Научная статья на тему 'Идеальная стихотворная эпитафия для идеального архипастыря: из века XVII в век xviii'

Идеальная стихотворная эпитафия для идеального архипастыря: из века XVII в век xviii Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
329
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИГРАФИКА МОСКОВСКОЙ РУСИ / РУССКАЯ ЭПИГРАФИКА XVIII В / СТИХОТВОРНАЯ ЭПИТАФИЯ / СИЛЛАБИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ / АГИОТИП / ПАТРИАРХ НИКОН / АРХИМАНДРИТ ГЕРМАН / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ АРХИЕРЕИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / EPIGRAPHY OF MOSCOW RUS / RUSSIAN EPIGRAPHY OF THE 18TH CENTURY / SYLLABIC PO ETRY / HAGIOTYPE / PATRIARCH NIKON / ARCHIMANDRITE HERMAN / EPARCHY HIERARCHS OF THE RUSSIAN OR THODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Авдеев Александр Григорьевич

В статье исследуются русские силлабические эпитафии эпохи барокко, активно бытовавшие в «кладбищенской» поэзии с последней четверти XVII в. до начала 1770-х гг. Сравнительный анализ эпитафий патриарху Никону, написанных в 1681/82 г. архимандритом Ново-Иерусалимского монастыря Германом, с эпитафиями провинциальным архиереям, созданными в конце XVII начале 1770-х гг., показывает, что им была разработана структура эпитафии идеальному архипастырю, сочетавшая агиотипы и биографические факты. В XVIII в. ей в той или иной степени следовали авторы эпитафий епархиальным архиереям. В основу создаваемого ими образа идеального архипастыря были положены агиотипы следования тезоименитым святым и доброго пастыря, кротко, милостиво и смиренно пасущего «словесное стадо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideal Poetic Epitaph for Ideal Preacher: from 17th to 18th Century

The article explores Russian syllabic epitaphs of the Baroque Era, which were very common in the “poetry” of the cemeteries from the last quarter of 17th century till the beginning of 1770s. Comparative analysis of epitaphs to patriarch Nikon, which were written in 1681/82s by Herman, the archimandrite of New Jerusalem Monastery, with epitaphs to provincial preachers, written from the end of 17th century till the beginning of 1770s shows that archimandrite of Novo-Jerusalem monastery Herman developed the structure of epitaph for an ideal preacher, which contained hagiotypes and biographic facts. It was followed in the 18th century by the authors of epitaphs for the Church hierarchs. The created by them basis of the ideal preacher’s image contained the hagiotypes of following the deeds of namesake saints and the image of Good Shepherd, Who herding graciously and humbly.

Текст научной работы на тему «Идеальная стихотворная эпитафия для идеального архипастыря: из века XVII в век xviii»

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Авдеев Александр Григорьевич, канд. ист. наук, доцент исторического факультета ПСТГУ 115184, Россия, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23 б

avdey57@mail.ru

2017. Вып. 74. С. 41-62

Идеальная стихотворная эпитафия

ДЛЯ ИДЕАЛЬНОГО АРХИПАСТЫРЯ! ИЗ ВЕКА XVII В ВЕК XVIII

А. Г. Авдеев

В статье исследуются русские силлабические эпитафии эпохи барокко, активно бытовавшие в «кладбищенской» поэзии с последней четверти XVII в. до начала 1770-х гг. Сравнительный анализ эпитафий патриарху Никону, написанных в 1681/82 г. архимандритом Ново-Иерусалимского монастыря Германом, с эпитафиями провинциальным архиереям, созданными в конце XVII — начале 1770-х гг., показывает, что им была разработана структура эпитафии идеальному архипастырю, сочетавшая агиотипы и биографические факты. В XVIII в. ей в той или иной степени следовали авторы эпитафий епархиальным архиереям. В основу создаваемого ими образа идеального архипастыря были положены агиотипы следования тезоименитым святым и доброго пастыря, кротко, милостиво и смиренно пасущего «словесное стадо».

Стихотворные эпитафии — одно из характернейших явлений силлабической поэзии восточнославянского барокко последней четверти XVII в., дожившее в России до начала 70-х гг. следующего столетия1. Родоначальником этого жанра в русской книжности стал белорусский монах Симеон Полоцкий, а первая реальная эпитафия была вырезана на надгробной плите малороссийского инока Епифания Славинецкого (f19 ноября 1675), похороненного в кремлевском Чудове монастыре.

С одной стороны, эти произведения отражают присущий тому времени интерес к человеческой личности: во второй половине XVII в. в Московской Руси возникла реальная потребность перехода от традиционной «фактографической» эпитафии, фиксировавшей лишь время кончины, к эпитафии «биографической», отражавшей curriculum vitae и индивидуальные черты конкретного человека. Однако «кладбищенская» поэзия этой эпохи не знает характерного для Западной Европы мотива кратковременности человеческой жизни и ничтожества всего земного, противопоставления удовольствий жизни безжалостной смерти, не приемлет она и популярных барочных тем «memento mori» и «vanitas vanitatis», заменяя их просветительским принципом стремления к «высшему наследству»2. Ее главные темы — устроение всего в мире (и в том числе смерти) по воле Божьей, уверенность в вечной жизни с Богом и со святыми — аллюзия на Погре-

1 Наиболее поздняя из известных мне стихотворных эпитафий, написанных в традициях силлабической поэзии, датируется 1772 г.

2Александрова И. Б. Поэтическая речь XVIII века. М., 2005. С. 18, 20—21.

бальный канон прп. Иоанна Дамаскина, — а также надежда на то, что стихи побудят читателя помолиться о душе усопшего.

Хотя в последние десятилетия в изучении силлабической эпитафии наметился определенный прогресс, связанный в первую очередь с исследованиями Л. И. Сазоновой, Ю. А. Лабынцева, Т. С. Царьковой, А. П. Богданова, Н. Б. Сукиной и автора этих строк3, многие вопросы ее бытования остаются слабо исследованными. К таковым относится проблема поэтических приемов, с помощью которых создавался идеализированный образ умершего. Одному из них и посвящена данная статья.

Две эпитафии патриарху Никону, написанные архимандритом Германом, наиболее близки житийному канону и агиографической топике. Вопрос о способах раскрытия духовного подвига патриарха Никона в написанных им эпитафиях был поставлен Г. М. Зеленской и развит в монографии, посвященной некрополю Ново-Иерусалимского монастыря, написанной ею в соавторстве с А. В. Свя-тославским4. Исследователи подчеркивают, что «житийно-летописный аспект» эпитафии выражен «в эмоционально-осмысленном и эстетически оформленном виде», и выделяют три главные темы биографии Святейшего, отраженные в эпитафиях, — следование Христу, крестоношение и стяжание терпения.

3 Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006; Лабын-цев Ю. А. Греко-«славенские» эпитафии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 1992. № 2. С. 102—108; Царькова Т. С. Русская стихотворная эпитафия XIX—XX веков: Источники. Эволюция. Поэтика. СПб., 1999.; Богданов А. П. Стих и образ изменяющейся России. Последняя четверть XVII — начало XVIII в. М., 2005; Сукина Л. Б. «Эпитафия Димитрию Ростовскому» Стефана Яворского в контексте культуры переходного времени // История и культура Ростовской земли, 2004. Ростов, 2005. С. 125—130; Она же. От «учителя» и «учительства» к «ученому мужу» и «учености»: образ «ученой» деятельности в русской эпитафии XVII века // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 3. С. 68—72; Авдеев А. Г. Старорусская эпиграфика и книжность: Ново-иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М., 2006; Он же. Барочные и агиографические черты в первой эпитафии Патриарху Никону архимандрита Германа // Человек в культуре русского барокко: Сб. статей по материалам международной конференции. М., 2007. С. 299—317; Он же. Стихотворная эпитафия черниговского полковника Якова Кондратье-вича Лизогуба // «Отголосок прошедшего в будущем»: Сб. научных статей преподавателей и аспирантов Исторического факультета. М., 2012. С. 80—92; Он же. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как феномен культуры восточнославянского барокко // Истоки и традиции славянской письменности и культуры: Материалы областной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (МГОГИ, 23 мая 2012). Орехово-Зуево, 2012. С. 70—101; Он же. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как феномен культуры восточнославянского барокко // Антропология литературы: методологические аспекты проблемы: Сб. научных статей: В 3 ч. Гродно, 2013. Ч. 3. С. 14—22; Он же. Стихотворная эпитафия Черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба // W krQgu problemow antropologii literatury. W strong antropologii niezwyklosci. Studia pod red. W. Supy. Bialystok, 2013. S. 19-30; Он же. Некоторые проблемы изучения русской стихотворной эпитафии последней четверти XVII — начала XVIII в. // ВЭ. Вып. VII: Материалы I Международной конференции «Вопросы эпиграфики». М., 2013. Ч. 2. С. 206-230; также: Он же. Наименование белокаменных и валунных надгробий в письменных памятниках Московской Руси // Вестник КемГУКИ. 2013. № 25. С. 261.

