DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-14-23 УДК 72:745
Авдеев Александр Григорьевич
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
Университет Дмитрия Пожарского
НАДПИСЬ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РОСПИСИ БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА В КОСТРОМСКОМ БОГОЯВЛЕНСКОМ АНАСТАСИИНОМ МОНАСТЫРЕ (CIR4010)
Статья написана в рамках исследовательского проекта «Свод русских надписей / Corpus inscriptionum Rossicarum» при поддержке Университета Дмитрия Пожарского, Лаборатории RSSDA и ПСТГУ (URL: https://www.cir.rssda.su).
Научный руководитель проекта - А.Г. Авдеев, технический руководитель - Ю.М. Свойский).
Статья посвящена научной публикации и комментированию надписи о строительстве и росписи Богоявленского собора Костромского Анастасиина монастыря (CIR4010) в 1559-1562/63 годах. Храм строился по благословению св. митрополита Макария по инициативе и на средства игумена Исаии (Шапошникова) с братией, а также на вклады, сделанные князем Владимиром Старицким и другими лицами. В статье устанавливается, что собор был освящён архиепископом Ростовским Никандром 8 июня 1559 г., на день тезоименитства царевича Фёдора Ивановича, и церемония освящения носила церковно-государственный характер. В надписи содержатся уникальные сведения, не сохранившиеся в иных источниках, о вложении частиц мощей св. князя Федора Ярославского и его чад Давыда и Константина в антиминс освящаемого храма, а также о фресковой росписи собора, произведённой в 1562/61 г. Таким образом, публикуемая надпись является уникальным памятником мемориальной эпиграфики, сообщающим как сведения по архитектурной и художественной истории Костромы конца 50-х - начала 60-х гг. XVI в., так и содержащим важный материал о почитании св. князя Феодора Ярославского и его чад на Костромской земле.
Ключевые слова: старорусская эпиграфика, «Свод русских надписей», история Костромы в царствование Ивана IV Грозного, Костромской Богоявленский Анастасиин монастырь, св. митрополит Макарий, архиепископ Ростовский Никандр, св. князь Феодор Ярославский и его чада Давыд и Константин, фресковая роспись.
Информация об авторе: Авдеев Александр Григорьевич, OCRID https://orcid.org/0000-0001-7253-9126, доктор исторических наук, доцент, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет, Университет Дмитрия Пожарского, г. Москва, Россия.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 17.07.2020.
Для цитирования: Авдеев А.Г. Надпись о строительстве и росписи Богоявленского собора в Костромском Богоявленском Анастасиине монастыре (CIR4010) // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 3. С. 14-23. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-14-23.
Aleksandr G. Avdeyev
St'Tikhon's Orthodox University; Dmitry Pozharsky University, Moscow, Russia
INSCRIPTION ABOUT THE BUILDING AND PAINTING OF THE EPIPHANY CATHEDRAL IN KOSTROMA EPIPHANY CONVENT OF ANASTASIA (CIR4010)
The article was prepared as part of the research project"Corpus inscriptionum Rossicarum" with the support of Dmitry Pozharsky University, RSSDA Laboratory and St'Tikhon's Orthodox University (URL: https://www.cir.rssda.su).
Scientific project head - A.G. Avdeyev, technical head - Yu.M. Svoyskiy.
The paper is dedicated to the scientific publication and commentary on the construction and painting of the Epiphany Cathedral in Kostroma Epiphany Convent ofAnastasia (CIR4010) in 1559-1562/63. The Cathedral was built with the blessing of St. Macarius, Metropolitan of Moscow, on the initiative and at the expense of Hegumen Isaiya (worldly Shaposhnikov) and the monastic brothers, as well as on the donations made by Prince Vladimir of Staritsa and others. The paper states that the Cathedral was consecrated by Archbishop Nikandr of Rostov on June 8, 1559, on the day of the namesake of Feodor, son of Ivan the Terrible, and the consecration ceremony was of a Church-state character. The inscription contains unique information, which has not been preserved in other sources, about the attachment ofparticles of the relics of St. Theodore the Black, Prince of Yaroslavl and his offsprings David and Konstantin in the antimins of the consecrated Church, as well as the fresco painting of the Cathedral, produced in 1562/61. Thus, the published inscription is a unique monument of memorial epigraphy, reporting both information on the architectural and art history of Kostroma in the late 1550s to the early 1560s, and containing important material about reverence of St. Theodore, Prince of Yaroslavl, and his offsprings in Kostroma land.
Keywords: epigraphy of Moscow Russia, Corpus Inscriptionum Rossicarum, History of Kostroma in reign of Ivan Terrible, Kostroma Epiphany Convent ofAnastasia, St. Metropolitan Macarius, Archbishop Nikandr of Rostov, saints Yaroslavl Prince Theodore and his offsprings David and Konstantin, fresco painting.
Information about the author: Aleksandr G. Avdeyev, OCRID https://orcid.org/0000-0001-7253-9126, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, St'Tikhon's Orthodox University; Dmitry Pozharsky University, Moscow, Russia.
14
Вестник КГУ Ji № 3. 2020
© Авдеев А.Г., 2020
E-mail: [email protected] Article received: July 17, 2020.
For citation: Avdeyev A.G. Inscription about the building and painting of the Epiphany Cathedral in Kostroma Epiphany Convent of Anastasia (CIR4010). Vestnik of Kostroma State University, 2020, vol. 26, № 3, pp. 14-23 (In Russ.). DOI https:// doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-3-14-23.
Надпись о строительстве и росписи Богоявленского собора в Костромском Богоявленском монастыре в 15591562/63 гг. (рис. 1) известна достаточно давно. Впервые она была использована составителем монастырской летописи в XVIII в. [Летопись: 9], а в XIX - начале XXI в. неоднократно копировалась и издавалась гражданским шрифтом, но ни одна из публикаций не носила научного характера1. До наших дней она не дошла, но сохранилось её фото, опубликованное И. Баженовым в 1913 г. [Баженов 1913: 11]. Надпись издавалась исключительно как источник, сообщающий о времени строительства Богоявленского собора. Не проводилось его палеографического анализа, а трудночитаемые последние три строки ни в одной публикации не были прочитаны верно.
