Научная статья на тему 'НАИБОЛЕЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ'

НАИБОЛЕЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / УЧРЕЖДЕНИЕ / ЛЕТНИЙ / ОТДЫХ / ВОЗРАСТ / РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРИОД / НАВЫКИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Порубайко Людмила Николаевна, Доронцев Александр Викторович, Спирина Ирина Константиновна, Кузнецова Вероника Евгеньевна, Лучинина Инна Геннадьевна

Возраст от 10 до 12 лет является периодом активного формирования морфофункциональных систем и двигательных функций. В течение этого периода рекомендует интенсивно использовать различные средства и формы физического воспитания для своевременного и успешного развития и совершенствования двигательных качеств. Данный возраст считается оптимальным периодом, когда должны закладываться навыки физкультурных, хореографических, трудовых движений и других сложных двигательных координаций. Ряд авторов полагают, что в предпубертатном периоде не следует требовать от детей выполнения больших объемов нагрузок, которые могут "раз балансировать" естественный ход биологического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Порубайко Людмила Николаевна, Доронцев Александр Викторович, Спирина Ирина Константиновна, Кузнецова Вероника Евгеньевна, Лучинина Инна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOST REPRESENTATIVE AGE FOR STAYING IN SUMMER RECREATION AND WELLNESS FACILITIES

The age from 10 to 12 years is a period of active formation of morphofunctional systems and motor functions. During this period, it is recommended to intensively use the various means and forms of physical education for the timely and successful development and improvement of motor qualities. This age is considered as the optimal period when the skills of physical culture, choreography, labor movements and other complex of motor coordination should be formed. A number of authors believe that in the prepubescent period, children should not be required to perform large amounts of loads that can "unbalance" the natural course of biological development.

Текст научной работы на тему «НАИБОЛЕЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 186-192.

4. Модельные характеристики подготовленности юных хоккеистов в процессе многолетней спортивной подготовки / Н.В. Павлова, О.С. Антипова, Е.А. Реуцкая, Е.М. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 149-153.

5. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.

REFERENCES

1. Abramov, A.A. (2011), "Methodology of training young hockey players for sports activities at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 7-10.

2. Zhavoronkov, S.S. (2018), "Expert assessment of the manifestation of speed abilities of young hockey players in competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 75-77.

3. Ilyicheva, O.V., Sirakovskaya, Ya.V. and Shkireva, O.V. (2020), "Development of coordination abilities of young hockey players 9-10 years old, taking into account the typological properties of the nervous system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 181, No. 3, pp. 186-192.

4. Pavlova, N.V., Antipova, O.S., Reutskaya, E.A. and Nikolaev, E.M. (2017), "Model characteristics of the readiness of young hockey players in the process of long-term sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 149-153.

5. Ponimasov, O.E. (2014), "Synchronized formation of dynamic associations in military applied swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 139-142.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2021

УДК 37.037.1

НАИБОЛЕЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар; Александр Викторович Дорон-цев, кандидат медицинских наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань; Ирина Константиновна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова РФ, г. Краснодар; Инна Геннадьевна Лучинина, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Виталий Владимирович Герман, студент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар

Аннотация

Возраст от 10 до 12 лет является периодом активного формирования морфофункциональных систем и двигательных функций. В течение этого периода рекомендует интенсивно использовать различные средства и формы физического воспитания для своевременного и успешного развития и совершенствования двигательных качеств. Данный возраст считается оптимальным периодом, когда должны закладываться навыки физкультурных, хореографических, трудовых движений и других сложных двигательных координаций. Ряд авторов полагают, что в предпубертатном периоде не следует требовать от детей выполнения больших объемов нагрузок, которые могут "раз балансировать" естественный ход биологического развития.

Ключевые слова: подросток, учреждение, летний, отдых, возраст, репрезентативный, оздоровление, физическая подготовка, период, навыки, развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p299-305

MOST REPRESENTATIVE AGE FOR STAYING IN SUMMER RECREATION AND

WELLNESS FACILITIES Lyudmila Nikolaevna Porubayko, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Cuban State Medical University, Krasnodar; Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Irina Konstanti-novna Spirina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Veronika Evgenievna Kuznetsova, the candidate ofpedagogical sciences, senior teacher, Krasnodar Branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar; Inna Gennadievna Luchinina, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Vitaly Vladimirovich Herman, the student, Cuban

State Medical University, Krasnodar

Abstract

The age from 10 to 12 years is a period of active formation of morphofunctional systems and motor functions. During this period, it is recommended to intensively use the various means and forms of physical education for the timely and successful development and improvement of motor qualities. This age is considered as the optimal period when the skills of physical culture, choreography, labor movements and other complex of motor coordination should be formed. A number of authors believe that in the prepubescent period, children should not be required to perform large amounts of loads that can "unbalance" the natural course of biological development.

