УДК 629.621.85.62 -587 Б.М.Тверсков
Курганский государственный университет
работе с землеройными орудиями раздельное вращение колес заднего моста исключено: оба колеса вращаются с одинаковыми оборотами. Этим увеличивается общая тяга и улучшается проходимость.
НАГРУЖЕННОСТЬ ТРАНСМИССИИ ДВУХОСНЫХ ТЯГАЧЕЙ
Аннотация. В трансмиссии двухосного тягача, используемого для землеройных работ, предложено вместо выходящего из строя дифференциала свободного хода, устанавливаемого в заднем мосту тягача, привод одного из задних колес делать жестким, а другое колесо подключать шлицевой муфтой при необходимости.
Ключевые слова: демпфер, резонанс, колебание, трансмиссия.
B.M.Tverskov Kurgan State University
TWO-AXLE TRACTOR TRANSMISSION LOADING
Рисунок 2 - Установка токосъемника на колесе
Abstract. In the transmission of two-axle tractor used for excavation work, it is suggested, instead of the failing freewheel differential installed in the rear axle of the tractor, that the drive of one of the rear wheels should be made rugged, and another wheel should be connected with spline coupling when required.
Index Terms: damper, resonance, oscillation, transmission.
Двухосные колесные тягачи используются в основном для выполнения землеройных работ (рисунки 1, 2). На-груженность привода их колёс при этом полная: работы совершаются с постоянным буксованием колес одного моста и с вывешиванием колес другого моста. Отсюда повышенный износ деталей привода и самовыключение полуосей в самоблокирующемся дифференциале свободного хода (рисунок 3), установленном в заднем мосту тягача. Самовыключение сопровождается большими динамическими нагрузками, когда при раскрутке валов выбираются зазоры между зубьями шестерен и происходит сильный удар зубьев. Проведенные исследования направлены на устранение этого недостатка.
Рисунок 1 - Двухосный тягач КЗКТ-538Д ПКТ
Передний мост тягача отключается шлицевой муфтой, межколесный дифференциал в переднем мосту -простой конический неблокируемый.
Показанный на рисунке 3 дифференциал свободного хода при движении на прямой ровной дороге и значительной тяге заблокирован, все детали дифференциала и полуоси вращаются как одно целое со скоростью ведомой конической шестерни. В условиях бездорожья или
дифференциала; 4 - ведущая муфта; 5 - полумуфта; в - полуосевая шестерня; 7 - пружина; 8 - стакан пружины;
9 - разрезное распорное кольцо; 10 - стопорное кольцо;
11 - центральное кольцо; 12 - дистанционная втулка
Рисунок 3 - Межколесный дифференциал в заднем мосту тягача
Внешнее колесо на повороте вращается быстрее, чем внутреннее. Полумуфта 5 забегающего внешнего колеса вращается быстрее ведомой конической шестерни 1 и ведущей муфты 4. Опираясь своими профильными зубьями на зубья центрального кольца 11, полумуфта 5 отходит от ведущей муфты 4 и выключается (рисунок 4). Разрезное распорное кольцо 9, находящееся на полумуфте, вращается вместе с ней до тех пор, пока не упрется краем выреза в шпонку 2, установленную в ведущей муфте 5. Торцы зубьев разрезного распорного кольца 9 устанавливаются напротив торцов зубьев центрального кольца и удерживают полумуфту от включения. На протяжении всего поворота забегающая полумуфта 5 остается отсоединенной и крутящий момент на полуось ею не передаётся. Крутя-
щий момент передаётся через противоположную полумуфту, соединенную с ведущей муфтой.
1 г — ■ Г"
: Осе 30.1 9ой ор ! р- г1» Г ^ к 1 г~г -2
5- 1 1 --^ ^ с1 я " 9
\ V 1 \1
а) б)
а - положение торцевых кулачков ведущей муфты 4 и полумуфт 5 после выключения полумуфты; б - положение зубьев центрального (11) и распорного (9) колец при выключенной полумуфте
Рисунок 4 - Выключение забегающей полумуфты
На повороте на скользких дорогах полумуфта забегающего колеса может не отключаться, отстающее колесо при этом проскальзывает. При выходе из поворота скорости вращения забегающей и отстающей полумуфт выравниваются. Разрезное распорное кольцо при этом несколько отходит назад, зубья его сходят с зубьев центрального кольца и полумуфта под действием сжатой пружины
входит в зацепление с ведущей муфтой. При движении по инерции с поворотом отключаться будет не забегающая муфта, а отстающая, так как в этом случае ведущим элементом будет не корпус дифференциала, а забегающее колесо.