Надпись состоит из 10 строк. Она выполнялась тремя разными резчиками в разное время.
Основная, самая ранняя часть надписи (стк. 1-7), сделана вязью, близкой новгородской рукописной вязи середины XVI в. Второй резчик, вырезавший стк. 8-9, использовал эпиграфический полуустав с элементами вязи, третий (стк. 10) - эпиграфический полуустав низкого качества2. С левой стороны перед стк. 8-10 процарапаны стреловидные знаки, видимо, указывающие на то, что строки являются продолжением стк. 1-7. Почерк резчиков делит надпись на три разновременных информационных блока, выделяемых хронологически, палеографически и по содержанию. Блок 1 - стк. 1-7 - повествует о начале строительства храма и храмоздателях, на чьи средства он строился; блок 2 - окончание стк. 7 и стк. 8-9 - сообщает об освящении храма; блок 3 - о годе его росписи.
В эпоху Средневековья строительные надписи имели устойчивый формуляр и чётко организованную структуру, близкую структуре частноправово-
Рис. 1. СТЯ4010. Кострома. Богоявленский Анастасиин монастырь. Богоявленский собор. Надпись о строительстве и росписи Богоявленского собора. 1559-1562/63 г.
Таблица 1
Структура надписи о строительстве Богоявленского собора
Элементы формуляра Текст надписи
Блок 1
Datatio1 | въ дни елгочестива и его | вФнчанна цр, велика кн^А | ивана васиевича всеа рвии
Intitulatio |3 по |4 елвнш макар'м митрополита всеа рЙ'ж
Datatio2 |4 и во дни царевиче |5 ивана и ^.еюра • лТта • ^ • g : 3 го • мЦл апр"£л • кг • дпь •
Fundatio | ^аложена еъ! на црко ста егомвлел
Subscriptio |7 иг&ме |7 но1 иса^еи й w де 3 ердеи •
Datatio3 |7 тово* лТта •
Блок 2
Datatio | мцл иин, • въ • и днь •
Sacrificatio i8 * 1 - |9 - ^ * и | еы въ манастырт ардшш'ь ника | нръ ростоскы и влож мощ лрославиче
Fundatio | и совершена еы ста црквь
Блок 3
Datatio |10 лТтМ ^оа
Fundatio |10 пот [писана e.g. сия церковь]
Таблица 2
Формулы о росписи храма в храмовых летописях
Дата росписи Местонахождение храмовой летописи Формула
1378 г. Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ковалёве [Тарасова: 41]3 |' (крест) в лТт • ^а • w п <...> потьписан еы драмъ га гд спса нашего гса да
1503 г. Церковь Рождества Богородицы в Фера-понтовом монастыре [Вздорнов: 32-33]4 |' начата еы поп [писыватца си]и црквъ
1563-1564 г. Ярославль. Церковь Спаса Преображения в Спасо-Преображенском монастыре (С!Я0563) |3 а пош'сана прг ар^'м^др-Тт-Т |4 е'^рТме
го акта [Favreau: 165-190]. Для старорусских строительных надписей обычны следующие элементы формуляра:
- ^осаИо (богословие) - обращение к Богу;
- паггайо (изложение обстоятельств дела) - изложение причин строительства;
- datatio (датировка) - сообщение о месте и дате строительства;
- шШиЫю (обозначение лица, от которого исходит документ) - характеристика лица/лиц, выступивших инициаторами строительства;
- dispositio (распоряжение по существу дела) -объявление о цели постройки;
- sacгificatio - информация об освящении храма;
- sanctio (запрещение нарушения документа) -проклятия тем, кто разрушит построенное;
- subscгiptio (удостоверение) - объявление о лицах, непосредственно осуществлявших строительство;
- ШМайо - сообщение о начале и/или завершении постройки.
Надпись о строительстве Богоявленского собора делится на три информационных блока, созданных разными резчиками и выделяемых хронологически, палеографически и по содержанию. Её структура выглядит следующим образом (см. табл. 1).
Из надписи мы узнаём, что Богоявленский собор был заложен по благословению св. митрополита Макария 23 апреля 1559 г. и что храмоздателями были игумен Исаия (Шапошников) с братией. Среди прочих вкладчиков, жертвовавших средства на строительство храма и литьё колоколов, известны князь В.А. Старицкий (50 руб.), инок Герман Жердин (50 руб.) и Лаврентий Пчелка (80 руб.) [Баженов 1895: 30]. Мнение В.Г. Брюсовой, будто Богоявленский собор строился «на пожертвования Ивана Грозного ("милостыню по жертвам гнева своего") на средства постриженника В.А. Старицкого (sic!)» [Брюсова: 73-74] опровергается самой надписью.
Обратимся к стк. 8-10, где содержится наиболее важная информация. Три начальные буквы слова, следующие за датой в стк. 10, - «пот» - позволяют уверенно восстановить глагол «потписа-на» и связать всю строку с сообщением о росписи Богоявленского собора, что в иных источниках отсутствует: традиционно считается, что он впервые был расписан более чем сто лет спустя после строительства артелью Гурия Никитина.
Сравним аналогичные формулы в храмовых летописях (см. табл. 2).
Из таблицы 2 видно, что глагол «подписати» встречался в надписях как в «нормативном» на-
16
Вестник КГУ ^ № 3. 2020
Рис. 2. СШ.0563. Ярославль. Спасо-Преображенский монастырь. Спасо-Преображенский собор. Надпись с именами мастеров, расписывавших храм. Между 24 февраля и 31 августа 1564 г.
писании, так и в «фонетическом», при оглушении звонкого шумного «д» перед глухим согласным «т».
