Научная статья на тему 'Надежда Васильевна Туманина и два периода её исследовательской деятельности'

Надежда Васильевна Туманина и два периода её исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.В. Туманина / В.Э. Ферман / Т.Н. Ливанова / Мусоргский / Вебер / Вагнер / Великая отечественная война / диссертация / история русской музыки / Чайковский / N.V. Tumanina / V.E. Ferman / T.N. Livanova / Musorgsky / Weber / Wagner / Great Patriotic War / dissertation / history of Russian music / Tchaikovsky

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петухова С.А.

Статья является первым опытом рассмотрения биографии и трудов Надежды Туманиной – известного отечественного музыковеда, сотрудника Московской консерватории (1944–1968) и Государственного института искусствознания (1951–1968). В приложении публикуется список работ Туманиной, также составленный впервые по разным источникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nadezhda Vasil’evna Tumanina and Two Periods of her Scholarly Activities

This is the first attempt to examine the biography and works of Nadezhda Tumanina, an outstanding Russian musicologist, staff member of the Moscow Conservatoire (1944–1968) and the State Institute for Art Studies (1951–1968). The appendix contains a list of Tumanina’s writings, also compiled for the first time from various sources.

Текст научной работы на тему «Надежда Васильевна Туманина и два периода её исследовательской деятельности»

Искусство музыки: теория и история № 25, 2021

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОШЕДШИХ КОНФЕРЕНЦИЙ

160 УДК 78.06

ББК 85.313(2)

Ключевые слова

Н. В. Туманина, В. Э. Ферман, Т. Н. Ливанова, Мусоргский, Вебер, Вагнер, Великая отечественная война, диссертация, история русской музыки, Чайковский.

Петухова С. А.

Надежда Васильевна Туманина и два периода её исследовательской деятельности

Статья является первым опытом рассмотрения биографии и трудов Надежды Туманиной - известного отечественного музыковеда, сотрудника Московской консерватории (1944-1968) и Государственного института искусствознания (1951-1968). В приложении публикуется список работ Туманиной, также составленный впервые по разным источникам.

Key Words

1A1

N. V. Tumanina, V. E. Ferman, T. N. Livanova, Musorgsky, Weber, '0'

Wagner, Great Patriotic War, dissertation, history of Russian music,

Tchaikovsky.

Svetlana Petukhova

Nadezhda Vasil'evna Tumanina and Two Periods of her Scholarly Activities

This is the first attempt to examine the biography and works of Nadezhda Tumanina, an outstanding Russian musicologist, staff member of the Moscow Conservatoire (1944-1968) and the State Institute for Art Studies (1951-1968). The appendix contains a list of Tumanina's writings, also compiled for the first time from various

В представлениях современной музыковедческой науки главным достижением Надежды Васильевны Туманиной (1909-1968) остаётся монографический двухтомник «Чайковский» (1962-1968). Как известно, он имел столь очевидную ценность, что во второй половине 1970-х по решению кафедры истории музыки народов СССР Московской консерватории был переработан Юлией Розановой в 300-страничное учебное пособие' - в образовательной практике событие, в общем, не каждодневное.

Вторая книга данной монографии Туманиной - «Чайковский. Великий мастер» - была подписана к печати за десять дней до кончины автора* и на протяжении десятилетий воспринималась в музыковедческом сообществе как ее «лебединая песня» и, конечно, как масштабный итог всей предшествовавшей деятельности.

Между тем обращение к наследию этого «великого мастера» в творческой биографии Туманиной состоялось лишь в первой половине 1950-х и было обусловлено планами и стратегическими

1 «Приступая к подготовке учебника, кафедра истории музыки народов СССР Московской консерватории постановила положить в основу настоящего выпуска <...> монографию Н. В. Туманиной, так как в этом труде музыкального исследователя отразился богатейший и чрезвычайно ценный педагогический опыт, индивидуальный подход к данной теме, особая лекторская "интонация" Н. В. Туманиной. Автор стремился сохранить в учебнике основные концепции монографии Н. В. Туманиной о Чайковском и прежде всего - её "слышание" музыки великого композитора, особенно в разделах, отмеченных вдумчивыми, обстоятельными, музыкально-чуткими и тонкими анализами его произведений. Вынужденное сокращение и переработка аналитических глав происходили не всегда безболезненно для полноты и целостности научного раскрытия темы, поэтому остаётся желательным обращение студента-читателя к монографии, ссылки на которую даются многократно». (См.: Розанова Ю. А. История русской музыки. Т. II. Вторая половина XIX века. Кн. 3. П. И. Чайковский / Общ. ред. А. И. Кандинского. М.: изд-во «Музыка», 1981. С. 3-4).

2 Том подписан в печать 23 августа 1968 года, Туманина ушла из жизни 2 сентября 1968-го.

направлениями деятельности Института истории искусств, куда 163

музыковед поступила в качестве докторанта в сентябре 1945 года и где проработала до кончины. Путь исследователя достаточно чётко делится на два периода; рубежом между ними может служить середина 1940-х - окончание войны, самые страшные месяцы которой Туманина пережила в столице.

Естественно, что второй период деятельности Туманиной (19451968) по её трудам известен довольно хорошо. За 23 года Надежда Васильевна не написала ни одной главы, ни одного раздела, статьи и даже мелкой заметки, которые выходили бы за рамки исследования русского музыкального искусства Х1Х-ХХ столетий.

Напротив, из работ первого периода (1931-1945) опубликовано немногое. В годы студенчества, аспирантуры и начала преподавания Туманина занималась историей зарубежной музыки, в частности -немецкой романтической оперы. Выпускница класса Валентина Эдуардовича Фермана (1896-1948) в Московской консерватории, Туманина, по-видимому, готовилась продолжать изыскания, находившиеся в рамках его фундаментальных научных интересов. Дипломная работа «Оперное творчество К. М. Вебера» (объёмом восемь авторских листов), успешно защищённая Туманиной в 1936 году, стала первым из её текстов об этом композиторе. И подобно учителю, который начинал свою карьеру дипломным исследованием «Фортепьянное творчество Сергея Прокофьева. Метротектонические анализы» (под руководством Г. Э. Конюса, 1926), а продолжил изучением зарубежной оперы, Туманина на протяжении аспирантских лет (1936-1939) колебалась между двумя большими темами. Второй из них стал «Мусоргский» - его исторические сюжеты, музыкальный стиль и, конечно, оперная драматургия.

За три насыщенных года аспирантка подготовила к печати три монографических исследования, вышедшие в 1939-м:

М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество. К столетию со дня рождения. 1839-1939. 240 с.;

К. М. Вебер. Пособие по истории западноевропейской музыки XIX века / Курсы переподготовки и усовершенствования музыкантов-педагогов при Московской Государственной консерватории. 43 с. (стеклограф);

Р. Вагнер. Пособие по всеобщей истории музыки / Центральный Заочный Музыкально-Педагогический институт. 110 с. (стеклограф).

Данные труды сейчас практически неизвестны, что не удивляет, в частности, по отношению к Вагнеру, но достаточно неожиданно по отношению к Мусоргскому. В последние годы в процессе подготовки не только его Полного собрания сочинений, но и «Тематико-библиографического указателя» имя и труды Туманиной не были

164 названы ни разу. Между тем её «молодая» монография хроноло-

гически находится на пути, связующем изыскания и точки зрения реформаторских 1920-х3 с периодами позднейшей академизации наследия Мусоргского, окончательного закрепления его в пантеоне русской классики. И сложившийся к тому времени академически-уравновешенный стиль Туманиной - стиль «на все времена» - подчёркивает эту бесспорную самоценность творчества композитора, тогда уже не вызывавшую вопросов и сомнений.

