2.8. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ ПОД СТРАЖЕЙ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
Мержоев Магомед Курейшевич, аспирант. Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания. Анализируется практика деятельности органов прокуратуры по выявлению и устранению нарушений закона.
Ключевые слова: прокурор, подозреваемый, обвиняемый, изолятор временного содержания, содержание под стражей.
SUPERVISION OF THE PROSECUTOR OVER THE LEGALITY OF DETENTION OF PERSONS DETAINED IN THE TEMPORARY DETENTION FACILITIES
Merzhoev Magomed Kureishevich, postgraduate student. Place of study: Academy of the General Prosecutor of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation: The article considers the issues of Prosecutor's supervision of execution of laws in custody of suspects and accused persons in temporary detention isolators. The practice of activity of bodies of Prosecutor's office on the identification and elimination of violations of the law.
Keywords: the Prosecutor, suspect, accused, detention center, custody.
Автор является учеником профессора Халиулина Александра Германовича и выражает глубокую благодарность за постоянное внимание и поддержку во время работы над диссертацией.
Прокурорский надзор за законностью в местах принудительного содержания, в том числе за законностью содержания задержанных в изоляторах временного содержания (ИВС), является одним из важнейших направлений прокурорской деятельности, которому в последнее время уделяется все больше внимание.
Эта деятельность прокурора регулируется приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2011 № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» (далее Приказ № 237).
Согласно требованиям п.1.3. приказа № 237 прокуроры обязаны ежедневно посещать ИВС.
В соответствии с п. п. 1.4 - 1.6. названного приказа прокурор должен не реже одного раза в год осуществлять проверки мест принудительного содержания совместно с представителями общественных организаций (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации (их представителями); незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под
стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.
Прокурор в ходе проверки, прежде всего, должен выяснить, содержатся ли в ИВС лица, помещенные без наличия документов, подтверждающих основания для задержания; не нарушены ли требования ч. 3 ст. 91 УПК РФ, о порядке задержания подозреваемого.
Среди множества вопросов, которые прокурор должен выяснить при проверке, можно выделить исполнение требований закона об условиях содержания лиц под стражей в ИВС.
Так, в обязательном порядке проверяется организация обеспечения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, ежедневным бесплатным горячим трехразовым питанием по нормам, определяемым Постановлением Правительства Российской Федерации, а также порядок предоставления питания в камерах временного содержания в судах при конвоировании следственно-арестованных лиц.
При проверке материально-бытовых условий содержания в обязательном порядке выясняется:
имеет ли каждый находящийся в камере свое спальное место; насколько спальное место удобно для сна (не сварено ли оно из прутьев или полос с большими зазорами, в которые проваливается матрас);
обеспечены ли задержанные и следственно-арестованные предметами гигиены, столовой посудой, играми, прессой, предметов для уборки, имеются ли в камере мыло, туалетная бумага; оборудованы ли камеры необходимым инвентарем. проходят ли не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые санитарную обработку, предоставляется ли им возможность помывки в душе;
имеются ли препятствия для получения посылок и передач, количество которых во время нахождения в ИВС не ограничено; соблюдаются ли сроки вручения посылки (передачи); Нарушения порядка приема передач могут быть вскрыты путем проверки журнала посылок и передач, путем выяснения соответствия выданного адресату содержанию журнала.
Проверяется наличие горячего водоснабжения в камере, выдается ли в его отсутствии горячая вода. В обязательном порядке проверяется: соответствует ли число посадочных мест за столом числу лиц в камере;
соблюдаются ли условия приватности при использовании санузла;
имеется ли возможность для содержащихся под стражей лиц регулировать громкость радиодинамика;
достаточна ли яркость освещения в вечернее время для того, чтобы можно было читать и писать; работает ли кнопка для вызова дежурного; выдается ли в соответствие с потребностями кипяченая вода для питья.
Осуществляя проверку, следует учитывать, что в соответствии с п. 48 Правил внутреннего распорядка ИВС при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +5 0°С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
В ходе проверки акцентируется внимание на соблюдение норм санитарной площади на 1 человека в камерах.
