Научная статья на тему 'Начальное обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте'

Начальное обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
862
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ТАКТ / НОТА / ИНТЕРВАЛ / СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мягкова Светлана Ивановна

В работе представлено примерное моделирование первых уроков, которое может помочь научить маленьких детей «азам» нотной грамоты. Методические принципы педагога должны базироваться на подборе нужного звукового материала, который позволит сконцентрировать внимание ребёнка на решении преимущественно одной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальное обучение детей дошкольного возраста нотной грамоте»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

Мягкова Светлана Ивановна

доцент КГАМиТ, г. Красноярск, РФ E-mail: vestasp888@gmail.com

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НОТНОЙ ГРАМОТЕ

Аннотация

В работе представлено примерное моделирование первых уроков, которое может помочь научить маленьких детей «азам» нотной грамоты. Методические принципы педагога должны базироваться на подборе нужного звукового материала, который позволит сконцентрировать внимание ребёнка на решении преимущественно одной проблемы.

Ключевые слова

Такт, нота, интервал, скрипичный ключ

К концу первого месяца обучения ребёнок обычно хорошо разбирается в ритме, хорошо ориентируется на клавиатуре, понимает простейший мелодический рисунок на карточках и на нотном стане из двух линеек. Одновременно маленький пианист приобретает первоначальные навыки фортепианной игры, так как постоянно акцентируется внимание на прикосновение к клавише округлым пальчиком.

Теперь можно переходить к нотному периоду.

Здесь преподаватель использует пятилинейный нотный стан, хорошее объяснение которому дано у Л. Хереско: «Пять линеек - пальцев пять» [2, с. 9].

Ребёнок уже знает, что у ноток есть свой дом - нотный стан, в котором пять линеек, но чтобы туда войти, нужны ключи: скрипичный и басовый. Скрипичный ключ предназначен для высоких звуков, басовый - для низких. Начинать обучение надо, конечно же, со скрипичного ключа и уже со знакомой нотки - мышки «ре».

Почему именно с «ре»? Во-первых, потому что эту клавишу ребёнок уже хорошо знает по названию, а во-вторых, именно эта нота легче всего зрительно угадывается на нотном стане. Так как учебных пособий с подобными примерами нет, педагогу необходимо составить карточки с нотными примерами, используя различные подтекстовки:

КОШ-КА НА О-КОШ-КЕ РУ-БАШ-КУ ШЬЁТ, КУ-РОЧ-КА В СА-ПОЖ-КАХ

ИЗ-БЁН-КУ МЕ-ТЁТ.

Все пьесы на одной клавише должны быть двухдольными. Ребёнку надо ещё раз напомнить, что перед первой долей ставится чёрточка, чтобы не сбиться. И эта черта теперь будет называться тактовой. А все нотки, живущие в домике между чёрточками, называются тактом.

Сначала пьеса проговаривается ритмослогами под удары долей - четвертей, затем - текст под те же доли. И только потом играется по нотам на клавиатуре под пульсацию ровных четвертей.

Следующая нота - «ми». Ребёнок должен научиться находить её на клавиатуре в любой октаве. Ориентир тот же - две чёрные клавиши. Сначала даётся пример на одной клавише, затем - на двух. Примерная подтекстовка песенки:

СО-РО-КА, СО-РО-КА, ГДЕ БЫ-ЛА ДА-ЛЁ-КО, КАШ-КУ ВА-РИ-ЛА, ДЕ-ТОК

КОР-МИ-ЛА.

Сначала подобные пьесы играются одним пальцем, затем стоит ввести аппликатурный принцип. Соседние клавиши - это и соседние пальцы. Для того чтобы почувствовать удобство использования различной аппликатуры, нужно предложить ребёнку сыграть нотный пример, прикрыв клавиатуру листком бумаги. Он должен почувствовать, что с клавиши на клавишу удобнее переходить, используя два соседних пальчика. Для лучшего закрепления стоит сразу же вводить на карточках и цифровое обозначение пальцев, которое именно на этом этапе нужно доводить до автоматизма. Тогда в дальнейшем можно избежать трудностей из-за путаницы в аппликатуре. Не стоит бояться ввести понятие «интервал секунда». Ребёнок,

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

как правило, хорошо понимает, что две соседних клавиши образуют секунду.

Затем изучается нота «фа». Сначала даются пьесы на одной клавише, затем - на двух. И потом предлагаются пьесы уже на трёх клавишах:

МНЕ СЕ-ГОД-НЯ О-ЧЕНЬ ГРУСТ-НО, БЕ-ЛЫЙ КРО-ЛИК ЗА-БО-ЛЕЛ.

На этом этапе желательно подключить «диез». Можно сказать, что он похож на лесенку, нота поднимается и становится выше. Использование «диеза» на ноте «фа» поможет ребёнку услышать настроение песенки: мажор или минор.

Дальше идёт нота «соль». Ребёнку можно сказать, что она очень важная. Нота «соль» живёт на второй линейке, с которой начинается скрипичный ключ. Нота гордится этим, потому что иногда этот ключ называют её именем - «ключ соль». При изучении ноты «соль» нужно чаще давать нотные примеры с пропуском одной или даже двух клавиш. Причём, по мере закрепления аппликатурных принципов вводится понятие «терцовые интервалы», то есть - с пропуском одной клавиши; а также «квартовые», то есть - с пропуском уже двух клавиш и, соответственно, двух пальцев.

