Научная статья на тему 'Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины (ВСРМ) в режиме стопорения при протяжке ствола дерева (двухмассовая расчетная схема)'

Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины (ВСРМ) в режиме стопорения при протяжке ствола дерева (двухмассовая расчетная схема) Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Снопок Д.Н., Шоль Н.Р.

In article the opportunity of simplification of the three-mass settlement circuit of mechanical system "FDBM - a tree" for research dynamics a power-plant feller-delimber-buncher machines in a mode of latching is considered at clearing a tree trunk due to association of insignificant weight the mechanism of clearing with weight of a tree. The settlement circuit in this case will be two-mass.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Снопок Д.Н., Шоль Н.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины (ВСРМ) в режиме стопорения при протяжке ствола дерева (двухмассовая расчетная схема)»

НАГРУЖЕННОСТЬ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВАЛОЧНО-СУЧКОРЕЗНО-РАСКРЯЖЕВОЧНОЙ МАШИНЫ (ВСРМ) В РЕЖИМЕ СТОПОРЕНИЯ ПРИ ПРОТЯЖКЕ СТВОЛА ДЕРЕВА (ДВУХМАССОВАЯ

РАСЧЕТНАЯ СХЕМА)

Снопок Д.Н., Шоль Н.Р. (УГТУ, г. Ухта, РФ)

In article the opportunity of simplification of the three-mass settlement circuit of mechanical system "FDBM - a tree" for research dynamics a power-plant feller-delimber-buncher machines in a mode of latching is considered at clearing a tree trunk due to association of insignificant weight the mechanism of clearing with weight of a tree. The settlement circuit in this case will be two-mass.

Рассмотрим возможность упрощения расчетной схемы механической системы "ВСРМ - дерево" для исследования нагруженности силовой установки ВСРМ в режиме стопорения при протяжке ствола дерева счет объединения незначительной массы рябух с массой дерева. Расчетная схема в этом случае будет двухмассовая.

Расчетная схема для этого случая приведена на рисунке 1. а) б)

а - исходная; б - эквивалентная.

Рисунок 1 - Расчетная схема

Принятые обозначения: 1\ - момент инерции кривошипно-шатунного механизма, маховика с муфтой сцепления и шестерен гидронасоса; 12 - момент инерции вращающихся частей гидромотора, рябух и дерева, приведенный к коленчатому валу силовой установки; 13 - момент инерции дерева, приведенный к коленчатому валу; ф1, ф2 - угловые перемещения масс, соответственно, с моментами инерции ¡1,12; С12 - приведенная к коленчатому валу крутильная жесткость коленчатого вала и привода рябух; С0 - приведенная угловая жесткость ветвей и сучьев обрабатываемого дерева; Мд - крутильный момент двигателя, отбираемый для привода гидронасоса.

Кинетическая энергия системы:

Т = (1)

Потенциальная энергия системы

_ 1

'2

П = П1 + П2 = ^ ' С12 '(^1 -^2 ) + ^ * С0^22

(2)

(3)

В соответствии с уравнением Лагранжа 2-го рода имеем:

'Щ+С12((р1-(р2) = Мд;

12ф2+С()(р2=С.12{(р1-(р2).

К полученной системе уравнений (3) присоединим уравнение связи с гид роприводом [1]:

(Р2

(а - Ьр - с —)

V ж'

г ■ I

(4)

П

Произведя необходимые действия по методике [1], получим уравнение:

Ыг - рО+-(й-&)+-ф2)+^^(ф, -ф2)-

с

и

С^!_ МдГпг2

12с

Обозначим:

А =

Ь

В =

(С + С12) I

II а

±1± 2с1п

С =

II а2

III 2с'П

(5)

(Со + С12)Ь

12с

Д=сп/П Г

11 сг2 ' ±1± 2сгп

Е =

Мд/Пг2

II а2

III 2 П

(6)

Тогда уравнение (5) примет вид:

((Рх - Ф2) + АРх ~'Ф2) + В(Фх - 02) + С(Фх -ф2)~ Д(я\ -(Р2) = ~Е-

На рисунке 2 показан график зависимостей добавочного динамического момента и снижения частоты вращения коленчатого вала силовой установки от скорости перемещения перед началом стопорения.

