Научная статья на тему 'Эпитафия Левкию из Калязина монастыря (cir0695): малоизвестный источник по истории Смутного времени'

Эпитафия Левкию из Калязина монастыря (cir0695): малоизвестный источник по истории Смутного времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EPIGRAPHY OF MOSCOW RUS / TRINITY MACARIUS MONASTERY / KALYAZIN / TIME OF TROUBLES / DAVID ZHEREBTSOV / IVAN SHCHERBATY / ALEXANDER-JOSEF LISOVSCKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авдеев Александр Григорьевич

В статье публикуется уникальный эпиграфический памятник, происходящий из Троицкого Макарьева Калязина монастыря, белокаменное надгробие с эпитафией монаха Левкия, погибшего во время разорения обители отрядом Александра-Юзефа Лисовского. На основании Кормовой книги, составленной в этой обители, восстанавливается утраченная на надгробии дата смерти Левкия и, соответственно, штурма монастыря,6 мая 1610 г. Устанавливается, что в 1586-1608 гг. Левкий был игуменом обители, но в последние годы жизни жил в ней на покое. В статье реконструированы события, приведшие к разорению монастыря, а также впервые публикуется отрывок из Синодика Костромского Анастасиина Богоявленского монастыря, в котором поименно перечисляются защитники Калязина монастыря, убитые «лисовчиками».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVKIY’S EPITAPH FROM THE KALYAZIN MONASTERY (CIR0695):A LITTLE KNOWN SOURCE ON THE HISTORY OF THE TIME OF TROBLES

He paper is the publication of the unique epigraphic source from the TrinityMacarius Monastery in Kalyazin, a white-stone tomb with the epitaph of the monk Levkiy, who was killed during the destruction of monastery by the detachment of Alexander-Josef Lisowsky. Based on the Forage book from this monastery, the author dates the seizure and the death of Levkiy to May 6, 1610. Levkiy was the Father Superior of the monastery in 1586-1608, but he lived alone in the end of his life. The author reconstructs the events leading to the ruin of the monastery. For the first time he publishes an excerpt from the Synodikos of the Bogoyavlensky Convent (Theophany Convent, Kostroma), which listed the names of the defenders of the Kalyazin monastery, killed by the “lisovchiki”.

Текст научной работы на тему «Эпитафия Левкию из Калязина монастыря (cir0695): малоизвестный источник по истории Смутного времени»

В МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЯХ МИРА

^ОГОРСК-НО^

Problemy istorii, filologii, kul'tury 1 (2019), 258-271 © The Author(s) 2019

Проблемы истории, филологии, культуры 1 (2019), 258-271 ©Автор(ы) 2019

Б01: 10.18503/1992-0431-2019-1-63-258-271

ЭПИТАФИЯ ЛЕВКИЮ ИЗ КАЛЯЗИНА МОНАСТЫРЯ (С1Я0695): МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СМУТНОГО

ВРЕМЕНИ

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, Россия [email protected]

Аннотация. В статье публикуется уникальный эпиграфический памятник, происходящий из Троицкого Макарьева Калязина монастыря, - белокаменное надгробие с эпитафией монаха Левкия, погибшего во время разорения обители отрядом Александра-Юзефа Лисовского. На основании Кормовой книги, составленной в этой обители, восстанавливается утраченная на надгробии дата смерти Левкия и, соответственно, штурма монастыря, - 6 мая 1610 г. Устанавливается, что в 1586-1608 гг. Левкий был игуменом обители, но в последние годы жизни жил в ней на покое. В статье реконструированы события, приведшие к разорению монастыря, а также впервые публикуется отрывок из Синодика Ко -стромского Анастасиина Богоявленского монастыря, в котором поименно перечисляются защитники Калязина монастыря, убитые «лисовчиками».

Ключевые слова: эпиграфика Московской Руси, Троицкий Макарьев Калязин монастырь, Смутное время, Давид Жеребцов, Иван Щербатов, Александр-Юзеф Лисовский

Данные об авторе: Авдеев Александр Григорьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедра истории России Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Статья написана при поддержке Университета Дмитрия Пожарского, Лаборатории RSSDA и Фонда Развития ПСТГУ в рамках исследовательского проекта «Корпус русских надписей / Corpus inscriptionum Rossicorum»: [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cir.rssda.su. Научный руководитель проекта - А.Г. Авдеев, технический руководитель - Ю.М. Свойский. Автор выражает глубокую благодарность директору Калязинского краеведческого музея С.В. Мокровой и заведующему отделом хранения архитектурных архивов ГНИМА им. А.В. Щусева А. А. Оксенюку за помощь в работе.

А.Г. Авдеев

Статья - скромный дар моему другу Алексею Андреевичу Завойкину, с которым вместе ходили в археологический кружок под руководством замечательного археолога и педагога Бориса Георгиевича Петерса, вместе учились на кафедре истории Древнего мира Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и прошли не через одну археологическую экспедицию в Крыму. Хочется пожелать юбиляру хранить ученый задор юности и умножать научную мудрость, а также открытия новых страниц истории и археологии Северного Причерноморья.

