Научная статья на тему 'НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: РОССИЙСКАЯ МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ'

НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: РОССИЙСКАЯ МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
774
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / РОССИЙСКИЙ МИРОТВОРЧЕСКИЙ КОНТИНГЕНТ / БЛОКПОСТ / ПАТРУЛИРОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тонкошкуров Василий Петрович, Шигин Алексей Вячеславович

Рассмотрен порядок подготовки и проведения подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации миротворческой операции в Нагорном Карабахе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAGORNY KARABAKH: THE RUSSIAN PEACEKEEPING OPERATION

The paper examines the procedure of preparing and conducting the peacekeeping operation in Nagorny Karabakh by the RF Armed Forces units.

Текст научной работы на тему «НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: РОССИЙСКАЯ МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ»

Нагорный Карабах: российская миротворческая операция

Генерал-полковник В.П. ТОНКОШКУРОВ,

Полковник А.В. ШИГИН кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрен порядок подготовки и проведения подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации миротворческой операции в Нагорном Карабахе. The paper examines the procedure of preparing and conducting the peacekeeping operation in Nagorny Karabakh by the RF Armed Forces units.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Миротворческая операция, российский Peacekeeping operation, Russian peace-

миротворческий контингент, блокпост, па- keeping contingent, checkpoint, patrolling, трулирование, гуманитарная деятельность. humanitarian activity.

РОССИЙСКАЯ Федерация, как член Совета безопасности ООН, несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. Не случаен и тот факт, что на протяжении десятилетий российские военнослужащие неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов не только на территории бывших советских республик, но и в странах дальнего зарубежья. Они зарекомендовали себя как опытные и высококвалифицированные профессионалы, способные качественно выполнять миротворческие задачи. Поэтому именно им было поручено погасить тлевший с 1994 года военный конфликт в Нагорном Карабахе, который с новой силой вспыхнул в сентябре 2020 года.

Анализ результатов данного конфликта показывает, что Азербайджан достиг основной военно-политической цели — возвращения азербайджанских районов, с 1993 года присоединенных и контролируемых Арменией, но при этом контроль над территорией непризнанной НКР был установлен лишь частично. За сорок четыре дня наступательной операции Азербайджан овладел пятью городами, тремя поселками и более чем двумястами селами.

Воюющие стороны демонстрировали свою решимость во что бы то ни стало победить, даже если для этого потребуется заплатить тысячами жизней своих граждан. При этом все попытки мирового сообщества в лице России, США и Франции усадить воюющие стороны за стол переговоров на тот момент успеха не принесли. Даже обращение генерального секретаря Организации Объединенных Наций прекратить огонь ни в Баку, ни в Ереване не услышали.

И все же настойчивая дипломатическая работа Министерства иностранных дел и Министерства обороны, а главное авторитет президента Российской Федерации В. Путина все-таки позволили убедить лидеров противоборствующих сторон сесть за стол переговоров.

9 ноября того же года президентом Азербайджанской Республики Иль-хамом Алиевым, премьер-министром Республики Армения Николом Па-шиняном и президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было подписано Заявление, в котором объявлялось о полном прекращении огня, а также всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года1.

При этом ввод российского миротворческого контингента и проведение операции по установлению мира рассматривался как наиболее надеж-

ный и эффективный способ предотвращения эскалации вооруженного конфликта.

На основе Указа Президента РФ от 10.11.2020 г. № 695 «О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе» и Директивы Министра обороны на Сухопутные войска были возложены задачи по формированию миротворческого контингента и подготовке миротворческой операции по восстановлению, а впоследствии и поддержанию мира2.

Основу Российского миротворческого контингента (РМК) составила 15-я отдельная мотострелковая бригада. Общая численность РМК составила 1960 военнослужащих, 90 БТР-82А, 380 единиц автомобильной и специальной техники, по 4 вертолета Ми-24п и Ми-8амтш, 7 БПЛА.

Организация операции осуществлялась в соответствии с принятым в Вооруженных Силах алгоритмом подготовки миротворческих операций (действий) и была проведена в максимально короткие сроки.

После завершения организации операции и подготовки миротворческих подразделений в пунктах постоянной дислокации была осуществлена перегруппировка РМК в район вооруженного конфликта.