, 11-м

100

80

60

40

20

об/м1 •250 ш

■ 1Э\) ■100 50 —' Л 1*1 Ат.

2,0 ч'

0.0 125 0,025 0.0375 0.1 95

рад/с

0.256 0,513 0.769 1.026 рад'с

Рисунок 2 - График зависимостей добавочного динамического момента и снижения частоты вращения коленчатого вала ДВС от скорости перемещения перед началом стопорения

2

с

Сравнив полученные результаты с результатами компьютерных исследований, выполненных по трехмассовой расчетной схеме, видим, что расхождение по добавочному динамическому моменту не превышает 5,7 ... 6,5%.

Далее оценим влияние учета гидропривода на динамику, то есть, из системы уравнений исключим уравнение связи с гидроприводом рябух.

(7)

Щ + С12(<р[-<р2) = Мд; 12ф2 +С0(р2= С12 {(р,-(р2). Умножим уравнение (1) системы (7) на I2, уравнение (2) на I1 и вычтем из

первого второе:

hh^X ~ 02 ) + (71 + AX^Ol - <Pl) = hMU + l\<Pl •

(8)

Произведя необходимые действия по методике [1], получим уравнение:

(^Г )+

/V -

/2(/, +/2) C12+//2C0 //22

(Фх ~ Ф2) +

Ц2

/1/2

(9)

Введем обозначения:

(/ + /2) C12 + /1C0.

A = ■

/,/2

C C

B = C12C0 .

/1/2 '

C

с=МС /,/2

Введя новую переменную вх = (фх-ф2)--, получим однородное уравне-

B

ние:

dв ^в dt

4 + + Щ = 0.

Его характеристическое уравнение будет иметь вид:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х4 + Ax2 + B = 0.

Решаем уравнение (10):

в = C sin k¿ + C2 cos + C3 sin k2t + C4 cos к2t. После преобразований, получаем:

=1 (I1C0 + /2C12 + /1C12) +

/,/ 2

Л

1 (/1C0 + /2C12 + /1C12)

2

/1/ 2

C C

/1/ 2

Начальные условия для режима стопорения будут:

в

= 0 t = 0.

4

= %. t = о'

О,

= 0 t = 0'

= 0 t = о'

(10)

(11) (12)

(13)

(14)

2

Таким образом, имеем:

0 = С2 + С4;

Фо - Q^i + С3к2;

0 = C2k^ C4k2;

0 = -Ck3

■ C3k2 •

Из уравнения (2) системы (15):

<

k

k

ф0 --C3 7T k1 + C3k2-

Отсюда:

С

фо к1

к2(к2 - к1 )

Из уравнения (4) системы (15):

к3

С - -С к2-С1- С3 3 к1

ф0 к 22

к1(к22 - к12)

Таким образом, решение дифференциального уравнения (10) запишется в

виде:

- Q sin kxt + Q sin k2t. (16)

На рисунках 2 и 3 графики зависимостей добавочного динамического момента и снижения частоты вращения коленчатого вала Д.В.С. в зависимости от скорости перемещения ствола дерева перед началом стопорения.

100

80

60

40

20

Aji^CÓ Нм

V м}

0.01 0.256

25 0,025 0,0375 0,05 рОД/С

0,513 0,769 1,026

рад/с

Рисунок 3 - График зависимости Рисунок 4 - График зависимости добавочного динамического момента снижения частоты вращения коленча-от скорости перемещения дерева пе- того вала силовой установки от скоро-ред началом стопорения сти перемещения дерева перед нача-

лом стопорения

Сравнивая приведенные результаты с результатами, полученными по математическому описанию с учетом параметров гидропривода, видим, что в первом случае (с гидроприводом) расчетный уровень динамической нагрузки ниже на 10,8 %.

Вывод: двухмассовая расчетная схема дает приемлемую для инженерных расчетов точность.

Литература

1. Александров, В.А. Моделирование технологических процессов лесных машин [Текст]: учебник для вузов / В.А. Александров.- М.: Экология, 1995.- 256с.

2. Снопок, Д.Н. Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины в режиме разгона при протяжке ствола дерева [Текст] / Д.Н. Снопок // Известия СПбГЛТА: Сборник научных трудов №13.- СПб.: СПбГЛТА, 2007.- С. 2125.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.