Научная статья на тему 'НАДЛЕЖАЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ПРЯМОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И КОСВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

НАДЛЕЖАЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ПРЯМОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И КОСВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / KEYWORD: LOCAL SELF-GOVERNMENT / MUNICIPAL MANAGEMENT / MUNICIPAL PROPERTY / MANAGEMENT EFFICIENCY / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов П.М.

В статье показано и доказано, что качественная организация, надлежащая реализация полномочий и последовательное осуществление соответствующих мероприятий по усилению и совершенствованию деятельности органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом не только рационально востребована и оправдана, но и имеет прямую управленческую полезность, а также содержит в себе ряд важных косвенных социально-экономических эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов П.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPER MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY: ISSUES OF DIRECT MANAGERIAL UTILITY AND INDIRECT SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY

The article shows and proves that the qualitative organization, proper implementation of powers and consistent implementation of appropriate measures to strengthen and improve the activities of the local government in the field of municipal property management is not only rationally demanded and justified, but also has a direct managerial usefulness, and also contains a number of important indirect socio-economic effects.

Текст научной работы на тему «НАДЛЕЖАЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ПРЯМОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И КОСВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

УДК: 352/354-1

Попов П.М. студент магистратуры УИУ РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург НАДЛЕЖАЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ВОПРОСЫ ПРЯМОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛЕЗНОСТИ И КОСВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация: В статье показано и доказано, что качественная организация, надлежащая реализация полномочий и последовательное осуществление соответствующих мероприятий по усилению и совершенствованию деятельности органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом не только рационально востребована и оправдана, но и имеет прямую управленческую полезность, а также содержит в себе ряд важных косвенных социально -экономических эффектов.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное управление, муниципальное имущество, муниципальная собственность, эффективность управления, социально-экономическое развитие.

Popov P.M.

Master's student of UIURanepa Yekaterinburg

PROPER MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY: ISSUES OF DIRECT MANAGERIAL UTILITY AND INDIRECT SOCIOECONOMIC EFFICIENCY

Abstract: the article shows and proves that the qualitative organization, proper implementation of powers and consistent implementation of appropriate measures to strengthen and improve the activities of the local government in the field of municipal property management is not only rationally demanded and justified, but also has a direct managerial usefulness, and also contains a number of important indirect socio-economic effects.

Keyword: local self-government, municipal management, municipal property, municipal property, management efficiency, social and economic development.

Актуальность исследования вопросов совершенствования управления муниципальным имуществом определяется тем, что муниципальная собственность является одной из экономических основ местного самоуправления, а от ее эффективного использования зависят доходы местного бюджета и, как следствие, финансово-экономическая,

инвестиционная и социальная политика муниципалитета.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1] к вопросам местного значения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Эффективное управление муниципальным имуществом не может быть осуществлено без построения целостной системы учета имущества, а также его правообладателей - хозяйствующих субъектов. Реализация правомочий собственника - владение, пользование и распоряжение, требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества.

В свою очередь, сфера управления муниципальным имуществом охватывает широкий круг вопросов: создание новых объектов, безвозмездный прием и передача их на другие уровни собственности, приватизация и отчуждение по иным основаниям, передача во владение и пользование.

Вместе с тем, в управленческом плане, реализация полномочий в сфере управления муниципальным имуществом является системой достаточно сложных организационных мероприятий, с надлежащим выполнением которых может справиться далеко не каждый муниципалитет. В этой связи, перед главами и руководством соответствующих структурных подразделений местных администраций встает резонный вопрос об общей целесообразности и управленческой эффективности применения дополнительных усилий при их подготовке, планировании и выстраивании приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.

