07.00.02
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
УДК 74.03
Н.О. Блейх
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, 362000, Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания
НАЧАЛО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (конец XVIII - 60-е гг. XIX в.)
Аннотация. В статье анализируются истоки просветительского движения на Северном Кавказе во временной отрезок конца
XVIII - 60-х гг. XIX вв. Доказывается, что факторами зарождения просветизма в крае стала образовательная парадигма Российского государства. Акцентируется внимание на то, что просвещение с самого своего основания в крае становится инструментом политики. Первыми появились аманатские школы, затем - школы военных воспитанников и пансионаты. К 60-м гг. XIX столетия школьная сеть расширилась за счет включения начальных школ и училищ различных типов. Параллельно со светскими функционировали духовные школы (христианские и мусульманские). Делаются выводы, что развитие школьного образования привело к появлению молодой интеллигенции, которая стала инициатором горского просвещения и вступила в борьбу за право всех сословий на образование. Практическая значимость видится в том, что оценка просветительской политики Российской империи
XIX столетия на Северном Кавказе и выявление ее позитивного вклада сумеет предоставить современным властным структурам более точное прогнозирование социально-экономического развития государства, в том числе и в области образования.
Ключевые слова: Российская империя, Северный Кавказ, реформирование, школьная система, горское просвещение
N. Bleich
North Ossetian State University. K.L.Khetagurov, Vladikavkaz, 362000, Republic of North Ossetia - Alania
THE BEGINNING OF THE EDUCATIONAL MOVEMENT IN THE NORTH CAUCASUS
(The end of the XVIII - 60th years of the XIX century)
Abstract. The article analyzes the origins of the educational movement in the North Caucasus during the time period of the late XVIII - 60s of the XIX centuries. It is proved that the educational paradigm of the Russian state became factors in the birth of enlightenment in the region. Attention is focused on the fact that education from its very foundation in the region has become a tool of politics. The first appeared Amanat schools, then - the schools of military pupils and boarding houses. By the 60s of the 19th century, the school network had expanded to include elementary schools and schools of various types. In parallel with secular theological schools functioned (Christian and Muslim). It is concluded that the development of school education led to the emergence of a young intelligentsia who initiated mountain education and entered the struggle for the right of all classes to education. The practical significance is seen in the fact that the assessment of the educational policy of the Russian Empire of the 19th century in the North Caucasus and the identification of its positive contribution will be able to provide modern authorities with a more accurate forecast of the socio-economic development of the state, including in the field of education.
Key words: Russian Empire, North Caucasus, reform, school system, mountain education
ВВЕДЕНИЕ
Просветительство имеет вековые и завидные традиции в истории национального образования, поэтому оно и по сей день остается в числе наиболее значимых тем в российской науке. Это связывается с тем, что накопленная веками педагогическая практика во многом помогает избегать повторных ошибок, когда-то уже совершенных и позволяет не допустить их в настоящем и будущем. Имеющийся опыт горских народов в теории и методике образования являет собой прекрасную возможность включения его учебный процесс современной кавказской школы.
Исторически складывающаяся в губерниях дооктябрьской России региональная образовательная парадигма органично вплеталась в канву единой системы российского просвещения и потому изучение института просветительства, на наш взгляд, призвано способствовать лучшему уяснению позитивного вектора в ценностях педагогической конструкции и оказывать позитивное воздействие на ее дальнейшее течение.
К тому же оценка инициативности новаторов просветительского движения в одной из российских областей - Северном Кавказе и выявление их научного вклада сумеет существенно обогатить историю педагогики и кавказоведение, поможет сделать более наглядным представление о прошлом страны в одном из ее регионов, а современным политикам и властным структурам санкционировать более точное прогнозирование социально-экономического развития государства, в том числе и в сфере образования.
В этом плане особенно интересен первый этап просветительского процесса, т.к. он символизирует собой начальную стадию зарождения образования у горских народов. Последние отстояли на социально-экономической лестнице значительно ниже, чем вся Российская держава и потому генезис просвещения у них произошел намного позже (только во второй половине XVIII в.), чем в целом по стране и в данном сегменте имел свой уникализм.
ОБСУЖДЕНИЕ
Вся история появления школы и просвещения у народов Северного Кавказа - наглядное доказательство прогрессивного влияния России на горцев. Однако сама интеграция края в российское «тело» была длительной и занимала с X по XIX в. Нижняя хронологическая граница связана с появлением первых русских в горах Кавказа и установлением между ними и горцами дружеских отношений, которые, впрочем, не всегда были безоблачны. Верхний временной рубеж ознаменован присоединением всего Северо-Кавказского края к российской державе (пусть пока и формальным).
