Научная статья на тему 'Повышение интереса, мотивации к занятиям плаванием младших школьников'

Повышение интереса, мотивации к занятиям плаванием младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2467
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / НАГЛЯДНОСТЬ / SWIMMING / TRAINING / EDUCATION / CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE / INTEREST / MOTIVATION / MEANS / METHODS / PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепилина Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты научно-экспериментальной работы по повышению эффективности процесса обучения плаванию детей младшего школьного возраста на основе использования инновационного наглядного материала. Доказана целесообразность применения комплекса методических материалов на этапе обучения плаванию, направленных на повышение интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием, достижение оптимально возможного уровня физической подготовленности и физкультурной результативности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING INTEREST AND MOTIVATION TO SWIMMING EXERCISES IN CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE

The results of scientific and experimental work on improving the efficiency of swimming teaching process in primary schools through the use of innovative visual aids. The expediency of applying a set of teaching materials during swimming training process designed to increase interest and motivation to regular swimming exercises, achieving the best possible level of physical fitness and athletic performance of junior pupils is proved.

Текст научной работы на тему «Повышение интереса, мотивации к занятиям плаванием младших школьников»

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА, МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПЛАВАНИЕМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Плавание, обучение, воспитание, дети младшего школьного возраста, интерес, мотивация,

средства, методы, наглядность.

В статье представлены результаты научно-экспериментальной работы по повышению эффективности процесса обучения плаванию детей младшего школьного возраста на основе использования инновационного наглядного материала. Доказана целесообразность применения комплекса методических материалов на этапе обучения плаванию, направленных на повышение интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием, достижение оптимально возможного уровня физической подготовленности и физкультурной результативности младших школьников.

T.V. Lepilina

Increasing interest and motivation to swimming exercises

IN CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE

Swimming, training, education, children of junior school age, interest, motivation, means, methods,

presentation.

The results of scientific and experimental work on improving the efficiency of swimming teaching process in primary schools through the use of innovative visual aids. The expediency of applying a set of teaching materials during swimming training process designed to increase interest and motivation to regular swimming exercises, achieving the best possible level of physical fitness and athletic performance of junior pupils is proved.

Плавание — одно из важнейших звеньев в воспитании детей младшего школьного возраста — содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка [Воронова, 2010, с. 4]. Процесс обучения плаванию решает разные задачи, в том числе укрепление здоровья и закаливание, овладение жизненно важным навыком плавания, формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни [Плавание, 2006, с. 6].

Большой процент младших школьников не имеет предрасположенности к высоким достижениям в спортивном плавании, но это не умаляет значения данного вида физической нагрузки для развития и укрепления организма, сохранения здоровья ребенка. В этой связи актуальным является разработка способов формирования мотивированной потребности к систематическим занятиям плаванием как в спортивном, так и в общеразвивающем аспекте.

Целью настоящей работы является повышение интереса, мотивации к занятиям спортивным и оздоровительным плаванием детей младшего школьного возраста на основе использования широкого спектра методов, дидактических приемов,

средств обучения плаванию и разработки инновационного методического обеспечения информационно-образовательного характера.

Внедрение в процесс обучения плаванию разработанного методического обеспечения наглядного характера позволило доказать положительную динамику формирования мотивационной сферы детей младшего школьного возраста в контексте занятий плаванием. Овладение жизненно важным навыком, выполнение заданий самостоятельно и на выбор, работа с индивидуальной тетрадью, формирование системы знаний по предмету положительно влияют на достижение оптимально возможного уровня физической подготовленности и физкультурной результативности младших школьников, способствуют повышению социальной и физической активности школьника, интереса и потребности к занятиям.

В возрасте 5—7 лет у ребенка возникает и развивается мотивация достижения, которая в дальнейшем становится устойчивой потребностью [Головей, 2006, с. 31]. Для учащихся первого класса наиболее актуальными мотивами, побуждающими активно заниматься физической культурой, являются: самосовершенствование (желание быть умными, сильными, приносить пользу людям); удовольствие от движений; положительные эмоции [Матвеев, Малыхина, 2003, с. 11]. Исследование мотивационной сферы детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения плаванию показало, что основными (и фактически единственными) мотивами занятием плаванием у детей являются: приятные ощущения, связанные с нахождением в водной среде; коммуникативно-игровая атмосфера. Данные мотивы являются слабоустойчивыми, так как, немного пресытившись игровым общением и ощущениями, связанными с водой, ребенок теряет мотивацию к занятиям плаванием.

