Научная статья на тему 'На пути решения кадровой проблемы в оборонной отрасли'

На пути решения кадровой проблемы в оборонной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути решения кадровой проблемы в оборонной отрасли»

г

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

О. ИПАТОВ, профессор, ректор А. ЗАЙЦЕВ, профессор Балтийский государственный технический университет «Военмех»

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Российской Федерации является главным сектором экономики страны, решающим приоритетную задачу нашего государства - обеспечение его национальной безопасности. За последние три года наметились положительные тенденции в развитии ОПК. Большинство предприятий имеют достойный госзаказ, наблюдается рост промышленного производства, идет процесс создания промышленных холдингов.

Можно было бы считать, что кризис 90-х гг. в ОПК позади, если бы не острейший дефицит рабочих кадров, среднего технического персонала и инженеров на предприятиях и в организациях оборонных отраслей. Это единодушное мнение участников многочисленных совещаний и конференций, в том числе двух межотраслевых научно-практических конференций по проблемам подготовки инженерных кадров для ОПК, проходивших в 2004-2006 гг. в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» и собравших представителей свыше двухсот предприятий и организаций ОПК России.

Каков же масштаб кадрового кризиса в ОПК?

На предприятиях и в организациях оборонных отраслей промышленности работают около 2,5 млн. человек, что составляет около 17% занятых в промышленности. Цифры впечатляют, однако возрастной состав работающих в ОПК претерпел в 90-е гг. существенную трансформацию. Наиболее работоспособные сотрудники молодого и среднего возраста вынуждены были сменить место работы, приток молодых специалистов сократился до миниму-

На пути решения кадровой проблемы в оборонной отрасли

ма. По различным оценкам, в НИИ и КБ ОПК высококвалифицированных специалистов пенсионного возраста почти половина, а на промышленных предприятиях -почти треть. Доля же молодых работников (до 30 лет) даже на градообразующих предприятиях, находящихся в несколько более благоприятных условиях, не превышает социологического порога в 25%, необходимого для передачи опыта и знаний старшего поколения работников.

В 2001 г. Правительство РФ определило мероприятия по повышению эффективности использования научно-образовательного потенциала высшей школы в интересах оборонно-промышленного комплекса страны (постановления № 53 и № 891). Был разработан порядок формирования государственного плана подготовки инженерных и научных кадров для организации оборонных отраслей промышленности. На 2002-2005 гг. установлены контрольные цифры приёма в вузы на оборонно-технические специальности в объёме около 30 тыс. человек. Постановлением Правительства РФ № 854 от 30.12.2006 г. вузам определено задание на 2006-2010 гг. подготовить 57 тыс. специалистов для организаций оборонных отраслей промышленности.

Однако очевидно, что задача обеспечения ОПК молодыми специалистами предусматривает не только подготовку, но и закрепление молодых кадров на предприятиях. Ясно, что государственное распределение выпускников вузов (в том виде, в каком это было раньше) невозможно из-за его несоответствия конституционной норме права на труд (статья 37 Конституции РФ).

Решение данной проблемы возможно только в тесном сотрудничестве предприятий и учебных заведений, в процессе выработки и претворения в жизнь согласованной между каждым конкретным предприятием и вузом кадровой политики в отношении выпускников как будущих работников предприятия. Цель этой политики - в создании для выпускника условий работы, сопоставимых с условиями в коммерческих структурах. Иначе идущий сейчас процесс «перекупки » способных, талантливых молодых специалистов, прошедших к тому же полугодовую-годовую стажировку на высокотехнологичных производствах ОПК, остановить будет невозможно.

Анализ прошлого и накопленного в последние годы опыта сотрудничества отечественной высшей школы с промышленностью в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров однозначно свидетельствует, что только интеграция образования, науки и производства может стать основой эффективной системы целевой подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса. Для её создания необходимо формирование следующих условий.

Во-первых, восстановление прямых связей образовательных учреждений с оборонными промышленными предприятиями, организациями и научными учреждениями для развития учебно-научного процесса в интересах обеих сторон.

Во-вторых, усовершенствование нормативно-правовой базы целевой контрактной подготовки молодых специалистов с участием работодателей. Основные принципы ее определены еще в 1995 г. постановлением Правительства РФ № 942, однако подготовка специалиста «подзаказ» предприятия, в том числе по индивидуальным учебным планам, пока не нашла широкого применения. Для ее распространения Федеральное агентство по образованию с 2006 г. устанавливает подведомственным учебным заведениям план приема бюджетных студентов для целевой контрактной подготов-

ки. Выполнение этих планов должно быть поддержано правовыми актами, закрепляющими обязанности, ответственность сторон и процедурные моменты.