Согласно п. 1.12 Приказа № 237 прокурор также обязан проверить исполнение требований закона в части надлежащего санитарно-технического оборудования и освещения камер, а также технического оснащения
4-2016
Пробелы в российском законодательстве
зданий и помещений суда противопобеговым оборудованием, средствами связи, сигнализацией, вентиляцией и первичными средствами пожаротушения.
Так, прокуратурой Сунженского района Республики Ингушетия постоянно проводятся проверки в ИВС ОМВД РФ по Сунженскому району. В ходе проверки неоднократно выявлялись грубые нарушения требований закона об условиях содержания лиц под стражей, такие, как отсутствие кухонного инвентаря, сырость и загрязнение воздуха в камерах, непредоставление возможности для ежедневных прогулок. Проверкой с привлечением специалистов Роспотребнадзора установлены многочисленные нарушения санитарных правил и норм. В связи с этим прокуратурой неоднократно начальнику ОМВД вносились представления, начальнику ИВС ОМВД объявлялись предостережения, однако реальных мер по устранению нарушений закона не принималось. Прокурором по этой причине было направлено заявление в районный суд о признании незаконным бездействия ОМВД РФ по Сунженскому району по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства здания ИВС. Решением от 11июня 2013 г. заявление прокурора Сунженским районным судом было удовлетворено. Начальник ОМВД России по Сунженскому району решением суда обязан принять меры по устранению нарушений Федерального закона от 30.03.1999 г. «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения». Решение вступило в законную силу и было исполнено.
Важное место занимает проверка медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых
Прежде чем приступить к проверке соблюдения прав содержащихся в ИВС лиц на обеспечение их медицинской помощью, прокурору необходимо проверить наличие у изолятора лицензии, дающей право на ведение такой деятельности.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи, в том числе, доврачебной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, включающим и медицинские осмотры.
Деятельность по оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС должна осуществляться в четком соответствии с требованиями Инструкции «О порядке медикосанитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» утвержденной Приказом МВД России и Минздрава России (далее - Инструкция).
Так, подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС.
В связи с этим в ходе проверки выясняется:
имеется ли возможность за обращением для оказания им помощи во время медицинского обхода или же к любому сотруднику ИВС;
каким образом ведется журнал медицинского осмотра, прибывших в ИВС;
производится ли медицинский осмотр специально подготовленным сотрудником ИВС при отсутствии медработника;
предоставляется ли возможность заключенным фиксировать записи в журналах медосвидетельство-вания под личную проспись;
помещаются ли в стационар все больные острыми инфекционными или паразитарными заболеваниями.
При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - работниками лечебно-профилактических учреждений. По просьбе заключенных либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании.
Следует учитывать, что необходимую специализированную помощь в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения должны получить заключенных под стражу в ИВС которые:
а) нуждаются в неотложной медицинской помощи;
б) подлежат обследованию и лечению по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета;
в) иных заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение (п. 1 Инструкции)
В п. 24 Инструкции отмечается, что в медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения направляются больные, нуждающиеся в амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза,
сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение.
Работа медицинских работников ИВС подлежит оценке на основании:
плана, утвержденного начальником ИВС (п. 5 Инструкции);
отчета о работе медицинских работников ИВС, направляемого в медицинское управление (отдел, отделение) МВД, УВД субъекта РФ (п. 6 Инструкции);
должностных инструкций мед работников; 4) графика работы мед персонала (п.7 Инструкции).
В соответствии с п. 8 Инструкции на медицинских работников ИВС возлагаются следующие функции:
активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний;
оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной), в том числе неотложной;
организация оказания скорой медицинской помощи; организация консультаций больных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи;
госпитализация лиц, нуждающихся в стационарном лечении;
расчет потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах и медицинском оборудовании;
своевременное представление руководству ИВС соответствующих заявок об их пополнении (приобретении), обеспечение их хранения, выдачи и учета.