4 Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 315-316; Зеленская Г. М., Свя-тославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима: Историко-семиотическое исследование. М., 2006. С. 249-250.

В этих произведениях впервые был создан образ идеального первоиерарха Русской Церкви5. Они стали наиболее «тиражными» произведениями «кладбищенской» поэзии эпохи московского барокко, о чем свидетельствуют их многочисленные списки, встречающиеся в рукописях вплоть до середины XIX в., и публикации XVIII — начала XXI в.

Первая эпитафия (Прил. 1.1), начинающаяся фразой «гднь овраздЁ есть и плакидов», играла роль своеобразного вступления к стихотворному «житию» патриарха Никона, в которой архимандрит Герман сосредоточил внимание читателя на духовной стороне жизни и подвига Святейшего. Вторая («аще кто лювит милть вга к земным знати») (Прил. 1.2) отражала обязательные для житийного канона элементы — от происхождения патриарха до его смерти и погребения — и подчеркивала их назидательный характер6. Как жанр, типичный для эпохи барокко, обе надписи унаследовали одну из характернейших черт европейской стихотворной эпитафии — заданность на диалог с читателем7.

Определенное влияние творения архимандрита Германа оказали на эпитафию архимандриту Спасо-Преображенского монастыря в Новгороде Северском Михаилу (Лежайскому) (^ 16 июня 1699), написанную митрополитом Киевским и Галиц-ким Варлаамом (Ясинским), однако неясно, была ли она реальной или книжной8.

В России следы влияния второй эпитафии патриарху Никону прослеживаются в стихотворных надгробных надписях первой половины 30-х гг. XVIII в.

Таблица 1

Аналогии второй эпитафии патриарху Никону в надгробиях первой половины 30-х гг. XVIII в.

Вторая эпитафия патриарху Никону 30 мая 1735 г.: эпитафия Г. И. Окунькову; Москва, Ивановский монастырь, Иоанно-Предтеченский собор 26 декабря 1732 г.: эпитафия А. П. Салтыкову; Кострома, Богоявленско-Анастасиин монастырь

|1Л аще кто люки1, милть бга к Земным знати |1П км да1 иги1" дает се изволи читати |3 Аще похочешь имя и родъ мой познати, |4 Изволь сю слезную надпись прочитати |3 Аще о фамилш хощешь испытати, |4 Отъ какого бысть рода, можешь здЪ познати

Надгробия митрополитов Нижегородского Филарета ^ 4 октября 1693) (Прил. 5), Суздальского и Юрьевского Ефрема ^ 14 декабря 1754) (Прил. 4),

5 О них см.: Авдеев А. Г. Первая эпитафия патриарху Никону архимандрита Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Германа // Человек и мир человека: Сб. статей Всероссийской научной конференции 26 июня 2006 года. Вып. III. Ч. I. Рубцовск, 2006. С. 197—208; Он же. Барочные и агиографические черты... С. 299—317; Он же. Барочные и агиографические черты в первой эпитафии патриарху Никону архимандрита Германа // Вопросы теологии. Вып. 4: Материалы Четвертой международной богословской научно-практической конференции 16 марта 2007 г. Екатеринбург, 2007. С. 142—160.

6 Зеленская. Святыни... С. 320; ср.: Полякова С. Византийские жития как литературное явление // Жития византийских святых. СПб., 1995. С. 8.

7 Ср.: Новосадский Н. И. Греческая эпиграфика. М., 1914. Ч. 1. С. 7.

8 Доба гетьмана !вана Мазепи в документах / С. Павленко, сост. Кшв, 2008. С. 549.

епископов Вологодских Пимена (f 26 мая 1753) (Прил. 4.1) и Серапиона (f 22 апреля 1762) (Прил. 4.2) показывают, что силлабическая эпитафия удержалась в русской «кладбищенской поэзии» до времени Екатерины II. Это характеризует не столько отставание провинциальной культуры, сколько устойчивость укоренившихся в ней традиций московского барокко, особенно в среде высшего духовенства.

Одна из последних стихотворных эпитафий, созданных в традиции силлабической поэзии, находится на могиле епископа Псковского и Нарвского Гедеона (Криновского) (f 22 июня 1763) (Прил. 6), и ее поэтический строй ближе тоническому стихосложению. К концу стихотворения автор достигает почти правильного ямба, особенно в последней строке, с одним (абсолютно допустимым в силлабо-тоническом стихосложении) пиррихием. Тем не менее и в этой эпитафии чувствуется влияние творений архимандрита Германа.

Отдельного упоминания заслуживает цикл стихотворных эпитафий архиепископам Холмогорским и Важским—Афанасию (f 6 сентября 1702) (Прил. 2.1), Рафаилу^ 4 ноября 1711) (Прил. 2.2), Варнаве (f 8 октября 1730) (Прил. 2.3), Герману (f 25 июля 1735) (Прил. 2.4) и Аарону (f 7 мая 1738) (Прил. 2.5). Эти вирши, отличающиеся единством стиля и структуры, видимо, были написаны одним автором после смерти архиепископа Афанасия, но до кончины архиепископа Варсо-нофия (f 8 ноября 1759), чья эпитафия написана ямбом и имеет перекрестную рифму9. Все стихи написаны на таблицах под надгробными портретами архиереев на северной стене Спасо-Преображенского собора Холмогор. Над захоронениями стояли деревянные раки с «некрологическими» эпитафиями, написанными краской внутри картушей на лицевых сторонах10.

Возможным автором портретов и стихотворных эпитафий мог быть Иван Васильев сын Погорельский, который занимался иконописанием, участвовал в росписи Спасо-Преображенского собора при Холмогорском архиерейском доме и других храмов с 1691 до середины 1750-х гг. Он не был чужд портетной живописи и книжности: по гипотезе В. Г. Брюсовой, впоследствии подтвержденной К. Н. Сербиной, И. В. Погорельский является наиболее вероятным автором Двинской летописи, доведенной до середины XVIII в.11

Не исключено, что оформление некрополя наследовало традиции Малороссии, где на стенах храмов у могил ктиторов и архиереев вешались их живописные портреты с эпитафиями и фамильными гербами12. Примером тому является портрет свт. Феодосия, архиепископа Черниговского и Новгород-Северского

9 РПН-1. М., 1914. С. 130-131.

10 См.: Милььчик М. И. Разгадка загадки портретов архиепископа Афанасия, или Еще раз об их атрибуции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. научных статей. Вып. III / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб., 2013. С. 254-257 (прослежена судьба только надгробного портрета архиепископа Афанасия).

11 Брюсова В. Г. Холмогорский летописец и художник XVII в. (об одном из авторов Двинской летописи) // ТОДРЛ. 1961. Т. XVII. С. 445-453; Сербина К. Н. Двинской летописец // ВИД. Т. V. Л., 1971. С. 196-214; см. также: Словарь русских иконописцев XI-XVII вв. / И. А. Кочетков, ред.-сост. М., 2009. С. 484.

