Научная статья на тему 'НАДЗОРНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ'

НАДЗОРНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТЧЕТНОСТЬ / НАДЗОРНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НЕКРЕДИТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / БАНК РОССИИ / XBRL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукичева Екатерина Андреевна

C 2013 г. Банку России, выполняющему функции мегарегулятора финансового рынка, были переданы полномочия по осуществлению надзора и контроля за ним, в том числе за деятельностью его профессиональных участников. Поскольку работа последних связана с использованием не только собственных денежных средства, но и с привлечением средств клиентов, важно наличие постоянного контроля за их деятельностью, где главным источником информации является отчетность. Поднадзорные организации обязаны представлять в Банк России не только бухгалтерскую (финансовую), но и надзорную отчетность, позволяющую сформировать более полную картину об их деятельности. Целью исследования является рассмотрение действующего состава и порядка представления надзорно-статистической отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В работе использованы методы компаративного и системного анализа научных публикаций, нормативно-правовых источников. В настоящее время происходит совершенствования нормативно-правового регламентирования надзорной отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В целях представления более достоверных и качественных отчетных данных, повышения открытости и прозрачности представляемой финансовой информации участников финансового рынка Центральный банк Российской Федерации реализовывает проект по последовательному переходу всех некредитных финансовых организаций на электронный формат представления отчетности на основе спецификаций XBRL [1], но для ряда организаций представление отчетности в формате XBRL является обязательным уже в настоящее время В результате исследования раскрыто понятие «надзорно-статистической отчетности» (далее - НСО), содержание отчетных форм, показаны преимущества применения формата XBRL и сложности его внедрения в поднадзорных организациях. Сделан вывод о необходимости совершенствования нормативно-правового регламентирования, раcширения сферы применения цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUPERVISORY REPORTING OF PROFESSIONAL SECURITIES MARKET PARTICIPANTS

The relevance of the research topic is due to the fact that since 2013, the Bank of Russia which acts as a mega-regulator of the financial market, has been delegated the powers to exercise supervision and control over it, including over the activities of its professional participants. Since the work of the latter is associated with the use of not only their own funds, but also with the attraction of clients’ funds, it is important to have constant control over their activities, where the main source of information is reporting. Supervised organizations are required to submit to the Bank of Russia not only accounting (financial) statements but supervisory statements as well. It makes possible to form a more complete picture of their activities. The goal of the study is to review the current composition and procedure for submitting supervisory and statistical reporting by professional participants in the securities market. The author uses methods of comparative and system analysis of scientific publications, regulatory and legal sources. Currently, there is an improvement in the legal regulation of the supervisory reporting of professional participants in the securities market. The Central Bank of the Russian Federation is implementing a project to switch non-bank financial institutions to an electronic reporting format based on eXtensible Business Reporting Language (XBRL) specifications [1]. This allows to present more reliable and high-quality reporting data, increase the openness and transparency of the financial information provided by financial market participants. The project includes a sequential transition for all non-bank financial institutions but XBRL reporting is already mandatory for a number of institutions. As a result, the concept of “supervisory-statistical reporting” and the content of reporting forms. Also, the author identified the advantages of using the XBRL format and the complexity of its implementation in supervised organizations. The conclusion was made about the need to improve the legal regulation and expand the scope of digital technologies.

Текст научной работы на тему «НАДЗОРНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ»

(CC) ]

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2021-8-4-83-91 УДК 657.6,338.24 JEL H83, E44