В настоящее время в научный оборот введено значительное количество лапидарных надписей Московской Руси, но их значение как массового источника по различным аспектам истории и культуры конца ХУ-ХУП вв. осознается далеко не всеми исследователями, которые отдают предпочтение традиционным памятникам книжности - летописям, синодикам, житиям святых, актовым материалам и др. Эпиграфический материал почти не привлекается и в исследованиях по истории Смутного времени. Одним из исключений является статья А.А. Зимина, попытавшегося определить время сражения у села Николы на реке Вырке (1607) по дате гибели князя Ю.Ю. Мещерского, вырезанной на его надгробии1. Впрочем, значение многих надписей становится ясным при проведении комплексного анализа с другими категориями источников.

Одним из интереснейших эпиграфических памятников Смутного времени является фрагмент белокаменной намогильной плиты с эпитафией, сообщающей о смерти Левкия во время разорения Троицкого Макарьева Калязина монастыря отрядом Александра Юзефа Лисовского, одного из наиболее жестоких «полевых командиров» Смутного времени.

Впервые данное надгробие отмечено в «Русском провинциальном некрополе» как реально существующее и датировано 1610 г.2, скорее всего, на основании упоминания имени Левкия во фрагменте Синодика Костромского Богоявленского монастыря, изданного в 1837 г.3 Во время работ 1652-1654 гг. по сооружению Троицкого собора Калязина монастыря плита была распилена по длине на две неравные части; каменщики также отрезали ее навершие с первой строкой эпитафии и уложили в кладку апсиды трапезной над основным фрагментом надгробия. Здесь плита была обнаружена в 1940 г. во время подготовки Троицкого собора к взрыву (рис. 1). В процессе выемки из кладки нижняя часть плиты была разбита на три части, а ее верхняя часть - утеряна. Сохранившиеся фрагменты были переданы в Калязинский краеведческий музей им. И.Ф. Никольского (инв. № КЗМ КП 1538) (рис. 2, 3) и ранее не публиковалась, если не считать фотографии в популярном буклете с описанием достопримечательностей Калязина4.

Плита была документирована 29 апреля 2018 г. в ходе работ по созданию Корпуса русских надписей (С1Я); код документирования 000849, код надписи С1Я0685. Операторы документирования: С. Пешков, А. Клейменов, А. Пешков, Д. Анисимова. Авторы описания памятника и палеографического комментария: А.Г. Авдеев, О.Н. Радеева.

1 См. Зимин 1963, 210.

2 [Шереметевский] 1914, 479.

3 Исторические известия 1837, 45.

4 Чертовских 2010, 25 (фото).

Г|+«Ялг«д->1 сгемл-,

*Ли<гга илу, Щ ( /тс с* е /е/о гЛ

и о. и"с| е ч а, и -/г а р н О и а ¿р и ^ £ яг р ьпё-^кс* грк. ро ><)ЧОг.

Р д ^ н е ры ¡глиТь:

¿лчн а ~$5Г(м*

7"е-л «рнн л -у сч.

. . к чл. тг ^ Л г й

ч

¿¡г* ¿(¡гс, & к-сл л -не ч а «/"«'/»г к а, к £ Л и -се $ £ Кч «Г, .

Мд^Тиф Л* • % ^^

| 1 С* ЧТ|Г| РЩШ

' жнп к 1 ^ г" ЙЙ* ■ Г?' КкиЬ-ЧЙМ

Ш V . .

ПЯтт* -V'С I ■я

■ ; ЖщШ

В ^ е« ^/»г з ¿^-píJítH агу ^е^л гм <г яг г мл; и*

Рис. 1. Белокаменное надгробие с эпитафией Левкию в кладке алтарной апсиды трапезной Троицкого собора Калязина монастыря. Фото. ГНИМА им. А.В. Щусева. Отдел хранения архитектурных архивов. Ф. 52. Оп. 1. Д. 28. КПоф 4804/28. Карт. 1

Описание носителя. Нижняя часть белокаменной надгробной плиты трапециевидной формы, украшенная по периметру плетеным узором в три перевива. Длина плиты 94 см, ширина в изголовьи 68 см, в изножьи 61 см, высота 9 см. В центральной части плиты вырезана розетка, окруженная плетеным узором в 7 перевивов. В центре розетки вырезан круг с изображением четырехконечного креста в центре. От нижней части плиты отходит центральная тяга, от центральной части отходят два боковые тяги, смыкающиеся у розетки. Тяги составлены из плетеного орнамента: центральная - в 5 звеньев, боковые - в 6. Узор отделен от поля врезной рамкой. Верхняя и нижняя части плиты спилены. На поверхности плиты немногочисленные выбоины. На левой и правой боковых гранях плиты

сохранились остатки орнамента в виде ряда крупных равносторонних треугольников, орнаментированных по контуру двойными врезными полосами. Вершины треугольников попеременно обращены вершинами вверх и вниз. В целом данные черты орнаментации характерны для плит конца XVI - начала XVII в.5, в то время как украшение центра розетки четырехконечных крестом в известной степени является уникальным для этого времени.

Описание надписи. Эпиграфическое поле, занимающее верхнюю и нижнюю части плиты, разделено боковыми тягами. Надпись в 6 строк, из которых утрачена одна. Обронная резьба, выполненная путем выборки фона вокруг границ букв. Надпись выполнена по графье.

