Научная статья на тему 'Руководитель и учёный новой формации (к 65-летию академика РАО Л. П. Куракова)'

Руководитель и учёный новой формации (к 65-летию академика РАО Л. П. Куракова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Руководитель и учёный новой формации (к 65-летию академика РАО Л. П. Куракова)»

РУКОВОДИТЕЛЬ И УЧЁНЫЙ НОВОЙ ФОРМАЦИИ (к 65-летию академика РАО Л.П. Куракова)

Лев Пантелеймонович Кураков - ректор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой актуальных проблем экономической теории университета, действительный член Российской академии образования, советник Президента Чувашской Республики, председатель совета ректоров высших учебных заведений Чувашской Республики.

Лев Кураков родился 4 января 1943 г. в деревне Чувашские Ишаки Баты-ревского района Чувашской Республики. После окончания с отличными и хорошими оценками семилетней школы в татарской деревне Долгий Остров Лев поступил в Батыревскую среднюю школу и окончил её с отличием. В 1959 г. поступил в Канашский финансовый техникум, который, отлично успевая, окончил в июле 1961 г. В 1966 г. он окончил Казанский финансово-экономический институт. В январе 1969 г. он по конкурсу был избран ассистентом кафедры экономической теории Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.

В декабре 1970 г. Л.П. Кураков поступил в очную аспирантуру Московского института народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. Кандидатская диссертация «Экономические проблемы рационального использования трудовых ресурсов промышленности (на примере Волго-Вятского экономического района)», подготовленная под научным руководством доктора экономических наук, профессора Р.Я. Акопова, им была успешно защищена в июне 1973 г., за шесть месяцев до окончания срока аспирантуры. Молодой кандидат наук был назначен старшим преподавателем кафедры статистики и бухучёта, заместителем декана экономического факультета Чувашского государственного университета. С осени 1974 г. до 1989 г. Л.П. Кураков работал доцентом кафедры политэкономии, с сентября 1975 г. по июль 1976 г. он прошёл научную стажировку в Высшей экономической школе ГДР в Берлине. С первых дней после защиты кандидатской диссертации учёный приступил к работе над докторской диссертацией по теме «Социально-экономические проблемы формирования коллективной рабочей силы в СССР» и защитил её в 1988 г. в Московском институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. В 1989 г. доктор наук был избран профессором, заведующим кафедрой бухгалтерского учёта и финансов и деканом экономического факультета Чувашского государственного университета.

Л.П. Кураков до избрания его в ноябре 1990 г. ректором Чувашского государственного университета проявил себя не только как замечательный преподаватель и воспитатель студентов, но и как талантливый исследователь актуальных проблем экономики, обучения и воспитания специалистов. В 1978-1990 гг. им было издано 11 монографий и 85 научных статей. Его труды издавались в Москве, столицах союзных республик, Чебоксарах и других городах СССР.

Основным направлением его научных исследований являлись социальноэкономические проблемы использования трудовых ресурсов и организации труда в народном хозяйстве. По этому направлению им были изданы книги «Технический прогресс и кадры промышленности» (1978), «Новая техника и эффективность производства» (1980), «Население и трудовые ресурсы» (1980), «Человеческий фактор и эффективность труда» (1987) и ряд научных статей. Второе направление - социально-экономические проблемы подготовки кадров, профориентации молодёжи, экономическое образование и воспитание. Результаты исследований были изложены в серии статей и монографиях

«Народному хозяйству - кадры массовых профессий» (1983), «Экономическое образование и воспитание школьников», последняя выпущена издательством «Просвещение» в Москве в 1981 и 1987 гг., издательством «Швиеса» (Каунас) в переводе на литовский язык в 1985 г. В то время такого успеха не имел ни один учёный Чувашии. В 1990 г. Л.П. Куракову присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Чувашской АССР».

Л.П. Кураков всегда активно участвовал в общественной работе. Весной 1990 г. он был избран народным депутатом Верховного Совета Чувашской АССР, председателем Постоянной комиссии по экономической реформе, бюджету и финансам, членом Президиума Верховного Совета республики.

В ноябре 1990 г. были назначены выборы нового ректора университета. Расширенный состав учёного совета вуза (51 член с решающим голосом) из шести баллотировавшихся претендентов в первом же туре 36 голосами избрал Л.П. Куракова ректором как наиболее достойного по своим знаниям, опыту и деловым качествам. Он единодушно переизбирался ректором на конференциях делегатов трудового коллектива в декабре 1996 г., ноябре 2001 г., октябре 2006 г.