Надзорно-статистическая отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг

Е.А. Лукичева

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-7941-7559

АННОТАЦИЯ

C 2013 г. Банку России, выполняющему функции мегарегулятора финансового рынка, были переданы полномочия по осуществлению надзора и контроля за ним, в том числе за деятельностью его профессиональных участников. Поскольку работа последних связана с использованием не только собственных денежных средства, но и с привлечением средств клиентов, важно наличие постоянного контроля за их деятельностью, где главным источником информации является отчетность. Поднадзорные организации обязаны представлять в Банк России не только бухгалтерскую (финансовую), но и надзорную отчетность, позволяющую сформировать более полную картину об их деятельности. Целью исследования является рассмотрение действующего состава и порядка представления надзорно-статистической отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В работе использованы методы компаративного и системного анализа научных публикаций, нормативно-правовых источников. В настоящее время происходит совершенствования нормативно-правового регламентирования надзорной отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В целях представления более достоверных и качественных отчетных данных, повышения открытости и прозрачности представляемой финансовой информации участников финансового рынка Центральный банк Российской Федерации реализовывает проект по последовательному переходу всех некредитных финансовых организаций на электронный формат представления отчетности на основе спецификаций XBRL [1], но для ряда организаций представление отчетности в формате XBRL является обязательным уже в настоящее время В результате исследования раскрыто понятие «надзорно-статистической отчетности» (далее - НСО), содержание отчетных форм, показаны преимущества применения формата XBRL и сложности его внедрения в поднадзорных организациях. Сделан вывод о необходимости совершенствования нормативно-правового регламентирования, расширения сферы применения цифровых технологий.

Ключевые слова: отчетность; надзорно-статистическая отчетность; некредитные финансовые организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; фондовый рынок; рынок ценных бумаг; Банк России; XBRL

BY 4.0

Для цитирования: Лукичева Е.А. Надзорно-статистическая отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг. Учет. Анализ. Аудит. = Accounting. Analysis. Auditing.2021;8(5):83-91. DOI: 10.26794/2408-93032021-8-4-83-91

ORiGiNAL PAPER

Features of Supervisory Reporting of Professional Securities Market Participants

E.A. Lukicheva

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-7941-7559

ABSTRACT

The relevance of the research topic is due to the fact that since 2013, the Bank of Russia which acts as a mega-regulator of the financial market, has been delegated the powers to exercise supervision and control over it, including over the activities of its professional participants. Since the work of the latter is associated with the use of not only their own funds, but also with the attraction of clients' funds, it is important to have constant control over their activities, where the main source of information is reporting. Supervised organizations are required to submit to the Bank of Russia not only accounting

© Е.А. Лукичева, 2021

WWW.ACCOUNTiNG.FA.RU

(financial) statements but supervisory statements as well It makes possible to form a more complete picture of their activities. The goal of the study is to review the current composition and procedure for submitting supervisory and statistical reporting by professional participants in the securities market. The author uses methods of comparative and system analysis of scientific publications, regulatory and legal sources. Currently, there is an improvement in the legal regulation of the supervisory reporting of professional participants in the securities market. The Central Bank of the Russian Federation is implementing a project to switch non-bank financial institutions to an electronic reporting format based on extensible Business Reporting Language (XBRL) specifications [1]. This allows to present more reliable and high-quality reporting data, increase the openness and transparency of the financial information provided by financial market participants. The project includes a sequential transition for all non-bank financial institutions but XBRL reporting is already mandatory for a number of institutions. As a result, the concept of "supervisory-statistical reporting" and the content of reporting forms. Also, the author identified the advantages of using the XBRL format and the complexity of its implementation in supervised organizations. The conclusion was made about the need to improve the legal regulation and expand the scope of digital technologies. Keywords: reporting; supervisory and statistical reporting; non-bank financial institutions; professional participants in the securities market; stock market; stocks and bonds market; Bank of Russia; XBRL

For citation: Lukicheva E. A. Features of supervisory reporting of professional securities market participants. Uchet.Analiz. Audit = Accounting.Analusis.Auditing. 2021;8(5):83-91. DOI: 10.26794/2408-9303-2021-8-4-83-91

ВВЕДЕНИЕ

Важный фактор повышения эффективности экономики — привлечение дешевых финансовых ресурсов и их эффективное размещение. Одним из механизмов, позволяющих это осуществлять, является фондовый рынок, активно влияющий на объем и структуру производства, способствующий продвижению инноваций производства, обеспечивающих ускорение экономического развития.

Эффективность функционирования рынка ценных бумаг зависит от деятельности его профессиональных участников, которые работают на основании специальной лицензии на выполнение определенного вида профессиональных услуг. При этом важно осуществлять постоянный контроль за деятельностью и финансовой отчетностью последних, так как их операции на рынке ценных бумаг связаны с использованием как собственных денежных средства, так и привлеченных денежных средств клиентов.

