Научная статья на тему 'К вопросу о строительстве национального образования у народов Северного Кавказа (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. )'

К вопросу о строительстве национального образования у народов Северного Кавказа (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
NORTH CAUCASUS REGION / EDUCATION / NATIONAL EDUCATION / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блейх Надежда Оскаровна

В данной статье представлена авторская точка зрения на первоначальный этап становления российской просветительской политики второй половины XVIII первой половины XIX столетий, раскрыта её роль в развитии национальной школы и мировоззренческих тенденций северокавказских народов, сделаны выводы о том, что генезис просветительской мысли в регионе происходит в то же время, что и развитие народного образования. Вследствие всех этих позитивных перемен в жизни народных школ для горцев открылся путь в российские учебные заведения и стала появляться местная диаспора образованных людей культуртрегеров, деятелей науки и культуры, которые ратовали за правдивое освещение жизни горцев, призывали к скорейшему освоению этого «богатейшего и увлекательного края», но не военной экспансией, а посредством просвещения его народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о строительстве национального образования у народов Северного Кавказа (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв. )»

ART

ON THE CONSTRUCTION OF NATIONAL EDUCATION AMONG THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS (THE SECOND HALF OF THE XVIII - THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES) Bleikh N.O. (Russian Federation) Email: Bleikh441@scientifictext.ru

Bleikh Nadezhda Oskarovna - Doctor of historical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL WORK, FACULTY OF SOCIOLOGY AND SOCIAL WORK, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION NORTH-OSSETIAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER K.L. KHETAGUROV, VLADIKAVKAZ

Abstract: this article presents the author's point of view on the initial stage offormation of the Russian educational policy of the second half of the XVIII - the first half of the XIX centuries, reveals its role in the development of the national school and worldview trends of the North Caucasian peoples, concludes that the Genesis of educational thought in the region occurs at the same time as the development of public education. As a result of all these positive changes in the life of people's schools, the path to Russian educational institutions was opened for the mountaineers and a local Diaspora of educated people -cultural trappers, scientists and cultural figures, who advocated for the truthful coverage of the life of the mountaineers, called for the early development of this "rich and fascinating land", but not military expansion, but through the education of its peoples. Keywords: North Caucasus region, education, national education.

К ВОПРОСУ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.) Блейх Н.О. (Российская Федерация)

Блейх Надежда Оскаровна - доктор исторических наук, профессор, кафедра социальной работы, факультет социологии и социальной работы, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

Аннотация: в данной статье представлена авторская точка зрения на первоначальный этап становления российской просветительской политики второй половины XVIII - первой половины XIX столетий, раскрыта её роль в развитии национальной школы и мировоззренческих тенденций северокавказских народов, сделаны выводы о том, что генезис просветительской мысли в регионе происходит в то же время, что и развитие народного образования. Вследствие всех этих позитивных перемен в жизни народных школ для горцев открылся путь в российские учебные заведения и стала появляться местная диаспора образованных людей - культуртрегеров, деятелей науки и культуры, которые ратовали за правдивое освещение жизни горцев, призывали к скорейшему освоению этого «богатейшего и увлекательного края», но не военной экспансией, а посредством просвещения его народов.

Ключевые слова: Северо-Кавказский регион, просветительство, национальное образование.

УДК 74.03

55 ■ European science № 9 (41)

Просвещение стало одним из средств политического воздействия в Северокавказском регионе со дня своего основания. Контакты горских этносов с деятелями передовой российской мысли стали благоприятствовать усилению интереса только что появившейся горской интеллигенции к изучению культуры и быта своих народов. Российские деятели науки всячески помогали пионерам горского просветительства встать на путь популяризации знаний и образования, которое нуждалось, прежде всего, в основании своей письменности [6, с. 289-294]. Однако говорить, что до вхождения в империю национального образования на Северном Кавказе не было в корне неверно. В крае (особенно в его мусульманских районах) существовала своя система образования, состоящая из трех звеньев: низшего (коранической школы), среднего (мектебе) и высшего (медресе). Все звенья этой цепи имели своей целью дать элементарное образование, основанное на изучении Корана и хадисов. Мектебе и медресе существовали при мечетях и учителями в них работали муллы и кадии. Обучение строилось на арабской методике преподавания. Поэтому так нужны были алфавиты, написанные самими горцами.

В противовес существовавшей мусульманской системе образования российское правительство создает новую просветительскую модель, хотя на начальных этапах становления школьного дела оно также вводит конфессиональное, только православное образование [5, с. 96-108].