«Мусоргский не имеет такой известности в качестве оперного реформатора, как, например, Вагнер, - отмечала Туманина. - А между тем он гораздо убедительнее и, на наш взгляд, художественно выше и интереснее решил в своём творчестве трудный вопрос взаимопроникновения драмы и музыки, вопрос, над которым всю жизнь бился Вагнер и так и не решил его. С внешней стороны Мусоргский не так революционен <...> В его операх встречаются арии, песни, дуэты, трио, хоры и даже пляски. Мало того, именно арии, монологи он ставит в самом центре развития действия, в наивысшем пункте драматического напряжения. Характеры и поведение героев также раскрываются в их ариях и песнях. Мусоргский сумел разрешить вопрос единства в музыкальной драме, не ломая старых форм, но подойдя к ним совершенно по-новому. Драма как театральная форма стоит в его творчестве так же высоко, как и музыка»4.

В 1939-м Туманина ещё колебалась в выборе темы для кандидатской диссертации; но позднее на него несомненно повлияла атмосфера войны. Молодая женщина, родившая сына в бомбоубежище спустя неполные три месяца после нападения фашистской Германии на Советский Союз, вынуждена была остаться в Москве и здесь провела самый тяжёлый и страшный - первый - год Великой отечественной.

«<...> Были страдания от холода. Но они малозначимы по сравнению со страданиями от слова, рифмующегося с холодом, - писала Туманина Тамаре Ливановой 4 февраля 1942-го. - Я потеряла в весе 11 кило и это не единичное явление. Покупать на рынке - невозможно. Цены очень высокие. Литр молока равен числу моих лет, кило картошки стоит десятую долю от моего последнего консерваторского жалования, кило мяса в пять раз дороже. Достать всё это на рынке возможно только с дракой, больше же нигде не купить. Часто сидим

3 Об этом подробнее см.: Глебов И. [Асафьев Б. В.] К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского / Сб. статей. М.: Музсектор Госиздата, 1928.

4 Туманина Н. В. М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество. К столетию со дня рождения. 1839-1939. М.; Л.: ГМИ, 1939. С. 231.

в темноте и без газа, а также без керосина, иногда не на чем чаю 165

согреть. Все уехавшие из Москвы стремятся обратно, но все плохо представляют себе условия здешней жизни.

Никто из нас ещё не устроился на работу. Консерватория по-прежнему закрыта. Если бы Вы видели, какая она стала дрянная, неуютная, облезлая. Холодно в здании <...> температура - 7° <...> стены все промёрзли, темно и сыро. Она и не думает открываться, думается мне - в этом году совсем не откроется. Инструмента у меня нет, и я даже играть не могу <...>. Всё же я не теряю надежды заняться немножко диссертацией»5.

Замысел защиты возник в тот же период и был продиктован практическими соображениями: «Я очень жалею, что в своё время не послушалась Валентина Эдуардовича и не защищала книжку о Мусоргском. Знаете ли Вы, что кандидаты, имеющие звание доцента, пользуются материальными благами? Мне они (блага) ужасно нужны, я опять стала таять, как Снегурочка, а у отца злокачественное малокровие»*.

К концу июня 1942-го, год спустя от начала войны, Туманина могла уже констатировать: «Диссертация моя подвигается, хотя не очень быстро, очень мешают постоянные публичные выступления, страшно треплющие нервы и заставляющие тратить силу. Вчера я выступала в Малом зале с лекцией о Шопене (превосходно играл пианист А. Егоров), через три дня должна ехать в госпиталь читать о Р[имском]-Корсакове, потом в часть ещё с какой-то темой и т.д. Силёнок мало и всё это дорого обходится, а производится в порядке общественной работы. Всё же я стараюсь каждый вечер (я обычно сижу от 10-10— до 2[-х], если не мешают чрезвычайные обстоятельства с сошествием в подвал) написать хотя бы немного. Диссертация состоит из трёх очерков о творчестве Мусоргского. Первый из них представляет исправленную, расширенную и изменённую главу, о которой я делала доклад прошлой весной, - об исторической сюжетике. Размер 2% - 3 листа. Второй - мелодика Мусоргского -переработанный и сильно расширенный доклад мой 1939 г., но сильно изменённый, на 70% заново - 5-6 листов. Третий наз[ывается] "Трагическое и характерное в опере 'Борис Годунов'" - листа на 2, на должен быть, я его ещё не начинала, думаю, через неделю кончу мелодику и займусь третьим. Вот и всё. Думаю, что довольно будет. Материальных благ мне это не принесёт, потому что, чтобы

5 РНММ. Ф. 194 (Ливанова Т. Н.) № 1271. Л. 1-3.

6 Там же. № 1274. Письмо от 5 июня 1942 г. Л. 3-4.

166 получить рабочую карточку и литерную столовую7, нужно иметь

звание доцента, а степень не играет роли»®.

Диссертация «Очерки творческого стиля Мусоргского. 1. Интонационный язык. 2. Драматургия "Бориса Годунова"» была защищена 8 апреля 1943 года в Московской консерватории. Спустя год Туманина - ассистент кафедры истории зарубежной музыки (1939-1944) - стала доцентом кафедры истории русской музыки, а с 1949-го - заведующей этой кафедры, в каковой должности находилась до 1957 года.

Таким образом рядом с учителем и под его руководством Тума-нина проработала около четырёх лет. Тем не менее традиции класса Фермана, как представляется, оказали влияние и на её последующую карьеру. Общность не только интересов, но и конкретных научных тем определяла основные направления деятельности этого класса. Исследование западноевропейской музыки эпохи романтизма, прежде всего - оперного искусства, стало истоком для многочисленных изысканий разных авторов.

В библиографиях Фермана и Туманиной есть очень близкие, почти совпадающие по названиям и концепциям позиции. Таковы «Немецкая романтическая опера» - большой очерк Фермана, изданный в 1936-м?, и «Немецкая опера первой половины XIX века» -текст Туманиной, оставшийся неопубликованным". Статья Фермана «Особенности музыкальной драматургии русской оперной школы» (1942)'' имеет ряд смысловых пересечений с неизданной работой Туманиной «Русская опера» (1961)'*. Наконец, её работа «Московская частная опера на рубеже XIX и XX веков» (1960)'3 при почти полном отсутствии точных текстовых заимствований несомненно

7 Литерные (т.е. имевшие специальные «буквенные» обозначения) столовые обслуживали только сотрудников тех предприятий, к которым были «прикреплены», - учреждений партийного аппарата, военной отрасли, творческих и научных объединений и т.д. Иногда «литерными» назывались, например, обеды, состав которых отличался в лучшую сторону от тех, что полагались «безлитерным» посетителям.

8 РНММ. Ф. 194. № 1275. Письмо от 28 июня 1942 г. Л. 3-4.

9 Ферман В. Э. Немецкая романтическая опера // Советская музыка. 1936. № 6. С. 12-33. Очерк перепечатан в сборнике: Ферман В. Э. Оперный театр. Статьи и исследования / Ред.-сост. Н. В. Туманина. М.: ГМИ, 1961. С. 185-211.

10 РНММ. Ф. 285 (Грубер Р. И.) № 1967. Машинопись, черновик. 60 л.

11 См. в том же сборнике: Ферман В. Э. Оперный театр. С. 97-119.

12 РГАЛИ. Ф. 653 (Музгиз, 1930-1964). Оп. 15. Ед. хр. 1239. Машинопись, черновики. Л. 1-17 и 18-41 (два варианта текста).

13 РГАЛИ. Ф. 2465 (ВНИИ ИИ АН СССР). Оп. 2. Ед. хр. 602. Машинопись, чистовик с мелкими немногочисленными правками. 21 л.

