Научная статья на тему 'Надгробие архиепископа Ростовского и Ярославского Тихона'

Надгробие архиепископа Ростовского и Ярославского Тихона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
313
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДГРОБИЕ / НАДПИСЬ / АРХИЕПИСКОП ТИХОН / GRAVESTONE / INSCRIPTION / ARCHBISHOP TIKHON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авдеев Александр Григорьевич

Публикация посвящена новооткрытому памятнику средневековой русской эпиграфики надписи на надгробии архиепископа Тихона, сообщающей о его кончине в 1512 г. В статье подробно описаны параметры плиты, расположение надписи на ней, то есть приводится полная документация источника. Изучение палеографических особенностей надписи позволило автору датировать ее происхождение более поздним временем, чем указанная в надписи дата смерти архиепископа, а именно второй четвертью XVI в. Надпись рассмотрена в широком историческом контексте, для сравнения приведены сведения письменных (летописных) источников и прослежены основные вехи биографии архиепископа. Благодаря открытию нового памятника автору удалось заполнить некоторые лакуны в судьбе ярославского и ростовского владыки и установить, что он прожил на покое более восьми с половиной лет, что из других источников неизвестно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The gravestone of the archbishop of Rostov and Yaroslavl Tikhon

The publication is devoted to a newfound the monument of medieval Russian epigraphy inscriptions on the headstone of archbishop Tikhon, telling about his death in 1512. In the article in detail describes the parameters of plates, the location of the inscription on it. Study of paleographic features of inscription allowed the author dating it a later time, than specifi ed in an inscription of the date of death of the archbishop, namely the second quarter of XVI century. Inscription is considered in a historical context. Thanks to the opening of a new monument of the author managed to fi ll some of the gaps in the biography of Yaroslavl and Rostov bishop to establish, that he had lived in retired for more than eight and a half years, that from other sources is not known.

Текст научной работы на тему «Надгробие архиепископа Ростовского и Ярославского Тихона»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2011. Вып. 4 (41). С. 99-104

Надгробие архиепископа Ростовского и Ярославского Тихона1

А. Г. Авдеев

Публикация посвящена новооткрытому памятнику средневековой русской эпиграфики — надписи на надгробии архиепископа Тихона, сообщающей о его кончине в 1512 г. В статье подробно описаны параметры плиты, расположение надписи на ней, то есть приводится полная документация источника. Изучение палеографических особенностей надписи позволило автору датировать ее происхождение более поздним временем, чем указанная в надписи дата смерти архиепископа, а именно второй четвертью XVI в. Надпись рассмотрена в широком историческом контексте, для сравнения приведены сведения письменных (летописных) источников и прослежены основные вехи биографии архиепископа. Благодаря открытию нового памятника автору удалось заполнить некоторые лакуны в судьбе ярославского и ростовского владыки и установить, что он прожил на покое более восьми с половиной лет, что из других источников неизвестно.

Эпиграфические памятники Х^—Х^1 вв. из Борисоглебского, что на Устье, монастыря (современный поселок Борисоглебский Борисоглебского района Ярославской области) пока не введены в научный оборот. Весной 2010 г. мне удалось зафиксировать там 8 белокаменных надгробий, сохранившихся полностью или фрагментарно. Часть их находится в экспозиции местного краеведческого музея, часть — лежит на территории монастыря.

Наиболее древним и наиболее сохранившимся из этого комплекса эпиграфических памятников является надгробие архиепископа Ростовского и Ярославского Тихона. Хотя оно было обнаружено в 1996 г. во время реставрационных работ за алтарем Борисоглебского собора2, публикация его не осуществлена. Ныне надгробие находится у памятного деревянного креста к востоку от алтаря Борисоглебского собора.

1 Работа выполнена в рамках проекта «Свод древнерусских надписей», организованного Университетом Дмитрия Пожарского при участии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Приношу сердечную благодарность Л. В. Давыдовой и О. Н. Ра-деевой за помощь в изучении и фиксации надгробий. Благодарю Т. В. Рождественскую и А. В. Яганова за ценные замечания, высказанные в процессе обсуждения статьи.