При движении назад по прямой дифференциал работает так же, как и при движении вперед.
Дифференциал в переднем мосту - обычный конический. Замечаний по сроку его службы нет, но сила тяги при буксовании одного из колес может падать в несколько раз.
Устанавливается он для улучшения управляемости тягача, т.к. на повороте, когда внешние колеса отключаются, силы тяги на внутренних колесах препятствуют повороту.
Износ боковых поверхностей прямоугольных кулачков ведущей муфты 4 и полумуфт 5 ведёт к их самовыключению при больших нагрузках
Повышение надежности привода возможно путем блокировки дифференциала. Но в транспортном режиме на поворотах детали такого привода нагружаются дополнительными крутящими моментами. Необходимо было определить величину этих моментов и принять решение по доработке конструкции привода.
Испытания тягача КЗКТ-538Д с навесным оборудованием (бульдозерный нож) проводились в транспортном режиме с незаблокированным и заблокированным дифференциалом в заднем мосту. Результаты изложены в таблицах 1и 2, в землеройном режиме - таблицах 3 и 4, с активным орудием (фреза) - таблицах 5 и 6. Запись моментов велась на прямых горизонтальных участках ас-
Габлица 1 - Крутящие моменты на полуосях двухосного тягача, НЧм в транспортном режиме. Передний мост включен
*Режим движения Передний мост Задний мост
левая полуось правая полуось левая полуось правая полуось
Прямо, дорога горизонтальная, скорость 4 5 км/ч Подъем, скорость 30 км/ч По кругу с миним. радиусом, скор. 5...6 км/ч * налево направо 500...600 800.. .1200 0/-800 0/-800 500...600 800. ..1200 0/-800 0/-800 0 600...1000 2800/2800 -1600/ 0 0 600...1000 -1600/ 0 2800/2800
*> В числителе - дифференциал заднего моста заблокирован, в знаменателе - не заблокирован
Габлица 2 - Моменты на полуосях заднего моста двухосного тягача с заблокированным дифференциалом, НЧм. Передний мост отключен
Полуось
Режим испытания правая левая
Движение в городе: поворот на 90° направо налево + 4000 -3000 - 3000 + 4000
Движение по кругу с минимальным радиусом на асфальте налево направо 0 40 00 4000 0
Движение прямо 0 ± 600 0 ± 600
Движение по шоссе, скорость 53-40 км/ч 0 ± 300 0 ± 300
Движение по сухой грунтовой дороге прямо повороты до 90° направо налево 0 ± 600 -2700 2700 0 ± 600 2700 -2700
Движение по кругу с миним. радиусом на пахоте налево направо 800.. .1000 1800...2000 1800.2000 800... 1000
Габлица 3 - Моменты на полуосях тягача КЗКГ-538Д ПКГ с разблокированным дифференциалом заднего моста, НЧм
Режим испытания Передний мост Задний мост
Левая полуось Правая полуось Левая полуось Правая полуось
Отрывка котлована:
набор грунта 4500 4500 2600 2600
подъем грунта 3150 3150 4300 4300
откат вниз -1400 -1400 -3400 3400
Планировка местности:
набор грунта 4000 4000 1700 1700
перемещение грунта 2600 2600 1700 1700
отсыпка грунта 900 900 900 -900
перемещение грунта с
поворотом 2600 2600 1700 2850
откат назад -1400 -1400 -1400 -1400
Формирование спуска в котлован:
набор грунта
перемещение грунта 4000 4000 2300 2300
отсыпка грунта с поворотом 3700 3700 2850 2850
откат вверх с поворотом 1400 1400 2300 900
без поворота -600 -600 -1400 -600
Подъем щебня с поворотом -600 -600 -1150 -1150
Выравнивание дна при движении вперед 3700 3700 3700 4600
набор грунта
перемещение грунта 1400 1400 2300 0
1400 1400 0 2300
Габлица 4 - Моменты на полуосях тягача КЗКГ-538Д ПКГ с заблокированным дифференциалом заднего моста, НЧм
Режим испытания Передний мост Задний мост
Левая полуось Правая полуось Левая полуось Правая полуось
Отрывка котлована:
набор грунта 4600 4600 2600 2600
подъем грунта 3150 3150 4600 4600
откат вниз -1400 -1400 -3400 -3400
Планировка местности:
набор грунта 4000 4000 1700 17 00
перемещение грунта 2600 2600 1700 17 00
отсыпка грунта 900 900 900 900
перемещение грунта с
поворотом 2600 2600 1700 2850
откат назад -1400 -1400 -1400 -1400
Формирование спуска в котлован:
набор грунта 4000 4000 2300 2300
перемещение грунта 3700 3700 2850 2850
отсыпка грунта с поворотом 1400 1400 2300 900
откат вверх с поворотом -600 -600 -1400 -600
без поворота -600 -600 -1150 -1150
Подъем щебня с поворотом 3700 3700 3700 4600
Выравнивание дна при движении вперед
набор грунта
перемещение грунта 1400 1400 2300 0
1400 1400 0 2300
фальтированной дороги и участках с подъемами, на крутых поворотах с полностью повернутыми колесами и при движении по кругу с минимальным радиусом.