написана с опорой на объёмный очерк Фермана с аналогичным 167

названием (1947)к.

Тот факт, что все три исследования Туманиной оставлены в рукописном виде, вероятно, может свидетельствовать об осознании автором их вспомогательного - а то и попросту вторичного - характера. Возможно также, что со своих студенческих лет Туманина привыкла собирать материал и создавать научные разработки на общие темы, объединявшие усилия нескольких представителей школы Фермана. Другой вопрос, что в его большом классе некоторые ученики - Вера Васина-Гроссман, Тамара Ливанова, Израиль Нестьев, Ольга Скреб-кова - достаточно рано дистанцировались от сферы интересов учителя и уходили в самостоятельное плавание. С Туманиной такого не произошло: особенности оперной драматургии, раскрываемые на примерах сперва западных, а затем русских сочинений, оставались приоритетной для нее темой на протяжении всей жизни.

К середине 1930-х изучение в России немецкой романтической оперы находилось в ситуации, сопоставимой с нынешней, если взять примерное процентное соотношение внутри потока исследовательской литературы. О Вагнере (со времён его первых постановок в России) не переставали писать отечественные исследователи, издавались и переводные труды о нём, и ранее не публиковавшиеся фрагменты его литературного наследия. Материалов о Вебере, напротив, было в несколько раз меньше. Что же до других немецких композиторов, обращавшихся к оперному жанру, то их творчество, с точки зрения исторической перспективы закономерно представлявшее фон для более значительных достижений, почти не фигурировало как в рамках консерваторского образовательного процесса, так и в отечественной научной библиографии. Это Людвиг Шпор (1784-1859) и Генрих Маршнер (1795-1861), написавшие как минимум по десятку опер каждый, Конрадин Крейцер (1780-1849), Альберт Лорцинг (1801-1851), Отто Николаи (1800-1849), Фридрих фон Флотов (1812-1883) и даже Роберт Шуман (1810-1856), чья «Ге-новева» и ныне в России не изучается.

Таким образом, история немецкой романтической оперы в представлении даже специалистов превращалась в своеобразные «прыжки по холмам» - от «Фиделио» (1814) к «Фрейшютцу» (1821), «Эв-рианте» (1823) и «Оберону» (1826), минуя оставшихся «в долине», в частности «Фауста» (первая редакция в 1816), «Земиру и Азора» (1819) и «Йессонду» (1823) Шпора. Затем новый прыжок - от Вебера к раннему Вагнеру («Феи», 1833-1834) мимо «Вампира» (1828), «Хра-

Н ФерманВ. Э. Оперный театр. С. 280-305.

168 мовника и еврейки» (1829) и «Ганса Гейлинга» (1833) - трёх наиболее

удачных опер Маршнера, прямого предшественника Вагнера.

В ранней работе Туманиной «Немецкая опера первой половины XIX века» наиболее привлекательной особенностью является как раз плавность передвижения внутри исторического и музыкального потоков, обстоятельность, с которой, несмотря на сравнительно скромные размеры текста (около двух листов), автор перемещается с вершин в долины и обратно. Рассмотрение сочинений не только первого, но второго, третьего и других рядов позволяет делать выводы о содержательных и драматургических связях между разными произведениями разных авторов, об общих тематических направлениях.

В частности, в качестве одного из главных проявлений романтической «жажды действия» Туманина выделила «желание фантастического существа стать человеком ("Ундина" Гофмана, "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Феи" и отчасти "Лоэнгрин" Вагнера и др.) Противоречие <...> между идеологическим богатством возможностей и убожеством реальной действительности привело к этому своеобразному отражению в искусстве страстного, хотя не осознанного желания начать, наконец, реальную деятельность. Тоска по активному человеку, по герою, способному к действию, выразилась в частой интерпретации темы: стремление спуститься из неземного царства в мир обыкновенных людей»'5.

В этом темпераментном тексте немало безапелляционных заявлений и, конечно, критики - периодов, тенденций, идей, композиторов и сочинений. Неоднократно говорится о кризисе немецкой оперы в «первом пятнадцатилетии XIX века», о слабости театральной драматургии немецких композиторов, которые, «мечтая об идеальной опере, должны были бороться с огромным количеством трудностей. Величайшей из них было создание театрального произведения. Сочетание музыкальных образов и музыкальных идей с сюжетными и зрительными представлениями для немецких композиторов оказалось задачей, трудно выполнимой. Вялость драматургии немецкой оперы связана с постоянным стремлением немецких композиторов к подчёркиванию большой идейной глубины и философской насыщенности содержания, и стремлением к драме чувств и настроений за счёт яркости и живости действия. И то, и другое качество приобретается путём симфонизации оперы. Абстрактность и философичность в немецкой опере проявляются

15 Туманина Н. В. Немецкая опера первой половины XIX века // РНММ. Ф. 285 (Грубер Р. И.) № 1967 Л. 6-7.

в виде длинных рассуждений, разговоров, философских созерцаний 169

и анализа собственных чувств, сильно тормозящих и затрудняющих живое развитие действия»".

Приведённый тезис ожидаемо перекликается с тем, что позднее написано Туманиной в учебном пособии о Вагнере: «Процесс музыкально-симфонического развития [-] полного раскрытия содержания драмы в музыке происходит значительно медленнее, чем развитие театрального действия, требующего живых и быстрых темпов <...>. Отсюда ужасная статика в драматическом действии, обилие рассказов и рассуждений в операх Вагнера. Эти рассказы и рассуждения дают богатую пищу для симфонического оркестра, а живое быстрое действие поставило бы его в затруднительное положение из-за невозможности следовать за ним со своими лейтмотивами. Симфоничность музыкальных драм Вагнера разрушила их, как произведения театрального жанра»'7.

Во второй половине 1930-х, когда в классе Фермана разрабатывались эти оперные темы, столь углублённое изучение западноевропейского (в том числе немецкого) оперного искусства являлось направлением безусловно перспективным, но мало актуальным для практической деятельности. В первую очередь отрасли требовались учебники для всех образовательных ступеней, начиная от школ и заканчивая вузами. Такие издания и были осуществлены тогда Туманиной, Ливановой" и Ферманом". В рамках его работы над «большим жанром» появились и были своевременно опубликованы развёрнутые статьи-«спутники»: вышеупомянутая «Немецкая романтическая опера», а также «Творческий путь Мейербера» (1936) и «Основные направления в западноевропейской опере ХУП-ХУШ веков» (1939)®.

16 Там же. Л. 4.

17 Туманина Н. В. Р. Вагнер. Пособие по всеобщей истории музыки / Центральный Заочный Музыкально-Педагогический институт.

М.: Стеклография Госпромтреста Дзержинского Р-та, 1939. С. 54-55.

18 Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года / МГК, кафедра всеобщей истории музыки проф. В. Э. Фермана. Допущено Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР

в качестве учебника для специального курса историко-теоретических факультетов консерваторий. М.; Л.: Музгиз, 1940.

19 Ферман В. Э. История новой западноевропейской музыки.

Т. I. От Французской революции 1789 г. до Вагнера / Допущено Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР в качестве учебника для исполнительских факультетов консерваторий. М.; Л.: Музгиз, 1940.

20 Ферман В. Э. Творческий путь Мейербера // Советская музыка. 1936. № 9. С. 23-42; Ферман В. Э. Основные направления в западноевропейской опере ХУН-ХУШ веков // Опера ХУН-ХУШ веков. Сб. либретто / Ред., вступ. статья, примеч. В. Э. Фермана. М.; Л.: Музгиз, 1939. С. 5-47

170 Однако готовившиеся тогда же фундаментальные труды, которые

мыслились в качестве продолжения исследований - книга «Очерки по истории западноевропейской музыки» и учебник «История новой западноевропейской музыки. Том II» (от Верди к Шёнбергу), -не были изданы никогда.

