2012. - № 10. - С. 63-69.
6. Семенов, А.А. Средства информационного обеспечения физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении / А.А. Семёнов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 96-100.
7. Стародубцева, И.В. Проблемы и перспективы физического воспитания дошкольников города Тюмени / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова, А.С. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 17-21.
REFERENCES
1. Guryev, S.V. (2008), Information computer technology in preschool physical education: methodology, theory, practice: monograph, RSPPU, Ekaterinburg.
2. Zavyalova, T.P. (2005), "Physical fitness monitoring preschoolers Tyumen: the first results of the first discussions", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 17-19.
3. Zavyalova, T.P. and Starodubtseva, I.V. (2017), "Monitoring studies of physical health of preschool children: from problems to find solutions", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 46-48.
4. Komarova, T.S., Komarova I.I. and Tulikov, A.V. (2011), Information and communication technology in pre-school education, Mosaic-synthesis, Moscow.
5. Markova, I.A. and Zavyalova, T.P. (2012), "Informatization sports education of pre-school children: from problem to find a solution", Primary school plus before and after, No. 10, pp. 63-69.
6. Semenov, A.A. (2013), "Information management tools for physical education in pre-school educational institution", Prima-school education, No. 6, pp. 96-100.
7. Starodubtseva, I.V., Zavyalova, T.P. and Yakovlev, A.S. (2013), "Problems and prospects of physical education preschoolers town Tyumen", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 17-21.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.01.2018
УДК 377.6:792.8
НАЧАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (XVIII - П/П ХХ ВВ.)
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Павел Юрьевич Масленников, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье рассматривается первый этап развития начального профессионального отбора в системе хореографического образования, в период от начала профессионального хореографического образования в России (1738 год) и до появления первых научно-обоснованных правил отбора (1941 год).
Ключевые слова: начальный профессиональный отбор, хореографическое образование, балет, профессиональное образование.
INITIAL PROFESSIONAL SELECTION IN SYSTEM OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION (18TH - FIRST HALF OF 20TH CENTURY)
Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Yurievich Maslennikov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article has considered the first stage of development of the initial professional selection in period from the beginning of the professional choreographic education in Russia (1738) till the appearance of the first scientifically grounded selection rules (1941).
Keywords: professional selection, choreographic education, ballet, professional education.
ВВЕДЕНИЕ
Балет, представляя собой эстетический вид двигательной деятельности, требует от человека не только умения владеть своим телом, но и максимально использовать все его возможности, при соблюдении некоторых внешних (эстетико-антропометрических) критериев. Кроме того, танцовщик выступает в роли художника, создающего произведения искусства, и инструмента для их создания. Любой инструмент должен соответствовать определённому набору показателей, при которых он будет максимально эффективно и качественно производить работу. Применительно к хореографическому искусству в качестве подобных показателей могут выступать физические качества и способности, телосложение, соматотип и т. п. Всё это должно учитываться как на этапе хореографической подготовки в системе профессионального образования, так и в содержании начального профессионального отбора (далее - НПО). История становления и развития любого явления позволяет раскрыть не только его сущность, но и предугадать дальнейшие пути развития, понять, что было уже сделано в данном вопросе, а что осталось за рамками видения предыдущих исследователей.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В процессе изучения научно-педагогической литературы и биографических материалов, посвящённых вопросу профессионального хореографического образования, нами были проанализированы данные по проблеме становления и развития НПО.
В 1738 году в России была открыта Танцевальная школа (ныне Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой) под руководством французского танцовщика и балетмейстера Ж.Б. Ланде. Среди критериев, которыми руководствовался Ж.Б. Ланде, исследователи выделяют возраст (от 8 до 12 лет), стройность тела и красота лица [4, 5, 7]. Критери-альность оценки, вероятно, оставалась в компетенции балетмейстера, который выступал и в роли учителя танца. Создателем современного вида балета, как музыкального театрально-сценического действия был младший современник и соотечественник Ж.Б. Ланде балетмейстер Ж.-Ж. Новерр. В своём труде «Письма о танце и балетах» (1760) [6], он зафиксировал не только свои мысли о путях обновления и развития хореографического искусства, но также и обратил внимание на уровень образования преподавателей танца, в задачи которых входило не только обучение молодых танцовщиков, но и профессиональный отбор. Наиболее важным критерием при отборе им указывалось телосложение, а в качестве маркера для определения типа телосложения предлагалось строение ног.
