Научная статья на тему 'Наградная система Российской Федерации: становление и развитие в 1992 2006 гг'

Наградная система Российской Федерации: становление и развитие в 1992 2006 гг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1566
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
наградная система / государственный герб / государственный флаг / орден / медаль / государственные награды
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наградная система Российской Федерации: становление и развитие в 1992 2006 гг»

ПОСТСОВЕТСКАЯ РОССИЯ

А.И. Гончаров

НАГРАДНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В 1992 - 2006 гг.

Процесс оформления современной российской государственности, естественно, сопровождался принятием новых символов государственного суверенитета, таких как герб, флаг и гимн, и в том числе и формированием новой наградной системы.

Каждая из отечественных наградных систем представляет собой живой организм, который существует, развивается и отмирает вместе с государством, их создавшим. Одно государство распадалось, но на его месте образовывалось другое, перенимая, пусть даже нехотя и не сразу, но так или иначе перенимая и принимая многие традиции своего предшественника, в том числе и наградные. Так, в свое время, большевистское правительство не смогло удержаться от введения, в 1918 г., в качестве высшей степени государственного поощрения граждан Республики Советов, одного из атрибутов самодержавной наградной системы - орденских знаков, а в 1938 г. - и наградных медалей. Таким образом, в отечественной истории в очередной раз основной причиной появления новой наградной системы и наградных знаков явилась смена государственно-политического устройства страны и, как следствие, смена ее государственных символов.

Еще до распада СССР, в конце 1990 г., правительством РСФСР было принято постановление о создании нового Государственного герба и флага России. К работе были привлечены многие специалисты по геральдике, которые к марту 1991 г. пришли к выводу, что Государственным флагом РСФСР должен быть бело-сине-красный флаг. Разработку окончательного варианта российского флага было поручено созданной в феврале 1992 г. Государственной геральдической службе Российской Федерации,

руководителем которой был назначен Г.В. Вилинбахов. Геральдическая служба совместно с Комиссией по культуре Верховного Совета РФ, в ноябре 1993 г. пришла к решению, что Государственный флаг России должен иметь сочетание равношироких, горизонтальных полос белого, синего и красного цвета.

В качестве художественной основы Государственного герба был выбран двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, держащий в лапах символы власти - скипетр и державу. На груди орла на красном щите помещен древний герб Москвы - Св. Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Так как корона, скипетр и держава - эти традиционные монархические атрибуты - не слишком сочетаются с президентской формой правления демократического государства, то создатели современной версии герба дали им свое (на наш взгляд, недостаточно корректное) разъяснение: корона - символ суверенитета, три короны означают три «ветви» демократической власти (законодательную, исполнительную и судебную), скипетр - символ власти, держава - символ единого государства.

Окончательные варианты герба и флага, были утверждены в приложении к указу президента России № 2050 от 30 ноября 1993 г. Государственные символы, а также их цвета явились основой для последующего формирования художественных элементов, используемых в создании наградных знаков Российской Федерации.

Еще в 1991 г. в Президиуме Верховного Совета РСФСР обсуждался вопрос о введении новых государственных наград. Результатом обсуждения стало постановление Верховного Совета от 24 июня 1991 г., в котором Комиссии Президиума Верховного Совета РСФСР по государственным наградам было поручено создать рабочую группу и совместно с Министерством культуры организовать конкурс на лучший проект наградных знаков. Основным условием конкурса являлось то, что художественное содержание орденов и медалей должно учитывать новую, еще находящуюся в стадии разработки, государственную символику Российской Федерации, а также отечественные национальные, исторические и культурные традиции.

Дальнейшее развитие новой наградной системы и разработка проектов современных наградных знаков были следствием издания указа президента РФ № 343 от 29 декабря 1991 г. «О Комиссии по государственным наградам

при Президенте Российской Федерации». Председателем комиссии, а в последствии и начальником Управления по государственным наградам, была назначена хирург из Архангельской области Н.А. Сивова, получившая эту должность благодаря не особым знаниям фалеристической практики, а своей принадлежности к депутатскому корпусу (сначала на «малой родине», а позднее в Верховном Совете). В 1992 г. было создано специальное структурное подразделение Администрации президента - Служба Президента Российской Федерации по государственным наградам, которая указом главы государства от 12 мая 1996 г. № 691 была преобразована в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам.1

Созданное управление имело цель обеспечить «реализацию конституционных полномочий главы государства и проведение единой политики в области государственных наград»2. Оно включало в себя отделы: организационного и правового обеспечения награждений, подготовки документов о награждении, информационного обеспечения деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства.

