УДК 72.03
НАДВРАТНЫЕ ХРАМЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
Л.В.Робежник GATEWAY CHURCHES OF VELIKIY NOVGOROD
L.V.Robezhnik
Политехнический институт НовГУ, [email protected]
Рассматривается история строительства надвратных храмов на территории Детинца и монастырей Великого Новгорода в период с начала XII века. Анализируются типологические особенности надвратных храмов.
Ключевые слова: надвратный храм, древнерусская архитектура, монастырь, архитектура Новгорода, новгородский кремль
The article focuses on the history of the building of gateway churches in the territory of Detinets (Novgorod Kremlin) and monasteries of Velikiy Novgorod since the beginning the 12th century. The current paper analyses typological specifics of gateway churches.
Keywords: gateway church, architecture of ancient Russia, monastery, architecture of Novgorod, Novgorod Kremlin
Строительство надвратных храмов на Новгородской земле берет начало в XII в. и продолжается в начале XIII в. В 1166—1173 г г. в Юрьеве монастыре возводятся церковь Спаса Преображения, в 1206 г. в Аркажском монастыре — церковь Симеона Дивно -горца. В 1195 г. создается первый храм над воротами новгородского детинца — церковь Ризоположения, за которым последовал в 1233 г. еще один — церковь Федора [1, с. 32, 34, 36, 37, 41-42, 50, 72]. Кроме вышеперечисленных храмов В.П.Выголов [2] упоминает еще о двух постройках: в 1180—1182 г г. в Благовещенском монастыре на Гзени — церковь Богоявления, в 1193 г. в Воскресенском монастыре в Люди-ном конце — церковь Иоанна Милостивого. Однако при дальнейшем исследовании данной темы была выявлена неточность этих данных. Церковь Богоявления была построена в 1180—1182 г г. в Воскресен-
ском монастыре на Мячино. Монастырь соседствовал с Людиным концом, но в монастырях рядом с рекой Гзень подобных построек выявлено не было. При архиепископе Симеоне в 1420-е г г. в Воскресенском Мячинском монастыре сооружена каменная церковь Иоанна Милостивого, к которой с севера была пристроена одноименная трапезная палата, перекрытая коробовым сводом. Это самая первая известная в Новгороде трапезная палата. Традиция трапезных палат в одной связи с храмом продолжена при владыках Евфимии II и Ионе [3, с. 36]. Однако церковь Иоанна Милостивого не была надвратным храмом.
Первая церковь в новгородском Детинце, названная в Новгородской первой летописи [3, с. 41-42] «во имя святыя Богородицы Положения ризы и пояса» построена в 1195 г. Под 1464 г. Летопись Авра-амки сообщает о строительстве новой надвратной
церкви Положения пояса Пресвятой Богородицы. В.П.Выголов упоминает ее возможную перестройку под 1419 г., хотя дату ставит под сомнение. Церковь значительно пострадала в ходе пожара 1489 г., в конце XV в., возможно, перестроена. В 1697—1700 г г. храм вместе с Пречистенской башней перестраивается. Западный фасад церкви довольно подробно показан на иконе «Видение пономаря Тарасия». В 1745 г. Пречистенская башня рухнула и была разобрана вместе с надвратным храмом. Остатки надвратной церкви были обнаружены при раскопках 1945 г. [4, с. 4649]. В 1233 г. возводится церковь Федора, в 1296 г. — церковь Воскресения (по мнению В.П.Выголова [2], перестроена в 1398 г.) над проезжими Федоровской и Воскресенской башнями кремля. Ворота проезжей Спасской башни новгородского кремля вели из Лю-дина конца на древнюю Пискупли (Епископскую) улицу в Детинце. В 1297 г. к башне пристроили над-вратную церковь Спаса, замененную в 1426 г. новым храмом [4, с. 55]. В 1305 г. в кремле строится церковь Покрова и в 1311 г. — Владимира, которые венчали крепостные ворота детинца соответствующих наименовании. При архиепископе Иоанне на месте древнего храма Владимира 24 июня 1461 г. закладывается, а 6 сентября освящается церковь Святого Владимира на воротах Детинца. А.С.Власов и Г.Н.Элькин отмечают [5, с. 140]: «Когда к ней (башне) пристроили каменную часовню, насыпной грунт стал расползаться из-под тяжелой конструкции и башня вместе с часовней оторвалась от стен и начала крениться. Пришлось разобрать часовню и устроить под башней мощный фундамент».
