Научная статья на тему 'Надзорные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела'

Надзорные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / РЕФОРМА ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанова Зимира Гаджимурадовна, Нуралиева Рамина Мирзаевна

Изучив и проанализировав особенности уголовно-процессуального законодательства, мы сделали соответствующие выводы о деятельности прокурора на стадии возбуждения уголовного дела и основных проблемах, возникших при принятии Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». Рассмотрены наиболее значимые последующие реформе досудебного производства изменения, которые вернули прокуратуре часть надзорных полномочий, в том числе и в стадии возбуждения уголовного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гасанова Зимира Гаджимурадовна, Нуралиева Рамина Мирзаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надзорные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Гасанова З.Г.1, Нуралиева Р.М.2

1Гасанова Зимира Гаджимурадовна - кандидат юридических наук, доцент; 2Нуралиева Рамина Мирзаевна - магистрант, кафедра уголовно-процессуального права, Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста РФ),

г. Махачкала

Аннотация: изучив и проанализировав особенности уголовно-процессуального законодательства, мы сделали соответствующие выводы о деятельности прокурора на стадии возбуждения уголовного дела и основных проблемах, возникших при принятии Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». Рассмотрены наиболее значимые последующие реформе досудебного производства изменения, которые вернули прокуратуре часть надзорных полномочий, в том числе и в стадии возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, недостаточность полномочий прокурора, досудебное производство, возбуждение уголовного дела, реформа досудебного производства, органы предварительного следствия, органы дознания.

Изменение законодательства касательно органов прокуратуры является особо важным преобразованием в регулировании прокурорской деятельности с начала отделения в самостоятельное ведомство Следственного комитета.

На сегодняшний день развитие правового государства России, а также ведущая трансформация экономических, политических и социальных правоотношений без всяких сомнений приведет к преобразованию действующих полномочий органов прокуратуры как наиболее важного регулятора законности в обществе. Однозначно, введенные поправки в статью 129 Конституции РФ являются неким стимулом для дальнейшего развития органов прокуратуры.

Однако наши ожидания на этот счет, к сожалению, не сбылись и более того прокуратура начала ослабевать в уголовном процессе.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» внес в ч. 2 ст. 37 УПК РФ, которая непосредственно касается правовых отношений следователя и органов дознания с прокурором на стадии возбуждения уголовного дела, значительные изменения.

Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2016 год 03.12.2015 года сказал: «Прокуратура должна шире использовать имеющиеся у нее инструменты контроля за качеством следствия. Знаю, что дополнительно нужно дать прокуратуре. Знаете, ведь мы в свое время следствие от прокуратуры отделили для того, чтобы обеспечить независимость следствия, это было осознанное решение. На сегодняшний день у прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде. Надо активнее использовать то, что имеется».

После принятия вышеупомянутого закона в науке уголовного процесса началась оживленная дискуссия, касающиеся непосредственно как правового положения самих прокуроров, так и его правовых отношений с органами дознания и особенно с органами следствия.

Всем известно, что прокурор - это должностное лицо, которое уполномочено в пределах предусмотренной в УПК РФ осуществлять уголовное преследование от имени государства в ходе уголовного судопроизводства. Полномочия прокурора также позволяют осуществлять надзор за непосредственно процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а также органов дознания. Данное положение подтверждают часть 1 статьи 37 УПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 144 УПК РФ органы дознания и следствия обязуются принять и проверить сообщение о любом совершенном преступлении, а также принять по нему решение. И уже на стадии возбуждения уголовного дела возникают правовые отношения между прокурором и следователем.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 37 УПК РФ прокурор обязуется тщательно проверять исполнение требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Данная норма УПК РФ также распространяется на органы дознания и следователя. Однако последние в свою очередь должны принимать соответствующее решение по данному вопросу или принять и возбудить уголовное дело, или отказать в возбуждении.

К сожалению, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 04-ФЗ запретил прокурору самостоятельно возбуждать уголовные дела. Однако при наличии оснований возбуждения уголовного дела прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении подготовленных материалов в соответствующий следственный орган для уголовного преследования по тем фактам нарушений законодательства, которые были выявлены прокурором. Данное положение предусмотрено в пункте 2 части 2 статьи 37 УПК РФ.

Следует учитывать, что получение постановления прокурора следователем не означает положительный исход, поскольку он самостоятельно должен решить вопрос о возбуждении уголовного дела, учитывая все имеющиеся факты и основания.

Как правило, процесс возбуждения уголовного дела влечет самые серьезные правовые последствия такие, как задержание подозреваемого, а также избрание одного из мер пресечения в отношении подозреваемого или же обвиняемого. Кажется очень странной позиция законодателя, который предоставил следователю право принимать такие решения, однако отказывать в возбуждении уголовного право не имеет.

В соответствии с п. 5.1 в ч. 2 ст. 37 УПК РФ Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ прокурору полагается право проверять обоснованность и законность принимаемых решений не только самого следователя, но и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, а также принимать по ним решения.

В случае возвращения прокурору утраченных полномочий по отмене незаконных и недостаточно обоснованных постановлений следователя, безусловно, усиливает его роль для осуществления функции уголовного преследования - пишет Кругликов А. [5, с.29].

Однако и теперь по новому Закону постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ рассматривается законодателем только как повод для возбуждения уголовного дела.