Имён мастеров, создававших фрески, в надписи нет, но это сообщение по хронологии лежит между надписями о росписи Успенского собора Свияж-ского Богородичного (1561) [Айналов: 3-4] и Спа-со-Преображенского собора Спасо-Ярославско-го монастырей (1563-1564) (СЖ0563, СЖ0564), что с известной долей осторожности позволяет высказать предположение о принадлежности росписей в трёх храмах одной артели иконописцев, чьи имена, вероятно, читаются в надписи в Спа-со-Преображенском соборе Спасо-Ярославского монастыря (СШ.0563) (рис. 2). Во всяком случае, Богоявленский собор стал первым монастырским храмом Костромы, построенным в камне и - единственным - расписанным фресками в правление Ивана Грозного.
Стк. 8 и 9 сообщают: «|8 мцл ннпл • въ • и дпь •
л ,»..«> 19 а. а «/ и
бы въ млплстыре лрд-|е11пъ пикл \ нръ ростоскы и влож мощ Аросллвнче». Из них ясно, что чин освящения проводил архиепископ Ростовский Никандр5. Здесь уникально сообщение о мощах «Аросллвнче», скорее всего, свв. благоверного князя Феодора Ро-стиславича Смоленского и Ярославского и чад его Давыда и Константина (память 19 сентября), которые архиепископ Никандр вложил в антиминс.
История Жития князя Феодора Ярославского и его почитания подробно освещены в отечественной и зарубежной историографии [Ключевский: 171-175; Васильев: 95-97; Голубинский: 77; Lenhoff ; Клосс: 247-330; Мельник: 118-123]. Ярославские чудотворцы почитались сразу после
открытия их мощей в 1463 г. [Васильев: 95], но государственная институционализация их культа сложилась в конце 40-х - начале 60-х гг. XVI в. Г. Лен-хофф подчёркивает, что «Житие князя Феодора» вошло в «Великие Миней Четьи» [Великие Минеи Четьи: 1261-1282] и «Степенная книга царского родословия» [Степенная книга: 550-559], ставшие символами духовного единства Московской Руси и исторической преемственности правящей династии [Lenhoff: 148, 157]6. К 1560 г. ярославские чудотворцы почитались как святые покровители Ярославля [ЬепЬо:1Т: 168], а в первом послании князю Андрею Курбскому, написанном в 1564 г., Иван Грозный уже называл св. князя Феодора, своего «сродника» (как и царь, прямого потомка Владимира Святого), одним из небесных хранителей его семьи. Иван Грозный писал о спасении подвижником «от врат смертных воздвиг» царицы Анастасии [Переписка Ивана Грозного: 45], что могло произойти во время паломничества царской семьи к мощам чудотворцев в мае 1553 г. [Никоновская летопись: 231-232]. В данном контексте и следует рассматривать сообщение исследуемой надписи
"о*"
о вложении мощей «Арославнче» в (антиминс?) в но-вопостроенной церкви Богоявленского Анастасии-на монастыря в Костроме. При этом его освящение проводилось 8 июня, на день перенесения мощей вмч. Феодора Стратилата, совпадающий с днём тезоименитства царевича Фёдора Ивановича, что возводило это событие в ранг церковно-государ-ственного мероприятия.
Таким образом, публикуемая надпись является уникальным памятником мемориальной эпигра-
фики, сохранившим сведения по архитектурной и художественной истории Костромы конца 50-х -начала 60-х гг. XVI в. и важный материал о почитании ярославских угодников на Костромской земле.
Приложение 1 Описание надписи из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря
(Кострома)1 CIR-код. CIR4010 (рис. 1). Описание надписи. Надпись в 10 строк, выполненная по графье в технике прямой резьбы. Эпиграфическое поле расположено по центру плиты. С левой стороны перед стк. 8-10 процарапаны стреловидные знаки, видимо, указывающие на то, что строки являются продолжением стк. 1-1. Окончание стк. 10 стёрто. Транскрипция: въ дни елгочестива и его вФнчанна црА велика кн^л Ивана васиевича всеа р^сги по
елвшн макарТа митрополита всеа рЙТи и во дни царевиче
ивана и ^.ешра • л-£та • • g : 3 го • мца апр"£л •
. ■
кг • днь •
о- .. „ .
^аложена еъ! «а црко ста его мвлел игаме
но1 таки й w Хе 3 ераею • тово л-£та •
мца инна • въ • и • днь • еы въ манастырт ардшн 1ъ
ника
нръ ростоскы и вложи мощ Арославиче : и совершена еы ста црквь
л^тМ ^зоа пот[писана e.g. сия церковь] (vacat) Практическая транскрипция: Во дни бл(а) гочестиваг(о) и Б(о)гом венчаннаг(о) ц(а)ря великаг(о) кн(я)зя Ивана Васил(ь)евича всеа Ру-сии по бл(а)г(о)сл(о)вению Макариа митрополита всеа Русии и во дни царевичев Ивана и Феодо-ра лета 1061 [1559] го м(е)с(я)ца апрел(я) 23 д(е) нь заложена быс(ть) сиа ц(е)рков(ь) св(я)таг(о) Б(о)го явлен(ь)я игуменом Исаиею иж(е) о Х(рист) е з брат(ь)ею. Того ж(е) лета. М(е)с(я)ца июня в 8 д(е)нь был в манастыре архиеп(и)с(ко)п Никандр Ростовскый и вложи мощи ярославичев, и совершена быст(ь) сия ц(е)рк(о)вь. Лет{т}(а) 1011 [1562/63] пот[писана e.g. сия церковь].
Датировка. Стк. 1-9 - 1559 г., стк. 10 - 1562/63 г. Публикации:
Рук.: [Диев, прот.: л. 193, по собственной копии, гражданским шрифтом, с сохранением буквенной цифири] (список первой трети XIX в.).
