3. Мандриков, В.Б. Армспорт. Планирование спортивной тренировки / В.Б. Мандриков, В.В. Неумоин, А.Ю. Магомедов // Спорт в школе. - 2000. - № 3/4. - С. 1-8.
REFERENCES
1. Givora, P.V. (1999), "Armsport. Basic techniques", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 39-40.
2. Givora, P.V. and Rakhmatov, A.I. (2001), Armsport: technique, tactics, training technique: a manual for students of higher educational institutions, Academy, Moscow.
3. Mandrikov, V.B., Neumoin, V.V. and Magomedov, A.Yu. (2000), "Arm sport. Planning of a sports training", Sport at school, No. 3/4, pp. 1-8.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.05.2018
УДК 377.6:792.8
РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В СИСТЕМЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Павел Юрьевич Масленников, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье рассматриваются первые научно-обоснованные правила начального профессионального отбора в системе профессионального хореографического образования, разработанные в 1941 году.
Ключевые слова: начальный профессиональный отбор, хореографическое образование, балет, профессиональное образование.
DEVELOPMENT OF INITIAL PROFESSIONAL SELECTION IN SYSTEM OF CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN THE FIRST HALF OF THE ХХ"1 CENTURY
Natalia Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pavel Yuryevich Maslennikov, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
This article discusses the first scientifically based rules of initial professional selection in the system of professional choreographic education, developed in 1941.
Keywords: professional selection, choreographic education, ballet, professional education.
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего XIX века Русская школа классического танца постепенно обретала собственные национальные черты, основываясь на опыте и эстетике двух ведущих хореографических школ того времени - французской и итальянской [2]. К концу XIX - началу ХХ веков балет, как вид серьёзного музыкального театрально-сценического действия, апеллирующего пластикой классического танца, продолжал развиваться в художественном и профессиональном планах только в России [2, 5, 6]. В Европе он находился в упадке, в том числе и в области систематической подготовки новых профессиональных танцевальных кадров [2]. В остальном же мире балет - это, пока ещё, было искусство «старого света», представленное исключительно отдельными гастролёрами.
В начале ХХ века на Петербургских и Московских сценах (как ведущих танцевальных подмостках того времени) происходил поиск новых форм воплощения
хореографического искусства, включающих пересмотр пластики и эстетики классического танца, особое место среди новаторов занимают А. А. Горский, Ф.В. Лопухов и М.М. Фокин [2, 6, 7, 10]. Проводились эксперименты и в области подготовки танцовщиков. Ведущие специалисты в области преподавания классического танца выстраивали свои занятия, исходя из междисциплинарного подхода, обращаясь к трудам по физиологии, физической культуре и медицине [7, 8, 10, 11].
Революционные события 1917 года поставили под угрозу само существование классического танца в России. Многие представители балета уезжали за границу, неся накопленный опыт и знания не только в Европу, но и в другие части света, в первом случае - возрождая, а во втором - основывая новые танцевальные школы и студии, популяризируя и развивая данный вид искусства. Те же, кто решили остаться на родине, были вынуждены бороться за существование дорогого дела и доказывать, что некогда элитарное, а в новых условиях, классово-чуждое, искусство не только может служить делу просвещения в новом государстве, но и меняться, развиваться (не теряя своей уникальности) и быть близким новому зрителю. Происходило развитие технико-исполнительского мастерства танцовщиков, за счёт заимствования акробатических элементов и усложнения существующих движений [1, 7, 11]. Новые постановки требовали большего танцевального участия кордебалета, а, следовательно, его подготовленности и технических возможностей. В связи с этим остро встал вопрос о необходимости подготовки новых танцевальных кадров, способных не только творить, основываясь на «старой» танцевальной технике, но воспринимать и развивать «новую». Происходит пересмотр программы обучения артистов балета, вводятся новые дисциплины, а существующие обретают новое наполнение, соответствующее требованиям времени [9].