С 2013 г. Банк России перешел в статус мегарегу-лятора финансового рынка, и ему были переданы полномочия по надзору и контролю за всеми участниками рынка, в том числе за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг [2].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время основным источником информации для осуществления контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг является отчетность: бухгалтерская (финансовая) и надзорная, которую организации обязаны представлять в Банк России. Определе-

ние надзорно-статистической отчетности не закреплено в российском законодательстве, однако можно разобрать данное понятие на его составляющие: статистическую и надзорную отчетность.

На банк России в связи с его переходом в статус мегарегулятора были возложены обязанности по публикации статистических данных о состоянии экономики Российской Федерации, а также формировании и утверждении статистической методологии, перечня респондентов, форм федерального статистического наблюдения и порядка составления, предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам [3].

Для государственной статистической отчетности определены принципы и цели, установлены основания для представления форм отчетности. Действуют органы, ответственные за ее составление и представление, существуют обязательные к соблюдению требования касательно гарантии ее конфиденциальности, функционирует аппарат статистической методологии сбора отчетности. Также создана государственная федеральная информационная система государственной статистики, большая часть информации которой доступна в сети Интернет. В российском законодательстве определение понятия «статистическая отчетность» отсутствует, но оно применяется в 46 действующих федеральных законах. В Федеральном законе от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»1 понятие «статистическая

1 Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной

_

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 8, № 5'2021

отчетность» не закреплено, вместо него используются понятия «официальный статистический учет» и «федеральное статистическое наблюдение». В Федеральном законе от 10.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»2 употребляются понятия «статистическая отчетность», «статистическая информация», «статистические данные», а также «федеральное статистическое наблюдение».

Понятие «надзорная отчетность» также не закреплено и не применяется на законодательном уровне, а лишь используется в официальных разъяснениях Банка России.

Таким образом понятию «надзорно-статистиче-ская отчетность» можно дать следующее определение: информация о деятельности экономического субъекта на отчетную дату или за отчетный период для осуществления государственного надзора и статистики, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Банком России.

Формы, сроки, порядок составления и представления НСО и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются Указанием Банка России от 04.04.2019 № 5117-У3 «О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации».

Банк России осуществляет непрерывную работу по совершенствованию регламентирования порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) и надзорно-статистической отчетности организаций. Так, уже 1 апреля 2021 г. в силу вступило Указание Банка России от 08.05.2020 № 5455-У4, которое вносит изменения в Указание Банка России от 04.04.2019 № 5117-У. На регистра-

статистики в Российской Федерации» (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_72844/ (дата обращения: 15.06.2021).

2 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37570/(дата обращения: 15.06.2021).

3 Указание Банка России от 04.04.2019 № 5117-У (ред. от 08.05.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_322610/(дата обращения: 15.06.2021).

4 Указание Банка России от 08.05.2020 N 5455-У. URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355645/(дата обращения: 15.06.2021).

ции в Минюсте России находится Указание Банка России от 13.01.2021 № 5709-У5«Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации», которое должно вступить в силу с 1 октября 2021 г. С этого момента признаются недействующими указания от 04.04.2019 № 5117-У и от 08.05.2020 № 5455-У.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящее время действующими являются 59 форм надзорно-статистической отчетности профучастников фондового рынка, но на самом деле количество представляемых организацией форм зависит от отчетного периода, размера организации и имеющихся лицензий. Например, по состоянию на 31 декабря отчетного года состав пакета НСО, представляемой в Банк России в течение 45 календарных дней после отчетной даты, для организации, имеющей лицензию на осуществление брокерской деятельности, будет отличаться от пакета отчетности клиринговой организации (табл. 1).

Состав информации, которая представляется в надзорно-статистической отчетности, шире, чем в бухгалтерской (финансовой), и включает в себя не только финансовые, но и иные показатели деятельности.

Так, в форме 0420404 «Сведения о работниках отчитывающейся организации», представляемой дилерами, брокерами, депозитариями, управляющими компаниями, регистраторами: по состоянию на конец квартала: 31 марта, 30 июня, 30 сентября; и на конец года: 31 декабря, раскрывается подробная информация о работниках, функции которых непосредственно связаны с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг: их паспортные данные, должность, данные квалификационного аттестата специалиста финансового рынка; а также об общем количестве работников, количестве штатных сотрудников организации — нерезидентов, количестве работников, имеющих квалификационные аттестаты специалиста финансового рынка или соответствующие им квалификационные аттестаты.