Keywords: teenager, institution, summer, recreation, age, representative, health improvement, physical training, period, skills, development.

Н.Г. Иванова [1, 2, 3] в своих исследованиях отмечает, что критерием дифференцированного подхода к учащимся при выборе и дозировании физических нагрузок служит фактор половой зрелости. Биологический возраст влияет на изменение в сторону увеличения показателей общей и силовой выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, меньше всего влияет на результаты наклона вперед, характеризующего качество гибкости.

К особенностям 10-12-летнего возраста относится то обстоятельство, что двигательные возможности у мальчиков и девочек развиваются одинаковыми темпами. В то же время отмечаются следующие половые различия в физической подготовленности: показатели мышечной силы и выносливости в некоторых случаях могут быть у мальчиков выше на 5-10%. Также у них в большей степени проявляется и кардиореспираторная выносливость. По мнению данного автора, это объясняется конституционными особенностями.

В научно-методической литературе [1, 4] по вопросам физической подготовленности и развития двигательных качеств единого мнения между авторами нами не выявлено. В последние годы появилось немало научных и научно-методических работ, которые были направлены на изучение возрастных и индивидуальных особенностей развития силы, быстроты, ловкости, выносливости и других двигательных возможностей детей и подростков. При этом отмечается неравномерность и разновременность развития физических качеств [5, 6].

На наш взгляд, представляется достаточно спорным применение сенситивного фактора для развития тех или иных двигательных качеств в процессе физического воспитания школьников. Хотя надо признать, что существенное значение в учении об индивидуальном развитии человека получила теория сенситивных и критических периодов, которая широко применяется в практике физического воспитания.

Н.Г. Иванова [1, 7] отмечает, что временное повышение чувствительности к внешнему воздействию - универсальное свойство, присущее разным уровням организации живых систем, и пусковой механизм обусловлен активацией определенной части генома. Главной же особенностью сенситивных периодов, является средовая детерминация эф-

фекта развития.

Периоды ускоренного возрастного развития двигательной функции отличаются повышенными адаптационными возможностями к воздействию внешних факторов, в том числе и физического воспитания. Биологический смысл сенситивного периода, к которому относится возраст от 10 до 12 лет, заключается в накоплении организмом способностей, необходимых для активной деятельности, решения в будущем двигательных задач.

В 10-12 лет дети становятся способными выполнять малоинтенсивную работу в течение сравнительно продолжительного времени, т.е. данный период благоприятен для развития выносливости; в этом возрасте дети хорошо переносят кратковременные ско-ростно-силовые упражнения; высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития гибкости. При этом необходимо учитывать, что дети 10-12 лет склонны переоценивать свои возможности и могут пытаться выполнять значительные по нагрузкам упражнения [1, 8].

Ключом для успешного решения задач физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста является игровой момент или сама игра. Она является тем положительным раздражителем, который запускает в работу эмоциональную сферу ребенка и вовлекает его в многовариантную двигательную деятельность.

Возрастная динамика гибкости характеризуется вариативностью, обусловленной индивидуальными различиями в уровне физического развития. Наибольший прирост этого показателя по данным научно-методической литературы наблюдается в возрасте от 7 до 12 лет [1].

Одним из показателей качества быстроты является латентное время двигательной реакции (ЛВДР). Время простой двигательной реакции, в 10-летнем возрасте составляет от 301 до 345 мс, в 11 лет - от 294 до 325 мс. С возрастом происходит снижение данного показателя, а в возрасте 15 лет он составляет в среднем 171 мс. Время сложной двигательной реакции, уменьшается с 2200 мс в возрасте 7 лет до 940 мс в 11 лет.

Исследования частоты движений в единицу времени, характеризующие одну из составляющих качества быстроты, свидетельствуют о волнообразном характере темпов возрастного развития данного качества, при котором чередуются годы ускоренных и замедленных приростов.

Самая высокая частота движений по правой и левой стороне тела у детей свойственна кисти в лучезапястном суставе, затем нижним конечностям в тазобедренном суставе, еще меньше частота движения пальца руки и самая низкая - при движении в голеностопном суставе. Максимальная частота движений в дистальных суставах конечностей выше, чем в проксимальных. В соответствующих мышечных группах правой стороны максимальная частота выше, чем левой. Выявлены и индивидуальные различия частоты движений, что связано со скоростными свойствами центральной нервной системы.

