Научная статья на тему 'Влияние способа смазки на долговечность деталей тракторной коробки передач'

Влияние способа смазки на долговечность деталей тракторной коробки передач Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гордиенко А.Н.

В статье рассматриваются условия влияние способа смазки на долговечность деталей тракторной коробки передачМақалда трақтордыц ауыстыру қорабы детальдарының ұзақ сақтауылына майлау тәсілінің ықпалы қарастырыладыThe report considers conditions of impact lubrication method on endurance of tractor gear-box details

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние способа смазки на долговечность деталей тракторной коробки передач»

№2, 2005 г.

67

■ УДК 631.372:621.89.093

ВЛИЯНИЕ СПОСОБА СМАЗКИ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ДЕТАЛЕЙ ТРАКТОРНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

А.Н. Гордиенко

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

ШШ

ш

Мацалда трацтордыц ауыстыру цорабы деталъдарыныц узсщ сактауылыпа майлау тэсшнщ ыцпалы царастырылады.

¡¡||| Встатье рассматриваютсяусловия влияние способа смазки

¡¡§§ на долговечность деталей тракторной коробки передач.

§||| The report considers conditions of impact lubrication method

on endurance of tractor gear-box details.

Условия работы коробки передач определяются назначением трактора. Гусенич~ный трактор ДТ-75М является тяговой машиной и выполняет в агрегате с навесными и прицепными машинами и орудиями работы в сельском хозяйстве. Для этих работ харак-терна высокая нагрузка двигателя (85.. .90%) при незначительном изменении ее в процес-се выполнения определенной работы и большая запыленность воздуха при движении трактора. Так, при работе трактора на бороновании запыленность в зоне трансмиссии дос-тигает 1,248 [ 1 ], а содержание абразива в масле трансмиссии с картерной смазкой после нормативного срока службы (1000 часов) составляет 0,25... 0,30% [2].

Долговечность деталей трансмиссий тракторов, в основном, лимитируется абра-зивным изнашиванием твердыми частицами, содержащимися в почвенной пыли. Абразив попадает в трансмиссию при заливке масла и через уплотнения и соединительные места корпусов и крышек во время работы трактора.

Наличие в трансмиссионном масле 0,25% (по массе) почвенной пыли приводит к значительному износу ножек зубьев шестерен и осповидно-

68

НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА

му выкрашиванию рабочих поверхностей зубьев. Абразивное изнашивание снижает долговечность подшипников каче-ния еще более резко, чем шестерен. Более 50% подшипников выбраковывается по причи-не абразивного износа.

Поэтому работоспособность деталей тракторной коробки передач наряду с конструктивными, технологическими, производственными и эксплуатационными факторами во многом зависит от способа смазки. В связи с постоянно растущей энергонасыщенностью тракторов и необходимостью снижения удельной материалоемкости трансмиссий все в большей мере возрастают требования, предъявляемые к системам их смазки. Например, на тракторах К-701 и Т-150К система смазки деталей коробок передач включает насос и фильтры. Однако, масло к трущимся поверхностям подается разбрызгиванием вращаю-щимися шестернями.

Исследованиями ряда ученых [3,4,5] установлено, что струйная смазка значительно лучше смазки окунанием и рекомендуют применять ее для всех ответственных механиз-мов, правильно выбирая расход, место подачи и давление масла.

Принимая во внимание эти рекомендации на Павлодарском тракторном заводе бы-ла разработана конструкция и изготовлены опытные образцы трансмиссии трактора

ДТ-75М и его модификаций с принудительной системой смазки, принципиальная схема которой приведена на рисунке 1.

Шестеренчатый насос НШ-10 забирает масло через магнитный фильтр из картера коробки передач и нагнетает его в сетчатый фильтр. Очищенное масло подается к распылительным трубкам, которые имеют сопловые отверстия диаметром 1,5 мм. Из сопловых отверстий масло струей направляется на зубья шестерен в зону выхода из зацепления согласно рекомендации [4]. В холодное время, когда вязкость масла и его давление при проходе через сетчатый фильтр повышается, открывается перепускной клапан и масло поступает к распылительным трубкам, минуя сетчатый фильтр до тех пор, пока масло разогреется.

Для регулирования температурного режима масла, в системе смазки предусмотрен радиатор, который с помощью клапана-переключателя включается в летний и отключает-ся в зимний периоды эксплуатации трактора.

Уровень масла в картере коробки передач понижен по сравнению с серийной ко-робкой передач на 25мм.

№2, 2005 г.

69

1

г М :1

—ф

>

и

а и

ДАА

А А А ^^ч^

ю

I-масляный картер; 2-магнитный фильтр; 3-шестеренчатый насос; 4- сетчатый фильтр; 5-клапан-переключатель «зима-лето»; 6-трубка подвода масла кПМП; 7,9,10-распылительные трубки; 8-манометр;

II-предохранительный клапан; 12-радиатор; 13-перепускной клапан.

Рис. 1

Принципиальная схема принудительной системы смазки

Для определения влияния принудительной системы смазки на долговечность деталей коробки передач были проведены сравнительные полевые испытания тракторов

ДТ-75М с серийной и опытной трансмиссиями в объеме 1420 часов. Результаты испытаний показали, что очистка масла от механических примесей и подача очищенного масла на зубья шестерен в зону выхода их из зацепления являются важными факторами, увеличивающими долговечность деталей коробки передач. Износ зубьев шестерен уменьшился в 1,8 раза, а износ подшипников качения - более, чем в 2 раза по сравнению с износом аналогичных деталей при картерной смазке окунанием и разбрызгиванием. При дальнейшей рядовой эксплуатации разница износа зубьев шестерен при разных способах смазки увеличивалась и через три года находилась в пределах 2... 3 раза. А подшипники качения сохранили работоспособность. Эффективность принудительной системы смазки была также подтверждена при испытании модификаций трактора ДТ-75М: промышленной (90 л.е.), сельскохозяйственных (110 и 150 л.с.).

Следовательно, введение принудительной системы смазки тракторной коробки передач значительно увеличивает долговечность основных деталей: шестерен и подшипников.

70

НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА

ЛИТЕРАТУРА

1.Маев В.Е., Пономарев H.H. Воздухоочистители автомобильных и тракторных двигателей. - М.: Машиностроение, 1971. -171 с.

2.Скундин Г.И., Беркович М,С. Обеспечение ресурса подшипников трансмиссий при работе в абразивной среде // Тракторы и сельхозмашины, 1973. № 5, с.36-38.

3.Кораблев А.И., Решетов Д.Н. Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач.- М.. Машиностроение, 1968.-288с.

4.Матвеев ВВ., Плаксин В.Ф. К вопросу выбора рационального направления подачи масла в зубчатые пары при принудительной смазке. -Сб. «Улучшение режимов смазки тракторных трансмиссий».- Куйбышев, 1972, с. 34-39.

5 .Розенберг Ю. А., Виноградова ИЗ. Смазка механизмов машин.- М.: Гостоптехиздат, i960,- 340с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.