Научная статья на тему 'Анализ готовности будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе'

Анализ готовности будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА / АКТИВНОСТЬ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / PERSONALITY / COMPREHENSIVE TRAINING / ACTIVITY / RECOMMENDATIONS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджибекова Залина Кадировна

В статье анализируется педагогический подход о готовности будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе позволяющий выполнить круг поставленных задач и функций, связанных между собой, а также раскрывает различных подходы к планированию воспитательной работы в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджибекова Залина Кадировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the pedagogical approach of the readiness of the future teachers for labor education in small schools allows to perform range of tasks and functions related to each other, and also reveals the different approaches to the planning of educational work in the elementary grades.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе»

УДК 378 ББК 56.01

Гаджибекова Залина Кадировна

учитель начальных классов средняя общеобразовательная школа №18 г. Махачкала Gadjibekova Zalina Kadirovna primary school teacher secondary school №18 Makhachkala gadjiev82@mail.ru

Анализ готовности будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе Analysis of readiness of the future teacher for labor education in small

schools

В статье анализируется педагогический подход о готовности будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе позволяющий выполнить круг поставленных задач и функций, связанных между собой, а также раскрывает различных подходы к планированию воспитательной работы в начальных классах.

The article examines the pedagogical approach of the readiness of the future teachers for labor education in small schools allows to perform range of tasks and functions related to each other, and also reveals the different approaches to the planning of educational work in the elementary grades.

Ключевые слова: воспитание, личность, комплексная подготовка, активность, рекомендации, воспитательный процесс.

Key words: education, personality, comprehensive training, activity, recommendations, educational process.

Историко-педагогический подход к исследованию условий подготовки будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе позволил выполнить круг профессиональных параметров, качеств и функций учителя выполняющая совокупность знаний и умений определенного характера, которые связанны между собой. Исследованием установлено, что в учебном процессе по подготовке будущего учителя к трудовому воспитанию, способствуют дисциплины, содержание которых существенно влияет на готовность среди которых: методика изобразительного искусства с практикумом, естествознание,

общие методические и естественнонаучные дисциплины, минералы, полезные ископаемые. Следовательно, проблемы, которые возникли в ходе трудового воспитания, выявили необходимость осуществлять развитие учащихся в процессе трудовой деятельности, а также подготовить их к участию в трудовой деятельности, выявили необходимость разработать и включить в комплекс специальный курс: «Подготовка будущего учителя к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе», направленная, на органичное взаимодействие всех компонентов системы и профессионального-педагогической направленности подготовки учителя к деятельности. Следовательно, подготовка будущего учителя к трудовому воспитанию младших школьников, включает следующие критерии: формирование исторического опыта высшей педагогической и общеобразовательной школы; государственная образовательная политика; система требований к подготовке учителя к указанной педагогической деятельности [1].

Целью специального курса «Подготовка будущего учителя к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе» является обеспечение комплексности и создание системообразующего компонента в подготовке будущих учителей к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

• систематизировать различные аспекты формирования профессионализма педагога в подготовке к трудовому воспитанию в начальных классах малокомплектной школы;

• обеспечить формирование исторического опыта педагогической и общеобразовательной школы в трудовом воспитании младших школьников малокомплектной школы;

• углубить знания будущих учителей начальных классов малокомплектных школ об основах гармоничного развития личности и основах организации труда младших школьников;

• улучшить методическую подготовку будущих учителей малокомплектных школ для развития умений и навыков, необходимых в эффективном планировании и осуществлении процесса трудового воспитания учащихся начальных классов.

Безусловным, трудовому обучению школьников в организации такой подготовки будущих специалистов, на наш взгляд, является то, что в содержании, структуре каждого из компонентов комплекса, должны отражаться не только научные понятия, определения, законы, теории, факты, но и подготовка системного, теоретического и практического освоения учебной дисциплины в процессе трудового воспитания. Таким образом, в анализе формирования будущего учителя к трудовому воспитанию в малокомплектной школе, большое значение имеет системный подход, представляющий собой метод научного исследования, позволяющий точно обозначить объект и сфокусировать на нем познание. По мнению Г.М.Гаджиева структура любой педагогической системы представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных инвариантных компонентов: цели подготовки личности; учащихся как субъектов; содержания; педагогических процессов; условий эффективности и организационных форм подготовки личности [2].

