Научная статья на тему 'Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины (ВСРМ) в режиме стопорения при протяжке ствола дерева (трехмассовая расчетная схема)'

Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины (ВСРМ) в режиме стопорения при протяжке ствола дерева (трехмассовая расчетная схема) Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
90
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Снопок Д.Н., Шоль Н.Р.

Modes of latching at clearing a tree trunk concern to transients. Owing to small duration of process of a stop of mechanical system in its elastic communications there are raised dynamic loadings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Снопок Д.Н., Шоль Н.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины (ВСРМ) в режиме стопорения при протяжке ствола дерева (трехмассовая расчетная схема)»

НАГРУЖЕННОСТЬ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

ВАЛОЧНО-СУЧКОРЕЗНО-РАСКРЯЖЕВОЧНОЙ МАШИНЫ (ВСРМ) В РЕЖИМЕ СТОПОРЕНИЯ ПРИ ПРОТЯЖКЕ СТВОЛА ДЕРЕВА (ТРЕХМАССОВАЯ РАСЧЕТНАЯ СХЕМА)

Снопок Д.Н., Шоль Н.Р. (УГТУ, г. Ухта, РФ)

Modes of latching at clearing a tree trunk concern to transients. Owing to small duration ofprocess of a stop of mechanical system in its elastic communications there are raised dynamic loadings.

Режимы стопорения при протяжке ствола дерева относятся к переходным процессам. Вследствие малой продолжительности процесса остановки механической системы в ее упругих связях возникают повышенные динамические нагрузки.

Режимы стопорения привода рябух ВСРМ происходят в результате сплетения ветвей обрабатываемого дерева с кронами соседних деревьев. Причем стопорение может происходить не только при разгоне механической системы, но и в процессе установившегося движения. Эти режимы нагружений относятся к переходным процессам. Вследствие малой продолжительности (кратковременности) процесса остановки (стопорения) механической системы в ее упругих связях возникают повышенные динамические нагрузки.

Расчетная схема трехмассовой механической системы "ВСРМ - дерево" приведена на рисунке 1.

а - исходная; б - эквивалентная Рисунок 1 - Расчетная схема

Принятые обозначения: ¡1 - момент инерции кривошипно-шатунного механизма, маховика с муфтой сцепления и шестерен гидронасоса, кгм2;

¡2 - момент инерции вращающихся частей гидромотора и рябух,

2

приведенный к коленчатому валу двигателя, кг м ; ¡3 - момент инерции дерева, приведенный к коленчатому валу, кг м ; ф2 и ф3 - угловые перемещения (координаты) масс соответственно с моментами инерции ¡¡, ¡2 и ¡3; С12 - приведенная к коленчатому валу крутильная жесткость коленчатого

вала и привода рябух, Нм; С23 - приведенная угловая жесткость ствола дерева, Н м;

С0 - приведенная угловая жесткость ветвей и сучьев обрабатываемого дерева, Нм;

Мд - крутильный момент двигателя, отбираемый для привода

гидронасоса, Нм. Кинетическая энергия системы:

Здесь

1 2 1 2 1 2

Т = -11 Ф\ 12 Ф2 13 Ф3-

•О -О

I2 = IО • (, 13 = 130 • (^ .

Я>1

я>1

Потенциальная энергия системы:

П =1 • С12 •( <Р1 - <2 )2 +1 • С23 •( <2 - % )2 +1 • Со <2.

Выполнив необходимые действия в соответствии с уравнением Лагранжа 2-го рода, получим следующую систему дифференциальных уравнений:

7Хфх + с^ ср\- ^ = мд ;

12(2 + С23(<2 - ^3) = С12( <1 - ^2); (1)

/3(3 +Со <3 = С2з( < - (Р3).