«Западные» (не только пронемецкие) интересы научного сообщества безжалостно отменила война. Однако после её победоносного завершения ещё казалось, что этот поворот станет тенденцией временной, не затрагивающей глубинные течения развития науки. Изучение административных документов различного рода (протоколов, личных дел, отчётов, рецензий, заявок), регулировавших научную работу в Институте истории искусств и Московской консерватории, приводит к выводу, что переориентация от западных тем - к русским и советским не была неожиданной и резкой. Скорее, постепенной и объяснимой.

Ещё в апреле 1943 года, после того, как в ходе войны совершился перелом и консерваторские преподаватели стали возвращаться в столицу, им был заказан Главным управлением учебных заведений учебник по истории русской музыки «для общих курсов консерваторий». Этот коллективный труд, планировавшийся к выпуску под редакцией К. А. Кузнецова, не был создан, однако разделы для него, принадлежавшие как самому Кузнецову, так и некоторым другим авторам, были написаны. Среди них - тексты Туманиной о Мусоргском и Римском-Корсакове. По-видимому, они не сохранились в первоначальном виде потому, что позднее были переработаны. Но в любом случае столь углублённое обращение ко второй половине «русского» XIX столетия стало началом постепенного поворота исследователя к иным географическим и тематическим «берегам».

18 сентября 1945 года сотрудники Сектора истории музыки Института истории искусств рекомендовали Туманину первым кандидатом в докторанты; 28 января 1946-го она представила план своей докторской диссертации под названием «История русской трагедийной оперы». И автор, и её коллеги не мыслили раскрытие этой темы в отрыве от достижений западного музыкального искусства*'. Полгода спустя раздел диссертации - «Драматургия оперы "Иван Сусанин" Глинки с точки зрения жанра» - также обсуждался с позиций несомненных аналогий между русским сочинением и зарубежными - «Вильгельмом Теллем» Россини и «Фиделио» Бетховена.

21 См.: РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 1. Ед. хр. 578. Протоколы заседаний Сектора истории музыки (30 ноября 1944 - 30 декабря 1946). Л. 177-178.

Во второй половине 1946-го на основе Сектора истории музыки 171

была собрана так называемая «Русская группа» для создания фундаментальных трудов по истории русской музыкальной культуры. Кроме того, к надвигавшемуся 30-летию Великой октябрьской революции в Институте планировали выпустить учебник «История советской музыки».

14 октября 1946-го Туманина на заседании Сектора объявила тезисы своей новой диссертации - о Римском-Корсакове. Так же, как и первый вариант работы, она не была написана. Второй - «русский» - период творчества исследовательницы официально открывает объёмная статья «Музыкально-драматургическая концепция трилогии Танеева "Орестея"» (1946), спустя тридцать с лишним лет после большой работы Асафьева представившая новый взгляд на единственную завершённую оперу Танеева22.

В последовавшей далее публикации развёрнутого очерка об «Иване Сусанине» (1947) прежде всего бросается в глаза отсутствие любого упоминания о следах западных связей и влияний в драматургии оперы23, о чём ещё недавно говорилось коллегиально и открыто. В тексте три больших раздела. Первый посвящён преемственности темы Сусанина в русском искусстве, второй представляет краткий экскурс в биографию Глинки и обстоятельства написания им оперы, в третьем разделе дан подробный разбор выразительной палитры сочинения с точки зрения его «<...> характера и жанра. "Иван Сусанин", как героико-трагическая опера, обладает качествами, характерными для возвышенного, обобщённого жанра трагедии, выраженными специфически-музыкальными средствами, и в то же время представляет собой величественную народную эпопею. В "Сусанине" соединились черты оперы и черты оратории. В соединении активно-драматической стороны и намеренного отвлечения в область оратории заключается особое качество драматургии оперы <...>»2<.

Далее исследование ожидаемо модулирует в описание её народно-песенных истоков. Из «открытий» этой работы наиболее

22 Туманина Н. В. Музыкально-драматургическая концепция трилогии Танеева «Орестея» // С. И. Танеев и русская опера / Под ред. И. Ф. Бэлзы, вст. слово К. Г. Держинской. М.: ВТО, 1946. С. 59-97

23 См. современную нам работу об этом: Нагин Р. А. Оперное творчество М. И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков. Дисс. ... канд. иск. / Науч. рук.

И. П. Сусидко. М.: ГИИ, 2011.

24 Туманина Н. В. Отечественная героико-трагическая опера Глинки «Иван Сусанин» // М. И. Глинка. Сборник материалов и статей / Под ред.

Т. Н. Ливановой. М.; Л.: ГМИ, 1950. С. 191, 192.

172 достойное впечатление оставляет сравнение двух редакций чет-

вёртого акта «Сусанина» - дело кропотливое и сложное, не всегда подвластное и нынешним специалистам.

Созданию знаменитого ныне двухтомника о Чайковском предшествовали у Туманиной более локальные исследования, связанные с изучением московского окружения композитора и атмосферы, в которой формировалось его творчество. Это неопубликованная статья «К. К. Альбрехт» (1947)*5, подготовленная для сборника «Музыкальная культура Москвы и её деятели 50-60 гг. XIX столетия», позднее не осуществлённого, а также разделы об операх Чайковского в монографии, написанной совместно с Владимиром Протопоповым (1957).

В тексте об Альбрехте, едва ли не первом исследовании такого рода в истории отечественного музыковедения, сформировались особенности авторского отношения, которые затем станут хорошо ощутимыми в атмосфере повествований Туманиной о деятелях XIX столетия: бесконечный пиетет, восхищение, ностальгическое сожаление об ушедшем, лёгкая меланхолия. Областью наиболее сильного притяжения для исследователя неслучайно продолжало оставаться романтическое мировоззрение - и его «стремление к идеалу», его контрасты и перепады между «низким и высоким» порождали ту «тоску по идеалу», которую хорошо образованный и тонко чувствующий учёный железного XX века мог испытывать и выражать в своих текстах, не опасаясь идеологических репрессий. Эта негромкая, но искренняя личностная нота оставляла очень обаятельное, привлекательное впечатление, лучше всякого пафоса действующее на читателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«За семьдесят лет своего существования консерватория выдвинула ряд блестящих имён. Среди этой блестящей и яркой плеяды имя Карла Карловича Альбрехта, скромного, незаметного на первый взгляд работника, первого инспектора консерватории, проработавшего в ней двадцать три года и вынесшего на своих плечах огромную тяжесть черновой организационной работы, теряется и тускнеет. Долг историка, однако, освещать жизнь не только ярких выдающихся личностей, но и воздать должное таким незаметным, но незаменимым работникам, каким был Альбрехт, "правая рука и первый, лучший помощник Рубинштейна", - как назвал его Ларош. <...>

Аккуратный и точно исполняющий все просьбы своих друзей, Альбрехт постоянно был обременён массой мелких поручений. То это

25 РНММ. Ф. 37 (Альбрехт К. К.) № 6413. Машинопись с многочисленными правками. 43 л.

