него моста с заблокированным дифференциалом появляется положительный момент, а на противоположной полуоси - отрицательный. Разность между этими моментами, создающая активный движущий момент, на 60% больше, чем на двух полуосях, когда дифференциал не заблокирован. Передний мост при этом выключен.
4 Крутящий момент на карданном валу соединяющем ГМТ и дополнительную (раздаточную) коробку при движении по шоссе с заблокированным дифференциалом заднего моста такой же, как и при незаблокированном дифференциале. При движении по кругу с минимальным радиусом крутящий момент на этом валу увеличился на 60%.
5 Работа тягача с землеройными орудиями происходит с максимальным тяговым усилием, поэтому дифференциал свободного хода в заднем мосту быстро изнашивается и полуоси заднего моста отключаются. Это сопровождается резкими металлическими звуками - «стрельбой».
6 В транспортном режиме установленный в заднем мосту дифференциал свободного хода постоянно отключает то одну, то другую полуось. На поворотах, если сопротивление движению небольшое, всегда отключается полуось внешнего колеса. Когда передний мост отключен, как обычно бывает на сухих дорогах, движение происходит за счет тяги только одного заднего колеса. С целью повышения надежности и снижения стоимости изготовления привод одного из колес заднего моста предложено делать постоянно включенным, а в землеройном режиме и на скользких дорогах шлицевой муфтой подключать полуось другого колеса.
УДК 629.113
А.Л. Сергеев, С.Н. Синицын
Курганский государственный университет
ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ АВТОСЕРВИСА
Аннотация. В статье приведены результаты сертификационного процесса в сфере услуг автосервиса в г. Кургане и области за последние десять лет.
Ключевые слова: сертификат соответствия, автотранспортные средства, услуга, ремонт и техническое обслуживание.
A.L. Sergeev, S.N Sinitsyn Kurgan State University
VOLUNTARY CERTIFICATION OF CAR SERVICE
Abstract. The article describes the results of the certification process in the car service sector in the city of Kurgan and Kurgan region over the last ten years.
Index Terms: certificate of conformity, vehicles, service, repair and car maintenance.
Ежедневно интересы миллионов потребителей затрагивают такую сферу, как автосервис. В настоящее время услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств в рейтинге востребованности у населения находятся на втором месте после услуг по ремонту и строительству жилья и других построек. Каждый владелец автомобиля предпочитает, чтобы эти услуги наилучшим образом удовлетворяли таким требованиям, как вы-
сокое качество, обеспечение безопасности дорожного движения, экологическая чистота. На удовлетворение этих требований и направлена сертификация услуг автомобильного сервиса. До 2003 года такая сертификация была обязательной для всех предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, но с принятием Федерального закона «О техническом регламенте» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2002 г № 184-ФЗ) все услуги переведены в сферу добровольной сертификации. Установленное законом подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации было воспринято неоднозначно некоторыми автосервисами. Нарушая Постановление Правительства РФ № 290 от 11.04.2001г. (в ред. от 23.01.2007) «Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспор-та», ряд крупных автосервисов оказывают услуги, не имея подтверждения соответствия. Сертификат соответствия на услуги автосервиса дает следующие выгоды исполнителю услуг:
- повышает конкурентоспособность на рынке и рентабельность выполняемых работ,
- увеличивает прибыльность и привлекательность для клиентов,
- оптимизирует работу автосервиса.
Сертификация - это деятельность третьей стороны,
независимой от исполнителя и потребителя услуг, по подтверждению соответствия выполняемых работ установленным требованиям, т.е. нормативным документам, регламентирующим этот вид деятельности. В основу сертификации услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств входят услуги, оговоренные действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН -017000). Говоря о сертификации автосервисных услуг, в первую очередь необходимо руководствоваться следующими требованиями:
■ содействие потребителям в компетентном выборе услуг;
■ защита потребителя от недобросовестности исполнителя;
■ контроль безопасности выполняемых услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
■ подтверждение показателей качества услуг заявленных исполнителем.
Обязательная сертификация сразу же дала весьма положительные результаты: многие автосервисные предприятия вышли из теневого бизнеса на более высокий уровень; была поднята организация работы с потребителями; больше внимания стали уделять вопросам оснащения современным технологическим и контрольно-диагностическим оборудованием, средствами измерения и метрологии; строже стали соблюдаться требования технологических процессов; на многих предприятиях введена и постоянно действует система повышения квалификации и мастерства персонала. В конечном итоге все это положительно сказалось на значительном повышении качества услуг оказываемых владельцам автомобилей. Однако в начале третьего тысячелетия система обязательной сертификации автосервиса была пересмотрена. Большинство исполнителей услуг не подвергается должному контролю со стороны государственных органов ни в отношении качества услуг ни в отношении соответствия требованиям стандарта, технологического и метрологического обеспечения.