Рис. 2. Белокаменное надгробие с эпитафией Левкию. Общий вид. ККМ

5 Вишневский 2013, 132, 136-137.

Транскрипция надписи:

[лета 7118 млия в 6 день престлвис]

ы рл[ ^ е[ж]е1 лев[ки]ы в ко

лыжине мнстр^

(боковые тяги)

кл (боковые тяги) В£А

ли (розетка) со

ско (центральная тягл) Г

Особенности структуры. В эпитафии присутствует указание на благую кончину Левкия («преставися раб Божий»), но факт его насильственной смерти не отражен, хотя, что необычно для старорусских эпитафий, упоминается факт взятия Калязина монастыря Лисовским. Не упоминается иноческий сан Левкия.

Рис. 3. Белокаменное надгробие с эпитафией Левкию. Верхняя грань. ККМ

Палеографический комментарий. Эпиграфический полуустав высокого качества с обилием лигатур. Диакритика нерегулярная, разделение на слова отсутствует. Шрифт надписи имеет тенденцию к вычурности начертаний букв: верхняя перекладина букв А (стк. 4) и Л (стк. 3, 5) завершена зигзагообразным украшением, окончание нижней петли буквы З (стк. 3, 4) выполнено в виде вертикально стоящего треугольника, концы перекладин букв Т и ^ (стк. 3) украшены завитками, буква 1 (стк. 6) перехвачена в центре шаровидным утолщением. Выносная буква В (стк. 1, 5) в виде двух изолированных петель.

Лигатуры: стк. 2 - ле в слове «рлб» (не исключено лигирование словосочетания «рлв [Бж]е1»), мб в словосочетании «лев[ки]м в»; стк. 3 - лм и ин в слове «(Ко )лызнне». мн и тр в слове «мнстр^»; стк. 5 - ли в слове «лисо(ской)».

Контрактуры: мнстр^ (стк. 3).

Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: кЛ (стк. 4). Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: лнсо(скон) (стк. 5).

Ошибка резчика: едва намеченное титло в слове «мнстр^» (стк. 3).

Филологический комментарий. Сокращенное написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: кЛ (стк. 4). В слове «лнсоског» (стк. 5-6) И-десятичное играет роль И-краткого. Варьирование Е и Ъ: в колмзине мнстр^ (стк. 2-3). Личные имена. Обыденное написание календарного имени «Левкш»: «лев[ки]ы» (стк. 2).

Как уже говорилось, по упоминанию имени Лисовского эпитафия может быть датирована 1610 г., однако для определения точной даты смерти Левкия принципиальное значение имеет день взятия «лисовчиками» Калязина монастыря. Из Бельского летописца известно, что Лисовский, проведший зиму в Суздале, двинулся к Калязину монастырю весной6. Согласно Мартину Беру, Лисовский «оставил Суздаль в мае месяце, и, сделав большой круг, вышел к Пскову»7. Автор пользовался григорианским календарем, и, следовательно, выдвижение «лисовчиков» на Псков началось не ранее 21 апреля по принятому на Руси юлианскому стилю. Н.М. Карамзин принял датировку М. Бера, отметив лишь, что по пути на Псков отряд Лисовского сжег и разграбил Калязин монастырь8. Мнению Н.М. Карамзина следовал и польский историк М.Г. Дзядушский9. Вероятно, впервые майскую датировку событий предложил безмыянный автор исторического описания Калязина монастыря, изданного в 1853 г. Но он сослался на «Историю Смутного времени» Д.П. Бутурлина10, где точная дата разорения обители отсутствует. В исторических сочинениях, изданных позднее, дата разорения обители не указыва-ется11. В современной историографии принята дата 2 мая 1610 г.12, однако ее источник не указывается. Точную датировку событий дает Кормовая книга Калязина монастыря, где под 2 мая записана соборная панихида «по двд^ оу жерепцов-^», а

6 ПСРЛ. 34, 254.

7 Бер 1859, 107.

8 Карамзин 1829, 163, прим. 12.

9 Dzieduszycki, 1843, 72-73.

10 Описание Троицкого Колязина монастыря (1853), 62-63.

11 Бутурлин 1846, 130; Макарий (Булгаков) 1996, 134; Лебедев 1867, 10-11; Павел (Крылов, 1897, 29.

12 Леонтьев 2017, 123; Зорин 2017, 94.

под 6 мая - соборная панихида «по оуЕишы* инокл" б коллзин^»13. Таким образом, датой гибели Левкия является 6 мая 7118/1610 г.