Умножим уравнение (1) системы(1) на /2, а уравнение (2) на /1 и вычитая, полу-

чим:

/1/2 (Ф\ - ^ + (/1 + 12 )С12 ( < - <^2) - /1С23 ( <2 - = 12МД. (2)

Припишем к уравнению (3.15) уравнения (2) и (3) системы (3.14), а также уравнение связи с гидроприводом [1]:

V2 ((1 - ^ + (11 + 12)С12( <1 - <2) = /1С23 (<2 - <3) + 12М Д

12(2 + С23 ( <2 - <3) = С12 ( <1 - <2); 13(3 + С0 <3 = С23( <2 - <3);

(3)

(Р2 =

(а - Ьр - с—)

г • г

П

где а, Ь, с - коэффициенты, учитывающие удельное изменение скорости движения поршня вследствие утечек гидрожидкости и упругой ее деформации; р -давление в гидросистеме; г -перемещение поршня-штока; /П - передаточное число.

Решая систему уравнений (3) относительно деформации упругой связи "С12", получим дифференциальное уравнение вида:

( Фх - (р2 ) + А((р1У - <Р.2 ) + В((( - + С(фх - Ф2) + + Д(Фх -Фг) + Д <1 -<2) = #>

где

<

Л_Ь. B = hCi(<£i3 + fnr2) + hCcCxl + C23/nr2). c _ K/3C23 + /2Co) c

1213cC!2

1213C

Д = 1lCo(cC23 + fr2) + (Ii + I2)C23fnr- .

2

I11213C

E =

C0bC23 1213c

£ =

C0 aC 23 fn r 1213cC12

Общее решение уравнения (4) имеет вид [2]:

в = в1 +в2,

в = C0e~at + e~at (Q coskt+C2 sin kt) + e~pt (C3 cos^t + C4 sin ^) + #/ Е, (5) где К/Е - частное решение.

Амплитуды гармонических составляющих определяются начальными условиями. Для режима стопорения начальными условиями будут:

в1

= 0 t = 0

в

= в

вуст.

t = 0

в-

= 0 t = 0

в-

= 0 t = 0'

в1

IV

= 0 t = 0'

Добавочный динамический момент, передаваемый на силовую установку, от колебаний механической системы в режиме стопорения определяется как:

Мдш. = С12 • % •

Решение уравнения (3) в аналитическом виде достаточно трудоемко, поэтому его целесообразно решать на ЭВМ. На рисунке 2 приведен график зависимости динамического момента от скорости перед началом стопорения, а на рисунке 3 показан характерный график деформации, скорости и ускорения упругой связи "С12" в зависимости от угловой скорости вращения рябух перед стопорением (6?1 = 0,256 1/с).

Рисунок 2 -Зависимость добавочного динамического момента от скорости перед началом стопорения

Сравнивая полученные результаты с динамической нагрузкой в режимах разгона при протяжке стволов, видим, что уровень нагрузки в режимах стопорения значительно выше [3]. В зависимости от частоты вращения рябух перед началом стопорения он колеблется в пределах 40,79 ... 95,50 Нм, что приводит к снижению частоты вращения коленчатого вала силовой установки на 118,1 ... 277,3 об/мин.

V2 к Дл

V , .....

„у ^ 1 2 3 4 1 1

Уз

1 \ А ^ VI

0 / V ^ М 2 4

10 "п.«

А Л - Vi

Л v------ 2 3 4 5

-10

а - перемещение (max = 0,03); б - скорость (max = 0,513); в - ускорение (max = 8,24) Рисунок 3 - График изменения перемещения, скорости и ускорения в зависимости от угловой скорости вращения рябух перед стопорением (6? = 0,256 1/с)

Литература

1. Александров, В.А. Моделирование технологических процессов лесных машин [Текст]: учебник для вузов / В.А. Александров.- М.: Экология, 1995.- 256с.

2. Гасымов, Г.Ш. Нагруженность валочно-пакетирующих машин на постепенных и выборочных рубках леса [Текст] / Г.Ш. Гасымов, В.А. Александров.- С.-Пб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.- 192 с.

3. Снопок, Д.Н. Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины в режиме разгона при протяжке ствола дерева [Текст] / Д.Н. Снопок // Известия СПбГЛТА: Сборник научных трудов №13.- СПб.: СПбГЛТА, 2007.- С. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.