При архиепископе Евфимии II проводятся работы по обустройству Владычного двора, строятся надвратные храмы. Данные об евфимиевских постройках публикуются в работах Э. С. Смирнова, В.К.Лаурина, Э.А.Гордиенко [6]. Владычный двор представлял собой замкнутый комплекс, состоящий из расположенных по периметру жилых, парадных и хозяйственных зданий, ограниченный с восточной стороны стеной от остальной части Детинца. На Владычный двор вели двое ворот, завершенных надврат-ными церквями (св. Иоанна Златоуста и св. Петра Митрополита), а также Исповедницкие ворота, над которыми церкви не было. Палаты, расположенные перед западным фасадом св. Софии, служили для торжественных приемов и прочих официальных событий, здесь же находились и покои владыки. Здания, находившиеся в северной части двора, а также постройки вдоль стены Детинца в основном имели хозяйственное назначение. Соответственно основные функциональные зоны — парадная-жилая и хозяйственная — были соединены с помощью двух ворот с надвратными храмами: св. Сергия и Рождества Христова. Однако по летописям местонахождение отдельных зданий локализуется только гипотетически [7, с. 133]. В 1435 г. (6943 г.) архиепископ Евфимий строит церковь св. Иоанна Златоуста на воротах Владычного двора. Сразу после завершения строительства храм рухнул. В 1436 г. архиепископ предпринимает новую попытку строительства церкви св. Иоанна Златоуста. В 1437 г. храм был расписан. В 1466 г. на
Владычном дворе строится церковь Богоявления. Вероятно, это был очень небольшой храм, так как в 1617 г. там находился всего один праздничный образ, два местных и 2 образа в Деисусе. В 1671 г. повелением митрополита Питирима храм был разобран, а вместо него за один строительный сезон была поставлена церковь Богоявления на воротах «возле церкве святаго Иоанна Златоустаго с притворы...» [8, с. 316]. При этом Златоустовская церковь, судя по источникам, не перестраивалась [8, с. 376]. Храма уже не было в 1760-е г г. — опись 1763 г. показывает, что в тот момент еще существовали ворота, но церковь к тому времени была упразднена. В 1770-е г г. ворота были заложены. На Михайловской иконе XVIII века церковь показана в виде небольшого одноглавого храма с пощипцовым покрытием фасадов. П.Л.Гусев считал, что этот храм показан на иконе «Видение пономаря Тарасия» (1574—1582 г г.). Однако это утверждение спорно. Антипов И.В. предполагает [7, с. 203], что в церкви Иоанна Златоуста было 9 деисусных икон, 12 праздничных, а ее размеры были близки другим церквям Владычного двора. В 1437 г. закладывается храм св. Петра на месте церкви 1416 г. (согласно Новгородским первой, третьей и четвертой летописи (Сокращенный новгородский летописец (по списку Н.К.Никольского)). Но в источниках не сказано, что этот храм был надвратным. Далее церковь упоминается в Семисборной летописи Новгорода: «Да у Владычня двора Златоуст на воро-тех, а на других Петр митрополит». Храм находился вблизи северо-западного угла Софийского собора, был перестроен в 1669 г. Церковь была упразднена между 1736 и 1749г г. Храм окончательно разобран в 1758 г., а его материал использован при строительстве церкви Входа в Иерусалим в Детинце. Типологически храм схож с остальными надвратными храмами Владычного двора — бесстолпный, одноапсидный.
