Научная статья на тему 'Влияние особенностей индивидуального профиля асимметрии на выбор структуры движений ног в воде у детей младшего школьного возраста на этапе начального обучения плаванию'

Влияние особенностей индивидуального профиля асимметрии на выбор структуры движений ног в воде у детей младшего школьного возраста на этапе начального обучения плаванию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
302
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ АСИММЕТРИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лаврентьева Дарья Андреевна

В данной статье исследуется взаимосвязь особенностей межполушарной асимметрии головного мозга, в частности сенсорных и моторных функциональных асимметрии и влияние таких особенностей на неосознанный выбор структуры движений ног на этапе начального обучения плаванию у детей младшего школьного возраста. По результатам полученным в данном исследовании были выявлены наиболее удобные и воспроизводимые методы определения межполушарной асимметрии. Так же была исследована степень влияния моторных и сенсорных асимметрий головного мозга на выбор структуры движений ногами на этапе начального обучения плаванию. По полученным данным было определено, что особенности моторных асимметрий больше, чем сенсорных влияют на выбор способа движений ногами в воде на этапе начального обучения плаванию у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лаврентьева Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of individual profile asymmetry features on the choice of leg movement’s structure in the water among the primary school children at initial teaching to swimming

This article explores the connection between the features of the hemispheric asymmetry of the brain, in particular sensory and motor functional asymmetry and influence of such features on the unconscious choice of structure of the leg movements in primary teaching to swimming of the junior school children. By results obtained in this study, the most convenient and reproducible methods for determining the hemispheric asymmetry have been revealed. The author also investigated the degree of influence of motor and sensory brain asymmetries on the choice of structure of the leg movements in primary teaching to swimming. According to the obtained data, it has been determined that the features of motor asymmetries influence more than sensory on the choice of the method of leg movements in the water at the initial stage of learning to swimming among the junior school children.

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей индивидуального профиля асимметрии на выбор структуры движений ног в воде у детей младшего школьного возраста на этапе начального обучения плаванию»

дит к необходимости совершенствовать физкультурно-оздоровительную деятельность с преподавателями вуза, разрабатывать и внедрять новые подходы и технологии по оздоровлению профессорско-преподавательского состава. С этой целью нами разработана программа по оздоровлению профессорско-преподавательского состава и вовлечению педагогов в занятия физкультурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лейфа, А.В. Качество жизни, здоровье и физическая активность студенческой молодежи Дальнего Востока и Забайкалья / А.В. Лейфа, Ю.М. Перельман, М.Ю. Швецов. - Чита : ООО «Орион», 2010. - 260 с. - ISBN 987-5-8044-0712-0.

2. Оринчук, В.А. Педагогические условия формирования качества жизни студентов: дис. ... канд. пед. наук : 14.00.01 : / Оринчук, Вячеслав Анатольевич. - Нижний Новгород, 2009. - 200 с.

3. Ware, J.E. The MOS 36-item short-form health survey (SF-36). Conceptual framework and item selection / Ware, J.E., Sherburn, C.D. // Med. Care. - 1992. - Vol. 30. - P. 437-483.

REFERENCES

1. Leifa, A.V., Perelman, Y.M. and Shvetsov, M.Y. (2010), Quality of life, health and physical activity of students of the Far East and Trans-Baikal, publishing house "Orion" Co. Ltd., Chita.

2. Orinchuk, V.A. (2009), Pedagogical conditions offormation of the quality of life of students, dissertation, Nizhny Novgorod.

3. Ware, J.E. and Sherburn, C.D. (1992), “The MOS 36-item short-form health survey (SF-36). Conceptual framework and item selection”, Med. Care, Vol. 30, pp. 437-483.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.06.2014.

УДК 797.21

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ АСИММЕТРИИ НА ВЫБОР СТРУКТУРЫ ДВИЖЕНИЙ НОГ В ВОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПЛАВАНИЮ

Дарья Андреевна Лаврентьева, аспирантка,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Московская обл. пос. Малаховка