Проверка соответствия оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей предприятиями и индивидуальными предпринимателями требованиям нормативно-технической документации возложена на
Органы по сертификации услуг, которые осуществляют непосредственные работы по добровольной сертификации услуг, включая проверку соответствия технологического и диагностического оборудования, квалификации исполнителей и самого процесса выполнения услуги по ремонту и техническому обслуживанию. В Кургане таким Органом является АНО «Курганский центр сертификации», который за десять лет своего существования выдал 890 сертификатов соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования в г Кургане и Курганской области. Ежегодно в соответствии с Законами РФ «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей» Орган по сертификации продукции и услуг АНО «КЦС» выдает около ста сертификатов соответствия на услуги по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, подтверждающих соответствие оказываемых услуг требованиям обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды (рисунок 1). При существовании обязательной сертификации услуг ежегодное количество сертификатов составляло 130-140. Снижение количества заявок на проведение сертификации происходило до 2006 года. В настоящее время наблюдается тенденция в заинтересованности исполнителей услуг автосервиса в процедуре сертификации и в оценке третьей стороной для улучшения имиджа предприятия и обеспечения защиты потребителя от некачественного или недобросовестного ремонта и обслуживания.
2003 2006 2009 2012
Рисунок 1 - Количество сертификатов, выданных за год
Из общего перечня сертифицируемых услуг наибольшее количество заявок в Орган по сертификации поступает на оказание таких услуг, как замена агрегатов (код ОКУН 017201); кузовные работы (017207); контрольно-диагностические работы (017104); ремонт шин и балансировка колес (017211); предпродажная подготовка (017615). Последнее время многие предприятия и предприниматели стали заниматься оказанием услуг по установке дополнительного оборудования (017613): систем охранной сигнализации и специальных аудио и электронных устройств, спутниковых систем мониторинга автотранспорта и газобаллонного оборудования. Заявления на проведение добровольной сертификации содержат от двух - трех до 25 и более наименований услуг Ежегодно эксперты Орган по сертификации идентифицируют более трехсот услуг по ремонту и обслуживанию легковых и грузовых автомобилей. Только в 2012 году было выдано 40 сертификатов соответствия по легковым автомобилям, 36 - по грузовым автомобилям и автобусам, 19 - автосервисам, оказывающим услуги по ремонту и техобслуживанию как легковых, так и грузовых автомобилей. Доля индивидуальных предпринимателей в общем числе сертифицированных автосервисов составляет
50%. Однако процент сертифицированных индивидуальных предпринимателей от общего их количества, занятых ремонтом автомобилей, значительно ниже. Переход от обязательной к добровольной сертификации спровоцировал отток специалистов в «серые» автосервисы (так называемые «гаражи») и одновременно привел к падению спроса и недогрузки легальных организаций автосервиса.
Сегодня эта ситуация постепенно исправляется. Сертификация услуг автосервиса: хотя и является добровольной процедурой, но её прохождение очень выгодно выделяет владельцев предприятия среди многочисленных конкурентов. Сертификат соответствия действует на протяжении трёх лет, после этого он должен быть оформлен повторно. Более ста предприятий автосервиса за последнее десятилетие прошли сертификацию по три раза. Это такие известные автоцентры, как «Газ-сервис», «Джемир», «TOYTA центр оками КУРГАН», «КП-АВТО», «Chevron» и другие. Всего в базе Органа по сертификации услуг АНО «КЦС» насчитывается 295 предприятий и индивидуальных предпринимателей г Кургана и Курганской области, заявивших о своём желании пройти сертификацию и получивших сертификаты соответствия. Однако есть предприятия и предприниматели, которые не желают сертифицировать свои услуги по техобслуживанию и ремонту, среди них такие крупные автоцентры, как «КЕРГ-КУРГАН», «RENAUT», «KIA», «КУРГАНАВТОХАУС».
В ходе осуществления сертификации услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей были выявлены определенные проблемы как для предприятий, так и для предпринимателей. Если в первые годы сертификации количество предпринимателей было меньше, чем количество предприятий, оказывающих услуги по техобслуживанию автомобилей, то сегодня это соотношение поменялось в пользу предпринимателей. В начале организации и проведения сертификации только предприятия могли предоставить соответствующее технологическое и диагностическое оборудование, необходимую нормативно-техническую документацию. Большая часть замечаний касалась метрологического обеспечения. У предпринимателей практически отсутствовала нормативно-техническая документация, имелось лишь ограниченное наименование оборудования для выполнения заявленных услуг, поэтому некоторые из них получали отказ в выдаче сертификата соответствия. Сегодня уже не редкость, что многие предприниматели имеют современное, высококачественное оборудование для выполнения технического обслуживания и ремонта автомобилей, которое не уступает некоторым станциям технического обслуживания.
Тем не менее у экспертов по сертификации услуг есть серьезные претензии к предпринимателям, которые, получая свидетельство на выполнение работ по ремонту автомобиля, не всегда имеют необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим документом. Отсутствует технологическая документация на выполнение заявленных работ. Имея нормативно-техническую документацию по отечественным автомобилям, берутся за выполнение ремонтных работ для иномарок, находящихся в эксплуатации более десяти лет, что не может обеспечить безопасность транспортного средства. Из-за отсутствия необходимых условий выполнения работ, требуемого оборудования и инструмента, недостаточной квалификации Орган по сертификации иногда вынужден отказывать в выдаче сертификата или сокращать количество заявленных услуг, не соответствующих установленным требованиям. По ряду причин сертификат может быть выдан на год или два. Орган по сертификации услуг, выполняя свою вторую функцию, проводит инспекционный контроль за сертифицированными услугами с целью подтверждения их соответствия и ста-
СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 8
33
бильности выполнения заявленных работ.