2Данилова Л. «На сем месте начинались победы». Борисоглебский, что на Устье, мужской монастырь // ЖМП. 2009. № 9; Букатина Ю. Е., Спрингис Е. Э. Борисоглебский на Устье мужской монастырь // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 67—70.

Надпись сделана на верхней части белокаменной плиты (рис. 1, 2). Длина плиты 68 см в левой части и 60 см — в правой. Высота в верхней части 7,5 см, в нижней — 4,5 см. По периметру плита украшена двумя рядами резного орнамента из двух рядов мелких треугольников вершиной внутрь. Ширина «внешнего» и «внутреннего» бордюра, отделенных друг от друга прямоугольной гладкой рамкой, одинакова. В верхней части плиты «внутренний» бордюр переходит в розетку — «солнышко» из восьми крупных, расходящихся веером треугольников вершинами внутрь. На расстояние примерно одной трети длины надгробия от верхней части отходят боковые тяги, также оформленные в виде резного треугольчатого орнамента — «змейки». Тяги смыкаются у несохранившейся розетки в нижней части плиты. Надпись в 7 строк. Шрифт (эпиграфический полуустав) аккуратный, выполненный профессиональным резчиком. Высота строк: стк. 1 — 3,9 см, стк. 2 и 3 — 3,5 см, стк. 4 — 3,3 см, стк. 5 — 3,2 см, стк. 6 — 3 см, стк. 7 — 3,3 см. Расстояние между строк: стк. 1—2 — 1,9 см, стк. 2—3 — 2,4 см, стк. 3—4 — 2 см, стк. 4—5 — 2 см, стк. 5—6 — 2 см, стк. 6—7 — 1,7 см. Разделение на слова отсутствует, диакритика нерегулярная. Датирующие части надписи отделены точками. Лигатуры: стк. 1 — в слове «мца», гак в слове «ногакрд»; стк. 2 — ап, ам и ть в словосочетании «на памгать»; стк. 3 — аг в слове «млтиваго», ав в слове «престави»; стк. 4 — ак в слове «ракъ», ар в слове «ар^еПпъ»; стк. 7 — ав в слове «(Ерои)ишвьскУ».

Оформление окончаний строк с помощью выносных букв: ерюи(славьски) (стк. 6). Оформление окончаний слов с помощью выносных букв: стЫ (стк. 2), престави (стк. 3). Ошибка резчика: 1юна вместо 1юанна (стк. 3).

1511 г., 12 ноября

• літ /з • к (клеймо) мца • ногакрд

• в< • днь • на памгать иже во сты'Ктца нашего • іюна млтиваго • престави

рабъ кжіи • арх^Ппъ ти^онъ ростовь скї єрюи иславьскї

Рис. 1. Надгробная плита архиепископа Ростовского и Ярославского Тихона

Рис. 2. Надгробная плита архиепископа Ростовского и Ярославского Тихона. Верхняя часть

Филологический комментарий. В эпитафии, в целом консервативной по формуляру, заметно сильно влияние разговорного языка, что возможно в том случае, если резчик выполнял надпись не по образцу, а самостоятельно, ориентируясь на традиционное произношение. Фонетическое написание прилагательного с ошибочным (из-за переноса слова) удвоением и: єр№иишБьскї (стк. 6—7). Сохранение исконного суффикса -ьск в прилагательных: ростовьскї (стк. 5—6), єр^иислаБьскї (стк. 6—7). Стяжение церковнославянского книжного окончания прилагательных твердых основ мужского рода на -ий, отражающее смягчение предшествующего к: ростовьскї (стк. 5—6), єр^иислаБьскї.

Палеографические особенности надписи позволяют отнести ее ко времени, более позднему, нежели обозначенная на ней дата кончины архиепископа Тихона, и датировать ее второй четвертью XVI в.3 Ближайшей аналогией публикуемой плите является надгробие 1521 г. из Троице-Сергиевой лавры4.

