Научная статья на тему 'Набор средств для системы управления в сфере культуры и искусства'

Набор средств для системы управления в сфере культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
искусство / организация / стратегия / контроль / культура и искусства / система художественных образов / менеджмент

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

Искусство является частью культуры, причем наиболее важной, системообразующей ее частью. То есть культура понимается в первую очередь как система художественных образов, созданных творчеством художников, композиторов, писателей и поэтов, и так далее. Менеджмент в сфере культуры и искусства напрямую связан с такими процессами как отбор, производство, хранение и распространение культурных ценностей (художественной продукции) и рассматривается как комплекс различных управленческих обязанностей (организация, стратегия, контроль).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Набор средств для системы управления в сфере культуры и искусства»

Набор средств для системы управления в сфере культуры

и искусства

Махмуд Маъруфович Бадиев Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: Искусство является частью культуры, причем наиболее важной, системообразующей ее частью. То есть культура понимается в первую очередь как система художественных образов, созданных творчеством художников, композиторов, писателей и поэтов, и так далее. Менеджмент в сфере культуры и искусства напрямую связан с такими процессами как отбор, производство, хранение и распространение культурных ценностей (художественной продукции) и рассматривается как комплекс различных управленческих обязанностей (организация, стратегия, контроль).

Ключевые слова: искусство, организация, стратегия, контроль, культура и искусства, система художественных образов, менеджмент

A set of tools for management systems in the field of culture

and art

Makhmud Marufovich Badiyev Dildora Makhmudovna Badiyeva Bukhara State University

Abstract: Art is part of culture, and its most important, system-forming part. That is, culture is understood primarily as a system of artistic images created by the creativity of artists, composers, writers and poets, and so on. Management in the field of culture and art is directly related to processes such as selection, production, storage and distribution of cultural values (artistic products) and is considered as a complex of various management responsibilities (organization, strategy, control).

Keywords: art, organization, strategy, control, culture and arts, system of artistic images, management

Иcкyccтвo - oднa из нaибoлee oбщиx кaтeгopий эcтeтики, иcкyccтвoзнaния и xyдoжecтвeннoй opa^ra^. Обыч^ шд иcкyccтвoм пoдpaзyмeвaют oбpaзнoe ocмыcлeниe дeйcтвитeльнocти; npo^cc и итог выpaжeния внyтpeннeгo и внeшнeгo миpa. Иcкyccтвo это - yмeниe пepeдaчи инфopмaции cлyшaтeлю или

зрителю через графику, музыку, танец, или театр, балет, кинематографию, состоящие из совокупности нескольких из них. Так как искусство относится к культурной деятельности человека, его корни ведут во времена, когда возникла коммуникация между людьми.

Искусство это - разновидность духовной деятельности людей и вид духовного освоения действительности человеком в обществознании. Цель искусства - сформировать и развить способности людей преобразовывать окружающий мир и самих себя по канонам гармонии и красоты. Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях.

В обществознании культура это - результаты творческой деятельности людей, развивающиеся в процессе истории, а также правила и закономерности, по которым жили люди в то или иное время. Например, показателем культуры можно считать жертвоприношения у язычников или постройку храмов у христиан. Сложившиеся у людей ценности, нормы, обычаи, верования и обряды, знания и умения, техника и технологии, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации называют культурой. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческого характера, навыков, умений и знаний. Культура это - все то, что создается человеком и при этом само создает человека, производит сам феномен человечности. Литература, искусство, философия есть в этом смысле наиболее бесспорные компоненты культуры, поскольку они создаются человечеством для самосознания и преобразования человечества.

Согласно современному взгляду, имеющему широкое распространение, искусство является частью культуры, причем наиболее важной, системообразующей ее частью. То есть культура понимается в первую очередь как система художественных образов, созданных творчеством художников, композиторов, писателей и поэтов, и так далее. По произведениям искусства можно судить о культурных образцах, нравах, нормах, обычаях того или иного общества. Искусство влияет на формирование идеологических основ, ценностных ориентаций, поведенческих характеристик членов социума и влияет на развитие общественной системы в целом.

Менеджмент в сфере культуры и искусства напрямую связан с такими процессами как отбор, производство, хранение и распространение культурных ценностей (художественной продукции) и рассматривается как комплекс различных управленческих обязанностей (организация, стратегия, контроль).

