Научная статья на тему 'Композиция, контур рисования, планирования предмета рисования изображение на плоскости'

Композиция, контур рисования, планирования предмета рисования изображение на плоскости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
обводка / рельеф / контур / линия / форма предмета / рисунок / планирование рисования / графический дизайнер / наброски

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

В статье раскрывается структурная основа зрительно воспринимаемой формы, основа зрительного образа воспринимаемого объекта. При обводке используются наиболее простые методы: например, слой-подложка в графическом редакторе или папиросная бумага в традиционной работе. Контур это линия, которая определяет внешнюю форму предмета, которая представляет собой кривую отделяющую предмет от его окружения. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Наброски это небольшие рисунки, которые выполнены достаточно быстро, а художественная информация передана на них довольно лаконично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Композиция, контур рисования, планирования предмета рисования изображение на плоскости»

Композиция, контур рисования, планирования предмета рисования изображение на плоскости

Махмуд Маъруфович Бадиев Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: В статье раскрывается структурная основа зрительно воспринимаемой формы, основа зрительного образа воспринимаемого объекта. При обводке используются наиболее простые методы: например, слой-подложка в графическом редакторе или папиросная бумага в традиционной работе. Контур это - линия, которая определяет внешнюю форму предмета, которая представляет собой кривую отделяющую предмет от его окружения. Рельеф может иметь и самостоятельное станковое значение, и являться частью архитектурного или скульптурного произведения. Наброски это - небольшие рисунки, которые выполнены достаточно быстро, а художественная информация передана на них довольно лаконично.

Ключевые слова: обводка, рельеф, контур, линия, форма предмета, рисунок, планирование рисования, графический дизайнер, наброски

Composition, outline drawing, planning drawing object image

on a plane

Makhmud Marufovich Badiyev Dildora Makhmudovna Badiyeva Bukhara State University.

Abstract: The article reveals the structural basis of the visually perceived form, the basis of the visual image of the perceived object. When outlining, the simplest methods are used: for example, a backing layer in a graphics editor or tissue paper in traditional work. A contour is a line that defines the external shape of an object, which is a curve separating the object from its surroundings. A relief can have an independent easel significance, and be part of an architectural or sculptural work. Sketches are small drawings that are made fairly quickly, and artistic information is conveyed on them quite succinctly.

Keywords: outline, relief, contour, line, shape of an object, drawing, drawing planning, graphic designer, sketches

Нeoбxoдимocть nnaH^oBaH^ cocTOm1 в том, что шлучить пpoфeccию гpaфичecкoгo дизaйнepa BaM пoнaдoбитcя xopoшee влaдeниe гpaфичecкими пpoгpaммaми, в чиоге вторых caMbie вocтpeбoвaнныe: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Draw и nporpaMMa для 3D-мoдeлиpoвaния 3D Studio max. Рдоу^к - изoбpaжeниe Ha плocкocти, coздaннoe гpaфичecкими cpeдcтвaми. Pиcyнoк - cтpyктypнaя ocHoBa 3prnenbHo вocпpинимaeмoй фopмы, ocHoBa зpитeльнoгo o6pa3a вocпpинимaeмoгo oбъeктa. В этoм знaчeнии, тepмин «p^yHo^ близoк пoнятиям - a6p^, кoнтyp, o4epK.

Абpиc ^т HeM. Abriß - «^ртёж, nnaH, o4epK») - pиcyнoк в линияx и 6e3 тeни; тaкжe oбвoдкa кoнтypoв pиcyнкa. Обвoдкa, или тpeйcинг (oт aнгл. tracing) -мexaничecкиe дeйcтвия no вocпpoизвeдeнию кoнтypoв рдоунга или инoгo изoбpaжeния. Пpи oбвoдкe иcпoльзyютcя нaибoлee npocrae мeтoды: нaпpимep, cлoй-пoдлoжкa в гpaфичecкoм peдaктope или пaпиpocнaя 6yMara в тpaдициoннoй paбoтe.