Изд.: [Летописец: 9, по списку XVIII в.]; [Афанасий (Дроздов), архим.: 6-1, по собственной копии, гражданским шрифтом]; [Баженов 1895: 6, по собственной копии, гражданским шрифтом (а)]; [А. С[пицын]: 90, по собственной копии, гражданским шрифтом (а)]; [А. С[пицын]: 26, по собственной копии, гражданским шрифтом) (б)]; [Дунаев: 42-43, по собственной копии, гражданским шриф-
том]; [Баженов 1895: 11, фото и текст надписи гражданским шрифтом, по чтению А.А. Спицы-на (б)]; [Иванов: 20, гражданским шрифтом, в современной орфографии]; [Разумовская: 20, гражданским шрифтом, в современной орфографии, по публикации В.Н. Иванова]; [Бочков: 127, гражданским шрифтом, в современной орфографии, по публикации И.М. Разумовской]; [Зонтиков: 12, фото и текст гражданским шрифтом в современной орфографии)8]; [Авдеев 2002: 159-160. № 1, гражданским шрифтом, в современной орфографии]; [Авдеев 2020: 546, ил. 6, фото].
В соответствии с камнем публикуется впервые.
Палеографический комментарий.
Блок 1 (стк. 1-7) повествует о начале строительства храма и храмоздателях, на чьи средства он строился. Первый почерк. Вязь, близкая новгородской рукописной вязи середины XVI в. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная. Датирующие элементы и смысловые блоки разделены интерпунктационными знаками в виде точек. Титла прямые. Буква А имеет три типа начертания, которые чередуются в следующей последовательности во всех строках надписи: в виде вертикальной мачты с присоединённым к ней углом квадратом -в виде вертикальной мачты справа и перетянутой посередине дуги слева - в скорописной форме (стк. 3). Вертикальная мачта буквы Г (стк. 1), правая вертикальная мачта буквы И (стк. 2) имеют шарообразные утолщения в центре. Архаичное написание буквы Ы в слове «е-ы» (стк. 6) в виде сочетания ера с и-десятичным. «Вензельные» написания букв: в слове «макарй» (стк. 4) буква А вписана между вертикальными мачтами буквы М. Буква ^ в обозначении тысячи (стк. 5) напоминает цифру 3 и составлена из двух не соединяющихся дуг. Верхняя дуга имеет горизонтальное покрытие с изломом, расширяющимся книзу. Нижняя дуга изогнута. Вертикальный знак тысячи короткий, подходит к окончанию верхней дуги, но не соединяется с ней. Насечки горизонтальные и параллельны друг другу. Блок 2 (стк. 8-9). Второй почерк, близкий, но не идентичный первому. Высота строк меньше, чем в блоке 1. Эпиграфический полуустав с элементами вязи. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная. Датирующие элементы разделены интерпунктационными знаками в виде точек. Буква А оформлена только в виде правой вертикальной мачты с горизонтальным покрытием и перетянутой посередине дуги слева. «Вензель-ные» написания букв: в слове «мапастырЬ» (стк. 8) буква А вписана между вертикальными мачтами буквы М; в слове «совершена» (стк. 9) буква 6 вписана между мачтами буквы Ш. В словосочетании «вложи мощ» (стк. 2) буква И под титлом вписана между вертикальными мачтами лигатуры ЖМ. Титла лунарные. Блок 3 (стк. 10). Третий почерк, отличный от двух предыдущих. Эпиграфический
полуустав низкого качества. Высота строк меньше, чем в блоке 2. Слово «пот [писана]» (стк. 10) отделено от даты пробелом. Титло в дате лунарное. Буква З в обозначении тысячи (стк. 10) напоминает цифру 3 и составлена из двух округлых соединяющихся дуг. Верхняя дуга короткая, нижняя дуга крупная со слабым изгибом. Знак тысячи является продолжением верхней дуги, наклонён. Насечки правонаклонные, параллельны друг другу.
Лигатуры: А) Блок 1: стк. 1 - дн в слове «дни»;
/ *
стк. 2 - нн в слове «в^нчанна»; стк. 4 - ми и лит в слове «митрополита», дн в слове «дни», ар в слове «царевиче»; стк. 5 - л-£т в слове «л-£та», мц в слове «мц», апр в слове «апр"£л», дн в слове «днь»; стк. 6 - ал в слове «^аложена», цк в слове «црко», иг в слове «иг&ме(ном)»; стк. 7 - л^т в слове «л-£та»; Б) Блок 2: стк. 8 - ма и на в слове «манастыр"£»; стк. 9 - жм в словосочетании «вложи мощ», лр и ви в слове «лрославиче», еы в слове «еы», |'а в слове «на», цр в слове «црквь»; В) Блок 3: стк. 10 - л^т в слове «л^тМ». Суспенсия: А) Блок 1: елгочества (стк. 1), в^нчанна (стк. 2), велика (стк. 2), апр^л (стк. 5), еъ (стк. 6), ста (стк. 6), ш (стк. 7); Б) Блок 2: еЫ (стк. 9). В) Блок 3: «л^тМ» (стк. 10). Контрактуры: А) Блок 1: елгочестивап (стк. 1), его1 (стк. 1), црл (стк. 2), кнзл (стк. 2), слвнш (стк. 4), мц (стк. 5), днь (стк. 5), црко ста егомвлел (стк. 6), Хе (стк. 7); Б) Блок 2: мц (стк. 8), днь (стк. 8), арХ'еппч (стк. 8), црквь (стк. 9).
Оформление окончаний слов с помощью выносных букв и буквенных титл: А) Блок 1: црко (стк. 6), (игуме)но1 (стк. 7); Б) Блок 2: того (стк. 7), еы (стк. 8),
*П -г- л О*
ростоскы (стк. 9), вложи мощ лрославиче (стк. 9). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв и буквенных титл: А) Блок 1: его1 (стк. 1), царевиче (стк. 4).
Ошибки резчиков. Блок 1. Титло в слове «дни» (стк. 1, 4) не функционально. Блок 3. В слове «л-£тМ» (стк. 10) при лигатуре «л-£т» вырезана лишняя выносная буква Т.