В дальнейшем последняя начинает реформировать социо-экономическое и политическое пространство, одной из главных задач намечая становление просветительства в крае. Это было оправданно необходимостью выращивания образованных людей из числа горцев, которые были бы воспитаны в духе российских традиций и лояльны к принявшему их государству. Для этого просвещение с самого своего основания в крае становится инструментом политики [Аристова, 1968: 34].
Прежде всего администрация обратила внимание на существующие в мусульманских областях Северного Кавказа духовные учебные заведения мектебе и медресе, которые функционировали в крае со времен принятия мусульманства (Х в.) и имели уже стройную систему воспитания и обучения. Эти духовные учебные заведения функционировали при мечетях и имели своей целью обучение арабскому языку и чтению на нем Корана. Преподавание в них вели сами муллы. Зачастую эти вероучители сами были малограмотны, не зная основ педагогики, они обучали молодых горцев по своему разумению без всякой методики. Не смотря на то, что эфенди и муллы были в оппозиции к российскому государству, последнее не стремилось ликвидировать их как класс и закрывать школы. Наоборот, царская администрация стремилась наладить межкультурный диалог, для чего давало привилегии мусульманским духовникам и даже инициировало создание духовных школ с условием принятия ими российской гражданственности [Блейх, 2014: 37-39].
Помимо имеющихся духовных учебных заведений правительство стало налаживать свою систему обучения. В начале XIX столетия возникли аманатские школы, в которых содержались на полном государственном обеспечении дети знатных горских фамилий. Они вместе с детьми русских военных постигали основы знаний. Аманатские школы являлись связующим звеном между горцами и русскими в годы т.н. Кавказской войны. Аманатские школы открывались во всех бастионах края. Первым такого типа учебным заведением стала Кизлярская школа (1735) для кабардинских детей. Позже, в 1778 г., для обучения аманатов в Екатеринодаре было учреждено училище с учебным планом, включающим чтение, грамматику, арифметику, священную историю, основы русской грамматики, чистописание и рисование.
В целях подготовки верноподданных лиц из среды кавказских горцев правительство помимо существующих аманатских, стало открывать здесь школы военных воспитанников, которые обслуживали детей горцев и российских военнослужащих. Целью появления таких школ было «доставление возможности юношам из бедных дворян и других почетных сословий горских племен получения некоторого образования». Необходимо отметить, что в первые годы своего существования школы не пользовались авторитетом у населения, прежде всего по причине их принудительности и незнания русского языка воспитанниками, из-за чего весь учебный процесс не был эффективным. Но к концу Кавказской войны отношение к военным школам у горцев поменялось в лучшую сторону.
Вскоре стали пользоваться спросом и интернаты военных воспитанников, предназначавшиеся не только для детей казаков, чиновников и военных, но также зажиточных горцев. Они стали открываться сразу после указа в 30-40-е гг. XIX столетия. Известны школы в селах Наурском, Каргалинском, станице Екатерино-градской. В которых обучались дети узденей. Целью таких школ была подготовка надежных кадров военных и чиновников и обучению русской и горской культурам.
В христианских районах края (Ставрополе, Краснодаре, Владикавказе) стали появляться духовные училища и приходские школы на русском языке, где
преподавался Закон Божий. Наиболее известными из них были Владикавказское духовное училище (1836), Ставропольская гимназия (1837), Дербентское городское училище (1837), Петровское училище (1841), Низовское училище (1842), Нальчикская школа (1843), Темир-Хан-Шуринское училище (1855) и т.д. [Блейх, 2015: 124].
Кроме перечисленных учебных заведений на протяжении первой половины XIX столетия по всему Северному Кавказу продолжили появляться духовные школы (мусульманского и христианского направления), дававшие детям скудные элементарные знания (причем в школах могли проводиться параллельно как Закон Божий (для христиан), так и изучение Корана (для мусульман)). Но не смотря на такую казалось бы разветвленную сеть светских и духовных учебных заведений на Северном Кавказе школ начального порядка катастрофически не хватало. К началу второй половины XIX столетия их насчитывалось лишь 13. Уездных училищ функционировало только 4. Они в основном были в христианских областях края. А национальным мусульманских округам Карачаева, Черкесска, Кабарды, Балкарии, Чечне, Ингушетии о них можно было только мечтать [Пискунов, 1976: 78].