12 Таирова-Яковлева Т. Г. Повседневная жизнь, досуг и традиции казацкой элиты украинского гетманства. СПб., 2016. С. 172.

^ 1696), в нижней части которого написана эпитафия, принадлежащая перу его преемника — Иоанна (Максимовича). Тем не менее на содержание холмогорских эпитафий существенное (а иногда и определяющее) влияние оказали эпитафии патриарху Никону, тем более что их создатели оказались в ситуации, когда в коротком стихотворном произведении, ограниченном эпиграфическим полем, было необходимо увековечить образ идеального архипастыря. Поэтому необходимым «подспорьем» оказались созданные архимандритом Германом агиотипы как источник, указывающий на произрастание пастырских добродетелей, а также созданный им образ идеального архипастыря, приложимый к иным архиереям.

В качестве примера приведу эпитафию митрополиту Нижегородскому Филарету (Прил. 5):

Таблица 2

Сравнение эпитафий патриарху Никону и митрополиту Нижегородскому Филарету

Вторая эпитафия патриарху Никону Эпитафия митрополиту Филарету

|1Л аще кто люкит миЛч бга к земным знати I1 Кто любитъ милость Бога къ земнымъ знати

|1П км да мгим дает се изволи читати |2 Благимъ даетъ дар се! изволи читати

|2Л ЗДЁ прицк о лЭжаще" во грокЭ се"! внима" |3 Пришедъ здЪ о лежащемъ во гробЬ познай

|2П сУщи в мирЭ всА како той отви поНай |4 Въ мiрi суща вся той остави внимай

|6Л маНе" дивны" даде емУ стражУ стада |5 Дивнымъ машемъ стражу даде ему стада

|6П потави и кгх пастырА все™ си ограда |6 Постави его Богъ паствы Нижняго Нова града

|7Л арх'ереА рУсии всей преименита |7 Нижнему и прочимъ градомъ Архiерея преименита

|7П и Кца стёйша всЭм к[онцемх знаменита] |8 И преосвященство его всей Низовскя земли знаменита

|4Л единх в [кожео&е!с]тЭй немалои пУстыни |4П К печа_ лей !шем живяше в стыни I11 Отъ печалей удалихся, живяше во святыни, |12 Единъ въ келлш Богоугодно под-визася, яко въ пустыни

|9Л вся док!е ш"сть [лЭт с црем] в' овЭте исправлша |9П УзрЭ враг того многих ^ бЭдъ л[ютх востав]лша |10Л рет тУ зрА он во окител сходи1, вокренскУ |9 Онъ же Господинъ Филаретъ митропо-литъ, престолъ свой оставльше |10 И во обитель Пречистыя Троицы и чудотворца Макар1я прешедше

Безвестный ее составитель, не имея поэтического дара, почти полностью заимствовал эпитафию патриарху Никону, либо опустив первые слова, начальные буквы которых составляли акростих, либо поменяв их порядок (стк. 5). Он сократил те строки первоисточника, которые не соответствовали биографии митрополита Филарета, например стк. 3, 8, 11—25. Далее составитель отредактировал строки, имевшие некоторое сюжетное сходство с биографией усопшего митрополита, в ряде случаев переставив местами, но сохранив в неприкосновенности рифмы образца. Для некоторых строк был избран иной способ — они были

соединены, а рифмы видоизменены, при этом не всегда удачно. Авторскими в эпитафии митрополиту Филарету остаются две заключительные строки, в которых сообщается о принятии им перед смертью схимы под именем Феодосия, да и в тех рифма выбрана не без влияния стк. 3 эпитафии патриарху Никону.

Архимандрит Герман сделал агиотипы основой, к которой была привязана биография патриарха Никона. Той же схеме следовали авторы эпитафий епархиальным архиереям, отбирая факты, в наибольшей степени соответствовавшие следованию агиотипу. Как и Герман, они пытаются построить идеальный образ, восходящий к евангельской притче о добром пастыре13, на которой в данном случае основан агиотип следования Христу. Наиболее информативной оказывается эпитафия митрополиту Афанасию (Прил. 2.1). Как подражатель Христа, он добрый и бодрый пастырь, а его несомненными заслугами признаются борьба с расколом и миссионерская деятельность (стк. 13—14, 16). Эпитафии архиереям Синодального периода менее конкретны, что, видимо, объясняется изменившейся ролью Церкви в русском обществе. Их авторы ограничиваются сухими биографическими данными — происхождением архиерея, ступенями его монашеского подвига и длительностью управления епархией. Митрополит Аарон — «добрый пастырь», который кротостью, милостью и смирением был «образом» (образцом) своему словесному стаду. Автор эпитафии епископу Ефрему мог только сказать, что его «адресат» был незлобив, каковым и должен быть архиерей, а автор эпитафии епископу Серапиону отметил лишь его управление «словесным стадом», которое он пас «словомъ и дЬломъ».

Следующий блок агиотипов раскрывает взаимоотношения пастыря и паствы. В первой эпитафии архимандрит Герман называет патриарха Никона «мо-лебником нашим к Богу» (стк. 6Л) и «любезным пастырем всех нас» (стк. 7Л), во второй — «стражем стада» и богопоставленным «пастырем всего си ограда» (стк. 6). Для авторов эпитафий епархиальным архиереям эта тема является основной и менее зависит от виршей Германа.

Таблица 3

Характеристики епархиальных архиереев в стихотворных эпитафиях

Митрополит Холмогорский и Важский Афанасий (Прил. 2.1) Митрополит Суздальский и Юрьевский Ефрем (Прил. 4) Митрополит Холмогорский и Важский Аарон (Прил. 2.4) Епископ Вологодский Пимен (Прил. 4.1) Епископ Вологодский Серапион (Прил. 4.2)

|7 И с1е дЬломъ исполни, |8 <...> Слова безсмер-тнаго |9 Бысть во всемъ подражатель, тЬмъ и мысленнаго |10 Стада Его добръ и бодръ |13 Удивися! ЗдЬ могш овцы добрЬ пасти. |14 Не возможе отъ волка смертна-го ся спасти. |15 Умилися! Слезами многими орошенъ. |2 Виждь образъ положенна въ сда гробницу |3 Пастыря епарх1и Архан-гелогородской |4 И учителя добра и Холмо горской |24 И здЬ |14 Каковъ же Арх1ерей былъ, всякш дозна-етъ, |15 Что такой, каковъ быти подобаетъ |13 Паслъ и здЬшнее стадо шесть лЬтъ словомъ и дЬломъ

13 Ин 10. 1-16.

Митрополит Холмогорский и Важский Афанасий (Прил. 2.1) Митрополит Суздальский и Юрьевский Ефрем (Прил. 4) Митрополит Холмогорский и Важский Аарон (Прил. 2.4) Епископ Вологодский Пимен (Прил. 4.1) Епископ Вологодский Серапион (Прил. 4.2)

пастырь поставленный |16 Образа незлоб1я и пастыря лишенъ Приморш добрый пастырь и учитель; |25 И воистину пастырь добрый бысть и отецъ, |26 И душу по-лагаше за сло-весныхъ овецъ, |27 До всЬхъ кротокъ, мило-стивъ, смиренъ ся являше, |28 Образъ словес-ну стаду своему бываше

Таким образом, можно видеть, что структура эпитафии идеальному архиерею, сочетавшая агиотипы и биографические факты, была разработана архимандритом Германом. В XVIII в. этой структуре в той или иной степени следовали авторы эпитафий епархиальным архиереям. В основу создаваемого ими образа идеального архипастыря были положены агиотипы следования тезоименитым святым и доброго пастыря, кротко, милостиво и смиренно пасущего «словесное стадо», что раскрывается на фактах биографии.