При движении на повороте с заблокированным дифференциалом заднего моста крутящий момент имеет положительное значение на полуоси внутреннего колеса и отрицательное - наружного, причем положительный момент в 2-3 раза превышает отрицательный. После проезда поворота крутящие моменты выравниваются через 1,5-2 оборота колеса.
Как следует из таблиц 1-6, заметная разница в на-гружении полуосей с заблокированным и незаблокиро-ванным дифференциалом появляется только при движении по кругу с минимальным радиусом и на крутых пово-
ротах. На прямых дорогах и дорогах с небольшими поворотами крутящие моменты на левой и правой полуосях практически одинаковы.
Качение нагруженного тяговым или тормозным моментом колеса всегда сопровождается микропроскальзыванием в зоне контакта шины с дорогой. Выравнивание моментов на сухих твердых дорогах происходит за счет деформации шины в окружном направлении и проскальзывания по дорожной поверхности менее нагруженного колеса. Без такого проскальзывания не может быть передачи подведенного к колесу крутящего момента. Благодаря проскальзыванию выравниваются крутящие моменты на полуосях ведущих мостов многоприводных автомобилей, когда межосевые дифференциалы отсутствуют.
Таблица 5 - Моменты на полуосях тягача КЗКТ-538Д ТМК с разблокированным дифференциалом заднего моста, НЧм
Передний мост Задний мост
Режим испытания Левая Правая Левая Правая
полуось полуось полуось полуось
Отрывка траншеи:
глубиной 1,1 метра 650 650 1150 1150
глубиной 1,5 метра 1150 1150 2800 2800
Планировка:
набор грунта 0 0 5700 5700
перемещение грунта с поворотом и буксованием 1150 1150 2650 3150
перемещение грунта с поворотом без буксования 800 800 0 2000
отсыпка грунта 500 500 850 850
откат с поворотом -850 -850 0 -1150
Отрыв котлована:
набор грунта 0 0 8400 9200
подъем грунта 1500 1500 5700 5700
о ткат в низ -300 -300 -300 -300
Формирование спуска в котлован
набор грунта 0 0 6300 6600
перемещение грунта 1700 1700 3500 3500
отсыпка грунта 700 700 1150 1150
откат наверх (с поворотом) -2000 -2000 -1500 -2800
Таблица 6 - Моменты на полуосях тягача КЗКТ-538Д ТМК с заблокированным дифференциалом заднего моста, НЧм
Режим испытания Передний мост Задний мост
Левая Правая Левая Правая
полуось полуось полуось полуось
Отрывка траншеи:
глубиной 1,1 метра глубиной 1,5 метра 650 1150 650 1150 1150 2800 1150 2800
Планировка: набор грунта 0 0 5700 5700
перемещение грунта с поворотом и буксованием 1150 1150 2450 3150
перемещение грунта с поворотом без буксования отсыпка грунта откат с поворотом 850 500 -850 850 500 -850 1000 850 0 2000 850 -1150
Отрыв котлована: набор грунта подъем грунта откат вниз 0 1500 -300 0 15 00 -300 8600 5700 -3000 9400 5700 -3000
Формирование спуска в котлован набор грунта перемещение грунта отсыпка грунта откат наверх (с поворотом) - 0 2000 700 -1700 0 2000 17 00 -700 6300 3700 1150 -1500 6600 3700 1150 -3000
Блокирование дифференциала на поворотах ведет к увеличению крутящих моментов на полуосях этого моста -небольшому на малых и большому на крутых поворотах.