5 Указание Банка России от 13.01.2021 № 5709-У. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374910/ (дата обращения: 16.06.2021).

WWW.ACCOUNTING.FA.RU

_

Таблица 1 / Table 1

Формы надзорно-статистической отчетности профучастников / Forms of supervisory and statistical reporting of professional participants

Формы надзорно-статистической отчетности / Forms of supervisory and statistical reporting Формы, представляемые брокерами I Forms submitted by brokers Формы, представляемые регистраторами I Forms submitted by registrars Формы, представляемые клиринговыми организациями / Forms submitted by clearing companies

0420401 «Общие сведения об организации» / 0420401 "General information about the company" X X Х

0420402 «Сведения об аффилированных лицах и структуре собственности организации» / 0420402 "Information about affiliated persons and the structure of company's ownership" X X Х

0420404 «Сведения об органах управления и работниках организации» / 0420404 "Information about top management and employees of the company" X X Х

0420416 «Сведения о вложениях в выпущенные нерезидентами ценные бумаги (портфельные инвестиции») / 0420416 "Information on investments in securities issued by non-residents (portfolio investments)" X X Х

0420420 «Отчет регистратора» / 0420420 "Registrar's report" X

0420456 «Отчет о соблюдении кодекса профессиональной этики» / 0420456 "Report on compliance with the code of professional ethics" X

Источник/Source: разработано автором на основе Указания Банка России от 4 апреля 2019 г. № 5117-У / developed by the author on the basis of Bank of Russia Instructions dated April 4, 2019 No. 5117-U

Подчеркнем, что в НСО представляются формы 0420410 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета» и 0420411 «Отчет о доходах и расходах», в которых отражаются данные бухгалтерского учета. В форме ОКУД 0420410 показываются все балансовые и внебалансовые счета второго порядка, определенные рабочим планом счетов бухгалтерского учета отчитывающейся организации, составленным в соответствии с положением Банка России от 02.09.2015 № 486-П 7 «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения»6. Эта

6 Положение Банка России от 02.09.2015 № 486-П (ред. от 22.09.2020) «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_185615/

форма аналогична оборотно-сальдовой ведомости, применяемой в бухгалтерском учете коммерческих организаций, и оборотной ведомости, применяемой в бухгалтерском учете бюджетных организаций, и на ее основе формируется бухгалтерский баланс некредитной финансовой организации.

В форме ОКУД 0420411 отражаются сведения о доходах, расходах, финансовых результатах (прибыль или убыток), об изменении статей прочего совокупного дохода и о совокупном финансовом результате (прибыль или убыток после налогообложения с учетом изменений прочего совокупного дохода) за отчетный период с начала отчетного года — форма аналогична отчету о финансовых результатах некредитной финансовой организации.

Однако такие формы надзорно-статистической отчетности, как ОКУД 0420410 и ОКУД 0420411,

_

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. S, № 5'2021

представляются ежемесячно (по состоянию на последний календарный день отчетного месяца), а формы бухгалтерской (финансовой) отчетности ОКУД 0420002 и ОКУД 0420003 - ежеквартально. В результате осуществляется взаимосвязь надзор-но-статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В целях представления более достоверных и качественных отчетных данных, повышения открытости и прозрачности представляемой финансовой информации участников финансового рынка Центральный банк РФ реализует проект по переходу всех некредитных финансовых организаций на электронный формат представления отчетности на основе спецификаций XBRL.

В настоящее время для ряда организаций представление отчетности в формате XBRL уже является обязательным:

• с 01.01.2018 — для страховых организаций и обществ взаимного страхования; лиц, осуществляющих функции центрального контрагента; профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций;

• с 04.05.2018 — для акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных;

• с 01.04.2021 — для кредитно-рейтинговых агентств и страховых брокеров.

Формат XBRL представляет собой широко применяемый в разных странах открытый стандарт обмена деловой информацией, позволяющий выражать с помощью семантических средств общие для участников финансового рынка и надзорных органов требования к представлению отчетности [4-7]. С его помощью отчетность описывается языком базовых показателей, которые сформированы в группы моделей данных, и благодаря такому подходу можно анализировать данные из отчетности в различных разрезах [8-11]. Использование данного формата позволяет осуществлять стандартизированный взаимообмен деловой и финансовой информацией между участниками рынка за счет применения метаданных, определённых в таксономии и разработанных на основе надзорных требований к отчетности [12-14].

