Научная статья на тему 'Теоретические аспекты организации управления муниципальной собственностью в Российской Федерации'

Теоретические аспекты организации управления муниципальной собственностью в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL MANAGEMENT / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / REGULATIONS / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / DISTRIBUTION OF AUTHORITY / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Е.А.

В статье освящены вопросы, касающиеся проблем в управлении муниципальной собственностью, с которыми сталкиваются муниципальные образования в процессе своей деятельности. Предложены основные направления, по которым предлагается совершенствовать процесс управления муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZATION MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT IN RUSSIAN FEDERATION

The questions concerning problems in the management of municipal property, faced by the municipality in its activities are revealed in the article. The basic directions on which it is proposed to improve the process of managing municipal propery are shown.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты организации управления муниципальной собственностью в Российской Федерации»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.А. Колесникова Вятский государственный университет,

г. Киров

Аннотация. В статье освящены вопросы, касающиеся проблем в управлении муниципальной собственностью, с которыми сталкиваются муниципальные образования в процессе своей деятельности. Предложены основные направления, по которым предлагается совершенствовать процесс управления муниципальной собственностью.

Ключевые слова: муниципальное управление; муниципальная собственность; нормативные документы; распределение полномочий; органы местного самоуправления.

Тема управления муниципальной собственностью и эффективного ее применения в Российской Федерации дискутируется как в средствах массовой информации, так и в научном сообществе. Важнейшим направлением современных исследований в области экономики является использование ресурсных составляющих муниципалитетов. Общественно-финансовой базой регионального самоуправления является муниципальная собственность.

Важно отметить, что действенное руководство муниципальной собственностью представляется условием общественно-финансового формирования муниципального образования и является одним из главных вопросов органов местного самоуправления.

Действенное применение существующих в распоряжении местных органов власти материальных активов муниципального образования дает возможность разрешать нынешние проблемы общественно-финансового развития территории, составлять план целевых данных финансового формирования

муниципального образования в перспективе.

В главной роли муниципального образования выступает муниципальная собственность. В нынешних обстоятельствах собственность муниципалитета становится главным внутренним ресурсом городского развития и выполняет существенную значимость в механизме регулирования общественно-финансовых взаимоотношений на территории муниципальных образований.

Под муниципальной собственностью принято понимать все имущество, находящееся в собственности муниципального образования. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 215, пункт 1 устанавливает, что «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью» [1].

От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса ПФ).

Нормативным документом, регламентирующим процедуру управления муниципальной собственностью, является Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором зафиксированы главные типы собственности, которые могут находиться в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов [2].

Органы местного самоуправления реализуют управление муниципальной собственностью в муниципальном образовании в сфере их зоны ответственности. После процедуры оформления права муниципальной собственности органы местного самоуправления реализуют полномочия владельца: владеют; пользуются; распоряжаются муниципальным имуществом как субъекты гражданского права.

Распределение полномочий между органами местного самоуправления

осуществляется в соответствии с Положением о муниципальном образовании.

В соответствии с действующим законодательством муниципальная собственность составляет сочетание трех групп объектов, которые автор представил в виде схемы на рисунке 1.

Рис. 1. Группы объектов муниципальной собственности в авторской интерпретации Установленные законные акты в сфере местного самоуправления регулируют не только отказ всех уровней власти, от несоответствующих им или излишних полномочий, но и предусматривает изменения подхода к порядку формирования муниципальной собственностью и распоряжения ею.

Федеральный закон №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рассматривает главные принципы и направления в сфере управления имуществом муниципалитетов [2].

Порядок требуемых операций законодательство оставляет за конкретным муниципальным образованием, что не дает возможности напрямую определить порядок управления и использования муниципальной собственностью.

Особенностями формирования отношений муниципальной собственности

3

объясняются различные подходы к определению ее содержания. Так Е.Г. Шеломенцева определяет муниципальную собственность как «самостоятельную форму собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляющий собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества» [4].

Определение других исследователей Н.С Бодарь и С.А Зинченко указывает, что «муниципальная собственность — это отношение населения соответствующей территории к объектам, закрепленным за данным образованием, как к своим» [5].

В части первой Гражданского кодекса РФ (ст. 215) муниципальная собственность трактуется как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Следовательно, основными признаками муниципальной собственности являются ее вещное содержание и принадлежность муниципальному образованию. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 50) содержит перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность [2].

Как известно, в системе местного самоуправления устанавливается определенная иерархия полномочий между субъектами, управляющими муниципальной собственностью, уровни полномочий между которыми представлены автором в табличной форме (таблица 1).

Таблица 1. Уровни полномочий между субъектами

Уровни полномочий Субъект Функции субъекта

Первый уровень Собственник (население) Реализует свои права на объекты муниципальной собственности и управление ими как путем референдума или через иные формы непосредственной демократии, так и через избранный им представительный орган местного самоуправления.

Второй уровень Избранный населением представительный орган муниципального образования Выполняет объединительную функцию, организуя население данной территории, и осуществляет контроль за деятельностью исполнительно-распорядительных органов, в том числе в сфере собственности.

Третий уровень Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления Детализируют отношения муниципальной собственности и управления ею в организационно-техническом, властно-управленческом аспектах.

Четвертый уровень Муниципальные предприятия и учреждения Реализуют права хозяйственного ведения и оперативного управления.