Архиепископ Тихон (Малышкин) сыграл значительную роль в истории Русской Церкви конца XV — начала XVI в.5 Он был возведен в архиепископы Ростовские и Ярославские 15 января 1490 г. из архимандритов Спасо-Ярославского или Ростовского Спасского монастыря (в точности неизвестно) после того, как его предшественник Иоасаф (Оболенский) оставил эту кафедру6.

На рубеже Х^Х\1 вв. Ростово-Ярославская епархия сохраняла первенствующее положение в Московской митрополии. Этим определялись и основные направления деятельности архиепископа Тихона. Важнейшее из них — борьба с ересью жидовствующих, которую он вел вместе с другими церковными иерархами. Летописи сообщают о его деятельном участии в осуждении еретиков: в октябре 1491 г. «повелением великого князя Ивана Васильевича всея Руси архиепископ Тихон Ростовскыи, епископ Нифонт Суздалскыи, Семион Рязаньскыи, Васиан Тверьскыи, Прохор Сарьскыи, Филофеи Пермьскыи, архимандрити и игумени и весь священныи собор Русскыя митрополия, собороваша на Захариа черьнца и на Новгородского протопопа Гаврила и на Деонисиа попа Архаггель-скаго и на Максима попа Иоановъского и на Василья попа Покровъскаго и на Макара дьякона Никольскаго и на Гридю дьяка Борисоглебского и на Васюка зятя Денисьева и на Самуху дьяка Никольского. И митрополит Зосима и еписко-пи и весь священныи собор обыскав их ереси по архиепископовым и по Генадье-вым подлинным списком, еже присылал к Геронтию митрополиту, и от святыя церкви отлучиша, а в заточенье их разослаша»7.

3 Благодарю В. А. Ткаченко, поделившегося со мной этим наблюдением.

4 Вишневский В. И. Некрополь Троице-Сергиевой лавры. Открытия последних десятилетий ХХ века // РСН-1. М., 2006. С. 154-155. № 59. Рис. 63.

5 О нем см.: РБС. [Т. 20]. Суворова — Ткачев. Под наблюдением А. А. Половцова. СПб., 1912 (репр.: М., 1999). С. 581.

6 Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XII. М., 1897. С. 220; Львовская летопись // ПСРЛ. Т. ХХ. М., 2005. С. 353; Ермолинская летопись // ПСРЛ. Т. XXIII. М., 2004. С. 186.

7 Новгородская 4-я летопись // ПСРЛ. Т. IV. Ч. 1. М., 2000. С. 528; Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XII. М., 1897. С. 224, 225; Львовская летопись // ПСРЛ. Т. ХХ. М., 2005. С. 355; Ермолинская летопись // ПСРЛ. Т. XXIII. М., 2004. С. 187—188; Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. Т. XXV. М., 2004. С. 331—332; Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. XXVI. М., 2006. С. 281.

Второе направление деятельности архиепископа Тихона связано с внутри-церковными и государственными делами. Он дважды возглавлял Священные Соборы, избиравшие глав Русской Церкви: в сентябре 1491 г., когда митрополитом Московским и всея Руси был избран архимандрит Симонова монастыря Зосима8, и в 1495 г., когда на Московскую митрополию был поставлен игумен Троице-Сергиевой обители Симон9. В феврале 1498 г. Тихон участвовал в церемонии провозглашения внука Ивана III Дмитрия великим князем Владимирским и Московским10.

Третье направление деятельности архиепископа Тихона, связанное с управлением Ростово-Ярославской епархией, мало освещено источниками. Вологодско-Пермская летопись сообщает, что в мае 1492 г. он «повелением государя великого князя Ивана Васильевича... поставил Пречистую церковь соборную на Устюзе, на старом месте погоревшия церкви»11. Имя архиепископа Тихона названо в датирующей формуле надписи 1502 г. о росписи Дионисием и его сыновьями собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре12.