Аннотация

В данной статье исследуется взаимосвязь особенностей межполушарной асимметрии головного мозга, в частности сенсорных и моторных функциональных асимметрии и влияние таких особенностей на неосознанный выбор структуры движений ног на этапе начального обучения плаванию у детей младшего школьного возраста. По результатам полученным в данном исследовании были выявлены наиболее удобные и воспроизводимые методы определения межполушарной асимметрии. Так же была исследована степень влияния моторных и сенсорных асимметрий головного мозга на выбор структуры движений ногами на этапе начального обучения плаванию. По полученным данным было определено, что особенности моторных асимметрий больше, чем сенсорных влияют на выбор способа движений ногами в воде на этапе начального обучения плаванию у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: обучение плаванию, спортивное плавание, межполушарная асимметрия, индивидуальный профиль асимметрии, младший школьный возраст.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p100-103 INFLUENCE OF INDIVIDUAL PROFILE ASYMMETRY FEATURES ON THE CHOICE OF LEG MOVEMENT’S STRUCTURE IN THE WATER AMONG THE PRIMARY SCHOOL CHILDREN AT INITIAL TEACHING TO SWIMMING

Daria Andreevna Lavrentyeva, the post-graduate student,

Moscow State Physical Education Academy, Settlement Malakhovka, Moscow Region

Annotation

This article explores the connection between the features of the hemispheric asymmetry of the brain, in particular sensory and motor functional asymmetry and influence of such features on the unconscious choice of structure of the leg movements in primary teaching to swimming of the junior schoolchildren. By results obtained in this study, the most convenient and reproducible methods for determining the hemispheric asymmetry have been revealed. The author also investigated the degree of influence of motor and sensory brain asymmetries on the choice of structure of the leg movements in primary teaching to swimming. According to the obtained data, it has been determined that the features of motor asymmetries influence more than sensory on the choice of the method of leg movements in the water at the initial stage of learning to swimming among the junior school children.

Keywords: learning to swim, sports swimming, hemispheric asymmetry, individual profile of asymmetry, primary school age.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время особое внимание педагогов направленно на применение в практике знаний о прямых и косвенных взаимосвязях функциональной межполушарной асимметрии головного мозга со способностями к овладению навыками и умениями, позволяющих определить предрасположенность тех или иных возрастных категорий детей к успешности в различных сферах деятельности.

Похожая ситуация наблюдается и в спорте [1]. Одна из наиболее явных тенденций, как самого спорта высших достижений, так и всех этапов подготовки атлета, является всё больший интерес со стороны науки к возможностям индивидуализации всего тренировочного процесса и дальнейшего прогнозирования спортивных результатов. И одной из таких возможностей являются исследования межполушарной асимметрии и связи с ними функциональных возможностей начинающих или более опытных атлетов.

В связи с этим актуальность исследования, выражается во взаимосвязи двигательных возможностей спортсмена и функциональной асимметрии головного мозга, как одной из генетических «предпосылок», обуславливающих координационные возможности и предрасположенности человека. В рамках этой проблемы недостаточно изучен значимый фактор, а именно - сочетание сенсорных и моторных асимметрий (ведущих ноги и руки), индивидуальный профиль асимметрии в целом. Именно индивидуальный профиль асимметрии определяет характер и особенности структуры и предпочтений, рассматривая индивидуальный двигательный портрет того или иного человека во время выполнения спортивной деятельности [1]. Немалый интерес такие сведения имеют и для методического подхода на начальном этапе обучения плаванию. Ведь выбор наиболее удобного в освоении способа плавания предполагает определение структуры рабочих движений ног в водной среде. В ранее проведенных исследованиях было установлено, что, как правило, дети выполняющие попеременные движения ногами в воде, являются правшами, а дети, которым удобно выполнять одновременные симметричные и асимметричные движения ногами в большинстве случаев левши или амбидекстеры [2]. Для обоснования таких результатов, целью настоящего исследования стало подтверждение взаимосвязи выбора структуры движений ног в воде на этапе начального обучения плаванию на основе сенсорных и моторных функциональных асимметрий у детей младшего школьного возраста.

В связи с вышесказанным были обозначены следующие задачи исследования:

1. Определить межполушарную асимметрию детей младшего школьного возраста по результатам тестирования сенсорных и моторных функциональных асимметрий;

2. Определить структуру движений ногами в воде у детей младшего школьного возраста на этапе начального обучения плаванию;

3. Выявить частоту возможных совпадений выбора структуры движений ног в воде и доминирования сенсорных и моторных функциональных асимметрий головного мозга детей младшего школьного возраста.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В специальной литературе имеется ряд методик для определения как сенсорных, так и моторных функциональных асимметрий. В нашем исследовании мы использовали аппаратно-программный комплекс «Функциональные асимметрии», который позволяет определить и сенсорные и моторные функциональные асимметрии. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты тестирования функциональных асимметрий________________

Респонденты (чел) Функциональные асимметрии

Зрение Слух Нога Рука

Левши Правши Амбидекстеры и В м е ч и ш 3 р П ы р те и и д и б м < и В м е ч и ш 3 р П ы р те и и д и б м А Левши и ш § р П Амбидекстеры