Кoнтyp (oт фp. contour, oт contourner - oбepтывaть, oчepчивaть) - oчepтaниe oбъeктa (инaчe: aбpиc, пpoфиль, o4epK, oкoёмoк, oбвoд, oклaд, Ha6pocKa, oбмeт); в плaнимeтpии и pиcoвaнии: линия, кoтopaя oпpeдeляeт внeшнюю фopмy пpeдмeтa, кoтopaя пpeдcтaвляeт coбoй кривую oтдeляющyю пpeдмeт oт ero oкpyжeния. Инкинг (oт aнгл. "inking/outlines") - oбвoдкa, кoнтyp(cкeтчa), лaйн. Обвoдкa или outline - «кoнтyp, внeшняя линия». Тaк ^зв^ют cтилиcтикy c яpкo выpaжeннoй oбвoдкoй в вeктopнoй гpaфикe. Тaкжe тaк нвзыввют cтилиcтикy, ^e oбвoдкa являeтcя caмocтoятeльным oбъeктoм иллюcтpaции. "Обвoдкa" -цифpoвoй pиcyнoк или иллюcтpaция, вытол^нны^ пyтeм пpocтoгo oбвeдeния кoнтypoв лицa и фигуры чeлoвeкa, либo кoнтypoв живoтныx, пpeдмeтoв и npo4ero. Тexникa тaкaя жe, ecли oбвecти изoбpaжeниe 4epe3 cтeклo Ha orae, ho в coвpeмeнныx дeвaйcax вce eщe пpoщe.

Нaпpимep, кто paбoтaeт c кoжeй, oбвoдкa - 4acrb кoжи или кoжзaмeнитeля, нaдeжнo coeдиняющaя cлeд зaтянyтoй oбyви c нexoдoвoй пoвepxнocтью пoдoшвы. Кpeпитcя вдoль кpaя. Обвoдкa этo - пpoмeжyтoчнaя дeтaль oбyви, кoтopaя пpикpeпляeтcя no кр^ нexoдoвoй пoдoшвы, oбecпeчивaющaя ee нaдeжнoe coeдинeниe co cлeдoм звтянутой oбyви.

Эcкиз - pиcyнoк, пpeдвapитeльный нaбpocoк, фикcиpyющий зaмыceл xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния, coopyжeния, мexaнизмa или oтдeльнoй ero 4acra. В кoнcтpyктopcкoй дoкyмeнтaции: эотиз - чepтёж, выпoлнeнный oт руки в raa3oMepHoM мacштaбe. В ришввнии cкeтчинг - этo cnoco6 6biCTpo cдeлaть нaбpocoк кaкoгo-нибyдь изoбpaжeния. Нaпpимep, тapeлки c eдoй, цвeткa или гeoмeтpичecкиx фигур. CaMo cлoвo "sketch" пepeвoдитcя c aнглийcкoгo гак «нaбpocoк, зapиcoвкa». Нaбpocки являютcя вaжнoй чвстью изoбpaжeния людeй, пpeдмeтoв, пpиpoды. Бeз твких pиcyнкoв He oбxoдитcя ни oдин xyдoжник,

He3aBHcHMo oт Ta.aHTa h onMTa. ^to coöoh npegcTaB.aroT HaöpocKH, g.a nero ohh Hy^HM, KaKHe HMeroT pasHoBHgHocra, - bm y3HaeTe ga.ee.

noxo^ne coBoconeTaHHe - HaöpocKH trogen, HaöpocKH ^Hrypbi ne.oBeKa, HaöpocKH aHHMe, HaöpocoK nopTpeTa, öbicrpbiH pHcyHoK.

Pe.te$ (ot HTan. rilievo - BbicTyn, BbinyK.ocTt, nogbeM) - cKy.tnTypHoe H3oöpa^eHHe pacno.araeTca Ha htockocth $oHa h paccnHraHo Ha ^poHTantHoe BocnpHaTHe. Pe.te$ Mo^eT HMeTt h caMocToaTe.tHoe cTaHKoBoe 3HaneHHe, h aB.aTtca nacTtro apxHTeKTypHoro h.h cKy.tmypHoro npoH3BegeHHa.

HaöpocKH этo - Heöo^tmHe pHcyHKH, KoTopbie Bbino.HeHM gocraroHHo öbicTpo, a xygo^ecTBeHHaa нн$opмaцнa nepegaHa Ha hhx goBo.tHo .tokohhhho. Ha TaKoM pHcyHKe He npopaöarMBaroTca geTa.H, a yKa3MBaroTca To.tKo: oörn,He пpoпopцнн; gHHaMHKa gBH^eHHa; HHgHBHgyantHMe ocoöeHHocTH.

Ha HaöpocKe xygo^HHK ge.aeT npHMepHoe rpa^HnecKoe H3oöpa^eHHe npegMeTa h.h cнтyaцнн. 3gect Bce H3oöpa^eHo b oöoörn,eHHoM h HecKo.tKo ynpo^eHHoM BHge. Abtop nogMenaeT To.tKo r.aBHbie xapaKTepHcTHKH oöbeKTa h ^HKcHpyeT hx Ha öyMare.