В целях поиска ответа на поставленный выше вопрос, автором настоящей статьи был исследован соответствующий опыт организации работ по совершенствованию и усилению деятельности местных администраций в сфере управления муниципальным имуществом посредствам опроса и экспертного интервьюирования специалистов и экспертов, а также были аккумулированы собственные многолетние практические наблюдения. В качестве результат следует отметить следующее: по мнению автора настоящей статьи,

Качественная организация, надлежащая реализация полномочий и последовательное осуществление соответствующих мероприятий по усилению и совершенствованию деятельности органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом рационально востребована, оправдана и имеет следующую прямую управленческую полезность, которая в свою очередь проявляет себя и выражается в том, что за её счет достигается:

1. Обеспечение рационального, эффективного использования находящихся в муниципальной собственности объектов недвижимости и земельных участков;

2. Увеличения поступлений земельного налога, налога на имущество

физических лиц и арендной платы за землю в бюджет муниципалитета;

3. Увеличение неналоговых доходов в местный бюджет от аренды и приватизации муниципального имущества;

4. Обеспечение надлежащего технического состояния помещений муниципального жилищного фонда;

5. Снижение операционных затрат у администрации муниципального образования, выступающей от имени собственника муниципального имущества - муниципального образования, на содержание муниципального имущества по пустующим помещениям, зданиям (уплата налогов, сборов и других обязательных платежей, установленных законодательством в отношении имущества);

6. Обеспечение большей сохранности муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, на период до передачи в оперативное управление, хозяйственное ведение, во временное пользование и владение или до момента приватизации муниципального имущества;

7. Формирование оптимального состава и структуры муниципального имущества;

8. Обеспечение лучшего контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений города, а также в отношении неиспользуемого имущества;

9. Обеспечение большей сохранности муниципального имущества путем страхования рисков при передаче по договорам третьим лицам;

10. Создание условий для осуществления преимущественного права выкупа арендуемого недвижимого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с действующим законодательством;

11. Общее укрепление экономической основы местного самоуправления муниципального образования, повышение ее финансовой устойчивости;

12. Модернизация основных фондов муниципального имущества;

13. Исполнение требований законодательства Российской Федерации о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации и о разграничении имущества между муниципальными образованиями;

14. Обеспечение полной, достоверной информации об имуществе муниципального образования;

15. Общее улучшение оборотоспособности и ликвидности состава муниципального имущества;

16. Усиление защиты имущественных прав муниципального образования;

17. Принятие своевременных решений по техническому освидетельствованию муниципальных объектов, охране, ремонта и сноса;

18. Повышение полноты и качества инвентаризационного учета муниципального имущества;

19. Появление возможности, за счет высвобождения старого, приобретения нового необходимого имущества по заявкам органов отраслевой компетенции;

20. Увеличение доли объектов муниципального имущества, по которым будет произведена компенсация ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

21. Обеспечение учета и мониторинга муниципального имущества путем развертывания единой системы учета и управления муниципальным имуществом, обеспечивающей механизмы сбора, консолидации и представления информации для принятия и анализа эффективности управленческих решений в отношении объектов муниципального имущества;

22. Сокращение дебиторской задолженности как самого бюджета муниципального образования перед контрагентами, так и задолженности физических и юридических лиц перед ним (по арендной плате за аренду недвижимого имущества и земельные участки);

23. Обогащение опыта, совершенствование механизмов, расширение практики и внедрение в неё новых современных форм, методов и прогрессивных технологий управления муниципальной собственность;

24. Качественное повышение квалификации и компетентности муниципальных служащих в сфере управления муниципальной собственностью;

25. Совершенствование опыта муниципалитета и повышение точности оценочной деятельности в отношении объектов муниципальной собственности;

26. Повышение экономического потенциала муниципального имущества.

В системном плане, качественная организация, надлежащая реализация полномочий и последовательное осуществление соответствующих мероприятий по усилению и совершенствованию деятельности органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом рационально востребована, оправдана и имеет следующие косвенные социально-экономические эффекты, которые в свою очередь проявляются и выражается в том, что способствуют:

1. Расширению возможностей и ресурсов по поддержке муниципальных унитарных предприятий и учреждений;

2. Снижение инфляционного давления на бюджет муниципального образования;

3. Стимулирование развитие сферы страхования на территории муниципального образования;

4. Совершенствование системы кадастровой оценки объектов

недвижимости;

5. Повышение открытости, прозрачности, конкурентности на рынке недвижимости и земельных ресурсов данного муниципального образования;

6. Корректировка и стабилизация рыночных цен на территории муниципального образования за счет его пополнения муниципальным имуществом (априори справедливо и точно оцененным в соответствии с установленными порядками. регламентами, правилами);

7. Появление возможности к развитию социально полезной деятельности общественных и некоммерческих организаций как за счет их поддержке в натуральной и монетарной формах, так и за счет последующего контроля целевого использования безвозмездно переданного имущества;