Первым правовым документом, касающимся непосредственно государственных наградных знаков, стал указ Президиума Верховного Совета РФ № 2424-I «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1992 г.з Этим указом было установлено: до принятия закона «О государственных наградах» считать возможным использовать в Российской Федерации для награждения следующие ордена и медали бывшего Союза ССР (ордена Дружбы народов и «За личное мужество», медали Ушакова, Нахимова, «За отвагу», «За отличие в охране государственной границы СССР», «За отличие в воинской службе», «За отвагу на пожаре», «За спасение утопающих»), приведя их статуты, положения и описания в соответствие с государственной символикой Российской Федерации4. Также предписывалось восстановить военный орден Св. Георгия и знак отличия военного ордена «Георгиевский Крест». Кроме того, этот указ устанавливал сохранение в российской наградной системе советских орденов Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова и Александра Невского5.

Указ вступил в действие после того, как 20 марта 1992 г. был утвержден постановлением Верховного Совета РФ № 2557-I. Именно этот правовой акт

следует считать «первым шагом» в процессе становления и формировании наградной системы современной России.

В связи с длительной разработкой, принятием и утверждением новой государственной символики, в отечественной наградной практике возник «переходный период», продолжавшийся с 1992 по 1994 гг. и официально завершившийся 2 марта 1994 г. принятием указа президента России № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»6.

В период с марта 1992 по октябрь 1993 гг. государственные награды учреждались и вводились в действие постановлениями Верховного Совета РФ, в дальнейшем, только указами президента РФ. Поэтому современные ордена, знаки отличия, медали и почетные звания имеют два правовых уровня: законов Российской Федерации и указов президента РФ.

До октября 1993 г., на уровне законов РФ, Верховный Совет инициировал учреждение трех новых наград. Законом от 20 марта 1992 г. № 2553-1 было установлено звание Героя Российской Федерации со знаком особого отличия - медали «Золотая звезда». Законом от 2 июля 1992 г. № 3183-1 была учреждена медаль «Защитнику свободной России». Законом от 7 июля 1993 г. № 5336-1 - медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».

Законом от 20 марта 1992 г. № 2557-1 были установлены первые почетные звания: «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации» и «Заслуженный военный штурман Российской Федерации».

Все последующие награды учреждались от имени главы государства.

Как уже отмечалось выше, существующая ныне отечественная наградная система начинает свою историю с подписанного 2 марта 1994 г. президентом Б.Н. Ельциным указа № 442 «О государственных наградах Российской Федерации», согласно которому, в целях «высшей формы поощрения граждан за выдающиеся заслуги перед государством» в действие был введен сразу целый комплекс новых общефедеральных наград, состоящий из пяти орденов, одного знака отличия и восьми медалей. Он был представлен орденами «За заслуги перед Отечеством», Мужества, «За военные заслуги», Почета и ордена Дружбы, Знаком отличия «За безупречную службу» и медалями «За заслуги перед Отечеством», «За отвагу», «За спасение

погибавших», Суворова, Ушакова, Нестерова, «За отличие в охране государственной границы» и «За отличие в охране общественного порядка».

Учрежденные наградные знаки, по мнению их разработчиков, были способны охватить самый широкий спектр, различных по своему характеру и степени значимости заслуг, направленных на обеспечение благополучия, процветания и безопасности России. Они дополнили список уже имеющихся орденов и медалей, утвержденных российскими законами в период 1992 - 1993 гг.

Подписание указа «О государственных наградах Российской Федерации» явилось дальнейшем шагом в развитии наградной системы. Этот указ практически полностью реформировал существовавшую постсоветскую наградную систему учреждением большинства ныне действующих общефедеральных наградных знаков и упразднением наград переходного периода. По причине отсутствия закона о государственных наградах, данным указом было утверждено «Положение о государственных наградах Российской Федерации»7. Однако в скором времени этот документ потребовал значительных изменений и дополнений в силу того, что в Комиссию по государственным наградам начали поступать отрицательные отзывы граждан по поводу произошедших изменений и их пожелания видеть один из важнейших атрибутов российской государственности достойным великой державы. Особенно осуждалось принятое правительством решение сделать, вследствие жестких рамок экономии государственных средств, себестоимость наград более низкой за счет применения в их изготовлении недрагоценных металлов.