При архиепископе Ионе весной 1459 г. закладывается, а 25 сентября освящается церковь Сергия Радонежского. При строительстве храма использовался кирпич 27 см* 14,5 см*5,5 см на известково-песчаном растворе. Пол выложен из известковых плит. В иконостасе храма было 9 деисусных икон. В XVII—XVIII вв. церковь перестраивалась, ее западная часть просела после строительства часозвони. При разборке в 1888 г. прилегающего к храму корпуса разобрана апсида храма, сама церковь надстроена. Сергиевский храм — бесстолпная одноапсидная церковь размерами 4 м*5 м. На южном фасаде располагались 4 узких окна, фасады были завершены крутыми (50 ) щипцами, образовавшими восьмискатное покрытие. Почти вся площадь щипцов была заполнена выложенным из кирпича орнаментом — чередующимися полосами бегунца, высокого поребрика и зубчиков (на западном фасаде зафиксированы 4 ряда — бегунец, высокий поребрик, зубчики, высокий поребрик). Внутреннее пространство перекрывалось подпружными арками, поддерживающими световую главу (сейчас храм перекрыт коробовым сводом).
В результате в период XII—XV вв. в новгородском детинце шесть проездных башен имели над-вратные храмы (Пречистенская — 1195 г., Федоров-
ская — 1233 г., Воскресенская — 1296 г., Спасская — 1297 г., Покровская — 1305 г., Владимирская — 1311 г.), а также на территории владычного двора существовали четыре надвратных храма (ц. Иоанна Златоуста, ц. Петра митрополита, ц. Сергия Радонежского, ц. Рождества Христова), а пятый был возведен позднее, после разбора одноименной ненадвратной церкви 1466 г. (ц. Богоявления — 1671 г.).
Кроме Детинца строительство надвратных храмов ведется и на территории новгородских монастырей. В большинстве случаев надвратный храм возводится после главного храма монастыря и несет на себе важную охранительную функцию. Типологически надвратные храмы бесстолпные, однокуполь-ные, небольшие. Размеры храма определяются шириной проезда и необходимыми опорами проездной арки и достигают 5—7 м или чуть более. Каменная церковь Преображения Господня на святых вратах Юрьевского монастыря построена в 1166 году. Это первый известный надвратный храм на Новгородской земле. Как сказано в Полном Собрании Русских летописей, изданному по высочайшему повелению Археологической комиссией, Т.3, Новгородские летописи (Новгородская первая летопись). С. 13.: «В лето 6674. ...том же лете заложена бысть церкы камяна святого Спаса, на воротех, в манастыри святого Георгия». Однако, как отмечает В.В.Улыбин [9, с. 17], по сообщению Новгородской третьей летописи того же издания это событие произошло годом ранее. Храм был освящен летом 1173 года архиепископом новгородским. Церковь подверглась перестройке в 1297 году [9, с. 22] и была разобрана в 1761 году.