При составлении инструментальных пьес надо чаще использовать диезы и паузы.

На данном этапе можно ввести упражнение, условно называемое «фасоль-ка». Ребёнка обычно очень забавляет, что в клавишах растёт «фа-соль». Упражнение учится с рук, где вводится принцип legato. Принцип legato можно объяснить хрестоматийным способом «сели-встали», а можно и так: «посадили «фа» в землю, а на «соль» выросли уже листочки, которые поднимаются к солнышку». Кисть руки при этом помогает «соль». На последующем одновременном взятии секунды этот приём закрепляется, так как используется вновь кистевое движение при снятии.

На следующем уроке даются сразу две ноты: «до» и «ля». С нотой «до», как правило, никаких проблем не возникает. Можно сказать, что ей не хватило места в доме. Нота «до» стала возмущаться, и ей добавили ещё одну маленькую линеечку. Специально для неё. А нота «ля» живёт во втором окошечке, сразу же за «важной» нотой «соль».

Нотных примеров в сборниках с использованием 6-и клавиш - масса. Но целесообразно разбить их по разделам. Сначала это пьесы только с поступенным движением. Например, «В погреб лезет Жучка» [1, с. 28]. Затем - с использованием терцовых интервалов. Например, «Голубые санки» и т. д. Изучая квинтовые интервалы, ребенку важно увидеть, что между нотами пропускается или одна линейка, или одно окошечко. Всё это можно объяснить ему на наглядном материале, используя пятилинейный стан и вырезанные ноты. Этот принцип построения интервалов необходимо понять, чтобы в дальнейшем уметь легко ориентироваться в нотном тексте. На этом этапе (9-16 урок) лучше всего исполнять пьески на одной строчке и одной рукой. Как правило, в данный период обучения двухстрочное изложение пьесы и, соответственно, двуручное исполнение таят в себе много проблем и сильно путают ученика. Ведь у малыша и без того немало задач: верные ноты, правильный ритм, грамотная аппликатура, а второй нотоносец его будет только отвлекать. Поэтому целесообразно двухстрочные пьесы с подходящим интонационным материалом, предложенные в сборниках, переделать самому педагогу.

К концу второго месяца обучения, когда малыш достаточно уверенно владеет нотами первой октавы, справляется с ритмом, можно переходить к изучению нот в басовом ключе. Здесь уместно применить принцип, предложенный ещё Ф. Шопеном в его «Фортепианной методе». Это так называемая «одиннадцатилинейная система». В её основе лежит последовательное запоминание нот в скрипичном ключе, начиная от ноты «до» первой октавы вверх, и вниз - в басовом ключе. Конечно, пятилетний ребёнок не способен сразу воспринимать акколаду из двух нотных станов, но использовать «шопеновский» принцип запоминания при изучении басового ключа весьма целесообразно.

Итак, малышу рисуются два нотных стана с ключами и между ними нота «до». Она - «волшебная», т. к. одинаково пишется и играется на одной и той же клавише. Дальше объясняется смысл второго нотного стана. Здесь начинает играть левая рука, это - её государство.

На ноте «фа» малой октавы надо заострить внимание. Ведь она находится на той линейке, с которой начинается басовый ключ, именуемый иногда «ключом фа».

Когда изучаются ноты басового ключа, уместно вспомнить предлагаемые подтекстовки из сборника

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_

А. Артоболевской и включить их в свою работу. С этого момента педагог может давать более сложные задания ребёнку.

Трудными являются только первые шаги обучения. Очень часто именно от них зависит дальнейшее развитие и обучение малыша, его успехи. Но какая бы методика не была избрана педагогом, главное, о чём надо помнить, процесс обучения должен быть радостным, творческим, посильным. Ведь если постижение азов музыкального искусства будет связано с непомерной затратой усилий со стороны ребёнка, то его интерес к занятиям пропадёт и он может даже возненавидеть музыку. Приобщая ребёнка к искусству, к «прекрасному», педагог должен тонко чувствовать эту грань и всегда быть готовым скорректировать свои принципы с учётом индивидуальности ученика. Задача педагога - воспитать всесторонне развитую, гармоничную личность, привить любовь к музыке. Развитие гармоничной личности стимулирует важные психофизиологические процессы в организме: улучшает память и способность усваивать знания, вносит уверенность и спокойствие в наше существование.

В данной работе представлен только схематический «срез» проведения первых уроков и показан тот примерный музыкальный материал, который может помочь решению главной задачи - обучить маленьких детей «азам» нотной грамоты. Сознательно ничего не говорится о работе над постановкой руки, о развитии мелкой моторики в пределах пятипальцевой позиции, о посадке за инструментом, об обучении фортепианным приёмам с использованием широкого, свободного движения всей руки, о развитии образности в исполняемых произведениях и так далее. Хотя, безусловно, это очень важные проблемы и решаться они должны уже с первых уроков, но ответы на них можно найти во многих методических сборниках и ознакомиться с ними. Делать, конечно, это будут все по-разному, отталкиваясь от собственной практики и наблюдений. Но со временем, в зависимости от приобретаемого опыта, педагог скорректирует свои методические принципы и найдёт свой «ключ» к решению задачи обучения детей игре на фортепиано.

Список использованной литературы:

1. Туркина Е. Котёнок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких. - С.-Пб.: Композитор, 1998.

2. Хереско Л. Музыкальные картинки. - Л.: Сов. композитор, 1983.

© С. И. Мягкова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.