Отличительной особенностью ввода российских миротворцев в Карабах были сжатые сроки перегруппировки. Так, уже 10 ноября было выполнено 27 самолето-рейсов Ил-76 и Ан-124, а в последующие дни их число было от 22 до 23. Такой темп доставки военнослужащих по воздуху позволил оперативно, в течение суток, осуществить переброску передовой группы бригады, а к исходу четвертых суток — главных сил 15 омсбр.

В целях обеспечения ввода главных сил РМК на территорию Нагорного Карабаха передовыми подразделениями 102-й военной базы к 18.00 10 ноября 2020 года были выставле-

ны шесть сторожевых постов вдоль Лачинского коридора и до перевала Лысогорский. К исходу 11 ноября 2020 года подразделениями РМК взяли под контроль Лачинский коридор, который связывает Армению с территорией Нагорного Карабаха.

Проведение миротворческой операции можно разделить на три этапа: первый — с 10 по 17 ноября 2020 года, второй — с 18 ноября по 3 декабря 2020 года, и третий с 4 декабря по настоящее время (рис. 1).

Первый этап заключался в развертывании воинских подразделений миротворческих сил вдоль линии соприкосновения противоборствующих сторон, а также в Лачинском коридоре. С 11 по 14 ноября 2020 года подразделениями РМК была взята под контроль вся линия соприкосновения между воюющими сторонами. Были развернуты 18 первоначально запланированных наблюдательных постов. Следует отметить, что этот этап проводился в крайне сложной обстановке. Кроме задач по наблюдению за выполнением режима прекращения огня и всех военных действий, наши военнослужащие осуществля-

ли поиск и передачу тел погибших, проводили работы по уточнению линии соприкосновения и отводу армянских и азербайджанских подразделений, сопровождали колонны возвращающихся беженцев3.

К 17 ноября 2020 года территория Нагорного Карабаха была разделена на зоны ответственности, количество, положение и состав наблюдательных постов российских миротворцев уточнены на месте с учетом сложившейся обстановки. Всего было выставлено 23 поста.

Второй этап миротворческой операции проводился с 18 ноября по 3 декабря 2020 года. Основной его задачей являлось обеспечение и контроль выполнения первоочередных пунктов трехстороннего Соглашения по передаче трех районов Азербайджану (Агдамского, Кельбаджарского и Лачинского).

На третьем этапе, проводимом с 4 декабря 2020 года по настоящее время, осуществлялось наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в кризисных районах, ве-

Рис. 1. Схема развертывания российского миротворческого контингента в районе проведения миротворческой операции

лась гуманитарная деятельность, оказывалась медицинская помощь.

Таким образом, в декабре 2020 года было создано три зоны ответственности, в каждой из которых были размещены группировки РМК: «Север», «Юг» и «Лачин». Заметим, что в группировку «Север» вошли 13 наблюдательных постов (НП № 13-23, 30-31) с командно-наблюдательным пунктом в г. Мардакерт;

• в группировке «Юг» было создано 7 наблюдательных постов (НП № 7-12, 32) с командно-наблюдательным пунктом, расположенным в населенном пункте Ходжалы;

• в состав группировки «Лачин» вошли 12 постоянных наблюдательных постов (НП № 1-6, 24-29). Командно-наблюдательный пункт группировки был развернут в населенном пункте Аганус.

В настоящее время свои задачи российские миротворцы выполняют на 32 наблюдательных постах.

Уточнение на месте перечня решаемых военнослужащими-миротворцами задач потребовало оптимизации их численности и создания новых структур. За время операции было внесено 12 изменений в организационно-штатную структуру РМК. Так, были введены в штат миротворческого контингента:

• третий мотострелковый батальон (обусловлено необходимостью увеличения количества наблюдательных постов и решения задач по обеспечению безопасного перемещения гуманитарных грузов по территории Нагорного Карабаха);

• авиационная комендатура — для обеспечения безопасности полетов на аэродроме Степанакерт;

• подразделения связи (узел связи, два взвода связи для предоставления услуг во время проведения видеоконференций, а также для связи с наблюдательными постами);

• автомобильная рота — перевозка грузов, необходимых для функцио-

И все же настойчивая

дипломатическая работа Министерства иностранных дел и Министерства обороны, а главное авторитет Президента Российской Федерации В.В. Путина позволили убедить лидеров воюющих сторон сесть за стол переговоров.