Мячинский монастырь (в других источниках по названию главного храма Благовещенский Мячин-ский (на Мячине) монастырь) впервые упоминается в 1136 г. в связи с пожаром [3, с. 26]. Благовещенский мужской монастырь был основан архиепископом Илией (в схиме Иоанн) и его братом Гавриилом (в схиме Григорий). При основании обители был построен деревянный храм Благовещения. В 1179 г. владыка Илия с братом заложил одноименный каменный храм. В 1180—1182 г г. Илия с братом возвели второй каменный храм в честь Богоявления Господня, находившийся над святыми воротами. Как отмечает Л.А.Секретарь [3, с. 123], его строительство изображено в одной из миниатюр Лицевого летописного свода ХУ1в. Согласно И.В.Антипову [7], в 1447 г. в Благовещенском монастыре на оз. Мячино на месте храма 1180—1182 г г. возводится новая церковь Богоявления на воротах. П.А.Раппопорт отмечает [10, с. 140], что в середине XV в. в Новгороде новые церкви часто строились «реставрационным» методом, т.е. в формах более древнего памятника, что противоречило всем традициям древнерусского зодчества, но отвечало политической обстановке. Новгород, таким образом, доказывал значимость местных культурных традиций по отношению к московским новшествам. Церковь Богоявления располагалась на расстоянии 45 м к северо-западу от Благовещенской церкви. Остатки ворот, на которых располагался храм были исследованы в 2005—2006 гг. (под руководством Вл.В.Седова и Д.В.Пежемского). Обнаружены
оба пилона, их размеры 2,6 м*6,8 м, ширина проезда 3 м. В южной части западного пилона в нише зафиксирован проем шириной около 80 см, по предположению исследователей — вход на внутристенную лестницу XV в., которая вела наверх, к храму Богоявления. Постройка XV в. сложена из кирпичей формата 28—28,5 см* 14—14,5 см*5 см на бело-сером извест-ково-песчаном растворе, на поверхности кладки стены зафиксирована обмазка. К началу XVII в. монастырский комплекс включал два каменных храма: главный Благовещенский с пределом Федора Студийского на полатях и надвратный Богоявленский.
Успенский Аркажский монастырь располагался в южных окрестностях Софийской стороны Новгорода. Монастырь получил свое название от имени своего основателя игумена Аркадия, с которым связано строительство в 1153 г. первого деревянного храма Успения Богоматери. Летописные известия XIII—XV вв. свидетельствуют о тесной связи Успенского Аркажского монастыря с известной боярской семьей Михалковичей — представителей Прусской улицы и сторонников владимиро-суздальских князей. В эти годы обострилась борьба черниговских и вла-димиро-суздальских князей за новгородский стол. В год смерти посадника Михалки (в 1206 г.) его сын Твердислав выстроил в Аркажском монастыре каменный надвратный храм Симеона Столпника «иже на Дивной горе» [3, с. 569-570]. В период республики Успенский Аркажский монастырь, по мнению В.Л.Янина, занимал особое положение среди новгородских обителей: он был кончанским и находился под юрисдикцией Загородского конца.
Комплекс построек Рождества Богородицы Антониева монастыря находится на правом берегу Волхова к северу от вала Окольного города, т.е. за пределами древнего Новгорода. В Житии Антония Римлянина названа точная дата основания обители — 1106 г. Летописи по-разному датируют закладку собора Рождества Богородицы и окончание строительных работ: храм строился в 1117—1119 г г. (согласно Первой Новгородской летописи) или в 1116—1122 г г. (согласно Третьей Новгородской летописи). В 1365 г. владыка Алексий заложил в Антониевом монастыре каменную надвратную церковь Сретения. Этот храм запечатлен на иконах Антония Римлянина, на иконах, иллюстрирующих видение пономаря Тара-сия, а также на гравюре 1730-х гг. Сооружение неоднократно перестраивалось. После возведения в XVI в. церкви Сретения с трапезной палатой (1533—1537 гг.) надвратный храм перепосвятили в честь преподобного Иоанна Списателя Лествицы (Иоанна Лест-вичника). С таким посвящением он упоминается в Описях монастыря 1696 и 1730 гг. Л.А.Секретарь предполагает [3, с. 244], что первоначально церковь была небольшой кубической одноглавой постройкой с трехлопастным завершением фасадов, традиционным для новгородской архитектуры XIV в. В 1530-е гг. в Антониевом монастыре возводится аналогичный Спасо-Хутынскому монастырю столпный храм (1535 г. — дата строительства храма в Хутыни). Возможно, они были построены одной артелью мастеров. На графической реконструкции Л.Е.Красноречьева вид-
но характерное для того времени завершение, декорированное щипцами (палатками). В это время и Рождественский собор, и надвратная церковь получили аналогичное палаточное завершение, а Антониев монастырь приобрел ансамблевую завершенность и живописность силуэта. Согласно Описи 1617 г. в Анто-ниевом монастыре после шведской оккупации сохранились церкви Рождества Богородицы, Сретения с трапезной и надвратный храм, а также колокольня.