Текстологический комментарий. 1. въ] во - Летопись, прот. М.Я. Диев, Б. Дунаев, В.Н. Иванов, И.М. Разумовская, В.Н. Бочков. елгочестива] благо-честиваго - Летопись, архим. Афанасий (Дроздов), прот. М.Я. Диев, И. Баженов (а и б), А.А. Спицын (а и б), Дунаев, Н.А. Зонтиков, А.Г. Авдеев. благочестивого - Иванов, Разумовская, Бочков. 1-2. его1 в&нчанна] богов'Ьнчаннаго - Диев, архим. Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев. бо-говенчанного - Иванов, Разумовская. Благовенчен-ного - Бочков. боговенчаннаго - Зонтиков, Авдеев.
2. велика] великаго - Летопись. и великаго - архим. Афанасий, Диев, Баженов (а), Спицын (а и б), Дунаев, Зонтиков, Авдеев. и Вел. - Баженов (б). и великого - Иванов, Бочков. великого - Разумовская.
3. ивана] !оанна - Летопись. васиевича] Васильевича -Летопись, архим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев, Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. всеа] всея - Летопись, архим.
Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев, Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. рй'и] Россш - Летопись. Росш - Диев. Руси - ар-хим. Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. У Бочкова после этого слова поставлена фраза «и во дни царевичей Ивана и Федора». 4. макар'а] Макарiя - Летопись, архим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев. Макария -Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. всеа] всея - архим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев, Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. рйт] Россш - Летопись. Руси - архим. Афанасий, Баженов (а и б), Дунаев, Разумовская, Бочков, Авдеев. Руси и - Дунаев, Иванов, Зонтиков. 4-5. и во дни царевиче ивана и ^е5>р°а] у Разумовской нет. царевиче] царевичей - ар-хим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев, Иванов, Зонтиков, Авдеев. 5. ивана] !оанна - Летопись. !вана - Баженов (б). ^ешра] Федора - Иванов. Феодора - Зонтиков, Авдеев. • л^та
• ^ • § : 3 го • мц апр"£л • кг • днь •] в Летописи нет. • ^ • § : 3 го •] 7067 - архим. Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Авдеев. -Диев. 7067-го - Дунаев. 7067 (1559) - Иванов, Бочков. 7067 [1659] - Разумовская. 7067 [1559 -Ред.] - Зонтиков. апр-£л] апрiлiя - архим. Афанасий, Баженов (а и б), Дунаев. апрЪла - Диев. апреля -Спицын (а и б). апреля - Иванов, Разумовская, Бочков. апрелия - Зонтиков. априлия - Авдеев.
• кг •] въ 23 - архим. Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б). в 23 - Авдеев. • кг • днь •] у Диева нет. въ 23-день - Дунаев. 23 в день - Иванов, Разумовская, Бочков. 6. уложена еъ5] зачата - Летопись. еъ?| бысть - архим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев, Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. на] с1я - Летопись, ар-хим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев. сия - Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. црко ] церковь - Летопись, архим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев, Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. ста] у Диева нет. святаго - Летопись, ар-хим. Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б),
Дунаев, Зонтиков, Авдеев. святого - Иванов, РазГ» „
умовская, Бочков. его мвлел ] Богоявленш - Летопись, архим. Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев. Богоявлешя Господна - Диев. Богоявления - Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. 6-7. иг&мено1 исаки Ш Хе 3 ер^ю] и освящена - Диев. 7. так«] Исайей - Иванов, Разумовская, Бочков. Ш] еже - Летопись, Спицын (а и б). иже - Иванов, Разумовская, Бочков. яже - архим. Афанасий, Баженов (а и б), Дунаев, Зонтиков, Авдеев. ] во - Иванов, Разумовская, Бочков. 3] съ -Летопись, архим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Б. Дунаев. с - Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. ераеи] братьею - Лето-
пись, архим. Афанасий, Диев, Баженов (а), Авдеев. бралею - Баженов (б), Спицын (а и б), Дунаев. братией - Иванов, Разумовская, Бочков. 7. тово] того жь - архим. Афанасий, Баженов (а и б). того жъ -Спицын (а и б). тогоже - Диев. того же - Разумовская, Бочков. того ж - Зонтиков. тогож - Авдеев. • тово л^та •] въ лЬто 1061-мъ (1559) году - Летопись. 7—9. • тово л-£та • ~ Арославиче : и] у Иванова нет. • тово л^та • ~ Арославиче :] у Дунаева нет. 8-9. мцд нюнл. ~ лрославиче' : и] у Баженова (а) нет. 8. мцд ] м-ца - Баженов (б). а месяца - Спицын (а и б). а месяца - Авдеев. иНна] шля - Диев. 1юня -Спицын (а и б). июля - Бочков. и] 8 - Летопись, архим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. 8-10. еы въ манастыр-f ~ пот[писана e.g. сия церковь]] в Летописи нет. 8. еы] бысть - Диев. манастыр-f] монастыре - Диев, архим. Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б). монастыре - Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. 9. ростоскь?] Ростовскш - ар-хим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б). Ростовский - Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. и вложи мощ] у Диева, Баженова (а и б), Спицына, Зонтикова и Авдеева нет. Арославиче : ] и Ярославск1й - Баженов (б), Спицын (а и б). и Ярославский - Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев.
