НАЧАЛЬНАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ УЧИТЕЛЮ
© гоп дрипов М.А., Арипова Н.М., Исмаилова М.И.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
Раскрываются проблемы функционирования начальных малокомплектных школ в условиях Республики Дагестан, дается характеристика психолого-педагогических требований, предъявляемых сегодня к учителю начальноймалокомплектной школы.
The authors of the article reveal the problems of the functioning of primary multi-grade schools in the Republic of Dagestan. They characterize the up-to-date psychological and pedagogical requirements for the teacher of the primary multi-grade school.
Ключевые слова: малокомплектная школа, образовательный стандарт,
профессиональная компетентность, психолого-педагогические требования, класс-комплект.
Keywords: multi-grade school, educational standard, professional competence, psychological and pedagogical requirements, complete-class.
Модернизация системы образования предполагает поиск путей и механизмов обновления содержания образования, повышения эффективности и качества воспитания личности. Поэтому
внедрение федерального
образовательного стандарта начального общего образования предусматривает обоснование инновационных
образовательных технологий,
способствующих повышению качества знаний, формированию творчески
активной личности учащегося, что
непосредственно связано с
деятельностью учителя, его
профессионально-педагогической компетентностью. При этом важно
учесть специфические условия
организации учебно-воспитатель-ной работы в малокомплектной школе, где один учитель одновременно работает с учащимися разных классов, а в условиях Республики Дагестан следует учитывать еще и особенности использования языка обучения.
В Дагестане функционируют 350 начальных малокомплектных школ,
большинство из которых расположено в горных районах и в зонах отгонного
животноводства и делятся на одно-, двух-и трехкомплектные. В однокомплектной школе все классы объединены в комплект, где работает один учитель, в двухкомплектной имеется два класса, которые также могут быть объединены в один комплект. Возможен и другой вариант, когда три класса объединены в один комплект, а какой-то один работает как самостоятельный класс. В трехкомплектной начальной школе два класса объединяются в один комплект, а два других класса работают самостоятельно с отдельными учителями.
Наличие в республике начальных малокомплектных школ актуализирует проблемы совершенствования работы образовательных учреждений,
подготовки и переподготовки учителей через специально организованные курсы в институтах повышения квалификации или в педагогическом университете, поскольку осуществляется внедрение новых образовательных стандартов начального общего образования с 1 сентября 2011 г., отмечаются низкий уровень знаний основной массы учащихся малокомплектных школ и
недостаточная подготовленность их учителей к работе по новым стандартам.
В малокомплектной школе ученик оказывается в специфических условиях, мало способствующих его творческому развитию, без широкого круга общения со сверстниками, возможности организации своего культурного досуга и видов внеурочной деятельности. А между тем новые стандарты образования на это выделяют в каждом классе начальной школы по 10 часов в неделю, на которые предусмотрено финансирование [4].
Сегодня только учитель начальной малокомплектной школы в определенной степени способен компенсировать учащимся отсутствие соответствующего социально-культурного окружения,
дефицит межличностного общения, способствовать их творческому развитию. Повышению качества обучения учащихся малокомплектной школы способствует ступенчатое расписание, когда учащиеся первого класса приходят в школу на два урока раньше, а последующие два урока проводят вместе с комплектом. При комплектовании классов следует отметить значимость объединения в двухкомплектной школе младшего класса со старшим, поскольку однопредметные и однотемные уроки предпочтительны, а время, отводимое на самостоятельную работу, прямо
пропорционально времени, необходимому для объяснения нового материала в другом классе [2]. Следовательно, важное значение имеет самостоятельная работа учителя малокомплектной школы,
связанная с изучением научно-методической литературы, использованием интернет-ресурсов, анализом опыта работы передовых учителей в средствах массовой информации, что способствует формированию профессиональных
компетенций и росту его педагогического мастерства. Кроме того, повышению качества работы учителя в малокомплектной начальной школе способствует овладению им системами, технологиями обучения, основанными на идеях уровневой дифференциации, коллективного способа обучения и т.д.