Так как мы говорили о разделении мнений ученых на счет появившихся изменений, положительную оценку этому закону дал Григорьев В., который утверждал, что выделение из числа иных источников сведений о совершенном преступном деянии постановления прокурора в самостоятельный повод для возбуждения уголовного дела намного укрепило его статус и что не мало важно привлекло особое внимание на практике, в особенности на начальных этапах

совершенствования законодательства [3, с. 45]. После этого Гриненко А. стал изучать постановление прокурора как повод для возбуждения уголовного дела [2, с. 24].

Следовательно, такие мнения ученых нам, как противникам таких новелл представляется весьма спорным. Невозможно увидеть положительные тенденции в новом законе, когда правовое положение прокурора дал некий откос. Получается, что некоторые полномочия прокурора законодатель существенно ограничил, что является большим минусов в деятельности этого органа.

Кажется, что правильной позиции придерживается М. Аширбекова, которая пишет: «относительно природы прокурорской деятельности, изучаемое постановление не представляется возможным пониматься в значении повода» [1, с. 19].

А сегодня мы видим обратное, поскольку прокурор, выступающий в качестве лица государства, вынужден просить следователя возбуждать уголовные дела вместо того, чтобы лично возбудить и направить уголовное дело следователю для расследования. Более неразумное положение нового закона просто трудно придумать!

В науке уголовного процесса на сегодняшний день запрет права прокурора на возбуждение уголовного дела активно обсуждается. Так, некоторые авторы считают, что прокурор должен иметь право возбуждать уголовное дело. Такое мнение, например, высказывает Д. Ережипалиев [4, с. 84].

Соловьев А. и Токарева М., дав соответствующий анализ нормам нового закона, пришли к такому мнению, что оптимально было бы восстановить прокурора в правах по усмотрению им выявленных нарушений закона и дальнейшем возбуждении уголовного дела, а также право отмены незаконного и необоснованного решения следователя об отказе в возбуждении уголовного дела [6, с. 102].

С такой позицией законодателю следовало бы согласиться и усовершенствовать действующий законодательный акт.

Но в научной литературе были высказаны и иные точки зрения. К примеру, И. Маслов полагает, что «именно прокурор, а не следователь должен принимать решения о движении дела: о возбуждении предварительного расследования или же возбуждении публичного обвинения, если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица».

Думается, что такая позиция представляется необоснованным, поскольку это может привести к подмене соответствующих функций следователя прокурором. Получается, если прокурор несправедливо лишен права возбуждать уголовные дела, то следователя законодатель наградил правом возбуждать дела и выносить по ним соответствующие постановления. Однако новая редакция статьи 146 УПК РФ говорит о том, что на следователя возлагается обязанность незамедлительно направить копию постановления прокурору.

Тут законодатель пошел на хитрость, утвердив такое положение как, в том случае если прокурор данное постановление посчитает незаконным и необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов при получении материалов отменить данное постановление и вынести соответствующее мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК РФ в новой редакции).

Было бы правильным вспомнить справедливое замечание В. Божьева, что следователь, руководитель следственного органа и прокурор в уголовном процессе составляют одну сторону обвинения и вполне нелогично обсуждать их внутреннюю состязательность вместо того, чтобы обеспечить их единство и взаимодействие.

Законодателем было введено еще одно спорное положение касательно особенностей правовых отношений следователя и прокурора. Он в ст. 37 УПК РФ ввел ч. 2.1, в которой указывается, что по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется право ознакомиться с материалами находящегося у следователя в производстве уголовного дела. В связи с этим А. Кругликов справедливо замечает: "Отсюда логичен следующий вывод: следователь может

признать письменный запрос прокурора немотивированным и отказать ему в предоставлении материалов дела".

Вышеуказанный порядок, который предоставляет нам законодатель не эффективный, поскольку исключается вероятность проведения внезапных прокурорских проверок тех уголовных дел, которые находятся непосредственно у следователя. Следовательно, это не соответствует требованиям надзорной прокурорской деятельности.

Статья 151 УПК РФ дает возможность прокурору передавать от одного органа предварительного следствия к другому материалы проверки сообщении о совершенном преступном деянии. Без всякого сомнения, он вправе передавать материалы следователю Следственного комитета РФ, изъяв их у органа предварительного следствия федерального органа исполнительной власти (п. 12 ч. 2, ст. 37 УПК РФ).

Думается, что полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела должны быть расширены, поскольку сам прокурор вправе возбуждать дела, а также отменять незаконные и необоснованные постановления следователя о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовных дел. Именно прокурор, как должностное лицо, действующее от имени государства должен давать указания о проведении дополнительных проверок следователем.

В итоге наша прокуратура в ныне действующем уголовном процессе не имеет полномочий для нормального осуществления своей деятельности. Однако в таких обстоятельствах деятельность прокуратуры ослабнет, а значит, надзор будет неэффективным и со временем полностью дискредитирует себя.

Список литературы

1. Аширбекова М.Т. Поводы к возбуждению уголовного дела: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2015. 19 с.

2. Гриненко А.В. Постановление прокурора как повод к возбуждению уголовного дела // Законность, 2012. № 11. С. 22-24.

3. Григорьев В.Н. Постановление прокурора - новый повод для возбуждения Уголовного дела? // Законность, 2011. № 8. С. 47.

4. Ережипалиев Д.И. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право, 2011. № 4. С. 84.

5. Кругликов А.П. Проблемы процессуальных отношений прокурора со следователем и руководителем следственного органа // Российская юстиция, 2011. № 10. С. 29.

6. Соловьев А.Б. Необходимо восстановить властно-распорядительные полномочия прокурора в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства // Уголовное право. Право, 2011. № 4. С. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.