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Кадровый дефицит, вызванный иммиграцией части балетных трупп, а также возникновением новых театров приводит к естественному увеличению количества воспитанников хореографических учебных заведений, появляется обязательное распределение после окончания обучения.
Искусство классического танца - это, помимо всего прочего, и эстетический вид двигательной деятельности, а, следовательно, требует от тела исполнителя соответствия определённым эстетическим рамкам. Невозможность определить, на основе существовавших на тот момент в практике хореографического образования вступительных испытаний, как изменится тело будущего ученика, а в последствии и артиста, привело к необходимости пересмотра существующих критериев начального профессионального отбора.
Для решения данного вопроса в 1930-х годах была создана специальная комиссия из числа ведущих специалистов в области хореографического искусства, физической культуры и медицины [3]. Были проведены многолетние исследования, включавшие: изучение особенностей труда и здоровья воспитанников хореографических учебных заведений и артистов балета; влияние физических нагрузок на здоровье и профессиональные возможности танцовщиков; применение спортивных видов деятельности для развития физической формы и нивелирования развития профессиональных деформаций, связанных с телом, в контексте хореографического искусства [3, 8]. Результатом этих исследований стало первое в своём роде научно-методическое пособие по отбору детей, поступающих в профессиональные хореографические учебные заведения - «Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища» (1941) [3]. Автором пособия выступила Наталья Александровна Дембо, в течение многих лет занимавшаяся проблемами здоровья артистов балета в Кировском театре и Ленинградском Академическом хореографическом училище [8]. Сохранив общую структуру вступительных испытаний - 2 тура [4], было внесено
новое содержание. Первый тур перестал быть исключительно медицинским, призванным оценить только общее состояние здоровья абитуриента. Теперь это было врачебно-педагогическое обследование, включающее измерительные антропометрические процедуры, и тестирование специальных физических способностей:
- для прогнозирования развития телосложения была выбрана передовая, по тем временам, схема В.Н. Шевкуненко (1935). Для применения на вступительных испытаниях было принято решение об использовании только двух из трёх типов - брахиморфный ( пикники) и долихоморфный (астеники - наиболее подходящий для занятия балетом), без промежуточного - мезоморфного. В качестве главного критерия определения типа телосложения использовалось соотношение длины ног к длине тела (индекс длинноногости), который составлял для долихоморфного типа не более 54%. Многолетние исследования показали, что в период 8,5 - 9 лет, человек имеет такое же соотношение длины ног к длине тела, как во взрослом возрасте, что и стало возрастным критерием отбора;
- производились измерение роста (для девочек оптимальные показатели - 114-132 см, мальчики на 4-5 см выше) и веса (для девочек оптимальные показатели - 19-24 кг, для мальчиков на 1-2 кг больше);
- большое значение уделялось антропометрическим показателям стопы: длина стопы у девочек должна была быть в пределах 18-23 см, у мальчиков - больше на 2-3 см, окружность стопы у девочек - 17-18,5 см, у мальчиков - на 2-3 см больше;
- при визуальном осмотре стоп уделялось внимание длине пальцев (у девочек), преимуществом пользовались те, у кого 1 и 2 пальцы одинаковой длины, с выступающим 1-м пальцем принимать не рекомендовалось - это обусловливалось спецификой танцевальной техники на пуантах. При подозрении на наличие плоскостопия проводились дополнительные исследования - делался отпечаток стопы, с целью определить выраженность сводов стопы. Среди противопоказаний также значилась вальгусная деформация 1-го пальца. Уделялось внимание эластичности связок стопы и наличие подъёма (особого строения предплюсне-плюсневых и плюснефаланговых суставов, выраженное в наличии взъёма на тыльной части стопы);
- при осмотре ног внимание уделялось коленному суставу (разгибание до 180°, допускается небольшое переразгибание), отсутствие расстояния между медиальными мыщелками дистального отдела бедра, расстояние между щиколотками не более 12 см, при развёрнутых кнаружи стопах и сомкнутых коленях, общее строение ног: не допускается приём детей с выраженными X-образными ногами, или дугообразными (при этом расстояние между голенями не должно превышать 4,5 см);
- одна из ведущих технико-исполнительских особенностей классического танца -это наличие выворотности, когда ноги танцовщика от бедра развёрнуты кнаружи. Рекомендовалось 2 способа тестирования данной способности: первый - через полуприседание, когда абитуриент, стоя в 1-ой позиции (носки развёрнуты кнаружи) делает полуприседание, сохраняя пятки на полу и не изменяя вертикального положения корпуса и таза; второй способ - через rond de jambe par terre, когда абитуриент, стоя на одной ноге, другой выполняет круг по полу, при этом стараясь не разворачивать стопу тыльной стороной кпереди;
- не допускался приём детей с нарушением в области позвоночника, такими как: выраженный поясничный лордоз или плоская спина, крыловидными лопатками, с ограничением объёма движений в локтевом и плечевом суставах.