Обобщая накопленный собственный эмпирический опыт, Ж.-Ж. Новерр выводит определённую закономерность в области строения ног - иксо- и дугообразные (когда колени при положении ног в I позиции классического танца плотно сходятся, или имеется расстояние соответственно). Им были выделены отличительные черты, свойственные людям с тем или иным строением ног, а отсюда предлагалась дифференцировка в методах обучения [6, с. 208]. Ещё одним критерием указывался ранний возраст начала обучения, связываемый с необходимостью развития такого важного для классической хореографии качества, как выворотность [6, с. 217]. Следующим значительным трудом по искусству танца стал трактат итальянского танцовщика и балетмейстера, последователя идей Ж.-Ж. Новерра К. Блазиса «Искусство танца» (1830) [2]. Относительно НПО автор упоминает, что будущие артисты балета должны обладать определёнными физическими и моральными качествами, которые позволят полностью посвятить себя профессии и добиваться в ней определённых результатов, но без конкретных показателей [2, с. 98]. Также среди критериев упоминается необходимость учёта роста, телосложения и строения ног (как факторов определяющих амплуа танцовщика) [2, с. 103]. При этом предпочтение следует отдавать детям с иксообразным строением ног. Вводится необходимость диагностики специфических физических качеств - выворотности [2, с.103]. Оценка всех критериев остаётся в компетенции преподавателя, исходя из его собственного эмпирического опыта [2, с. 106].
Необходимо отметить, что К. Блазис в 1861-1863 был преподавателем в училище московского Большого театра, а ещё один последователь Ж.-Ж. Новерра, активно пропагандировавший его идеи, был Ш.Л. Дидло, который в 1801-1812 и 1816-1829 годах возглавлял Петербургское театральное училище. Это позволяет утверждать, что идеи относительно НПО в системе хореографического образования, сложившиеся в западноевропейском балетном театре, применялись и в отечественной системе подготовки артистов балета. В уставе Санкт-Петербургского театрального училища от 1829 года указывается, что НПО проводится врачом и преподавателем-специалистом, которые должны оценить фигуру, общее физическое здоровье, красоту лица и предрасположенность к занятию танцем. При этом ответственность за качество отбора и его содержание полностью возлагается на специалистов, без указания конкретных параметров и системы оценок [5, с. 326].
К сожалению, в ходе исследования, в официальных документах нам не удалось обнаружить чётко описанной процедуры НПО, которая существовала на протяжении XIX века, имела бы набор критериев, процедуры их тестирования и оценивания получаемых результатов. Опираясь на воспоминания преподавателей-специалистов и артистов балета, мы посчитали возможным, до определённой степени, реконструировать процедуру НПО на рубеже Х1Х-ХХ вв., которая состояла из 2-х этапов. На 1-м этапе абитуриентов осматривали врачи, давая заключение о состоянии здоровья. Критерием оценки было - отсутствие внешних физических недостатков и болезней, проверялся слух, зрение и прочее. Точный состав медицинской комиссии установить не представляется возможным. На 2-м этапе абитуриентов осматривал коллектив преподавателей-специалистов. В основе процедуры лежал визуальный осмотр, на котором выявлялась определённая эстетика телосложения, тестировались функциональный возможности ног (эластичность связочно-мышеч-ного аппарата, выворотность, прыжок), а также координационные способности (на основе согласованности движения во время марша и бега по кругу). В основе оценки получаемых результатов лежало субъективное мнение проверяющих.
Развитие отечественного хореографического искусства во второй половине XIX века происходило на фоне определённой его стагнации в Европе. Практически все ведущие европейские специалисты в области балета (как преподаватели, так и исполнители) работали в Санкт-Петербурге и Москве. Создавали балеты, которые позднее составили «классическое наследие» хореографии.