В-третьих, активное участие работодателей как в формировании программ обучения, так и непосредственно в учебном процессе. Последнее должно, на наш взгляд, осуществляться не только через традиционные формы (производственные практики, дипломное проектирование др.), но и носить более интегрированный характер. Сделать это можно путём создания базовых кафедр предприятий в высших учебных заведениях. При этом высшее учебное заведение получает возможность готовить специалиста со знанием современного производства, новых технологий, современных методов управления. Такие кафедры, являясь по сути представительствами, способны осуществлять тесную связь производства с учебным заведением, ведение учебного процесса на современном оборудовании предприятия. Оно, в свою очередь, участвует в подготовке своих будущих работников, имеет возможность осуществлять специализированную подготовку специалиста в своих интересах, что значительно сокращает время адаптации и закрепления выпускника на рабочем месте, экономит средства работодателя на доучивание молодого специалиста.

В перспективе наличие ряда базовых кафедр в вузе, развитие их образовательной и научной деятельности должно привести к образованию учебно-научно-производственных комплексов. Для этого необходимо внести изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения предприятий и организаций ОПК и образовательных учреждений, осуществляющих совместную подготовку кадров. Необходимо законодательно решить вопрос об отнесении затрат предприятий на поддержку учебных заведений в целях подготовки кадров на себестоимость продукции.

Сильной мотивацией к долговременной

Практика модернизации

5

работе на государственном предприятии для молодых специалистов может стать ипотека, т.е. совместное с предприятием решение жилищной проблемы. Схема может выглядеть следующим образом. Местные власти выделяют земельный участок под застройку на льготных условиях. Фирма-организатор берет кредит под строительство социального жилья и выпускает облигации, которые покупаются предприятиями. После завершения строительства кредит гасится, а квартиры сдаются в аренду молодым специалистам, приступившим к работе на предприятиях - владельцах жилищных облигаций. После 10-15 лет работы на предприятии квартира становится собственностью работника.

Содействовать закреплению кадров на предприятиях ОПК могут и законодательные решения по альтернативной службе в армии в виде работы по специальности на стратегических предприятиях не менее трех лет.

Наряду с проблемой закрепления молодых кадров все чаще вузы сталкиваются с неудовлетворенностью предприятий и организаций ОПК качеством подготовки инженеров, их профессиональными компетенциями.

В цепочке факторов, определяющих качество образования(абитуриент - преподаватель - информационно-методическое обеспечение - материально-техническое обеспечение учебного процесса - образовательные технологии и контроль качества), несомненно, важнейшим является преподаватель, его научно-педагогическая квалификация, мотивация к передаче знаний, умений и навыков обучающимся. Сегодня ситуация здесь крайне неблагополучная.

За последние полтора десятка лет престиж профессии преподавателя технического вуза резко упал - в первую очередь из-за низкой оплаты труда в государствен-ныхвузах, сокращения потребности предприятий и организаций в прикладных исследованиях, отсутствия государственной

поддержки вузовской науки и ряда других причин.

Стремясь как-то обеспечить свое материальное положение, одна часть преподавателей инженерно-технических дисциплин, преимущественно молодых, покинула свои вузы, найдя работу в коммерческих фирмах, негосударственных образовательных учреждениях, где переквалифицировалась на преподавание экономики, менеджмента, социально-гуманитарных дисциплин. Другая часть преподавателей, преимущественно молодого и среднего возраста, в поисках заработка снизила до минимума свое участие в учебном процессе вуза, найдя себе дополнительную работу, часто совсем не преподавательскую, и перейдя на долю ставки. Реализацию образовательного процесса практически взяла на себя оставшаяся часть преподавателей - преимущественно старшего возраста, имеющих большой опыт, но не склонных - ни по возрасту, ни по фактически увеличившейся нагрузке - к внедрению инноваций.

Приток молодых преподавателей на кафедры резко сократился. Те редкие, даже единичные случаи, когда способный молодой человек, сочетая учебу в аспирантуре, учебную нагрузку ассистента и приработок вне вуза, сумел стать «остепененным» преподавателем, - исключение из общего правила. Оно свидетельствует об отсутствии системы в подготовке преподавательского резерва в инженерных вузах.

Положение надо экстренно исправлять. Возможности вузов здесь весьма ограниченны: содействие в проведении диссертационных исследований, установление гибких графиков учебной работы, гранты для начинающих преподавателей за учебно-методическую и научно-методическую работу - это, по существу, все, что может вуз в условиях установленной в 1998 г. нормы -10 студентов на одного преподавателя. Возможно, такая норма допустима для гуманитарных, но в силу ряда причин абсолютно неприемлема для высокотехнологичных оборонных специальностей.