В связи с этим возникает необходимость формирования у ребенка устойчивых мотивов, потребности в систематических занятиях плаванием на этапе обучения, основанных на следующих представлениях: стремление к гармоничному развитию тела и организма в целом; сохранение и укрепление здоровья; подготовка и дальнейшая безопасность времяпровождения в открытых водоемах. Это и обусловило создание экспериментальной программы обучения плаванию на основе применения инновационных разработок информационно-образовательного характера.

Для успешного решения поставленной цели экспериментальная программа обучения плаванию детей младшего школьного возраста включает в себя следующие направления.

1. Комплексное использование методов, методических приемов, средств физического воспитания в процессе начального обучения плаванию, что позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

2. Внедрение наглядных материалов информационно-образовательного характера для сопровождения процесса обучения младших школьников плаванию: 6 видеофильмов и индивидуальная рабочая тетрадь для самостоятельной работы детей. Как показали наблюдения, яркий, интересный наглядный материал положительно влияет на эмоциональный фон урока, создает дополнительные возможности для овладения навыком плавания, повышает интерес, мотивацию к занятиям младших школьников.

3. Для формирования осознанной потребности в освоении ценностей физической культуры и спорта, мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни поэтапно и систематично включать в процесс обучения и воспитания систему теоретических знаний по предметам «Плавание», «Анатомия человека», «Физическая культура», «Основы ЗОЖ».

4. Достижения учеников оценивать в зависимости от индивидуальных темпов развития двигательных и познавательных способностей. Положительные оценки «5» и «4» выставлялись в тетрадь по мере усвоения учеником определенной темы программного материала. Рано или поздно ученик усваивал пройденный материал, поэтому в индивидуальной рабочей тетради по плаванию ребенка стоят только отличные и хорошие оценки, что способствует положительному отношению к занятиям, повышению интереса и мотивации к данному виду спорта, положительной самооценке ребенка. Реализация индивидуального подхода к физическому воспитанию в процессе обучения плаванию на основе использования информационно-образовательного наглядного материала (ИОНМ) мультимедийного характера позволит определить индивидуальные, психофизиологические особенности, реальные возможности, актуальный уровень развития, наметить оптимальные условия для развития каждого ребенка с учетом его интересов.

5. Включать на этапе обучения плаванию выполнение детьми заданий по выбору и самостоятельно, что требует от преподавателя перехода от привычной роли воспитателя и контролера к позиции наблюдателя и помощника, который не учит, а воспитывает, больше помогает детям проявлять активность и принимать самостоятельные решения. Это позволит тренеру-преподавателю подобрать подходящий материал, выбрать средства и методы, просмотреть предпочтения и интересы детей, составить индивидуальные программы обучения.

В основном формирующем педагогическом эксперименте приняли участие дети младшего школьного возраста (7-8 лет), не умеющие плавать. Разделение на экспериментальную (61 ребенок) и контрольную (59 детей) группы проходило в случайном порядке по мере формирования групп. Исходное состояние мотивационной сферы развития детей в контексте занятий плаванием в экспериментальных и контрольных группах отличалось незначительно (табл. 2).

Разница между экспериментальной и контрольной группами состояла в том, что в ЭГ в процессе обучения плаванию применялись ИОНМ мультимедийного характера, задания на выбор и самостоятельно, систематично и поэтапно формировалась система учебных знаний по предмету. Достижения учеников оценивались в зависимости от индивидуальных темпов развития двигательных и познавательных способностей.

Показателем развития мотивационной сферы ребенка является проявление интереса, эмоций, чувств, мотивов, потребностей. Эффективность развития мотивационной сферы младшего школьника в контексте занятий плаванием определялась через следующие показатели.

Для оценки показателей была разработана трехуровневая система оценивания на начало и конец эксперимента: высокий (В), средний (С) и низкий (Н). В ходе исследования выносились оценочные суждения о каждом ребенке в соответствии с представленными критериями приобщения детей младшего школьного возраста к систематическим занятиям плаванием.

Ниже приведены характеристики уровней приобщения детей младшего школьного возраста к оздоровительному и спортивному плаванию на этапе обучения (табл. 1).