л л-
Арославиче'] у Диева и Баженова (а) нет. и] у архим. Афанасия, Баженова (а и б), Дунаева, Разумовской, Бочкова и Авдеева нет. совершена] освещена - Бочков. еы] бысть - архим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. быть - Иванов. сТа] ая - ар-хим. Афанасий, Диев, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев. сия - Иванов, Разумовская, Бочков, Зонтиков, Авдеев. 10. л^тМ] - надпись. лЬта -архим. Афанасий, Баженов (а и б), Спицын (а и б), Дунаев. лета - Иванов, Разумовская, Зонтиков, Авдеев. ^зоа] ^зоа лЬта - Диев. 1013 - архим. Афанасий, Баженов (а и б). 1013-го - Дунаев, Авдеев. 1013 года - Спицын (а и б). 1013 (1565) - Иванов, Бочков. 1013 [1565] - Разумовская. 1013 [1565 -Ред.] - Зонтиков. пот[писана e.g. сия церковь]] при игуменЬ Исаш - архим. Афанасий, Баженов ) а и б), Спицын (а и б). въ мЬсяцЬ июнЬ - Диев. при игуменЬ каш - Дунаев. при игумене Иоанне -Иванов, Разумовская, Бочков. при игумене Исаие -Зонтиков, Авдеев.
Полевое документирование. Не проводилось ввиду утраты памятника.
Авторы описания. Александр Авдеев, Ольга Радеева, Глеб Донской при участии Дмитрия Крас-нобаева.
Примечания
1 См. Приложение 1. Раздел «Публикации».
2 Подробнее об особенностях почерков резчиков см. палеографический комментарий к надписи в приложении 1.
3 Транскрипция по фото моя. - А. А.
4 Транскрипция по фото моя. - А. А.
5 Архим. Макарий Веретенников отметил, что в грамотах и актовых материалах титул архиепископа Никандра не был постоянным и менялся в зависимости от региона, куда были направлены документы, - архиепископ Ростовский и Ярославский, архиепископ Ростовский, Ярославский и Устюжский, архиепископ Ростовский и Ярославский и Белозерский (Макарий (Веретенников), архим.: 360). В надписи владыка поименован архиепископом Ростовским.
6 Ср.: [Мельник: 118-123]. К сожалению, в данную статью включены только «материальные» свидетельства почитания ярославских чудотворцев -храмы и иконы, существовавшие в XVI в. Не менее важные свидетельства, сохранившиеся в рукописях того времени, - различные редакции житий, службы, тропари - автором учтены не были, что существенно обедняет проведённое исследование
7 Надпись публикуется в соответствии с принципами издания старорусских эпиграфических памятников, принятыми в CIR.
8 Повторная публикация: [Костромской: 12].
Список сокращений
CIR - Свод русских надписей / Corpus inscrip-tionum Rossicarum. URL: https://www.cir.rssda.su
Список литературы
А. С[пицын]. Из архива Императорской Археологической Комиссии. III. Костромская губерния // Известия Императорской Археологической комиссии. 1909. Вып. 31: Вопросы реставрации. Вып. 3. С. 67-296.
А. С[пицын]. Церкви Костромской епархии по данным архива Императорской Археологической комиссии. СПб., Изд. Императорской Археологической комиссии, 1909. 242 с., ил.
Авдеев А.Г. Храмозданные надписи XVI-XVII вв. Костромы и края // Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского общественного фонда культуры. Вып. 5. Кострома, 2002. С. 158-165.
Авдеев А.Г. Крест преподобного Савватия Соловецкого: Ответ оппонентам // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Вып. 9. Архангельск; М.: Товарищество Северного Мореходства, 2010. С. 51-60.
Айналов Д.В. Фресковая роспись храма Успения Богородицы в Свияжском мужском Богородицком монастыре // Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. Т. XXI. Вып. 1 / под ред. В.К. Трутовского. М.: Тип. Общества распространения полезных книг, 1906. С. 1-38.
[Афанасий (Дроздов), архим] Исторические известия о Костромском второклассном Богоявлен-
ском монастыре с XV по XIX в. СПб.: Тип. Ивер-сена, 1837. 55 с.
Баженов И. Костромской Богоявленско-Анаста-сиинский монастырь. Исторический очерк. Кострома: В Губернской тип., 1895. 167, XXII с., ил.
Баженов И. Костромской Богоявленско-Ана-стасиин женский монастырь. М.: Изд. Богоявленского Анастасиина монастыря, 1913. 72 с., ил. (Репр.: Кострома, 2006).
Бочков В.Н. Старая Кострома. Кострома, 1997. 234 с., ил.
Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М.: Изобразительное искусство, 1982. 272 с., ил.
Васильев В. История канонизации русских святых. М.: Университетская тип., 1893. 254 с.
Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь. Вып. 2. Дни 14-24 / Изд. Археографической комиссии. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1889. IV с., стб. 673-1392.
Вздорнов Г.И. О летописи в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре // Дионисий «живописец пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Выставка произведений древнерусского искусства XV-XVI веков из собраний музеев и библиотек России. М.: Северный паломник, 2002. С. 31-35.
Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., Университетская тип., 1903. 597 с. (Репр.: М., 1998).
Диев М.Я., прот. Костромская вивлиофика // Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь». Костромская объединённая коллекция № 24738.
Дунаев Б. Кострома в ея прошлом и настоящем по памятникам искусства. Опыт археолого-стати-стической переписи. М.: Печ. А.И. Снегирёвой, 1913. 60 с., ил.
[Зонтиков Н.А.]. Костромской Анастасиино-Богоявленский монастырь // Костромской Бого-явленско-Анастасиин монастырь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001. 63 с.
Иванов В.Н. Кострома. М.: Искусство, 1970. 279 с.
Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. М., Языки русской культуры, 2001. 488 с.
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Тип. Грачёва и К°, 1871. 465, IV, III с. (Репр.: М., 1988).
Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома, 2004. 63 с.
Летопись Костромского Богоявленского монастыря, написанная после разгрому 7117 году маия 7 числа. По рукописи 18 века / предисл. А. Титова. М.: Печ. А.И. Снегирёвой, 1909. VIII, 55 с., ил.
Макарий (Веретенников), архим. Из истории русской иерархии XVI в. М.: Изд-во Московского подворья Троице-Сергиевой лавры, 2006. 317 с.