нирования РМК, а также транспортировка гуманитарных грузов.

Хочется особо подчеркнуть, что Главным командованием Сухопутных войск при подготовке миротворческой операции совместно с Главным оперативным управлением учитывался и опыт, приобретенный в Сирийской Арабской Республике. Так, на фондах Национального центра управления обороной РФ в ноябре 2020 года был развернут Центр управления миротворческой деятельностью (ЦУМД). В дальнейшем он был передислоцирован в район военного конфликта и вошел в состав РМК в качестве структурного подразделения.

В последующем, с 9 января 2021 года ЦУМД был переформирован в Центр гуманитарного реагирования. В его состав вошли: центр гуманитарного разминирования, центр по примирению враждующих сторон, центр транспортного обеспечения, центр медицинского обеспечения, центр торго-во-бытового обеспечения.

В целях реализации пятого пункта совместного Заявления с 30 января 2021 года приступил к выполнению миротворческих задач совместный российско-турецкий центр (СРТЦ), отвечающий за контроль за режимом соблюдения прекращения огня в Нагорном Карабахе. Он расположен

Хочется особо подчеркнуть, что Главным командованием Сухопутных войск при подготовке миротворческой операции совместно с Главным оперативным управлением учитывался и опыт, приобретенный

в Сирийской Арабской Республике. Так, в ноябре 2020 года был развернут Центр управления миротворческой деятельностью.

в районе села Марзили Агдамского района Азербайджанской Республики.

В состав СРТЦ на паритетной основе вошли по 60 военнослужащих от Вооруженных Сил Российской Федерации и Турецкой Республики. Дежурные смены СРТЦ осуществляют сбор, обобщение и проверку информации о случаях нарушения договоренностей, достигнутых сторонами конфликта.

Особо следует сказать о так называемом гуманитарном разминировании. Всего от неразорвавшихся боеприпасов российскими миротворцами было очищено более 2300 гектаров территории, более 650 км дорог, более 1900 зданий, обнаружено и обезврежено более 26 000 взрывоопасных предметов. Проделанная работа позволила обеспечить функционирование более 30 социально значимых объектов Нагорного Карабаха, 40 км линий связи и 15 км газопровода.

Российскими миротворцами было организовано непрерывное сопровождение процесса возвращения беженцев и перемещенных лиц в места постоянного проживания. В Нагорный Карабах вернулись свыше 52 тыс. человек.

В рамках налаживания мирной жизни в местах проживания беженцев была полностью восстановлена разрушенная войной система электроснабжения. С этой целью были проведены ремонтные работы на 80 км и 50 опорах ЛЭП. В результате возобновилась бесперебойная подача электроэнергии в 63 населенных пунктах Нагорного Карабаха с общим количеством жителей более 20 тыс. человек. При содействии российских воинов-миротворцев 25 февраля 2021 года была возобновлена работа Лачинской гидроэлектростанции, остановленной во время военного конфликта.

Для оказания квалифицированной медицинской помощи местному населению российскими воинами-миротворцами были оперативно развернуты два военно-полевых госпиталя (г. Мардакерт и аэродром Степанакерт). Выездными врачебными бригадами оказана медицинская помощь более чем пяти тысячам местных жителей, из которых около тысячи были дети.

Отдельно следует сказать и о создании нормальных условий для жизни и военной службы российских миротворцев. Для безопасного выполнения военнослужащими поставленных задач все наблюдательные и сторожевые посты были оборудованы защитными сооружениями, контуры которых оборудовались габионами насыпного типа, из расчета по 230 габионов на каждый пост (рис. 2). Причем каждый блокпост состоял из двух блок-модулей: один для проживания, другой — для приготовления и приема пищи. Еще был транспор-тно-технологический блок-модуль, оборудованный дизельной электростанцией. Кроме этого, на территории каждого поста была установлена наблюдательная вышка, а также оборудованы спортивный городок и комната для хранения оружия.