ПРИЛОЖЕНИЕ Эпитафии патриарху Никону и епархиальным архиереям

1. Ново-Иерусалимский монастырь Воскресенский собор. Придел Усекновения главы Иоанна Предтечи

1. 1681 г. 26 августа

Первая стихотворная эпитафия патриарху Никону. Изд.: 1. С. 121—124. № 1 (по собственной копии).

[гднь окра4здЁ есть и плакИдов] [единх 11оз1ША кжма люкве дн"сь] [рода не спёхомх ивисА стИтель] [мно по тЭ поем трУ тАжка вк Уса] [аки столпх каменнх ИлИ крЭпкИ от древ] [нИконх оцх И молёкникх наш'/, к к'гУ|

[тУ лежИтх вторым вх терпён!" Ги>вх] [показанУе неложное намх в"сь] [кж1имх сУдомх кысть всёмх правИтель] [не пр1Ат КнЮ протИ'на ИскУса] [стоАше тве'рдо ико в' нко доспёв] [приве'ды" в мгость члкх часть многУ]

5

| никои/, люкезми" пастырь насъ] [аки дамила t рова печали] [пресёче сты" црь пребы'шМ^ дёло]

г 1 д. ^_|

[и]зрАны" кжм" дар тезоименит [сам] приме в мёсто еже йвМ творец/ [а] ще и не зрЁ Яко ^отЁ жива

[сего возне« паки црьскУи гласъ | [в ниже до сме'рти того ка^У вдали] [явлаа свое въ ьл гости цёлш] .мюдорх |в ликви к кгУ не Кменигх] полож цЭл[Я вре" иже пол отец] но то" мол[итх за црА ьлгочестива]

2. Вторая стихотворная эпитафия патриарху Никону, установленная вертикально в изножии его гробницы.

Изд.: 1. С. 124—142. № 2 (по собственной копии).

Надпись находится in situ. Сохранность текста, особенно в левой части, плохая.

аще кто люьит милть кга к земным знати здЁ прише" о лежащем во гроьЭ сем^ внимаи горни" ища р[одите]л велми ^рече'си брнх в [кожео&е!]стЭи немалои пУстыни рвы врага и всЭ" пУты Удоь пре^ождаше манУе" дивным даде емУ стражУ стада дрХ'ереА рУсии всей преименита никона патриа^а невЭ'ным всЭм ст»ашна вся доь'Э шесть [лЭт с црем] в" овЭтЭ исправлша повиже в началны и менши завить деръскУ аые зиждет в оьра иерлимскш мёсто всЭ" стратеи спса и гроьа стаго Яко давида присно тал помиметх тал зрА д!авол ^ &л[о]ьы не престает От мёста се™ в немже поживе девят годов тщате*нЭ в Знании живот си проводи ЦрА егда воздвиже к томУ ьлгосе!да длеХГевУ цр'и по^валУ и славУ самоде1жца велики" црствъ тако пресла'на £гож! в млти оцъ Узъ ско1ьи свободе" положисл и во гроьъ цркима рУкама и елико в памлти творимсл всЭм явно стократно водаища црь ьга подражал

г [Уста в д]в'адеслть

с шесты за си

пр [ии ] де

9

10

У в маде'жди оставл • зе"ма к мемУ же мЫ

24

25

кш да» ьлгим дает се изволи читати

сУщя в мирЭ всл како той остави понай

/ ^ / / братства анзе! при мори монаом спричтесл

^ печали Уал"ен живя[ше в] стыни

Хранити братство ради тЭ" принУжденъ ьяше

потави и ьгъ пастырл все™ си ограда

и Юца стёйша всЭм к[онцемх знаменита]

слговъ правы" вЭры дЭлъ снискателя яна

УзрЭ враг того многа"К ьЭдъ л[итъ востав]лша

рет тУ зрА он во оьител с^одит вокренскУ

^ г 'Л ■■ ^ ..

воскреша™ [вел]и1 храм яко палестинки! У тЭ" же наидене и кр'та честнаго сн'ство имже пр1А^ом да не заьывае[тх] огнь сеьЁ погнЭщал того изгонлет ликеный сове>шал повиг мно^ трУдов в лёто плтонадеслт то™ ьгх воврати ,ми5дора и ко всеей цркви милосерда чадо ьлго отчю четь сотво>ша всЭм правУ всел рУси влкУ яко преизрлна в' воли кг[а п]рестависл лёты доволЭн спри,тен а!х|'ерееомъ паки тогож Устнама седмь тыслщ сто осмьдесят девАта™ славно деевятдеслт деевят агнъ оставлша являА госпоственно положи яко той и>иде моласа зовем покои д^ъ его съ стыми •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

7

15

20

22

2. Холмогоры. Спасо-Преображенский собор

1. 1702 г. 6 сентября

Изд.: 14. С. 682-683; 35. С. 57-58 (гражданским шрифтом). Надпись в отдельной рамке под надгробным портретом. Эпитафия утрачена в советское время.

Его же образъ зриши, здЬ есть положенный, Отъ временной ко вечной жизни преселенный, Въ м1р% зовомъ Алексш, по имени живый, Человека Бож1я дЬлы изъявивый. 5 Егда же суетнаго м1ра отвержеся,

Аеанасш во иноцЬхъ къ тому наречеся. И с1е дЬломъ исполни, Слова безсмертнаго Бысть во всемъ подражатель, тЬмъ и мысленнаго Стада Его добръ и бодръ пастырь поставленный, 10 И здЬ арх1епископъ первый учиненный,

Году семь тысящъ сто девятдесять бывшу, Кресту третго поста недЬлю явившу. Поставленъ же, претерпЬ мног1е мятежи, Препирая разумно расколовъ падежи. 15 Къ стаду свЬтильникъ изрядный пршде скорый,

Просвети учешемъ Вагу и Холмогоры, Двадесять лЬтъ и полъ престолъ сей правляше, ВсЬхъ шестьдесять и полтора въ живыхъ пребываше. Двести же первый на десять егда годъ пршде, 20 Къ Пастыреначальнику пастырь сей отъиде

Септемвр1я въ шестый день мзду воспр1яти Отъ Бога, иже имать всякому воздаяти. ЧеловЬкъ же всякъ, чтяй, сердцемъ умилися И о спасенш его души помолися. 25 За подъятые въ паствЬ труды усерднЬйшш

Вечная тебЬ память, о пастырю добрЬйшш

2. 1711 г. 4 ноября Изд.: 35. С. 731-732.

Надпись в отдельной рамке под надгробным портретом. Эпитафия утрачена в советское время.

Взирая на образъ, зри аки бы самого Пастыря Рафаила, пастыря добраго, Иже во гробЬ тЬломъ здЬ опочиваетъ, Душею въ селеншхъ вЬчныхъ пребываетъ. 5 ВсЬмъ всеявно, добрый бо бЬ въ Церкви учитель,

ВЬры православной и дЬлъ добрыхъ рачитель.

Родися на ПодолЬ въ Каменци, градЬ славнЬ, Отъ родителей вЬрныхъ, идЬже возраста явнЬ; Благочестива давно, что и корень являетъ, 10 ВЬру своего родства вЬрно прославляетъ.

Въ славу же вЬчну за разумъ и добрыя дЬла Жезлъ пастырскш и вЬ нецъ вышняя дала сила. Имя его въ м1рЬ бЬ Романъ нареченный, Во иноцЬхъ же сущ1й Рафаилъ реченный. 15 Той сладкопЬсненна и сладкоглаголива

Себе сотвори терпЬлива, здрава и ангельски жива. Къ сему прозвашемъ Краснопольскш званный, Въ многихъ учен1ихъ въ разумъ многъ познанный, Наченъ учитися и много себе утруждаше, 20 При всякомъ случаЬ въ труды Бога призываше.