Положительным моментом осуществления сертификации услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей можно считать то, что количество дорожно-транспортных происшествий из-за технического состояния транспортных средств, по данным ГИБДД, сократилось на 10% за последнее время при существенном росте общего количества автомобильного парка. Большая часть выдаваемых ежегодно сертификатов соответствия (более шестидесяти) приходится на г. Курган, в то время как по области выдается не более тридцати, из них половина распространяется на г. Шадринск (рисунок 2).
Курган Область Всего
■ И П ■ Предприятия ■ Итого
Рисунок 2 - Количество сертификатов, выданных в 2012 году
Анализируя перечень сертифицированных услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств, можно заключить, что большая их часть связана с легковым транспортом. Сегодня потребитель не испытывает трудностей при необходимости выполнения кузовных работ, ремонта и балансировки колес, замены агрегатов, ремонта двигателя, регулировки углов установки управляемых колес. Есть определенные недостатки при осуществлении диагностических работ. Так, в области и в г. Кургане недостаточно стендов по диагностике тормозов, мало работающих стендов по регулировке фар, снизилось количество услуг по определению содержания СО и СН в отработавших газах двигателей. Однако из года в год оснащенность автосервисов и техцентров диагностическим и технологическим оборудованием растет количественно и качественно. Для поддержания современного автомобиля в технически исправном состоянии требуется достаточно сложное и дорогое оборудование, которым сегодня располагают как крупные станции технического обслуживания, так и малые автосервисы, прошедшие добровольную сертификацию. Добровольная сертификация услуг свидетельствует не только о том, что услуга не нанесет вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, но и о том, что она будет качественной и будет выполнена в установленный срок. Орган по сертификации услуг; принимая на себя такую ответственность, должен убедиться в действительных возможностях организации, получающей сертификат, и должен контролировать деятельность организации на всем протяжении срока действия сертификата, проводя как плановый инспекционный контроль, так и проверки по жалобам потребителей.
Во всем мире добровольная сертификация носит добровольно-принудительный характер. О добровольной составляющей говорит её заявительный характер. Что касается принудительной, то производителя услуг к их сертификации активно побуждают и принуждают потребители, в том числе крупные заказчики. Добровольная сертификация становится непременным условием для участия в тендере или для получения ответственного заказа, так как сертификат соответствия является документом, подтверждающим их компетентность и квалификацию.
УДК 656.13.086 Жаров С.П.
Курганский государственный университет
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «АВТОМОБИЛЬ-ВОДИТЕЛЬ-ДОРОГА-СРЕДА»
Аннотация. В статье предложена структурная схема системы «Автомобиль-водитель-дорога-среда», позволяющая провести оценку деятельности водителя автомобиля при его движении в изменяющихся условиях внешней среды, в том числе и транспортного потока. Рассмотрены вопросы возможной оценки сложности деятельности водителей по управлению автотранспортным средством.
Ключевые слова: система «автомобиль-водитель-дорога-среда», психофизиологические возможности человека, информационная загрузка, пропускная способность водителя.
S.P. Zharov
Kurgan State University
DIAGRAM OF THE DYNAMIC SYSTEM
«AUTOMOBILE-DRIVER-ROAD-
ENVIRONMENT»
Abstract. This paper presents the block diagram of «Automobile-Driver-Road-Environment», which allows for making an assessment of the motor vehicle driver's activity, as he drives in a changing environment including the traffic flow. The article deals with the issues of potential assessment of drivers' activities on driving a motor vehicle.
Index Terms: «Automobile-Driver-Road-Environment» system, physiological human performance, information volume, driver's traffic handling.
ВВЕДЕНИЕ
Оценка деятельности водителей в последнее время становится все более актуальной [1]. Трудовая деятельность водителей автомобилей, проходит в очень сложной обстановке, в городах постоянно повышается интенсивность движения, уровень взаимного уважения водителей снижается. Все это приводит к повышению сложности работы водителей. В последнее время участились ситуации, в которых происходит повреждение автомобилей, и эти ситуации, к сожалению, заканчиваются иногда тяжелыми конфликтными ситуациями между участниками дорожного движения.
Оценка деятельности водителей методом логико-вероятностного моделирования его действий может стать составной частью комплексной эргономической оценки транспортного средства и труда водителей. Особое место при этом занимает описание процесса взаимодействия водителя автомобиля в системе «АВТОМОБИЛЬ - ВОДИТЕЛЬ - ДОРОГА-СРЕДА» (А-В-Д-С). Одним из подходов к оценке управляющих действий водителя является разработка логико-вероятностных моделей, описывающих процесс управления транспортным средством с привлечением теории алгоритмов, теории вероятностей, математической логики и инженерной психологии.
Алгоритмический метод позволяет проанализировать деятельность водителя автотранспортного средства, качественно оценить уровень физической тяжести и нервно-