Мельник А.Г. Почитание ярославских святых Феодора, Давида и Константина за пределами Ярославля в XVI в. // Макариевские чтения. Материалы Российской научной конференции, посвящённой памяти Святителя Макария. Вып. ХХ: Священные войны России. Можайск, 2013. С. 118-123.
Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. XIII. М.: Языки русской культуры, 2000. 544 с. разд. паг.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / изд. подг. Я.С. Лурье и Ю.Д. Рыков. Л.: Наука, 1979. 429 с.
Разумовская И.М. Кострома. Л.: Художник РСФСР, 1989. 208 с., ил.
Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Тексты и комментарий: в 3 т. / отв. ред. Н.Н. Покровский, Г.Д. Ленхофф. Т. I: Житие св. княгини Ольги. Степени I-X. М.: Языки славянских культур, 2007. 598 с., ил.
Тарасова Е.Н. Богословский и исторический аспект росписи церкви Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде // Светильник. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. 2003. № 1 (2). С. 37-58.
Favreau R. Épigraphie médiévale. Turnhout, Brepols, 1997, 360 p., ill.
Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Fedor the Black. Wiesbaden, Harrasovitz Veri., 1997, 496 p.
References
A. S[picyn]. Iz arkhiva Imperatorskoj Arheologicheskoj Komissii. III. Kostromskaja gubernija [From the archive of the Imperial Archaeological Commission. III. Kostroma province]. Izvestija Imperatorskoj Arkheologicheskoj Komissii [Revue of the Imperial Archaeological сommission], 1909, vol. 31: Voprosy restavracii [Questions of the Restoration], iss. 3, pр. 67-296. (In Russ.).
A. S[picyn]. Cerkvi Kostromskoj eparkhii po dannym arhiva Imperatorskoj Apheologicheskoj komissii [Churches of the Kostroma diocese according to the archive of the Imperial Archaeological Commission]. Saint Petersburg, Imperial Archaeological Commission ed., 1909, 242 p., il. (In Russ.).
[Afanasij (Drozdov), arhim.] Istoricheskie izvestija o Kostromskom vtoroklassnom Bogojavlenskom monastyre s XVpo XIX v. [Historical news about the Kostroma second-class Epiphany Monastery from the 15th to the 19th cent.]. Saint Petersburg, ed. Iversen, 1837, 55 p(In Russ.).
Ajnalov D.V Freskovaja rospis' hrama Uspenija Bogorodicy v Svijazhskom muzhskom Bogorodickom monastyre [Fresco painting of the Church of the
Assumption of the Theotokos in the Sviyazhsky male Theotokos Monastery]. Drevnosti. Trudy Imperatorskogo Moskovskogo arheologi-cheskogo obshhestva [Antiquities. Works of the Imperial Moscow Archaeological Society], vol. XXI, № 1, ed. V.K. Trutovskij. Moscow, Publ. of Useful Book Distribution Society, 1906, pp. 1-38. (In Russ.).
Avdeev A.G. Hramozdannye nadpisi XVI—XVII vv. Kostromy i kraja [Inscriptions on the Temples building of the 16th - 17th centuries of Kostroma and the region]. Kostromskaja zemlja. Kraevedcheskij al'manah Kostromskogo obshhestvennogo fonda kul'tury [Kostroma land. Local History Almanac of the Kostroma Public Culture Fund]. Kostroma, 2002, iss. 5, pp. 158-165. (In Russ.).
Avdeev A.G. Krest prepodobnogo Savvatija Soloveckogo: Otvet opponentam [Cross of St. Savvatius Solovetsky: Answer to opponents]. Soloveckoe more. Istoriko-literaturnyj al'manah [Solovetsky Sea. Historical and literary almanac]. Arhangel'sk; Moscow, ed. Partnership of Northern Navigation, 2010, iss. 9, pp. 51-60. (In Russ.).
Bazhenov I. Kostromskoj Bogojavlensko-Anastasiinskij monastyr'. Istoricheskij ocherk [Kostroma Epiphany-Anastasiinsky Monastery. Historical essay]. Kostroma, Provincial printing house, 1895, 167, XXII p., ill. (In Russ.).
Bazhenov I. Kostromskoj Bogojavlensko-Anastasiin zhenskij monastyr' [Kostroma Epiphany-Anastasiinsky Convent]. Moscow, ed. Epiphany-Anastasiinsky Monastery, 1913, 72 p., ill. (Repr.: Kostroma, 2006). (In Russ.).
Bochkov V.N. Staraja Kostroma [Old Kostroma]. Kostroma, 1997, 234 p., il. (In Russ.).
Bijusova V.G. Gurij Nikitin. Moscow, Fain Arts ed., 1982, 272 p., ill. (In Russ.).
Diev M.I, prot. Kostromskaja vivliofika [Kostroma vivliophika]. Gosudarstvennyj istoriko-arhitekturnyj muzej-zapovednik «Ipat'evskij monastyr'» [State Historical and Architectural Museum-Reserve "Ipatievsky Monastery"]. Kostomskaja ob'edinennaja kollekcija [Kostroma combined collection]. № 24738. (In Russ.).
Dunaev B. Kostroma v eja proshlom i nastojashhem po pamjatnikam iskusstva. Opyt ar-heologo-statisticheskoj perepisi [Kostroma in its past and present on monuments of art. Experience of the archaeological and statistical census]. Moscow, ed. A.I. Snegnjova, 1913, 60 p., ill. (In Russ.).
Favreau R. Épigraphie médiévale. Turnhout, Brepols, 1997. 360 p., ill. (In Russ.).
Golubinskij E.E. Istorija kanonizacii svjatyh v Russkoj Cerkvi [History of the canonization of saints in the Russian Church]. Moscow, University printing house, 1903, 597 p. (Repr.: Moscow, 1998). (In Russ.).
Ivanov V.N. Kostroma. Moscow, Arts Publ., 1970, 279 p. (In Russ.).