Въ царствующш градъ, въ училище призванный, ИдЬже первенствуя, въ разумъ православный Многихъ сыновъ Росс1йскихъ привелъ и наставилъ, Три лЬта и полъ сущи мудры далъ уставы. 25 ТЬмъ въ вышн1й чинъ возведенъ въ Симоновскш славный

Монастырь архимандритомъ за трудъ его явный. И тамъ не усыпаше, аки отецъ добрый, Бысть всЬмъ монахамъ образъ и наставникъ бодрый; Три лЬта и полъ добр обитель правяше, 30 ДобродЬтельми всЬми всЬхъ превосхождаше.

ЛЬта тысяща семьсотъ осмаго бывшаго Избранъ во арх1ереи Владыки Вышняго Благоволен1емъ въ день субботный похвалы Богородичной, въ постъ святъ вЬнецъ пр1ятъ хвалы. 35 Возшедый же на престолъ право правилъ слово

Истины, еже имЬлъ изъ устъ всегда готово. Не укрылся градъ сей мудръ, верху Холмогорской Горы стояй, но свЬтъ всей странЬ былъ Поморской. Словомъ и учешемъ благовЬствоваше, 40 Отъ тмы невЬдЬшя многихъ въ св тъ справляше.

По тр1ехъ лЬтЬхъ и полъ самъ душу положи Добрый пастырь за овцы на смертномъ ложи. Тысяча семьсотъ первонадесята лЬта Къ Пастыреначальнику прейде съ сего свЬта, 45 Въ день четвертый ноября скончалъ течете,

Мзду трудовъ пр1ялъ вЬчно упокоен1е. Ты же, всякш человЬче, сущ1й на той стези, Умилно, се прочитавъ, пролш твоя слезы И за усопша душу возшли къ престолу всЬхъ Владыки 50 Усердный гласъ, да причтетъ его душу съ ангельскими лики

И упокоитъ въ безконечные вЬки. Аминь.

3. 1730 г. 8 октября Изд.: 35. С. 129-130.

Надпись в отдельной рамке под надгробным портретом. Эпитафия утрачена в советское время.

Зряй на образъ сей, виждь здЬ тЬломъ положенна, Душею же въ Господни дворы преселенна, Пастыря епархш Холмогорской добра И учителя стада словесна бодра, 5 Иже въ Вышни отъ вЬрныхъ родитель родися,

Отъ вЬры и добрыхъ дЬлъ вездЬ прославися И бяше фамилш по премногу славны, Въ гербахъ же Волостковскш повсюду познанный. Имяше бо три креста гербъ свой родовитый, 10 Знамя вЬры Христовой и щитъ знаменитый.

Се знамеше въ гербЬ крестъ святый тройственный Являетъ честна, славна въ силЬ множественной. Имя же ему въ м1рЬ Василш бЬ данно, Въ монасЬхъ же Варнава преименованно. 20 Сей отъ юности своей наукамъ внимаше

И въ нихъ сверстниковъ своихъ велми преспЬваше, ПослЬдуя своему патрону велику Василго и обрЬтъ благодать толику, Что и въ школахъ Юевскихъ бысть добрый учитель 25 И апостольскихъ сущш предан1й ревнитель.

ПослЬ даже въ Московскихъ учитель вчинися И проповЬдникъ слова Бож1я явися. Тысящнаго же седмь сотъ втораго на десять Августа мЬсяца въ день четвертый двадесять, 30 Въ праздникъ Митрополита Петра Святителя

И пастыря Россшска, добра учителя, На престолъ Холмогорскш бысть возведенъ И арх1ерейскимъ саномъ бЬ предпочтенъ, Иже осьмнадесять лЬтъ Церковь управляше 35 И стадо словесное усердно пасяше,

ИдЬже бо сфундовалъ трудомъ своимъ школы И учен1емъ своимъ укротилъ расколы И плевельное оныхъ учен1е развЬялъ, Евангельское же слово повсюду разсЬялъ; 40 ДобродЬтельми присно, яко кринъ, цвЬтущ1й

И по благочестго бысть поборникъ сущ1й. ИмЬяше бо на всякъ часъ вЬру несомнЬнну Къ Богу и ко всЬмъ людемъ любовь непремЬнну. Воистину Варнава бысть мужъ смирен1я, 45 Святитель великш и сынъ утЬшешя.

Въ тысящномъ убо седмьсотъ тридесятомъ годЬ ,

Октоврiя осмаго въ пятый часъ въ исходЬ Преселися въ вЬчное блаженство къ Богу За труды премнопе прiяти мзду многу. 50 ТЬмъ всякъ, приходящъ къ сему гробу, умилися

И за усопша душу усердно молися, Да въ селешяхъ Господь праведныхъ учинитъ И между святителей лики ю да вселитъ На вЬки вЬковъ. Аминь.

4. 1735 г. 25 июля Изд.: 35. С. 191-192.

Надпись в отдельной рамке под надгробным портретом. Эпитафия утрачена в советское время.

Читателю, зриши: здЬ пастырь и отецъ, Присный словесна стада Христовыхъ овецъ. Григорш отъ купЬли святыя по имени речеся, По отверженш же мiра Германъ наречеся. 5 Тому послЬдуя, въ дЬлахъ прославися

И присный подражатель въ жизни явися. Въ Полши отъ вЬрныхъ родитель въ мiръ произведенъ И первЬе во град Юев началомъ изученъ, ПослЬди же совершенно наукъ философскихъ 10 Во градЬ ЛьвовЬ достиже, таже богословскихъ.

Оттуду вся уметы ни во что же вмЬнивъ, Жипе сего свЬта на ино премЬнивъ, Да Христа прюбрящетъ токмо Единаго И тЬмъ получитъ едино вЬчно благо, 15 Мiрскiя суеты въ конецъ отвержеся,

Въ Юевопечерской ЛаврЬ пострижеся, Отъ рождешя лЬта бЬ тридесятаго. Тамо же потрудися до лЬта пятаго Въ проповЬдЬхъ Божiя слова; послЬди же 20 Царствующаго града Москвы достиже

И тамо школъ латинскихъ бЬ учитель И присный вЬры Христовой ревнитель, Всюду противясь вражшмъ навЬтомъ Богословскаго ученiя истиннымъ свЬтомъ. 25 Благоволенiемъ Бога Отца Вседержителя

И д%йствiемъ Святаго Духа-УтЬшителя На архiерейскiй престолъ Архангельску граду Добрый учитель вмЬстЬ и Холмограду Въ достойну мзду трудовъ рукоположенъ, 30 Въ Московскомъ Успенскомъ соборЬ посвященъ.

Носилъ въ душЬ своей апостольску ревнрсть И завсегда при случаЬ являлъ онъ Божiю дерзость,

Уча и размножая непрестанно школы, Весьма былъ бдителенъ, истребляя противныхъ расколы, 35 ТЬмъ просвещая Поморскую страну,

Истиннымъ свЬтомъ бывая своему стаду ДЬломъ, словомъ, учешемъ медоточнымъ, И братолюбiемъ и жительствомъ своимъ непорочнымъ, Якоже требЬ Божiю арх1ерею, сый, 40 ДобрЬ, богоугоднЬ Церковь святу пасый

Въ страсЬ Божiн ровно четыре лЬта, И съ миромъ ко Господу отъиде отъ сего свЬта, ЛЬта отъ рожденiя своего пятьдесятъ Мзду отъ Господа Бога за труды свои взятъ, 45 Отъ рождества же Господа 1исуса Христа

Тысяща семьсотъ пятотридесять наста, 1юля двадесять пята испить смертну чашу, По прошествш полунощи въ шестомъ часу. Всякъ, приходяй сЬмо, зри на сiе, прочетъ, 50 Да не престанетъ Бога молити, да причтетъ

Въ свЬтлостяхъ своихъ со святыми своими лики И упокоитъ его въ безконечные вЬки. Аминь.

5. 1738 г. 7 мая Изд.: 35. С. 1-2.

Надпись в отдельной рамке под надгробным портретом. Эпитафия утрачена в советское время.