Просопографический комментарий. 2. лев[ки]ы. В современной историографии Левкий отождествлен с неназванным по имени игуменом, согласно Новому летописцу убитым во время разорения Калязина монастыря «лисовчиками». Вероятнее всего, это представления восходит к «Спискам настоятелей» П.М. Строева, где указано, что игумен Левкий был убит в 1610 г.14

Тем не менее, вопрос о времени игуменства Левкия не решается столь однозначно. Самая ранняя дата его настоятельства (отмеченная П.М. Строевым) относится к 1 августа 1598 г., когда настоятель поставил подпись под соборным решением об избрании Бориса Годунова на царство15. В списке игуменов Калязина монастыря А.Н. Лебедев упоминает Левкия под 1606 г.16 Эти же данные повторил иером. Павел (Крылов)17. В актах Калязина монастыря игумен Левкий упоминается дважды - под 29 июня 1599 г. и в 1605/1606 г.18

Я.В. Леонтьев обратил внимание на то, что в апреле-мае 1609 г. настоятелем монастыря был «тушинский» игумен Феодосий, который с появлением под Каля-зинским монастырем М.В. Скопина-Шуйского «каким-то образом был сведен с игуменства и замещен игуменом Левкием»19. Однако смена настоятеля без благословения епархиального архиерея не была каноничной, тем более, что архиепископ Тверской и Кашинский Феоктист в 1606 г. был отправлен в Тушинский лагерь и спустя два года при попытке к бегству убит. Вопрос о том, кто возглавлял Тверскую кафедру в 1608-1613 гг. не решается однозначно. В современной историографии преобладает точка зрения, видимо, восходящая к митр. Макарию (Булгакову), что кафедра вдовствовала вплоть до 1613 г.20 Однако архиеп. Григорий (Постников), возглавлявший в 1831-1848 гг. Тверскую епархию, отметил, что в 1608 г. патриарх Гермоген рукоположил в епископы Тверские и Кашинские Паф-нутия21, но в Утверженной грамоте об избрании Михаила Федоровича на царство его подписи нет22. Согласно же П.М. Строеву, Пафнутий был хиротонисан в архиепископы Тверские и Кашинские в 1620 г. из игуменов Нижегородского Дудина монастыря23. По мнению прот. К.К. Чередеева, после гибели Феоктиста местоблюстителем Тверской кафедры был назначен архиепископ Архангельского собора Арсений Элассонский24. Ряду историков первой половины XIX в. пребывание Арсения Элассонского на Тверской кафедре казалось сомнительным25. Тем не менее, пребывание Арсения Элассонского на Тверской кафедре подтверждались источниками, известными еще прот. К.К. Чередееву, - надписью на антиминсе из

13 ТГОМ КЗМ ОФ. № 909. Л. 205 об., 209.

14 Строев 1877, 448.

15 АИ. II (1836), 47, № 7.

16 Лебедев 1867, 113.

17 Павел (Крылов) 1897, 100.

18 АТКМ, 114, № 114; 193-194, № 188.

19 Леонтьев, 2017, 160-161.

20 Макарий (Булгаков), митр. 1996, 128; ср. Леонтьев 2017, 160; Устинова 2018, 96.

21 [Григорий] 1891, 31.

22 УГ, 75.

23 Строев 1877, 443.

24 Чередеев 1859, 72-73.

25 Амвросий (Орнатский) 137; [Григорий] 1891, 31.

Тверского Оршина монастыря, датированном 15 марта 1613 г.26, и Соборной грамотой русских иерархов, данной в июле того же года Строгановым, где Арсений подписался с титулом «архиепископ Архангельский и Тверский и Кашинский»27. Их аутентичность подтвердила публикация в 1899 г. «Слова на успение блаженнейшего отца нашего Арсения, архиепископа Суздальского», созданного на греческом языке в первой половине XVII в., где сообщается, что святитель, будучи «в Твери на епископии соборную церковь во имя Преображения <...> древнюю и пришедшую в упадок <...> устроил и возобновил <...> и назначил к ней протопопа и священников, и протодиакона, и иеродиакона, клириков, и певцов, и чтецов <...> и после возобновления этой соборной церкви <...> он прожил там на архиепископии не много времени: сначала два года и десять месяцев, а вторично около двух месяцев»28. В 1615 г. Арсений был рукоположен в архиепископы Суздальские и Тарусские и, следовательно, начало его управления Тверской епархией не может быть датировано ранее марта 1613 г.29 Таким образом, у нас нет достоверных сведений о назначениях архиереев на Тверскую кафедру с 1608 по март 1613 г. и, следовательно, любые смены настоятелей монастырей в этот период были невозможны.

Поименный список воевод и иноков Калязина монастыря, убитых «лисовчи-ками» известен из Синодика Костромского Богоявленского Анастасиина монастыря. Впервые известие об этой записи появилось в изданном в 1837 г. очерке истории Богоявленской обители30. С тех пор обращение к этому известию стало общим местом в трудах по истории Калязина монастыря31. Однако в данной публикации были указаны только имена воевод с ошибкой, приведшей к появлению «братьев»-воевод Ильи и Григория, а среди погибших иноков указан только Никон и общее количество — 68 человек. Более точное изложение этой записи, приведенное И.В. Баженовым, — «воевода Давид Жеребцов, князь Иван, Григорий и 68 человек монастырской братии»32 — позднейшим исследователям осталось неизвестным.

Приведем запись в Синодике полностью33:

Л .. < V «т <> «У < Л < — «у „< / ,

ибгенныс ш гдревы и^лтнниковъ и ш литоскы люде в колА^инт мн трТ . воеводы' . длвыдл жеребцовл34 ^ кн^А ивлннл . григоргА .

^брдА . Гнокл , никонл . Гнокл , лентю" . то , плсгю . Гно , Гон^ . Гно серг'г'А . сщенноинокл кирилл . сщенноинокл дглконл , Госифл .

