Научная статья на тему 'БЕЛОКАМЕННОЕ НАДГРОБИЕ С ЭПИТАФИЕЙ СХИМНИКУ ТРОИЦКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТУ СИМЕОНУ (СIR0074)'

БЕЛОКАМЕННОЕ НАДГРОБИЕ С ЭПИТАФИЕЙ СХИМНИКУ ТРОИЦКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТУ СИМЕОНУ (СIR0074) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старорусская эпиграфика / Свод Русских Надписей / Кострома / Троицкий Ипатьевский монастырь / архимандрит / схимник / epigraphy of Moscow Russia / Corpus Inscriptionum Rossicarum / Kostroma / Trinity Ipatievsky monastery / archimandrite / skhemamonk

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авдеев Александр Григорьевич

Статья посвящена публикации белокаменного надгробия с эпитафией архимандриту Троицкого Ипатьевского монастыря. Эпитафия содержит неизвестные из других источников сведения о биографии архимандрита обители Симеона — точную дату его кончины — 21 января 1711 г. — и сообщает, что перед смертью он принял схиму. Сама эпитафия, несмотря на принадлежность ко времени Петра I, сохраняет традиционные черты надгробной эпиграфики Московской Руси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHITE STONE TOMBSTONE WITH EPITAPH TO SKHIMNIK OF TRINITY IPATIEVSKY MONASTERY ARCHIMANDRITE SIMEON (СIR0074)

The paper is devoted to the publication of a white stone tombstone with an epitaph to the archimandrite of the Trinity Ipatievsky Monastery. The epitaph contains 89 information unknown from other sources about the biography of the archimandrite of the monastery of Simeon — the exact date of his death — January 21, 1711 — and reports that before his death he adopted a skhema. The epitaph itself, despite belonging to the time of Peter I, retains the traditional features of the tombstone epigraphy of Moscow Russia.

Текст научной работы на тему «БЕЛОКАМЕННОЕ НАДГРОБИЕ С ЭПИТАФИЕЙ СХИМНИКУ ТРОИЦКОГО ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТУ СИМЕОНУ (СIR0074)»

АРХЕОЛОГИЯ СВЯТЫНИ

УДК 930.271

DOI: 10.24411/2309-5164-2020-10409

Авдеев Александр Григорьевич, доктор исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, научный сотрудник Университета Дмитрия Пожарского, г. Москва e-mail: avdey57@mail.ru OCRID: 0000-0001-7253-9126 Тел. +7(903) 127-00-69

БЕЛОКАМЕННОЕ НАДГРОБИЕ С ЭПИТАФИЕЙ СХИМНИКУ ТРОИЦКОГО

ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТУ СИМЕОНУ (CIR0074)1

Статья посвящена публикации белокаменного надгробия с эпитафией архимандриту Троицкого Ипатьевского монастыря. Эпитафия содержит неизвестные из других источников сведения о биографии архимандрита обители Симеона — точную дату его кончины — 21 января 1711 г. — и сообщает, что перед смертью он принял схиму. Сама эпитафия, несмотря на принадлежность ко времени Петра I, сохраняет традиционные черты надгробной эпиграфики Московской Руси.

Ключевые слова: старорусская эпиграфика, Свод Русских Надписей, Кострома, Троицкий Ипатьевский монастырь, архимандрит, схимник Цитирование: АвдеевА.Г. Белокаменное надгробие с эпитафией схимнику Троицкого Ипатьевского монастыря архимандриту Симеону // Ипатьевский вестник. — 2020.—№ 4. — С. 83-90.

«Каменный архив» Троицкого Ипатьевского монастыря до наших дней дошёл с многочисленными утратами. Часть входящих в него эпиграфических памятников не пощадило время, часть — погибла

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Corpus Inscriptionum Rossicarum / Свод русских надписей» при поддержке Фонда Развития Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Университета Дмитрия Пожарского и Лаборатории RSSDA. См.: (см.: htttps://www.cir.rssda.su). Научный руководитель проекта А.Г. Авдеев, технический руководитель проекта Ю.М. Свойский.

Авдеев

Александр Григорьевич

Ил. 1. Троицкий Ипатьевский монастырь. Троицкий собор. Галерея. Восточная стена. Белокаменное надгробие с эпитафией архимандриту Симеону in situ (А).