,3,.na Toro htoöm co3gaTb xygo^ecraeHHyro npogy^uro HauöoHbmee pacnpocTpaHeHue h gocTynHocTb HMeroT TaKHe Marepuanbi KaK KapaHgamu ^eTHbie h^h rpa^HTOBbie, Tymb, ^.roMacTepbi, ^eTHbie Me^KH, yro^b, caHruHa, nacTe^b, aKBape^b. PaccMoTpuM öo^ee nogpoÖHo Ka^gbifi H3 этнx xygo^ecTBeHHbix MarepuanoB h TexHHKy paöoTbi c hhmh. B 3aBHcHMocTH ot TexHHKH pucoBaHHa HaHHHarorn,eMy xygo^HHKy noHagoöaTca Mo^böepT hhh этrogннк, nanmpbi, khcth, .tocthkh, öyMara hhh xohct. CaMbifi pacnpocTpaHeHHbifi MaTepuan gga HaHHHarorn,ero xygo^HHKa - öyMara. xohct HeoöxogHMo npuoöpecTH, ec^u nraHupyeTe 3aHaTbca Mac^aHofi ^HBonucbro.

Cyrn,ecTByeT pag c^ep h^h э^eмeнтoв Ky^bTypbi, KoTopbie urparoT onpege^arornyro po^b b пpoцecce pa3BHTHa Ky^bTypbi, k hhm oTHocaTca: pe^urua, Mopanb, HayKa h TexHHKa, ucKyccTBo h gp.

Pe^urua paccMaTpuBaeTca KaK Ba^Hefimufi Hocmenb oörn,eHe.roBeHecKofi Ky^bTypHofi цeннocтн, KaK HeoTbeM^eMaa HacTb Ky^bTypbi, Bbmo.maroffl,aa He^oBeK TBopnecKyro h Ky^bTyp co3ugaTe^bHyro po^b. OTMenaeTca B3aHMocBa3b pe^uruo3Hofi h cBeTcKofi Ky^bTyp, oöbegHHarornux цeннocтн Ky^bTypbi KaK TaKoBofi. Pe^urua BbicTynaeT nepBoocHoBofi Ky^bTypbi, oHa onepupyeT npegcTaB^eHHaMH, ycTaHoBKaMH, cn^aHHBaeT Hapogbi h нaцнн. Цeннocтн h HopMbi pe^urHH BocnpuHHMaroTca cooörn,ecTBoM Bepyrornux nocpegcTBoM oцeнoк, ^H3HeHHMx ^.nefi h cmmchob. Cogep^aHue Ky^bTypHbix цeннocтefi ^opMHpyeTca Ha öa3e pe^uruo3Horo co3HaHHa. Pe^urua cnocoöcTBoBana pa3BHTuro nucbMeHHocTH, rpaMoTHocTH h KHuronenaTaHHa. B Y3ÖeKucTaHe rpaMoTofi b ochobhom B^age^H cBa^eHHoc^y^HTe^H gga Toro, htoöm HHTaTb h nepenucbiBaTb cBa^eHHMe khhfh. Pe^uruo3HMe mothbm aB^aroTca ogHHMH H3 caMbix pacnpocTpaHeHHMx b ucKyccTBe.

Mopanb h Ky^bTypa npegcTaB^aroT coöofi co3gaHHe ne^oBeKa, nrog ero gyxoBHMx пoтeнцнfi, nrog pa3yMa, nrog ne^oBenecKoro TBopneeraa. Ho npu onpege^eHHMx yc^oBHax MopanbHbie HopMbi nepexogaT b MexaHH3Mbi цнвн^нзaцнн, npoTHBocToarnue Ky^bType. B Bonpoce o npoucxo^geHHH h pa3BHTHH Mopanu Hauöo^ee pacnpocTpaHeHHbiMH aB^aroTca Tpu nogxoga: pe^Hruo3HMfi, Bo3Boga^Hfi Mopanb k öo^ecTBeHHoMy Hanany, HaTypanucTHHecKHfi, BMBoga^Hfi Mopanb H3 3aKoHoB npupogbi, b HacTHocTH, öuo^orunecKofi эвo^roцнн, h coцнaпbнмfi, paccMaTpuBarornufi Mopanb b KanecTBe ogHoro H3 coцнaпbнмx.