Kljuchevskij V.O. Drevnerusskie zhitija svjatyh kak istoricheskij istochnik [Old Russian lives of saints
as a historical source]. Moscow, ed. Grachjova and K°, 1871, 465, IV, III p. (Repr.: Moscow, 1988). (In Russ.).
Kloss B.M. Izbrannye trudy. T. II: Ocherkipo istorii russkoj agiografii XIV-XVI vekov [Selected works. T. II: Essays on the history of Russian hagiography of the 14th - 16th centuries]. Moscow, Languages of Russian culture Publ., 2001, 488 p. (In Russ.).
Kostromskoj Bogojavlensko-Anastasiin monastyr' [Kostroma Epiphany-Anastasiin Monastery]. Kostroma, 2004, 63 p. (In Russ.).
Lenhoff G. Early Russian Hagiography: The Lives of Prince Fedor the Black. Wiesbaden, Harrasovitz Veri., 1997, 496 p. (In Russ.).
Letopis' Kostromskogo Bogojavlenskogo monastyrja, napisannaja posle razgromu 7117 godu maija 7 chisla. Po rukopisi 18 veka [The chronicle of the Kostroma Epiphany Monastery, written after the defeat of May 7117 on the 7th. According to the manuscript of the 18th century]: predisl. A. Titova [preface by A. Titov]. Moscow, ed. A.I. Snegirjova, 1909, VIII, 55 p., ill. (In Russ.).
Makarij (Veretennikov), arhim. Iz istorii russkoj ierarhii XVI v. [From the history of the Russian hierarchy of the 16th century]. Moscow, Moscow Compound Trinity-Sergius Lavra Publ., 2006, 317 p. (In Russ.).
Mel'nik A.G. Pochitanie jaroslavskih svjatyh Feodora, Davida i Konstantina za predelami Jaroslavlja v XVI v. [Veneration of Yaroslavl saints Feodor, David and Constantine outside Yaroslavl in the 16th century]. Makarievskie chtenija: Materialy Rossijskoj nauchnoj konferencii, posvjashhjonnoj pamjati Svjatitelja Makarija [Makariev readings. Materials of the Russian Scientific Conference dedicated to the memory of St. Macarius]. Vyp. 20: Svjashhennye vojny Rossii [Iss. 20: Holy Wars of Russia]. Mozhajsk, 2013, pp. 118-123. (In Russ.).
Nikonovskaja letopis' [Nikon Chronicle]. Polnoe sobranie russkih letopisej [Complete collection of Russian chronicles]. Moscow, Languages of Russian culture publ., 2000, vol. XIII, 544 p. sep. pag. (In Russ.).
Perepiska Ivana Groznogo s Andreem Kurbskim [Correspondence of Ivan the Terrible with Andrei Kurbsky], eds. Ja.S. Lur'e i Ju.D. Rykov. Leningrad, Nauka Publ., 1979, 429 p. (In Russ.).
Razumovskaja I.M. Kostroma. Leningrad, Artist of the RSFSR Publ., 1989, 208 p., ill. (In Russ.).
Stepennaja kniga carskogo rodoslovija po drevnejshim spiskam: Teksty i kommentarij [Stepennaja kniga carskogo rodoslovija according to the oldest manuscripts. Texts and comments]: in 3 vol. / eds. N.N. Pokrovskij, G.D. Lenhoff. Vol. I: Zhitie sv. knjagini Ol'gi. Stepeni I-X [The life of St. Princess Olga. Steps I-X]. Moscow, Languages of Russian culture Publ., 2007, 598 p., ill. (In Russ.).
Tarasova E.N. Bogoslovskij i istoricheskij aspekt rospisi cerkvi Spasa Preobra-zhenija na Kovaljove v Novgorode [Theological and historical aspect of
22
Вестник КГУ Ji № 3. 2020
the painting of the Church of the Transfiguration of the Savior on Kovalev in Novgorod]. Svetil'nik: Religioznoe iskusstvo v proshlom i nastojashhem ["Lamp": Religious art in the past and present], 2003, № 1 (2), pp. 37-58. (In Russ.).
Vasil'ev V. Istorija kanonizacii russkih svjatykh [History of the canonization of Russian saints]. Moscow, University printing house, 1893, 254 p. (In Russ.).
Velikie Minei Cetii, sobrannye Vserossijskim mitropolitom Makariem. Sentjabr'. Vyp. 2. Dni 14-24 [Velikie Minei Cetii, collected by the All-Russian Metropolitan Makariy. September. Iss. 2. Days 14-24], ed. of Archaeographic commission. Saint Petersburg, Imperial Academy of Sciences print., 1889, IV s., stb. 673-1392. (In Russ.).
Vzdornov G.I. O letopisi v sobore Rozhdestva Bogorodicy v Ferapontovom monastyre [About the chronicle in the Cathedral of the Nativity of the Virgin in the Ferapontov Monastery]. Dionisij "zhivopisec
preslovushhij": K 500-letiju rospisi Dionisija v sobore Rozhdestva Bogorodicy Ferapontova monastyrja. Vystavka proizvedenij drevnerusskogo iskusstva XV-XVI vekov iz sobranij muzeev i bibliotek Rossii [Dionysius "painter notorious". On the occasion of the 500th anniversary of the painting of Dionysius in the Cathedral of the Nativity of the Virgin of Ferapontov Monastery. Exhibition of works of ancient Russian art of 15th - 16th centuries from collections of museums and libraries of Russia]. Moscow, Northern pilgrim publ., 2002, pp. 31-35. (In Russ.).
[Zontikov N.A]. Kostromskoj Anastasiino-Bogojavlenskij monastyr' [Kostroma Anastasiino-Epiphany Monastery]. Kostromskoj Bogojavlensko-Anastasiin monastyr' (1426-2001). K 575-letiju osnovanija i 10-letiju vozrozhdenija [Kostroma Epiphany-Anastasiin Monastery (1426-2001). To the 575th anniversary of the foundation and the 10th anniversary of the revival]. Kostroma, 2001, 63 p. (In Russ.).