Подготовка новой редакции «Положения о государственных наградах» была завершена к середине 1995 г. Приняв во внимание полученные замечания, 1 июня 1995 г. президент Б.Н. Ельцин подписал указ № 554 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442»8. Именно этот документ можно считать основной ступенью в процессе формировании современной наградной системы России и становлении ее нормативно-правовой базы.

Принципиальными отличиями «Положения о государственных наградах Российской Федерации» в редакции 1995 г. от положения в редакции 1994 г. являются: возвращение орденам статутов вместо положений, решение

изготавливать награды с применением драгоценных металлов - золота и серебра. К тому же в новой редакции была исключена отдельная статья, позволяющая органам федеральной исполнительной власти устанавливать различные виды поощрения для своих сотрудников, в том числе почетные звания, нагрудные знаки, значки и медали, не имеющие внешнего сходства с государственными наградами СССР и Российской Федерации.

В период 1994 - 2006 гг. были приняты правовые акты, связанные с учреждением новых орденов, медалей и почетных званий, документы, носящие как нормативно-правовой, так и методический характер, регламентирующие или уточняющие порядок действий с современными наградами. Начиная с 1998 г. большинство указов президента России, относящихся к правовой стороне отечественной наградной практики, связано с учреждением новых орденов, медалей и почетных званий. Из чего мы можем заключить, что уже к началу 2000 г. нормативно-правовая составляющая наградной системы современной России была полностью сформирована и введена в действие.

После введения 2 марта 1994 г. общефедеральных наград, уже 9 мая были установлены орден и медаль Жукова. Далее, 10 февраля 1996 г. была учреждена юбилейная медаль «300 лет российскому флоту», 26 февраля 1997 г. - медаль «В память 850-летия Москвы». 1 июля 1998 г. в российской наградной системе «восстановлен» орден Св. апостола Андрея Первозванного. 9 мая 1999 г. была учреждена медаль Пушкина, 27 июня 2001 г. - юбилейная медаль «100 лет Транссибирской магистрали», в 2002 г., 28 февраля и 14 октября соответственно, - орден «За морские заслуги» и медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», 19 февраля 2003 г. - медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», 28 февраля 2004 г. - юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», 10 марта того же года - медаль «За труды по сельскому хозяйству», приуроченная к 50-летней годовщине начала освоения целинных земель, 30 июня 2005 г. -медаль «В память 1000-летия Казани».

Несмотря на проводившиеся с 1994 г. награждения новыми наградными знаками, современные ордена, знаки отличия, медали и почетные звания России, впрочем, как и ее государственные символы, оставались не легитимными вплоть до конца 2000 г., так как до этого времени не были

утверждены ни Государственной Думой, ни Советом Федерации. Федеральные конституционные законы, устанавливающие Государственный герб, флаг и гимн РФ, а так же их описание и порядок официального использования были приняты Государственной Думой только 8 декабря, одобрены Советом Федерации 20 декабря и подписаны президентом В.В. Путиным 25 декабря 2000 г.

Итак, можно выделить три этапа формирования наградной системы Российской Федерации.

Первый: С 20 марта 1992 до 2 марта 1994 гг. - «переходный период», когда действовал указ Президиума Верховного Совета РФ № 2424-1 от 2 марта 1992 г., предписывающий использовать для награждения в Российской Федерации ряд орденов и медалей СССР, описания и положения которых были приведены в соответствие с новой государственной символикой.

Второй: со 2 марта 1994 до 1 июня 1995 гг. - начало действия указа президента №442, которым были установлены современные государственные награды.

Третий: с 1 июня 1995 г. по настоящее время - дальнейшее развитие нормативно-правовой базы наградной системы, утверждение государственных символов России Государственной Думой и Советом Федерации, учреждение и введение в наградную систему новых орденов и медалей.

Кроме орденов, знаков отличия и медалей, в комплекс государственных наград также входит особый, исключительно советский, вид награды -почетные звания, установленные «в целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд»9. Почетные звания имеют два, механически заимствованных из наградной системы СССР, иерархических уровня - степени «народный» и «заслуженный» работник, сотрудник различных областей профессиональной деятельности. Всего с 1992 по 2006 гг. было установлено 68 персональных почетных званий Российской Федерации.