Значит, образовательная и
воспитательная деятельность учителя предопределяется уровнем
профессиональных знаний,
обеспечивающих эффективность
педагогического процесса. При этом основными характеристиками личности учителя выступают интеллектуальная активность и научная эрудиция, знание закономерностей развития и
формирования личности младшего школьника, становления его
индивидуально-психологических характеристик на различных возрастных этапах. Следовательно, умения, характеризующие готовность учителя к выполнению организаторских,
коммуникативных, воспитательных и других функций в синтезе с их многоаспектным проявлением
представляет собой профессиональную компетентность. При этом все свойства и характеристики личности учителя малокомплектной школы объединяются и функционируют в сложном структурном образовании и
формируются в процессе
профессионально-педагогической подготовки [1]. На наш взгляд, для учителя малокомплектной школы, помимо приведенных качеств, важное значение имеют знания и умения, обусловленные социальноэкономическим, природно-
географическим, национальным и культурно-бытовым окружением, а также способствующие успешной организации учебно-воспитательной работы с учащимися, среди которых:
- система сведений о специфике
начального обучения, его функциях, основах общетеоретических дисциплин, содержании и методике преподавания предметов, включенных в учебный план, специфике их изучения в различных типах начальных школ,
функционирующих в Дагестане;
- умения организовать различные виды воспитательной работы и культурный досуг, используя природное окружение;
- знание родного языка, на котором ведется обучение, и методики его преподавания, для чего важно хорошо знать литературу, культуру и традиции народа, быть готовым на высоком уровне проводить уроки;
- знания по агрохимии и агротехнике, о состоянии и перспективах развития сельскохозяйственного производства;
- умения по воспитанию у учащихся
любви к родному краю, психологической готовности к жизни в селе и трудовой деятельности в сельском хозяйстве, формированию интереса к
сельскохозяйственному производству, высокой социальной активности;
- владение русским языком и методикой его преподавания в различных типах национальных школ, умение вести работу по накоплению словаря, развитию речи, организации внеклассного чтения учащихся;
- организация на высоком уровне уроков по окружающему миру, изобразительному искусству, музыки, физической культуре.
Специфика сельского уклада требует от учителя малокомплектной школы положительного отношения к жизни и труду, психологической готовности, понимания и внутреннего восприятия забот сельских жителей, любви к природе и земле, стремления преодолевать трудности, связанные с организацией своего быта.
Для успешной работы учитель малокомплектной школы призван повышать свою квалификацию, совершенствовать педагогическое
Примечания
мастерство, для чего следует заниматься самообразованием, повышением
общекультурного и профессионального уровня, поскольку он не имеет возможности для общения в педагогическом коллективе, участия в предметных методических секциях, взаимопосещения уроков, пользования услугами библиотек и других культурнопросветительных учреждений.
Малочисленность контингента
учащихся, специфика организационнопедагогической структуры ставят учителя в условия, когда дополнительно приходится выполнять функции воспитателя группы продленного дня, что требует знаний содержания воспитательной работы, форм и методов организации внеклассной и внешкольной деятельности учащихся в специфическом разновозрастном классном коллективе. Также учитель должен быть информирован о событиях,
происходящих внутри республики и за ее пределами, компетентно и доходчиво отвечать на волнующие сельских жителей вопросы хозяйственной и политической жизни страны.
1. Арипов М. А. Учитель малокомплектной школы. Махачкала, 1999. 2. Арипов М. А., Гарунов Э. Г. Малокомплектная начальная школа в Дагестане: функционирование, специфика, проблемы. Махачкала, 2001. 3. Основные показатели в сфере образования и науки Республики Дагестан (статистический сборник). Махачкала, 2010. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2011. 48 с.
Статъя поступила вредакцию 22.09.2011 г.