Научная статья на тему 'Начальная малокомплектная школа и профессионально-педагогические требования к ее учителю'

Начальная малокомплектная школа и профессионально-педагогические требования к ее учителю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
507
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / КЛАСС-КОМПЛЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арипов Магомед Арипович, Арипова Наида Магомедовна, Исмаилова Меседу Исмаиловна

Раскрываются проблемы функционирования начальных малокомплектных школ в условиях Республики Дагестан, дается характеристика психолого-педагогических требований, предъявляемых сегодня к учителю начальной малокомплектной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арипов Магомед Арипович, Арипова Наида Магомедовна, Исмаилова Меседу Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Начальная малокомплектная школа и профессионально-педагогические требования к ее учителю»

НАЧАЛЬНАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ УЧИТЕЛЮ

© гоп дрипов М.А., Арипова Н.М., Исмаилова М.И.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Раскрываются проблемы функционирования начальных малокомплектных школ в условиях Республики Дагестан, дается характеристика психолого-педагогических требований, предъявляемых сегодня к учителю начальноймалокомплектной школы.

The authors of the article reveal the problems of the functioning of primary multi-grade schools in the Republic of Dagestan. They characterize the up-to-date psychological and pedagogical requirements for the teacher of the primary multi-grade school.

Ключевые слова: малокомплектная школа, образовательный стандарт,

профессиональная компетентность, психолого-педагогические требования, класс-комплект.

Keywords: multi-grade school, educational standard, professional competence, psychological and pedagogical requirements, complete-class.

Модернизация системы образования предполагает поиск путей и механизмов обновления содержания образования, повышения эффективности и качества воспитания личности. Поэтому

внедрение федерального

образовательного стандарта начального общего образования предусматривает обоснование инновационных

образовательных технологий,

способствующих повышению качества знаний, формированию творчески

активной личности учащегося, что

непосредственно связано с

деятельностью учителя, его

профессионально-педагогической компетентностью. При этом важно

учесть специфические условия

организации учебно-воспитатель-ной работы в малокомплектной школе, где один учитель одновременно работает с учащимися разных классов, а в условиях Республики Дагестан следует учитывать еще и особенности использования языка обучения.

В Дагестане функционируют 350 начальных малокомплектных школ,

большинство из которых расположено в горных районах и в зонах отгонного

животноводства и делятся на одно-, двух-и трехкомплектные. В однокомплектной школе все классы объединены в комплект, где работает один учитель, в двухкомплектной имеется два класса, которые также могут быть объединены в один комплект. Возможен и другой вариант, когда три класса объединены в один комплект, а какой-то один работает как самостоятельный класс. В трехкомплектной начальной школе два класса объединяются в один комплект, а два других класса работают самостоятельно с отдельными учителями.

Наличие в республике начальных малокомплектных школ актуализирует проблемы совершенствования работы образовательных учреждений,

подготовки и переподготовки учителей через специально организованные курсы в институтах повышения квалификации или в педагогическом университете, поскольку осуществляется внедрение новых образовательных стандартов начального общего образования с 1 сентября 2011 г., отмечаются низкий уровень знаний основной массы учащихся малокомплектных школ и

недостаточная подготовленность их учителей к работе по новым стандартам.

В малокомплектной школе ученик оказывается в специфических условиях, мало способствующих его творческому развитию, без широкого круга общения со сверстниками, возможности организации своего культурного досуга и видов внеурочной деятельности. А между тем новые стандарты образования на это выделяют в каждом классе начальной школы по 10 часов в неделю, на которые предусмотрено финансирование [4].

Сегодня только учитель начальной малокомплектной школы в определенной степени способен компенсировать учащимся отсутствие соответствующего социально-культурного окружения,

дефицит межличностного общения, способствовать их творческому развитию. Повышению качества обучения учащихся малокомплектной школы способствует ступенчатое расписание, когда учащиеся первого класса приходят в школу на два урока раньше, а последующие два урока проводят вместе с комплектом. При комплектовании классов следует отметить значимость объединения в двухкомплектной школе младшего класса со старшим, поскольку однопредметные и однотемные уроки предпочтительны, а время, отводимое на самостоятельную работу, прямо

пропорционально времени, необходимому для объяснения нового материала в другом классе [2]. Следовательно, важное значение имеет самостоятельная работа учителя малокомплектной школы,

связанная с изучением научно-методической литературы, использованием интернет-ресурсов, анализом опыта работы передовых учителей в средствах массовой информации, что способствует формированию профессиональных

компетенций и росту его педагогического мастерства. Кроме того, повышению качества работы учителя в малокомплектной начальной школе способствует овладению им системами, технологиями обучения, основанными на идеях уровневой дифференциации, коллективного способа обучения и т.д.