8. Расширение инструментов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства за счет регулярного уточнения имеющихся фондов;

9. Развитие рынка земли на территории города муниципального образования;

10. Развитие института налоговой оценки объектов недвижимости для целей налогообложения;

11. Общее увеличение количества объектов, дополнительно вовлеченных в хозяйственный оборот экономики муниципального образования;

12. Улучшение общей ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства за счет недопущения дебиторской задолженности по платежам хотя бы сто стороны муниципалитета как собственника имущества;

13. Как следствие, снижение нагрузки на судебную систему и ФССП

РФ;

14. Введение в хозяйственный оборот выморочного имущества за счет его оформления в собственность муниципального образования;

15. Общее укрепление и развитие института частной собственности;

16. Прямое или потенциальное развитие института и механизмов государственно-частного партнерства;

17. Стимулирование развития фондового рынка (в случае управления муниципальной собственностью в виде и форме акций);

18. Совершенствование муниципальных услуг, оказываемых гражданам, организациям, а также органам государственной власти и местного самоуправления;

19. Повышение эффективности использования муниципального жилищного фонда;

20. Общее повышение качества жизни горожан и планомерного развития экономического потенциала муниципалитета;

21. Совершенствование системы налогового администрирования за счет создания полного и достоверного источника информации, используемого для целей налогообложения;

22. Развитие института оценочной деятельности на территории муниципального образования;

23. Совершенствование системы кадастрового учета и государственной регистрации прав на муниципальное недвижимое имущество;

24. Создание условий для привлечения внутренних и внешних инвесторов, закрепления и развития инвестиций в экономику муниципалитета;

25. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере управления муниципальной собственностью, развитие судебной практики;

26. Выстраивание системы качественного информационно -аналитического обеспечения административных процессов в сфере управления муниципальным имуществом внутри самого органа местного самоуправления;

27. Совершенствование методической базы, обеспечивающей дальнейшее развитие и эффективную деятельность органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью;

28. Появление возможности и ресурсов на приведение жилых помещения муниципального жилищного фонда в нормативное техническое состояние, осуществление своевременного их капитального ремонта;

29. Обеспечить отсутствие задолженности за пользование жилым помещением (платы за наем) по жилым помещениям муниципального жилищного фонда;

30. Снижение социальной напряженности и рисков социальных волнений на территории муниципального образования.

В конечном счете, качественная организация, надлежащая реализация полномочий и последовательное осуществление соответствующих мероприятий по усилению и совершенствованию деятельности органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом способствует:

Во-первых, повышению открытости муниципальной власти и прозрачности функционирования органов местного самоуправления;

Во-вторых, обеспечению открытости муниципальной службы для взаимодействия со структурами гражданского общества и населением;

В-третьих, повышению эффективности работы всего органа местного самоуправления, эффективному выполнению стоящих перед ним задач (решению вопросов местного значения);

В-четвертых, повышению привлекательности экономики муниципалитета для ведения бизнеса и привлечения инвестиций;

В-пятых, повышению уровня доверия граждан;

В-шестых, выполнению задач государственной и региональной кадровой политики;

В-седьмых, снижению бюджетных затрат и издержек за счет внедрения новых управленческих технологий, повышения интенсивности и производительности труда муниципальных служащих;

В-восьмых, обеспечению открытости и прозрачности проводимых в строгом соответствии с законом процедур приватизации;

В-девятых, снижению коррупционных проявлений.

В заключение статьи отметим, что достижению названных выше позитивных управленческих и иных социально-экономических эффектов, безусловно, должна предшествовать кропотливая и напряженная работа органов местного самоуправления по совершенствованию и развитию деятельности в сфере управления муниципальным имуществом.

Вместе с тем, как было показано, в связи с высокой сложностью и многокомпонентностью описанных управленческих процессов, их эффективное управление, как представляется, неизбежно должно быть сопряжено с внедрением элементов стратегического планирования в форме разработки, принятия и дальнейшей реализации соответствующих муниципальных программ. Ведь именно и только программно -целевое управление позволяет сформировать комплексный план действий по внедрению и использованию современных методов, механизмов и инструментов в организации управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, ориентированный на результат. Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем в сфере управления муниципальной собственностью обусловлено ещё и необходимостью применения комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по срокам и ресурсам с результатом.

Использованные источники:

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.