Научная статья на тему '13 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСФУНКЦИЙ В ВОПРОСАХ НАДЛЕЖАЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И КОРРЕСПОНДИРУЮЩИЕ ИМ НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ПОТЕРИ И РИСКИ'

13 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСФУНКЦИЙ В ВОПРОСАХ НАДЛЕЖАЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И КОРРЕСПОНДИРУЮЩИЕ ИМ НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ПОТЕРИ И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / MUNICIPAL MANAGEMENT / MUNICIPAL PROPERTY / EFFICIENCY OF MANAGEMENT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов П.М.

В статье, на основе анализа специальной и научной литературы, выявлены и систематизированы наиболее распространенные в деятельности ОМС управленческие дисфункции в вопросах надлежащего пользования и распоряжения муниципальной собственностью и корреспондирующие им негативные социально-экономические последствия, потери и риски. Делается вывод о необходимости эффективного управления муниципальной собственностью со стороны органов местного самоуправления.The article, based on the analysis of special and scientific literature, identifies and systematizes the most common in the activities of the MLA management dysfunctions in matters of proper use and disposal of municipal property and corresponding negative socio-economic consequences, losses and risks. The conclusion is made about the need for effective management of municipal property by local authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов П.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «13 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСФУНКЦИЙ В ВОПРОСАХ НАДЛЕЖАЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И КОРРЕСПОНДИРУЮЩИЕ ИМ НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ПОТЕРИ И РИСКИ»

УДК: 352/354-1

Попов П.М. студент магистратуры УИУ РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург 13 НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМС УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСФУНКЦИЙ В ВОПРОСАХ НАДЛЕЖАЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И КОРРЕСПОНДИРУЮЩИЕ ИМ НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ПОТЕРИ И РИСКИ

Аннотация: В статье, на основе анализа специальной и научной литературы, выявлены и систематизированы наиболее распространенные в деятельности ОМС управленческие дисфункции в вопросах надлежащего пользования и распоряжения муниципальной собственностью и корреспондирующие им негативные социально-экономические последствия, потери и риски. Делается вывод о необходимости эффективного управления муниципальной собственностью со стороны органов местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное управление, муниципальное имущество, муниципальная собственность, эффективность управления, социально-экономическое развитие.

13 THE MOST COMMON IN THE ACTIVITIES OF CHI MANAGEMENT DYSFUNCTIONS IN MATTERS OF PROPER USE AND DISPOSAL OF MUNICIPAL PROPERTY AND CORRESPONDING NEGATIVE SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES, LOSSES AND

RISKS

Abstract: the article, based on the analysis of special and scientific literature, identifies and systematizes the most common in the activities of the MLA management dysfunctions in matters of proper use and disposal of municipal property and corresponding negative socio-economic consequences, losses and risks. The conclusion is made about the needfor effective management of municipal property by local authorities.

Key words: local self-government, municipal management, municipal property, municipal property, efficiency of management, social and economic development.

Вопросы совершенствования управления муниципальным имуществом будут всегда иметь неизменную актуальность ввиду того, что муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления, а от ее эффективного использования зависят доходы местного бюджета и, как следствие, финансово-экономическая, инвестиционная и социальная политика муниципалитета.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1] на органы местного самоуправления прямо возлагается обязанность по эффективному решению вопросов местного значения в части владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В части научной сфере внимание к вопросам эффективного управления муниципальной собственностью заключается в том, что в меняющихся условиях хозяйствования на рынке, у участников рассматриваемых отношений возникает всё больше управленческих трудностей, которые связаны как с аспектами создания новых объектов муниципального имущества, их безвозмездного приема и передачи на другие уровни собственности, приватизации, отчуждения, передачи во владение, пользование, реорганизацию, ликвидацию предприятий и муниципальных учреждений (организаций) и т.п.

Таким образом, несмотря на активное развитие института управления муниципальной собственностью, постоянное совершенствование нормативно-правовой базы в рассматриваемой сфере, органы местного самоуправления, по-прежнему, испытывают достаточное количество проблем и управленческих трудностей, которые препятствуют эффективному исполнению их полномочий в сфере управления муниципальным имуществом.

