Научная статья на тему 'Начальные шаги в обучении плаванию. Значимость малых бассейнов'

Начальные шаги в обучении плаванию. Значимость малых бассейнов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БАССЕЙН / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА / SMALL POOL / JUNIOR SCHOOL AGE / SWIMMING TRAINING / PSYCHOLOGICAL COMFORT / ALL-ROUND PERSONAL DEVELOPMENT / PHYSICAL SECURITY / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Вячеслав Николаевич

В данной статье рассматривается значимость малых бассейнов при начальном обучении плаванию детей младшего школьного возраста. Подобная конкретизация на этом возрасте обусловлена практикой физического воспитания в России. По статистике, 90% несчастных случаев на воде происходит с участием именно младшего звена обучающихся плаванию, а именно детей младшего школьного возраста, поэтому, на наш взгляд, важно рассмотреть роль малых бассейнов на начальных шагах обучения плаванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial steps in learning to swim. The importance of small pools

This article considers the importance of small basins in the initial education of children of primary school age. Such concretization at this age is conditioned by the practice of physical education in Russia. According to statistics, 90% of accidents on the water occur with the participation of the junior level of swimming learners, namely children of primary school age, therefore, in our opinion, it is important to consider the role of small basins in the initial steps of swimming training.

Текст научной работы на тему «Начальные шаги в обучении плаванию. Значимость малых бассейнов»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 130-133. УДК 37.373

В. Н. Соколов

Начальные шаги в обучении плаванию. Значимость малых бассейнов

В данной статье рассматривается значимость малых бассейнов при начальном обучении плаванию детей младшего школьного возраста. Подобная конкретизация на этом возрасте обусловлена практикой физического воспитания в России. По статистике, 90% несчастных случаев на воде происходит с участием именно младшего звена обучающихся плаванию, а именно детей младшего школьного возраста, поэтому, на наш взгляд, важно рассмотреть роль малых бассейнов на начальных шагах обучения плаванию.

Ключевые слова: малый бассейн, младший школьный возраст, обучение плаванию, психологический комфорт, всестороннее развитие личности, физическая безопасность, психологические особенности возраста

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 130-133.

V. N. SOKOLOV

Initial steps in learning to swim. The importance of small pools

This article considers the importance of small basins in the initial education of children of primary school age. Such concretization at this age is conditioned by the practice of physical education in Russia. According to statistics, 90% of accidents on the water occur with the participation of the junior level of swimming learners, namely children of primary school age, therefore, in our opinion, it is important to consider the role of small basins in the initial steps of swimming training.

Keywords: small pool, junior school age, swimming training, psychological comfort, all-round personal development, physical security, psychological features of age

ажнейшая часть воспитания общей культу \ туры человека - воспитание в нем здоро-{/^у вого человеческого духа с самого детства. Занятия в бассейне, на наш взгляд, - наиболее гармоничная и всесторонне развивающая физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития индивида. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, улучшает двигательные возможности организма [1].

Плавание - огромное удовольствие для человека любого возраста, а также источник физического и эмоционального здоровья. Плавание как вид спорта имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков, всестороннего

физического развития и общего укрепления всех систем организма. При этом занятии организм индивида закаляется, формируется здоровая осанка, задействуются самые различные группы мышц. Широкое распространение культуры здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и так далее делает плавание весьма распространенным видом спорта по всему миру, причем доступность его распространяется на различные возрастные группы: от детей раннего и дошкольного возрастов, так и до зрелых и пожилых людей.

Общая практика физического воспитания в России свидетельствует о том, что значительное количество детей различного возраста не освоили навыки плавания. На данный момент времени, и в теоретическом, и в практическом планах преобладают концепции начального обучения в

условиях мелкого закрытого плавательного бассейна. Однако следует отметить, что в нашей стране существует большое количество глубоких, изначально не приспособленных для начального обучения плаванию, бассейнов. В них ведется достаточно активная работа по обучению детей плаванию, что, безусловно, во многом умаляет значимость малых бассейнов на этапе начального обучения плаванию.

Спортивная плавательная подготовка имеет большое значение в развитии культуры спорта растущего поколения, однако в настоящее время все же остается неудовлетворительной. Согласно имеющимся данным, более 20% несчастных случаев на воде приходится на долю детей в возрасте до 14 лет, среди детей 10-12 лет не умеют плавать более 40%, а среди младших школьников - до 90%. Данное положение обуславливает актуальность исследуемой проблемы, так как статистика говорит о большом проценте несчастных случаев на воде с участием именно младшего звена обучающихся плаванию, а именно детей младшего школьного возраста.