Переход некредитных финансовых организаций на формат XBRL предусматривает разработку и публикацию нормативных актов, регулирующих процесс формирования и представления отчетно-

сти в таком формате, а также таксономии, сформированной на их основе. В таксономии XBRL содержатся определения, свойства элементов финансовых отчетов, а также их взаимоотношений. В неё входят надзорные и статистические, финансовые и базовые показатели, с использованием которых и происходит формирование пакета отчетности [15-17]. Данные свойства позволяют Банку России, а также организациям самостоятельно осуществлять проверку отчетности, сформированной в соответствии с таксономией XBRL, кроме того, с применением формата XBRL возможны реализация и усиление контроля за качеством представляемых данных.

Таксономия XBRL Банка России должна корректно отображать все изменения нормативных актов, регулирующих формирование финансовой отчетности некредитными организациями, и обновления надзорных требований, поэтому ее версия должна меняться и соответствовать изменению действующего нормативного акта. Одновременно отметим, что для проверки качества представляемой информации Банк России реализует в таксономии контрольные соотношения показателей.

Контрольными соотношениями являются совокупности зависимостей между показателями и (или) требований к значениям показателей, отражающие логику взаимосвязи между показателями и их значениями. Они реализованы как в таксономии XBRL Банка России, так и за ее пределами — в этом случае они осуществляют проверку представленной отчетности на соответствие справочникам, реестрам, классификаторам, контрольным соотношениям в части сравнительных данных, структурных соотношений, наличия (отсутствия) лицензий. Все контрольные соотношения должны распознаваться автоматически специализированным программным обеспечением, которое применяется при формировании отчета XBRL [18].

Банк России рекомендует, чтобы представленные отчетные данные такого формата соответствовали как всем контрольным соотношениям таксономии XBRL Банка России, на основе которой был сформирован отчет; так и правилам, установленным нормативными актами и прочими документами Банка России. В случаях, если часть контрольных соотношений показателей не выполняется по объективным, по мнению организации, представившей отчет в Банк России, причинам, то отчитывающаяся организация обязана представить сопроводитель-

WWW.ACCOUNTING.FA.RU

_

ный файл с пояснениями по сработавшим контрольным соотношениям. Тестирование таксономии XBRL Банком ведется в рамках пилотного сбора организаций на основе представляемых пакетов отчетных данных.

Задачи такого механизма состоят в том, чтобы:

• протестировать IT-системы поднадзорных организаций на соответствие обновленным нормативным требованиям;

• дать возможность участникам рынка представить в Банк России отчетность до даты вступления в силу нормативных актов с новыми требованиями или изменений в них;

• обеспечить участникам пилотного сбора обратную связь от сотрудников Банка России при выявлении критических ошибок в представленных файлах отчетности;

• выверить структуру таксономии и контрольных соотношений, реализованных в ней, на основе данных от поднадзорных организаций;

• проверить все компоненты IT-инфраструк-туры Банка России на безошибочное внедрение новых надзорных требований.

Собранная в результате пилотного сбора финансовая отчетность проверяется на методологическое соответствие отчетных данных посредством контрольных соотношений и на охват всех отчетных форм. Если данные в формах отчетности представлены методологически верно, то срабатывают контрольные соотношения, проводится проверка технической корректности их работы в разрабатываемой версии таксономии.

При принятии пакета отчетности Банк России может направить запросы и предписания об устранении выявленных нарушений сроков размещения обязательной информации или отклонить отчетность. Пунктом 3.13 Указания Банка России от 19.12.2019 № 5361-У устанавливается, что при необходимости внесения изменений в электронный документ, направленный ранее, поднадзорной организации следует сформировать новый, подписать его УКЭП и направить в Банк России.

Организации при представлении исправленной отчетности должны выполнять требования, установленные нормативными актами Банка России. Отчетность может быть отклонена в случае:

• использования неверной точки входа для сдачи отчетности;

• неверной отчетной даты;

• использования неверной версии таксономии;

• нарушения структуры таксономии, нарушения гиперкубов, осей, доменов и совершении прочих технических ошибок;

• нарушения целостности представляемых данных.

