2. Кормен Т. Алгоритмы: построение и анализ. М.: Вильямс, 2016. 1328 с.
3. Успенский В. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. М.: Наука, 1987. 288 с.
4. Фукс Л. Алгоритмы поиска и сортировки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipkro.isu.ru/informat/methods/findsort/ (дата обращения 25.04.2018).
5. Боровский А. Алгоритмы поиска в тексте. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rsdn.ru/article/alg/textsearch.xml/ (дата обращения 29.04.2018).
НАКОПЛЕНИЕ АБРАЗИВНЫХ ЧАСТИЦ В МАСЛЕ Мамасалиева М.И.
Мамасалиева Мукаддас Ибадуллаевна - старший преподаватель, кафедра техники оказания услуг, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: ррассматривается динамика накопления абразивных частиц в масле агрегатов в условиях эксплуатации сельхозмашин, в зависимости от продолжительности их работы.
УДК 620.178.162
Абразивное изнашивание встречается во многих деталях дорожных, строительных, сельскохозяйственных, горных, транспортных и других машин, так как эти машины работают в средах, содержащих абразивные частицы (обычно минерального происхождения, высокой твёрдости), которые являются разрушающими телами при абразивном изнашивании. Причиной абразивного изнашивания является либо однократное воздействие, приводящее к снятию очень тонкой стружки (при микрорезании), либо многократное пластическое или упругое деформирование микрообъёмов металлов которое вызывает разрушение и отделение частиц от поверхностного слоя [5]. Основная цель данной работы является изучение динамики и накопления абразивных частиц в масле в результате воздухообмена окружающей среды, приводящие к увеличению скорость изнашивания деталей агрегатов сельхозмашин и степени активности абразивных частиц в масле агрегата.
Одной из возможных причин попадания пыли в масло, агрегатов трактора, является периодический нагрев и охлаждение воздушной среды в картере агрегатов силовых передач, а также возникающий в связи с этим газообмен с атмосферой. Так, при объеме картера агрегатов трансмиссии трактора 0,0612 м3, повышение температуры с 30 до 70°С и в свободном доступе воздуха в картер, количество попадающей пыли в масло агрегата увеличивается на 0,008 кг, т.е. при этом весовая концентрация пыли увеличивается на 11,5% [1].
Следует отметить, что пыль попадает в трансмиссию тракторов в результате нарушения герметичности корпуса агрегата, из-за влияния больших нагрузок и упругой деформации рамы машины.
В закрытых агрегатах и узлах тракторов, имеющих вращающиеся детали, происходит насосный эффект, вследствие чего через неплотности в картер всасывается запыленный воздух.
Вибрация агрегатов при движении тракторов также является возможных причин попадания абразивных частиц в картер. В зависимости от рельефа почвы давление в картере, агрегатах силовых передач, периодически изменяется уровень масла в агрегате. Подъем и опускание уровня масла, находящегося в картере, приводит к воздухообмену агрегата с окружающей средой, и как правило загрязняется абразивными частицами.
При замене масла агрегатов силовых передач машин в осадке остается часть загрязненного масла. Так, например, после замены масла в картере агрегатов тракторов остаются 37 - 67% механических примесей, его соответствует уровню загрязнения масла абразивными частицами за 250 - 300 мото-часов.
Загрязнители масла агрегатов машин состоят из почвенной пыли, проникающей в агрегаты машин из окружающей среды, а также продуктов износа, материалов деталей, процентное соотношение которых по массе имеют равные значения.
В результате проведенных эксплуатационных испытаний на дополнительной конечной передачи хлопководческих тракторов 1,4 тягового класса, с целью определения количества загрязнителей отработанного масла показывают [2], что при замене масла в агрегатах накапливается значительное количество твердых частиц, состоящих из почвенной пыли и продуктов износа, количество которых в несколько раз превышает норму, установленную
10
НАТИ (0,25%), обеспечивающую износостойкость деталей узлов трения качения. Предложенная допустимая норма загрязнения масла агрегата не нашло подтверждение в научном и практическом аспекте, так как в данном случае не выдвигаются конкретные рекомендации по их применению для определенного типа машины и ее агрегатов. Данную норму невозможно использовать для тракторов различного тягового класса и конструкции ходовой части, так как условия эксплуатации и герметичность силовых агрегатов существенно отличаются друг друга [3].
Зависимости, полученные по результатам эксплуатационных испытаний, проведенных на дополнительной конечной передачи хлопководческих тракторов 1,4 тягового класса от продолжительности эксплуатации, представленные на рис. 1, можно условно разделить на три характерных участка [2].
Рис. 1. Изменение общей концентрации механических примесей (1), кремния (2) и алюминия (3) в масле дополнительной конечной передачи хлопководческого трактора 1,4 тягового класса от продолжительности эксплуатации
В начале испытания, через 8-10 часов работы агрегата, после замены масла, общая концентрация механических примесей составляет до 0,18%, из них кремний 0,015% и алюминий 0,003%. Это свидетельствует о том, что после замены масла остается часть механических примесей, осевших на дно картера агрегата при длительном простое машины.