Следовательно, соглашаясь с его мнением, обобщая приведенные трактовки и существующие подходы к структуре системы включающей цель, в подготовке будущего учителя к трудовому воспитанию младших школьников в высшем профессионально-педагогическом образовании. Все это накладывает дополнительные обязательства на профессиональную подготовку будущих учителей сельских малокомплектных школ, в соответствии, с чем должен перестраиваться и учебный процесс: это научно-методическое обеспечение по смежным дисциплинам, дающее возможность преподавать два-три предмета; выработка навыков проведения уроков при малой наполняемости, организации индивидуального обучения, работы с разновозрастным коллективом, внеклассной и внешкольной работы в сельской местности, трудового воспитания и

профориентации учащихся на сельскохозяйственное производство; обучение по новым специальностям. Не смотря на появление в последние годы уникальных дидактических разработок для малокомплектных школ, методические базы сельских школ, как правило, весьма скромны. Отметим также, что особенности преподавания в малочисленных классах не отражены в учебных пособиях: в сельских школах чаще используют обычные учебные книги федерального комплекта.

Специфика малокомплектной школы позволяет осуществлять уникальные образовательные программы, но для этого учитель должен получать соответствующую подготовку и научно-методическое, а также технологическое подспорье. Не смотря на появление в последние годы уникальных дидактических разработок для малокомплектных школ, методические базы сельских школ, как правило, весьма скромны. Отметим также, что особенности преподавания в малочисленных классах не отражены в учебных пособиях: в сельских школах чаще используют обычные учебные книги федерального комплекта. Умения и навыки трудового воспитания формируются у будущих педагогов на всех этапах подготовки. Для их практического закрепления целесообразна организация практики в школе, начиная с первого года обучения. Педагогическая роль, выполняемая будущими учителями, должна постепенно усложняться, обогащаясь новыми функциями и большей самостоятельностью [3].

Анализ дисциплин учебных и педагогических практик комплекса подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе свидетельствует, что на указанный процесс оказывают реальное воздействие некоторые учебные дисциплины. Для адекватной оценки названного вопроса необходимо определить возможности личностного роста и профессионального становления будущих специалистов, изучить организацию процесса их подготовки к трудовому воспитанию младших школьников, а также научно-методическое обеспечение данного процесса. Особенно важно выяснить, насколько основательно разбираются будущие учителя на-

чальных классов в современных подходах к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе, в понимании особенностей трудового воспитания учащихся этого возраста; механизме формирования личностных качеств учащихся в отношениях, возникающих в труде. Предстоит выявить достаточный уровень освоения и понимания будущими учителями характера и содержания труда младших школьников, его образовательного и воспитательного потенциала, а также специфики названного типа школ.

С учетом сказанного подготовка будущего учителя включает систему специальных профессиональных знаний и умений, обеспечивающие в контексте экономической действительности решение координированно воспитательного воздействия на школьника, а также позиций посильного участия в различных видах хозяйственно-трудовой деятельности. При этом готовность будущего учителя к трудовому воспитанию младших школьников характеризует следующие критерии: формирование исторического опыта; государственная образовательная политика; система требований к содержательной и процессуальной части подготовки учителя к указанной педагогической деятельности [5].

Поэтому освоение содержания каждого компонента структуры мы рассматриваем через призму целенаправленной профессионально, ценностно-ориентированной личной подготовки деятельности будущего учителя. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к трудовому обучению необходимо осуществлять в контексте этой деятельности. Это позволило нам определить, что структура и содержание такой подготовки является динамичной системой. На наш взгляд, он включает, в себя теоретическую, практическую, методологическую и социально-педагогическую составляющие, и объединяет личностный, социальный, общенаучный, психологический, педагогический, экономический, эстетический, творческий и другие аспекты.

Анализ дисциплин психолого-педагогического блока позволяет сделать вывод о том, что в процессе изучения этих дисциплин у будущих учителей начальных классов формируются представления о деятельности как основном

средстве подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, о развитии в нем социально значимых личностных качеств, о зарождении и формировании идей всестороннего и гармоничного развития личности, об основах трудового воспитания и профессиональной ориентации, основных принципах единой и трудовой школы, формах связи воспитания с производительным трудом, психологических особенностях детей младшего школьного возраста[4].

Анализ дисциплин учебных и педагогических практик комплекса подготовки учителя начальных классов к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе свидетельствует, что на указанный процесс оказывают реальное воздействие некоторые учебные дисциплины. Для адекватной оценки названного вопроса необходимо определить возможности личностного роста и профессионального становления будущих специалистов, изучить организацию процесса их подготовки к трудовому воспитанию младших школьников, а также научно-методическое обеспечение данного процесса. Особенно важно выяснить, насколько основательно разбираются будущие учителя начальных классов в современных подходах к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе, в понимании особенностей трудового воспитания учащихся этого возраста; механизме формирования личностных качеств учащихся в отношениях, возникающих в труде. Предстоит выявить достаточный уровень освоения и понимания будущими учителями характера и содержания труда младших школьников, его образовательного и воспитательного потенциала, а также специфики названного типа школ. Всю проведенную нами экспериментальную работу можно условно разделить на два этапа: констатирующий и формирующий эксперименты. На первом этапе экспериментальной работы, в ходе констатирующего эксперимента, стояла задача в процессе наблюдения исследуемого явления в созданных и контролируемых исследователем условиях выявить уровень качества знаний будущих учителей необходимых для подготовки будущего специалиста к трудовому воспитанию учащихся начальных классов в малокомплектной школе.