При избрании ректором Л.П. Кураков в своей программной речи заявил, что будет добиваться улучшения деятельности коллектива вуза путём его оптимального материально-финансового обеспечения, укрепления материальнотехнической базы, заботы об удовлетворении социально-бытовых нужд профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов, чтобы превратить университет в центр образования, науки и культуры республики.

В условиях начавшегося экономического кризиса и спада производства в стране ректору предстояло не только обеспечить нормальное функционирование вуза, но и решить специфические для Чувашской Республики социально-экономические проблемы. Перепись населения 1989 г. показала, что на 1000 человек старше 15 лет в Чувашской Республике высшее образование имели среди русских 112, среди чувашей - 65 человек. Количество студентов на 10 тысяч человек населения оказалось в два раза меньше, чем в среднем по России. В самом университете в 1990 г. в числе студентов выпускники школ городов Чебоксар и Новочебоксарска (с населением около 40% общего числа жителей в республике) составляли 81%, выпускники школ сельских районов республики - 19%. Такую диспропорцию надо было преодолеть.

Став ректором университета, Лев Пантелеймонович развернул титаническую деятельность по развитию университета. Ему приходилось работать по 14 часов в сутки, очень часто выезжать для решения насущных вопросов в Москву, другие города России.

С начала 1990-х годов резко сократилось финансирование университета из федерального бюджета. Около половины требуемых для нормального функционирования университета средств необходимо было зарабатывать трудовому коллективу вуза. Умело организуя деятельность по оказанию научно-исследовательских и других услуг предприятиям и организациям, принимая на обучение студентов из-за рубежа и своей страны на контрактной основе, университет справился с задачей получения внебюджетных средств, сумел даже построить замечательный Спортивный комплекс, оснастить лаборатории необходимыми новыми техническим средствами обучения и научно-исследовательской деятельности - вычислительной техникой, компьютерами, подключиться к системе Интернет и даже построить и выделить преподавателям и сотрудникам бесплатно или на льготных условиях около 200 благоустроенных квартир.

По инициативе Л.П. Куракова впервые в России университет организовал в райцентрах республики Алатырский, Батыревский и Канашский филиалы,

открыл свои представительства в республике, в Татарстане, Башкортостане, Марий Эл, Ульяновской области, центры подготовки учащихся к поступлению в вузы, лицеи во всех сельских районах республики. В 1994 г. при университете открыта гимназия-интернат для одарённых детей. Все они успешно работают. Была развернута в стенах университета подготовка докторов и кандидатов наук. Структуру вуза пришлось совершенствовать в соответствии со спросом на специалистов. Успехи в развитии университета, результативность его деятельности впечатляют. В структуре университета в 1990 г. было 11 факультетов: чувашской филологии и культуры, филологический, исторический, экономический, физико-математический, химический, медицинский, электротехнический, электрификации промышленности, машиностроительный, строительный. После 1990 г. физико-математический факультет разделился на математический и физико-технический факультеты; медицинский факультет преобразован в медицинский институт в составе лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов; экономический факультет преобразован в финансово-экономический институт в составе экономического факультета и факультета экономики и менеджмента; электротехнический, электроэнергетический (бывший факультетом электрификации промышленности) факультеты и вновь организованный факультет информатики и вычислительной техники объединены в электроэнергетический институт. Открыты новые факультеты: географический, дизайна и компьютерных технологий, журналистики, иностранных языков, искусств, радиотехники и электроники, права, управления и повышения квалификации, управления и психологии, юридический.

Если в 1991 г. университет готовил специалистов по 28 специальностям, на его кафедрах работали 876 преподавателей, из них 52 доктора наук, 396 кандидатов наук, в нём обучалось 10989 студентов, с 1967 г. по 1990 г. было выпущено около 23 тысяч специалистов, то в 2008 г. он готовит специалистов высшей квалификации уже по 56 специальностям, в нём свыше 570 аспирантов и докторантов, которые пишут кандидатские диссертации по 43 специальностям и докторские - по 8 специальностям, действуют пять докторских диссертационных советов, на 143 кафедрах работают более 1200 преподавателей, в их числе 140 докторов и свыше 600 кандидатов наук; с 1991 по 2007 г. университетом выпущено свыше 48 тыс. специалистов. К 1996/97 учебном году доля студентов университета - выпускников школ сельских районов республики - превысила 50%.

