Н.Г. КРАСНОВ
НАЧИНАНИЕ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА СТАЛО ДЕЛОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА
История развития любого народа подтверждает, что у каждого народа есть свои яркие и видные национальные деятели, воплощающие лучшие человеческие качества: патриотизм, неудержимое стремление к развитию культуры своих сородичей, сближению их с другими народами и т.д. Несомненно, и среди чувашей были и есть такие личности.
Однако самым выдающимся деятелем и патриотом был И.Я. Яковлев, который силой своего убеждения еще в гимназические годы и общественной просветительной деятельностью сумел доказать способность родного народа к историческому прогрессу. Благодаря его научно-педагогической деятельности чувашский язык, объявленный бедным, негодным к использованию в сфере образования, в начале второй половины XIX в. получил право на существование и стал языком школы, церкви и государственной жизни. Вместе со своими учениками и единомышленниками И.Я. Яковлев организовал первые национальные школы, дошкольные воспитательные учреждения, средние профессиональные учебные заведения для подготовки учителей. В 1868 г., к началу общественнопросветительной деятельности И.Я. Яковлева, всего насчитывалось 15 учителей-чувашей, а в конце XIX в. было подготовлено уже 558 учителей из чувашей (Первая перепись населения 1897 г. Спб., 1905. Т. 2. С. 343).
Для просвещения народа, поднятия его духовно-нравственного уровня и материального благосостояния он не жалел своих сил и личных средств. Достигнутые успехи еще раз убедили его в том, что только знание и труд земледельца способны сохранить жизнеспособность и самобытность чувашского народа. Поэтому необходимо было ценить и дорожить знанием во всякой форме, во всех видах дорожить тем, что давала и начальная школа.
Хотя созданная им двуязычная начальная школа с родным языком обучения открыла чувашской молодежи путь к вхождению в общегосударственную систему образования, все же высшее образование оставалось ей недоступным. Ведь для этого в те годы необходимо было сначала окончить гимназию, а их в то время в Чувашии еще не было. Сам И.Я. Яковлев поступил в университет только после окончания Симбирской мужской гимназии в 1870 г. Он был первым гимназистом среди чувашей и горел страстным желанием вести свой народ к свету, в мир знаний по тому же пути, который он сам прошел как крестьянский юноша-сирота.
Для решения этой важной социальной, педагогической и в какой-то степени политической проблемы И.Я. Яковлев решил по своей инициативе организовать прогимназию. Однако попечитель Казанского учебного округа не поддержал его благородной инициативы, разумеется, по политическим соображениям. Ведь геополитика царского правительства не допускала создания
для нерусских народов Востока России, куда относились и чуваши, национальных образовательных учреждений академического типа. Убедившись во вредности этой политики, И.Я. Яковлев больше не поднимал данный вопрос перед учебным начальством. Тем не менее он не переставал думать над тем, как сделать доступным высшее образование для чувашей.
Только после революции 1917 г. появилась возможность создания высшей школы для чувашского народа. 6 ноября 1919 г. народный комиссариат по просвещению постановил: «Признать за чувашским народом иметь свое высшее педагогическое заведение с тем условием, чтобы в него принимались лица и других национальностей» (Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1973 гг. М., 1974. С. 146). В организации этого института непосредственное участие принимали И. Я. Яковлев и его старший сын А.И. Яковлев, который при поддержке В.И. Ленина добился открытия Симбирского чувашского института народного образования 1 сентября 1920 г. Для работы в нем А. И. Яковлев переехал со своей семьей из Москвы в Симбирск, занимал должности проректора этого института и ректора Симбирского пролетарского университета. Однако в 1922 г. местная чувашская интеллигенция, действуя в своих корыстных интересах, через чувашскую ячейку горкома партии большевиков добилась изгнания И.Я. Яковлева и его сына Алексея из Симбирска. Вскоре (в 1923 г.) Чувашский институт был закрыт, на его базе были организованы педкурсы, педучилище, просуществовавшее до 1956 г. Так начинание И.Я. Яковлева, сыгравшее историческую роль в сохранении и развитии чувашской культуры, не получило своего дальнейшего развития. Только в 1998 г. по инициативе Л.П. Куракова - верного продолжателя дела И.Я. Яковлева - в Ульяновске снова появился чувашский культурный просветительный центр. Чувашский госуниверситет открыл здесь свое подразделение для подготовки учителей чувашской и русской филологии.
