Научная статья на тему 'НАБЛЮДЕНИЕ И ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЫБОРОВ И ОБЩЕРОССИЙСКОГО ГОЛОСОВАНИЯ'

НАБЛЮДЕНИЕ И ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЫБОРОВ И ОБЩЕРОССИЙСКОГО ГОЛОСОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
659
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ / ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА / ЦИК РФ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ХМАО-ЮГРЫ / ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ВОЛОНТЁРЫ / GLASNOST / PUBLIC OBSERVERS / PRESIDENTIAL ELECTIONS / THE CENTRAL ELECTION COMMISSION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE PUBLIC CHAMBER OF THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG-YUGRA / ALL-RUSSIAN VOTING / VOLUNTEERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Кирилл Вячеславович

В Конституции Российской Федерации в ст. 3 прямо зафиксировано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является её многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [2]. Одним из важнейших принципов, в том числе в избирательном процессе, является принцип гласности. Принцип гласности подразумевает открытость в проведении выборов. В данной статье, автор рассматривает роль институтов наблюдателей и волонтёров на президентских выборах 2018 года, и общероссийском голосовании по одобрению внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSERVATION AND VOLUNTEERING AS A MEANS OF ENSURING THE LEGITIMITY OF ELECTIONS AND ALL-RUSSIAN VOTING

In the Constitution of the Russian Federation in art3 it is explicitly stated that the bearer of sovereignty and the only source of power in Russia is its multinational people. The highest direct expression of the power of the people is a referendum and free elections [2]. One of the most important principles, including in the electoral process, is the principle of transparency. The principle of transparency implies openness in the conduct of elections. In this article, the author examines the role of observer institutions and volunteers in the 2018 presidential election, and the all-Russian vote to approve amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020.

Текст научной работы на тему «НАБЛЮДЕНИЕ И ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЫБОРОВ И ОБЩЕРОССИЙСКОГО ГОЛОСОВАНИЯ»

23.00.00. ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 342.843

Смирнов Кирилл Вячеславович Югорский государственный университет

Юридический институт Россия, Ханты-Мансийск

kirilka1998@mail.ru

Smirnov Kirill Vyacheslavovich

Ugra state university

Law institute

Russia, Khanty-Mansiysk

НАБЛЮДЕНИЕ И ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЫБОРОВ И ОБЩЕРОССИЙСКОГО

ГОЛОСОВАНИЯ

Аннотация: в Конституции Российской Федерации в ст. 3 прямо зафиксировано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является её многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [2]. Одним из важнейших принципов, в том числе в избирательном процессе, является принцип гласности. Принцип гласности подразумевает открытость в проведении выборов. В данной статье, автор рассматривает роль институтов наблюдателей и волонтёров на президентских выборах 2018 года, и общероссийском голосовании по одобрению внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 году. Ключевые слова: гласность, общественные наблюдатели, выборы Президента, ЦИК РФ, общественная палата ХМАО-Югры, общероссийское голосование, волонтёры.

OBSERVATION AND VOLUNTEERING AS A MEANS OF ENSURING THE LEGITIMITY OF ELECTIONS AND ALL-RUSSIAN VOTING

Annotation: in the Constitution of the Russian Federation in art3 it is explicitly stated that the bearer of sovereignty and the only source of power in Russia is its multinational people. The highest direct expression of the power of the people is a referendum and free elections [2]. One of the most important principles, including in the electoral process, is the principle of transparency. The principle of transparency implies openness in the conduct of elections. In this article, the author examines the role of observer institutions and volunteers in the 2018 presidential election, and the all-Russian vote to approve amendments to the Constitution of the Russian Federation in

Key words: glasnost, public observers, presidential elections, the Central Election Commission of the Russian Federation, the public chamber of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra, all-Russian voting, volunteers.

«Подлинно демократические выборы - это выражение суверенных прав, принадлежащих населению страны, свободное волеизъявление которого лежит в основе полномочий и легитимности правительства»[1].

На территории Российской Федерации действуют ряд Федеральных законов, начиная с Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» которым регулируются гарантии прав граждан России при участии в избирательном процессе, и заканчивая Федеральными законами регулирующими порядок проведения выборов на разных уровнях власти, например Федеральные законы «О выборах президента», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В указанных Выше Федеральных законах, как законах демократического государства, коим безусловно является Российская Федерация, указаны помимо всего прочего демократические принципы избирательного процесса, которые реализуются на территории России.