Что же касается мнения о том, что в 1501 г., во время архиепископства Тихона в Ярославле, были открыты мощи свв. благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей Ярославских, вошедшее во многие энциклопедии и справочники13, видимо, этот вопрос требует дополнительного изучения. Открытие мощей обычно связывают с ярославским пожаром 1501 г. Однако его, по мнению А. В. Яганова и Е. И. Рузаевой, основанному на результатах археологических исследований Спасского собора в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля, необходимо отнести к концу 1480-х гг.14, то есть до поставления Тихона на Ростовскую и Ярославскую епархию.

В январе 1503 г. архиепископ Тихон «остави архиепискупью... за немощь и соиде в монастырь к Борису и Глебу на Усью»15 — скорее всего в обитель, где

8 Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XII. М., 1897. С. 223; Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. XXVI. М., 2006. С. 280; Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского // ПСРЛ. Т. XLIII. М., 2004. С. 208.

9 Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XII. М., 1897. С. 240, 241; Львовская летопись // ПСРЛ. Т. ХХ. М., 2005. С. 362; Ермолинская летопись // ПСРЛ. Т. XXIII. М., 2004. С. 195.

10 Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XII. М., і89?. С. 241, 246; Львовская летопись // ПСРЛ. Т. ХХ. М., 2005. С. 366.

11 Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. XXVI. М., 2006. С. 288.

12 Вздорнов Г. И. О летописи в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре // Дионисий «живописец пресловущий». К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Выставка произведений древнерусского искусства XV—XVI веков из собраний музеев и библиотек России. М., 2002. С. 31—35.

13 См.: Горшкова В. В., Кузьмин А. В. Василий Всеволодович // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 192.

14 Яганов А. В., Рузаева Е. И. К вопросу об истории Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле // Археология: история и перспективы. Вторая межрегиональная конференция: Сб. статей. Ярославль, 2006. С. 382—383; их же. Успенский собор в Ярославле. История и археология. Результаты архитектурно-археологического изучения в 2004—2006 годах // Археология: История и перспективы. Третья межрегиональная конференция: Сб. статей. Ярославль, 2007. С. 228—229.

15 Никоновская летопись // ПСРЛ. Т. XII. М., 1897. С. 257; Львовская летопись // ПСРЛ. Т. ХХ. М., 2005. С. 373—374; Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ. Т. XXVI. М., 2006. С. 296.

принял постриг. Здесь он и умер, как полагали составители Русского биографического словаря, в том же году16. Публикуемое надгробие свидетельствует, что владыка прожил на покое более восьми с половиной лет, что из других источников неизвестно.

Архиепископ Тихон окончил дни на покое. Неудивительно, что следов его местного почитания нет ни в XVI, ни в XVII в. В «Повести о преподобных от-цех наших Феодоре и Павле, первоначальницех и строителех обители Борисоглебской, что на реке Устье», составленной, очевидно, вскоре после 1527 г., но до середины XVI в.17, его имя не упоминается — ни в качестве постриженика монастыря, ни в качестве иерарха, хотя бы и находившегося здесь на покое18. Не сообщает «Повесть.» и об обретении его мощей, что было бы очень вероятным во время строительства каменных храмов в первой половине 20-х гг. XVI в.19 Рискну предположить, что надгробие архиепископа Тихона было утеряно в XVII в., а день и год его смерти забылись. Ежегодное его поминовение в это время сохранилось, но с днем кончины не совпадало. В кормовых книгах Борисоглебского монастыря, составленных в конце XVII в., большой корм «по Архиепископе Тихоне Ростовъском» выдавался 29 марта вместе с большим кормом «по Епископе Сергие Рязанском»20. Очевидно, его выдача падала на день кончины последнего, который занимал Рязанскую и Муромскую кафедру в 1569—1572 гг., практически не оставив после себя следа в истории Русской Церкви21. Но точно так же в Борисоглебском монастыре выдавался большой, а в ряде случаев и средний корм на дни поминовения иных иерархов Русской Церкви22.

16 РБС. [Т. 20]. Суворова — Ткачев. Под наблюдением А. А. Половцова. СПб., 1912 (репр.: М., 1999). С. 581.