Для формирования методологически верного пакета отчетности в формате XBRL в соответствии с действующими нормативными актами поднадзорной организации необходимо использовать следующие источники информации:

• актуальный нормативный акт, соответствующую периоду представляемой отчетности, т.е. проекцию всей структуры таксономии XBRL Банка России с информацией о порядках и сроках составления и представления отчетности;

• финальную версию таксономии XBRL Банка России, соответствующую периоду представляемой отчетности и содержащую полный набор надзорных требований, и все показатели бухгалтерской (финансовой), надзорной и статистической отчетности;

• правила формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России; разъяснения и методические рекомендации по ее составлению; сопроводительные документы для таксономии, в которых содержится список дублирующих показателей в разных формах отчетности с указанием форм, а также шаблоны визуализации показателей в табличном виде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• программное обеспечение, реализующее конвертацию отчетных данных в формат XBRL: ПО «Конвертер» и ПО «Анкета-редактор XBRL».

Для Банка России как надзорного органа формат сбора отчетности XBRL имеет следующие преимущества:

• машиночитаемое регулирование — функционирующий автоматический контроль с использованием контрольных соотношений, встроенных в таксономию XBRL;

• сокращение количества показателей, деду-пликация и унификация форм отчетности;

• минимизация «визуальной» проверки и «телефонной работы» с рынком.

Применение формата XBRL предполагает положительный эффект и для других пользователей:

Для финансового рынка: повышение эффективности операционного, финансового, инвестиционного менеджмента; сопоставимость с отраслевой и мировой практикой; снижение расходов на персонал; наведение порядка в legacy системах для использования конвертерного решения, которое

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 8, № 5'2021

невозможно применить без хранилища и централизованных учетных систем.

Для федеральных органов исполнительной власти: облегчение межведомственного взаимодействия, прежде всего — подход SBR (standard business reporting, т.е. стандартизированная бизнес-отчетность).

Для инвесторов и потребителей: простые и удобные аналитические инструменты на базе портальных решений; машиночитаемое раскрытие информации, понятное международным инвесторам.

Благодаря имплементации надзорных требований в машиночитаемой модели отчетности (таксономию XBRL) процесс изменения требований Банка России проходит с минимальной нагрузкой для поднадзорных организаций.

Однако наряду с несомненными преимуществами формата XBRL выявлены следующие сложности при его внедрении:

• необходимость дополнительных инвестиции в IT-системы организаций на начальном этапе внедрения проекта;

• недостаточный уровень автоматизации в поднадзорных организациях;

• нехватка работников, обладающих достаточной квалификацией в области формирования отчетности в формате XBRL.

возможность появления неточности в интерпретации данных и контрольных соотношений при применении первых версий таксономии [19, 20].

Для устранения существующих сложностей по переходу на новый формат отчетности Банк России осуществляет следующие меры: предоставляет бесплатное программное обеспечение для формирования отчетности в формате XBRL согласно таксономии; проводит обучение и специальные мероприятия для участников рынка по данному вопросу, осуществляет процесс добровольной сертификации программного обеспечения по работе с XBRL. Также учреждено АНО «Центр ИксБиАрЭл» в качестве основной дискуссионной площадки;

ВЫВОДЫ

В настоящее время происходит интенсивное развитие нормативно-правового регламентирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе и их отчетности. Совершенствование идет сразу в нескольких направления: осуществляется регламентация понятийного аппарата, формируют-

ся требований к составу и структуре отчетности и цифровизируется процесс представления отчетности.

Как показало исследование, на законодательном уровне не уставлены понятия «надзорной отчетности» и «надзорно-статистической отчетности». После анализа нормативных актов, где используются понятия «статистическая отчетность» и «надзорная отчетность», нами было предложено новое объективное определение — «надзорно-статистическая отчетность».

Банк России осуществляет непрерывную работу по совершенствованию регламентирования порядка составления и представления бухгалтерской (финансовой) и НСО. Надзорная отчетность позволяет сформировать более полную картину о деятельности поднадзорной организации, поскольку содержит как финансовую, так и нефинансовую информацию, а многие ее формы представляются за короткий период времени (месяц) и на нерегулярной основе.