В число трудностей и управленческих дисфункций практически любого муниципального образования России входит классический перечень проблем, а именно: 1) избыточность муниципального имущества с точки зрения текущих потребностей города; 2) незавершенность процесса оформления прав на недвижимое муниципальное имущество; 4) незавершенность процесса формирования эффективной системы учета муниципального имущества и его движения; 5) избирательность контроля эффективности использования имущества; 6) отсутствие однозначно определенных целей управления муниципальной собственностью; 7) неопределенность и несформированность исчерпывающего состава муниципального имущества, необходимого для выполнения органами местного самоуправления их функций по решению вопросов местного значения и так далее.

С целью побудить муниципальных служащих к повышению эффективности управления муниципальным имуществом, придания этому вопросу большего приоритета в их деятельности, а также с целью того, чтобы наглядно продемонстрировать возможные и реальные социально -экономические последствия, опасности и риски неэффективного управления муниципальной собственностью, частичного либо полного отказа (уклонения) от него со стороны органов местного самоуправления, автором настоящей статьи в ходе её подготовки, на основе анализа специальной и научной литературы, были выявлены и систематизированы представленные ниже наиболее распространенные в деятельности ОМС управленческие

дисфункции в вопросах надлежащего пользования и распоряжения муниципальной собственностью и корреспондирующие им негативные социально-экономические последствия, потери и риски. Результаты теоретического исследования следующие:

1. Устранение органов местного самоуправления от осуществления надлежащего качества преобразований муниципальных унитарных предприятий, как правило, влечёт за собой такие негативные последствия как:

Во-первых, снижение эффективности использования муниципального имущества;

Во-вторых, влечет излишние, нерациональные затраты на содержание муниципальной собственности, не участвующей в решении вопросов местного значения;

В-третьих, влечет наличие, существование излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;

В-четвертых, приводит к недополучению средств в доходную часть местного бюджета от продажи муниципального имущества.

2. Устранение органов местного самоуправления от осуществления надлежащего качества приватизации находящихся в муниципальной собственности акций (долей) хозяйственных обществ, иного муниципального имущества ведет к такого рода негативным последствиям как наличие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, а также к прямому недополучение средств в местный бюджет от продажи муниципального имущества.

3. Устранение органов местного самоуправления от осуществления надлежащего качества проверок сохранности и использования по назначению муниципального имущества ведет к такого рода негативным последствиям как наличие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, а также к недополучению средств в местный бюджет от продажи муниципального имущества.

4. Устранение органов местного самоуправления от обеспечения выполнения плановых показателей доходов местного бюджета от аренды муниципального имущества приводит к недополучению средств в местный бюджет от продажи муниципального имущества.

5. Управленческая дисфункция, связанная с устранением органов местного самоуправления от создания условий для обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельной работы подведомственных муниципальных предприятий и хозяйственных обществ имеет следующие формы:

- осуществление ненадлежащего качества контроля за достоверностью показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и хозяйственных обществ;

- осуществление ненадлежащего качества анализа финансовых результатов деятельности муниципальных предприятий и хозяйственных

обществ, ежегодной оценки деятельности руководителей муниципальных предприятий;

- уклонение от проведения обязательных аудиторских проверок ведения бухгалтерского учета и финансовой муниципальных предприятий;

и, по общему правилу, с неизбежностью приводит к таким негативным последствиям как:

Во-первых, снижение финансовой устойчивости предприятий и хозяйственных обществ, убыточная деятельность и возникновение неплатежеспособности предприятий, возможность банкротства;

Во-вторых, невозможность выявления недостатков в организации работы предприятий и принятия мер по их устранению;

В-третьих, отсутствие сведений о достоверности бухгалтерского учета, правильности исчисления и перечисления налогов, сборов, иных платежей в бюджеты всех уровней;

В-четвертых, невыполнение плановых показателей по соответствующим неналоговым доходам местного бюджета и потери в доходной части местного бюджета.

6. Устранение органов местного самоуправления от обеспечения выполнения плановых показателей доходов местного бюджета от прибыли муниципальных предприятий и дивидендов хозяйственных обществ приводит недополучению средств в местный бюджет от использования муниципального имущества.