HayKa h TexHHKa urpaeT gga ö^arococToaHHa oörn,ecTBa onpege^eHHyro po^b h BMno^HaeT ^Hbifi pag ^yH^ufi: co3gaHHe hobmx 3HaHHfi, coBepmeHcTBoBaHue oöpa3oBaHHa h noBbimeHHe KanecTBa ^h3hh. HayKa go^^Ha oTBenaTb noTpeÖHocTaM oörn,ecTBa h noMoraTb eMy cnpaB^aTbca c raoöanbHbiMH npoö^eMaMH. Pa3BHTHe HayHHoro 3HaHHa, cor^acHo nonnepy, этo - HenpepMBHMfi

процесс ниcпpoвepжeния oдниx Hay4Hbix тeopий и 3aMeHbi иx дpyгими, бoлee удовлетворительными.

В иcтopии нayки мсжнс выделить двa основных пepиoдa: дo coвpeмeннaя HayKa (древняя (пред научная) и средневековая наука) и современная наука (наука Нового времени и наука с середины 19 в. и до настоящего времени). Второй этап можно поделить на классический, неклассический и пост неклассический. Современная наука формирует мировоззрение человека, тесно связана с техническим прогрессом, помогает создавать прогнозы развития общества и разрабатывать программы, решать проблемы, встающие перед человечеством.

Использованная литература

1. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Принцип формообразования в изобразительном искусстве. Science and Education 4 (12), 360-365

2. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Простые законы рисования, скомпоновать предметы на картинной плоскости. Science and Education 4 (12), 366-370

3. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Изложение методики изображения на анатомических основах при художественной графике. Science and Education 5 (1), 205-209

4. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Художественная графика предмет наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез и теорий. Science and Бёисайоп 5 (1), 188-192

5. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Модернизации образования в художественной графике эффективность образовательной системы. Science and Education 5 (3), 386-392

6. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Принцип формообразования эксперимент, измерение, абстрагирование в изобразительном искусстве. Science and Бёисайоп 5 (1), 210-213

7. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Принципы формообразования в изобразительном искусстве и современная технология. Science and Education 5 (3), 409-414

8. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Композиция, контур рисования, планирования предмета рисования изображение на плоскости. Science and Education 5 (3), 415420

9. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Целесообразность и высокая эффективности художественной графики. Science and Education 5 (1), 193-198

10. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Чёткие инструкции в изобразительном искусстве использование создании иллюзорного пространства. БЫепсе апё Бёисайоп 5 (3), 421-426

11. NM ЛЬёиНауеупа, MM Ва&уеу. Pedagogical-Psychological ВаБеБ оГ Беуе1оршеп оГ Creatiуe AbU^s оГ Students in Fine Arts Classes. Prсcedia оГ Phi1сsсphica1 and Pedagсgica1 Sciences 2 (1), 1-6.

12. MM Badiyev, SXQ Sharofiddinova. Maktab tasviriy san'at darslarida o'quvchilarning kompozitsion fikrlash qobilayatlarini shakllantirishning ahamiyati. Science and Educatiсn 3 (8), 65-69

13. ММ Бадиев. Совокупности знаний, способов творческой деятельности, ценностей и отношений в педагогике. Science and Educatiсn 4 (2), 1076-1079.

14. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Симметрия и ассимметрия в художественной графике. Science and Education 4 (3), 565-569

15. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Линия, штрих и композиционный набросок в художественном графике. Science and Education 4 (3), 570-573

16. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Композиция в учебном рисунке живое созерцание и абстрактное мышление. Science and Education 4 (3), 578-582

17. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Художественная печатная графика эстамп по графическим техникам. Science and Education 4 (3), 588-591

18. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Графические материалы, принадлежности и требования к ним. Science and Education 4 (3), 574-577

19. ММ Бадиев. Сложный принцип формообразования в изобразительном искусстве. Science and Educatiсn 4 (3), 583-587

20. BM Marufovich. Talabalarning fikrlash qobiliyatini rivojlantirishning ba'zi bir jihatlari haqida. Дошиа] оГ 1ппоуайоп, Сгеайуку and Art, 117-121

21. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Живописная техника импрессионизма в эпоху барокко. Science and Education 4 (2), 1080-1084.

22. МШ Махмудов, ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish Science Journal, 70

23. MM Badiyev, FD Shodiyev, QM Sh. Maktab o'quvchilarida ijodkorlik qobiliyatini rivojlantirish maqsadida tasviriy san'at darslarida interfaol o'qitish usu11aridan foyda1anish. Pedagog 6 (6), 520-525

24. ММ Бадиев. Изобразительное искусство запечатления образов воспроизведение окружающего мира. Science and Education 3 (3), 937-941

25. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846

26. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

27. СКЭ Кумуш, МИ^ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Ed^atwn 3 (3), 796-801

28. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

29. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

30. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 7677

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.