Измерение выделенных показателей проводилось на начало и конец комплекса занятий. Сбор данных происходил в форме анкетирования родителей, беседы, опроса, интервьюирования ребенка в начале эксперимента, при помощи педагогического наблюдения, интервьюирования, опроса детей получен итоговый результат. В сводной таблице приведены результаты исследования мотивационной сферы развития младших школьников в контексте процесса обучения плаванию на начало и конец эксперимента (табл. 2).

Таблица 1

Мотивационная составляющая приобщения младших школьников к систематическим занятиям плаванием

Высокий уровень Нравится заниматься плаванием, регулярный повышенный интерес к новым упражнениям и заданиям, стремление овладеть техникой спортивных стилей. С интересом осваивает теоретические знания по предмету, активно участвует в опросах, беседах о значении плавания для организма и здоровья человека, видит взаимосвязь систематических занятий с развитием организма, укреплением и сохранением здоровья, здоровым образом жизни. Осознает значимость и нужность предмета для себя

Средний уровень Заниматься плаванием нравится, интерес к новым упражнениям, заданиям избирательный, слабое стремление овладеть техникой спортивных стилей. Несистемное осваивание теоретических знаний, пассивно участвует в беседах, опросах, не связывает занятия плаванием с влиянием на организм и здоровье человека, воспринимает процесс обучения плаванию как возможность для игр общения со сверстниками

Низкий уровень Не нравится заниматься плаванием, отсутствует интерес к теоретическому материалу

Таблица 2

Показатели мотивационной сферы развития младших школьников в контексте процесса обучения плаванию на начало и конец эксперимента

Мотивационная сфера ребенка Кол-во Срезы

КГ ЭГ

В С Н В С Н

Начало эксперимента Чел. 9 48 2 12 46 3

% 15,25 81,36 3,39 19,67 75,41 4,92

Конец эксперимента Чел. 27 29 3 41 18 2

% 45,76 49,15 5,08 67,21 29,51 3,28

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что в ЭГ отмечены позитивные изменения в развитии мотивационной сферы ребенка по сравнению с КГ. Большинство детей экспериментальной группы проявляли регулярный повышенный интерес к новым упражнениям и заданиям, инновационному наглядному материалу образовательного характера, с интересом осваивали теоретические знания по предмету. Активно участвовали в опросах, беседах о значении плавания для организма и здоровья человека, понимали значимость и нужность предмета для себя.

Таким образом, использование широкого спектра средств и методов обучения и воспитания, комплекса инновационных разработок информационно-образовательного характера, соблюдение общеметодических и специфических принципов физического воспитания привели к позитивным изменениям показателей развития мотивационной сферы ребенка в экспериментальной группе обучения плаванию, что наглядно отображено на рис.

70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -о -

Ш. Л

□ к

а

Рис. Диаграммы показателей развития мотивационной сферы детей младшего школьного возраста в контексте занятий плаванием: а - начало эксперимента; б - конец эксперимента

Выводы. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности существенно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Важно развивать у ребенка наблюдательность, любознательность, внимание, способность самостоятельно анализировать и фиксировать значимые моменты в увиденном.

Для формирования долгосрочной устойчивой мотивации к систематическим занятиям плаванием необходимо через просветительские технологии, обновление содержания и средств, создание инновационных методов обучения формировать более зрелые мотивы занятия плаванием: стремление к гармоничному развитию тела и организма в целом, сохранение и укрепление здоровья, подготовка и дальнейшая безопасность времяпровождения в открытых водоемах.

Внедрение в процесс обучения плаванию разнообразных взаимодополняющих современных подходов, инновационных методов обучения и воспитания способствует повышению эмоционального фона занятий, служит мощным источником положительных эмоций, что создает дополнительные возможности для повышения интереса, мотивации к систематическим занятиям оздоровительным и спортивным плаванием, приобщению младших школьников к здоровому образу жизни.

Библиографический список

1. Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2010, 80 с.

2. Головей Л.А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: у-Фактория, 2006. 640 с.

3. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. М.: Эксмо, 2009. 176 с.

4. Матвеев А.П., Малыхина М.В. Физическая культура. 1 кл.: метод, рекомендации по основам преподавания. М.: Дрофа, 2003, 208 с.

5. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов, М.: Советский спорт, 2006. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.