Следует отметить, что единственным субъективным критерием являлась оценка суставных концов костей, образующих коленный и голеностопный суставы - они не должны были быть «утолщены» [3, с. 51]. Кроме того, проводились измерения окружности грудной клетки в покое, на вдохе и выдохе, а полученные показатели соотносили с нормативными таблицами. Всего в комиссию на 1-м туре, помимо педагогов-специалистов по хореографическому искусству, входили: ортопед, кардиолог, фтизиатр, офтальмолог и
ларинголог, в задачи которых входила также оценка общего состояния здоровья и физического развития. К сожалению, о втором туре упоминается только то, что он представлял собой художественный просмотр, на котором было необходимо выявить чувство ритма, танцевальную память и музыкальность. Методы тестирования данных способностей не описаны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно констатировать, что в 1941 году в системе профессионального хореографического образования появились научно-обоснованные правила начального профессионального отбора, включающие в себя 10 антропометрических измерений (рост стоя и сидя, вес, расстояние между голенями, расстояние между лодыжками при развёрнутых к наружи стопах, окружность грудной клетки в покое, на вдохе и на выдохе, длина и окружность стопы), тестирование подвижности тазобедренного, коленного и голеностопного, локтевого и плечевого суставов, определение типа телосложения по схеме В.Н. Шевкуненко (1935), определение общего состояния опорно-двигательного аппарата, исключающие наличие плоскостопия и других патологических изменений, а также оценку общего физического развития абитуриента. Подобные правила максимально исключали субъективизм при оценке абитуриентов и соответствовали своей основной цели - отбора наиболее перспективных детей для профессионального занятия хореографией. В подобном виде вступительные испытания просуществовали до 1960-х годов, когда рост числа хореографических учебных заведений, увеличение кадрового состава балетных трупп, соотнесение профессионального хореографического образования с системой общего образования, привело к необходимости пересмотра и самого базового этапа обучения профессии артиста балета - начального профессионального отбора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агриппина Яковлевна Ваганова. 1879-1951 : статьи. Воспоминания. Материалы / под ред. Н.Д. Волкова, Ю.И. Слонимского. - Л., М. : Искусство, 1958. - 343 с.
2. Блок, Л. Д. Классический танец : история и современность / Л. Д. Блок ; вступ. ст. В.М. Га-евский. - М. : Искусство, 1987. - 556 с.
3. Дембо, Н.А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища / Н.А. Дембо ; Ленингр. хореограф. училище. - Ленинград : [б. и.], 1941. - 56 с.
4. Закревская, Н.Г. Начальный профессиональный отбор в системе хореографического образования (XVIII - п/п ХХ вв.) / Н.Г. Закревская, П.Ю. Масленников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 1 (155). - С. 100-103.
5. Красовская, В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В.М. Красовская ; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Л., М. : Искусство, 1963. - 551 с.
6. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века / В. М. Красовская. - 2-е изд., испр. - СПб : Лань : Планета музыки, 2009. - 655 с.
7. Лопухов, Ф.В. Шестьдесят лет в балете / Ф.В. Лопухов. - М. : Искусство, 1966. - 424 с.