Во-первых, они предполагают ознакомление студентов, причем не поверхностное, с широким классом вооружений и систем вооружения, имеющих гриф секретности. Это требует подсоединения к образовательной программе дополнительного развернутого закрытого блока учебно-методического комплекса с соответствующей организацией учебного процесса. Изучение устройства данных объектов, их проектирование, конструирование, эксплуатация и испытания не могут быть организованы как традиционная самостоятельная, домашняя работа студента; здесь необходимо существенное увеличение спецаудиторных практических занятий под руководством преподавателя.

Во-вторых, практическая подготовка по специальностям оборонно-технического профиля во многом определяется практическими навыками, получаемыми студентами при работе с широко используемыми в системах вооружения устройствами высокого давления, взрывчатыми веществами и специальными топливами, мощными лазерными и акустическими установками, обладающими во многих случаях экологически опасными свойствами и создающими агрессивные среды (загазованность, радиация, ядовитость и т. п.). Это требует включения в учебную программу специального дополнительного блока - лабораторного практикума, посвященного изучению методов огневых и газодинамических испытаний, соответствующих средств и методов измерений, с модельными и реальными испытательными стендами, с методами обеспечения безопасности при проведении работ и т.д. При проведении учебных огневых испытаний в процессе обучения студентов диагностике и эксплуатации указанных объектов нужна дополнительная тщательная подготовка, особые тесты и проверки как оборудования, так и подготовленности студентов к работе. Практически это возможно лишь при обучении малыми группами, а часто и в индивидуальном порядке.

И наконец, профессиональные компе-

тенции наших выпускников во многом определяются уровнем знания реальных и перспективных образцов вооружений, ракетно-космической техники, испытательных и диагностических комплексов военного назначения. В университетских условиях нет возможности обеспечить достаточный уровень практической подготовки из-за высокой стоимости такой базы, необходимости больших площадей и значительного штата персонала, обслуживающего и поддерживающего ее в рабочем состоянии. Требуемая подготовка ведется, как правило, на материально-технической базе предприятий ОПК, где для обеспечения и проведения учебного процесса и практик организуются филиалы спецкафедр, привлекаются соответствующие специалисты. Реализация этого направления работы требует дополнительного штата преподавателей.

Учитывая изложенные обстоятельства, представляется целесообразным для вузов, готовящих инженерные и научные кадры для организаций оборонных отраслей промышленности, установить норму - четыре студента на одного преподавателя, хотя бы в части контингента, обучающегося по гособоронзаказу.

К сожалению, следует констатировать, что снижение качества подготовки выпускников вузов связано и с падением за последние полтора десятка лет в общественном сознании престижности инженерных профессий, конструкторской и производственной сфер деятельности. Предприятия ОПК заказывают вузам конструкторов, технологов, испытателей, а наиболее способная молодежь идет учиться на юристов, менеджеров, экономистов, часто в сомнительные учебные заведения, отказываясь от бесплатного обучения (оплаты обучения из госбюджета) по оборонно-техническим специальностям.

Нам нельзя пассивно ждать, когда лишь наметившаяся в последнее время тенденция к изменению общественного мнения в пользу технических специальностей окреп-

Практика модернизации

7

нет и окончательно оформится. Время будет упущено. Преподавательскому корпусу инженерных вузов нужно «идти в школы», принимать в свой состав профессионально близкие ПТУ, техникумы. Необходимо совместно с предприятиями ОПК активно заниматься профориентационной работой, возрождать, поддерживать и развивать ранее созданную сеть базовых школ, организовывать в вузах специальные подразделения для профориентации молодежи, используя для этого в полной мере и в первую очередь потенциал преподавателей специальных, выпускающих кафедр. Если двадцать лет тому назад в школах в основном работали «предметники» (физики, математики и др.), подготавливая выпускников школ к вступительным экзаменам в вуз, то теперь к ним должны присоединиться популяризаторы инженерных профессий, умеющие донести до юного слушателя романтику творчества в техносфере, увлечь его перспективой технического творчества в области высоких технологий. Это должна быть масштабная работа с опережением аттестата зрелости на два-три года. Ресурсы у оборонно-технических вузов для такой деятельности вряд ли отыщутся, пока не будет введено предлагаемое нами соотношение «один преподаватель на четырех студентов».

