переводить технические тексты (то есть иметь доступ к мировым источникам информации), а также осуществлять коммуникацию в международном сообществе в профессионально ориентированных рамках. Отсутствие соответствующего умения умолодых специалистов тормозит сегодня процесс международной интеграции как в сфере образования, так и в области научно-технических исследований.
Ещё одним актуальным на сегодняшний день сегментом образовательной деятельности вузов являются программы на стыке направлений. Так, в БГТУ успешно реализуется программа по специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика». И так же, как в 90-е гг., задавали вопрос, по-
чему менеджмент должен преподаваться в техническом вузе, - сегодня спрашивают, является ли лингвистика профильным направлением для инженерной области знаний? Ответ, казалось бы, очевиден - нет. Однако если эта специальность реализуется в рамках направления «Лингвистика и новые информационные технологии », кто, как не специалисты в области этих самых информационных технологий, должен занять ключевые позиции в подготовке студентов?! Именно им, нашим выпускникам, предстоит решать многие насущные проблемы пограничных областей знаний, начиная с искусственного интеллекта и этногенеза речи и заканчивая новыми методами анализа истории человечества.
В. БОРОДАВКИН, профессор, директор Института ракетно-космической техники
Профильная довузовская подготовка: опыт и проблемы
В настоящее время проблема подготовки военно-инженерных кадров приобретает особую актуальность для ряда технических университетов, которые помимо гражданских специалистов будут готовить кадровых офицеров по некоторым военно-учетным специальностям инженерного профиля в рамках учебных военных центров. Успешность решения поставленных задач в значительной степени будет зависеть от мотивированности и подготовленности абитуриентов, которые придут на студенческую скамью.
Система подготовки кадров для оборонных предприятий, достигшая наибольших успехов, на наш взгляд, в 80-х гг. прошлого века, характеризовалась следующими положительными моментами:
■ сильной мотивацией студентов и абитуриентов, обусловленной престижностью профессий инженеров, конструкторов и технологов, работающих в высокотехнологичных отраслях промышленности;
■ высоким конкурсом, а следовательно, и качественным приемом на все специальности;
■ наличием системы распределения, гарантирующей трудоустройство всех выпускников, с одной стороны,и конкурс на престижные предприятия, с другой;
62
Высшее образование в России • № 3, 2008
я тесной связью выпускающих кафедр с предприятиями отрасли, прохождением всех видов практик на предприятиях, выполнением выпускных квалификационных работ на актуальные для производства темы;
■ большим объемом хоздоговорных и госбюджетных НИР, проводимых штатными научными сотрудниками и преподавателями с привлечением студентов и аспирантов;
■ высокой престижностью профессии преподавателя вуза и, как следствие, длинной «скамейкой запасных » из молодых ученых и представителей предприятий, привлекаемых к учебному процессу.
Перестроечный период расставил новые акценты в системе подготовки кадров. Профессия инженера ракетно-космического профиля потеряла былую престижность, резко упал интерес к преподавательской деятельности. Активная гуманитаризация среднего образования привела к заметному снижению уровня подготовки школьников по математике, физике. Вдобавок в значительной части средних общеобразовательных школ не преподается такой предмет, как черчение, в котором закладываются основы для усвоения инженерной графики и конструкторских дисциплин.
Если говорить об условиях, в которых сегодня приходится готовить военно-инженерные кадры для российской науки и предприятий оборонно-промышленного комплекса, следует вспомнить, что несколько десятилетий назад у нас успешно функционировала устойчивая система из трех звеньев:
■ школа с ее единообразными, хорошо отработанными и сбалансированными для технических вузов учебными программами;
■ вуз, стабильно и в достаточном объеме финансируемый государством;
■ производство, престижное само по себе и заинтересованное в наших выпускниках.