8. Масленников, П.Ю. Роль А.Я. Вагановой в развитии медико-биологической составляющей хореографии // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2014. - № 3 (32). - С. 17-23.
9. Учебный план и программы вступительных испытаний / А.Я. Ваганова, Л.С. Леонтьев, А.М. Монахов, В.И Пономарев ; общ. ред. И.И. Соллертинский ; Ленинградский государственный хореографический техникум. - Л. : [б. и.], 1928. - 17 с.
10. Фокин, М.М. Против течения: воспоминания балетмейстера : статьи, письма / М.М. Фокин ; ред.-сост. и авт. вступ. статьи Ю.И. Слонимский. - Л., М. : Искусство, 1962. - 639 с.
11. Холфина, С.С. Вспоминая мастеров московского балета... / С.С. Холфина. - М. : Искусство, 1990. - 377 с. - (Театральные мемуары).
REFERENCES
1. Ed. Volkova, N.D. and Slonimsky, Yu.I. (1958), Agrippina Yakovlevna Vaganova. 1879-1951
: Articles. Memories. Materials, Iskusstvo, Moscow.
2. Block, L.D. (1987), Classical dance: history and modernity, Iskusstvo, Moscow.
3. Dembo, N.A. (1941), Fundamentals of medical selection for choreographic schools, LCC, Leningrad.
4. Zakrevskaya, N.G., Maslennikov P.Y. (2018), "Initial professional selection in system of choreographic education (18th - first half of 20th century)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1, pp. 100-103.
5. Krasovskay, V.M. (1963), Russian ballet theater of the second half of the XIX century, Is-kusstvo, Leningrad, Moscow.
6. Krasovskay, V.M. (2009), Russian ballet theater of the beginning of XX century, Lan: Planet of Music, SPb.
7. Lopuchov, F.V. (1966), Sixty years in ballet, Iskusstvo, Moscow.
8. Maslennikov, P.Y. (2014), "A.Y. Vaganov's role in the development of biomedical aspects of choreography", VestnikAkademiiRusskogo baleta im. A.Ya. Vaganovoj, Vol. 32, No. 1, pp. 17-23.
9. Ed. Sollertinsky I.I. (1928), Curriculum and admission test programs of Leningrad choreographic state college, Leningrad.
10. Fokin, M.M. (1962), Against the stream : Memoirs of the choreographer : Articles, letters, Iskusstvo, Leningrad, Moscow.
11. Holfina, S.S. (1990), Remembering the masters of the Moscow ballet, Iskusstvo, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2018
УДК 769.81
МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ В
ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
Андрей Викторович Захаров, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Сергей Олегович Цекунов, доцент, Сергей Геннадьевич Нетбай, старший преподаватель, Алексей Валерьевич Сторожук, старший преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск
Аннотация
В данной статье проводится анализ мотивации занятий вольной борьбой в Хабаровском крае. Исследуются процентное соотношение тех или иных показателей, при которых спортсмены добиваются высоких спортивных результатов. Потребность занятий борьбой у подростков является необходимость самовыражения. Обсуждаются причины не высокого заполнения секций вольной борьбы подростками.
Ключевые слова: мотивация, спортсмены, борцы, потребность самовыражения, процессов, спортивной деятельности.
MOTIVATION OF SCHOOL STUDENTS TO PRACTICE FREESTYLE WRESTLING IN THE KHABAROVSK TERRITORY
Andrey Viktorovich Zakharov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Sergey Olegovich Stekunov, the senior lecturer Sergey Gennadievich Netbay, the senior teacher, Alexey Valerievich Storozhuk. the senior teacher, Far Eastern law Institute of the Russian interior Ministry, Khabarovsk
Annotation
In this article, the analysis of motivation to the free-style wrestling occupations in Khabarovsk region, is carried out. The percentage ratio of certain indicators at which athletes achieve high sports results is studied. The need for wrestling in adolescents is the need for self-expression. The reasons of low filling of sections of free-style wrestling by teenagers are discussed.