Благодаря надзорной отчетности фактически начинает реализовываться функция мониторинга за состоянием организаций на рынке, потому что применения формата XBRL для формирования и представления отчетности позволяет:

• унифицировать процесс электронного обмена отчетной информацией между организациями, ведомствами надзорного органа и организациями разных стран;

• исключить избыточную и дублированную информацию в отчетности;

• увеличить уровень прозрачности отчетности;

• повысить качество и достоверность отчетных данных на основе унификации форм и автоматизации процессов составления отчетности.

Необходимо продолжать процесс совершенствования таксономии Банка России и приведение ее к «дата-центричному» подходу. Его применение позволит повысить качество проведения контрольных процедур в отношении отчетности и сократить трудовые затраты при их проведении.

Несмотря на уже полученные результаты, процесс составления и представления отчетности в формате XBRL продолжает совершенствоваться посредством развития нормативного регламентирования и применения цифровых технологий. Надеемся, что результаты нашего исследования будут способствовать внедрению новой технологии и найдут отклик у научного содружества.

WWW.ACCOUNTING.FA.RU

_

СПИСОК источников

1. Булыга Р. П., Сафонова И. В. Концепция информационной прозрачности деятельности кредитных организаций. Экономика. Бизнес. Банки. 2019;35(9):4-29.

2. Прянишникова М. В. Современная система государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Sciences of Europe. 2021;(65):37-39.

3. Бубич Т. А. Центральный банк Российской Федерации как орган государственного финансового контроля в экономической сфере. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021;(5):58-63.

4. Плотников В. С., Плотникова О. В. Бизнес-учет и интегрированная отчетность. Международный бухгалтерский учет. 2014;307(13):25-34.

5. Фомина О. Б., Фомин М. В. Проблемы представления стандартизированной бизнес-отчетности. Вестник ТвГУ. Серия: «Экономика и управление». 2016;(1):140-150.

6. Вахрушина М. А. Стандартизация финансовой отчетности российских организаций и качество раскрываемой информации: нерешенные проблемы. Международный бухгалтерский учет. 2018;441(3):271-280.

7. Дружиловская Т. Ю., Дружиловская Э. С. Модернизация финансовой отчетности организаций в условиях цифровой экономики. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(1):50-61.

8. Рожнова О. В. Современные тенденции развития финансовой отчетности. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(2):26-35.

9. Лысенко Ю. А. Цифровизация экономики и XBRL в обмене финансовой информацией в бизнес-сообществе. Научные стремления. 2019;(25):51-53.

10. Рожнова О. В. Гармонизация учета, анализа и аудита в условиях цифровой экономики. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(3):16-23.

11. Булыга Р. П. XBRL как цифровой формат отчетности экономических субъектов: международный опыт и российская практика. Учет. Анализ. Аудит. 2020;(3):6-17.

12. Нестерова Д. А. Стандарт XBRL: перспективы перехода для российских компаний. Экономика и бизнес: теория и практика. 2018; (4):178-183.

13. Сальянова Ю. А. XBRL — новый язык отчетности некредитных финансовых организаций. Ученые записки международного банковского института. 2018;(2):47-57.

14. Gatea A., Alnawas A., Gali Z. The effect of XBRL financial reporting on enhancing the transparency of information in the financial statements. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. 2021;(11): 4945-4953.

15. Ahmi A., Nasir M. Examining the Trend of the Research on extensible Business Reporting Language (XBRL): A Bibliometric Review. International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2019;(2):11455-1167.

16. Erkus H., Chiu V. On the research contribution of XBRL literature — a bibliometrics analysis. Eurasian Journal of Business and Economics. 2014;13(7):173-188.

17. Hoytash R., Hoytash U. Measurement of accounting complexity with XBRL. Review of Accounting. 2018;93(1):259-287. DOI: 10.2308/accr-51762.

18. Yuksel F., Kayali C., Kayali N. Sustainability reporting and XBRL. Muhasebe ve Vergi Uygulamari Dergisi. 2018;(11):110-131.

19. Mosteanu N. R., Faccia A. Digital Systems and New Challenges of Financial Management — FinTech, XBRL, Blockchain and Cryptocurrencies. Quality — access to success. 2020;(174):159-166.