Результаты затраченных усилий проявятся лишь через несколько лет, сегодня же надо честно признать, что значительная часть абитуриентов, как ставших студентами, так и, в особенности, тех, что не прошли по конкурсу на бюджетные места, не могут освоить образовательные программы технического университета по высокотехнологичным оборонно-техническим специальностям. Некоторым из них, при наличии их личной мотивации к учёбе, нужно и можно помочь. В БГТУ «Военмех» вот уже несколько лет действует программа дополнительных образовательных бесплатных услуг для студентов 1-2-х курсов. Попросту говоря, это дополнительные занятия по базовым естественно-научным дисципли-

нам школьной программы (физике, математике, химии, информатике) как подготовка к изучению тех же вузовских дисциплин. Остальным тоже надо помочь - среди них есть и молодые люди, которых по разным причинам недоучили в школе, а вуз поэтому вынужден их отчислять. Отчисление из вуза - сильная психологическая травма, которая может искалечить жизнь молодого человека, в одночасье оказавшегося вне образовательной среды. Вопрос решается, когда в составе университетского комплекса есть структуры начального (ПТУ) и среднего (техникумы, колледжи) профессионального образования. Тогда отчисление из вуза - не катастрофа, а лишь временное отступление - с получением рабочей профессии или специальности техника. Структура университетского комплекса, разумеется, должна создаваться как вложенная структура начального, среднего и высшего профессионального образования.

Предположим, что на первый курс университетского комплекса принимаются практически все желающие. За один-два года обучения всем даётся рабочая профессия и присваивается соответствующий разряд. По итогам данного этапа обучения проводится конкурс; выдержавшие его продолжают учиться по образовательным программам техника или бакалавра, а не прошедшие идут работать на производство. Причём работа на производстве не исключает возможности параллельного обучения в университетском комплексе. После получения квалификации техника или степени бакалавра вновь проводится открытый конкурс, по результатам которого определяется, кто продолжит обучение, а кто приступит к работе на производстве.

В повышении качества образования, на наш взгляд, недостаточно используются внутренние ресурсы личности студента, возможности усиления его мотивации к успешной учебе. Сверхскромная месячная стипендия, которую можно «отбить» за две-три ночи работы грузчиком где-нибудь

в булочной, возможность, а порой и необходимость дополнительного заработка в ущерб учебе и, наконец, гарантированное при поступлении на весь срок обучения бесплатное бюджетное место - все это реалии сегодняшней студенческой жизни, практически вычеркивающие из нее соревновательность в учебе. Внутри вуза коррекции поддается лишь последнее из перечисленного, к примеру, путём введения конкурсного перераспределения бюджетных мест после каждого года обучения. Сейчас ситуация такова, что поступивший «на бюджет» студент, по существу, может затем учиться только на тройки, становясь в итоге посредственным инженером. Если бы по результатам года вновь проводился конкурс на бюджетные места, то за государственный счет учились бы только лучшие, и социальная справедливость по отноше-

нию к абитуриенту, не прошедшему по конкурсу (может быть, по причинам, не зависящим от него), была бы восстановлена. Это, безусловно, повысило бы качество выпускников, направляемых в ОПК. Однако для введения в практику работы вузов такого конкурса требуется коррекция нормативной базы, например отмена действующего инструктивного письма о недопустимости перевода студента с бюджетной на контрактную форму обучения.

В заключение отметим, что БГТУ «Воен-мех », отметив в этом году 7 5 -летие образовательной деятельности в деле подготовки кадров для оборонной промышленности, вместе с другими оборонно-техническими вузами ждет государственной поддержки на пути создания системы кадрового обеспечения предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса России.

Информатизация вуза -ключевое направление инновационной образовательной программы

А. РУДСКОЙ, профессор, первый проректор Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Сегодня перед российским образовательным учреждением любого уровня, будь то начальное, среднее или высшее образование, остро стоит проблема информатизации учебного процесса. Необходимость синтезировать в себе два полярных качества - коммерческую успешность и накопленный научный потенциал - приводит высшую школу к тому, что оптимальным решением поставленной задачи становится использование потенциала современных информационных технологий.

В настоящее время можно говорить о разных подходах к созданию единого информационного пространства вуза. Вместе с тем каждый из них предполагает использование в рамках вузовской программы арсенала технических средств, позволяющих повысить конкурентоспособность образо-

вательного учреждения. Один из самых оптимальных - интеграционный подход, в основе которого лежит объединение разнородных информационных систем вуза в единое динамично развивающееся информационное пространство.

В России организация образовательного процесса десятилетиями оставалась в значительной мере консервативной. Однако динамичное развитие современного общества, основанное на резком увеличении темпов научно-технического прогресса, привело к значительным переменам в системе высшего образования. Традиционные представления об организации учебного процесса начали размываться, главным образом - со времени присоединения России к Болонскому процессу. Такие факторы, как создание системы непрерывного обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.