Ни в коем случае нельзя забывать, что обучение плаванию, как и всякое обучение в принципе, - это совершенно особенный педагогический процесс, требующий творческого подхода и высоких профессиональных навыков, массы знаний и искренней любви к своей работе и к своим подопечным.

Согласно данным практики обучения плавания в нашей стране, тренировочные занятия на этапе начальной подготовки пловцов ориентированы, в основном, на становление у детей основных двигательных навыков и в гораздо меньшей степени направлены на развитие двигательных способностей, определяющих физическую подготовку будущих пловцов. По мнению Т.С. Кри-ворученко, Н.Ж. Булгакова, С.Ф. Вороненко и других специалистов поиск наиболее действенных средств, направленно воздействующих на становление техники движений в процессе обучения плаванию, еще не достигнут: учебный процесс занимает длительное время [2].

Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано важнейшее психологическое новообразование личности - произвольность психических процессов и поведения, о котором будет идти речь ниже, которое проявляется в способности управлять собственными видами деятельности, как умственной, так и физической [6].

Целесообразно выделить основные психологические характеристики личности младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать при обучении ее основам такого вида спорта как плавание в условиях малого бассейна.

Личность ребенка младшего школьного возраста - формирующаяся личность от 6-7 до 10-

11 лет, характеризуемая повышенной внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, интенсивно формирующимися рефлексией и самоконтролем.

Происходит интенсивное развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование ВПФ (высших психических функций). Кроме того, ребенок активно осваивает навыки письма, чтения, счета, что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже усложненные, по сравнению с умственными возможностями ребенка дошкольного возраста, мыслительные операции.

Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать и рефлексировать отношения между его личностью и окружающими людьми, вникать в общественные мотивы поведения, нравственные оценки, то есть постепенно вступает в сознательную фазу становления личности.

В этом возрасте происходит появление одного из самых важных новообразований - произвольного поведения. Произвольность как планирование, выполнение программ действий и осуществления контроля всех видов деятельности становится центром психического развития личности этого возраста. Формируется самостоятельность, ребенок сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. Ребенок вбирает в себя из социума моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам, предписанных обществом. То есть, так или иначе, его поведение связано с основным мотивом, главенствующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха [7].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным и основополагающим этапом школьного детства. Главные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором строится дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальных особенностей и характеристик каждого ребенка.

6-7 лет - самый подходящий возраст для начального обучения детей плаванию. Они уже в состоянии понимать, что от них хочет преподаватель, так как, об этом говорилось выше, появляется произвольность поведения личности в этом возрасте. Дети этого возраста способны 15-20 минут внимательно слушать и правильно выполнять указания преподавателя, что является необходимым условием для продуктивного обучения ребенка [4].

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

«Чувство воды» - одно из основных понятий в плавании. Оно обеспечивается деятельностью барорецепторов кожного покрова и про-приорецепторами мышц и в возрасте 6-7 лет ребенок уже может адекватно воспринимать и реагировать на сигналы, посылаемые этими рецепторами в центральную нервную систему. До этого возраста ребенок чувствует давление воды на тело, ее сопротивление и движение, но не в состоянии сопоставить получаемые ощущения с тем, что надо делать для улучшения собственных навыков плавания [3].

Обучение плаванию детей младшего школьного возраста необходимо проводить с учетом психологических, возрастных и физиологических особенностей личности ребенка, поэтому начальный этап обучения должен проходить в специально оборудованных малых бассейнах.

Важность малых бассейнов в начальных шагах обучения плаванию обуславливается, прежде всего, рядом существенных его отличительных черт. Так, температура воды в чаше малого бассейна предусмотрена постановлением Главного государственного санитарного врача РФ и существенно отличается от температуры воды глубоководного бассейна. Для комфортного освоения детьми 7-11 лет плавания температура воды равна примерно 29-30 градусов по Цельсию во избежание переохлаждения ребенка, в то время как в глубокой чаше бассейна, приспособленной для более старших возрастов, температура варьируется от 24 до 28 градусов.