20. Оленьков Д. XBRL как новый формат раскрытия информации в России. Вестник центра раскрытия информации. 2014;(31):20-24.

REFERENCES

1. Bulyga R. P., Safonova I. V. The concept of information transparency in the activities of credit institutions. Economy. Business. Banks. 2019;35(9):4-29. (In Russ.).

2. Pryanishnikova M. V. The modern system of state regulation of the securities market in the Russian Federation. Sciences of Europe. 2021;(65):37-39. (In Russ.).

3. Bubich T. A. The Central Bank of the Russian Federation as a body of state financial control in the economic sphere. Economics and business: Theory and practice. 2021;(5):58-63. (In Russ.).

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 8, № 5'2021

4. Plotnikov V. S., Plotnikova O. V. Business accounting and integrated reporting. International accounting. 2014;307(13):25-34. (In Russ.).

5. Fomina O. B., Fomin M. V. Problems of presenting standardized business reporting. TvSUBulletin. Series: «Economics and management». 2016;(1):140-150. (In Russ.).

6. Vakhrushina M. A. Standardization of financial statements of Russian companies and the auality of disclosures: Unresolved Issues. International accounting. 2018;441(3):271-280. (In Russ.).

7. Druzhilovskaya T. Yu., Druzhilovskaya E. S. Modernization of financial reporting of organizations in the digital economy. Accounting. Analysis. Audit. 2019;6(1):50-61. (In Russ.).

8. Rozhnova O. V. Modern trends in the development of financial reporting. Accounting. Analysis. Audit. 2018;5(2):26-35. (In Russ.).

9. Lysenko Yu. A. Digitalization of the economy and XBRL in the exchange of financial information in the business community. Scientific aspirations. 2019;(25):51-53 (In Russ.).

10. Rozhnova O. V. Harmonization of accounting, analysis and audit in the digital economy. Accounting. Analysis. Audit. 2018;5(3):16-23. (In Russ.).

11. Bulyga R. P. XBRL as a digital reporting format for economic entities: International experience and Russian practice. Accounting. Analysis. Audit. 2020;(3):6-17. (In Russ.).

12. Nesterova D. A. XBRL Standard: Transition prospects for Russian Companies. Economics and business: Theory and practice. 2018;(4):178-183. (In Russ.).

13. Salyanova Yu.A. XBRL is a new reporting language for non-bank financial institutions. Scholarly notes of the International Banking Institute. 2018;(2):47-57. (In Russ.).

14. Gatea A., Alnawas A., Gali Z. The effect of XBRL financial reporting on enhancing the transparency of information in the financial statements. Turkish journal of computer and mathematics education. 2021;(11):4945-4953.

15. Ahmi A., Nasir M. Examining the trend of the research on eXtensible Business Reporting Language (XBRL) : A bibliometric review. International journal of innovation, creativity and change. 2019;(2):11455-1167.

16. Erkus H., Chiu V. On the research contribution of XBRL literature — a bibliometrics analysis. Eurasian journal of business and economics. 2014;13(7):173-188.

17. Hoytash R., Hoytash U. Measurement of accounting complexity with XBRL. Review of accounting. 2018;93(1):259-287.

18. Yuksel F., Kayali C., Kayali N. Sustainability reporting and XBRL. Muhasebe ve Vergi Uygulamari Dergisi. 2018;(11):110-131.

19. Mosteanu N. R., Faccia A. Digital systems and new challenges of financial management — FinTech, XBRL, blockchain and cryptocurrencies. Quality — access to success. 2020;(174):159-166.

20. Olenkov D. XBRL as a new format of information disclosure in Russia. Information disclosure center bulletin. 2014;(31):20-24. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Екатерина Андреевна Лукичева — студентка магистратуры факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия lukichevakat@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Ekaterina A. Lukicheva — master student of the faculty of taxes, audit and business analysis, Financial

University, Moscow, Russia

lukichevakat@gmail.com

Статья поступила в редакцию 30.06.2021; после рецензирования 09.08.2021; принята к публикации 27.08.2021.

Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 30.06.2021; revised on 09.08.2021 and accepted for publication on 27.08.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

www.accounting.fa.ru

_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.