Когда тягач двигается по кругу на грунтовой площадке, разница в величинах моментов с заблокированным дифференциалом была существенно меньше, а на площадке с большим сопротивлением (мягкий грунт, глубокий снег) крутящие моменты на левом и правом колесах положительные и отличаются друг от друга незначительно.
Если скорость движения по кругу на асфальтированной площадке мала, то крутящие моменты на полуосях передних колес двухосного тягача отрицательные. С увеличением скорости или увеличением сопротивления движению крутящие моменты на всех колесах становятся положительными.
Снижение давления в одном из колес моста с заблокированным дифференциалом ведет к снижению крутящего момента на этом колесе, причем разница в величи-
нах крутящих моментов на колесах при движении по асфальтированной дороге оставалась постоянной. Так, после снижения давления воздуха в шине одного из задних колес с 0,3 МЧПа до 0,2 МЧПа крутящий момент на полуоси этого колеса при движении прямо был на 500 НЧм меньше, чем на полуоси противоположного колеса.
Блокирование дифференциала заднего моста двухосного тягача вызывает увеличение радиуса его поворота на 7...9%. Устранить этот недостаток можно, если увеличить угол поворота передних управляемых колес.
Исключение дифференциала в заднем мосту тягача, используемого в основном для выполнения землеройных работ, повысит надежность тягача. Расход топлива и износ шин в этих условиях остаются практически без изменений.
Использование двухосного тягача с заблокированным дифференциалом заднего моста только для транспортных целей ведет к повышенному износу шин задних колес по сравнению с тягачом, дифференциал которого
не заблокирован. Следовательно, исключение дифференциала в заднем мосту возможно лишь, если тягач выполняет в основном землеройные работы.
В результате длительной эксплуатации установлено, что на дороге двухосный тягач устойчиво движется при одном ведущем заднем колесе. Передний мост при этом выключен. Внешнее колесо заднего моста на повороте практически всегда отключается. Установка в заднем мосту шлицевой муфты для включения одной из полуосей вместо сложного дифференциала при постоянно включенной другой полуоси могла бы снизить стоимость изготовления и повысить надежность тягача.
Кроме того, были проведены испытания двухосного тягача с навесным оборудованием ТМК (рисунок 5) при отрыве траншеи, планировке площадки под котлован, отрыве котлована и в транспортном режиме с блокированным и неблокированным дифференциалом заднего моста, а также при разворотах на асфальтированной площадке.
Приведенные в таблицах 1-6 данные показывают, что колеса заднего моста тягача с навесным оборудованием ТМК наиболее нагружены при отрыве котлована, особенно при наборе грунта. Нагрузки же при отрыве траншеи фрезой очень невелики. Для машины с ПКТ разница в нагрузках менее заметна и величина моментов ниже.
Блокирование или исключение дифференциала в неуправляемом мосту двухосного универсального тягача при движении прямо и с небольшими поворотами не ведет к заметному увеличению крутящих моментов. Расход топлива и износ шин остаются практически такими же. При повороте без полуприцепа необходимость в дифференциале в неуправляемом мосту очевидна.
«у-■■■¿ег?'* '
* • х,* .-с.?* _ ......
Рисунок 5 - Двухосный тягач КЗКГ-538Д ГМК в процессе работы
Моменты на полуосях заднего моста при заблокированном межколесном дифференциале превышает моменты, когда дифференциал не заблокирован, в 1,7-1,8 раза.
Тягач может тянуть прицеп по различным дорогам, трансмиссия его содержит отключаемый передний мост с коническим дифференциалом и постоянно включенный задний мост с дифференциалом типа муфты свободного хода. Межосевой дифференциал отсутствует. Из-за необходимости обеспечения минимальных скоростей при работе с землеройными орудиями (200-З00 м/ч) передаточные числа трансмиссии весьма большие. Поэтому при работе с землеройными орудиями его колеса постоянно пробуксовывают.