Для правильной оценки сложившейся вокруг Чувашского института обстановки уместно привести отрывок из письма А.И. Яковлева от 27 сентября 1950 г., адресованного президенту АН СССР академику С.И. Вавилову, в котором отмечено: «Здесь я столкнулся с узким чувашским национализмом, исходившим от тогдашнего возглавления Чувашской автономной области. Возглавлявший в то время наркомпрос Н. М. Покровский не поддержал меня, и я должен был расстаться с Чувашским институтом и вернуться на свою профессорскую работу в Московском университете. Благодаря этому принужден был оторвать Ивана Яковлевича на 53-м году работы и увезти его со всей семьей в Москву» (НА Института И.Я. Яковлева при ЧГУ. Отдел рукописей. Фонд А.И. Яковлева. Папка «Письма». Публикуется впервые).
Так закончились попытки Яковлевых организовать высшее учебное заведение для чувашского народа. Это означало в то же время завершение первого этапа чувашского просветительства, ознаменовавшегося созданием национальной школы, профессиональных учебных заведений в Симбирске и дет-
ских дошкольных учреждений (при начальных училищах). Они впервые получили право на существование и нормальное функционирование вне зависимости от местного уездного начальства, как было до начала общественнопросветительной деятельности И.Я. Яковлева, стали государственным делом. И в этом мы видим его величайшие исторические заслуги.
Следующий этап развития чувашского просветительства происходил в других социально-политических условиях. В 1930 г. был открыт Чувашский государственный педагогический институт, а в 1931 г. - Чувашский государственный сельскохозяйственный институт, в 1967 г. - Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. В республике преобладало сельское население. Необходимо было создавать соответствующие1 условия для получения высшего образования всем слоям населения.
Длительное время в Чувашии существовали три национальных вуза, тем не менее по количеству студентов на 10 тыс. населения она отставала от соседних республик. Так, в 1993/94 учебном году в Чувашии насчитывалось 137, Марий-Эл - 181, Татарстане - 177, Удмуртии - 145 студентов на 10 тыс. населения.
Средний показатель по Российской Федерации - 176, в 1995/96 учебном году - 189, в 1996/97 г. - 202 (Россия в цифрах. 2002. М., 2003. С. 131). Как видно, в России в целом наблюдался значительный рост численности студентов. Чувашия в этом отношении имела далеко не лучшие показатели. В 1995 г. в трех вузах (ЧГУ, пединститут, сельхозинститут) обучались около 17 тыс. студентов (Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. Т.2. С. 571). Ученые ЧГУ провели ряд исследований с целью выяснения причин отставания.
Результаты статистического анализа данных того периода позволили объяснить такое отставание прежде всего низким качеством подготовки к поступлению в вуз учащихся сельских средних школ. Перед профессорско-преподавательским составом ЧГУ ректор Л.П. Кураков поставил следующие задачи:
- разработать научно-теоретические основы системы довузовской подготовки сельской молодежи;
- приблизить высшую школу к нуждам сельского населения;
- организовать в сельских районах многофункциональные центры довузовской подготовки.
Научно-экспериментальной базой для разработки этой системы служил Ба-тыревский район. Еще в 1991/92 учебном году здесь была создана группа учащихся старших классов для углубленного изучения физико-математических дисциплин, а в следующем учебном году на ее базе возникла школа будущего инженера (ШБИ), ставшая впоследствии центром довузовской подготовки. Ныне в 21 районе Чувашии успешно работают подобные центры. Постепенно некоторые из них преобразовались в филиалы университета. В Батыревском, Канашском, Алатырском и Новочебоксарском филиалах ныне обучаются более 2000 студентов. Их создание является большим достижением инновационной политики университета. Фактически в республике появились еще четыре государственных вуза, каждый из них имеет свой бюджет, преподавательский коллектив, учебную базу и т.д.