Существует несколько способов реализации принципа гласности. Одним из них является - Наблюдение за выборами, которое осуществляется как на

2020.

национальном так и на международном уровне. На национальном уровне, наблюдение за выборами согласно ст. 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» могут осуществлять представители политических партий, кандидатов, а также субъекты общественного контроля [3], к коим согласно Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации 2014 года относятся в том числе Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов РФ [4]. При этом субъекты общественного контроля, указанные Выше, назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории субъекта РФ. Наблюдателями помимо представителей от политических партий, общественных организаций, могут быть простые граждане Российской Федерации обладающие активным избирательным правом.

О роли наблюдателей на выборах неоднократно говорила Председатель Э.А. Памфилова, что наблюдатель должен не препятствовать и нарочно усложнять, а помогать, содействовать избирательному процессу и деятельности комиссий[8, с. 48].

Говоря о практике, хотелось бы вспомнить проведение Президентских выборов прошедших в России в марте 2018 года Во время проведения указанных выборов во всех 85-ти регионах Российской Федерации, были сформированы избирательные комиссии, общественными организациями были приглашены граждане, так называемые - наблюдатели для прозрачности, беспристрастности проведения выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года.

Большую роль в формировании групп наблюдателей на территории ХМАО сыграла Общественная палата Ханты-Мансийского автономного округа-Югры совместно с Избирательной комиссией. В частности между ними еще 10 декабря 2017 года было подписано Соглашение о взаимодействии Общественной палатой ХМАО-Югры и Избирательной комиссии автономного округа.

Данный документ предусматривал создание условий для осуществления общественного контроля за соблюдением избирательных прав граждан России

на выборах Президента прошедших 18 марта 2018 года на территории региона [10]. «Пулы» наблюдателей были организованы во всех 22 муниципальных образованиях округа. Кроме того в Избирательной комиссии ХМАО работал центр общественного наблюдения. За ходом голосования на выборах президента в Югре следило 3040 общественных наблюдателей. Было привлечено примерно 1,6 тыс. волонтеров). В короткие сроки, все наблюдатели прошли курс подготовки [11].

Совместная работа Избирательной комиссии округа и Общественной палаты ХМАО-Югры, свидетельствует по нашему мнению: во-первых - об активной роли в первую очередь Общественной палаты, её желании принимать более активное участие в важнейших общественно-политических мероприятиях. Во-вторых - это свидетельствует, о высоком уровне взаимодействия, государственных органов и общественных организаций ХМАО, в период выборов.

По мнению наблюдателя от Общественной палаты Югры Людмилы Алфёровой «Опыт ХМАО-Югры в вопросе реализации процедуры наблюдения за выборами можно считать одним из передовых, так как все было сделано великолепно. Именно сама организация процесса» [12].

Второй вид наблюдения - это иностранное (международное наблюдение) наблюдение на выборах президента. Первое международное наблюдение относится к 1857 году, когда дипломаты Австро-Венгрии, Великобритании, Пруссии, Российской империи, Франции и Турции наблюдали за ходом проведения плебисцита в Молдавии и Валахии, итогом которого было их выведение из-под административного управления Австро-Венгрии и образование в 1859 году нового государства-Румыния [6].

Институт наблюдения на выборах приобрел постоянный характер с момента образования Организации Объединенных Наций в 1945 году. Но надо отметить, что первое нормативное закрепление принципов международного наблюдения за выборами, произошло только в октябре 2005 года, когда Организацией Объединенных Наций была принята «Декларация принципов

международного наблюдения за выборами». В данном документе прописаны гарантии деятельности членов миссий, их права и обязанности. К данной декларации прилагается «Кодекс поведения международных наблюдателей за выборами», который содержит в себе принципы, которыми должны руководствоваться международные наблюдатели при осуществлении своих функций.

Ключевыми принципами, изложенными в указанном Кодексе на наш взгляд являются принципы: Уважение суверенных прав и международных норм в области права человека, Уважение законов страны и полномочий избирательных органов [1], свидетельствующие о необходимости уважения и почтения не только норм международного права, но и норм права национального стран, в которых присутствуют международные наблюдатели.

Хотелось бы обратить внимание на форму систематизации указанных принципов. Данный Кодекс, напоминает Кодекс чести международного наблюдателя, что по нашему мнению обязывает международных наблюдателей к ответственности за их действия и поступки при наблюдении за выборами, как представителей международной общественности то есть цивилизованного истинно демократического мира, коими позиционируют себя, ряд государств мира.

