№2, 2005 г.
67
■ УДК 631.372:621.89.093
ВЛИЯНИЕ СПОСОБА СМАЗКИ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ДЕТАЛЕЙ ТРАКТОРНОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
А.Н. Гордиенко
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
ШШ
ш
Мацалда трацтордыц ауыстыру цорабы деталъдарыныц узсщ сактауылыпа майлау тэсшнщ ыцпалы царастырылады.
¡¡||| Встатье рассматриваютсяусловия влияние способа смазки
¡¡§§ на долговечность деталей тракторной коробки передач.
§||| The report considers conditions of impact lubrication method
on endurance of tractor gear-box details.
Условия работы коробки передач определяются назначением трактора. Гусенич~ный трактор ДТ-75М является тяговой машиной и выполняет в агрегате с навесными и прицепными машинами и орудиями работы в сельском хозяйстве. Для этих работ харак-терна высокая нагрузка двигателя (85.. .90%) при незначительном изменении ее в процес-се выполнения определенной работы и большая запыленность воздуха при движении трактора. Так, при работе трактора на бороновании запыленность в зоне трансмиссии дос-тигает 1,248 [ 1 ], а содержание абразива в масле трансмиссии с картерной смазкой после нормативного срока службы (1000 часов) составляет 0,25... 0,30% [2].
Долговечность деталей трансмиссий тракторов, в основном, лимитируется абра-зивным изнашиванием твердыми частицами, содержащимися в почвенной пыли. Абразив попадает в трансмиссию при заливке масла и через уплотнения и соединительные места корпусов и крышек во время работы трактора.
Наличие в трансмиссионном масле 0,25% (по массе) почвенной пыли приводит к значительному износу ножек зубьев шестерен и осповидно-
68
НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА
му выкрашиванию рабочих поверхностей зубьев. Абразивное изнашивание снижает долговечность подшипников каче-ния еще более резко, чем шестерен. Более 50% подшипников выбраковывается по причи-не абразивного износа.
Поэтому работоспособность деталей тракторной коробки передач наряду с конструктивными, технологическими, производственными и эксплуатационными факторами во многом зависит от способа смазки. В связи с постоянно растущей энергонасыщенностью тракторов и необходимостью снижения удельной материалоемкости трансмиссий все в большей мере возрастают требования, предъявляемые к системам их смазки. Например, на тракторах К-701 и Т-150К система смазки деталей коробок передач включает насос и фильтры. Однако, масло к трущимся поверхностям подается разбрызгиванием вращаю-щимися шестернями.
Исследованиями ряда ученых [3,4,5] установлено, что струйная смазка значительно лучше смазки окунанием и рекомендуют применять ее для всех ответственных механиз-мов, правильно выбирая расход, место подачи и давление масла.
Принимая во внимание эти рекомендации на Павлодарском тракторном заводе бы-ла разработана конструкция и изготовлены опытные образцы трансмиссии трактора
ДТ-75М и его модификаций с принудительной системой смазки, принципиальная схема которой приведена на рисунке 1.
Шестеренчатый насос НШ-10 забирает масло через магнитный фильтр из картера коробки передач и нагнетает его в сетчатый фильтр. Очищенное масло подается к распылительным трубкам, которые имеют сопловые отверстия диаметром 1,5 мм. Из сопловых отверстий масло струей направляется на зубья шестерен в зону выхода из зацепления согласно рекомендации [4]. В холодное время, когда вязкость масла и его давление при проходе через сетчатый фильтр повышается, открывается перепускной клапан и масло поступает к распылительным трубкам, минуя сетчатый фильтр до тех пор, пока масло разогреется.
Для регулирования температурного режима масла, в системе смазки предусмотрен радиатор, который с помощью клапана-переключателя включается в летний и отключает-ся в зимний периоды эксплуатации трактора.
Уровень масла в картере коробки передач понижен по сравнению с серийной ко-робкой передач на 25мм.
№2, 2005 г.
69
1
г М :1
/з
—ф
>
и
а и
ДАА
А А А ^^ч^
ю
I-масляный картер; 2-магнитный фильтр; 3-шестеренчатый насос; 4- сетчатый фильтр; 5-клапан-переключатель «зима-лето»; 6-трубка подвода масла кПМП; 7,9,10-распылительные трубки; 8-манометр;
II-предохранительный клапан; 12-радиатор; 13-перепускной клапан.
Рис. 1
Принципиальная схема принудительной системы смазки
Для определения влияния принудительной системы смазки на долговечность деталей коробки передач были проведены сравнительные полевые испытания тракторов
ДТ-75М с серийной и опытной трансмиссиями в объеме 1420 часов. Результаты испытаний показали, что очистка масла от механических примесей и подача очищенного масла на зубья шестерен в зону выхода их из зацепления являются важными факторами, увеличивающими долговечность деталей коробки передач. Износ зубьев шестерен уменьшился в 1,8 раза, а износ подшипников качения - более, чем в 2 раза по сравнению с износом аналогичных деталей при картерной смазке окунанием и разбрызгиванием. При дальнейшей рядовой эксплуатации разница износа зубьев шестерен при разных способах смазки увеличивалась и через три года находилась в пределах 2... 3 раза. А подшипники качения сохранили работоспособность. Эффективность принудительной системы смазки была также подтверждена при испытании модификаций трактора ДТ-75М: промышленной (90 л.е.), сельскохозяйственных (110 и 150 л.с.).
Следовательно, введение принудительной системы смазки тракторной коробки передач значительно увеличивает долговечность основных деталей: шестерен и подшипников.
70
НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА
ЛИТЕРАТУРА
1.Маев В.Е., Пономарев H.H. Воздухоочистители автомобильных и тракторных двигателей. - М.: Машиностроение, 1971. -171 с.
2.Скундин Г.И., Беркович М,С. Обеспечение ресурса подшипников трансмиссий при работе в абразивной среде // Тракторы и сельхозмашины, 1973. № 5, с.36-38.
3.Кораблев А.И., Решетов Д.Н. Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач.- М.. Машиностроение, 1968.-288с.
4.Матвеев ВВ., Плаксин В.Ф. К вопросу выбора рационального направления подачи масла в зубчатые пары при принудительной смазке. -Сб. «Улучшение режимов смазки тракторных трансмиссий».- Куйбышев, 1972, с. 34-39.
5 .Розенберг Ю. А., Виноградова ИЗ. Смазка механизмов машин.- М.: Гостоптехиздат, i960,- 340с.