17 Последнее событие, упоминаемое в «Повести.», — освящение теплой Благовещенской церкви с трапезной архиепископом Ростовским и Ярославским Кириллом 7 октября 1526 г. Древнейший, по-видимому, список «Повести.» [РГБ НИОР. Ф. 301.I (Основное собрание Троице-Сергиевой лавры). № 782. Л. 449—461] датируется серединой XVI в.

18 Изд.: Повесть о преподобных отцех Феодоре и Павле, первоначальницех и строителех обители Борисо-Глебской, что на реке Устье, и о начале Борисо-Глебской ярмарки 2-го мая. Ярославль, 1875; Повесть о преподобных отцех Феодоре и Павле, первоначальницех и строителех обители Борисо-Глебской, что на реке Устье. В приложении: Очерк жизни чтеца Алексея Стефановича, жившего и погребенного в Борисо-Глебском монастыре. Ярославль, 1884; Ло-парев Х. Повесть о Борисоглебском монастыре [около Ростова] XVI века // ПДП. Т. LXXXVI. СПб., 1892. С. 13.

19 О каменном строительстве в Борисоглебском монастыре в 20-е гг. XVI в. см.: Лопарёв Х. Повесть. С. 13.

20 Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII столетиях. Ярославль, 1881. С. 90.

21 РБС. [Т. 18]. Сабанеев — Смыслов. СПб., 1904. С. 361 (репринт: М., 1999).

22 Титов А. А. Вкладные и кормовые книги. С. 91 (епископ Тверской Феодорит, под

22 мая), 95 (епископ Тверской Феодорит и митрополит всея Руси Иоасаф, 11 октября), 97 (архиепископ Ростовский Никандр, 1 декабря). Интересно, что данные иерархи, упоминаемые в кормовых книгах, не отмечены у П. М. Строева (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1876). Важно отметить, что наиболее загадочной фигурой(если только издатель правильно прочел документ) является Феодорит, который именуется «бывшим Тверским епископом старцем». В 1675 г. он дал вклад «по собе и по своих родителех и рухляди восьмдесят два рубли вкладу, и за тот вклад старца Феодорита написати в вседневной сенаник и в вечьной с его родители вместе» (Там же. С. 7—8).

После обретения надгробной плиты архиепископ Тихон стал почитаться в Борисоглебской обители как местночтимый святой. День его памяти — 29 марта нового стиля23.

Список сокращений

ЖМП — Журнал Московской Патриархии

НИОР — Научно-исследовательский отдел рукописей

ПДП — Памятники древней письменности. СПб.

ПСРЛ — Полное собрание русских летописей ПЭ — Православная энциклопедия РБС — Русский биографический словарь РГБ — Российская государственная библиотека

РСН-1 — Русское средневековое надгробие XIII—XVII вв.: Материалы к своду.

Вып. 1. Отв. ред. и сост. Л. А. Беляев. М., 2006 СККДР — Словарь книжников и книжности Древней Руси

Ключевые слова: надгробие, надпись, архиепископ Тихон.

The gravestone of the archbishop of Rostov and Yaroslavl Tikhon

by A. Avdeev

The publication is devoted to a newfound the monument of medieval Russian epigraphy — inscriptions on the headstone of archbishop Tikhon, telling about his death in 1512. In the article in detail describes the parameters of plates, the location of the inscription on it. Study of paleographic features of inscription allowed the author dating it a later time, than specified in an inscription of the date of death of the archbishop, namely the second quarter of XVI century. Inscription is considered in a historical context. Thanks to the opening of a new monument of the author managed to fill some of the gaps in the biography of Yaroslavl and Rostov bishop to establish, that he had lived in retired for more than eight and a half years, that from other sources is not known.

Keywords: gravestone, inscription, archbishop Tikhon.

23 Букатина Ю. Е., Спрингис Е. Э. Борисоглебский на Устье монастырь // ПЭ. Т. 30. М., 2003. С. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.