудников, принятия непродуктивных решений, что сказывается на экономическом благополучии организации.

Таким образом, специфика моббинга в исследуемой спортивной школе заключается как в его оценке, так и перечне наиболее значимых причин: поведение респондента, обусловливающее психологическое давление, межличностные отношения между агрессором и респондентом, независимость, компетентность сотрудника.

Проявление моббинга в большей степени связано с профессиональной деятельностью респондента, что не характерно для представителей других организаций. Помимо этого, у сотрудников спортивной организации отсутствуют ярко выраженные реакции на моббинг, при этом констатируется желание респондентов бороться.

Проведенное исследование обусловливает необходимость психологической работы с коллективом, направленной на обеспечение благоприятного социально-психологического климата, развитие взаимодействия тренеров и других членов спортивной организации, что будет способствовать оптимизации деятельности и, предположительно, повышению результатов спортивных достижений их подопечными.

Б Л А Г О Д А Р Н О С Т Ь

Авторы благодарят студентку направления

«Психология служебной деятельности» Сургутского государственного университета

В.Р. РАЗЯПОВУ за помощь в сборе данных для исследования

Литература

1. Колодей, К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления / пер. с нем. - Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 368 с.

2. Корыстина, Е.С. Моббинг в организации, его виды и причины возникновения // Кадровик: ежемесячный научно-практический журнал. - 2012. - № 7 - С. 120-125.

3. Патласов, О.Ю. Цели, условия, доминаты, направления и концепции маркетинга персонала / О.Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования: научный журнал. - Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2013. - № 2. - С. 46-55.

4. Раднагуруев, Б.Б. Феномен девиантного поведения молодежи: психологический и социологический взгляд / Б.Б. Раднагуруев // Живая психология. - 2017. - Т. 4. -№ 1. - С. 25-32.

5. Скавитин, А. Моббинг персонала: опыт зарубежных исследований / А. Скавитин // Управление персоналом. - 2004. - № 8-9. - С. 16-18.

6. Угнич, Э.А. Моббинг в рабочем коллективе / Э.А. Уг-нич, С.Г. Заржевский // Современные проблемы управления человеческими ресурсами: монография. - Нижний Новгород, 2011.

References

1. Kolodey, K. (2007), Mobbing. Psychoterror on the workplace and the methods of the coping, Kharkov: Gumani-tarniy Centr, 368 p.

2. Korystina, E.S. (2012), Mobbing in the organization, its types and causes of occurrence, Kadrovik: ezhemesjachniy nauchno-prakticheskiy zhurnal, no 7, pp. 120-125.

3. Patlasov, O.Yu. (2013), Objectives, conditions, dominant, direction and concept of marketing staff, Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, nauchiy zhurnal, no 2, pp. 46-55.

4. Radnaguruev, B.B. (2017), The phenomenon of deviant behavior in young people: psychological and sociological view, Zhivaya psihologiya, vol. 4, no. 1, pp. 25-32.

5. Skavitin, A. (2004), Mobbing of personnel: the experience of foreign studies, Upravlenie personalom, no. 8-9, pp. 16-18.

6. Ugnich, E.A. and Zarzhevskiy, S.G. (2011), Mobbing in the working collective, In: Modern human resources management issues: monograph, Nizhniy Novgorod.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.