Научная статья на тему 'Надзорная и контрольная деятельность государственных инспекций труда в РФ: проблемы и практика'

Надзорная и контрольная деятельность государственных инспекций труда в РФ: проблемы и практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1186
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Надзорная и контрольная деятельность государственных инспекций труда в РФ: проблемы и практика»

Попова О. И. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В РФ

6.16. НАДЗОРНАЯ И КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА

Попова О. И., соискатель МГУ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В статье 45 Конституции Российской Федерации гарантирована государственная защита прав и свобод человека. Нормы Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) конкретизируют данное положение. Так, в ст. 2 ТК РФ в числе основных принципов правового регулирования труда закреплен принцип обеспечения прав каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, который законодатель раскрывает в главе 57 раздела Х111 ТК РФ.

В соответствии со ст. 352 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является одним из основных способов защиты трудовых прав работников. Российская Федерация ратифицировала многие нормативные правовые акты Международной организации труда: Конвенцию № 81 (1947 г.) «Об инспекции труда в промышленности и торговле», Протокол 1995 г. к данной Конвенции, а также Конвенцию № 150 (1978 г.) «О регулировании вопросов труда», Конвенцию № 155 (1981 г.) «О безопасности и гигиене труда в производственной сфере». Так, Конвенция № 81 обязывает ратифицировавшие ее государства создать систему инспекции труда. Поэтому с этого момента стала развиваться система государственного надзора и контроля в сфере труда в Российской Федерации. Дальнейшее свое развитие она получила в связи с принятием и введением в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса РФ. В настоящее время государственная инспекция труда занимает центральное место в системе государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Осуществляя надзорную и контрольную деятельность, государственные инспекции труда в Российской Федерации сталкиваются с рядом проблем:

- наблюдается рост численности небольших организаций, занимающихся преимущественно малым бизнесом, что влечет к увеличению количества работодателей и затрудняет осуществление инспектирования из-за незначительного количества государственных инспекторов труда;

- растет также количество организаций, которые создаются на короткий промежуток времени, а затем ликвидируются (так называемые «фирмы-однодневки»), часто меняют форму собственности и местонахождение, что не позволяет произвести своевременную проверку их деятельности и принять соответст-

вующие меры реагирования на нарушение трудового законодательства;

- существуют различные формы «теневой экономики», особенно это касается выплаты «серой» заработной платы, что приводит к правовой незащищенности работника в случае возникновения трудового спора;

- изменяются условия труда, вводятся новые формы применения наемного труда как аутстаффинг и аутсорсинг, которые пока не урегулированы действующим трудовым законодательством;

- вводятся также новые формы организации работы, основанные на международных традициях и технологиях, которые пока не известны российскому трудовому законодательству, что порождает новые правоотношения между работниками и работодателем;

- работодатели не оформляют трудовых отношений, особенно в отношении иностранных работников;

- наличие безработицы, которая ведет к снижению солидарности работников и их организованности, к отсутствию единого представительного органа, защищающего их трудовые права.

Все это свидетельствует о необходимости защиты интересов всех работников и требует, прежде всего, усиления государственного контроля и надзора. Необходимо отметить и то, что международная интеграция будет способствовать развитию международных стандартов и их применению на территориях многих государств, в том числе и в России, что можно наблюдать на примере Конвенций МОТ.

Если рассматривать первую проблему, то увеличение хозяйствующих субъектов иногда приводит к массовому нарушению трудового законодательства. Численность государственных инспекторов труда не позволяет охватить проверками и иными контрольными мероприятиями каждого работодателя. Если взять официальные данные Роструда, то фактическая численность работников госинспекций труда в субъектах РФ составляет 3342 чел., в том числе должностных лиц уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права - 2940 чел., из которых правовых инспекторов труда - 1109 и гос-инспекторов по охране труда - 1831 чел.1

Постоянное сокращение численности государственных инспекторов труда (примерно на 30 %) привело к снижению количества проверок. Но в то же время увеличивается нагрузка (проверки) на одного инспектора. Если в 1995 г. госинспектор труда проводил 22,64 проверки, то в 2005 г. уже 85,34 проверок, при этом увеличивается и количество выявленных нарушений одним госинспектором. Если в 1995 г. составляло 269,75 нарушений, то в 2005 г. уже 660,3 нарушений, в 2006 г.

- 633,5. Увеличивается также количество выданных предписаний одним госинспектором труда в 1995 г. -21,83, а в 2005 г. - 72,13 предписаний.2

Так, например, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по

1 См.: Доклад Федеральной службы по труду и занятости «О результатах работы в 2006 г. по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». С. 222.

