Научная статья на тему 'Начало промышленного развития Сибири'

Начало промышленного развития Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
73
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / УНИВЕРСИТЕТ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / SIBERIA / RAILWAY / UNIVERSITY / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Песняк Николай Михайлович

Изложены основные события, послужившие началу промышленного развития Сибири: строительство Транссиба, открытие Томского университета в 1888 г. и Томского технологического института в 1896 г. Фундаментальные основы инженерных, экономических и социальных решений, заложенные и осуществленные в этих проектах, дали России в XX в. результаты, превосходящие известные мировые аналоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the basic events wich have served to the beginning of industrial development of Siberia are stated: construction of Transsib, opening of Tomsk University and the Tomsk institute of technology. The fundamental bases wich incorporated and have been carried out in these projects of a distance of Russia in XX century results, surpassed world known analogues.

Текст научной работы на тему «Начало промышленного развития Сибири»

2010 История №1(9)

УДК. 330. 877 (571.1)

Н.М. Песняк

НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ

Изложены основные события, послужившие началу промышленного развития Сибири: строительство Транссиба, открытие Томского университета в 1888 г. и Томского технологического института в 1896 г. Фундаментальные основы инженерных, экономических и социальных решений, заложенные и осуществленные в этих проектах, дали России в XX в. результаты, превосходящие известные мировые аналоги. Ключевые слова: Сибирь, железная дорога, университет, промышленность.

Присоединение Сибири к Русскому государству имело огромное значение для социально-экономического развития народов этого региона, а также изменило место России в мире. Государство, распространившее свою юрисдикцию на огромную территорию вплоть до Тихого океана, уже к середине XVII в. превратилось в «евроазиатское». К началу XX в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англия, Франция) она вступила на путь капитализма значительно позже - лишь в середине XIX в. Экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и в определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны.

Промышленность Сибири в течение всего XIX в. развивалась медленнее, чем в центральных районах России. В преодолении этого отставания выдающуюся роль сыграл С.Ю. Витте, министр финансов в 1892-1903 гг., почетный член Петербургской Академии наук. В 1894-1895 гг. Витте добился стабилизации рубля, в 1897 г. было введено золотое денежное обращение, что обеспечило приток иностранных капиталов. Было увеличено налогообложение, введена водочная монополия. В экономических преобразованиях Витте иностранным капиталам отводилась особая роль - в конце 90-х гг. он выступил за неограниченное привлечение их в русскую промышленность и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против бедности и ссылаясь при этом на пример из истории США и Г ермании.

Академик О.Д. Алимов, действительный член Российской инженерной академии, лауреат Государственных премий, в одном из последних своих трудов - книге «Инженер-искатель, творец, хранитель» - писал, что важнейшими для истории России и Сибири было строительство Транссибирской железной дороги и открытие Томского технологического института [1. С. 8]. Эти два события совпали по времени и были весьма схожи и по гениальному предвидению выдающихся деятелей России, и по инженерному осуществлению их замыслов. То и другое предназначалось для освоения гигантских мировых просторов Азии, необходимых для укрепления Российского государства. Они осуществлялись в тяжелейших природных условиях и в удивительно короткие сроки.

Фундаментальные основы инженерных, экономических и социальных решений, заложенные и осуществлённые в этих проектах, и то, что удалось получить России уже в течение XX в., - поразительны по своей грандиозности, полезности и превосходят известные аналоги из мировой инженерной практики. Практическая направленность их на первый взгляд различна. Но, дополняя друг друга, они обеспечили российскому народу пользу, которую невозможно переоценить.

Сибирская железная дорога, пронизав всю Сибирь от Урала до Владивостока, со всеми своими разветвлениями, позволила России технически достичь и освоить несметные кладовые подземных ископаемых, огромные запасы леса и водной энергии.

Томский технологический институт, возникший на границе XIX и XX вв., обеспечил реализацию планов и проектов, предусмотренных при строительстве Сибирской железной дороги, а затем, со своими дочерними институтами, - осуществление грандиозных сооружений и предприятий, необходимых для жизни и деятельности россиян и для создания щита России -промышленности для производства средств вооружения, ракетной техники и средств для освоения космоса.

Но при вековой взаимности этих двух эпохальных событий возник в Сибири и в России третий феномен. Сибирь стала притягательным местом для ученых и целых научных школ, молодых людей из всей азиатской части России, желающих получить высшее образование. И, конечно, Томск отбирал и оставлял у себя лучших. Проходили десятилетия, и генофонд жителей Томска, да и Сибири в целом, изменялся к лучшему.