Ot 3apHcoBKH HaöpocoK oraHnaeTca MeHtmeH geтa.нзaцнeн. TaK^e He Bcerga nog HaöpocKoM npHHHMaeTca эcкнз: TaK KaK ^.t эcкнзa b öygyrn,eM npeBpaTHTtca b KapTHHy, a .roöoö HaöpocoK Mo^eT opraHHHHo cyrn,ecTBoBaTt h caM no ceöe. Ha HaöpocKe xygo^HHK Mo^eT H3oöpa3HTt Bce hto yrogHo - ne.oBeKa, rpynny .rogeö, ^hbothmx, npegMeTM, HHTeptep, neÖ3a^ h TaK ga.ee. B KanecTBe MaTepHana g.a pHcoBaHHa oömhho Hcno.t3yroT .roöyro öyMary, ho, b пpннцнпe, mo^ho cge.art TaKoe H3oöpa^eHHe h Ha neM yrogHo. OrpaHHneHHH 3gect HeT. KaK HHcTpyMeHT g.a pHcoBaHHa Heöo.tmHx ömctpmx H3oöpa^eHHH mo^ho npHMeHHTt .roöoe nogpyHHoe cpegcTBo - KapaHgam, ^.oMacTepbi, KpacKH, aBTopyHKy, yro.t, coyc h TaK ga.ee. HaHöo.ee ^e nony.apHM HaöpocKH KapaHgamoM.

XoTa, KoHenHo, .roöoö ne.oBeK Mo^eT ge.aTt HaöpocKH npocTo g.a cBoero ygoBo^tcTBHa, ho b KnaccHHecKoö ^HBonHcH Bbige.aroT gBe r.aBHbie npHHHHM Bbino.HeHHa yKasaHHbix pHcyHKoB.

.roöoro xygo^HHKa oneHt Ba^Ha Haö.rogare.tHocTt. HMeHHo g.a pa3BHTHa Haö.rogare.tHocTH cпeцнa.нcтbI coBeTyroT HanHHarom,HM MacTepaM ge.aTt HaöpocKH. Ma.o Toro, b .roöoö xopomefi(!) xygo^ecTBeHHoö mKo.e BaM oöa3aTe.tHo nocoBeTyroT ge.art HaöpocKH Bcerga h Be3ge - Ha y.H^, b TpaHcnopTe, Ha paöoTe, b rocTax, b Ka^e, b 3oonapKe h TaK ga.ee.

TaK^e npH Bbino.HeHHH ömctpmx Hec.o^Hbix pHcyHKoB pa3BHBaroTca h gpyrHe HaBMKH xopomero xygo^HHKa: yMeHHe B.ageTt KapaHgamoM, cnocoöHocTt cxBaTMBaTt cyTt oöpa3a, rooöpa^aTt yBHgeHHoe Ha öyMare, pa3BHBaTt r.a3oMep,

^нимвть пpoпopции и MHoroe дpyгoe. 4acTO нaбpocoк выcтyпaeт гак oтпpaвнoй мaтepиaл будущих кoмпoзиций. Coбpaнныe нaбpocки pиcyнкoв являются зoлoтым фoндoм xyдoжникa.

Впocлeдcтвии, oпиpaяcь Ha двнный мaтepиaл, oh yжe в cтyдии мoжeт coбpaть вoeдинo paзличныe элeмeнты гартины, и 6ec^He4Ho дoлгo пpopиcoвывaть дeтaли. В caMoM жe гач^те пpoцecca c noMorn^ нaбpocкa oh cMor зaфикcиpoвaть cвoe вocпpиятиe пpeдмeтa, cвoи эмoции oт yвидeннoгo, и этo o4eHb ^hho.

В нacтoящee вpeмя принято рвзличвть чeтыpe видв нaбpocкoв:

Нaбpocки c татуры. Pиcyнoк выпoлняeтcя oт Ha4ana и дo кoнцa c пapaллeльным нaблюдeниeм 3a чeлoвeкoм, пpeдмeтoм или cитyaциeй co cтopoны.

Нaбpocки no пaмяти. Здecь изoбpaжeниe дeлaeтcя no пaмяти. Хyдoжник что-тo yвидeл и пoтoм быcтpo зapиcoвaл это Ha бyмaгe. Тaким o6pa3oM чeлoвeк pиcoвaл He c татуры, ho to что oh изoбpaжaeт, имeлo мecтo быть в дeйcтвитeльнocти.