34 17 17 0 13 19 2 14 17 3 14 17 3

% 50 50 0 38,24 55,88 5,88 41,18 50 8,82 41,18 50 8,82

По результатам тестирования функциональных сенсорных асимметрий из 34 респондентов, половина (50%) оказалась с ведущим левым глазом, у оставшихся 50% (17 детей) было выявлено доминирование правого глаза. По результатам тестирования сенсорной слуховой асимметрии было определено 13 левшей (38,24%), 19 правшей (55,88%) и 2 амбидекстера (5,88%). По результатам тестирования функциональных моторных асимметрий было выявлено 14 детей (41,18%) с ведущей левой ногой, 17 детей (50%) с ведущей правой ногой и 3 ребенка(8,82%) - амбидекстера.

В таблице 2 представлены результаты по совпадению выбора структуры движений ногами в воде с доминированием сенсорных и моторных функциональных асимметрий.

Таблица 2

Совпадение результатов функциональных асимметрий с выбором структуры

движений ногами

Сенсорные асимметрии Моторные асимметрии

Зрение Слух Рука Нога

Левши и амбидекстеры с одновременной с. д. н* Правши с попеременной с.д.н. Левши и амби-декстеры с одновременной с.д.н Правши с попеременной с.д.н. Левши и амби-декстеры с одновременной с.д.н Правши с попеременной с.д.н. Левши и амби-декстеры с одновременной с.д.н Правши с попеременной с.д.н.

7 из 17 8 из 17 4 из 15 7 из 19 16 из 17 17 из 17 16 из 17 17 из 17

Примечание*- с.д.н. - структура движений ног.

Совпадение результатов тестирования сенсорных асимметрий с определением у детей структуры рабочих движений ног показало, что лишь в 38,24% случаев респонденты подтвердили нашу гипотезу о том, что дети «правши» выбирают попеременную

структуру движений ног, а дети «левши» и «амбидекстеры» одновременную структуру движений ног (таблица 2). Однако совпадение результатов тестирования моторных асимметрий с определением структуры рабочих движений ног показало, что в 95,59% случаев дети «правши» выполняют попеременные движения ногами, а «левши» и «амби-декстеры» предпочитают одновременную структуру рабочих движений ногами (таблица 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. По результатам тестирования для определения межполушарной асимметрии с помощью аппаратно-программного комплекса «Функциональные асимметрии» у 34 участвующих в исследовании детей было определено, что в 51,4% детей младшего школьного возраста участвующих в исследовании являются правшами, 42,64% левшами и 5,88% амбидекстерами.

2. 34 респондента, 18 (52,94%) выполняли попеременные движения ногами, а 16 (47,06%) предпочли одновременную структуру движений ногами в воде.

3. По результатам тестирования сенсорных асимметрий и выбора структуры движений ногами в воде выдвинутая гипотеза подтвердилась, лишь в 38,24%. Однако, по результатам аналогичного сравнения по моторным асимметриям, гипотеза подтвердилась на 95,59%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердичевская, Е.М. Координационные характеристики произвольных движений человека в связи с индивидуальным профилем асимметрии / Е.М. Бердичевская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2004. - № 1-4. - С. 45-51.

2. Lavrentjeva, D. Characteristics of choosing a swimming style in the course of training 6-8 year old children / D. Lavrentjeva, A. Aleksandrov, J. Glembockaja // Publication of scientific issues. The V International scientific and practical conference of students and young scientists "Modern University Sport Science"; RSUPESY&T. - M., 2010. - P. 37.

REFERENCES

1. Berdichevskaya, E.M. (2004), “Coordination characteristics of voluntary movements of human in connection with individual asymmetry profiles”, Physical education, Sport Science and practice, No, 1-4, pp. 45-51.

2. Lavrentjeva, D., Aleksandrov, A. and Glembockaja, J. (2010), “Characteristics of choosing a swimming style in the course of training 6-8 year old children”, Publication of scientific issues, The V International scientific and practical conference of students and young scientists "Modern University Sport Science", Moscow, pp. 37.

Контактная информация: [email protected],

Статья поступила в редакцию 10.06.2014.

УДК: 796.06:340.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БАСКЕТБОЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Олег Евграфович Лихачев, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный

тренер РСФСР,

Анна Валентиновна Мазурина, кандидат педагогических наук, доцент,

Рафаэль Гумерович Ганиев, соискатель,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В современном спорте высших достижений высокий уровень развития профессиональный спорта является необходимым условием достижения высоких результатов на международной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.