просьба Н. Г. Рубинштейна отменить класс, на котором он не может 173

присутствовать, или срочно выслать в такой-то город такие-то партии, или уладить часы репетиций, чтобы было удобно и оркестру, и приезжему солисту-иностранцу; то это просьба П. И. Чайковского последить за отсылкой ему рукописей или корректур, или просьба самому съездить за ними; то С. И. Танеев просит переменить расписание на несколько дней или вызвать к себе таких-то и таких-то его учениц и передать им задание - что учить к следующему уроку. С просьбами, касающимися расписания, обращаются все педагоги консерватории. И К[арл] К[арлович] всё устраивает, прилаживает, всё делает вовремя. Даже ученики обращаются к нему со всевозможными просьбами: выдать и прислать из библиотеки или разыскать утерянные в таком-то классе ноты, переменить время урока и т.п.

Многочисленные обязанности по консерватории Альбрехт совмещал с большой педагогической работой в других музыкальных учреждениях Москвы и широкой общественной деятельностью»2*.

В монографии «Оперное творчество Чайковского» Туманиной написано четыре раздела: введение, заключение, главы о «Чародейке» (VIII) и об «Иоланте» (Х). Уже в самом начале этот совокупный текст даёт представление о научных реалиях и приоритетах «своего времени»: особенности оперного мышления композитора наконец обрели широкий исторический фон, охвативший и достижения зарубежного театра. Традиционным для Туманиной «продолжением темы» (после изучения сценических историй Мусоргского и Танеева) стало здесь упоминание об условиях постановки отечественных опер в системе отечественных же Императорских театров:

«Ни авторитет композитора, ни его известность не спасали оперу от переделок, требуемых дирекцией, бывшей рупором царского двора. Показателен факт, что Чайковский, к концу 80-х годов имевший европейскую известность, при постановке "Чародейки" в Петербурге должен был многое сократить в своей опере по требованию театральной дирекции, а Римский-Корсаков был вынужден примириться с грубейшим искажением своей оперы "Ночь перед Рождеством". С операми русских композиторов не стеснялись; иногда их снимали с репертуара на долгое время, несмотря на успех, иногда выпускали небрежно подготовленными»27.

Природная способность Туманиной естественно вживаться в текст художественного произведения, умение «слышать музыку»

26 Туманина Н. В. К. К. Альбрехт (1837-1893) // РНММ. Ф. 37. № 6413. Л. 1, 7.

27 [Туманина Н. В.] Введение // Протопопов В. В., Туманина Н. В. Оперное творчество Чайковского / АН СССР, ИИИ Мин. Культуры СССР. Отв. ред. В. А. Киселёв. М.: изд-во АН СССР, 1957 С. 11.

174 и убедительно передавать свои от неё впечатления, сразу выделяя

главное и наиболее сильное, замечательно проявилась в главах о двух операх Чайковского. Особенно отчётливо это ощущается при сравнениях с текстами, написанными Протопоповым, нередко изобилующими сложными построениями, многоэтажными схемами*® и специальной музыкальной лексикой.

Напротив, описания Туманиной максимально приближены к пониманию широкого читателя и направлены на передачу не музыкального синтаксиса, а настроений, эмоций и чувств. Иногда это довольно протяжённые эпизоды, например:

«Обобщённой характеристикой Кумы в сольном эпизоде служит известное ариозо "Глянуть с Нижнего". Основная мысль передана в словах:

Что за ширь кругом, конца края нет!

Это чувство музыкально воплощено при помощи последовательно нарастающего "волнообразного" мелодического развития от спокойных, полных глубокой задумчивости первых фраз сравнительно небольшого диапазона - к широко раскинувшимся протяжённым фразам, выражающим главную мысль. Это неуклонное мелодическое нарастание, достигающее мощной и поистине великолепной кульминации, и создаёт то ощущение могучего вольного простора великой реки, которое внушает это замечательное ариозо. Итак, первая характеристика Кумы подчёркивает в ней основные черты её натуры: любовь к воле, широту и силу чувств»*'.

Описание же ключевой сцены в драматургии «Иоланты» (той, где она дважды срывает белую розу) отражает характер, темп и протяжённость собственно сценического действия, в котором главная роль отдана оркестру:

«Момент, предшествующий вступлению темы медных, характерен драматически напряжённым, бурно-взволнованным движением струнных, при словах Водемона "Она слепая!" раздаётся своеобразный «вскрик» оркестра. Трогательно и одиноко звучит на фоне этого мрачного звучания беспомощный и робкий вопрос Иоланты, не понимающей истинного смысла происходящего, но чувствующей,

28 Удивительно, что наибольшее количество такого рода схем помещено в разбор «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» - сочинений не только достаточно прозрачных с точки зрения формообразования, но и очень известных, - в то время как, например, в рассказе об «Орлеанской деве» подобные конструкции отсутствуют вообще.

29 [Туманина Н. В.] «Чародейка» (1885-1887) // Протопопов В. В., Туманина Н. В. Оперное творчество Чайковского. Гл. VIII. С. 253.

что произошло несчастье: "О, рыцарь, рыцарь, где же ты?" Это ме- 175

сто - самое печальное во всей опере; дальнейшее развитие сцены приводит к торжеству любви и света»3®.

В двухтомнике «Чайковский» пластичный, чуткий, музыкально ориентированный стиль научного описания получил законченное воплощение3'. Приближаясь к завершению первого тома монографии (1963), Туманина планировала защищать его в качестве докторской диссертации в родной Московской консерватории. Однако там не оценили этот эпохальный труд3* и часть ответственности за вердикт переложили на «сторонних» (внешних) рецензентов.

«<...> Московская консерватория (с которой она была кровно связана десятки лет), в лице А. А. Николаева, через год после подачи документов "не посоветовала" ей защищать данную работу, - позднее вспоминала Ливанова, соученица по классу Фермана, коллега и друг Туманиной. - Дело в том, что из Ленинградского Института театра, музыки и кинематографии поступил прохладно-уклончивый отзыв на книгу Нади, а Конен написала ей письмо, в котором признавала достоинства книги, но находила, что она «не диссерта-бельна». Из осторожности дипломатичный себе-на-уме Николаев33 сказал Наде, что лучше защищать "по совокупности", а она сочла, что это - дурацкий паллиатив. Она <...> решила подготовить и защитить новую работу. Всё это больно задело её. Она сознавала, что давно ведёт в консерватории профессорские курсы, руководила кафедрой, имеет аспирантов, - а всё остаётся доцентом; сознавала, что многие слабейшие сверстники ходят в докторах. Ко всем её трудностям

30 [Туманина Н. В.] «Иоланта» (1891-1892) // Там же. Гл. X. С. 344.

31 О контекстах появления книги подробнее см.: Петухова С. А. Времена Чайковского: 140 лет библиографии // Библиография жизни и творчества П. И. Чайковского. Указатель литературы, вышедшей на русском языке за 140 лет (1866-2006) / Сост., авт. вст. статей и исследования

С. А. Петухова. М.: ГИИ, 2014. С. 86-90.

32 Так бывает, и далеко не всегда это связано с какими-либо общими (например, идеологическими) установками. В частности, согласно недавним устным воспоминаниям некоторых сотрудников ГИИ, в первой половине 1980-х в Московской консерватории отказались принимать

к рассмотрению в качестве докторской диссертации З. А. Апетян созданный ею трёхтомник «Литературного наследия» С. В. Рахманинова (1978-1980). Как выразилась М. П. Рахманова, «видимо, показалось мало».

33 Александр Александрович Николаев (1903-1980) в описываемый период являлся председателем диссертационного совета Консерватории. Возможно, его отношение к защите Туманиной было продиктовано вовсе не «осторожностью», а всегда традиционной для этого учреждения клановостью. Николаев закончил исполнительскую аспирантуру (1937)

у Г. М. Когана, с которым у представителей школы Фермана сложились напряжённые отношения.