Кроме того, существенно отличается и площадь зеркала воды. В малых бассейнах для детей 7-11 лет она доходит до 100 м2 для достижения обучающимися максимального благоприятного психологического и эмоционального состояния в воде, преодоление страхов, связанных с большими площадями воды.

Глубина воды в чаше малого бассейна равна 0,6-0,7 м. Подобная глубина позволит ребенку чувствовать себя уверенно, а тренеру или инструктору грамотно руководить процессом обучения всех членов группы.

При обучении детей плаванию важно учитывать не только их физическую безопасность,

но и психологическое спокойствие и комфорт, которое достигается путем проведения уроков в чаше малого бассейна [8].

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, можно утверждать, что нельзя недооценивать роль и значимость малых бассейнов на начальных этапах обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию [5]. Особенность воздействия водной среды на организм ребенка определяется физическими свойствами воды, поэтому температура воды в чаше бассейна, механизм ее дезинфекции (хлорирование и т.д.), глубина, а также температура воздуха в помещении должны соблюдаться в соответствии с возрастными параметрами обучающихся плаванию. Как говорилось выше, эти параметры существенно отличаются в чашах малого и большого бассейнов, поэтому, с точки зрения физического комфорта и безопасности наиболее благоприятным и целесообразным в этом случае будет обучение плаванию детей именно в малом бассейне.

Кроме того, любое обучение, в том числе и какому-либо спорту, должно производиться в соответствии с педагогическими требованиями, предполагающими и психологический, эмоциональный комфорт воспитанников. Это значит, что преимущество обучения детей младшего школьного возраста в чаше малого бассейна заключается в том, что преодолеваются возможные страхи и боязни воды обучающихся, достигается гармония между педагогическими воздействиями преподавателя и комфортным освоением подопечным начальных навыков плавания.

Посредством обучения ребенка в малом бассейне возможно не только грамотное овладение последним начальными навыками плавания, но и его гармоничное, всестороннее физическое и духовное становление и развитие как самодостаточной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршавский И.А. Возрастная физиология. М.: Медицина, 1975. 247 с.

2. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1954. 14 с.

3. Бурханов А.И. Физическое развитие младших школьников в процессе занятий плаванием // Теория и практика физической культуры. 1990. № 9. С. 24-26.

4. Гринев В.Т., Погребной А.И., Костюк Ю.И., Звягинцева Т.М. Биомеханические основы обучения плаванию. Краснодар: ГИФК, 1990. 81 с.

5. Кистяковский И.Ю. Рекомендации по обучению детей плаванию // Плавание. 1976. Вып.1., С. 18-21.

6. Криворученко Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишинев.: Молдова, 1976. 115 с.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, 2013. 432 с.

8. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. Ростов Н/Д.: Феникс, 2003. 256 с.

REFERENCES

1. Arshavsky I.A. Age physiology. Moscow, Medicine Publ., 1975. 247 p.

2. Bulgakova N.Zh. Teaching of children of primary school age (7-10 years): Author's abstract. Diss. Ped. Sciences. Moscow, 1954. 14 p.

3. Burkhanov A.I. Physical development of younger schoolchildren in the process of swimming. Theory and practice of physical culture. 1990. No. 9. pp. 24-26.

4. Grinev VT, Pogrebnoy AI, Kostyuk Yu.I., Zvyagintseva T.M. Biomechanical fundamentals of swimming training. Krasnodar: GIFK Publ., 1990. 81 p.

5. Kistyakovskiy I.Yu. Recommendations for teaching children swimming. Swimming. 1976. Issue 1, p. 18-21.

6. Krivoruchenko T.S. Features of the physical development of children and adolescents. Kishinev, Moldova, 1976. 115 p.

7. Kulagina I.Yu., Kolyutsky VN Psychology of development and age psychology. Full life cycle of human development. Moscow: Academic Project Publ., 2013. 432 p.

8. Chalenko I.A. Modern lessons of physical education in primary school. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2003. 256 p.

Информация об авторе Соколов Вячеслав Николаевич

(Россия, Коломна) Аспирант

Государственный социально-гуманитарный университет E-mail: vyacheslav.sokolov92@mail.ru

Information about the author

Sokolov Vyacheslav Nikolaevich

(Russia, Kolomna) Postgraduate student State Social and Humanitarian University E-mail: vyacheslav.sokolov92@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.