В университете созданы научные школы, которые охватывают различные проблемы современной фундаментальной науки в отрасли электротехники, машиностроения, физики, химии, математики, экономики, медицины, истории, филологии, философии и др. Ученые университета принимают участие в выполнении ряда государственных научно-технических программ.

В 2002 г. Л.П. Кураков избран членом Президиума Учебно-методического объединения классических университетов России и стран СНГ.

Руководимый Л.П. Кураковым университет стал одним из ведущих вузов страны, принят в Международную ассоциацию университетов мира, Евразийскую ассоциацию классических университетов и Поволжскую ассоциацию государственных университетов, стал ассоциированным членом Поволжского отделения Российской академии образования.

За успехи в учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе университет удостоен многих российских и международных наград. В 2007 г. университет получил международную награду «Европейское качество» за достижение высокого качества образовательных услуг в соответствии с европей-

скими стандартами. Во всех достижениях университета - велика доля умелого руководства им.

Волею судьбы Лев Пантелеймонович стал видным государственным деятелем. Он, как депутат и председатель Постоянной комиссии по экономической реформе, бюджету и финансам Верховного Совета Чувашской Республики, в 1990-1994 гг. активно участвовал в решении трудных проблем начала перехода республики на рельсы рыночной экономики и получил популярность в народе. В 1993 г. его избрали депутатом Совета Федерации России, где он работал заместителем председателя комитета по науке, образованию и культуре, занимался вопросами академической, вузовской и отраслевой науки. По направлению Совета Федерации работал в Парламентской ассамблее Черноморского экономического содружества, дважды избирался председателем Комитета по вопросам культуры, образования и социальной деятельности. Лев Пантелеймонович избирался депутатом Государственного Совета Чувашской Республики первого и второго созывов (1994-1998 и 1998- 2002 гг.). В 1997-2002 гг. он - вицепрезидент Чувашской Республики и Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики, Председатель Государственного Совета Чувашской Республики, Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Занимая высшие посты, Л.П. Кураков добивался справедливого решения экономических и социальных вопросов, развития культуры, общего и профессионального образования, в особенности - высшего. Его государственная деятельность положительно сказывалась и в росте университета.

Несмотря на перегруженность работой ректора и государственного деятеля, Л.П. Кураков выступает как организатор науки и ведет широкомасштабную, многоплановую научно-исследовательскую работу. В 1992 г. Л.П. Кураков был избран действительным членом Академии наук Чувашской Республики и ее Президентом. Академия финансировалась Правительством республики и добилась значительных успехов в исследовательской деятельности. После объединения в 1995 г. Академии наук Чувашской Республики и Чувашской национальной академии Лев Пантелеймонович был избран вице-президентом и членом Президиума этой академии. С 2004 г. он - академик Академии наук Чувашской Республики.

Л.П. Кураков организовал плодотворное сотрудничество университета с Российской академией образования (РАО). В 2000 г. он был избран членом-корреспондентом РАО, в 2004 г. - академиком РАО. В январе 2001 г. в Чувашском государственном университете состоялось выездное заседание Бюро Президиума РАО. Представители Министерства образования Российской Федерации и Президиума РАО обстоятельно ознакомились с деятельностью университета по созданию системы интегрированного образования и в своем решении одобрили эту деятельность. В соответствии с соглашением в области интеграции и развития образования между РАО и университетом последнему придан статус опытно-экспериментальной базы по апробации инновационных образовательных технологий в создании единого образовательного пространства в регионе. Вскоре на базе Чувашского государственного университета открывается Чувашский филиал Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО и Министерства труда и социального развития РФ. Университет начинает издавать журнал «Семья в России. Семья в Чувашии», принимает участие в издании журнала «Интегральная педагогика», «Школа духовности», «Культура здоровой жизни». Л.П. Кураковым в стенах университета организованы десятки международных, всероссийских и региональных конференций по экономическим, социальным и педагогическим проблемам.

Л.П. Кураков ведет научно-исследовательскую работу по планам Министерства образования и науки, Российского гуманитарного научного фонда, РАО и других ведомств и организаций.

Характеризуя научную проблематику Л.П. Куракова, уместно сказать, что под его руководством эффективно функционирует научно-исследовательская лаборатория по актуальным проблемам образования и экономической теории. За последние 16-17 лет им подготовлено свыше 40 докторов и кандидатов экономических наук. С 1991 г. ректором индивидуально, совместно с учениками и сыновьями создано и издано более 600 научных, учебных и учебно-методических работ, в том числе 115 монографий, словарей, учебников и учебных пособий.