Российская Федерация, выполняя свои обязательства по приглашению иностранных (международных) наблюдателей для наблюдения за президентскими выборами 18 марта 2018 года, пригласила большое количество международных наблюдателей. Центральной избирательной комиссией России в общей сложности было аккредитовано 1513 (международных) наблюдателей из 115 государств Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки [9]. В наблюдении за выборами по приглашению России приняли участие 14 международных организаций, включая СНГ, и ОБСЕ. По приглашению Федерального Собрания России ЦИК РФ аккредитовала 482 наблюдателя из 79 стран Иностранные наблюдатели работали более чем в 51 субъекте РФ.

Как мы видим, выборы Президента, проходили под контролем тысяч пар глаз не только общественных наблюдателей из России, граждан, партий и так далее, а еще и под контролем представителей иностранных государств и международных организаций. Причем Бюро по демократическим институтам и правам человека и СНГ организовали досрочное наблюдение за выборами, начавшееся с середины февраля 2018 года. Центральная избирательная комиссия России установила конструктивное сотрудничество со штабами данных миссий: их представители присутствовали на всех заседаниях ЦИК РФ и получали всю запрашиваемую ими информацию.

Думается, что трудно представить большую гласность и открытость избирательного процесса, учитывая количество приглашенных международных наблюдателей и степень их доступа к необходимой информации. В тоже время по нашему мнению в Законодательстве РФ, помимо гарантий предусмотренных в отношении международных наблюдателей, необходимо более четко прописать меры ответственности международных наблюдателей, в случае нарушения ими общепризнанных принципов, норм международного права и Российского законодательства, а не только отзыв аккредитации наблюдателя. Возможно нужно предусмотреть административное наказания по этому вопросу.

Отдельно хотелось бы упомянуть и прошедшее недавно Общероссийское голосование по одобрению внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Напомним, выступая с ежегодным посланием Президента РФ, Федеральному Собранию РФ, 15 января 2020 года Владимир Владимирович Путин предложил внести ряд поправок в Конституцию Российской Федерации, с целью «Совершенствования регулирования отдельных вопросов организации публичной власти в РФ». Свой законопроект Президент внес на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания 20.01.2020 г.

Президентом была образована рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, в которую вошли представители разных слоев населения (всего 75 человек), из них 3 человека были назначены

сопредседателями данной рабочей группы и официальными представителями Президента при рассмотрении проекта Закона о поправках в Конституцию «Совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

Среди важных изменений вносимых в Конституцию, можно отметить:

1) Минимальный размер оплаты труда не может быть меньше уровня прожиточного минимума;

2) Обязательная ежегодная индексация социальных пособий, иных социальных выплат и пенсий

3) Приоритет Конституции РФ над международными договорами;

Также изменен порядок утверждения Правительства РФ, и ряд других

положений Основного Закона. Надо отметить, что большинство поправок касались социальной сферы.

За время функционирования рабочей группы, в нее поступило более 900 предложений со всех уголков нашего государства. Итогом деятельности рабочей группы, стал Проект Закона о поправке к Конституции РФ, внесенный с учетом поправок Президента, ко Второму чтению.

По предложению Президента РФ, проект указанного Закона, прошёл чтения в обеих палатах Федеральном Собрании РФ. После этого проект был направлен в регионы, для ознакомления государственных органов власти субъектов и для дачи ими своих заключений по проекту. Далее была проведена процедура проверки на соответствие поправок, действующей редакции Конституции Конституционным судом РФ. Конституционный Суд, дал положительное заключение, которое было размещено на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации.

Общий порядок и принципы проведения Общероссийского голосования, были изложены в статье второй Проекта Закона о поправке в Конституцию, и соответствовали общепринятым принципам и нормам.

Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляла Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. ЦИК РФ

разработала порядок подготовки проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ.