Во исполнении п. 9 Инструкции первичный осмотр проводится в течение первых суток пребывания в ИВС с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, или нуждающихся в неотложной медицин-
ской помощи. При этом, обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС .
Пункт 15 Инструкции предписывает медицинскому работнику ИВС, при выявлении в ИВС больных с подозрением на наличие психического, опасного инфекционного заболевания, а также других лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, медицинский работник ИВС (а при его отсутствии - дежурный по ИВС либо дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) вызывает бригаду скорой медицинской помощи. В неотложных случаях, при наличии угрозы для жизни больного, при длительном отсутствии или невозможности прибытия медицинских работников, дежурный по ИВС обязан принять меры к срочной доставке больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии с п. 24 Инструкции, в случае отсутствия в ИВС медицинских работников мероприятия по оказанию первой помощи лицам, содержащимся в них, осуществляются сотрудниками ИВС. У дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) должна быть аптечка для оказания первой помощи.
Особое внимание необходимо уделить тому, принимались ли все меры для оказания медицинской помощи лицам, содержащимся под стражей, при ухудшении их состояния здоровья, в том числе с использованием возможностей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
Эта деятельность прокурора неоднократно была описана в различных работах.1 Вместе с тем остается открытым вопрос о том, насколько правильным является наименование направления прокурорского надзора, указанное в Федеральном законе о прокуратуре, как «надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных». Представляется, что это наименование ограничивает объект надзорной деятельности прокурора только «администрацией ИВС». Однако деятельность по исполнению закона сотрудников ИВС невозможно отделить от деятельности органа внутренних дел, при котором создан ИВС, от деятельности оперативных подразделений, органов дознания и следственных органов. Поэтому, на наш взгляд, более правильное наименование указанному направлению надзора было дано в Законе СССР «О прокуратуре СССР», как «надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных». Это, как представляется, подчеркивало бы комплексный характер надзорной деятельности прокурора.
Рецензия
На статью Мержоева М.К. «Надзор прокурора за законностью содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания».
Статья Мержоева М.К. «Надзор прокурора за законностью содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания» написана на актуальную тему. Прокурорский надзор за исполнением законов в местах принудительного содержания является в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, эта деятельность осуществляется прокуратурой во взаимодействии с общественными наблюдательными комиссиями, аппаратами уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Автор рассматривает вопросы осуществления прокурором надзора за исполнением требований закона об обеспечении условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, которые являются наиболее распространенными местами содержания задержанных. Рассматриваются вопросы, которые должен выяснить прокурор при проведении надзорной проверки: обеспечение подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, ежедневным бесплатным горячим трехразовым питанием по нормам, определяемым Постановлением Правительства Российской Федерации, а также порядок предоставления питания в камерах временного содержания в судах при конвоировании следственно-арестованных лиц; материально-бытовые условия содержания в ИВС; соблюдение норм санитарной площади на 1 человека в камерах; исполнение требований закона в части надлежащего санитарно-технического оборудования и освещения камер, а также технического оснащения зданий и помещений суда противопобеговым оборудованием, средствами связи, сигнализацией, вентиляцией и первичными средствами пожаротушения; проверка медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Автор описывает опыт практической работы органов прокуратуры Республики Ингушетия по надзору за исполнением законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС, характеризует применение органами прокуратуры Ингушетии различных актов прокурорского реагирования.
В статье содержится также идея, обогащающая теорию прокурорского надзора, по поводу наименования направления прокурорского надзора - «надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных» вместо «надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных».
В целом можно сделать вывод о том, что статья М.К. Мержоева отличается актуальностью, научной новизной, обоснованностью выводов, значимостью для теории и практики, и может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Научный руководитель
доктор юридических наук, профессор А.Г. Халиулин
прокурорский надзор // Законность. - М., 2007, № 3. - С. 6-9.
1 См.,напр..Чеботарев В. Изоляторы временного содержания