2 См.: Указ. соч. С.18-23.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

1’ 2008

Тверской области насчитывается более 80 тысяч зарегистрированных хозяйствующих субъектов, а общее количество государственных инспекторов труда в Тверской области составляет 30 чел., включая руководство, что явно недостаточно даже по международным стандартам.

Следующая проблема связана с низкой правовой культурой граждан, которые не обращаются в суд для защиты своих трудовых прав. Многих пугают длительность судебных процессов, издержки на адвокатов, психологический дискомфорт перед судом и поэтому наиболее приемлемым выходом является обращение в досудебные органы, в том числе в государственную инспекцию труда, где государственные инспекторы труда постоянно проводят личный прием как граждан, так и работников в организациях по месту проведения проверок, а также осуществляют консультирование по телефону. Это позволяет быстро разрешить многие конфликтные ситуации без обращения в суд.

Поэтому из года в год постоянно увеличивается количество обращений граждан в государственные инспекции труда. Анализ поступивших обращений показывает, что процент их обоснованности остается стабильным из года в год и не опускается ниже 50%, что свидетельствует о массовых нарушениях трудовых прав работников. Основными причинами обращений граждан в государственные инспекции труда являются нарушения работодателями законодательства о труде, в частности по вопросам: оплаты труда; приема, увольнения и перевода работников; режима труда и отдыха, предоставления дополнительных отпусков; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой; обеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком и другими равноценными продуктами питания; правомерности применения мер дисциплинарного взыскания; не предоставления гарантий для беременных женщин и женщин, имеющих детей до 1,5-3-х лет. Значительное количество письменных обращений граждан также связано с несвоевременностью и неправильностью расследования несчастных случаев на производстве, оформления актов формы Н-1, с возмещением вреда здоровью.

Все это свидетельствует о необходимости увеличения численности государственных инспекторов труда в отдельно взятых инспекциях и в целом в Российской Федерации.

Существует проблема, связанная с отсутствием четкого взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами, осуществляющими свою деятельность на территории конкретного субъекта РФ. Действия их не скоординированы, а функция, которая была закреплена за государственной инспекцией труда в качестве координатора в части соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, была признана избыточной и исключена из ТК РФ с 6 октября 2006 г., что явно является нецелесообразным. Отсут-

ствие координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства приводит к увеличению числа проверок у конкретного работодателя, вызывая его негативную реакцию к проверяющим. Поэтому проведение совместных проверок должно осуществляться на основе разработанных и утвержденных планов, а также на основе заключаемых соглашений. Не надо забывать также об общественном контроле в сфере труда, который осуществляют профессиональные союзы. Поэтому все такие действия должны быть скоординированными на уровне конкретного субъекта РФ.

В некоторых субъектах отсутствует взаимодействие и поддержка со стороны органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, что негативно сказывается на качестве работы государственных инспекций труда, а иногда порождает конфликтные ситуации. К сожалению, в связи с принятием и реализацией Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» многие главы муниципальных образований (например, в Тверской области создано 402 муниципальных образований), ссылаясь на отсутствие финансовых средств, вообще не занимаются вопросами охраны труда. И только при происшедших несчастных случаях вспоминают о необходимости ведения работы, связанной с улучшением охраны труда и обеспечения техники безопасности.

Немногим лучше обстоит дело с работой, связанной с ликвидацией задолженности по оплате труда. Практически во всех субъектах РФ и в крупных муниципальных образованиях созданы Координационные советы по погашению задолженности по заработной плате или аналогичные другие органы, в состав которых входят представители государственной инспекции труда.

Исходя из круга затронутых проблем, вытекающих из практической реализации отдельных положений ТК РФ, можно сделать вывод, что законодатель еще четко не определился с государственной инспекцией труда: то ли разделять ее надзорные и контрольные функции, передав последние субъекту РФ, то ли в соответствии с международными актами Международной организации труда усилить ее контрольные и надзорные функции. В том, что данный орган нужен государству как специальный орган и, прежде всего, работникам для защиты их трудовых прав никто не сомневается, но как будет работать государственная инспекция труда в новых условиях в ближайшее время, никто не может дать четкого ответа. Поэтому необходимо разработать соответствующий нормативный правовой акт, который бы отвечал нормам международного права, регулировал деятельность государственной инспекции труда и эффективно защищал интересы всех субъектов трудовых отношений.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.