7. Управленческая дисфункция, связанная с устранением органов местного самоуправления от осуществления надлежащего качества оформления возникновения, изменения и прекращения прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности, и ведение Реестра муниципального имущества имеет следующие формы:

- нерегулярная и несвоевременная постановка на государственный кадастровый учет и снятие с кадастрового учета объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности;

- нерегулярная и несвоевременная государственная регистрация прав на муниципальные объекты недвижимости;

- ненадлежащего качества оценка имущества муниципальной казны для целей вовлечения его в хозяйственный оборот;

- нерегулярная и несвоевременная работа по формированию полных и достоверных сведений об объектах муниципального имущества в Реестре;

и, по общему правилу, с неизбежностью приводит к таким негативным последствиям как:

Во-первых, невозможность эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью;

Во-вторых, невозможность осуществления эффективного государственного кадастрового учета муниципальных объектов недвижимости;

В-третьих, отсутствие достоверных сведений о составе муниципального

имущества и, как следствие, невозможность принятия оперативных управленческих решений.

8. Устранение органов местного самоуправления от участия и содействия своевременному проведению государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории муниципального образования приводит:

Во-первых, к отсутствию достоверных сведений в государственном кадастре недвижимости о границах муниципальных образований и населенных пунктов в их составе;

Во-вторых, к снижению количества земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность гражданам и организациям по установленным действующим законодательством основаниям.

9. Устранение органов местного самоуправления от совершенствования информационно-технической инфраструктуры управления муниципальным имуществом и отказ от обеспечения поддержания в актуальном состоянии (не приобретении) картографического материала на территории, в границах которых расположены муниципальные земельные участки, приводит к тому что:

Во-первых, отсутствуют полные и достоверные сведений о составе муниципального земельного фонда;

Во-вторых, остро ощущается недостаток достоверных сведений о составе муниципального имущественного комплекса и, как следствие, возникает невозможность принятия оперативных управленческих решений;

В-третьих, происходит систематическое недополучение доходов в местный бюджет от арендной платы за муниципальные земельные участки.

10. Устранение органов местного самоуправления от систематических и своевременных работ по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и используемых не в полном объеме муниципальных земельных участков приводит к потере доходов местного бюджета от использования муниципальных земельных участков.

11. Устранение органов местного самоуправления от обеспечения выполнения плановых показателей доходов местного бюджета от арендной платы за земельные участки приводит к потере доходов местного бюджета от использования муниципальных земельных участков.

12. Устранение органов местного самоуправления от осуществления надлежащего качества обеспечения предоставления земельных участков для целей строительства на его территории, формирования земельных участков, переданных в его распоряжение для осуществления полномочий России по управлению и распоряжению такими земельными участками, создания базы данных о свободных земельных участках, сформированных для целей капитального строительства, для различных видов разрешенного использования ведет к затягиванию сроков предоставления земельных участков для целей строительства, снижению строительства и всем вытекающим из этого негативным социально -экономическим последствиям.

13. Устранение органов местного самоуправления от обеспечения выполнения плановых показателей доходов местного бюджета от предоставления земельных участков для целей строительства на его территории приводит к потере доходов местного бюджета от неиспользования земельных участков.

В заключение статьи её автор считает необходимым дополнительно указать на то, что отсутствие частично либо полностью эффективного управления муниципальной собственностью со стороны органов местного самоуправления с неизбежностью влечет резкое снижение финансовой стабильности муниципального образования, ведет к существенному снижению конкурентоспособности местных предприятий, колоссального размера упущенной выгоде и, как следствие, непоступление в местный бюджет налоговых и неналоговых доходов.

Следовательно, управление муниципальным имуществом должно являться не просто неотъемлемой частью ежедневной деятельности органов местного самоуправления, но и еще и восприниматься ими как важнейший механизм достижения задач укрепления финансовой системы, создания эффективной конкурентной экономики города, находящейся в прямой причинно-следственной связи с уровнем и качеством жизни жителей муниципального образования.

Использованные источники: 1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.