Вуз гражданского и оборонного назначения
В ноябре минувшего года Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова - один из признанных лидеров в области подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса страны - отметил 75-летие, а в апреле коллектив университета будет отмечать свой профессиональный праздник - День космонавтики. Что связывает эти события? Ответ - в истории.
Прародитель «Военмеха» - созданное в 1875 г. ремесленное училище Цесаревича Николая, после революции преобразованное в Ленинградский механический комбинат. Он готовил рабочих со средним техническим образованием. В1930 г. на его базе был организован Механический институт для подготовки инженерных кадров по разработке и производству артиллерийского и стрелкового оружия.
26 февраля 1932 г. приказом № 100 по Народному комиссариату тяжелой промышленности за подписью С. Орджоникидзе было утверждено создание нового учебного заведения - Военно-механического института Наркомата тяжелой промышленности. В его составе организованы два факультета - артиллерийский и боеприпасов. Чуть позднее, осенью 1933 г, появляется третий факультет - морского оружия.
В декабре 1934 г. Государственная инспекция Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР отмечает, что Военно-механический институт является единственным в стране высшим техническим учебным заведением, которое готовит инженеров для предприятий, обеспечивающих потребности национальной безопасности. 18 ноября 1944 г. состоялось награждение института орденом Красного Знамени. В соответствующем указе говорилось: «За особые заслуги в области подготовки специалистов для военной промышленности...».
В январе 1946 г. в ЛВМИ были организованы первые в стране курсы по ускоренной подготовке специалистов по ракетному оружию из числа студентов старших курсов, завершавших обучение. Уже в апреле того же года состоялся выпуск пер-
вых инженеров-ракетчиков, и среди них - Д.И. Козлов, впоследствии ставший Генеральным конструктором ракетно-космических систем. 8 июля 1946 г. в ЛВМИ приказом министра высшего образования был организован первый в СССР факультет реактивного вооружения, получивший название «конструкторский ».
29 декабря 1961 г. институт, недавно переименованный в Ленинградский механический, был награжден медалью АН СССР в честь запуска первого искусственного спутника Земли. Так был отмечен вклад института в развитие ракетно-космической техники, освоение космоса и подготовку кадров для соответствующих отраслей промышленности.
В1984 г. институту было присвоено имя его выдающегося выпускника маршала Д.Ф. Устинова, во многом определившего решающие вехи в развитии самого вуза.
19 октября 1987 г. в «Военмехе» был организован новый, аэрокосмический, факультет, осуществлявший подготовку специалистов в области космической техники.
7 декабря 1992 г. Ленинградский механический институт переименован в Балтийский государственный технический университет, а с 11 сентября 1997 г. носит свое современное название - Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова.
За годы своего существования БГТУ подготовил более 60 000 высококвалифицированных специалистов. Среди них - выдающиеся создатели артиллерийской и ракетно-космической техники Ф.Ф. Петров, Е.Г. Рудяк, В.Ф. Уткин, Д.И. Козлов, Г.А. Ефремов, М.И. Соколовский, В.Л. Клейман, летчики-космонавтыГ.М. Гречко, С.К. Крикалев, министры СССР Д.Ф. Устинов, Ю.Д. Маслюков, П.В. Финогенов, С.П. Чернов, В.М. Величко, вице-премьер РФ С.Е. Нарышкин, руководитель Госрезерва РФ А.А. Григорьев, президент РЖД В.И. Якунин, выдающиеся ученые, педагоги, руководители предприятий, деятели культуры и искусства.
Современный университет представляют четыре института: систем вооружения; ракетно-космической техники; систем управления; международного бизнеса и коммуникации. В их составе - восемь факультетов, осуществляющих подготовку кадров по 37 специальностям. Традиции «Военмеха » и продолжающееся тесное сотрудничество с высокотехнологичными предприятиями позволяют успешно вести подготовку инженеров, бакалавров и магистров для ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса.
«Балтийский государственный технический университет «Военмех» является ярким представителем инженерной школы России, сумевшим сохранить и приумножить достижения отечественного и мирового инженерно-технического образования. Наши выпускники обладают не только высокой профессиональной квалификацией, но и творческим потенциалом - качествами, которые позволяют им осваивать новые области знаний, создавать новые технологии и быть востребованными в разных сферах деятельности », - говорит ректор БГТУ, доктор технических наук профессор О.С. Ипатов. Главные проблемы отечественного инженерного образования связаны сегодня, на его взгляд, с адаптацией к реалиям современной экономики.
- Олег Сергеевич, крупная промышленность столкнулась с дефицитом квалифицированных инженерно-конструкторских кадров. И это несмотря на увеличившееся в последнее десятилетие число вузов, которые этих специалистов выпускают. И руководители предприятий, и ректоры заговорили о кадровой безопасности России...