от человеческого небрежения. Наибольшие утраты «каменный архив» понёс во время строительства храма Рождества Богородицы, построенного по проекту архитектора К.А. Тона в 1837-1863 гг., когда были уничтожены родовые усыпальницы Годуновых, и в советское время, когда на территории некрополя были устроены стадион и танцплощадки. Незначительная часть надгробных плит с эпитафиями была опубликована дореволюционными краеведами1. Интерес к публикации и изучению намогильных надписей Ипатьевского монастыря возродился только недавно2.

Предметом данной статьи является публикация неординарного памятника эпиграфики — эпитафии схимнику Ипатьевского монастыря архимандриту Симеону, скончавшемуся 21 января 1711 г., которая до сих пор не имела научной публикации.

В процессе составления Свода русских надписей памятник был документирован методом трёхмерного бесконтактного моделирования 16.08.2016 г., код документирования OG0102, код надписи С^0074. Операторы документирования: Сергей Пешков, Александр Пешков, Виталий Красноруцкий, Антон Клеймёнов, Александр Сидоров, Екатерина Романенко, Дарья Анисимова, Евге-

1 Баженов И. Костромской Ипатиевский монастырь. Историко-археологический очерк. Кострома, 1909. С. 34-35; СырцовИ.Я., прот. Усыпальницы Бояр Годуновых в Костромском Ипатьевском монастыре. М., 1902; Костромской Ипатиевский монастырь / Под ред. И.В. Баженова / Издание редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. Кострома, 1913. С. 46.

2 Баранов В. С. Намогильная плита XVII века из фондов Костромского музея-заповедника // Музейный хронограф: Сборник научных трудов сотрудников Костромского музея-заповедника / Отв. ред. И.С. Наградов. Кострома, 2010. С. 149-159; Авдеев А.Г. Валунные надгробия XVI-XVII вв. из Ярославской и Костромской областей // ВЭ. Вып. IV. М., 2010. С. 340-343; Он же. Валунные надгробия Верхневолжья (Конец XV — вторая треть XVIII в.): Вопросы генезиса, бытования и источниковедения). М., 2015. С. 330-333.

АвдеевАлександр Григорьевич. Белокаменное надгробие с эпитафией схимникуТроицкого Ипатьевского..

ний Юшин. Авторы описания: Александр Авдеев, Ольга Радеева.

Памятник находится in situ на восточной стене галереи Троицкого собора и представляет собой белокаменную надгробную плиту-вставку круглой формы, что нетипично для намогильных плит этого времени. Памятник покрыт побелкой и несёт следы химического и биологического (бактериального) поражения. Визуально эпитафия читается с трудом, что было преодолено с помощью методов математической визуализации её трёхмерной модели1.

Надпись диаметром 35 см состоит из 6 строк, сделанных по графье в технике обронной резьбы. Эпиграфическое поле заглублено в поверхность камня и ограничено круглой рельефной рамкой. Высота букв в стк. 6 меньше, чем в предыдущих строках. Отдельные буквы повреждены.

Публикуется впервые.

Транскрипция надписи:

м

д. го

Ил. 2. А. Надгробная плита-вставка с эпитафией схимнику Ипатьевского монастыря архимандриту Симеону. Современное состояние. Б. Улучшенное чтение надписи инструментами математической визуализация рельефа поверхности памятника относительно условной «нулевой» плоскости (схема G).

Г(БЛ

/

ЙА Б КМ ПМСЛБНСА I

/

ПЛ

ПЛК-ОШ ЛШ^А Л|1Д7

лл^И^ снлеш нл

ЛА Л\Л^1Л\Л 1СПО Б^ДНИКЛ

Практическая транскрипция: 1711г(о) год(у) генваря в 21 де(нь) преста-вися Ипацкого м(о)н(а)ст(ы)ря схим(ник) архимандрит Симеон на памят(ь) Максима исповедника.

Палеографическое описание: Гибридный шрифт, сочетающий буквы гражданского алфавита с буквами церковнославянского алфавита, буквенной цифирью, выносными буквами, диакритическими знаками, титлами, суспенсией и контрактурами. Разделение на слова отсутствует. Диакритика нерегулярная.

1 О методах документирования и математической визуализации старорусских эпиграфических памятников см.: АвдеевА.Г., СвойскийЮ.М. Методы документирования эпиграфических памятников Московской Руси в рамках Свода русских надписей (СЖ) // ВЭ. Вып. X. М., 2019. С. 229-260.