Волонтеры также не остались в стороне от такого важного события. 21.02.2020 года между ЦИК РФ и Ассоциации волонтерских центров в рамках проекта «Всероссийский общественный корпус «Волонтеры Конституции», было заключено Соглашение о взаимодействии. В рамках указанного Соглашения Ассоциация волонтерских центров взяла на себя обязательство по оказанию безвозмездной добровольной (волонтерской) помощи ЦИК России в проведении информационно-разъяснительной работы среди граждан о ходе подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Волонтерами имели право стать граждане РФ, достигшие 18 лет, в 85 регионах России 100 000 волонтеров информировали население на более чем 3 000 информационных точках, размещенных в местах массового скопления людей: торговых центрах, аэропортах, ж/д и автовокзалах, парках [13]. В Югре в волонтерской деятельности перед общероссийским голосованием участвовало около 200 югорчан.

С 17 июня по 1 июля в Югре работали 13 информационных точек, в 9-ти городах Югры, где добровольцы разъясняли югорчанам о поправках в основной документ страны и о возможностях проголосовать во время выезда из региона

Первоначальная дата проведения общероссийского голосования 22 апреля, была изменена на 1 июля 2020 года, в связи с Пандемией COVID-19 [5].

Закон РФ о поправках в Конституцию наделил общественную палату РФ и общественные палаты субъектов правом приема предложений о кандидатурах для назначения наблюдателей.

9 июня 2020 года региональное отделение партии, также подписало соглашение о взаимодействии с общественной палатой Югры, и с этого момента активно участвовало в формировании корпуса и партийных наблюдателей, которые через общественную палату были делегированы на участки

[13].

голосования. В ХМАО-Югре на 23 июня 2020 года, было зарегистрировано 11 298 наблюдателей, (на каждом избирательном участке не менее 11 наблюдателей) [13].

Как мы видим институт наблюдения на выборах успешно функционирует на территории России. И по мнению других авторов: «Такой контроль за ходом голосования является одним из залогов обеспечения легитимных выборов, которые избиратели будут оценивать как честные и справедливые» [7, с.125].

На данный момент, не остаются в стороне и волонтёры, помогающие государству и населению в успешном проведении мероприятий связанных с выборами и с общероссийским голосованием.

Но вместе с тем, учитывая политическую и мировую ситуацию, не всегда можно быть до конца уверенными, в честности иностранных наблюдателей. Особенно если ознакомиться с отчётами некоторых международных организаций. Несмотря на все Выше сказанное, в них к сожалению, до сих пор, негативно отзываются, о избирательном процессе в Российской Федерации.

1. Декларация принципов международного наблюдения за выборами Принята ООН 27 октября 2005 года [Электронный ресурс] // -URL: http://old.cikrf.ru/international/docs/dec priz.html

2. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»-"ШЬ: http://www.consultant.ru/.

3. Федеральный закон «О выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания от 22.02.2014 года № 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»-"ШЬ: http: //www.consultant.ru/.

4. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации от 21.07.2014 года № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»-и^: http: //www.consultant.ru/.

Список литературы:

5. Указ Президента РФ "Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" от 01.06.2020 N 354 [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс»-ШЬ: http: //www.consultant.ru/.

6. Научная статья «Формирование института международного наблюдения за выборами» раздел «Истоки возникновения института международного наблюдения»// Байханов Исмаил [Электронный ресурс] // -URL: http://www.observer.materik.ru/observer/N11 2012/054 064.pdf.

7. Научная статья «Независимое общественное наблюдение как залог честных выборов». Вяткина Г.О. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35665504.

8. Научная статья «Роль института общественного наблюдения в контексте совершенствования избирательного процесса и законодательства». Песков А.В. [Электронный ресурс] // URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=37348046.

9. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2018/nablyudenie-za-vyborami/mezhdunarodnoe-nablyudenie/mejd nablyudateli.php.

10. Официальный сайт Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа Югры [Электронный ресурс] // URL: https: //op .admhmao .ru/novo sti/main/1036701/.

11. Официальный сайт Национального Общественного мониторинга [Электронный ресурс] // URL: https://nom24.ru/info/region news/bolee-3-tys-chelovek-stanut-nablyudatelyami-na-prezidentskikh-vyborakh-v-khmao/.

12. Официальный сайт Телеканала Югра [Электронный ресурс] // URL: https://ugra-

tv.ru/news/society/nablyudateli yugry podveli itogi raboty na vyborakh/.

13. Официальный сайт Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Единый официальный сайт государственных органов [Электронный ресурс] // URL: https://admhmao.ru/press-center/vse-press-relizy/3983465/

https://admhmao.ru/press-center/vse-press-relizy/4363564/ https://admhmao.ru/press-center/vse-press-relizy/4369694/.

^ Выпуск

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.