- В чем суть проблемы? В 90-е годы из промышленности по причине крайне низкой востребованности ушли самые работоспособные грамотные специалис-
ты. Сегодня, когда промышленность начала возрождаться, заполнять этот вакуум только выпускниками вузов не удается. И востребованность кадров растет в геометрической прогрессии. Прогнозы указывают, что к 2011 г., когда наступит пик демографического спада, ситуация станет критической.
Усугубляет положение ряд следующих моментов. Мы год от года наблюдаем тенденцию ухудшения подготовки выпускников школ по физике, математике, химии, то есть по фундаментальным дисциплинам вузовских инженерных образовательных программ. Это создает дополнительные трудности при обучении в университете, но их можно преодолеть. Например, в БГТУ для студентов первых-вторых курсов уже несколько лет проводится дополнительное обучение -доучивание по школьной программе. Гораздо труднее преодолеть внутреннюю немотивированность студента к получению инженерного образования, поскольку статус профессии остается низким. Вот почему в нашей довузовской подготовке мы расширяем сферу охвата профориентационной работы, и это дает свои результаты: в последние годы конкурс на технические специальности медленно растет, а на факультеты, связанные с системным управлением, робототехникой, мехатроникой, уже вырос до пяти человек на место. Однако и отсев в вузе достаточно высок, особенно на первых курсах. Ведь если студент все годы учебы тянет «на троечку», - выйдет ли из него инженер и конструктор, который требуется современному производству?
Другой важный момент - развитие материально-технической базы вуза. Она сильно отстает от оснащения современного предприятия. Как адаптироваться молодому специалисту? Руководство страны ориентирует высшую школу на развитие тесной связи с работодателями. В этом видится один из эффективных путей решения проблемы.
Перед высшей школой поставлена задача - до 2010 г. подготовить 57 тысяч специалистов для оборонной промышленности. Выполнить ее можно только при интеграции образования, науки и производства. Необходимо участие работодателей в учебном процессе в разных формах. В «Военмехе» пошли по пути создания базовых кафедр и представительств предприятий-партнеров. Мы получили возможность готовить специалистов со знанием новейших технологий, передовых методов управления, современного производства. Конкретные предприятия, в свою очередь, получают специалистов, хорошо адаптированных к их требованиям. В нашем университете открыто девять представительств крупных компаний, таких как концерн ПВО «Алмаз-Антей», включающий 51 предприятие, «Росэнергоатом», «Уралвагон-завод», КБ Специального машиностроения, и других. На мой взгляд, эффективно работает и система «завод - втуз», которую мы возрождаем с рядом петербургских предприятий: студенты неделю учатся в вузе, неделю работают на заводе.
Два года назад «Военмех»
стал членом корпоративного университета «Уралвагонзавода» - крупнейшего оборонного предприятия страны. В состав университета входит ряд российских предприятий, ведущих университетов Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, а также региональных техникумов. Общность задач, целостная система подготовки кадров разного уровня (от инженера до рабочего), приоритетность подготовки именно тех специалистов, которые востребованы, и в том количестве, которое необходимо, - все это эффективно сказывается на развитии как вузов, так и производства.
- Проблема не только в подготовке кадров, но ив их закреплении на производстве. Молодой специалист может через некоторое время уйти туда, где лучше условия, где больше платят. И по закону его нельзя ограничить в выборе работодателя...
- К сожалению, так бывает довольно часто, и решить эти проблемы чисто директивными методами невозможно. Государственное распределение выпускников в том виде, как это было раньше, невозможно - из-за несоответствия конституционной норме права на труд. А раз человек имеет возможность свободного выбора места работы, то он идет туда, где может больше заработать, - в различные коммерческие структуры. Можно сказать, что сейчас наблюдается интенсивный процесс перекупки этими структурами способных, талантливых молодых специалистов, прошедших к тому же хорошую стажировку на высокотехнологичных производствах ОПК. Остановить или хотя бы затормозить его можно лишь одним путем - созданием в отрасли условий работы, сопоставимых с теми, что предлагает выпускникам частный сектор экономики. Ключевая роль здесь принадлежит опять же предприятиям.
Кроме того, для закрепления кадров, я считаю, нужна система распределения. Государство рано или поздно встанет перед необходимостью закреплять их законодательно. В условиях демографического спада прежде всего пострадают региональные вузы, а выиграют столичные, куда будут стремиться абитуриенты. Выпускников будут заманивать предприятия столиц, оказавшиеся в тисках кадрового дефицита. Многие же стратегически важные предприятия ОПК находятся в провинции. Что они будут делать? Нужна система, которая закрепляла бы выпускника на два-три года за определенной компанией. Эту проблему следует решать уже сегодня - можно либо использовать закон об альтернативной военной службе, либо заключать кредитные соглашения, либо вести целевую подготовку не для отдельного предприятия, а для целой отрасли.