Скоростно-силовые качества чаще всего оцениваются по результатам прыжка в длину или высоту, поэтому для их обозначения часто используется термин "прыгучесть".

Исследования автора [1, 9, 10] показали, что развитие скоростных качеств у детей можно планировать в виде проведения комплексов из 6-8 упражнений.

Наряду с разработкой методики развития скоростных качеств имеются работы, в которых рассматривается методика воспитания координационных возможностей школьников. Так, для этой цели, предлагают использовать различные виды прыжков. По их мнению, все разновидности прыжков способствуют формированию координационных способностей, относящихся к группе ациклических локомоций. Кроме того, почти все прыжковые упражнения воздействуют одновременно на координационные и скоростно-силовые способности. Авторы рекомендуют выполнять от 2-3 до 5-6 прыжковых упражнений с числом повторений не менее 8-12 раз. В научно-методической литературе существует мнение [1, 11, 12], что от уровня развития реагирующей способности, которая

определяется латентным временем двигательной реакции (ЛВДР), во многом зависит эффективность всего процесса координации движений, т.к. она является пусковым механизмом к началу всех координирующих влияний. Авторы отмечают, что в связи с этим, даже при высоком уровне развития остальных координационных способностей, большое латентное время двигательной реакции неизменно приводит к запаздыванию управляющих влияний и рассогласованию между актом координации и конкретной динамической ситуацией, на которую он был направлен.

По большинству рассматриваемых показателей ловкости авторами отмечается наибольший естественный прирост в возрасте с 7-8 до 12-13 лет. С 9 до 11 лет хотя и происходит ухудшение способности к воспроизведению заданных параметров, но это связано с переходом к новому, более совершенному механизму моторной регуляции. В последующие годы улучшение этих координационных способностей продолжается замедленными темпами и достигает максимума к 13-14 годам, что связывают с созреванием двигательной функции детей.

Однако в литературе имеются данные [1, 13. 14], характеризующие интенсивное развитие одного из показателей ловкости, в частности, сохранение статического равновесия у мальчиков в возрасте 9-10 лет. Различают три ступени ловкости. Первая характеризуется пространственной точностью движений, вторая - точностью движений, совершаемых в разные временные сроки, третья - быстротой решений, принимаемых по ходу выполнения неожиданных двигательных задач.

Мышечная сила - одно из основных физических качеств. В развитии становой силы ряд авторов отмечается три волны интенсивного роста: в возрасте 8-9, 10-11 и 12-14 лет. Возрастное развитие показателей относительной силы мышц происходит в основном в препубертатном периоде (10-12 лет), слабее выражен ее прирост в пубертате, во время которого относительная сила большей части мышц достигает максимума.

Установлено, что сила различных групп мышц у детей развита неодинаково, а это, в свою очередь, мешает им овладеть двигательными умениями и тормозит гармоническое физическое развитие. В исследованиях показано, что увеличение силы разгибателей большинства мышечных групп происходит более интенсивно, чем сгибателей, особенно туловища и бедра. Сила мышц, осуществляющих подошвенное сгибание стопы, кисти руки и предплечья относительно других мышц возрастает более интенсивно и сохраняется лучше.

Существует мнение [1, 15, 16], что прирост показателей мышечной силы у детей связано с увеличением по мере роста ребенка мышечной массы тела и мышечного поперечника.

Выносливость как физическое качество может характеризоваться двумя основными показателями: статической и силовой выносливостью. Выносливость детей 10-12 лет при выполнении физических нагрузок динамического и статического характера невелика. Многие авторы отмечают [1, 16, 17] быстрое наступление утомления у детей при выполнении физических нагрузок статического характера.

Онтогенез статической выносливости разгибателей туловища характеризуется наличием одной мощной волны интенсивного развития в 8-13 лет (препубертатный, начало пубертатного периода).

Таким образом, при планировании физических нагрузок для детей 10-12 лет мы должны учитывать следующие обстоятельства:

- организм детей в этот возрастной период характеризуется относительно большой устойчивостью к влиянию внешней среды;

- большая роль в учении об индивидуальном развитии физических качеств принадлежит теории сенситивных (чувствительных) периодов;

- возрастной интервал от 10 до 12 лет является сенситивным для развития практически всего спектра физических качеств;

- наблюдается большой разброс в определении показателей интенсивного развития отдельно взятых физических качеств, что может быть связано с применением различных методик, временной и сезонной разницей в проведении обследований, с различным географическим положением исследуемых регионов;

- рекомендуется использовать разнообразные средства и формы физического воспитания для развития двигательных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Н. Г. Дифференциация двигательных режимов детей 10-12 лет с учетом особенностей физического и психофизиологического статуса : дис. ... канд. пед. наук / Иванова Наталья Геннадьевна. - Краснодар, 2006. - 205 с.