Н | "I лЬ . г« < и I ..л 1 л «>-/1

сщенноинокл , илслфл . сщенноинокл , дгонисгл , сщенноинокл вллнл ,

26 Упоминается также: Веригин 1913, 14.

27 ААЭ. III (1856), 7, № 5.

28 Дмитриевский 1899, 297-298.

29 Ср.: Маштафаров, Флоря 2001, 442-443. Тем не менее, в Утверженной грамоте об избрании Михаила Федоровича на царство (май 1613) Арсений подписался с титулом «архиепископ Архангельский» (УГ, 76).

30 Исторические известия о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX в. (1837), 45.

31 Лебедев 1867, 10-11; Павел (Крылов) 1897, 29; Леонтьев 2017, 123; [Димитрий (Самбикин)] 1908, 52.

32 Баженов 1897, прил., 102.

33 ГАКО. Ф. 558. Оп. 2. Д. 560. Л. 175 об. - 176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 В рукописи вписано другим почерком над строкой.

Гно , гелдсгю^. Гнокд д'гдкодд , мнн^ . то , грнгоргд . то г&р'гд . Гно дн^нд • 'н^^ порфнрг'^ • сщщеноннокд , „Дгоннсгд . сщщенноннокд , дгонгсгд . 1но „ ^ердо н тд ^ 1но , дфдндсгд • ^о , нон^ • , носгфд • ^о

, ^еШнд//стд • „то , ^еогндфд • Гно' , нсдгю • Гнос , ддннлд , Гно' , днфнногенд • то пнмннд • 'но , д,ниlaд • Гно , логгнд • Гно , пдлд • то^ , с^еш0с'гд „• Гно ^ мнсдлд • Гно , ндфдндлд • „Гноо , еВсеегд • Гно , ^Шгнтд • Гно , •„ 'но , ^'г'лгрпд Гно , вдд нд • Гно , зос'гм^ •

1но , ншшмд • Гно , м^тнр'гА • Гно , нетдр'гА • сЩенноннокд , нон^ • Гно , ншснмд „• Гно , носнфА • Гнокд , Н/идлА • Гно , гердснмд • дю ,

Д^о " ^ Ж/ /»I ГС /»■ / .. /9 К "1 * «л

^еш ритд ^ 1но , доднд • то , дфдндсгд • 1но гердснмд •• дд в бон нце • & • брдто , н^жТ нменд сд в^сн гд и •

Из этой записи видно, что имени убитого игумена здесь нет, а инок Левкий стоит вторым в списке погибших монахов.

Последовательность событий проясняет Вкладная книга Калязина монастыря, где под 1609/1610 г. упоминается вклад бывшего игумена Левкия35. Говоря иначе, последнего сменил (скорее всего, в 1608 г.) игумен Феодосий (возможно, ставленник тушинского «патриарха» Филарета), после чего Левкий находился на покое в монастыре. Отсюда — неточное сообщение Нового летописца о гибели игумена и отсутствие подобного известия в Бельском летописце. «Действующий» игумен Феодосий, видимо, во время прихода Лисовского оставил обитель, и не исключено, что в дни ее обороны Левкий взял на себя бразды правления. Благополучно возвратившийся Феодосий, согласно спискам А.Н. Лебедева и иером. Павла (Крылова), подписался под соборным решением об избрании на царство Михаила Федоровича36 и оставался игуменом до 1618 г.37. Согласно П.М. Строеву, Феодосий был настоятелем монастыря до 1622 г.38

Таким образом, нет оснований считать Левкия игуменом Калязина монастыря в 1610 г., что, помимо приведенных выше источников, подтверждает его эпитафия. Из-за недостатка источников и гибели основного массива эпиграфических памятников Калязина монастыря еще в XIX в. неизвестно, были ли жертвы погрома «лисовчиков» похоронены в общей могиле, а Левкий - из уважения к его заслугам - в индивидуальной.

О разорении Калязина монастыря отрядами Лисовского и казачьего атамана Андрея Просовецкого весной 1610 г. сообщают Новый39 и Бельский40 летописцы (далее НЛ и БЛ), разнящиеся в деталях. «Лисовчики», «пришедчи из Ростова под Колязин монастырь» (БЛ), осадили обитель. Воевода Давыд Жеребцов «бился съ

35 «Кормовая книга» Колязина монастыря (1892), 21. Место хранения: ТГОМ КЗМ ОФ. № 909. Благодаря данной публикации за этим источником в историографии укрепился термин «Кормовая книга», что неверно. Л. 3-76 данной рукописи занимает Вкладная книга Калязина монастыря, после чего идут два пустых листа (Л. 77-78), а Кормовая книга занимает Л. 79-272, после которых на Л. 273-279 почерком XIX в. записано «Раскрытие обстоятельств исцеления расслабленной женщины предстательством преподобного Макария Калязинского чудотворца и почивающего под спудом митрополита Серапиона, со слов самой исцеленной».

36 УГ, 77.

37 Лебедев 1867, 10-11, 113; Павел (Крылов) 1897, 100.

38 Строев 1877, 448.

39 ПСРЛ. XIV (2000), 102.

40 ПСРЛ. 34 (1978), 254.