Это стало возможным вследствие той системы образования, которая зародилась и развивалась в стенах нашего университета под непосредственным руководством Л.П. Куракова еще в начале 1990-х годов. В настоящее время профильное обучение стало государственным стандартом.
В современном понимании университет (существует с XI в. как средневековое высшее учебное заведение) - это вуз, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры, осуществляется научная работа. По критериям новизны и практической значимости Батыревский филиал вошел в историю как феномен за создание первого университетского филиала на селе. Позднее такие филиалы появились во многих регионах России, особенно в республиках Северного Кавказа. Так инициатива ректора Л.П. Ку-ракова по созданию сельских филиалов получила право на существование, а расширение их сети теперь стало государственным делом. Все это еще раз подтверждает актуальность инновационных начинаний в стенах Чувашского государственного университета.
Необходимо отметить, что именно здесь были впервые разработаны и внедрены в жизнь научные основы системы довузовской подготовки сельских абитуриентов, получившие затем широкое распространение в стране. При ЧГУ открыты два региональных научно-образовательных центра (РНОЦ), два учебно-консультационного пункта (УКП), 16 лицеев, Академия юных менеджеров, гимназия.
Научно-образовательные центры (НОЦ) имеют свои подсобные хозяйства: сады, огороды, пасеки, минифермы. Учащиеся на своем опыте познают азы науки.
Культурно-образовательное пространство ЧГУ выходит далеко за пределы Чувашии. Его представительства находятся в Ульяновске, Башкирской и Татарской Республиках, где компактно проживают чувашские диаспоры (соответственно в тыс.): 116,5; 118,6; 134,2 (Россия. Энциклопедический справочник. М., 1998. С. 98). Кроме того, центр довузовской подготовки университета создан в Марийской Республике в г. Козьмодемьянске. Так соблюдается принцип преемственности в непрерывном развитии чувашского просветительства.
Еще в XIX в. И.Я.Яковлев, будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, помогал чувашским диаспорам этого и Оренбургского учебных округов в строительстве школ, организации церковных приходов, подготовке учителей, снабжении учебниками и т.д. Оказание помощи чувашским диаспорам в современной форме - личная инициатива Л.П. Куракова, ректора Чувашского государственного университета. По его словам, раньше он не знал о действенной помощи И.Я.Яковлевым диаспорам, оказавшимся в разных краях России не по своей воле, а по разным историческим причинам. К выводу необходимости оказания им организованной помощи ректор ЧГУ пришел самостоятельно. Этот случай является прекрасным примером того, как ученые-педагоги, душой болеющие за свой народ, свою малую родину, находят одинаковое решение сложнейших социальных проблем.
Чувашский государственный университет под руководством Л.П. Куракова успешно развивает замечательные традиции чувашского просветительства. Пока никто не выполняет заветы И.Я.Яковлева в таком широком масштабе, как он. В своей родной деревне по инициативе Л.П. Куракова построен «Дом знаний», объединяющий комплекс образовательных подразделений с медицинским учреждением, научной лабораторий и часовней. В этом отношении Дом знаний это не что иное, как завещание, наглядное обращение его основателя ко всем тем, прежде всего интеллигенции, кому дорого будущее подрастающих поколений.
Такое начинание, призванное воспитывать у молодежи патриотические идеалы, готовность продолжить традиции чувашского просветительства, имеет исключительно важное значение для продолжения нового этапа чувашского просветительного движения.
Многотысячный коллектив университета во главе с ректором на протяжении ряда лет показывает пример самоотверженного труда на ниве народного образования, понимая, что престиж каждого вуза зависит от того, какой вклад он вносит в развитие образования и культуры народа. Направление общественной просветительской деятельности его коллектива во многом зависит от руководителя, чей бескорыстный труд должен служить примером для других. Не случайно великий русский педагог К. Д. Ушинский личный пример педагога, руководителя считал незаменимым средством воспитания коллектива, воздействия на отдельную личность. В этом отношении педагогический коллектив вуза имеет свои особенности. Его руководитель должен быть инициатором, новатором в своей сфере, проявлять толерантность и альтруизм во имя развития образования, науки и культуры народа. Только в таком случае в коллективе создаются благоприятная атмосфера взаимопонимания и широкой поддержки просветительно-патриотического движения.