2. Иванова Н.Г. Пути расширения двигательного режима как одного из основных факторов здорового образа жизни студентов / Н.Г. Иванова, Л.Н. Порубайко, Е.А. Козыренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4. - С. 3-5.

3. Ласкова И.С. Здоровый образ жизни студента: современный взгляд на проблему / И.С. Ласкова, В.С. Гринченко, Н.Г. Иванова // Инновационные технологии, оборудование и добавки для переработки сырья животного происхождения. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Краснодар. - 2018. - С. 196-201.

4. Иванова Н.Г. Решение некоторых проблем в процессе достижения высоких результатов в спорте путем использования медико-биологических технологий / Н.Г. Иванова, Н.А. Синельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 129-133.

5. Иванова Н.Г. Личностно-ориентированные технологии, направленные на формирование потребностей в занятиях физической культурой / Н.Г. Иванова, И.Г. Лучинина, А.С. Медведева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 181-184.

6. Иванова Н.Г. К вопросу о динамике физической подготовленности учащихся / Н.Г. Иванова А.А. Свирид // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар. 2008. - С. 98-99.

7. Иванова Н. Г. Формирование ценностей здорового образа жизни / Н. Г. Иванова// Филологические и социокультурные вопросы науки и образования. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - Краснодар. 2017. - С. 342-345.

8. Носарев В.В. Влияние здорового образа жизни на эффективность образовательного процесса / В.В. Носарев, Н.Г. Иванова // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - Краснодар. 2018. - С. 657-665.

9. Николенко Л. Д. Исследование основных мотивов молодежи к соблюдению принципов здорового питания / Л. Д. Николаенко, Н.Г. Иванова, В.С. Гринченко// Инновационные технологии, оборудование и добавки для переработки сырья животного происхождения. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Краснодар. 2018. - С. 201-204.

10. Иванова Н.Г. Личная заинтересованность студентов в физкультурно-оздоровительной деятельность с учетом мотивационно-потребностной сферы / Н.Г. Иванова // Этнос и культура в эпоху глобализации. Сборник материалов III Международной научной очно-заочной конференции. - Краснодар. 2019. - С. 205-209.

11. Лялюк А. В. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде : коллективная монография / А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н.Г. Иванова. - Краснодар. 2018. - 210 с.

12. Иванова Н.Г. Комплексный подход социальных институтов профориентации, направленный на осознанный выбор профессии / Н.Г. Иванова, И.Я. Уразов // Профнавигация молодежи. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Краснодар. 2020. -С. 50-53.

13. Иванова Н.Г. Систематичность занятий физической культурой - залог успешности будущего специалиста / Н.Г. Иванова, И.Я Урзов // Этнос и культура в эпоху глобализации. Сборник материалов III Международной научной очно-заочной конференции. - Краснодар. 2019. - С. 198-204.

14. Иванова Н.Г. Современная система профориентации и ее влияние на выбор профессии выпускников школ / Н.Г. Иванова, Д.С. Трушников, Е.Н. Басов // Профнавигация молодежи. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Краснодар. 2019. - С. 332-337.

15. Иванова Н.Г. Профессиональное самоопределение, ошибки и их последствия / Н.Г. Иванова, Д.А. Васильева, А.А. Быковский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 5 (171). - С.137-139.

16. Еременко В. Н. Повышение мотивации к занятиям физической культурой среди студентов / В.Н. Еременко, Г.Е. Тюпенькова, В.А. Питкин // Современное педагогическое образование. -2018. - № 3. - С. 59-62.

17. Федорова Н. П. Повышение безопасности образовательного процесса путем использования здоровьесберегающих технологий / Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Е.А. Мазуренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 377-381.

REFERENCES

1. Ivanova, N.G. (2006), Differentiation of motor modes among children aged 10-12, taking into account the characteristics of the physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar, 205 pp.

2. Ivanova, N.G. Porubayko, L.N. and Kozyrenko, E.A. (2017), "Ways of expanding the motor mode as one of the main factors of healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 3-5.

3. Laskov, I.S., Grinchenko, V.S. and Ivanova, N.G. (2018), "A healthy student lifestyle: a modern view of the problem", Innovative technologies, equipment and additives for processing raw materials of animal origin. Collection of materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 196-201.

4. Ivanova, N.G. and Sinelnikova, N.A. (2018), "Solving some problems in the process of achieving high results in sport through the use of biomedical technologies", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No.9 (163), pp. 129-133.