Рис. 2. Наблюдательный пост в Шуше

Чтобы контролировать ход операции, Главным командованием Сухопутных войск была создана рабочая группа, которая, с учетом выявленных недостатков в ее проведении, готовила для командования конкретные предложения. Офицеры этой группы и сегодня осуществляют всесторонний анализ и оценку военно-политической, оперативной и информационной обстановки, подготовку выводов из нее, оценку возможностей по выполнению миротворческих задач. По результатам контроля группа готовит и представляет предложения военно-политическому руководству для принятия соответствующих решений.

Кроме того, офицерами Главного командования Сухопутных войск

и Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ осуществляется подготовка миротворческих подразделений, которые сменят в Нагорном Карабахе своих товарищей. Так, группы опытных преподавателей направляются в военные округа, где они проводят с военнослужащими занятия по международному гуманитарному праву, основам миротворческой деятельности, а перед их отправкой в зону военного конфликта участвуют в строевых смотрах, во время которых проверяется готовность личного состава подразделений к выполнению возложенных на них задач. Уже прошло более года с момента ввода российских воинских формирований в зону военного конфликта между Баку и Ереваном, и перемирие соблюдается обеими сторонами.

Хочется обратить внимание еще на тот факт, что российским воинским подразделениям не приходилось в столь сложной обстановке и в кратчайший срок решать задачи, как это пришлось делать в Нагорном Карабахе. И в этом заключается уникальность данной миротворческой операции. Рассмотрим лишь главные ее отличительные черты.

Особо следует сказать о так называемом гуманитарном разминировании. Всего от неразорвавшихся боеприпасов российскими миротворцами было очищено более 2300 гектаров территории, более 650 км дорог, более 1900 зданий, обнаружено и обезврежено более 26 000 взрывоопасных предметов. Проделанная работа позволила обеспечить функционирование более 30 социально значимых объектов Нагорного Карабаха, 40 км линий связи и 15 км газопровода. В результате в Нагорный Карабах вернулись свыше 52 тыс. человек.

Прежде всего это применение в операции по установлению мира штатного соединения Сухопутных войск, что позволило в сжатые сроки осуществить непосредственную его подготовку к развертыванию за пределами Российской Федерации. И, конечно же, это сжатые сроки, отведенные главным силам РМК для прибытия в Нагорный Карабах.

Обращаем внимание на особенности гуманитарного разминирования зоны боевых действий силами воинского контингента РМК, которое стало осуществляться сразу с началом операции, а не после ее завершения (рис. 3).

Другая отличительная черта миротворческой операции — российским военнослужащим пришлось действовать в условиях, когда вопрос об урегулировании государственных границ между Азербайджаном и Арменией еще даже не поднимался. При этом советские административные границы сторонами военного конфликта трактовались только в свою пользу, что оказывало негативное влияние на процесс мирного урегулирования.

Еще одна уникальная особенность данной миротворческой операции заключалась в том, что приходилось выполнять огромный перечень задач, несвойственных Воору-

женным Силам, а также обеспечивать безопасность перемещения большого количества беженцев, возвращающихся к местам постоянного проживания.

Завершая рассказ об особенностях миротворческой операции в Нагорном Карабахе, хотим особо подчеркнуть следующее. Благодаря усилиям Российской Федерации и воинским формированиям Вооруженных Сил удалось в зоне военного конфликта наладить мирную жизнь граждан южно-кавказских государств и не допустить возобновления военных действий. Таким образом, российские миротворческие силы способствовали стабилизации военно-политической обстановки в указанном регионе. В этом и заключается уникальный опыт российской миротворческой операции, который требует дальнейшего изучения.

Рис. 3. Проведение гуманитарного разминирования

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев выступили с заявлением по Нагорному Карабаху // Российская газета. 2020. № 4323.

2 О мерах по поддержанию мира в Нагорном Карабахе. Указ Президента РФ

от 10 ноября 2020 года № 695 // Гарант — Информационно-правовой портал. 2020. 16 ноября.

3 Интервью с командующим российскими миротворческими силами в Нагорном Карабахе генерал-лейтенантом Р. Му-радовым // Сайт МО РФ. URL: http.mil.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.