176 добавилась и эта - чисто психологическая, омрачившая ближайшие

годы, которые для Нади оказались последними. Встречая тогда её в Институте или в Консерватории, я всегда чувствовала в манере её поведения человека надорванного, надорвавшегося. Да так оно и было»-".

s]<

В библиографическом списке трудов Туманиной - шесть монографий, 28 развёрнутых статей, глав и разделов в изданиях более общего содержания, 37 небольших заметок, из которых примерно половина - методического характера, опубликованных в консерваторской газете «Советский музыкант» (1950-1962). Фонда Туманиной нет ни в одном из московских архивов; её неизданные тексты иногда требуют датировки и даже атрибуции, так как не везде указано имя автора. Из этих текстов стоит упомянуть пока ненайденные, которые, думается, представляют интерес: «Глинка и Балакирев» (1946, три авторских листа), «Историческая наука в Московской консерватории» (1946, три листа), «Вопрос программности в музыке XIX века» (1948, полтора листа), «11-я симфония Шостаковича и вопрос традиции и новаторства» (1962, полтора листа).

Если же говорить - в соответствии со складывающейся ныне традицией - о публикации тех работ Туманиной, что сохранены в архивах, то здесь нет уверенности в такой необходимости. С точки зрения общих выводов и идей эти тексты, скорее всего, действительно соответствуют именно «своему времени». Такое их качество представляет нечастый случай в сфере изучения наследия крупных отечественных музыковедов. Сильная сторона дарования учёного - её аналитические описания; с годами становившиеся всё более свободными от повторов слов и выражений, от соблюдения примитивной «школьной» логики, наконец, от требований идеологии, они постепенно расцветали неяркими, но изысканными красками. Стиль Туманиной, счастливо избежавший «мужской» монументальности обобщений, далёкий от риторики завоеваний и «глянцевой» гладкости изложения, ныне представляет собой, по-видимому, именно ту «золотую середину», которой столь сложно достичь в академическом музыковедческом исследовании.

Приложение

34 Ливанова Т. Н. Воспоминания в 3 т. Т. 2 // РНММ. Ф. 194. № 1754-6. Л. 856.

Список трудов Н. В. Туманиной (1939-1968) 177

I. МОНОГРАФИИ

1. М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество. К столетию со дня рождения. 1839-1939. М.; Л.: ГМИ, 1939.- 240 с.

2. К. М. Вебер. Пособие по истории западноевропейской музыки XIX века / Курсы переподготовки и усовершенствования музыкантов-педагогов при Московской Государственной консерватории. М.: Студия Дзержинского Госпромтреста, 1939 (стеклограф).- 43 с.

3. Р. Вагнер. Пособие по всеобщей истории музыки / Центральный Заочный Музыкально-Педагогический институт. М.: Стеклография Госпромтреста Дзержинского Р-та, 1939.- 110 с.

4. Очерки творческого стиля Мусоргского. 1. Интонационный язык. 2. Драматургия «Бориса Годунова». Дисс. ... канд. иск. М.: МГК, 1943.

5. Чайковский и музыкальный театр. Книга для любителей музыки. М.: ГМИ, 1961.- 254 с.

6. Чайковский. Путь к мастерству. 1840-1877 / АН СССР, ИИИ Мин. Культуры СССР. Отв. ред. Б. М. Ярустовский. М.: изд-во АН СССР, 1962.- 556 с.

7. Чайковский. Великий мастер. 1878-1893 / АН СССР, ИИИ Мин. Культуры СССР. Отв. ред. Б. М. Ярустовский. М.: изд-во «Наука», 1968.- 488 с.

II. СТАТЬИ, РАЗДЕЛЫ, ГЛАВЫ

1. Музыкально-драматургическая концепция трилогии Танеева «Орестея» // С. И. Танеев и русская опера / Под ред. И. Ф. Бэлзы, вст. слово К. Г. Держинской. М.: ВТО, 1946. С. 59-97.

2. Музыкальная трилогия «Орестея» // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946. Сборник статей и материалов к 90-летию со дня рождения / Под ред. В. В. Протопопова. М.; Л.: Музгиз, 1947. С. 102-120.

3-4. Отечественная героико-трагическая опера Глинки «Иван Сусанин»; Музыка Глинки к трагедии Кукольника «Князь Холмский» // М. И. Глинка. Сборник материалов и статей / Под ред. Т. Н. Ливановой. М.; Л.: ГМИ, 1950. С. 162-214; 215-264.

5-8. Введение; Глава VIII. «Чародейка» (1885-1887); Глава X. «Иоланта» (1891-1892); Заключение // Протопопов В. В., Тумани-на Н. В. Оперное творчество Чайковского / АН СССР, ИИИ Мин. Культуры СССР. Отв. ред. В. А. Киселёв. М.: изд-во АН СССР, 1957. С. 7-21, 242-273, 330-367.

9-11. Глава VI. М. П. Мусоргский (1839-1881); Глава VII. Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908); Глава VIII. Ц. А. Кюи (1835-

178 1918) // История русской музыки [Учебник для исполнительских

факультетов консерваторий в 3 т.]. Т. II [Вторая половина ХК в.] / кафедра ИРМ МОЛГК; общ. ред. Н. В. Туманиной. М.: Музгиз, 1958. С. 141-182, 183-284, 285-294.

12-13. Глава I. Русская советская музыкальная культура; Глава IV. Симфоническая музыка // История русской советской музыки в 4 т. / АН СССР, ИИИ; ред. коллегия: А. Д. Алексеев, В. А. Васина-Гроссман (отв. ред.), Т. Н. Ливанова и др. Т. II: 1935-1941. М.: ГМИ, 1959. С. 5-60, 378-380, 416-432.

14. Глава II. Кантата, оратория и произведения для хора // История русской советской музыки в 4 т. / АН СССР, ИИИ; ред. коллегия:

A. Д. Алексеев, В. А. Васина-Гроссман (отв. ред.), Т. Н. Ливанова и др. Т. III: 1941-1945. М.: ГМИ, 1959. С. 137-188.

15-19. Глава I. Русская музыкальная культура в 80-90-е годы ХК века; Глава II. А. К. Глазунов (1865-1936); Глава IV. С. И. Танеев (1856-1915); Глава VIII. С. М. Ляпунов (1859-1924); Глава ХП. Н. К. Метнер (1879-1951) // История русской музыки. Т. III [Конец ХК - первая половина ХХ вв.] / кафедра ИРМ МОЛГК; общ. ред. Н. В. Туманиной. М.: Музгиз, 1960. С. 3-16, 17-70, 95-127, 172-179, 293-317.

20. В. Э. Ферман (1896-1948) // Ферман В. Э. Оперный театр. Статьи и исследования / Ред-сост. Н. В. Туманина. М.: ГМИ, 1961. С. 3-20.

21. Глава II. Оратории и кантаты // История русской советской музыки в 4 т. / ИИИ Мин. Культуры СССР; ред. коллегия: А. Д. Алексеев,

B. А. Васина-Гроссман (отв. ред.), И. Я. Вершинина. Т. IV: 1946-1958. Ч. 1. М.: ГМИ, 1963. С. 224-267.

22. Глава IV. Творчество Н. Мясковского // История русской советской музыки в 4 т. / ИИИ Мин. Культуры СССР; ред. коллегия: А. Д. Алексеев, В. А. Васина-Гроссман (отв. ред.), И. Я. Вершинина. Т. IV: 1946-1958. Ч. 2. М.: ГМИ, 1963. С. 233-251.

23. Валентин Эдуардович Ферман (1896-1948) // Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. М.: изд-во «Музыка», 1966. С. 142-155.

24. (Совм. с Н. Н. Синьковской). Глава I. 1866-1881 годы // Московская консерватория. 1866-1966 / МОЛГК им. П. И. Чайковского. Ред. коллегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина (Рукавишникова). М.: Изд-во «Музыка», 1966. С. 33-116.