Первыми шагами по становлению упорядоченной системы образования явилось принятие народами края российской государственности. Однако первые года имперского управления были непростыми: освоение региона, зачастую было связано с применением военной силы. В этих условиях перед правительством еще не стояла масштабная задача просвещения горских народов, однако изучение источников подтверждает, что, не смотря на все имеющиеся перипетии переживаемого времени, базис образования среди горцев-мусульман закладывался именно в эту драматичную пору. Еще со времени своего присутствия на Кавказе (вторая половина XVIII века) российские чиновники стали учреждать духовные училища, которые готовили церковный клир для горских народов. Однако с началом следующего столетия в крае помимо церковных учебных заведений стали появляться и другие виды школ -аманатские школы, школы военных воспитанников. У юных горцев, обучающихся в казенных военных заведениях, имелась возможность и дальше продолжить образование. Самые способные из них направлялись в центральные русские города и могли позднее служить на благо «Отечеству, Царю и Престолу». Известны имена Жанбулатовых, Анзоровых, Бекмурзиных, Ахриевых. Также отметим заслуги Асланбека Туганова - первого осетинского генерала, считавшегося при жизни патриархом военной интеллигенции, бывшего командиром собственного Е.И.В. Конвоя [1, с. 11-17].

Когда ситуация в регионе изменилась и империя перешла к выстраиванию добрососедских отношений с горскими этносами мирными средствами, то отпала надобность в аманатских школах и интернатах военных воспитанников. Их заменили правительственные горские школы начального порядка, которые содержались за счет государственного казначейства. Инициатором их открытия был ген.-адъют. князь А.И. Барятинский. Первой горской школой стала учрежденная в 1851 году Кабардинская школа (г. Нальчик). Эта Кабардинская школа проработала около 10 лет и всеми силами и имеющимися у нее средствами содействовала формированию национальной интеллигенции. Её окончили С.-Б. Абаев, К. Атажукин, К. Ахлов, И. Кармов, Т. Кашежев, В. Кудашев, Т. Шеретлоков и др.

В 1859 году была открыта школа в Вольно-Христиановском ауле (Северная Осетия). В связи с этим интересно, что в этой школе наравне с православными обучались и мусульманские ребята. История донесла их имена: Казбеков Илларион, Гатуев Фома и Гарданов Соломон (Царай), ставшие впоследствии известными писателями и этнографами.

Еигореап БЫепсе № 9 (41) ■ 56

Через несколько лет (8 ноября 1863 года) учреждается Чеченская горская школа (г. Грозный), в которой также обучались дети разных национальностей и различных вероисповеданий (русские, чеченцы, грузины, армяне, евреи). В Грозненской школе функционировала токарно-столярная мастерская, содержащаяся на доходы от продаж ученических изделий, детей обучали мастерству садоводства, овощеводства.

Первой светской школой в Дагестане стало Дербентское трехклассное городское училище, открытое в 1867 году. Несмотря на имеющееся 35 мест, оно было едва заполнено наполовину. Причины такой непопулярности крылись в критике мусульманским духовенством светского образования, и материальной необеспеченности горцев.

Стремились дать знания детям и жители Ингушетии. 22 декабря 1870 года в Назрани открылась начальная горская школа...». Она содержалась на средства населения, однако учебных мест в ней тоже не хватало. При школе было создано два отделения - пчеловодческое и столярно-токарная мастерская. Для развития профессионального дела школа нашла возможность отчислять по 125 рублей в казну [2, с. 03-07].

Позже других мусульманских областей Северного Кавказа государственные учебные заведения появляются в Карачаево-Черкесии. Такой школой стало Учкуланское училище, появившееся в 1878 году. Сначала обучение в нем было рассчитано на три года, в 1878 году его преобразовали в двухклассное. В них совместно обучались дети русских военных и горских владетелей. Целью таких учебных заведений было доставить возможность молодым людям кавказских национальностей приобрести начальное образование. При этом такое элементарное обучение действует только в областях обитания христиан (Северная Осетия, Краснодарский и Ставропольский края) [3, с. 296].

Но все же вопреки проводимым правительственным мерам по открытию светских учебных заведений, последних в регионе по-прежнему катастрофически не хватало. Поэтому, не дожидаясь вмешательства властей, сельские сходы сами решали вопрос об учреждении школ. Одной из первых сельских школ в Чечне стала двухклассная Тембулат-Юртовская (отселок села Дуба-Юрт) школа. Её основателем был Шугаип Алиев. В 1861 году в дагестанском селе Ахты была открыта светская школа. В 1870 году горцы Ичкеринского округа общественным мнением постановили об учреждении горской школы с целью обучения своих детей русской грамматике, арабскому языку и арифметики.