ними крепко» (НЛ), но «лисовчики» «монастырь взяша взятьемъ» (НЛ) «и многое кровопролитие и поруганье над крестьяны учинили» (БЛ): «воеводу ж Давыда Жеребцова и игумена и братью и всЬхъ людей побиша» (НЛ), а «монастырь вы-жгоша» (НЛ).

В разрядах Смутного времени назначения воевод под Калязин монастырь от-сутствуют41, но из названных в Синодике имен отождествлению поддаются два. Первый, как уже говорилось выше, это - Давыд Жеребцов. Второй воевода в списке - князь Иван Андреевич Щербатов, который, согласно родословным росписям этого рода, поданным в Рязрядный приказ в 1682 и 1686 гг., был убит поляками в Калязине монастыре. Помимо брата Михаила, иных братьев он не имел42. Личность третьего воеводы, Григория, идентифицировать не удается. Имена воевод в Синодике перечислены с нарушением местнического порядка, что позволяет говорить о том, что князь Иван Щербатов и Григорий были воеводами в Кашине и руководили обороной Калязина монастыря, а Давыд Жеребцов вел отряд на помощь осажденным.

Поскольку Синодик Калязина монастыря разделяет по времени гибель Д.В. Жеребцова и разорение обители «лисовчиками», совмещение источников позволяет восстановить следующую последовательность событий. При подходе к Калязину монастырю Лисовский разделил отряд, оставив казаков Просовецкого в засаде на подходе к обители, сам же во главе основных сил начал ее осаду. М. Дзя-душский дополнил скупые строки летописей яркими подробностями, взятыми из польских источников, которые сообщают, что Д. Жеребцов вел к Калязину монастырю 13-тысячное войско43. Исходный пункт его маршрута неизвестен. Одно из последних упоминаний воеводы относится к концу февраля - началу марта 1610 г., когда он освобождал от отрядов Сапеги Дмитров44. На подступах к обители 2 мая русское войско было внезапно атаковано численно уступавшими (по данным М. Дзядушского) казаками и рассеяно «по лесам и бездорожьям», а плененный Д. Жеребцов был обезглавлен по приказу Лисовского как «изменник и предатель».

Державший оборону обители князь Иван Щербатов участвовал в боях - в 1589 г. он был намечен к участию в шведском походе, в 1604 г. вместе с братом Михаилом был послан против Лжедмитрия I, в марте 1608 г. участвовал в осаде Калуги45, но управленческого и командного опыта не имел. Монастырь - надо воздать должное его защитникам - выдержал четырехдневную осаду и был взят штурмом только 6 мая. М.Г. Дзядушский, восторгавшийся зверствами Лисовского в Московии, отмечает, что игумен с братией и множество пленных защитников были выведены на берег Волги и изрублены казаками, так что ее воды покраснели от обилия крови46. Синодик Костромского Богоявленского монастыря дополняет картину погрома известием о шести иноках, зарезанных «лисовчиками» в монастырской больнице.

41 Белокуров 1907.

42 Родословная князей Щербатовых (1789), 23.

43 А.В. Зорин небезосновательно считает, что численность русского войска в польских источниках сильно завышена (Зорин 2017, 94).

44 Леонтьев 2017, 122.

45 БС. 1, 256, 275; 2, 58.

46 Б71еаш7ус1а 1843, 73.

«Лисовчики» взяли в обители богатую добычу - «многоцЪлебная мощи чудотворца Макар1я Колязинскаго изъ раки серебряные повергоша на землю, и раку разсЬкоша» (НЛ), «чюдотворных икон оклады и приклады пограбили, и казну великую и несметную всю взяли» (БЛ). Шведский историк Юхан Видекинд, издавший в начале 60-х гг. XVII в. «Историю десятилетней шведско-московитской войны», уточнил, что в руки к «лисовчикам» попали 60 тысяч золотом или (в латинском варианте книги) шесть бочек с золотом47. Я.В. Леонтьев считает, что добычей «лисовчиков» стали также богатые богослужебные одеяния, незадолго до этого пожалованные в обитель Василием Шуйским48.

Таким образом, надгробие с эпитафией Левкию в комплексе с иными источниками дополняет одну из трагических страниц истории Троицкого Макарьева Калязина монастыря в Смутное время.

ЛИТЕРАТУРА

Амвросий (Орнатский), иером. 1807: История Российской иерархии. I. М. Баженов, И.В. 1897: Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского монастыря. В сб.: Костромская старина. 4. Кострома, 68-219. Белокуров С.А. 1907: Разрядные записи за Смутное время (7113-7123 гг.). М. Бер, М. 1859: Летопись Московская. В кн.: Н.Г. Устрялов (изд.), Сказания современников о

Димитрии Самозванце. 1. Изд. 3-е. СПб, 11-143. Бутурлин, Д.П., 1846: История Смутного времени в России в началеXVII века, 3. СПб. Видекинд, Ю. 2000: История десятилетней шведско-московитской войны. М. Вишневский, В.И. 2013: Орнамент белокаменных средневековых надгробий Троице-Сер-гиева монастыря: анализ и хронология. В сб.: Археология Подмосковья. Материалы научного семинара. 9. М., 125-139. [Григорий, митр.] 1891: Тверские епископы. Материалы для истории Русской Церкви. Тверь.