Заинтересовать молодого человека можно не только зарплатой, но и жильем. Уже сегодня в столичные вузы поступает много абитуриентов из регионов,
в «Военмехе», например, 50-55% иногородних, и я уверен, что многие смирятся с невысокими зарплатами, если будут гарантии получения жилья и повышения карьеры. Молодой специалист согласен жить в комнате в общежитии квартирного типа, но с перспективой, что лет через пять он получит отдельную квартиру (возможно, по ипотеке или через городские жилищные программы). У каждого должна быть цель и гарантия, что эта цель осуществима. Например, к службе в армии сегодня хотят привлечь военной ипотекой, жилищными сертификатами. Подобные механизмы надо внедрять в системе высшей школы и производства. Для этого нужно одно условие - доступность ипотеки.
- Сегодня обсуждается идея создания учебно-научно-промышленных конгломератов как одного из путей не только подготовки, но и сохранения кадров на предприятии. Вписывается ли «Военмех» в эту схему?
- Дело в том, что дефицит кадров наблюдается не только среди инженерных работников, но и среди рабочих и среднего технического персонала. Поэтому целесообразно создавать учебно-научно-промышленные конгломераты для подготовки кадров разных уровней. Сейчас идет процесс реформирования системы среднего профессионального образования, и одна из основных ветвей реформирования - создание университетских комплексов, когда к высшим учебным заведениям присоединяются техникумы и колледжи. В Петербурге уже создано 12 таких комплексов, создает его и БГТУ.
Все идет к тому, что в будущем крупные учебные заведения страны будут готовить не только кадры высшего звена, но и средний технический персонал и, возможно, даже рабочих. В научно-педагогическом сообществе на этот счет имеются разные мнения. На мой взгляд, такая схема подготовки кадров имеет свои неоспоримые преимущества. Вуз должен выпускать не только разработчиков, ученых, но и специалистов, которые найдут себе применение в технических отделах пром-предприятий, в цехах, работников различной квалификации. Должна быть «безотходная» система подготовки. Допустим, если мы отчисляем студента за неуспеваемость, то в настоящее время он получает лишь справку о том, что прослушал ряд курсов. С этой справкой он никому не нужен. А если вуз выдаст ему сертификат о получении специальности монтажника, сварщика, то с этим документом вполне можно трудоустроиться. Думаю, что будущее заставит высшую школу перейти на такой принцип работы, тем более что это выгодно и работодателям.
БГТУ имеет лицензию на подготовку специалистов рабочих профессий. Это позволяет обучать студентов по специальностям, по которым они смогут работать уже со второго курса, при этом продолжая обучение в вузе, т.е. студенты получают шанс зарабатывать себе на жизнь и реально использовать и пополнять уже полученные знания. Кроме того, это дает им возможность заплатить за обучение.
- «Военмех » - участник эксперимента прицельной подготовки элитных специалистов для предприятий с высокими технологиями. Рассматривается ли это как будущая модель обучения в вузах?
- Пока это только эксперимент. Администрация Санкт-Петербурга, опираясь на инженерную школу Балтийского государственного технического университета «Военмех», Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета («ЛЭТИ»), стала инициатором разработки программы по подготовке кадров для высокотехнологичных производств с учетом их потребности в специалистах. Уже в 2006 г. эта программа была профинансирована из бюджета
города. Между администрацией, предприятием и вузом заключается трехсторонний договор о том, что по заказу предприятий вуз готовит элитные инженерные кадры, а студенты, проявившие желание и способности получить такое образование, обязуются отработать определенное время у данного работодателя. В нашем университете по такой схеме начали обучаться 260 человек.
В текущем учебном году на эту программу выделены большие средства - для субъектов РФ это пример уникальный. Во многом это связано с тем, что в Санкт-Петербурге быстрыми темпами развивается промышленность, город в состоянии вкладывать средства в кадровую поддержку своих ведущих предприятий. Казалось бы, это не функция города, так как предприятия представляют собой акционерные общества либо компании федерального подчинения, тем не менее власти Петербурга заинтересованы в том, чтобы крупные заказы выигрывали именно петербургские компании, а здесь лидерство определяют кадры - и узкоэлитарные, и те, кто сумеет совершенствовать технологию массового производства.