На поворотах дифференциал типа муфты свободного хода всегда отключается полуось внешнего колеса. На прямых дорогах, если крутящие моменты небольшие, отключается то одна, то другая полуоси. Таким образом, при отключенном переднем мосте тягач перемещается за счет лишь одного заднего колеса. В связи с этим проработан
вариант исключения дифференциала в заднем мосте и установки вместо него шлицевой муфты, которая отключает полуось при движении по сухим дорогам, но подключает её при работе с землеройными орудиями, а также на скользких дорогах и при необходимости обеспечить максимальные тяговые усилия.
Из приведенных таблиц 1-6 следует, что левая и правая полуоси заднего моста с заблокированным дифференциалом на прямых дорогах и дорогах с небольшими поворотами нагружены практически одинаковыми крутящими моментами. Значительная разница крутящих моментов наблюдается лишь при движении по кругу с минимальным радиусом на асфальтированной дороге. В этом случае на внутреннем по отношению к центру поворота колесе действует положительный момент, а на внешнем - отрицательный, причем первый больше второго на 30-50 %. Такое же соотношение крутящих моментов на полуосях заднего моста с заблокированным дифференциалом имеет место при повороте тягача на 90°. Стабилизация моментов в этих случаях происходит довольно быстро (через 1,5-2 оборота колеса), а далее моменты остаются без изменений на протяжении всего времени движения по кругу.
Анализ действующих в трансмиссии нагрузок показывает, что при движении по дорогам с небольшими поворотами заметная разница при заблокированном и неза-блокированном дифференциалами задних колес незначительна. На поворотах с минимальным радиусом на площадках с небольшим сопротивлением (бетон, укатанный снег) появляются отрицательные нагрузки на колесах, в том числе и при серийном варианте трансмиссии. На площадках с повышенным сопротивлением отрицательные нагрузки на колесах отсутствуют. При повороте тягача с минимальным радиусом нагрузки на полуосях с заблокированным дифференциалом больше, чем с незаблокированным.
Длительность езды с полностью повернутыми колесами незначительна по сравнению с движением прямо, поэтому заметно сказаться на долговечности трансмиссии она не может. К тому же нагрузка на полуосях задних колее тягача с заблокированным дифференциалом при повороте на 90° с минимальным радиусом на бетонной площадке достигает 300-350 кгсЧм, тогда как при буксовании тягача, что весьма характерно при работе с землеройными орудиями, крутящий момент достигает одной тысячи килограммометров.
Кроме того, из-за отсутствия упругой подвески задние колеса при движении со скоростью 35-40 км/ч отрываются от дороги через каждые 15-20 метров, что, несомненно, способствует раскрутке полуосей колес. Блокирование дифференциала между задними колесами не привело к ухудшению устойчивости и управляемости тягача. Минимальный радиус поворота, определенный на заснеженном участке, был такой же, какой с незаблокирован-ным дифференциалом.
Выводы
1 Дополнительные нагрузки в трансмиссии двухосных тягачей при работе в землеройном режиме с заблокированным дифференциалом в заднем мосту отсутствуют. Незначительное увеличение крутящих моментов на полуоси внутреннего колеса (до 20%) имеет место на поворотах с минимальным радиусом и работающим активным органом.
2 При движении прямо по сухому асфальтированному шоссе с заблокированным дифференциалом заднего моста крутящие моменты на левой и правой полуосях одинаковы.
3 На крутых поворотах и движении по кругу с минимальным радиусом на полуоси внутреннего колеса зад-
него моста с заблокированным дифференциалом появляется положительный момент, а на противоположной полуоси - отрицательный. Разность между этими моментами, создающая активный движущий момент, на 60% больше, чем на двух полуосях, когда дифференциал не заблокирован. Передний мост при этом выключен.
4 Крутящий момент на карданном валу соединяющем ГМТ и дополнительную (раздаточную) коробку при движении по шоссе с заблокированным дифференциалом заднего моста такой же, как и при незаблокированном дифференциале. При движении по кругу с минимальным радиусом крутящий момент на этом валу увеличился на 60%.