25-26. Русское оперное творчество на рубеже ХК и ХХ веков; Русский оперный театр на рубеже ХК и ХХ веков // Русская художественная культура конца ХК - начала ХХ века (1895-1907) / Ред. коллегия: А. Д. Алексеев, Ю. С. Калашников, В. С. Кружков, А. А. Сидо-

ров, Г. Ю. Стернин. Кн. 1. Зрелищные искусства. Музыка. М.: Изд-во 179

«Наука», 1968. С. 312-332, 333-361.

27. Введение // История музыки народов СССР / ИИИ Мин. Культуры СССР; отв. ред. Ю. В. Келдыш. Т. II: 1932-1941. М.: Всесоюзн. изд-во «Сов. композитор», 1970. С. 9-29.

28. Инструментальный концерт // История музыки народов СССР / ИИИ Мин. Культуры СССР; отв. ред. Ю. В. Келдыш. Т. IV: 1946-1956 / Отв. ред. М. Д. Сабинина. М.: Всесоюзн. изд-во «Сов. композитор», 1973. С. 46-55, 84-94.

III. ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

29. Биографическая справка [о Глюке] // Музыка (газета). 1937. № 28, 16 ноября.

30. Дени Дидро. (К 225-летию со дня рождения) // Советский музыкант. 1938. № 7, 6 октября.

31. В. Э. Ферман // Советская музыка. 1948. № 2, февраль. С. 131132.

32. Научная сессия по музыкознанию // Советский музыкант. 1950. № 7, 23 марта.

33. В. Э. Ферман // Советский музыкант. 1950. № 9, 6 апреля.

34. Над чем работают дипломники. На историко-теоретическом отделении // Советский музыкант. 1950. № 16, 25 мая.

35. На кафедре истории русской музыки // Советский музыкант.

1950. № 24, 15 сентября.

36. Предвыборное собрание коллектива консерватории. Из выступления доцента Н. В. Туманиной // Советский музыкант. 1950. № 34, 27 ноября.

37. (Совм. с А. Д. Аб[б]асовым). Интересный спектакль [«Аршин мал алан»] // Советский музыкант. 1950. № 35, 4 декабря.

38. Защита диссертаций // Советский музыкант. 1951. № 1, 8 января.

39. На кафедре истории русской музыки // Советский музыкант.

1951. № 7, 26 февраля.

40. Живой интерес к важным проблемам. (О темах дипломных работ студентов теоретико-композиторского факультета) // Советский музыкант. 1951. № 20, 28 мая.

41. На композиторском отделении / Зачётная сессия // Советский музыкант. 1951. № 21, 4 июня.

42. Экзамены по истории русской музыки // Советский музыкант. 1951. № 22, 11 июня.

43. Правда жизни - правда искусства // Советское искусство. 1952. № 19, 5 марта.

180 44. Гоголь и русская классическая опера [на материале доклада

«Гоголь и русская классическая музыка»] // Советский музыкант. 1952. № 8, 3 марта.

45. Над чем работают кафедры // Советский музыкант. 1952. № 9, 10 марта.

46. Как лучше подготовиться к экзамену по истории музыки // Советский музыкант. 1952. № 21, 2 июня.

47. Ускорить подготовку учебника по истории русской музыки // Советский музыкант. 1952. № 35, 31 октября.

48. На экзамене по истории музыки // Советский музыкант. 1953. № 29, 28 сентября.

49. Чайковский и Московская консерватория // Советский музыкант. 1953. № 35, 16 ноября.

50. Ирина Страженкова // Советский музыкант. 1956. № 8, 5 марта.

51. Консерватории нужны «Учёные записки» // Советский музыкант. 1956. № 37, 17 декабря.

52. К 70-летию со дня рождения Ю. А. Шапорина // Советский музыкант. 1957. № 35, 25 ноября.

53. Студенты-композиторы показали отличные знания // Советский музыкант. 1958. № 2, 13 января.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Монография о Прокофьеве [И. В. Нестьева, 1957] // Советская музыка. 1958. № 4. С. 149-151.

55. Больше внимания изучению советской музыки // Советский музыкант. 1959. № 22-23, 29 июня.

56. Письма Чайковского [Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. V, 1959] // Советская музыка. 1959. № 8, август. С. 193-194.

57. «Хованщина» в кино // Советская музыка. 1960. № 1. С. 96-101.

58. Талантливый учёный [В. В. Протопопов] // Советский музыкант. 1960. № 15-16, 1 мая.

59. Пропагандист музыкальной культуры [К. В. Успенская] // Советский музыкант. 1961. № 25-26, 20 октября.

60. Книга об Эдварде Григе [О. Е. Левашевой, 1962] // Советский музыкант. 1962. № 37-38, 12 декабря.

61. Современники о Чайковском. [Воспоминания о Чайковском, 1962] // Советская музыка. 1963. № 4, апрель. С. 136-138.

62. Артист, учёный, воспитатель молодых [А. Б. Гольденвейзер] // Советский музыкант. 1965. № 7-8, 31 марта.

63. Чайковский - профессор Московской консерватории. К 125-летию со дня рождения // Советский музыкант. 1965. № 15-16, 19 мая.

64. Учёный и педагог [В. В. Протопопов] // Советский музыкант. 1965. № 34-35, 29 декабря.

65. В дни празднования столетия консерватории. // Советский 181 музыкант. 1966. № 23-24, 4 ноября.

66. Подарок музыканту [книга К. А. Эрдели] // Советский музыкант. 1968. № 5, 20 марта.

IV. ОБЩАЯ РЕДАКТУРА

1. Алексеев А. Д. С. В. Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность / Ред. Н. В. Туманина. М.: ГМИ, 1954.- 238 с.

2. Вопросы музыкознания. Ежегодник. Т. II: 1955 / Ред. коллегия: В. С. Виноградов, Ю. В. Келдыш, Ю. А. Кремлёв, А. А. Николаев, А. С. Оголевец (ред.), И. Я. Рыжкин, Н. В. Туманина. М.: ГМИ, 1956.700 с.

3. Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений / Ред. коллегия: К. Ю. Давыдова, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М.: АН СССР, 1958.- 544 с.

4-6. История русской музыки. Т. I—III / Кафедра ИРМ МОЛГК; общ. ред. Н. В. Туманиной. М.: Музгиз, 1957, 1958, 1960.- 348, 422, 333 с.

7. Воспоминания о Московской консерватории / ГЦММК им. М. И. Глинки. Сост. и коммент. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибе-гиной; общ. ред. Н. В. Туманиной. М.: Музыка, 1966.- 607 с.

8. Московская консерватория. 1866-1966 / МОЛГК им. П. И. Чайковского. Ред. коллегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина (Рукавишникова). М.: Изд-во «Музыка», 1966.- 727 с.

ЛИТЕРАТУРА

1 Глебов И. [Асафьев Б. В.] К восстановлению «Бориса Годунова» Мусоргского / Сб. статей. М.: Музсектор, 1928. 72 с.

2 Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года / МГК, кафедра всеобщей истории музыки проф. В. Э. Фермана. Допущено Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР в качестве учебника для специального курса историко-теоретических факультетов консерваторий. М.; Л.: Музгиз, 1940. 815 с.

Нагин Р. А. Оперное творчество М. И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков. Дисс. ... канд. иск. / Науч. рук. И. П. Сусидко. М.: ГИИ, 2011. 183 с.