5. Ivanova, N.G., Luchinina, I.G. and Medvedeva, A.S. (2020), "Personal-oriented technologies aimed at shaping the needs of physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4 (182), pp. 181-184.

6. Ivanova, N.G. and Svirid, A.A. (2008), "To the issue of dynamics of physical fitness of students", Innovative processes in higher education, materials of the XIVAll-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 98-99.

7. Ivanova, N.G. (2017), "Formation of the values of a healthy lifestyle", Philological and soci-ocultural questions of science and education, collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 342-345.

8. Nosarev, V.V. and Ivanova, N.G. (2018), "Impact of a healthy lifestyle on the effectiveness of the educational process", Philological and sociocultural issues of science and education, collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 657-665.

9. Nikolenko, L.D., Ivanova, N.G. and Grinchenko, V.C. (2018), "Study of the main motives of young people to observe the principles of healthy nutrition", Innovative technologies, equipment and additives for processing raw materials of animal origin, collection of materials of the international scientific andpractical conference, Krasnodar, pp. 201-204.

10. Ivanova, N.G. (2019), "Personal interest of students in physical culture and health, taking into account the motivational and consumption sphere", Ethnos and culture in the era of globalization, collection of materials of the III International Scientific Full-Time Correspondence Conference, Krasnodar, pp. 205-209.

11. Lylauk, A.V., Sinelnikova, N.A. and Ivanova, N.G. (2018), Formation of a safe and healthy lifestyle in the educational environment, monograph, Krasnodar, 210 p.

12. Ivanova, N.G., Urazov, I.Y. (2020), "Integrated approach of social guidance institutions to conscientious choice of profession", Vocational guidance for young people, collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 50-53.

13. Ivanova, N.G. and Urzov, I.Y (2019), "Systematic exercise of physical culture is the key to the success of the future specialist", Ethnos and culture in the era of globalization, collection of materials of the III International Scientific Full-Time Correspondence Conference, Krasnodar, pp. 198-204.

14. Ivanova. N.G., Trushnikov. D.S. and Basov. E.N. (2019), "Modern vocational guidance system and its influence on the choice of profession of school leavers", Vocational navigation of young people, collection of materials of the III International Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 332-337.

15. Ivanova, N.G., Vasilyev, D.A. and Bykovsky, A.A. (2019), "Professional self-determination, mistakes and their consequences", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 137-

139.

16. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E. and Pitkin, V.A. (2018), "Increasing the motivation to engage in physical education among students", Modern Pedagogical Education, No. 3, pp. 59-62.

17. Fedorova, N.P., Voroshilova, I.S. and Mazurenko, E.A. (2020), "Improving the safety of the educational process through the use of health-saving technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 6 (184), pp. 377-381.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2021

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗАХ

Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар; Александр Викторович Дорон-цев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань; Игорь Ярославович Уразов, преподаватель, Анастасия Петровна Романова, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Владимир Иванович Перунов, старший преподаватель, Ольга Петровна Десенко, преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар

Аннотация

Известно, что только в процессе занятий физической культурой, при рациональной физической нагрузке воспитывается ответственность за свое здоровье, которое формируется за счет использования физических упражнений, естественных факторов среды, личной и общественной гигиены. Норматив двигательной активности молодежи студенческого возраста, VI возрастной ступени, представлены во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе готов к труду и обороне 2014 года и составляет не менее восьми часов в неделю. В соответствии с приказом Министерства Спорта России № 575 от 08 июля 2014 года в виды двигательной деятельности могут входить: утренняя гигиеническая гимнастика, обязательные практические учебные занятия по физкультуре, двигательная деятельность в процессе учебного дня, самостоятельные занятия оздоровительной направленности.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, двигательная активность, проблема, малоподвижный образ жизни, двигательный режим.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p305-308

FEATURES OF ORGANIZATION OF THE MOVEMENT OF STUDENTS IN HIGHER

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EDUCATION

Lyudmila Nikolaevna Porubayko, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Kuban State Medical University, Krasnodar; Alexander Viktorovich Dorontsev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Igor Yaro-slavovich Urazov, the teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar; Anastasia Petrov-

na Romanova, the teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar; Vladimir Ivanovich Perunov, the senior teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar; Olga Pe-trovna Desenko, the teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar

Abstract

It is known that it is only during physical exercise and rational physical activity that responsibility for one's health is raised, which is formed through the use of physical exercises, natural environmental factors and personal and public hygiene. The standard of motor activity of young students, at the 6th age level, is presented in the All-Russian Physical Culture and Sport Complex ready for labor and defense in 2014, and is not less than eight hours per week. According to the Order 575 of the Ministry of Sport of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.