Сравнивая проблемы местного значения и состав муниципального имущества, приведенные в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно отметить три категории управленческих воздействий на объекты муниципальной собственности [3]:

- к первой категории относится организация и содержание муниципальных учреждений образования и здравоохранения; жилищного фонда; муниципальных электро-, газо-, тепло- водоснабжения и водоотведения; автомобильных дорог общего пользования; земельного контроля;

5

муниципальных архивов; библиотек; объектов культурного наследия; благоустройства и озеленения территории; ритуальных услуг;

- ко второй категории можно отнести создание условий для жилищного строительства, предоставления транспортных услуг; организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры; развития массовой физкультуры и спорта; обеспечения нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями; жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; для массового отдыха;

- к третьей категории относится участие в регулировании охраны окружающей среды; последствий чрезвычайных ситуаций; использования водных объектов, лесного фонда.

Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Органы местного муниципалитета вправе решать и другие вопросы, опираясь на собственные материальные и финансовые ресурсы.

Следует понимать, что управление муниципальной собственностью нацелено не на получение прибыли или ренты, а на разрешение вопросов местного значения и выполнение индивидуальных государственных полномочий. Функции управления формируются приоритетами в достижении установленных целей и решении ключевых проблем, стоящими перед органами местного самоуправления.

Роль каждого муниципального образования позиционируется как осуществление основных задач управления муниципальной собственностью, в их числе следующие:

1) управление соотношением объемов и масштабов деятельности частной и публичных форм собственности на данной территории, выполняемое в виде приватизации и муниципализации, предоставления концессии, регистрации и учета (прежде всего недвижимости), лицензирования, налогового регулирования и т п.;

2) грамотное внедрение возможностей, предоставляемых рынком ценных бумаг и механизмом муниципальных займов;

3) административно-хозяйственное использование объектов права собственности путем образования муниципальных организаций или участия в частных структурах, прямого заключения сделок по предоставлению муниципальных услуг;

4) регулирование местным бюджетом при помощи эффективной концепции его исполнения за счет доходов от реализуемых благ и услуг, прибыли контролируемых предприятий и фирм, самообложения граждан. Данная концепция должна предопределять вклад средств в изменения, которые следует произвести для достижения необходимого роста качества жизни и больше и доступности благ и услуг;

5) формирование и сохранение муниципальной казны, стратегических резервов и осуществление финансового управления в интересах жителей, включая процедуры специализированных и специфичных инвестиций.

Управление муниципальной собственностью призвано обеспечить наполняемость бюджета, а так же качество решения вопросов местного значения, защищенность и развитие локальных рынков, формирование человеческого потенциала. Социальные и политические цели должны быть ориентированы на создание доверия к органам местного самоуправления. При этом решения и действия должностных лиц должны стать предсказуемыми и результативными.

Управление муниципальной собственностью должно строиться на разделении системы стимулов в отношении предпринимательских, административных и политических компетенций. Необходимо четкое разграничение полномочий между населением, органами и должностными лицами местного самоуправления. При организации управления муниципальной собственностью важно заменить администрирование

менеджментом профессиональным контрактным управлением на базе безусловного исполнения обязательств и контроля над остаточным доходом.

Из вышесказанного следует, что повышение эффективности управления муниципальной собственностью можно добиться посредством принятия комплексной программы по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, которая приведет к значительному повышению доходов местного бюджета, а так же повысит значимость организации управления муниципальным имуществом в области рационального развития территории.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19702/.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_44571/.

3. Браверманн А. А. О мерах по повышению эффективности управления муниципальной собственностью и критериях ее оценки // Вестник Минимущества России. — 2011. — № 1. — С. 8-10.

4. Васильев В. И. Федеральное законодательство и компетенция органов местного самоуправления // Законы области как субъекта Российской Федерации / Под ред. Тихомирова Ю. А. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2009. — С. 12-29.

5. Теория управления: учебное пособие по специальности "Государственное и муниципальное управление" / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. -478 с.

6. Кирилов Л. Внимание к управлению муниципальной собственности

//Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 4. - С.70-76.

7. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью // Муниципальная власть. - 2005. - № 9-10. - С. 10-19.

THEORETICAL ASPECTS OF ORGANIZATION MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT IN RUSSIAN FEDERATION

E. A. Kolesnikova Vyatka State University, Kirov

Abstract. The questions concerning problems in the management of municipal property, faced by the municipality in its activities are revealed in the article. The basic directions on which it is proposed to improve the process of managing municipalpropery are shown.

Key words: municipal management; municipal property; regulations; distribution of authority; the local authorities.

References

1. The budget code of the Russian Federation of 31 July 1998 n 145-FZ [Electronic resource]// Legal reference system "Consultant Plus". - Mode of access: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19702/.

2. Federal law of 6 October 2003 N 131-FZ "On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation" [Electronic resource]// Legal reference system "Consultant Plus". - Mode of access: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_44571/.

3. Braverman A. A. About measures on increase of efficiency of municipal property management and the criteria for its assessment] // Vestnik Minimuschestva Rossii. — 2011. — No. 1. — P. 8-10.

4. Vasilyev V. I. Federal legislation and the competence of local governments // the Laws of the region as a subject of the Russian Federation / Under the editorship of Yu. a. Tikhomirov — Voronezh: Publishing house of Voronezh University, 2009.

— P. 12-29.

5. Control theory: a textbook on the specialty "State and municipal management" / V. G. Ignatov, L. N. Albertov. - Ed. 2nd, Rev. and extra - Rostov-na-Donu: Feniks: March, 2010. - 478 p.

6. Kirilov L. Attention to the management of municipal property //Problems of the theory and practice of management. — 2005. — No. 4. - P. 70-76.

7. Levi A. Effective management of municipal property // Municipal authority. -2005. - № 9-10. - P. 10-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.