Продолжая вести исследования по указанному выше второму направлению своей научной деятельности, обращая главное внимание на функциональные системы высшей школы и на социально-экономические проблемы её развития, обобщая свой опыт создания интегрированной структуры руководимого им университета, Л.П. Кураков создал ряд инновационных фундаментальных трудов. Им изданы монографии «Университет в условиях рынка» (Чебоксары, 1993), «Проблемы управления высшей школой на современном этапе» (М., 1995), «Индустрия образования: состояние и перспективы» (М., 1996). Этой же проблематике посвящено немало его научных статей. Автор ратует за сохранение и дальнейшее развитие высшей школы в условиях рыночной экономики, за сохранение конституционного права молодёжи на бесплатное обучение в высшей школе, делится опытом развития руководимого им университета. Самым крупным трудом в этом направлении, созданным на основе исследования истории общего и профессионального образования в России, опыта ряда университетов, прежде всего самого Чувашского государственного университета по созданию интегрированной системы образования, является двухтомная монография Л.П. Куракова «Интегрированное образование: Истоки и итоги». В 2 книгах (Чебоксары, 2000). Труды Л.П. Куракова последних лет посвящены вопросам осуществления задач проекта «Образование» в высшей школе. Он - один из истинных продолжателей дела великого чувашского просветителя И.Я. Яковлева - в 1995 г. организовал в университете лабораторию по исследованию и публикации творческого наследия патриарха чувашского просвещения и культуры, которая в 1997 г. была преобразована в Институт И.Я. Яковлева. Под его научным руководством подготовлен и издан университетом полный текст воспоминаний И.Я. Яковлева «Моя жизнь» и три тома сочинений просветителя. Исследованию жизни и деятельности И.Я. Яковлева ректор посвятил книгу «Прометей из чуваш» и ряд своих научных статей. За цикл научных исследований Л.П. Куракову присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования за 2000 г. Было отмечено, что его заслуга заключается не только в проведении глубоких фундаментальных научных исследований, но и в практической реализации концепции непрерывного многоуровневого образования.

Наиболее продуктивное направление научных исследований Л.П. Куракова - экономическая теория и практика рыночных отношений. По этой проблематике под его руководством университетом в 1991-2008 гг. проведены десятки научных конференций. Лев Пантелеймонович руководил лабораторией по проблемам рыночной экономики. Он возглавлял группу ученых, занятую разработкой механизма перевода Чувашии на рыночные отношения. По проблеме перехода России на рыночные отношения им изданы оригинальные, программного характера, монографии «Стратегия возрождения» (М.,1994) и «Ориентиры обновления» (Чебоксары, 1995; на английском языке - Стамбул, 1995). В ней автор, исследовав опыт выхода США из колоссальной депрессии конца 20-х - на-

чала 30-х годов, выхода ФРГ и Японии из послевоенной разрухи, преодоления тяжелого кризиса в Турции конца 70-х годов XX в. - везде путём введения государственного регулирования экономики и ценообразования, отчасти и планирования, а также опыт достижения максимального экономического эффекта в Южной Корее, Сингапуре, Таиланде, Китае и других странах путём проведения «государственного капитализма», делает выводы о путях выхода России из кризиса: введение государственного регулирования экономики и ценообразования; справедливой налоговой системы, поощряющей производство; материальная поддержка государством сельского хозяйства. Однако эти рекомендации осуществляются в нашей стране лишь в последние годы.

Конкретные вопросы перехода России и её составной части - Чувашии на рыночную экономику Л.П. Кураковым освещаются в многочисленных монографиях и учебных пособиях, написанных в основном в соавторстве: «Проблемы рыночной экономики и механизм их регулирования» (1991), «Приватизация: справочное пособие в вопросах и ответах» (1992), «Региональная экономика: опыт и пути развития» (1994), «Бизнес-план» (1994 - 1996. Части 1-3), «Рынок труда: Вопросы теории» (1996), «Финансы России в условиях рынка» (1995), «Банковская система России» (1995), «Охрана труда: сертификация производственных объектов» (1996), «Инвестиционная политика в современных условиях» (1996), «Рынок и антимонопольные экономические отношения» (1996), «Актуальные проблемы современных экономических систем» (1996). «Проблемы реформирования российской экономики» (1997), «Банки в современных экономических системах» (1997) и др. На аналогичные темы им опубликованы десятки научных статей в сборниках и журналах.