[Димитрий (Самбикин), архиеп.] 1908: Тверской патерик. Краткие сведения о местно

чтимых святых. Казань. Дмитриевский, А. 1899: Арсений, архиепископ Елассонский (Суздальский тож), и его

вновь открытые исторические мемуары. В сб.: Труды КДА 1, 268-299. Зимин, А. А. 1963: К изучению восстания Болотникова. В сб.: В.И. Шунков (ред.), Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сборник статей к 70-летию акад. М.Н. Тихомирова. М., 203-212. Зорин, А.В. 2017: Лисовчики. Александр Юзеф Лисовский и его полк в истории Смутного времени. М.

Исторические известия о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV

по XIXв. (1837). СПб. Карамзин, Н.М. 1829: История государства Российского. XII. СПб. «Кормовая книга» Колязина монастыря (1892). Тверь.

Лебедев, А.Н. 1867: Описание Троицкого Калязина мужского первоклассного монастыря

Тверской епархии. Ярославль. Леонтьев, Я.В. 2017: «Ближней приятель, боярин и воевода»: М. В. Скопин-Шуйский и его армия. М.

Макарий (Булгаков), митр. 1996: История Русской церкви VI. 1. М.

47 Видекинд 2000, 116.

48 Леонтьев 2017, 173.

Маштафаров, А.В., Флоря, Б.Н., 2001: Арсений Элассонский. В кн.: ПЭ. III. М., 442-443.

Описание Троицкого Колязина монастыря (1853). Тверь.

Павел (Крылов), иером. 1897: Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь. Ка-лязин.

Родословная князей Щербатовых (1789). В кн.: ДРВ IX. М., 1-190.

Строев, П.М. 1877: Список иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб.

Устинова, И.А. 2018: Архиерейский корпус Русской Церкви в 1598-1619 гг.: состав и динамика. В сб.: К.А. Аверьянов (ред.), Деулинское перемирие 1618 г.: взгляд через четыре столетия. Материалы конференции, посвященной 400-летию Деулинского перемирия. М., 92-98.

Чередеев, К. прот., 1859: Биографии Тверских иерархов от начала существования Архиерейской кафедры в г. Твери и до ныне. Тверь.

Чертовских, Е.В. 2010: Калязин. Б. м.

[Шереметевский, В.Н.] 1914: Русский провинциальный некрополь. 1. М.

Dzieduszycki, M.Hr. 1843: Krotki rys dziejow i spraw Lisowszykow. I. Lwow.

REFERENSES

Amvrosy (Ornatsky), hierom. 1807: Istoriya Rossiyskoy ierarhii. [The History of the Russian hierarchies]. I. Moscow.

Bazhenov, I.V. 1897: Sorok dva starinnykh sbornika Kostromskogo Bogoyavlenskogo monastyrya [Forty-two ancient collections of the Bogoyavlensky monastery in Kostroma].

In: Kosromskaya starina [Antiquites of the Kostroma]. 4. Kostroma, 68-219.

Belokurov, S.A. 1907: Razryadnye zapisi za Smutnoe vremya (7113-7123 gg.), [Discharge Records for the Time of Troubles (7113-7123 years)]. Moscow.

Ber, M. 1859: Letopis' Moskovskaya [A Chronicle of Moscow]. In: N.G. Ustryalov (ed.), Skazaniya sovremennikov o Dimitrii Samozvantse [Legends of contemporaries about Dimitri the Impostor]. 1. Saint Petersburg, 11-143.

Buturlin, D.P. 1846: Istoriya Smutnogo vremeni v Rossii v nachaleXVII veka [The History of the Time of Troubles in Russia in the earlyXVII century]. Saint Petersburg.

Cheredeev, K., archpriest, 1859: Biografii Tverskikh ierarkhov ot nachala sushchestvovaniya Arkhiereiskoy kafedry v g. Tveri i do nyne [Biographies of Tver hierarchs from the beginning of the Bishops' Department in Tver to the present day]. Tver.

Chertovskikh, E.V. 2010: Kalyazin. Without place of publication.

[Dimitry (Sambikin), arhbish.] 1908: Tverskoi paterik. Kratkie svedeniya o mestno chtimyh svyatyh [Pateric of Tver. Brief information on locally honored saints]. Kazan.

Dmitrievsky, A. 1899: Arseny, arkhiepiskop Elassonsky (Suzdal'sky tozh), i ego vnov' otkrytye istoricheskit memuary [Arseny, Archbishop of Elasson (Suzdal also), and his newly discovered historical memoirs]. In: Trudy Kievskoy Dukhovnoy Akademii [Proceedings of the Kiev Theological Academy] 1, 268-299.

Dzieduszycki, M.Hr. 1843: Krotki rys dziejow i spraw Lisowszykow. I. Lvov.

[Grigory, mitr.] 1891: Tverskie episkopy. Materialy dlya istorii Russkoi Tserkvi [Bishops of Tver. Materials for the history of the Russian Church]. Tver.

Istoricheskie izvestiya o Kostromskom vtoroklassnom Bogoyavlenskom monastyre s 15 po 19 v. [Historical news about the second class Bogoyavlensky of the Kostroma monastery from the 15th to the 19th cent.] (1837). Saint Petersburg.

