УДК - 93.94
Дурдыбаева П. преподаватель кафедра педагогики и психологии Хеббикулиева Д. преподаватель кафедра теории и практики русского языка Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмеммеда Азади
Ашхабад, Туркменистан.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
Аннотация: На выбор методов обучения влияет ряд условий и факторов объективного и субъективного характера. Целью данной статьи является изучение понятия и сущности метода обучения, рассмотрение отдельных видов методов обучения и анализ условий эффективного выбора и применения тех или иных методов обучения.
Ключевые слова: педагогика, образование, педагогические технологии, методы преподавания.
Durdybayeva P. lecturer
Departments of Pedagogy and Psychology
Hebbikulieva D. lecturer
at the Department of Theory and Practice of the Russian Language
Turkmen National Institute of world languages named after Dovletmemmet Azadу
Ashgabat, Turkmenistan.
THE MOST EFFECTIVE METHODS OF TEACHING RUSSIAN AS
A FOREIGN LANGUAGE
Abstract: The choice of teaching methods is influenced by a number of conditions and factors of an objective and subjective nature. The purpose of this article is to study the concept and essence of the teaching method, to consider certain types of teaching methods and to analyze the conditions for the effective selection and application of certain teaching methods.
Keywords: pedagogy, education, pedagogical technologies, teaching methods.
Язык - один из самых интересных инструментов общения в руках людей. Чтобы хорошо использовать язык, необходимо изучить его особенности и нюансы. Методика предназначена для изучения языковых представлений учащихся и их аналитических способностей. Лингвистический анализ позволяет проследить разницу между уровнями владения языками. Методология также влияет на уровень знаний и умений учащихся. В методике преподавания есть 4 основных правила. Первое - "почему?", второе - "чему я должен учить?", третье - "как учить?" и четвертое - "почему бы не использовать другой способ?".
Это делит его на две формы обучения: ученик находит истину с помощью учителя (эвристический метод) или усваивает текущие знания о языке (догматический метод). Обычно из этих стилей обучения предпочтение отдается первому методу.
Одним из основных предметов, которые готовят студентов к профессиональной карьере учителя начальных классов, является русский язык. Методика преподавания русского языка - это процесс изучения языка и его практическое использование. Эта наука помогает преподавать русский язык как средство общения, а также учитывать различные социальные потребности общества. Методика изучения русского языка поможет учащимся понять закономерности, регулирующие формирование у учащихся навыков в области языка, усвоение систем научных понятий грамматики и других разделов науки о языке. Ряд лингвистических дисциплин, таких как фонетика и фонология, лексикология и фразеология, словообразование, грамматика, стилистика и орфография, являются важнейшими основами методики преподавания русского языка. Методика литературного чтения основана на теории литературы. Этот метод позволяет студентам получить теоретические и практические знания в процессе преподавания русского языка, помогает понять основные понятия, повысить профессиональные навыки, а также позволяет студентам самостоятельно изучать учебную литературу и оперировать с ней.
В практике преподавания используются художественные произведения. Учащиеся учатся создавать различные речевые типы языковых моделей: описание, аргументацию, повествование. Этот принцип достигается за счет индивидуального подхода к учащимся. Примером такого дифференцированного подхода к учащимся, основанного на их компетентности, является довольно традиционное задание по написанию списков слов, в которых "легко ошибиться" при написании под диктовку. Затем студентам предлагается:
1) Определить, к каким частям речи относятся эти слова,
2) Составить предложение, включающее это слово,
3) Создать другие слова из этого слова, причем чем больше, тем лучше. Чтобы поддерживать интерес учащихся к урокам русского языка, а не заставлять их скучать во время них, ответ очевиден.
• Развивайте естественную склонность детей к играм.
•Дифференцируйте задания по степени их сложности.
•Создавайте на уроках атмосферу высокой успеваемости, о которой мы сейчас так много говорим.
Метод грамматики и правописания включает в себя обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий и навыков правописания. Учащиеся осознают язык как предмет изучения, анализа и синтеза. Они учатся правильно строить предложения, а также совершенствуют навыки правильного письма, которые отличаются от устной речи своей графической формой, словарным запасом и синтаксисом.