В нашей стране сложилась труднообъяснимая ситуация: мы создаем «Буран », выпускаем спутники, но не можем сделать хороший автомобиль или телевизор. Но ведь это несопоставимые вещи! Происходит это потому, что наши кадры сегодня не могут гарантировать качество при массовом производстве. В будущем данная проблема будет только обостряться. Высшая школа пока не в состоянии дать производству такого универсального специалиста, который мог бы в комплексе решать вопросы технологии, системы управления качеством и профессионального контроля. Отсюда задача для вузов - готовить таких специалистов, которые бы могли обеспечивать высокое качество при массовом производстве как высокотехнологичных образцов техники, так и изделий попроще.
БГТУ развивает и такую действенную схему обучения, как целевая подготовка. Причем мы не ограничиваем связь с нашими партнерами только заключением договоров «студент - предприятие - вуз» - их инвестиции включаются в материально-техническую базу университета, в развитие лабораторий. «Военмех» первым из вузов Северо-Запада приобрел в прошлом году современный обрабатывающий центр зарубежного производства, на котором ведется подготовка технологов-машиностроителей. С университетом начали активно работать 12 крупных предприятий страны, ими вложено около 17 млн. руб. в развитие материально-технической базы вуза и учебного процесса.
Мы сейчас приняли для себя тактику определения стратегических партнеров -тех предприятий ОПК России, куда «Военмех» поставляет большое количество кадров. С такими стратегическими партнерами вуз развивает целую сеть отношений, которые обязательно включают в себя и научную составляющую. Это, как я уже отметил, и создание различных подразделений этих предприятий внутри вуза, и заключение договоров на целевую подготовку студентов, которые гарантируют студентам целевое трудоустройство, а предприятиям - профессиональную кадровую подпитку. Другое важное направление - участие будущих специалистов в научных группах. Мы стремимся не только к тому, чтобы дать молодым специалистам качественные знания. Наша задача - попытаться создать задел, с которым они, придя на предприятия, смогут продолжить те работы, которые начали делать в университете. При таком подходе мы получаем оптимальное сочетание профессиональной ориентации и должного качества знаний. Вот почему мы возродили в вузе студенческое конструкторское технологическое бюро. В свое время, в 1978 г., СКТБ «Военмеха», единственное среди вузов страны, стало лауреатом премии Ленинского комсомола. Это была третья по значимости премия после Ленинской премии. Поэтому мы очень рассчитываем, что молодежь через систему СКТБ бу-
дет выполнять заказы конкретных предприятий и повышать квалификацию, чтобы процесс адаптации на рабочем месте прошел быстрее.
- Высшая школа сама столкнулась с кадровым голодом. И если у производства еще есть какие-то привлекательные бонусы для закрепления грамотного специалиста, то у вузов их практически нет. Как решает руководство университета эту проблему?
— Безусловно, ситуацию нужно срочно исправлять. Возможности вузов здесь крайне ограничены - решение проблем лежит на государственном уровне. Однако нам удалось сохранить научные школы по девяти направлениям. У «Военмеха » были и есть выдающиеся разработки в области создания ракетно-космических комплексов, высокоэффективных артиллерийских систем, сложнейших робото-технических устройств и лазерных установок широкого спектра мощностей. В непростые «перестроечные» годы всем выпускающим кафедрам «Военмеха» удалось поддерживать уникальный научный потенциал. Были сохранены и получили свое дальнейшее развитие все «оборонные» специальности, составляющие ядро университета. А с учетом потребностей молодого отечественного рынка был открыт ряд востребованных в настоящее время конверсионных специальностей.
Сегодня подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре БГТУ ведется по 21 специальности. И сохранить, удержать лучших выпускников в вузе -одна из наших важнейших задач. Это записано в Программе развития БГТУ до 2010 г. Два года назад мы учредили ежегодные гранты для молодых и отдельно для опытных преподавателей «Военмеха» за эффективные результаты работы. Сумма их значительно превышает среднюю зарплату и является хорошим стимулом для развития науки и учебной деятельности в вузе. Для аспирантов действует аналогичная система поощрений, которая дает им возможность реализовать себя на своей кафедре.
Этот учебный год для нас особенный - в ноябре мы отметили 75 лет со дня создания вуза. Ленинградский военно-механический институт изначально обеспечивал нужды оборонной промышленности. Выпускники «Военмеха » стали главными конструкторами систем вооружения, ракетных комплексов, боеприпасов, директорами оборонных предприятий, партийными и государственными деятелями. Не будет преувеличением, если я скажу, что мало какой вуз в стране внес такой огромный вклад в развитие промышленности России. Это не позволяет нам и сегодня снижать планку подготовки специалистов.