5 Работа тягача с землеройными орудиями происходит с максимальным тяговым усилием, поэтому дифференциал свободного хода в заднем мосту быстро изнашивается и полуоси заднего моста отключаются. Это сопровождается резкими металлическими звуками - «стрельбой».
6 В транспортном режиме установленный в заднем мосту дифференциал свободного хода постоянно отключает то одну, то другую полуось. На поворотах, если сопротивление движению небольшое, всегда отключается полуось внешнего колеса. Когда передний мост отключен, как обычно бывает на сухих дорогах, движение происходит за счет тяги только одного заднего колеса. С целью повышения надежности и снижения стоимости изготовления привод одного из колес заднего моста предложено делать постоянно включенным, а в землеройном режиме и на скользких дорогах шлицевой муфтой подключать полуось другого колеса.
УДК 629.113
А.Л. Сергеев, С.Н. Синицын
Курганский государственный университет
ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ АВТОСЕРВИСА
Аннотация. В статье приведены результаты сертификационного процесса в сфере услуг автосервиса в г. Кургане и области за последние десять лет.
Ключевые слова: сертификат соответствия, автотранспортные средства, услуга, ремонт и техническое обслуживание.
A.L. Sergeev, S.N Sinitsyn Kurgan State University
VOLUNTARY CERTIFICATION OF CAR SERVICE
Abstract. The article describes the results of the certification process in the car service sector in the city of Kurgan and Kurgan region over the last ten years.
Index Terms: certificate of conformity, vehicles, service, repair and car maintenance.
Ежедневно интересы миллионов потребителей затрагивают такую сферу, как автосервис. В настоящее время услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств в рейтинге востребованности у населения находятся на втором месте после услуг по ремонту и строительству жилья и других построек. Каждый владелец автомобиля предпочитает, чтобы эти услуги наилучшим образом удовлетворяли таким требованиям, как вы-
сокое качество, обеспечение безопасности дорожного движения, экологическая чистота. На удовлетворение этих требований и направлена сертификация услуг автомобильного сервиса. До 2003 года такая сертификация была обязательной для всех предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, но с принятием Федерального закона «О техническом регламенте» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2002 г № 184-ФЗ) все услуги переведены в сферу добровольной сертификации. Установленное законом подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации было воспринято неоднозначно некоторыми автосервисами. Нарушая Постановление Правительства РФ № 290 от 11.04.2001г. (в ред. от 23.01.2007) «Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспор-та», ряд крупных автосервисов оказывают услуги, не имея подтверждения соответствия. Сертификат соответствия на услуги автосервиса дает следующие выгоды исполнителю услуг:
- повышает конкурентоспособность на рынке и рентабельность выполняемых работ,
- увеличивает прибыльность и привлекательность для клиентов,
- оптимизирует работу автосервиса.
Сертификация - это деятельность третьей стороны,
независимой от исполнителя и потребителя услуг, по подтверждению соответствия выполняемых работ установленным требованиям, т.е. нормативным документам, регламентирующим этот вид деятельности. В основу сертификации услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств входят услуги, оговоренные действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН -017000). Говоря о сертификации автосервисных услуг, в первую очередь необходимо руководствоваться следующими требованиями:
■ содействие потребителям в компетентном выборе услуг;
■ защита потребителя от недобросовестности исполнителя;
■ контроль безопасности выполняемых услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
■ подтверждение показателей качества услуг заявленных исполнителем.
Обязательная сертификация сразу же дала весьма положительные результаты: многие автосервисные предприятия вышли из теневого бизнеса на более высокий уровень; была поднята организация работы с потребителями; больше внимания стали уделять вопросам оснащения современным технологическим и контрольно-диагностическим оборудованием, средствами измерения и метрологии; строже стали соблюдаться требования технологических процессов; на многих предприятиях введена и постоянно действует система повышения квалификации и мастерства персонала. В конечном итоге все это положительно сказалось на значительном повышении качества услуг оказываемых владельцам автомобилей. Однако в начале третьего тысячелетия система обязательной сертификации автосервиса была пересмотрена. Большинство исполнителей услуг не подвергается должному контролю со стороны государственных органов ни в отношении качества услуг ни в отношении соответствия требованиям стандарта, технологического и метрологического обеспечения.
Проверка соответствия оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей предприятиями и индивидуальными предпринимателями требованиям нормативно-технической документации возложена на