Буква А в обозначении тысячи (стк. 1) выполнена гражданским алфавитом. Наклонный знак тысячи отделён от буквы и заходит за границы строки. Насечки параллельны друг^другу. Лигатуры: стк. 3 — гш в слове «(И)пАкош». Суспенсия: ¿а^а! го (стк. 1), 1ш (стк. 2), (стк. 3). Контрактуры: мнрд (стк. 3). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: (И)пАкош (стк. 3, в лигатуре), (архи)мАдрн' шм(ш" (стк. 4), (па)мл (стк. 5).

Филологический комментарий: Сокращённое написание сочетаний «согласный + Ъ» или «согласный + Ь»: гевАрл (стк. 1-2), !пАкош (стк. 2-3), АррмАдрн (стк. 3-4), (нм(Ш " (стк. 4), па пама (стк. 4-5). Употребление паерка: (стк. 3), АррмАдрн' (стк. 3-4).

В целом эпитафия, несмотря на принадлежность к эпохе Петра I, сохраняет традиционные черты надгробной эпиграфики Московской Руси.

С 1696 г. о. Симеон был архимандритом Свияжского Успенско-Бого-родицкого монастыря1. Годы его настоятельства в Ипатьевском монастыре в исторических трудах определяются по-разному. Архим. Амвросий (Орнат-ский) помещал его настоятельство под 1706 г., а его преемника Тихона — под 1711-1719 гг.2 Прот. М.Я. Диев датировал его архимандричество с 1699 по 28 ноября 1710 г., его же преемника Тихона — с 1711 по март 1719 г.3 Эти же данные повторил прот. П. Островский4. Более подробные сведения сообщил П.М. Строев: по его данным, архимандрит Симеон был переведён из Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря 12 сентября 1698 г. и был настоятелем Ипатьевского монастыря до 1711 г.; он же относит время смерти архимандрита Симеона к 22 января 1711 г.5 Эту же дату смерти повторяет и прот. А. Яблоков6.

В эпитафии назван точный день смерти архимандрита Симеона — 21 января. Эпитафия также сообщает факт, неизвестный из других источников,— о пострижении настоятеля в великую схиму, вероятно, незадолго до смерти: в 1704 г. Симеон ещё не носил схимы7. Характерно, что архимандрит принял постриг в великую схиму с именем святого Симеона, но вряд ли тождественного имени святого, принятого им при постриге в малую схиму. При этом смена иноческого имени на схимническое, начинающееся на ту же букву, отражает традицию, сложившуюся в Русской Церкви после реформ патриарха Никона8.

В настоятельство Симеона, в 1704 г., в Москву, в Монастырский приказ были перевезены 23 древних покрова с гробниц Годуновых «и иныхъ вклад-

1 Яблоков А., прот. Первоклассный мужской Успенско-Богородицкий монастырь в городе Сви-яжске Казанской губернии. Казань, 1906. С. 169.

2 Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии. Ч. II. М., 1810. С. 657-658.

3 Диев М.Я., прот. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря. М., 1858. С. 39.

4 Островский П., прот. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря. Кострома, 1870. С. 113.

5 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 853.

6 Яблоков А., прот. Первоклассный мужской... С. 169.

7 Описание документов и бумаг, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. II. Ч. 1 (1722 г.). СПб., 1879. Стб. 460-461. № 311/960.

8 УспенскийБ.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.; СПб., 2017. С. 40-41.

чиковъ», но из-за небрежного хранения «отъ многихъ лЪтъ <.. .> въ палаткЬ погнили, а обоещной жемчугъ съ покрововъ сыплется <...> Изъ реэстра вещамъ, взятымъ изъ Ипатiевскаго монастыря, видно, что взято было: пелена бархатная, на ней 22 дробницы серебряны басемные, около дробницъ подписаше, а жемчугъ снятъ; 23 покрова бархатныхъ, разныхъ цвЪтовъ,— на однихъ дробницы серебряные разные золоченые, обнизаны жемчугомъ, на другихъ Евангелисты серебряные же, чеканные, золоченые, съ жемчугомъ или кресты съ тростж>, губою, котемъ и Адамовою главою, обшитые парчею съ жемчугомъ; на всЬхъ покровахъ 453 дробницы и 4 Евангелиста, въ нихъ вЪсу 6 фунтов 11 золотниковъ [ок. 2,5 кг], да безъ вЪсу 61 дробница; жемчугу 8 фунтов 12 золотниковъ [ок. 3,33 кг], ожерелье большое, низаное жемчугомъ, вЪсомъ 20 золотниковъ [ок. 85 г], золоченыхъ копЬекъ 23 алтына 2 деньги [70 шт.]; струнцала и конители серебряной 6 золотниковъ [ок. 26 г]; золота лому 8 золотниковъ [ок. 34 г]; серебра лому 2 фунта [ок. 819 г],— жемчугу крупного 8 зеренъ, вЪсомъ 7 золотниковъ [ок. 30 г]»1. В 1726 г. всё это было возвращено в Ипатьевский монастырь. Первоначально планировалось употребить эти ценности на ремонт вконец обветшавшей монастырской ризницы, но в 1727 г. архимандрит Серапион продал их, а полученные средства израсходовал «на поправку крыши у соборной монастырской церкви, пришедшей въ совершенную ветхость»2.