Петухова С. А. Времена Чайковского: 140 лет библиографии // Библиография жизни и творчества П. И. Чайковского. Указатель литературы, вышедшей на русском языке за 140 лет (1866-2006) / Сост., авт. вст. статей и исследования С. А. Петухова. М.: ГИИ, 2014. С. 23-120.

3

4

5 РГАЛИ. Ф. 653 (Музгиз, 1930-1964). Оп. 15. Ед. хр. 1239. Туманина Н. В. Русская опера. Машинопись, черновики. Л. 1-17 и 18-41 (два варианта текста).

6 РГАЛИ. Ф. 2465 (ВНИИ ИИ АН СССР). Оп. 1. Ед. хр. 578. Протоколы заседаний Сектора истории музыки (30 ноября 1944-30 декабря 1946). Л. 177-178.

7 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 2. Ед. хр. 602. Туманина Н. В. Московская частная опера на рубеже ХК и ХХ веков. Машинопись, чистовик с мелкими немногочисленными правками. 21 л.

8 РНММ. Ф. 37 (Альбрехт К. К.) № 6413. Туманина Н. В. К. К. Альбрехт (1836-1893). Машинопись с многочисленными правками. 43 л.

9 РНММ. Ф. 194 (Ливанова Т. Н.) № 1271, 1274, 1275. Письма Н. В. Туманиной к Т. Н. Ливановой (1942). Автографы. 8 л.

10 РНММ. Ф. 194. № 1754-б. Ливанова Т. Н. Воспоминания в 3 т. Т. 2. Автограф и машинопись. Л. 513-943.

11 РНММ. Ф. 285 (Грубер Р. И.) № 1967. Туманина Н. В. Немецкая опера первой половины ХК века. Машинопись, черновик. 60 л.

12 Розанова Ю. А. История русской музыки. Т. II. Вторая половина ХК века. Кн. 3. П. И. Чайковский / Общ. ред. А. И. Кандинского. М.: изд-во «Музыка», 1981. 310 с.

13 Ферман В. Э. Творческий путь Мейербера // Советская музыка. 1936. № 9. С. 23-42.

14 Ферман В. Э. Основные направления в западноевропейской опере XVII-

XVIII веков // Опера XVII-XVIII веков. Сб. либретто / Ред., вступ. статья, примеч. В. Э. Фермана. М.; Л.: Музгиз, 1939. С. 5-47.

15 Ферман В. Э. История новой западноевропейской музыки. Т. I. От Французской революции 1789 г. до Вагнера / Допущено Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР в качестве учебника для исполнительских факультетов консерваторий. М.; Л.: Музгиз, 1940. 456 с.

16 Ферман В. Э. Оперный театр. Статьи и исследования / Ред.-сост. Н. В. Туманина. М.: ГМИ, 1961. 360 с.

REFERENCES

183

Glebov I. [Asaf'ev B. V.] K vosstanovleniyu 'Borisa Godunova' Musorgskogo: Sbornik statey [To the restoration of Mussorgsky's Boris Godunov. Collection of Articles] / Moscow: Gos. izd-vo. Muzikal'niy sektor [State Publishing House. Music Section], 1928. 72 p.

2 Livanova T. N. Istoriya zapadnoevropeyskoy muziki do 1789 goda [History of Western European Music Before 1789] / Moscow Conservatoire, chair of music history of Professor V. E. Ferman. Moscow and Leningrad: Muzgiz, 1940. 815 p.

3 Nagin R. A. Opernoe tvorchestvo M. I. Glinki v kontekste zapadnoevropeyskogo muzïkal'nogo teatra XVIII - pervoy polovinï XIX vekov [M. I. Glinka's operas in the context of Western European musical theatre of the 18 th - first half of the 19th century]. PhD dissertation / Supervised by I. P. Susidko. Moscow: State Institute for Art Studies, 2011. 183 p.

4 Petukhova S. A. Vremena Chaykovskogo: 140 let bibliografii // Bibliografiya zhizni

i tvorchestva P. I. Chaykovskogo. Ukazatel' literaturi, vishedshey na russkom yazike za 140 let (1866-2006) [Tchaikovsky's Times: 140 Years of Bibliography // Bibliography of Tchaikovsky's Life and Work. Index of Literature Published in Russian during 140 Years (1866-2006)] / compiled, edited, prefaced, commented and researched by S. A. Petukhova. Moscow: State Institute for Art Studies, 2014. P. 23-120.

5 Russian State Archives of Literature and Art. F. 653 (Muzgiz, 1930-1964). Inventory 15. Storage unit 1239. Tumanina N. V. Russkaya opera [Russian Opera]. Typescript, drafts. L. 1-17 & 18-41 (2 versions of the text).

6 Russian State Archives of Literature and Art. F. 2465 (All-Union Research Institute for Art History). Inventory 1. Storage unit 578. Protokoli zasedaniy Sektora istorii muziki (30 noyabrya 1944-30 dekabrya 1946) [Protocols of meetings of the Music History Department (30 November 1944-30 December 1946)]. Folios 177-178.

7 Russian State Archives of Literature and Art. F. 2465. Inventory 2. Storage unit 602. Tumanina N. V. Moskovskaya chastnaya opera na rubezhe XIX i XX vekov [Moscow private opera at the turn of the 19th and 20th centuries]. Typescript, fair copy with not numerous minor corrections. 21 folios.

8 Russian National Museum of Music. F. 37 (Albrecht K. K.) No. 6413. Tumanina N. V. K. K. Albrecht (1836-1893). Typescript with numerous corrections. 43 folios.

9 Russian National Museum of Music. F. 194 (Livanova T. N.) No. 1271, 1274, 1275. Pis'ma N. V. Tumaninoy k T. N. Livanovoy [N. V. Tumanina's letters to T. N. Livanova] (1942). Autographs. 8 folios.

10 Russian National Museum of Music. F. 194. No. 1754-b. Livanova T. N. Vospominaniya v 3 t. [Memoirs in 3 vols.] Vol. 2. Autograph manuscript and typescript. Folios. 513-943.

11 Russian National Museum of Music. F. 285 (Gruber R. I.) No 1967.

Tumanina N. V. Nemeckaya opera pervoy polovini XIX veka [German opera of the first half of the 19th century]. Typescript, draft. 60 folios.

12 Rozanova Yu. A. Istoriya russkoy muzyki. T. II. Vtoraya polovina XIX veka. Kn. 3.

P. I. Chaikovsky [A History of Russian Music. Vol. II. Second Half of the 19th Century. Book 3. P. I. Tchaikovsky] / Gen. ed. A. I. Kandinskiy. Moscow: Muzika, 1981. 310 p.

184 13 Ferman V. E. Tvorcheskiy put' Meyerbera [Meyerbeer's creative path] // Sovetskaya

muzyka. 1936. No. 9. P. 23-42.

14 Ferman V. E. Osnovni'e napravleniya v zapadnoevropeyskoy opere XVII-XVIII

vekov [Principal trends in Western European opera of the 17th and 18th centuries] // Opera XVII-XVIII vekov. Sbornik libretto [Opera of the 17th and 18th Centuries. Collection of Librettos] / edited, prefaced and commented by V. E. Ferman. Moscow and Leningrad: Muzgiz, 1939. P. 5-47.

15 Ferman V. E. Istoriya novoy zapadnoevropeyskoy muzyki. T. 1. Ot Francuzkoy revolyucii 1789 g. do Vagnera [History of New Western European Music. Vol. I. From the French Revolution of 1789 to Wagner] / Moscow and Leningrad: Muzgiz, 1940. 456 p.

16 Ferman V. E. Operni'y teatr. Stat'i i issledovaniya [Opera Theatre. Articles and Essays] / compiled and edited by N. V. Tumanina. Moscow: Muzgiz, 1961. 360 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.