Теперь вроде бы присутствуют те же
самые звенья, но каждое из них перестраивается автономно, по своим «рыночным» законам, с различной интенсивностью, независимо от других, а система в целом дает ощутимые сбои. В результате отлаженной сквозной подготовки кадров не получается. К этому следует добавить отсутствие системы распределения, демографический кризис, приведший к нехватке учеников в школах и студентов в вузах. Сеть ПТУ и техникумов у нас почти повсеместно разрушена, а вместе с тем общее число мест в вузах растет за счет внебюджетной составляющей. Вузы становятся, по сути, единственным «портом приписки » выпускников школ, значительная часть которых в прежние времена могла претендовать только на места в ПТУ или в средних специальных учебных заведениях. Все это привело к снижению общего уровня подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы оборонного профиля. Между тем вузы, осуществляющие подготовку по высокотехнологичным специальностям, обязательно должны иметь реальный конкурс хорошо подготовленных абитуриентов, поскольку целевая подготовка инженеров выдвигает на передний план необходимость поддержания на высоком уровне контингента обучающихся студентов.
С позиций теории управления повышение устойчивости и качества системы достигается введением корректирующих звеньев. Поэтому становится логичным появление в классической «трехзвенной схеме» сквозной подготовки «восьмидесятых» дополнительного звена в виде подготовительных курсов и системы профильной довузовской подготовки учащихся старших классов. Создание профильных школ и классов в случае «внутрифирменной подготовки » имеет свои особенности и осуществляется на основе совместного договора между вузом, базовым предприятием, районным отделом народного образования и школой. Таким образом, формирование квалифицированного персонала НИИ, КБ или промышленного предприятия начинается сдовузовской профессиональной
ориентации школьников. Создание профильных школ требует определенной перестройки учебного процесса: составления учебного плана с максимально возможным в пределах общеобразовательного стандарта количеством часов по физике, математике и информатике, углубленного изучения черчения, организации экскурсий на базовое предприятие, в профильный вуз и проведения там занятий.
В концепции модернизации российского образования наряду с другими важными стратегическими задачами ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда...». При этом профили дифференцированного образования учащихся старшей ступени определяются школой с учетом:
■ реальных потребностей рынка труда данного экономического региона в квалифицированных кадрах;
■ возможностей школы обеспечить качественную подготовку старшеклассников (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы);
■ соответствия профиля обучения интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей;
■ возможности кооперации старшей ступени школы с учреждениями высшего профессионального образования, т.е. создания кластеров образовательных учреждений. Образовательные кластеры могут включать в себя головные высшие образовательные учреждения, являющиеся ведущими разработчиками методического обеспечения образовательного процесса.
Ясно, что наиболее эффек-
тивно система такой довузовской подготовки работает при активной заинтересованности профильных, как правило градообразующих, предприятий. Предприятие должно непосредственно взаимодействовать со школой, материально стимулируя дополнительные образовательные программы. Вуз, в свою очередь, разрабатывает специальное учебно-методическое обеспечение, осуществляет текущее тестирование по соответствующим дисциплинам (математике, физике, черчению, информатике).
Особенно актуальным в настоящее время, с нашей точки зрения, является создание специализированных классов военно-инженерного профиля. Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова имеет многолетний опыт работы со школами и предприятиями большинства регионов России по организации довузовской военно-инженерной подготовки по системе профильного образования. В качестве типового примера можно привести работу в одном из регионов - в г. Коломне Московской области. Образовательный кластер включает одно из градообразующих предприятий - ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения » (руководитель - Кашин В.М.), Управление образования г. Коломны (руководитель -Старателева Т.В.), МОУ гимназия №2 «Квантор» (директор - Аликов А.А.). Весь период нашего шестилетнего сотрудничества можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе сотрудничества был проведен анализ возможности различных
64
Высшее образование в России • № 3, 2008
учреждений образования города. В результате гимназия № 2 «Квантор »(как учреждение, имеющее опыт профильного физико-математического обучения, соответствующий кадровый потенциал, технические, организационные и методические ресурсы для обеспечения качественной подготовки абитуриентов) была рекомендована в качестве базовой для довузовской подготовки старшеклассников по политехническому профилю.