Приходяй къ сему гробу, виждь сш таблицу, Виждь образъ положенна въ сто гробницу Пастыря епархш Архангелогородской И учителя добра и Холмогорской. 5 Ему жъ въ м1р% имя Алексш званъ бывый,

Человека Бож1я дЬлы изъявивый. Отъ родителю вЬрну въ БЬлградЬ родился И святый тезоименита ревнитель явился. Вся красная уметы вмЬнивъ м1ра сего, 10 Въ пятонадесять лЬто возраста своего

Въ Никольскомъ монастыре былъ архимандритомъ, Тысяща седмьсотъ (въ) тридцать четвертомъ годЬ Присудствовалъ членомъ въ СинодЬ, ИдЬже труждаяся въ томъ года съ полтора 15 Писася архимандритомъ Духа Пресвятого

ЛЬта тысяща седмьсотъ тридесять пятого, МЬсяца декабря въ день двадцать осмый, вскорЬ, Въ недЬлю по РождествЬ Iисуса ХристовЬ, Въ царствующемъ великомъ Петербург^ градЬ,

20 СрЬтешя Господня во Дворцовомъ храмЬ

На арх1ерейск1й престолъ возведеся, Архангелоградск1й и Холмогорск1й наречеся; И бысть Церкве Христовы присный рачитель И здЬ Примор1и добрый пастырь и учитель; 25 И воистину пастырь добрый бысть и отецъ,

И душу полагаше за словесныхъ овецъ, До всЬхъ кротокъ, милостивъ, смиренъ ся являше, Образъ словесну стаду своему бываше, Два лЬта на престолЬ пребывая, 30 Право правя, истины слово исправляя,

И тако данный престолъ свой добрЬ управилъ, ТлЬнное м1ра сего жит1е оставилъ. Поживе же въ семъ вЬцЬ всЬ пятьдесять лЬтъ И съ миромъ ко Господу прейде на онъ свЬтъ 35 Году тысяща седмьсотъ тридесять осмого,

Въ день недЬльный, мЬсяца ма1я дня седмого Достойну мзду отъ Бога за труды свои пр1яти, Юже обЬщаеть Богъ любящимъ даяти. ТЬмъ убо, аще къ сему ты гробу приходишь, 40 Молить преставлены, да не празденъ отходишь;

Но молися къ Творцу, всЬхъ ВладыкЬ и Богу, За что и самъ получишь отъ Него мзду многу, Да, идЬже есть соборъ преподобныхъ ликовъ, Вчинить Богъ душу его во вЬки вЬковъ. Аминь.

3. Вологда. Софийский кафедральный собор

1. 1753 г. 26 мая

Изд.: 25 (гражданским шрифтом); 28. С. 66 (гражданским шрифтом); 35. С. 680 (по публикации Н. Суворова, гражданским шрифтом).

В настоящее время надгробие скрыто под деревянным футляром, и проверить степень его сохранности нет возможности.

Преосвященный Пименъ здЬ лежитъ тЬломъ; Въ м1рЬ званъ Петръ Савеловъ. Знатенъ словомъ, дЬломъ; Слово премудростго бысть въ немъ растворенно, Жит1е жъ благими дЬлы изпещренно. 5 Полковничьи сынъ природы; чрезъ оружье вЬрно

Заслужилъ капитанск1й рангъ, а потомъ чрезмЬрно Разженъ къ Богу любовго, сталъ монахъ изрядный, Въ Флорищевой пустынЬ всЬмъ былъ образъ взглядный; Тажъ Архимандритъ Тольск1й, тажъ Ипатск1й почтеся,

10 Тажъ сЬмо на Епископль престолъ возведеся —

В Петровъ день. Паслъ церковь лЬтъ тринадцать безъ мала, Вся жизнь его въ семьдесять и пять лЬтЬхъ стала, Почилъ въ тысяча семьсотъ съ треми въ пятдесятомъ ГодЬ, Ма1я во дни съ шестью въ двадесятомъ. 15 Каковъ же Арх1ерей былъ, всякш дознаетъ,

Что такой, каковъ быти подобаетъ. Погребенъ Геннад1емъ онъ Преосвященнымъ, Епископомъ Костромскимъ съ соборомъ священнымъ, Пятаго-на-десять дня 1юня въ томъ же годЬ: 20 Жаль по себЬ оставилъ не малу въ народЬ.

2. 1762 г. 22 апреля.

Изд.: 25; 28, с. 67 (по собственной копии); 35, с. 782-783 (по публикации Н. Суворова).

В настоящее время надгробие скрыто под деревянным футляром, и проверить степень его сохранности нет возможности.

ЗдЬсь во гробЬ Епископъ тЬломъ почиваетъ Серашонъ, но духомъ въ небЬ обитаетъ; Въ м1р% званъ былъ Симеонъ, но измЬни имя Въ ЮевЬ, гдЬ плодъ снискалъ учен1й и сЬмя 5 Подъ спудомъ светильника не скры добродЬтель,

Но на верху быть ему восхотЬ СодЬтель. Архимандритъ будучи монастыря славна Колязина, трудами показа ся хвальна, На кои удостоенъ преславна града 10 Викар1емъ и Пастыремъ словесна стада.

Но за благочеспе, чтобъ с1яло болЬ, На престолъ церкве сея переведенъ оттолЬ. Паслъ и здЬшнее стадо шесть лЬтъ словомъ и дЬломъ; Но лЬта два и полъ, ахъ! недвижимъ былъ тЬломъ; 15 Пятьдесять семь лЬтъ имЬвъ отъ своего роду,

Семьсотъ шестьдесять и втораго году, Двадесять во вторый день мЬсяца апрЬля Въ болЬзни его душа разлучалась тЬла; 1юня въ день восьмый покрыся землею, 20 Провожденъ Сукцессоромъ и паствою своею.

4. Суздаль. Соборный храм Рождества Богородицы 1754 г. 14 декабря

Надпись на белокаменной плите, установленной на северной стороне храма, слева от надгробия.

Изд.: 23. С. 178—179 (гражданским шрифтом); 35. С. 294 (по публикации Анании Фёдорова, гражданским шрифтом). Утрачено.

Что подъ симъ камнемъ есть, хощеши ли знати. Сокровище еже смерть намъ дерзну отъяти. Мужъ святъ преосвященный Ефремъ родомъ Сербинъ. Безмолвнымъ же жит1емъ вторый Ефремъ Сиринъ. 5 Янковичь, отечествомъ Скопья Сербска града.

Пастырь девятнадцать лЬтъ Христова стада. Прежде Пятицерквенскш, потомъ митрополитъ Суждальскш. Небольше седмь мЬсяцъ и троихъ лЬтъ. Седмь сотъ десятъ втораго, прейде съ сего свЬта. 10 Марта десять осмаго, своего же лЬта

Пятдесятъ четвертаго. Премнопе вЬки Достоинъ жити въ пользу между человЬки. Удивися! здЬ мог1й овцы добрЬ пасти. Не возможе отъ волка смертнаго ся спасти. 15 Умилися! слезами многими орошенъ.

Образа незлоб1я и пастыря лишенъ. Помолися! Не токмо бо бЬ благонравенъ, Но и тебЬ естествомъ человЬкъ бЬ равенъ. Да агнецъ непороченъ, вземляй грЬхи м1ра. 20 Причтенна своимъ овцамъ не оставитъ стада сира.

5. Нижний Новгород. Троицкий кафедральный собор

1693 г. 4 октября

Белокаменная плита. Утрачена при строительстве Спасо-Преображенского собора Нижнего Новгорода в 30-е гг. XIX в.

Рук.: РГБ НИОР. Ф. 256 (Музейное собр.). № 177. Ед. хр. 13. Л. 103 об. - 104 (список первой четверти XIX в., гражданским шрифтом, с сохранением буквенной цифири).

Изд.: 20. С. 38—39 (гражданским шрифтом); 21. С. 272 (церковнославянским шрифтом).

Эпитафия утрачена при строительстве нового Спасо-Преображенского собора Нижнего Новгорода в 30-е гг. XIX в.