ЛИТЕРАТУРА

1. АвдеевА.Г. Валунные надгробия Х¥1-Х¥П вв. из Ярославской и Костромской областей // ВЭ. Вып. IV. — М., 2010. — С. 304-347.

2. Авдеев А.Г. Валунные надгробия Верхневолжья (Конец XV—вторая треть XVIII в.): Вопросы генезиса, бытования и источниковедения). — М.: изд-во ПСТГУ, 2015. — 400 с., ил.

3. АвдеевА.Г., СвойскийЮ.М. Методы документирования эпиграфических памятников Московской Руси в рамках Свода русских надписей (СШ.) // ВЭ. Вып. X. — М., 2019. — С. 229-260.

4. Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии. Ч. II. — М.: при Синодальной тип., 1810.— CXLIX, 658, 5 с.

5. Баженов И. Костромской Ипатиевский монастырь. Историко-ар-хеологический очерк. Кострома: типо-лит. Е.В. Фальк, 1909. — 42 с.

6. БарановВ.С. Намогильная плита XVII века из фондов Костромского музея-заповедника // Музейный хронограф: Сборник научных трудов сотрудников Костромского музея-заповедника / Отв. ред. И.С. Наградов. — Кострома: Костромской гос. ист.-архитектурный и худож. музей-заповедник, 2010. — С. 149-159.

7. Диев М.Я., прот. Историческое описание Костромского Ипатского монастыря.— М.: в тип. А. Семена, 1858.— 90 с.

1 При пересчёте в современные меры веса использован словарь: РомановаГ.Я. Объяснительный словарь старинных русских мер. М., 2017. С. 114, 264.

2 Описание документов и бумаг, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. II. Ч. 1 (1722 г.). СПб., 1879.Стб. 461-462. № 311/960.

8. Костромской Ипатиевский монастырь / Под ред. И.В. Баженова / Изд. редакции Костромских Епархиальных Ведомостей. Кострома: Губернская тип., 1913. — 113 с.

9. Описание документов и бумаг, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. II. Ч. 1 (1722 г.). СПб.: в Синодальной тип., 1879. — 922 стб.

10. Островский П., прот. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря.— Кострома: в тип. Андроникова, 1870.— 305 с.

11. РомановаГ.Я. Объяснительный словарь старинных русских мер. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2017.— 304 с., ил.

12. Свод русских надписей / Corpus inscriptionum Rossicarum. URL: https://www.cir.rssda.su.

13. Строев П.М. Список иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. — СПб.: Археографическая комиссия, 1877. — Х с., 1064, 68 стб. (репр.: М., 2007).

14. Сырцов И.Я., прот. Усыпальницы Бояр Годуновых в Костромском Ипатьевском монастыре. — М.: т-во типографии А.В. Мамонтова, 1902. — 10 с.

15. УспенскийБ.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. — М.; СПб.: Нестор-история, 2017. — 344 с.

16. Яблоков А., прот. Первоклассный мужской Успенско-Богородицкий монастырь в городе Свияжске Казанской губернии. — Казань: типо-лит. Императорского Университета, 1906. — 175, IV с.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВЭ — Вопросы эпиграфики / Отв. ред. А.Г. Авдеев. М.: Русский фонд содействия науке и образованию

CIR — Corpus Inscriptionum Rossicarum / Свод русских надписей // htttps://www.cir.rssda.su.

Alexander G. Avdeev, PhD in history, associate professor of St'Tikhon's Orthodox University, research fellow of Dmitry Pozharsky University, Moscow, e-mail: avdey57@mail.ru OCRID: 0000-0001-7253-9126

WHITE STONE TOMBSTONE WITH EPITAPH TO SKHIMNIK OF TRINITY IPATIEVSKY MONASTERY ARCHIMANDRITE SIMEON (СШ074)

The paper is devoted to the publication of a white stone tombstone with an epitaph to the archimandrite of the Trinity Ipatievsky Monastery. The epitaph contains

information unknown from other sources about the biography of the archimandrite of the monastery of Simeon — the exact date of his death — January 21, 1711 — and reports that before his death he adopted a skhema. The epitaph itself, despite belonging to the time of Peter I, retains the traditional features of the tombstone epigraphy of Moscow Russia.