Функциями уроков русского языка являются формирование и развитие мотивационной и эмоциональной сфер личности, ценностей, когнитивных процессов, наблюдательности, памяти, мышления, языка, воображения и интеллекта. Таким образом, преподавание русского языка опирается не только на образовательные интересы учащихся, но и на потребность в общении. Выбор правильного словарного запаса, грамотно построенных предложений и коммутативных функций мотивирует учащихся и облегчает общение.
Методика обучения, являющаяся важной составляющей общей методической системы, - это способ взаимодействия преподавателя и учащихся, представляющий собой совокупность приемов их совместной деятельности. В теории и практике преподавания русского языка не существует единой классификации методов обучения.
Методы обучения русскому языку можно разделить на несколько групп:
- Метод передачи знаний в готовом виде (в методической литературе есть также второе название этого метода - догматический) ориентирован на рецептивную деятельность учащихся: знания сообщаются студенту в готовом виде, он должен их воспринять и запомнить. Этот метод обучения практикуется в вузах в двух вариантах: в форме сообщения преподавателя, то есть знания вводятся в форме устной речи, и в форме сообщения автора учебника - в этом случае студент читает соответствующее место в учебнике и воспринимает текст в целом.
- Метод объяснения нового материала, как и метод коммуникации, основан на восприимчивой активности ученика. Знания вводятся в готовом виде либо преподавателем, либо через учебник. Однако, в отличие от метода общения, метод объяснения предполагает наличие элементов изложения проблемы: учитель (или автор учебника) использует для объяснения тип речи - рассуждение и, таким образом, не только вводит какое-то новое понятие или правило, но и доказывает вводимое положение Приводя логические аргументы и примеры, раскрывает связи и зависимости, которые существуют между явлениями и фактами.
- Метод эвристической беседы, или метод наблюдения за языком, относится как к рецептивной, так и к продуктивной деятельности учащихся. Он заключается в том, что из наблюдения за специально подобранными примерами, на основе вопросов преподавателя, учащиеся приходят к необходимым выводам. Это наиболее распространенный метод формирования знаний на уроках русского языка, поскольку он наиболее соответствует характеру языкового материала и задачам развития мышления учащихся. Чтобы хорошо понимать и усваивать абстрактные лингвистические понятия и правила, учащийся сам должен выполнить хотя бы часть той огромной абстрагирующей работы человеческого мышления, результаты которой закрепляются в языке.
- Метод закрепления вводимых знаний основан на репродуктивной деятельности учащихся. Для того чтобы закрепить полученные знания в памяти, учащийся должен неоднократно возвращаться к ним и воспроизводить формулировки правил или определения понятий, перечни фактов языка. Наблюдения показывают, что в памяти лучше удерживаются знания, в формировании которых сам ученик принимал активное участие. Логическая память более надежна, чем зрительная и слуховая. Тем не менее, в любом случае повторение необходимо.
Выбор комбинации методов обучения - самый сложный элемент в оптимизации процесса обучения. Недостаточная разработанность этой процедуры приводит к тому, что иногда в ущерб оптимальному сочетанию методов применяется подход по принципу "всех методов понемногу, всех поровну" или отдается предпочтение только современным методам обучения. Кроме того, в не меньшей степени выбор метода зависит от особенностей содержания изучаемого материала, от специфики предмета, от возрастных особенностей учащихся и от уровня их развития. При выборе методов обучения необходимо учитывать особенности мышления учащихся разного возраста. Выбор метода также зависит от материальной базы учебного заведения, от географических и демографических особенностей местности, где расположено учебное заведение, и от особенностей жизненного опыта учащихся.
Использованные источники:
1. И Никишина. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов //Волгоград: Учитель. - 2007. - Т. 91. - С. 7.
2. Елисеев Н.А. Инновационные методы - новый стиль организации учебно-познавательной деятельности студентов. Американский журнал междисциплинарных исследований и разработок. Том 15, 2023.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка. Книга для учителя. - Санкт-Петербург: Лайт, 1996. -с.124.