Кто любитъ милость Бога къ земнымъ знати, Благимъ даетъ дар се! изволи читати. Пришедъ здЬ о лежащемъ во гробЬ познай, Въ мiр% сцуща вся той остави внимай. 5 Дивнымъ машемъ стражу даде ему стада,

Постави его Богъ паствы Нижняго Нова града, Нижнемцу и прочимъ градомъ Архiерея преименита,

И преосвященство его всей Низовсыя земли знаменита. 11 Онъ же Господинъ Филаретъ митрополитъ, престолъ свой

оставльше

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 И во обитель Пречистыя Троицы и чудотворца Макар1я

прешедше,

Отъ печалей удалихся, живяше во святыни, Единъ въ келлш Богоугодно подвизася, яко въ пустыни, И тамо во святую равноангельскую схиму облечеся, Преименованный Феодосш наречеся.

Пасе церковь Нижегородской митрополш гТ л%тъ, три месяца. Пребысть въ обители въ воздержательномъ и постническомъ своемъ житш п л%тъ, три месяца, £ дней. Погребенъ Преосвя-щеннымъ Павломъ Митрополитомъ Нижегородскимъ и Алатор-скимъ. Отъ создашя св%та /з"св л%та, октобр1а д дня.

6. Псков. Троицкий кафедральный собор

1763 г. 22 июня

Изд.: 16. С. 69-70 (гражданским шрифтом); 13б. С. 32-33 (гражданским шрифтом).

3дЪ прйшедъ прошу, всякъ остановись, И прочести прилежно се не обленись; Узришь здЬ все лютое, что смерть содЪваетъ, Яко и столпы Церкви она подс%каетъ 5 3дЬ погребенъ Гедеонъ, Гедеонъ всеславный,

Псковскiя Епарх1и Пастырь православный, Столпъ Россшсыя Церкви, по в%р%, ревнитель, ПроповЪдникь, Бож1я слова учитель, Пастыремъ добрымъ образъ, честь и Богословомъ, 10 Остави Церкви р%чи премудрыя словомъ.

Иже въ 37 мъ л%тъ преставися къ Богу, Оставя слезы и печаль паствы своей многу. По л%т%хъ же егда Христосъ воплотися, Какъ седмь сотъ 62 къ тысящи свершися. 15 Третьягожъ л%та мало полъ не достизаше,

1юн1я день тогда двадцать второй бяше, Пасъ же Церковь Христову неполныя два л%та Егожъ, Христе, сподоби невечерня св%та.

Ключевые слова: эпиграфика Московской Руси, русская эпиграфика XVIII в., стихотворная эпитафия, силлабическая поэзия, агиотип, патриарх Никон, архимандрит Герман, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви.

Список литературы

Авдеев А. Г. Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.

Авдеев А. Г. Первая эпитафия патриарху Никону архимандрита Воскресенского НовоИерусалимского монастыря Германа // Человек и мир человека: Сб. статей Всероссийской научной конференции 26 июня 2006 г. Вып. III. Ч. I. Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2006. С. 197—208.

Авдеев А. Г. Барочные и агиографические черты в первой эпитафии Патриарху Никону архимандрита Германа // Человек в культуре русского барокко: Сб. статей по материалам международной конференции. М., 2007. С. 299—317.

Авдеев А. Г. Барочные и агиографические черты в первой эпитафии патриарху Никону архимандрита Германа // Вопросы теологии. Вып. 4: Материалы IV международной богословской научно-практической конференции 16 марта 2007 г. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007. С. 142—160.

Авдеев А. Г. Стихотворная эпитафия черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба // «Отголосок прошедшего в будущем»: Сб. научных статей преподавателей и аспирантов Исторического факультета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 80—92.

Авдеев А. Г. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как фактор культуры восточнославянского барокко // Истоки и традиции славянской письменности и культуры: Материалы областной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (МГОГИ, 23 мая 2012). Орехово-Зуево, 2012. С. 70-101.

Авдеев А. Г. Русская стихотворная эпитафия последней четверти XVII — начала XVIII в. как феномен культуры восточнославянского барокко // Антропология литературы: методологические аспекты проблемы: Сб. научных статей: В 3 ч. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. Ч. 3. С. 14-22.

Авдеев А. Г. Стихотворная эпитафия Черниговского полковника Якова Кондратьевича Лизогуба // W krQgu problemöw antropologii literatury. W stronQ antropologii niezwykloSci. Studia pod red. W. Supy. Bialystok: wyd. Uniwersytetu w Bialymstoku, 2013. S. 19-30.

Авдеев А. Г. Некоторые проблемы изучения русской стихотворной эпитафии последней четверти XVII — начала XVIII в. // ВЭ. Вып. VII: Материалы I Международной конференции «Вопросы эпиграфики»: В 2 ч. М., 2013. Ч. 2. С. 206-230.

Александрова И. Б. Поэтическая речь XVIII века: Учеб. пособие. М.: Флинта Наука, 2005.

Богданов А. П. Стих и образ меняющейся России. Последняя четверть XVII — начало XVIII в. М.: ИРИ РАН, 2005.

Брюсова В. Г. Холмогорский летописец и художник XVII в. (об одном из авторов Двинской летописи) // ТОДРЛ. 1961. Т. XVII. С. 445-453.

Василёв И. И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей (с рисунками и планами). СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1898.

Верюжский В. Афанасий, архиепископ Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века: Церковно-исторический очерк. СПб.: тип. И. В. Леонтьева, 1908.

Доба гетьмана !вана Мазепи в документах / С. Павленко, сост. Ки!в: Вид. дiм "Киево-Могилянська академiя", 2008.

Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского, с присовокуплением плана города Пскова. Ч. 3-4. Киев: тип. Киево-Печерской лавры, 1831.

Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М.: Северный паломник, 2002.

Зеленская Г. М., Святославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима: Историко-семиотическое исследование. М.: Древлехранилище, 2006.

Лабынцев Ю. А. Греко-«славенские» эпитафии Евфимия Чудовского // Славяноведение. 1992. № 2. С. 102-108.

Макарий (Миролюбов) архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии. СПб.: Синодальная типография, 1857. VI, II, 514 с., илл.

Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей: История Нижегородской иерархии. Н. Новгород, 1999.

Мильчик М. И. Разгадка загадки портретов архиепископа Афанасия, или Еще раз об их атрибуции // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. научных статей. Вып. III / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП — Принт, 2013. С. 254-257.

Новосадский Н. И. Греческая эпиграфика. Ч. I. М.: Изд. Московского археологического ин-та, 1915.

Полякова С. Византийские жития как литературное явление // Жития византийских святых. СПб.: Согуш, Terra Fantasnica, Росско, 1995. С. 5-38.

Преосвященные архиереи, погребенные в Вологодском Софийском соборе // ВолГВ, 1852. Часть неофиц.

Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006.

Сербина К. Н. Двинской летописец // ВИД. Т. V. Л.: Наука, 1971. С. 196-214.

Суворов Н. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. М.: тип. Бахметьева, 1863.

Сукина Л. Б. «Эпитафия Димитрию Ростовскому» Стефана Яворского в контексте культуры переходного времени // История и культура Ростовской земли. 2004. Ростов, 2005. С. 125-130.

Сукина Л. Б. От «учителя» и «учительства» к «ученому мужу» и «учености»: образ «ученой» деятельности в русской эпитафии XVII века // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 3. С. 68-72.

Таирова-Яковлева Т. Г. Повседневная жизнь, досуг и традиции казацкой элиты украинского гетманства. СПб.: Алетейя, 2016.

Фёдоров Анания. Историческое собрание о Богоспасаемом граде Суждале. О построении и наименовании его, и о бывшем прежде в нем великом княжении, и о протчем к тому потребном ради любопытных собранное из различных показаний в кратце // Временник ОИДР. 1855. Кн. 22: Материалы. С. 1-212.

Фёдоров Анания. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале. Владимир: Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, 2012 (Публикация музейного памятника).