Но не смотря на это, к оценке школьной реформы на Северном Кавказе рассматриваемой поры нужно подходить не только из ее негативных сторон, включающих в себя активную русификацию и на основе этого недооценку в обучении родного языка, национальных особенностей и менталитета разных горских племен, платность и сословность, но также видеть и ее позитивное воздействие на рост духовной культуры кавказцев. Российское просвещение аборигенного населения создавало здесь факторы, объективно содействующие установлению школьной системы светского характера, благодаря которой горцам открывалась дорога в учебные заведения центральной России. Так смогла появиться первая плеяда деятелей культуры и науки, ставшие на путь просвещения своих единоплеменцев.
В лице Дж. Казаноко, Ш. Ногмова, И. Атажукина, Ка-зы-Гирея, У. Берсея, А. Колиева, А. Гассиева, В. Цораева, Г. Алкадарского, Казем-Бека, У. Лайдаева, З. Захарова и других край получил пионеров горского цивилиза-торства, несущего российскую культуру на Кавказ. Они выступали за реалистичное изложение жизненного уклада горских этносов и призывали власти к скорейшему постижению этого изобилующего и интереснейшего края с помощью просвещения его народов, а не военной кампанией [Блейх, 2017: 67].
Однако в означенное нами время в самом своем генезисе (конец XVIII - 60-е гг. XIX вв.) становление и развитие общественной и просветительской мысли на Северном Кавказе имело свою специфику. С самого своего возникновения просветительство делилось на два полюса: демократический и реакционный. Представителями последнего являлась верхушка владетелей и примкнувшее к ним духовенство. Девизом реакционеров было не допущение распространения русской культуры в крае и запрещение светского образования.
В борьбе с этим крылом просветизма росла и закалялась молодая горская интеллигенция, воспитанная на идеях равенства всех сословий в образовании и ратовавшая за развитие просвещения.
Также заслуга первых образованных горцев сводилась к тому, что они своей активной позицией и просветительской деятельностью на школьном поприще, а также в переводах книг церковного и учебного характера способствовали становлению общественно-просветительской и педагогической мысли своих народов и развитию кавказской письменности и элементов просвещения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом началом просветительского движения на Северном Кавказе считается конец XVIII -60-е гг. XIX вв. Нами он назван I этапом общественно-просветительской мысли. Его появление было обусловлено вхождением народов края в Российскую империю. Данный период характеризуется зарождением школьного образования и созданием разветвленной системы учебных заведений, представленных школами аманатскими, военных воспитанников, приходскими, духовными и училищами различных типов.
Не смотря на имеющиеся недостатки школьной системы (русификация, недооценка в обучении родного языка, платность и сословность), но все же благодаря этим учебным организациям появилась молодая горская интеллигенция, которая закалялась в борьбе с реакционным крылом. Она включилась в процесс по улучшению постановки школьного дела и образования в крае, выступала за реалистичное изложение жизненного уклада горских этносов и призывала власти к скорейшему постижению этого изобилующего и интереснейшего края с помощью просвещения его народов, а не военной кампанией. Этим начинаниям способствовала и политическая обстановка в регионе, связанная с окончанием Кавказской войны. Наступала новая эра общественно-просветительской и педагогической мысли на Северном Кавказе - преобразовательная.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ / LIST OF REFERENCES
1. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968. 512 с. [Aristova T.F. The development of public education // Culture and life of the peoples of the North Caucasus. Moscow: Nauka, 1968. 512 p.]
2. Блейх Н.О. Начало становления просветительства на Северном Кавказе (первая половина XIX века) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-1 (43). С. 37-39. [Bleich N.O. The beginning of the formation of enlightenment in the North Caucasus (first half of the XIX century). Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art History. Questions of Theory and Practice. 2014. No. 5-1 (43). P. 37-39.]
3. Блейх Н.О. Культурологические предпосылки и социальные условия появления просветительства на Северном Кавказе: монография. North Carolina, 2015. 189 с. [Bleich N.O. Culturological background and social conditions for the emergence of enlightenment in the North Caucasus: monograph. North Carolina, 2015. 189 p.]
4. Блейх Н.О. Исторические вехи становления и развития просветительства на Северном Кавказе в русле российской цивилизационной политики. Т. 1. М.: Русайнс, 2017. 234 с. [Bleich N.O. Historical milestones in the formation and development of enlightenment in the North Caucasus in line with Russian civilization policy. Vol. 1. Moscow: Rusyns, 2017. 234 p.]
5. Пискунов А.И., Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М.: Педагогика, 1976. 522 с. [Piskunov A.I., Dneprov E.D. Essays on the history of the school and pedagogical thought of the peoples of the USSR. The second half of the XIX century. Moscow: Pedagogyca, 1976. 522 p.]
6. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе:
ИР, 1968. 398 с. [Totoev M.S. Public education and pedagogical thought in pre-revolutionary North Ossetia. Ordzhonikidze: IR, 1968. 398 p.]
7. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе, 1985. 587 с. [Khataev E.E. Enlighteners of the mountain peoples of the 19th century. Ordzhonikidze, 1985. 587 p.]
Статья поступила в редакцию 29.11.2019, принята к публикации 08.12.2019 The article was received on 29.11.2019, accepted for publication 08.12.2019
Герасимов Григорий Иванович, доктор исторических наук, доцент; научный консультант Тульского государственного музея оружия (специальность 07.00.02) V_/
РЕЦЕНЗИЯ
на статью доктора исторических наук Н.О. Блейх «Начало просветительского движения на Северном Кавказе (конец XVIII - 60-е годы XIX вв.)
Одним из вопросов, до сих пор вызывающих общественный резонанс и значительное внимание, является феномен просветительства, которое имеет давние и славные традиции в истории отечественного образования. Социально-политические неурядицы, сотрясающие Российское государство весь XX в., противодействовали сохранению и развитию этих традиций. В веке же XXI началось переосмысление российским обществом собственной истории и определение важнейших образовательно-воспитательных задач, что явилось катализатором усиления интереса исследователей к педагогическому наследию и передовому опыту образовательной политики России прошлых лет, практиковавшейся не только в центре, но и на ее национальных окраинах, в том числе и Северном Кавказе.
Исторически сложившаяся в крае дооктябрьской России региональная образовательная парадигма становилась звеном единой системы народного просвещения, и потому сегодня открываются возможности для всестороннего исследования института просветительства и его адептов в историко-педагогическом ключе. Мы согласны с автором статьи в том плане, что исследование школьной политики России на ее окраинах и деятельности пионеров просветительского движения в горском крае может обогатить историко-педагоги-ческую науку, сделать наши представления об историческом прошлом России и Кавказа более полными, а политикам предоставить возможность более точного прогнозирования социально- политической ситуации, в том числе в развитии национального образования.
Таким образом, актуальность представленной темы, научная новизна и ее практическая значимость сомнению не подлежат. В статье исследователь отходит от имеющихся штампов и рассматривает проблему с позиций объективности, системности и историзма. Хронологический период тоже был выбран не слу-
чайно: нижняя граница связана с процессом присоединения Северного Кавказа к Российской империи и началом осуществления последней образовательной политики, верхний временной рубеж ознаменован появлением первой плеяды горских просветителей.
В результате проведенного анализа автор приходит к выводам о том, что началом просветительского движения на Северном Кавказе считается конец XVIII - 60-е гг. XIX вв. Данный период характеризуется зарождением школьного образования и созданием разветвленной системы учебных заведений, представленных аманатскими школами, военных воспитанников, приходскими, духовными и училищами различных типов. Несмотря на имеющиеся недостатки школьной системы, но все же благодаря этим учебным организациям, появилась молодая горская интеллигенция, которая включилась в процесс по улучшению постановки школьного дела и образования в крае.
Заглавие статьи и аннотация соответствуют основному содержанию работы, которая выполнена на высоком научном уровне, оформлена грамотно и корректно, выводы адекватны заявленной цели. Статья написана в публицистическом стиле живым, красочным языком и потому будет полезна не только ученым, занимающимся историческими, педагогическими проблемами, но и широкому кругу читателей. По системе «антиплагиат» работа получила высокий балл оригинальности. Публикация соответствует шифру специальности 07.00.02 «Отечественная история».
Представленная работа Н.О. Блейх «Начала просветительского движения на Северном Кавказе (конец XVIII - 60-е гг. XIX вв.)» соответствует всем научно-методическим требованиям, предъявляемым к ВАКовским публикациям, релевантна политике журналов «Издательского дома Юр-ВАК» и может быть рекомендована к опубликованию в журнале «История и современное мировоззрение».
Доктор исторических наук, профессор; руководитель регионального подразделения Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
в г. Армавире Краснодарского края
В.М. Кононенко
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Блейх Надежда Оскаровна, доктор исторических наук, профессор; Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания
Nadezhda OskarovnaBleich, doctor of Historical Sciences, professor; North Ossetian State University K.L. Khetagurov. Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania
E: mail: nadezhda-blejjkh@mail.ru
РИНЦ Author ID 6365-4160
ORC ID 0000-0002-6715-9185
Web of Science Researcher ID Y-6186-2018