Спасо-Преображенский Хутынский монастырь основан в конце XII в. преподобным Варлаамом, в миру Алексой Михайловичем — представителем боярского рода, связанного с Неревским концом города. При Варлааме Хутынском в 1192 г. был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (впоследствии разобран). XV столетие отмечено созданием в Хутынском монастыре уникального архитектурного ансамбля. В 1417 г. здесь возводится каменная церковь Антония Великого, в 1418 г. — церковь Илии Пророка (обе надвратные), в 1445 г. — храм Варлаа-ма Хутынского с колокольней. О месте расположения надвратных храмов можно говорить только предположительно. На иконе «Видение пономаря Тарасия» конца XVI в. изображены оба надвратных храма: один в южной линии застройки, со стороны города, другой в западной, со стороны Волхова. В описи монастыря 1642 г. упоминается уже только одна над-вратная церковь Илии Пророка — со стороны Волхова. Этот факт дает возможность полагать, что храм Антония Великого располагался со стороны города и был к этому времени разобран [3, с. 358-359]. В 19811984 гг. был осуществлен комплекс архитектурно-археологических исследований под руководством Г.М.Штендера. В работах принимал участие отряд ЛГУ во главе с Вал.А.Булкиным. Авторы проектов реставрации Г.М.Штендер и Г.П.Никольская на развертке монастыря с западной стороны (со стороны Волхова) представили фасад церкви Илии Пророка. Сохранился также рисунок Л.Е.Красноречьева с изображением Хутынского монастыря XVI в., на котором представлен возможный образ церкви Антония Великого. Оба надвратных храма в представленных материалах имеют сходное завершение. Визуальное сходство храмов могло существовать, так как они были возведены в один короткий промежуток времени и входили в один архитектурный ансамбль. Храмы имели отличия, о которых можно строить предположения, но точных сведений мы не имеем.
Николаевский Вяжищский монастырь основан в начале XV в. при архиепископе Иоанне. Первое летописное упоминание о нем относится к 1411 г. При основании монастыря строится Никольская церковь. Каменный храм Николая Чудотворца, заложенный в 1436 г., через год рухнул. В 1438 г. «на старой основе» была сооружена новая церковь, расписанная в 1441 г. В 1419 г. в обители построен второй деревянный храм Антония Великого «на вратехъ». В 1464—1465 г г. строится каменная надвратная церковь Святого Антония Вяжищского монастыря. В 1466 г. одновременно с пределом Евфимия при церкви Николая Чудотворца украшен живописью храм Антония Великого над святыми воротами. При вла-
дыке Ионе завершилось формирование уникального архитектурного ансамбля, основное ядро которого сформировалось в эпоху Евфимия II. [7, с. 289]. Церковь св. Антония запечатлена на гравюре по рисунку 1615 г. голландского путешественника Ф.Хутеериса. Это двухэтажное сооружение располагалось к западу от Никольской церкви, в нижней его части находилась проезжая арка, а в верхней — два окна в полуциркульных нишах. С западной стороны к зданию примыкает широкая, очевидно, каменная лестница. По своей архитектуре церковь напоминает храм Сергия Радонежского в Детинце. Наружная лестница, возможно, существовала изначально. Кроме церкви св. Антония после 1698 г. над южными воротами в монастырь выстроили надвратную деревянную церковь. По описаниям Л.Е.Красноречьев выполнил графическую реконструкцию этой постройки, разобранной в 1760-е гг. Данная постройка упоминается в описях XVIII в., хотя так и не была освящена. Интересно, что деревянные надвратные храмы продолжают строиться и позднее. В 1693 г. митрополит Корни-лий благословил игумена Маркелла «с братию» на строительство в Воскресенском Деревяницком монастыре в Новгороде деревянной надвратной церкви в честь Богородицы Одигитрии Тихвинской. В 1764 г. строится новая деревянная церковь на месте сгоревшей [3, с. 152].