Самым крупным трудом Л.П. Куракова является его трехтомная монография «Основы экономической теории», изданная в 1996 г. С сокращениями и изменениями она переиздавалась более десяти раз в виде однотомных или двухтомных учебников или учебных пособий под названием «Основы экономической теории», «Экономическая теория», «Введение в экономическую теорию» под грифом Министерства образования и науки.

Рецензенты отмечают, что рассматриваемый комплекс трудов является результатом научных изысканий автора за длительный период. В них анализируются существующие положения и концепции экономической теории различных мировых научных школ и направлений. В результате исследования автор оригинально и комплексно излагает основные положения и принципы экономической теории, рассматривая весь спектр проблем, решаемых данной наукой.

Кроме индивидуально написанных трудов по экономической теории, Л.П. Кураков выпустил не менее десятка учебников и учебных пособий под названием «Экономическая теория» и «Основы экономической теории» в соавторстве со своими коллегами и учениками. Им совместно с В.Л. и А.Л. Кураковыми изданы объёмные издания: «Экономический энциклопедический словарь» и «Экономический и юридический энциклопедический словарь», которые пользуются большим читательским спросом и неоднократно переиздавались.

Под руководством Л.П. Куракова учёными университета разработана и издана «Программа перевода Чувашской Республики на рыночные отношения», «Программа социально-экономического развития Чувашской Республики до 2001 года», одобренные директивными органами республики. Он является участником разработки «Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».

За научные труды по экономической теории и практике рыночных отношений Л.П. Кураков удостоен Государственной премии Чувашской Республики в

области науки и техники (за 1997 г.) и Премии Чувашского государственного университета в области науки и техники (за 1996, 2002 гг.).

Л.П Кураков многие годы активно занимается меценатством и благотворительной деятельностью: на собственные средства построил Дом знаний на своей малой родине - в дер. Чувашские Ишаки, представляющий собой культурно-просветительный комплекс на селе. В нем - лицейские классы для одарённых детей, медицинский пункт, библиотека, компьютерный класс, производственные мастерские, подсобное хозяйство. В 2000 г. комплекс органично дополнила часовня имени Преподобного Сергия Радонежского. Лев Пантелеймонович удостоен Первой Международной общественной премии в области меценатства и благотворительности.

Л.П. Кураков - выдающийся ученый-экономист, педагог, организатор высшего образования и науки, государственный деятель.

О признании существенного вклада Л.П. Куракова в развитие науки российской и мировой научной общественностью свидетельствует избрание его вице-президентом Международной академии гуманизации образования, первым вице-президентом Международной академии наук Лиги возрождения науки Мира, вице-президентом Международной гуманитарной академии «Европа - Азия», членом Президиума Международной академии меценатства; вицепрезидентом Академии духовного единства мира, вице-президентом Ассоциации российских вузов, действительным членом Международной академии информатизации, Нью-Йоркской академии наук, Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации, Инженерной академии Российской Федерации, Международной кадровой академии, Академии проблем качества, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Международной академии наук при Международной федерации по правам человека при ООН ЮНЕСКО; членом-корреспондентом Международной инженерной академии, Международной академии менеджмента.

Л.П. Куракову присвоены почётные звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Почётный работник высшего образования Российской Федерации», «Почётный доктор Стамбульского университета», «Почётный профессор Казанского института экономики, управления и права», «Заслуженный профессор Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова», «Ректор года - 2004», «Ректор года - 2005». «Выдающийся интеллектуал XXI века», «Лучший руководитель года». Он принят в Клуб ректоров Европы (2007). Лев Пантелеймонович награждён орденом Почёта (1997), орденом «Меценат» (2004), нагрудным знаком-орденом «За вклад в культуру» (2008), медалями К.Д. Ушинского, «Имени королевы Виктории» (Оксфордский университет), «Русская земля» Общероссийского общественного движения «Россия православная», «80 лет Госкомспорту России», международными наградами «Золотой слиток», «Святая София», «Имени Сократа». Он - Почётный гражданин родной деревни Чувашские Ишаки, городов Алатырь, Канаш, Чебоксары, Батыревского и Яльчикского районов Чувашской Республики.

Президент Российской академии образования академик Н.Д. Никандров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.