Karamzin, N.M. 1829: Istoriya gosudarstva Rossiyskogo [The History of the Russian state]. 12. Saint Petersburg.

"Kormovaya kniga" Kolyazina monastyrya [ "Forage Book" of the Kolyazin monastery] (1892). Tver.

Lebedev, A.N. 1867: Opisanie Troitskogo Kalyazina muzhskogo pervoklassnogo monastyrya Tverskoy eparkhii [Description of the Troitskiy Kalyazin male first-class monastery of the diocese of Tver]. Yaroslavl. Leontyev, Y. V. 2017: "Blizhney priyatel', boyarin i voevoda": M.V Skopin-Shuiskii i ego armiya

[ "The Near-man, the boyar and voivode": M.V. Skopin-Shuysky and his army]. Moscow. Makary (Bulgakov), mitr. 1996: Istoriya Russkoy Tserkvi [The History of Russian Curch]. VI.1. Moscow.

Mashtafarov, A.V., Florya, B.N. 2001: Arseny Elassonsky [Arseny of Elasson]. In: Pravoslavnaya

entsiklopediya [The Orthodox Encyclopedia]. III. Moscow, 442-443. Opisanie Troitskogo Kolyazina monastyrya [Description of the Trinity Kolyazin monastery] (1853). Tver.

Pavel (Krylov), hierom. 1897: Troitsky Kolyazin pervoklassny muzhskoy monastyr' [The Trinity

Kolyazin first-class male monastery]. Kalyazin. Rodoslovnaya knyazei Sherbatovykh [Genealogy of the princes Shcherbatovy] (1789). In:

Drevnyaya rossiiskaya vivliofika [AncientRussian vivliothics]. IX. Moscow, 1-190. [Sheremetevsky, VN.] 1914: Russky provincial'ny nekropoV [Russian provincial Necropolis]. 1. Moscow.

Stroev, P.M. 1877: Spisok ierarkhov i nastoyateley monastyrey Rossiiskiya Tserkvi [List of

hierarchs and abbots of monasteries of the Russian Church]. Saint Petersburg. Ustinova, I.A. 2018: Arkhiereisky korpus Russkoy Tserkvi v 1598-1619 gg.: sostav i dinamika [Bishops' corpus of the Russian Church in 1598-1619: composition and dynamics]. In.: K.A. Averyanov (ed.), Deulinskoe peremirie 1618 g.: vzglyad cherez chetyre stoletiya. Materialy konferentsii, posvyashchennoy 400-letiyu Deulinskogo peremiriya [Truce of Deulino in 1618 year: a view across four centuries. Materials of the conference dedicated to the 400th anniversary of the truce of Deulino]. Moscow, 92-98. Videkind, Yu. 2000: Istoriya desyatiletnei shvedsko-moskovitskoy voiny [The ten-year history

of the Swedish-Muscovite war]. Moscow. Vishnevsky V.I. 2013: Ornament belokamennykh srednevekovykh nadgrobiy Troitse-Sergieva monastyrya: analiz i khronologiya [Ornament of white stone medieval tombstones of the Trinity Monastery of St. Sergius: analysis and chronology]. In: Arkheologiya Podmoskov'ya. Materialy nauchnogo seminara [Archaeology of Moscow Region. Materials of the scientific seminar]. 9. Moscow, 125-139. Zimin, A.A. 1963: K izucheniyu vosstaniya Bolotnikova [Study of the Bolotnikov's revolt]. In: V.I. Shunkov (ed.), Problemy obshestvenno-politicheskoy istorii Rossii i slavyanskikh stran. Sbornik statey k 70-letiyu akad. M.N. Tikhomirova [Problems of the social and political history of Russia and Slavic countries. Collection of articles in honor the 70th anniversary of academician M.N. Tikhomirov]. Moscow, 203-212. Zorin, A.V. 2017: Lisovchiki. Aleksandr Juzef Lisovsky i ego polk v istorii Smutnogo vremeni [Lisovczycy. Alexander Jozef Lisovsky and his regiment in the history of the Time of Troubles]. Moscow.

LEVKIY'S EPITAPH FROM THE KALYAZIN MONASTERY (CIR0695): A LITTLE KNOWN SOURCE ON THE HISTORY OF THE TIME OF TROBLES

Alexander G. Avdeev

St. Tikhon s Orthodox University, Moscow, Russia [email protected]

Abstract. The paper is the publication of the unique epigraphic source from the Trinity

Macarius Monastery in Kalyazin, a white-stone tomb with the epitaph of the monk Levkiy, who was killed during the destruction of monastery by the detachment of Alexander-Josef Lisowsky. Based on the Forage book from this monastery, the author dates the seizure and the death of Levkiy to May 6, 1610. Levkiy was the Father Superior of the monastery in 1586-1608, but he lived alone in the end of his life. The author reconstructs the events leading to the ruin of the monastery. For the first time he publishes an excerpt from the Synodikos of the Bogoyavlensky Convent (Theophany Convent, Kostroma), which listed the names of the defenders of the Kalyazin monastery, killed by the "lisovchiki".

Keywords: epigraphy of Moscow Rus, Trinity Macarius Monastery, Kalyazin, the Time of Troubles, David Zherebtsov, Ivan Shcherbaty, Alexander-Josef Lisovscky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.