Таким образом, Детинец и основные значимые монастыри Новгорода имели надвратные храмы (Юрьев, Мячинский, Аркажский, Антониев, Хутын-ский, Вяжищский монастыри). Хутынский монастырь имел в своем ансамбле два надвратных храма. Сохраняя простую типологическую основу (бесстолпные, однокупольные), храмы могли изменять свое завершение и декоративную доработку согласно веяниям времени, требованиям стилистического единства ансамбля монастыря (церковь Иоанна Лествичника Ан-тониева монастыря). Надвратные храмы продолжали строиться и перестраиваться позднее рассматриваемого периода.
1. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. 642 с.
2. Выголов В.П. Надвратные храмы древней Руси (проблемы эволюции и происхождения) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: столица и провинция. М., 1994. С. 3-36.
3. Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. М.: Северный паломник, 2011. 656 с.
4. Каргер М.К. Новгород. 4-е изд., доп. Л.: Искусство, 1980, 246 с.
5. Власов А.С., Элькин Г.Н. Древнерусские крепости Северо-Запада. СПб: Паритет, 2007. 480 с.
6. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. 576 с.
7. Антипов И.В. Новгородская архитектура времени архиепископов Евфимия II и Ионы Отенского. М.: «Индрик», 2009. 368 с.
8. Тихомиров М.Н. Новгородский Хронограф XVII века // Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979. С. 316, 376.
9. Летопись новгородского Юрьева монастыря. СПб.: Але-тейя, 2008. 208 с.
10. Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб.:
Стройиздат. С.-Петербургское отделение. 1993. 288 с.
References
1. Novgorodskaia pervaia letopis' starshego i mladshego izvodov [Old and new versions of the Novgorod First Chronicle]. Moscow, Leningrad, 1950. 642 p.
2. Vygolov V.P. Nadvratnye hramy drevney Rusi (problemy evolyutsii i proishozhdeniya) [Gateway churches of anceint Russia (the problems of the evolution and the origin)]. In: Pamaytniki russkoj arhitektury i monumentalnogo iskusstva: stolitsa i provintsyia. Moscow, 1994, pp. 3-36.
3. Sekretar L.A. Monastyri Velikogo Novgoroda i okrestnostej [Monasteries of Velikiy Novgorod and its outskirts]. Moscow, Severnyy palomnik Publ., 2011. 656 p.
4. Karger M.K. Novgorod [Novgorod]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1980. 246 ]).
5. Vlasov S.A., Elkin G.N. Drevnerusskie kreposti Severo-Zapada [Old Russian fortresses of northwest region]. Saint
Petersburg, Paritet Publ., 2007. 480 p.
6. Smirnova E.S., Laurina V.K., Gordienko E.A., Zhivopis-Velikogo Novgoroda. XV vek [Painting of Velikiy Novgorod. The 15th century]. Moscow, 1982. 576 p.
7. Antipov I.V. Novgorodskaia arhitektura vremeni arhiepiskopa Evfimiya II i Iony Otenskogo [The architecture of Novgorod during the time of archbishop Evfimij II and Iona Otenskij] Moscow, Indrik Publ., 2009. 368 p.
8. Tihomirov M.N. Novgorodskij hronograf XVII veka [The chronicle of Novgorod in the 17th century]. In.: Tihomirov M.N. Russkoe letopisie [Russian chronicle]. Moscow, 1979, p. 316, 376.
9. Ulybin V.V., comp. Letopis- novgorodskogo Yureva monastyrya [The chronicle of Novgorod Yurev monastery]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2008. 208 p.
10. Rappoport P.A. Drevnerusskaya arhitektura [The architecture of anceint Russia]. Saint Petersburg, Stroyizdat: Saint Petersburg department, Publ., 1993. 288 p.