Конечно, во многом этому содействовало и то, что ранее в Томске были открыты Томский государственный университет и затем выделившийся из него Томский медицинский институт со знаменитыми клиниками и научными учреждениями. Вместе с политехническим институтом они создали в Томске широкую сеть вузов: педагогический, железнодорожного транспорта, инженерно-строительный, мукомольно-элеваторный институты и систему дочерних, ставших затем самостоятельными институтами. Такие вузы были открыты в Омске, Новосибирске, Барнауле, Кемерове, Новокузнецке, Красноярске, Иркутске, Норильске, Хабаровске и во Владивостоке.

Город Томск незаметно, но последовательно, в течение столетия приобрёл особый характер - города учёных и инженеров. Город, который стали именовать «Сибирскими Афинами». При создании Томского технологического института сто лет тому назад был использован известный тогда передовой отечественный и международный опыт высшего инженерного образования. Создатели ТТИ были талантливыми воспитанниками известных тогда харьковских и санкт-петербургских высших технических заведений России. Правительство России предоставило им и директору института Е.Л. Зубаше-ву возможность детально ознакомиться с международным опытом высшего образования во время их зарубежных командировок. Известно, что эти зарубежные командировки в те времена обеспечивались методическим и научным сопровождением таких выдающихся учёных и инженеров России, как Дмитрий Иванович Менделеев и Николай Иванович Пирогов. Оба они были

Начало промышленного развития Сибири

причастны и по своим мыслям, и по государственным поручениям к решению вопросов высшего образования в России, к практическому руководству работами молодых учёных России, выезжавших на стажировку за границу. Их мысли о том, какими должны быть университеты России, не потеряли своего значения и сегодня, спустя сто лет после того, как они были высказаны и опубликованы. Необходимо отметить, что наиболее полно при создании Томского технологического института был использован опыт инженерных школ Франции и Германии. Но при создании Томского технологического института опыт этих школ использовался творчески. Необходимость такого подхода в развитии Томского технологического института особо подчёркивал в своей речи перед первыми студентами института первый директор ТТИ Е.Л. Зубашев.

В 1920 г. в связи с разработкой первого плана ГОЭЛРО, инициаторами которого были В.И. Ленин и Г.М. Кржижановский, предусматривалось развитие восточных районов страны. Важное значение придавалось быстрому развитию электрификации народного хозяйства, потому что в начале XX в. заканчивался период паровой энергетики, уступая более экономичному -электрическому; новинками научно-технического прогресса в те времена также были радио, кино; в совершенствовании организации производства -кооперация, научная организация труда Ф. Тейлора. Глава советского правительства призывал к тому, чтобы все научные достижения внедрялись в стране.

В связи с реализацией планов ГОЭЛРО и созданием Урало-Кузнецкого угольно-рудного комплекса перед Кузбассом открылась перспектива быстрого экономического развития. Томскому технологическому институту отводилась важная роль в подготовке инженерных кадров в совершенствовании техники и технологии развития многих отраслей производства. С этими задачами дважды орденоносный институт блестящие справился и с 1944 г. стал называться политехническим - ТПИ.

В XXI в. среди возможных путей развития сибирских регионов большинство специалистов в качестве приоритетного альтернативному сырьевому развитию Сибири рассматривают укрепление инновационного потенциала, развитие наукоемких производств. В советское время в Сибири был создан мощный научный потенциал, ядро которого составляли научные центры и институты прикладного профиля. Хотя в то время был задействован значительный ресурс, проблема внедрения научных разработок оставалась актуальной. Причинами этого обычно называли консерватизм и излишнюю бюрократизацию сферы управления наукой, закрытость, связанную с оборонным комплексом, относительную изолированность отечественной науки от мировых процессов, недостаточную материальную заинтересованность всех участников инновационного процесса и невосприимчивость промышленных предприятий инновациям. Повсеместно заговорили о необходимости реформ. Но вместо реформ в 1991 г. произошла либеральная революция во всех сферах социально-экономической жизни. Марксистская экономическая доктрина сменилась неолиберальной, монетаристской. Сменилась идеология

государственного социализма на частнособственническую капиталистическую эпохи первоначального накопления капитала.

В настоящее время должна быть разрешена главная причина существующего противоречия российской действительности - между огромными ресурсными возможностями к экономическому росту и низким уровнем жизни людей; безнравственным присвоением основной части дохода от использования природно-ресурсного потенциала страны, который с экономической и морально-этической точек зрения должен принадлежать всем, т.е. обществу в целом.

Литература

Алимов О.Д. Инженер - искатель, творец, хранитель. Томск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.