Начало XX века было связано с поисками новых форм выразительности, уход от многоактных спектаклей к малым формам, развитием технико-исполнительского мастерства, за счёт отказа (где это было возможно) от строгих поз классического танца, привнесением «правды жизни» на сцену. Однако революционные события 1917 года поставили под вопрос само существование в новом государстве искусства классического танца, как чуждого и классово недопустимого. Многие артисты балета, балетмейстеры и преподаватели покинули Россию. На 2 года даже было закрыто Московское хореографическое училище [8]. Однако, те, кто остался в это непростое время на родине, сумели отстоять перед новым правительством право на существование балета и в новых социально-экономических условиях. Для этого пересматривается сюжетика спектаклей, развивается технико-исполнительская сторона по пути привнесения элементов акробатического характера в классический танец. Понимание того, что новая техника требует новых методов подготовки артистов балета, привело к необходимости изменения и системы НПО [1]. И в 1932 году начинаются масштабные исследования особенностей физического развития воспитанников хореографических учебных заведений и артистов балета, с целью научного обоснования критериев НПО в системе хореографического образования [3]. Результатом этих исследований стало, первое в своём роде, пособие «Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища», изданное в 1941 году. Появление на свет данного труда было возможно только благодаря внутренней инициативе представителей хореографического искусства, привлечению широкого круга специалистов в области спорта и
медицины, а также накопленному богатому эмпирическому опыту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт, накопленный в период с XVIII по XIX вв. в профессиональной хореографической среде, позволил расширить критерии вступительных испытаний от возрастных и внешних (эстетических) до системы из двух туров, включавших медицинское освидетельствование и педагогическое тестирование физических качеств и способностей. Однако, в основе оценки получаемых в ходе вступительных испытаний данных, лежало исключительно субъективное мнение проверяющих. Стремительное развитие хореографического искусства в первой половине ХХ века привело к необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки артистов балета, а, следовательно, и развитию методов НПО, что и было осуществлено в 1941 году.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агриппина Яковлевна Ваганова. 1879-1951 : статьи. Воспоминания. Материалы / под ред. Н.Д. Волкова, Ю.И. Слонимского. - Л., М. : Искусство, 1958. - 343 с.
2. Блазис, К. Искусство танца : извлечение из книги «Manuel complet de la danse» / К. Блазис ; пер. с франц. О.Н. Брошниовской // Классики хореографии. - Ленинград, Москва : Искусство, 1937. - С. 80-178.
3. Дембо, Н.А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища / Н.А. Дембо. - Ленинград : [б.и.], 1941. - 56 с.
4. Красовская, В .М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века / В .М. Красовская. - Л., М. : Искусство, 1958. - 309 с.
5. Материалы по истории русского балета. Т. 1 / сост. М. В. Борисоглебский. - Ленинград : [б.и.], 1938. - 380 с.
6. Новерр, Ж.-Ж. Письма о танце и балетах / Ж.-Ж. Новерр. - Ленинград, Москва : Искусство, 1965. - 376 с.
7. Старикова, Л.М. Первая русская балетная труппа / Л.М. Старикова // Памятники культуры. Новые открытия. 1985 год. - М. : Наука, 1987. - С. 102-107.
8. Холфина, С.С. Вспоминая мастеров московского балета... / С.С. Холфина. - М. : Искусство, 1990. - 374 с.
REFERENCE
1. Ed. Volkova, N.D. and Slonimsky, Yu.I. (1958), Agrippina Yakovlevna Vaganova. 1879-1951: Articles. Memories. Materials, Iskusstvo, Moscow.
2. Blasis, K. (1937), "The art of dance: an extract from the book "Manuel complete de la dance"", Classics of choreography, Iskusstvo, Leningrad, Moscow, pp. 80-178.
3. Dembo, N.A. (1941), Fundamentals of medical selection for choreographic schools, LCC, Leningrad.
4. Krasovskaya, V.M. (1958), Russian ballet theater from the appearance until the middle of the XIX century, Iskusstvo, Leningrad, Moscow.
5. Comp. Borisoglebsky, M.V. (1938), Materials on the history of the Russian ballet, Vol. 1., LSCC, Leningrad.
6. Noverr, J.-J. (1965), Letters on dance and ballets, Iskusstvo, Leningrad, Moscow.
7. Starikova, L.M. (1985), "The first Russian ballet troupe", Cultural Monuments. New discoveries, Moscow, pp. 102-107.
8. Holfin, S.S. (1990), Remembering the masters of the Moscow ballet, Iskusstvo, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.12.2018