Следующий участок зависимости соответствует 10 - 400 часам работы трактора, где интенсивность накопления механических примесей сравнительно невысокая. Так как в данный период работы картеры бортовых балансиров, видимо, обладают достаточной герметичностью, из-за того, что при смене масла проверяются состояния уплотнительных элементов, и при необходимости их заменяют. За 400 часов работы автогрейдера концентрация механических примесей в масле агрегата составляет 0,4%, из них кремния 0,075% и алюминия 0,010%.
Третий характерный участок зависимости соответствует работе дополнительной конечной передачи 400 - 1000 часов, в данный период работы трактора накопление механических примесей происходит более интенсивно. Это, вероятно, связано с ухудшением герметичности картера агрегата в результате износа и повреждения уплотнительных элементов и прокладок. В конце испытания через 1000 часов работы агрегата после замены масла, общая концентрация механических примесей в масле дополнительной конечной передачи составляет 1,3%, в том числе кремния 0,27% и алюминия 0,02%.
В процессе эксплуатации трактора за каждым циклом нагружения зубчатой передачи дополнительной конечной передачи трактора концентрация активных абразивных частиц в масле агрегата постоянно меняется. Это происходит в результате перехода абразивных частиц с активного в пассивное состояние и поступления нераздробленных активных абразивных частиц из окружающей среды. Таким образом, абразивных частиц в масле агрегата хлопководческого трактора можно условно делит на две группы: - На абразивные частицы, имеющие контакт с поверхностями трения и воспринимающие нормальную нагрузку, участвующих в процессе изнашивания - активные абразивные частицы; - На абразивные частицы, находящиеся клиновидном зазоре между зубьями шестерен, невоспринимающие нормальную нагрузку, и не участвующие в процессе изнашивания поверхностей трения - пассивные абразивные частицы. В процессе работы зубчатых передач и дробления абразивных частицы, они переходят в пассивное состояние.
Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Установлены механизмы попадания абразивных частиц в масла, при замкнутой циркуляции смазочного материала в картере агрегатов машин.
2. Установленную НАТИ норму допустимой концентрации абразивных частиц 0,25% нельзя использовать для всех видов мобильных систем, так как значения их зависят от типа машин и составляющих ее агрегатов.
3. Размер абразивных частиц, накапливающихся в процессе эксплуатации, с увеличением продолжительности работы трактора уменьшаются, так как при них происходит дробление абразивных частиц, находящихся в клиновидном зазоре между зубьями шестерен.
4. Абразивных частиц, находящихся в масле агрегата условно можно разделить на активную и на пассивную. Если при трении поверхностей участвуют абразивные частицы, то происходит процесс изнашивания, такие частицы принимают за активные, а которые не участвуют в процессе изнашивания - пассивными.
Список литературы
1. Дубовик В.А. Особенности изнашивания зубчатых передач трансмиссий // Трение и смазка в машинах и механизмах, 2015. № 3. 31- 35.
2. Иргашев А. Методологические основы повышения износостойкости шестерен тяжелонагруженных зубчатых передач агрегатов машин. Диссертация доктора технических наук. Ташкент, 2005. 244 с.
3. Контроль технического состояния тракторных деталей при ремонте. Справочник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Колос, 1973. 624 с.
4. Иргашев А., Иргашев Б.А. Износостойкость зубчатых передач: Монография. Т. ТашГТУ, 2013. 165 с.
5. Икромов У.А. Расчётные методы оценки абразивного износа. М.: Машиностроение, 1987. 287 с.
ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ ЛИСТОВОИ НИЗКОЛЕГИРОВАННОМ СТАЛИ К ГЛУБОКОЙ вытяжке Махмудова Н.А.
Махмудова Наргиза Абдунабиевна - старший преподаватель, кафедра обработки металлов давлением, механический факультет, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются традиционные показатели качества листовой стали, которые не позволяют оценить ее способность к глубокой вытяжке. Ключевые слова: напряжения, деформация, вытяжка, процесс, поковка, рекристаллизация.
УДК 621.002
Традиционные показатели качества листовой стали от,8,]Е не позволяют оценить ее способность к глубокой вытяжке. Например, стали с ат, превышающим допустимые по ГОСТу значения на 200-300 МПа, но с достаточно высоким коэффициентом нормальной пластической анизотропии Я успешно выдерживают глубокую вытяжку, в то время как стали со свойствами, соответствующими ГОСТу, могут давать существенный процент брака при штамповке.
Способность листовой стали к глубокой вытяжке оценивают коэффициентом нормальной пластической анизотропии Я успешно выдерживают глубокую вытяжку, в то время как стали со свойствами, соответствующими ГОСТу, могут давать существенный процент брака при штамповке.
Способность листовой стали к глубокой вытяжке оценивают коэффициентом нормальной пластической анизотропии Я, представляющими собой отношение деформаций по ширине и толщине листа и характеризующим сопротивление стали утонению при вытяжке. Значения Я определяют при растяжении образца в области равномерного удлинения 8рПредельное равномерное удлинение 8проценивают при минимально значении неравномерности пластической деформации А в процессе ступенчатого нагружения образца. В процессе штамповки листа реализуется градиент напряжений и деформаций в отдельных объемах металла. Поэтому химическая, геометрическая и микроструктурная неоднородность, обусловливающая повышение неравномерности пластической деформации, оказывают