9 мая 2006 г., «в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества», главой государства был утвержден федеральный закон № 68-ФЗ «Об установлении почетного звания Российской Федерации "Город воинской славы"», аналогичного званию советского периода «Город-Герой».

На сегодняшний день, комплекс наградных знаков отличия Российской Федерации, включая в себя модифицированные награды СССР, «реанимированные» наградные знаки Российской империи и собственно награды современной России состоит из 14 орденов, 20 медалей, звания Героя Российской Федерации со знаком особого отличия - медали «Золотая звезда», знаков отличия, 68 персональных почетных званий и почетного звания «Город воинской славы».

Действующую в настоящее время наградную систему следует охарактеризовать как синтезированный, ярко выраженный эклектичный продукт. И данная эклектичность проявляется, прежде всего, в форме самих наградных знаков отличия - в крестах и звездах, которые исторически несут в себе совершенно различную социально-политическую, идеологическую и смысловую нагрузку. В дополнение к пятиконечной звезде, основному советскому атрибуту, в отечественную наградную эмблематику вернулся православный крест - традиционное олицетворение победы добра над злом. Из богатого разнообразия форм крестов был выбран георгиевский равноконечный четырехлучевой крест, который в современной трактовке получил новое символическое осмысление. В настоящее время форма креста определяется не столько как символ христианства, а как символ единства четырех достоинств: верности, доблести, храбрости и чести.

На наш взгляд, отсутствие «свежих» идей в значительной мере затруднило работу художникам в создании внешнего вида наградных знаков. Вероятно, поэтому именно в художественном содержании большинства орденских знаков присутствуют наиболее спорные моменты (например, Государственный герб в обрамлении универсальных лавровых или дубовых ветвей). Имея в своем распоряжении богатейший, накопленный веками опыт отечественной фалеристической практики, современные разработчики проектов наградных знаков не стали придумывать что-либо новое, а использовали предшествующие наработки. Итогом стало сохранение в современной наградной системе ряда орденов и медалей бывшего СССР и «возрождения» орденов и знаков отличия Российской империи. То же самое можно сказать и о новых медалях современной России, в ряде которых прослеживается прямое заимствование у наград дореволюционного периода -как названий, так и художественного решения (знак отличия «За безупречную

службу» и медали «За спасение погибавших», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», «За труды по сельскому хозяйству»). В итоге «творческий поиск» современных художников, создающих новые наградные знаки, не привел к обретению какого-либо нового содержания, а выразился лишь в ретроспективной передаче художественных решений, найденных ранее.

Принято считать, что награда выдается за заслуги перед Отечеством и народом. Но в любом случае награждает власть, и, как чаще всего бывает, награда достается тем, кто ей верно и ревностно служит. Награды получают как действительно достойнейшие граждане страны, много сделавшие на благо России, так и «временщики» - государственные или политические деятели, в какой-то период приближенные к главе государства. Приходиться признать, что в настоящее время отечественные награды потеряли свой былой престиж и общественную значимость. К тому же, давно перестали соответствовать и выполнять поощрительно-воспитательную миссию, которой и призваны были служить.

Хочется верить, что награждение орденами и медалями современной России вернет свою былую значимость, утерянную еще в конце XIX в., и доведенную до полного абсурда в советские времена. Что, наконец, прекратится порочная, давно ставшая традиционной, практика награждений, приуроченных к очередному юбилею, популярного артиста, политического деятеля или высокопоставленного государственного функционера, когда, как правило, награждается не человек и его заслуги, а чиновничье долголетие и занимаемая им должность.

Примечания

1 Указ Президента РФ от 12 мая 1996 г. № 691 «Об Управлении Президента Российской Федерации по государственным наградам» // Собрание законодательства Российской федерации. 1996. № 20. Ст. 2330.

2 Положение о государственных наградах Российской Федерации. Ст. 2. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 10. Ст. 775.

3 Указ Президиума Верховного Совета РФ № 2424-1 от 2 марта 1992 г. «О государственных наградах Российской Федерации» // Ведомости Съезда Народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 12. Ст. 633.

4 Там же. Ст. 1.

5 Там же. Ст. 2.

6 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 775.

7 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 158.

8 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 23. Ст. 2207.

9 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 2. Ст. 64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.