В 1883 году известный просветитель Дагестана Гасан-эфенди ибн Абдуллах аль-Алкадари (лезг. Гьасан-эфенди Абдуллагьан Алкьвадари) основал в родном ауле Балахани светскую школу и сам стал в ней преподавать. Начальные школы стали открываться и в других аулах: Старый Юрт (1865), Ведено (1867), Большой Чечен (1869). 1870 год принес появление школ начального порядка в аулах: Брагуны, Новый Юрт, Али-Юрт, Кень-Юрт и др. В 90-е годы XIX в. открывались народные училища и в аулах Мансуровском (Карачай), Дударуковском, Бибердовском (Черкеск) и др.

Как видим, не смотря на такую довольно широкую сеть учебных заведений, их в крае по-прежнему не хватало. В результате к началу проведения реформ в 60-е годы духовных школ здесь насчитывалось всего 13. А уездных училищ было только 4 (вместе с частными училищами их численность составляла 45) [4, с. 217]. Особую тревогу вызывала малочисленность светских школ. В некоторых районах Северокавказского края, например, в Карачаево-Черкессии, Чечено-Ингушетии и Кабардино-Балкарии в рассматриваемый период вообще не существовало школ светского направления.

Школьная политика Российской империи создавала в регионе объективные предпосылки, которые способствовали появлению национальных школ светского направления, пропагандирующих русскую культуру и российскую гражданственность [7, с. 405]. Вследствие всех этих позитивных перемен в жизни

57 ■ Еигореап Баепсе № 9 (41)

народных школ для горцев открылся путь в российские учебные заведения и стала появляться местная диаспора образованных людей - культуртрегеров, деятелей науки и культуры. Среди них наиболее известны имена черкесов Хан-Гирея, У. Берсея, кабардинцев Дж. Казаноко, И. Атажукина, осетин В.Цораева, А.Колиева, дагестанцев Г. Алкадарского, Казем-Бека, ингуша: У. Лаудаева; чеченца: З. Захарова и других, деятельность которых проходила под непосредственным протекторатом российской культуры и влиянием передовых русских писателей и ученых, которые ратовали за правдивое освещение жизни горцев, призывали к скорейшему освоению этого «богатейшего и увлекательного края», но не военной экспансией, а посредством просвещения его народов.

Список литературы /References

1. Блейх Н.О. Исторические вехи становления и развития просветительства на Северном Кавказе в русле российской цивилизационной политики. Москва, 2017. Т. 1. 321 с.

2. Блейх Н.О. Проблемы мусульманского образования сквозь призму истории // Психология. Социология. Педагогика, 2015. № 2 (45). С. 03-07.

3. Блейх Н.О. Некоторые аспекты геополитического и социокультурного развития Северного Кавказа в новое время // Бизнес. Образование. Право, 2016. № 4 (37). С. 296-298.

4. Блейх Н.О. Роль просветительских организаций в развитии школьного образования на Северном Кавказе в конце XIX - начале ХХ века // Бизнес. Образование. Право, 2014. № 1. С. 217-219.

5. Блейх Н.О., Дзанагова Л.В. Специфика просветительских тенденций у народов Северного Кавказа во второй половине XVIII - начале XIX века // Диалог со временем, 2018. № 62. С. 96-108.

6. Bleich N. O. The Contribution of Russian and Mountaineer Enlighteners to the Making of Writing Culture in the North Caucasus // Былые годы. Российский исторический журнал, 2015. № 36 (2). С. 289-294.

7. Bleikh N.O. The Influence of Russian innovator teacherson the Development of Mountain dwellers (XIX century) // Былые годы. Российский исторический журнал, 2014. № 33 (3). С. 405-409.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Bleich N. O. Historical milestones in the formation and development of education in the North Caucasus in the framework of Russian civilization politics. Moscow, 2017. Vol. 1. 321 p.

2. Bleick N.O. Problems of Muslim education through the prism of history // Psychology. Sociology. Pedagogy, 2015. № 2 (45). P. 03-07.

3. Bleick N.O. Some aspects of geopolitical and socio-cultural development of the North Caucasus in the new time // Business. Education. Right., 2016. № 4 (37). Pp. 296-298.

4. Bleick N.O. The role of educational organizations in the development of school education in the North Caucasus in the late XIX - early XX century // Business. Education. Right., 2014. № 1. P. 217-219.

5. Bleich N.O., Dzanagova L.V. The specificity of the educational trends of the peoples of the North Caucasus in the second half of XVIII - early XIX century // Dialogue with time, 2018. № 62. P. 96-108.

6. Bleich N.O. The Contribution of Russian and Mountaineer Enlighteners to the Making of Writing Culture in the North Caucasus // Past years. Russian historical journal, 2015. № 36 (2). P. 289-294.

7. Bleikh N.O. The Influence of Russian innovator teacherson the Development of Mountain dwellers (XIX century) //Past years. Russian historical journal, 2014. № 33 (3). P. 405-409.

European science № 9 (41) ■ 58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.