Научная статья на тему 'Вопросы повышения эффективности деятельности инспекций труда в субъектах Российской Федерации (на примере Государственной инспекции труда в Костромской области)'

Вопросы повышения эффективности деятельности инспекций труда в субъектах Российской Федерации (на примере Государственной инспекции труда в Костромской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Благовестникова Анастасия Александровна

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности инспекций труда субъектов Российской Федерации (на примере Государственной инспекции труда в Костромской области). Автором проведен анализ результатов деятельности трудовой инспекции субъекта РФ, а также предложены меры организационного и правового характера, направленные на усиление полномочий инспекций труда субъектов Российской Федерации в сфере осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы повышения эффективности деятельности инспекций труда в субъектах Российской Федерации (на примере Государственной инспекции труда в Костромской области)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ) Благовестникова А.А.

Благовестникова Анастасия Александровна - магистрант,

кафедра судебной и правоохранительной деятельности, Костромской государственный университет, г. Кострома

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности инспекций труда субъектов Российской Федерации (на примере Государственной инспекции труда в Костромской области). Автором проведен анализ результатов деятельности трудовой инспекции субъекта РФ, а также предложены меры организационного и правового характера, направленные на усиление полномочий инспекций труда субъектов Российской Федерации в сфере осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства. Ключевые слова: трудовая инспекция, инспекция труда субъекта Российской Федерации, надзор за соблюдением трудового законодательства, проверка соблюдения требований трудового законодательства.

Одно из наиболее важных мест среди органов, осуществляющих функции надзора за соблюдением трудовых прав работников, несомненно, занимают инспекции труда. Однако наблюдаемая в настоящее время тенденция к сокращению их численности и уменьшению финансирования довольно пессимистична. Так, по данным Государственной инспекции труда в Костромской области, в 2017 г. в регионе насчитывалось 34 700 хозяйствующих субъектов, которые потенциально могли быть подвергнуты контрольным мероприятиям, но фактически проверки проводились только в 2,2% от общего количества (в 2016 г. этот показатель составил 2,5% от общего количества - 34 497 ед.) [1].

В сложившейся ситуации, от государства требуется не сокращать, а, напротив, усиливать финансовую поддержку государственных инспекций труда и при необходимости увеличивать штатную численность государственных инспекторов. В качестве примера, ярко иллюстрирующего сложившуюся ситуацию в трудовых инспекциях субъектов Российской Федерации, рассмотрим структуру Государственной инспекции труда в Костромской области. Общая штатная численность составляет 20 человек (16 государственных гражданских служащих и 4 должностей, не отнесенных к государственным должностям). По состоянию на 1 января 2018 г. фактическая штатная численность составляет 18 человек, в том числе 12 должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора и

контроля. Штатная численность по состоянию на 01.01.2018 г. не укомплектована на 2 единицы (руководитель государственной инспекции труда и государственный инспектор труда по правовым вопросам). Также нами отмечена тенденция роста нагрузки на государственных инспекторов труда, а именно: количество проверок, проведенных в среднем одним сотрудником рассматриваемой инспекции, в 2017 г. составило 69,18 (на 12,1% больше аналогичного показателя за 2016 г. (61,71 проверок, проведенных одним госинспектором)) [2].

Нами выделен ряд мер, которые позволят усилить полномочия трудовых инспекций в сфере осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства.

Мы видим необходимость законодательного закрепления возможности проведения совместных проверок государственными и профсоюзными инспекциями с целью повышения эффективности данных мероприятий. Данная мера приведет к усилению правового положения профессиональных союзов, что будет способствовать более эффективному осуществлению защиты трудовых прав.

По нашему мнению, максимально эффективному осуществлению надзорных полномочий инспекциями труда в субъектах РФ, мешает законодательная неопределенность относительно их возможности разрешать трудовые споры. Так, по итогам проведения проверки инспектор выдает работодателю обязательное для исполнения предписание лишь в случае очевидного нарушения трудового законодательства, трудовые споры (включая неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства) рассматриваются согласно ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами [3].

Таким образом, предлагаем следующие меры организационного и правового характера, направленные на усиление полномочий инспекций труда субъектов Российской Федерации при осуществлении надзорных функций:

1. Увеличение финансирования деятельности трудовых инспекций субъектов РФ, а также увеличение штатной численности сотрудников. Полагаем, что некоторое увеличение расходов на содержание инспекций труда повлечет за собой снижение нагрузки на фонд социального страхования в силу того, что усиление надзора приведет к падению уровня производственного травматизма и количества нарушений трудовых прав работников в целом.

2. Делегирование части надзорных полномочий профессиональным союзам, а также законодательное закрепление возможности проведения проверок соблюдения законодательства о труде совместно с государственными трудовыми инспекциями. Осуществление данного мероприятия позволит охватить проверками большее количество работодателей.

3. Исключить из Трудового кодекса РФ положения, указывающие на возможность рассмотрения государственными инспекциями труда трудовых споров, что позволит максимально сосредоточить усилия на осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав работников.

Список литературы

1. Отчет о работе ГИТ за 2017 год.

2. Отчет о деятельности Государственной инспекции труда в Костромской области за

2017 год.

3. Савельева А. Государственная инспекция труда - еще один орган для защиты прав

работника // Трудовое право, 2014. № 6. С. 49-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.