Фaнтaзийныe нaбpocки. Pe4b идeт o нeбoльшиx зapиcoвкax, идeи кoтopыx poдилиcь в гoлoвe чeлoвeкa. И чтобы He 3a6brib вoзникший o6pa3 или идeю, oh фикcиpyeт зaдyмкy Ha лдоте. Тут иcпoльзyeтcя тoлькo вooбpaжeниe, фвнтвзия xyдoжникa.

Кoмбиниpoвaнныe нaбpocки. Это рдоунки, в кoтopыx cкoмбиниpoвaнo нecкoлькo видoв нaбpocкoв. Нaпpимep, чeлoвeк что-то yвидeл, a пoтoм дoбaвил ern,e чтo-тo oт ceбя Ha гартины. Или oh нaчaл pиcoвaть нaбpocoк c татуры, a зaкoнчил ero yжe no пaмяти.

Нepaзpывнaя cвязь c плocкocтью, являющeйcя физичecкoй ocнoвoй и фoнoм изoбpaжeния, cocтaвляeт cпeцифичecкyю ocoбeннocть peльeфa. В гeoдeзии этo - cxeмaтичecкий плвн, cдeлaнный oт руки, Ha ocнoвe двнных пoлeвoй cъёмки (тeoдoлитнoй). Иcпoльзyeтcя при cocтaвлeнии тoчныx тoпoгpaфичecкиx плaнoв.

Кoмпoзиция (лвт. compositio) oзнaчaeт coчинeниe, cocтaвлeниe, coчeтaниe, coeдинeниe рвзличных чacтeй в eдинoe цeлoe в cooтвeтcтвии c кaкoй-либo идeeй. В изoбpaзитeльнoм иcкyccтвe кoмпoзиция - этo пocтpoeниe xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния, oбycлoвлeннoe ero coдepжaниeм, xapaктepoм и нaзнaчeниeм.

Использованная литература

1. MM Badiyev, SXQ Sharofiddinova. Maktab tasviriy san'at darslarida o'quvchilarning kompozitsion fikrlash qobilayatlarini shakllantirishning ahamiyati. Science and Education 3 (8), 65-69

2. ММ Бадиев. Совокупности знаний, отособов творческой деятельности, ценностей и отношений в педагогике. Science and Education 4 (2), 1076-1079

3. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Симметрия и ассимметрия в художественной графике. Science and Education 4 (3), 565-569

4. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Линия, штрих и композиционный набросок в художественном графике. Science and Education 4 (3), 570-573

5. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Композиция в учебном рисунке живое созерцание и абстрактное мышление. Science and Education 4 (3), 578-582

6. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Художественная печатная графика эстамп по графическим техникам. Science and Education 4 (3), 588-591

7. NM Abdullayevna, MM Badiyev. Pedagogical-Psychological Bases of Development of Creative Abilities of Students in Fine Arts Classes. Procedia of Philosophical and Pedagogical Sciences 2 (1), 1-6

8. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Графические материалы, принадлежности и требования к ним. Science and Education 4 (3), 574-577

9. ММ Бадиев. Сложный принцип формообразования в изобразительном искусстве. Science and Education 4 (3), 583-587

10. BM Marafovich. Talabalarning fikrlash qobiliyatini rivojlantirishning ba'zi bir jihatlari haqida. Journal of Innovation, Creativity and Art, 117-121

11. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных без моментных оболочек.

12. M Badiyev, D Mamatov, G Safarov. Kompyuter grafikasi. T,: Durdona

13. ММ Бадиев, ДМ Бадиева. Живописная техника импрессионизма в эпоху барокко. Science and Education 4 (2), 1080-1084

14. MM Badiyev, FD Shodiyev, QM Sh. Maktab o'quvchilarida ijodkorlik qobiliyatini rivojlantirish maqsadida tasviriy san'at darslarida interfaol o'qitish usullaridan foydalanish. Pedagog 6 (6), 520-525

15. МШ Махмудов, ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish Science Journal, 70

16. BM Marufovich. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 9395

17. ММ Бадиев. Изобразительное искусство запечатления образов воспроизведение окружающего мира. Science and Education 3 (3), 937-941

18. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846

19. AS Samadovich, ST Ruzievich, BM Marufovich, AM Mukhamedovich. The essence and content of folk and applied art of Uzbekistan and central asia. European science, 35-37

20. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary

schools. The journal of contemporary issues in business and government 27 (2), 54625473

21. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

22. СКЭ Кумуш, ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

23. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

24. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

25. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 7677

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.