Keywords: epigraphy of Moscow Russia, Corpus Inscriptionum Rossicarum, Kostroma, Trinity Ipatievsky monastery, archimandrite, skhemamonk. Citation: Avdeev A. G. White stone tombstone with epitaph to skhimnik of Trinity Ipatievsky monastery archimandrite Simeon // Ipatievsky vestnik. — 2020. — № 4—Р. 83-90.

REFERENCES

1. Amvrosij (Ornatskij), arhim. Istorija Rossijskoj ierarhii. Ch. II.— Moscow: pri Sinodal'noj tip., 1810.— CXLIX, 658, 5 p.

2. Avdeev A.G. Valunnye nadgrobija XVI-XVII vv. iz Jaroslavskoj i Kostromskoj oblastej // Voprosy epigraphiki. Vyp. IV.— Moscow, 2010. P. 304-347.

3. Avdeev A.G. Valunnye nadgrobija Verhnevolzh'ja (Konec XV — vtoraja tret' XVIII v.): Voprosy genezisa, bytovanija i istochnikovedenija). M.: izd-vo PSTGU, 2015. — 400 p., ill.

4. Avdeev A.G., Svojskij Ju.M. Metody dokumentirovanija jepigraficheskih pamjatnikov Moskovskoj Rusi v ramkah Svoda russkih nadpisej (CIR) // Voprosy epigraphiki. Vyp. X.— Moscow, 2019.— P. 229-260.

5. Baranov V.S. Namogil'naja plita XVII veka iz fondov Kostromskogo muzeja-zapovednika // Muzejnyj hronograf: Sbornik nauchnyh trudov sotrudnikov Kostromskogo muzeja-zapovednika / Otv. red. I.S. Nagradov.— Kostroma: Kostromskoj gos. ist.-arhitekturnyj i hudozh. muzej-zapovednik, 2010. P. 149-159.

6. Bazhenov I. Kostromskoj Ipatievskij monastyr'. Istoriko-arheologicheskij ocherk.— Kostroma: tipo-lit. E.V. Fal'k, 1909. — 42 p.

7. Corpus inscriptionum Rossicarum. URL: https://www.cir.rssda.su.

8. Diev M. Ja., prot. Istoricheskoe opisanie Kostromskogo Ipatskogo monas-tyrja.— Moscow: v tip. A. Semena, 1858.— 90 p.

9. Jablokov A., prot. Pervoklassnyj muzhskoj Uspensko-Bogorodickij monastyr' v gorode Svijazhske Kazanskoj gubernii. — Kazan': tipo-lit. Imperatorskogo Universiteta, 1906.— 175, IV p.

10. Kostromskoj Ipatievskij monastyr' / Pod red. I.V. Bazhenova / Izd. redakcii Kostromskih Eparhial'nyh Vedomostej.— Kostroma: Gubernskaja tip., 1913.— 113 p.

11. Opisanie dokumentov i bumag, hranjashhihsja v arhive Svjatejshego Pravitel'stvujushego Sinoda. T. II. Ch. 1 (1722 g.).— Saint Petersburg: v Sinodal'noj tip., 1879.— 922 sp.

12. Ostrovski P., prot. Istoriko-statisticheskoe opisanie Kostromskogo pervo-klassnogo kafedral'nogo Ipatievskogo monastyrja.— Kostroma: v tip. Andronikova, 1870.— 305 p.

13. Romanova G. Ja. Objasnitel'nyj slovar' starinnyh russkih mer.— Moscow: Russkij fond sodejstvija obrazovaniju i nauke, 2017.— 304 p., ill.

14. Stroev P.M. Spisok ierarhov i nastojatelej monastyrej Rossijskija Cerkvi. — Saint Petersburg: Arheograficheskaja komissija, 1877.— X p., 1064, 68 sp. (repr.: M., 2007).

15. Syrtsov I. Ja., prot. Usypal'nicy Bojar Godunovyh v Kostromskom Ipat'evskom monastyre.— Moscow: t-vo tipografii A.V. Mamontova, 1902.— 10 p.

16. Uspenskij B.A., Uspenskij F.B. Inocheskie imena na Rusi. — Moscow; Saint Petersburg: Nestor-istorija, 2017.— 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.