Царькова Т. С. Русская стихотворная эпитафия XIX-XX веков: Источники. Эволюция. Поэтика. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», 1999.

[Шереметевский В. Н.]. Русский провинциальный некрополь. Т. 1: Губернии Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербурская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. М.: Изд-во Т-ва И. И. Кушнерев и Ко, 1914 (репр.: СПб., 2006).

Список сокращений

ВИД — Вспомогательные исторические дисциплины (Л.; СПб.)

ВЭ — Вопросы эпиграфики / Отв. ред. А. Г. Авдеев. М.: Университет Дмитрия Пожарского; Русский фонд Содействия образованию и науке.

ЗАО — Записки Императорского Археологического общества (М.)

ИРЛИ РАН — Институт русского языка и литературы РАН (Пушкинский дом) (СПб.)

МГОГИ — Московский государственный областной гуманитарный институт (Орехово-Зуево)

НИОР — Научно-исследовательский отдел рукописей

РГБ — Российская государственная библиотека (М.)

РПН—1 — [Шереметевский В. Н.]. Русский провинциальный некрополь. Т. 1: Губернии Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербурская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. М., 1914.

ТОДРЛ — Труды отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) (М.; Л.; СПб.).

St Tikhon's University Review. Alexander Avdeev,

Series II: History. Russian Church History. PhD in History,

2017. Vol. 74. P. 41—62 Associate Professor Faculty of History

at St. Tikhon's Orthodox University, 23 B, Novokuznetskaya ul., Moscow, 115184, Russian Federation

avdey57@mail.ru

Ideal Poetic Epitaph for Ideal Preacher: from 17th to 18th Century

A. Avdeev

The article explores Russian syllabic epitaphs of the Baroque Era, which were very common in the "poetry" of the cemeteries from the last quarter of 17th century till the beginning of 1770s. Comparative analysis of epitaphs to patriarch Nikon, which were written in 1681/82s by Herman, the archimandrite of New Jerusalem Monastery, with epitaphs to provincial preachers, written from the end of 17th century till the beginning of 1770s shows that archimandrite of Novo-Jerusalem monastery Herman developed the structure of epitaph for an ideal preacher, which contained hagiotypes and biographic facts. It was followed in the 18th century by the authors of epitaphs for the Church hierarchs. The created by them basis of the ideal preacher's image contained the hagiotypes of following the deeds of namesake saints and the image of Good Shepherd, Who herding graciously and humbly.

Keywords: Epigraphy of Moscow Rus, Russian epigraphy of the 18th century, syllabic poetry, hagiotype, patriarch Nikon, Archimandrite Herman, Eparchy hierarchs of the Russian Orthodox Church.

References

Avdeev A. G. 2006. Starorusskaya epigrafika i knizhnost'. Novo-Ierusalimskaya shkola epigraficheskoj poezii [Old-Russian epigraphy. The New-Jerusalem's school of epigraphic poetry]. Moscow, 363.

Avdeev A. G. 2006. Pervaya epitafiya patriarkhu Nikonu arhimandrita Voskresenskogo Novo-Ierusalimskogo monastyrja Germana. Chelovek i mir cheloveka. [The first epigraphy to Patriarch Nikon from arch. Voskresenky of German's New-Jerusalem monastery. The man and his world.] Sbornik state] Vserossiiskoi nauchnoi konferencii 26 iyunya 2006goda. Vyp. III. Ch. I. Rubcovsk, 197-208.

Avdeev A. G. 2007. Barochnye i agiograficheskie cherty v pervoj epitafii Patriarkhu Nikonu arhimandrita Germana. [The baroque and hagiographical features in the first epitaph to Patriarch Nikon from arch. German]. Chelovek v kul'ture russkogo barokko. Sbornik state]po materialam mezhdunarodnoi konferencii. Moscow, 299-317.

Avdeev A. G. 2007. Barochnye i agiograficheskie cherty v pervoj epitafii patriarkhu Nikonu arhimandrita Germana. [The baroque and hagiographical features in the first epitaph to Patriarch Nikon from arch. German]. Voprosy teologii. Vyp. 4. Materialy Chetvertojmezhdunarodnoj bogoslovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 16 marta 2007g. Ekaterinburg, 142-160.

Avdeev A. G. 2012. Stikhotvornaya epitafiya chernigovskogo polkovnika Yakova Kondrat'evicha Lizoguba. [The poetic epitaph of the Chernigov colonel Yakov Kondrat'evich Lizogub.] «Otgolosok proshedshego v budushem». Sbornik nauchnyh statei prepodavatelej i aspirantov Is-toricheskogo fakul'teta. Moscow, 80-92.

Avdeev A. G. 2012. Russkaya stihotvornaya epitafiya poslednej chetverti XVII — nachala XVIII v. kak faktor kul'tury vostochnoslavyanskogo barokko. [The Russian poetic epitaph in the end of the 17th-beginning of the 18th c. as a factor of the East-Slavic baroque culture]. Istoki i tradicii slavyanskoj pis'mennosti i kul'tury. Materialy oblastnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashennoj Dnyu slavyanskoj pis'mennosti i kul'tury (MGOGI, 23 maya 2012). Orekhovo-Zuevo, 70-101.

Avdeev A. G. 2013. Russkaya stihotvornaya epitafiya poslednej chetverti XVII — nachala XVIII v. kak fenomen kul'tury vostochnoslavyanskogo barokko. [The Russian poetic epitaph in the end of the 17th-beginning of the 18th c. as the phenomenon of the East-Slavic baroque culture]. Antropologiya literatury: metodologicheskie aspektyproblemy. Sbornik nauchnyh statej. Vyp. 3 ch. Ch. 3. Grodno, 14-22.

Avdeev A. G. 2013. Stihotvornaya epitafiya Chernigovskogo polkovnika Yakova Kondrat'evicha Lizoguba. [The poetic epitaph of the Chernigov colonel Yakov Kondrat'evich Lizogub.] Wkrqgu problemow antropologii literatury. Wstrong antropologii niezwyktosci. Studia pod red. W. Supy. Biaiystok, 19-30.

Avdeev A. G. 2013. Nekotorye problemy izucheniya russkoj stihotvornoj epitafii poslednei chet-verti XVII — nachala XVIII v. [Some problems of studing the Ryssian poetic epitaph in the end of the 17th-beginning of the 18th c.] VE. Vyp. VII. Materialy I Mezhdunarodnoj konferencii «Voprosy epigrafiki». Moscow, 206-230.

Aleksandrova I. B. 2005. Poeticheskaya rech' XVIII veka: Ucheb. posobie. [The poetic speech of the 17th c.: the teaching material.] Moscow, 366.

Bogdanov A. P. 2005. Stih i obraz menyayusheisya Rossii. Poslednyaya chetvert' XVII — nachalo XVIII v. [The verse and image of changing Russia. The end of the 17th -beginning of the 18th c.]. Moscow, 504.

Bryusova V. G. 1961. Holmogorskij letopisec i hudozhnik XVII v. (ob odnom iz avtorov Dvinskoj letopisi). [The Kholmogorian chronicler and painter of the 17th c.: about one of the author of Dvinsky's chronicle]. TODRL. 445-453.

Labyntcev Yu. A. 1992. Greko-«slavenskie» epitafii Evfimiya Chudovskogo. [The Greek-Slavic epitaphs of Euthymius of Chernigov]. Slavyanovedenie. 2, 102-108.

S. Pavlenko (ed.). 2008. Doba get'mana Ivana Mazepi v dokumentach. [Doba of Ivan Mazepa, hetman, in the documents]. Kiev, 1144.

Zelenskaya G. M. 2002. Svyatyni Novogo Ierusalima. [The shrines of New-Jerusalem convent]. Moscow, 440.

Zelenskaya G. M., Svyatoslavskii A. V. 2006. Nekropol' Novogo Ierusalima. Istoriko-semioticheskoe issledovanie. [The necropolis of the New-Jerusalem convent. The historical-semiotic study]. Moscow, 418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.