Перед началом эксперимента была разработана анкета, ответы на вопросы которой позволяли определить начальный уровень знаний будущих учителей по интересующей нас проблеме. Анкета содержала десять вопросов: будущим учителям предлагалось раскрыть сущность теории гармоничного развития личности; специфику малокомплектной школы; структуру, принципы, методы и средства трудового воспитания; формы организации трудового воспитания учащихся начальных классов; образовательные и воспитательные возможности трудовой деятельности младших школьников.

Будущим учителям начальных классов необходимо было дать характеристику общим и специфическим задачам трудового воспитания мальчиков и девочек; особенностям трудового воспитания учащихся городских и сельских, стандартных и малокомплектных школ; раскрыть основы организационно-педагогической работы учителя с родителями по трудовому воспитанию младших школьников в семье.

Готовность будущего учителя к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе (констатирующий этап эксперимен-

та)

Г- Результаты анкетирования по уровню и качеству знаний будущих ч

о л учителеи ч с«

личество дентов и е в о & Кол-во оценок кЛ И <1> в о & Кол-во оценок кЛ н е в о & Кол. оценок Общее количество оценок редний б балл

о « 5 4 5 4 3 2 5 4 3 2 и

54 1 4 4 8 19 18 5 12 19 18 3,1

54 - - - - 28 26 - - 28 26 2,5

54 « и - 2 « 1 3 26 « 22 1 5 26 22 2.7

54 и о 2 4 3 И 4 8 14 и и 22 6 12 14 22 3,0

54 е и1 и 1 2 л 2 3 25 с е ч 21 3 5 25 21 2,8

54 н о 1 4 2 и 3 6 22 и т 18 4 10 22 18 3.0

54 к & 2 3 н и 2 7 19 и & 21 4 10 19 21 2,9

54 в о - - О - 3 28 23 - 3 28 23 2,6

54 - - - - 27 27 - - 27 27 2,5

54 1 2 3 4 25 19 4 6 25 19 2,9

Итого 8 21 19 42 233 217 27 63 233 217 2,8

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать выводы о том, что из 54 ответов на предложенные в анкете вопросы, только 29 ответов студентов (5,4%) оказались на эвритическом уровне, на оптимальном уровне -294 ответа (54,4%), на критическом уровне - 217 ответов (40,2). Беседы со студентами показали, что причиной низкого уровня их ответов является недостаточность теоретических знаний и практических умений по вопросам трудового воспитания младших школьников. Полученные результаты анкетирования будущих учителей начальных классов показывают, что они не чувствуют себя готовыми к осуществлению процесса трудового воспитания младших школьников, так как не готовы к организации и руководству их трудовой деятельности в малокомплектной школе; развитию отношений, возникающих в труде; формированию в них личностных качеств воспитанников. Таким образом, в процессе констатирующего исследования подготовки будущего учителя к трудовому воспитанию младших школьников в малокомплектной школе, выявлена необходимость усиления такой подготовки.

Обобщая приведенные точки зрения, педагогическая подготовка будущего учителя к трудовому воспитанию представляет собой педагогическую систему, реализуемая на практике и ориентированная на педагогическое взаимодействие субъектов.

Библиографический список

1. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. - М., 1981.

2. Гаджиев Г. М. Становление и основные тенденции развития системы подготовки к труду учащихся Дагестана./ Г.М. Гаджиев: автореф. дисс... канд. пед. наук. - Москва, 1994.

3. Ельников Д.П. Ханин М.Б., Воспитание школьников в процессе трудового обучения. - М., 1979.

4. К вопросу о методах трудового воспитания младших школьников// Проблемы и перспективы базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации: Сб. науч. Тр. - Славянск, 2000.

5. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя трудового обучения.- М., 1976.

Bibliography

1. Batysev S.Y. Occupationaltrainingforhighschoolstudents. - М., 1981.

2. Hajiyev G.M. formationandmaintrendsinthe development of training for employment of students of Daghestan./G.M. Hajiyev: Katege. DICs. . Cand. ped. of Sciences. - Moscow, 1994.

3. Spruce D.P., Haninm. B., Educating students in the process of learning. - M., 1979.

4. On methods of employment education of junior high school students//problems and prospects of basic curriculum of educational institutions of the Russian Federation: Sat. researcher. Tr. -Sloviansk, 2000.

5. Slastenin V.A. Vocational-pedagogic preparation of teachers of labour studies. - M.,

1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.