Значит, образовательная и

воспитательная деятельность учителя предопределяется уровнем

профессиональных знаний,

обеспечивающих эффективность

педагогического процесса. При этом основными характеристиками личности учителя выступают интеллектуальная активность и научная эрудиция, знание закономерностей развития и

формирования личности младшего школьника, становления его

индивидуально-психологических характеристик на различных возрастных этапах. Следовательно, умения, характеризующие готовность учителя к выполнению организаторских,

коммуникативных, воспитательных и других функций в синтезе с их многоаспектным проявлением

представляет собой профессиональную компетентность. При этом все свойства и характеристики личности учителя малокомплектной школы объединяются и функционируют в сложном структурном образовании и

формируются в процессе

профессионально-педагогической подготовки [1]. На наш взгляд, для учителя малокомплектной школы, помимо приведенных качеств, важное значение имеют знания и умения, обусловленные социальноэкономическим, природно-

географическим, национальным и культурно-бытовым окружением, а также способствующие успешной организации учебно-воспитательной работы с учащимися, среди которых:

- система сведений о специфике

начального обучения, его функциях, основах общетеоретических дисциплин, содержании и методике преподавания предметов, включенных в учебный план, специфике их изучения в различных типах начальных школ,

функционирующих в Дагестане;

- умения организовать различные виды воспитательной работы и культурный досуг, используя природное окружение;

- знание родного языка, на котором ведется обучение, и методики его преподавания, для чего важно хорошо знать литературу, культуру и традиции народа, быть готовым на высоком уровне проводить уроки;

- знания по агрохимии и агротехнике, о состоянии и перспективах развития сельскохозяйственного производства;

- умения по воспитанию у учащихся

любви к родному краю, психологической готовности к жизни в селе и трудовой деятельности в сельском хозяйстве, формированию интереса к

сельскохозяйственному производству, высокой социальной активности;

- владение русским языком и методикой его преподавания в различных типах национальных школ, умение вести работу по накоплению словаря, развитию речи, организации внеклассного чтения учащихся;

- организация на высоком уровне уроков по окружающему миру, изобразительному искусству, музыки, физической культуре.

Специфика сельского уклада требует от учителя малокомплектной школы положительного отношения к жизни и труду, психологической готовности, понимания и внутреннего восприятия забот сельских жителей, любви к природе и земле, стремления преодолевать трудности, связанные с организацией своего быта.

Для успешной работы учитель малокомплектной школы призван повышать свою квалификацию, совершенствовать педагогическое

Примечания

мастерство, для чего следует заниматься самообразованием, повышением

общекультурного и профессионального уровня, поскольку он не имеет возможности для общения в педагогическом коллективе, участия в предметных методических секциях, взаимопосещения уроков, пользования услугами библиотек и других культурнопросветительных учреждений.

Малочисленность контингента

учащихся, специфика организационнопедагогической структуры ставят учителя в условия, когда дополнительно приходится выполнять функции воспитателя группы продленного дня, что требует знаний содержания воспитательной работы, форм и методов организации внеклассной и внешкольной деятельности учащихся в специфическом разновозрастном классном коллективе. Также учитель должен быть информирован о событиях,

происходящих внутри республики и за ее пределами, компетентно и доходчиво отвечать на волнующие сельских жителей вопросы хозяйственной и политической жизни страны.

1. Арипов М. А. Учитель малокомплектной школы. Махачкала, 1999. 2. Арипов М. А., Гарунов Э. Г. Малокомплектная начальная школа в Дагестане: функционирование, специфика, проблемы. Махачкала, 2001. 3. Основные показатели в сфере образования и науки Республики Дагестан (статистический сборник). Махачкала, 2010. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2011. 48 с.

Статъя поступила вредакцию 22.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.