Такого рода пример показывает ректор Чувашского государственного университета Л.П. Кураков, выдающийся ученый, начавший свой путь в крестьянской семье. Оставшись без кормильца, мать с раннего детства привлекала его к сельскохозяйственному труду, старалась привить в нем любовь к природе, родному краю, земле и людям, растившим на этой земле хлеб. Так крестьянский труд выработал в нем твердое убеждение в том, что нет ничего дороже земли. Ее надо любить и ценить как источник жизни, богатства и красоты.
Л.П. Кураков стал известным в мире ученым, общественным деятелем, руководителем крупного высшего учебного заведения. Однако он и теперь не перестает заниматься садоводством, пчеловодством, увлекается рыбоводством, помогает своим землякам - жителям деревни Чувашские Ишаки - в ее благоустройстве, создании и расширении культурно-образовательных учреждений. Для благоустройства этого населенного пункта было построено 6 мостов из железобетонных конструкций, проложено 3 км асфальтированной дороги с выездом на магистральную дорогу.
Благодаря филиалам, центрам довузовской подготовки в республике с каждым годом увеличивается число специалистов с высшим образованием. Ныне
в ЧГУ обучаются более 20 тыс. студентов. Такой рост происходит, прежде всего, за счет увеличения обучающихся в Чувашском госуниверситете из числа сельской молодежи, доля которых составляет теперь более 50 %. Между тем в 1990 г. доля последней равнялась 19%. Только в 2004 г. в университет поступили около 4 тыс. студентов. Все эти меры, по словам Куракова, призваны сделать Чувашию одним из наиболее образованных субъектов РФ.
Создание филиалов явилось продолжением традиций И.Я. Яковлева, жертвовавшего свои средства на организацию комплекса учебных заведений в Симбирске, сельских школ, благотворительных обществ на пользу крестьянам.
Сельские жители, умудренные опытом тяжелой крестьянской жизни, образование человека определяют тем, какую пользу приносит он народу, каков его вклад в благоустройство родной деревни, развитие культуры в целом. А ценность науки во многом определяется тем, какой вклад она внесет в развитие культуры народа. Не случайно потомки И. Я. Яковлева лауреат Государственной премии РСФСР профессор А.А. Некрасова, доктор наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.М. Толмачев, заслуженный артист РФ В.В. Павлов, а также недавно ушедший от нас доктор физико-математических наук, заслуженный профессор Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова И.А. Яковлев и другие считают Л.П. Куракова верным продолжателем дела И. Я. Яковлева.
К ближайшим задачам продолжения чувашского просветительства на втором этапе его развития относятся, прежде всего, подготовка всеми образовательными учреждениями ЧГУ таких условий, которые нужны для вступления в 2010 г. в Общеевропейское образовательное пространство. Как известно, в 2003 г. Россия заключила договор о присоединении к болонскому процессу, т.е. к единой образовательной системе Европы. Цель Болонской декларации - создание единых европейских стандартов высшего образования, взаимное признание дипломов вузов. Россия, имея высокий уровень требований к высшему образованию, должна сохранить свои национальные достижения. Чувашский государственный университет, исходя из этих задач, ищет новые подходы и активно включился в процесс реформирования и модернизации высшей школы, опираясь на яковлевские традиции и развивая новые.
КРАСНОВ НИКОЛАЙ ГЕРАСИМОВИЧ родился в 1932 г. Окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева. Доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии социальных и педагогических наук, заслуженный деятель науки ЧАССР, заведующий кафедрой иностранных языков для технических специальностей. Автор более 200 научных статей, из них 5 монографий. Область научных интересов - немецкая филология и история народного образования.