Задача второго этапа состояла в организации системы подготовительных курсов с дополнительными занятиями по физике, математике и русскому языку - вступительным предметам в «Военмех» и другие вузы оборонного профиля, в отработке технологии комплектования групп, коррекции и адаптации рабочих программ по преподаваемым дисциплинам. Для координации совместных действий, проведения реклам-ныхмероприятий был сформирован методический совет, который определил роль каждого участника: учебно-организационную - для гимназии, методическую - для «Военмеха», финансово-координационную - для КБМ. В течение учебного года преподаватели «Военмеха» проводили на базе гимназии выездные методические семинары, тестирование учащихся.
На третьем этапе особое внимание уделялось отработке системы профориента-ционных мероприятий при финансовой поддержке КБМ: публикации в СМИ, выступления по местным телевизионным каналам, экскурсии в музей КБМ, на полигон, профориентационные лекции и беседы с родителями, ознакомительные поездки в Санкт-Петербург с обязательным посещением учащимися и педагогами гимназии кафедр и лабораторий «Военмеха». В результате число обучающихся на курсах выросло почти в 3 раза в 2006 и 2007 гг. по сравнению с 2002 г. Аналогичный рост наблюдается и по количеству поступивших в «Военмех» абитуриентов. Здесь нельзя недооценивать роль предприятия. Ежегодно КБМ финансирует оборудова-
ние и ремонт блока в общежитии «Военмеха », в который заселяются коломенские первокурсники, обеспечивает прохождение всех видов практик на своем предприятии. Сегодня с руководством КБМ обсуждаются условия трудоустройства выпускников. Такая открытость процессов профориентации и целевой подготовки приветствуется обучающимися и их родителями.
В 2006 г. в гимназии открыт новый профиль - военно-инженерный. Начата работа с учащимися 9-х и 10-х классов и их родителями. Набран первый класс военно-инженерного профиля в составе 27 человек. В учебный план его включены, помимо изучаемых на профильном уровне математики, физики, информатики, также черчение и инженерная графика. При формировании учебных программ заложен принцип преемственности, согласно которому процесс образования предполагает овладение обучающимися к определенному этапу такими знаниями, которые являются необходимыми и достаточными для продолжения обучения на следующем этапе - в вузе. Одной из отличительных особенностей профильной подготовки является лекционно-семинарская система обучения и поэтапная система контроля знаний. Такое «медленное погружение » в вузовскую систему позволяет пройти старшеклассникам определенную адаптацию и более комфортно чувствовать себя на студенческой скамье.
Опыт работы с образовательными учреждениями различных регионов России, результаты обсуждения проблем предпро-фильного и профильного образования на научно-практических конференциях различного уровня дает возможность выделить ряд проблем, возникающих при открытии профильных классов. В частности, участники межрегиональной учебно-практической конференции «Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних образовательных учреждений» (25-26 января
2008 г., г. Мирный, Архангельская обл.) отметили следующее.
• Многие преподаватели и учащиеся психологически не готовы к увеличению объема самостоятельной работы. Возрастают требования к учителю, уровень квалификации которого должен постоянно повышаться; необходимо, чтобы педагог сам хотел заниматься данной проблемой.
• Отсутствуют четкие стандартизированные профессиональные требования к учителям, работающих на базовом и профильном уровнях, что не позволяет четко определить объем и специфику функций учителя, его статус, условия карьерного роста, соответствующую заработную плату.
• Возникают специфические трудности с формированием профильного класса, вызванные нежеланием учащихся менять школу, родителей - финансировать дополнительные платные услуги, а руководите-
лей школ - выходить за рамки своего образовательного учреждения.
• Наличие в среднем образовательном учреждении нескольких направлений профильной подготовки затрудняет обоснованный и мотивированный выбор учащимся дальнейшей образовательной траектории.
• Источниками финансирования системы профильного обучения являются физические лица(родители)и юридические лица (профильные предприятия). Поэтому наиболее успешно система профильного обучения работает в тех регионах, где имеются профильные предприятия.
БГТУ «Военмех» продолжает активную работу по организации профильной довузовской военно-инженерной подготовки, которая позволяет не только поступить в вуз, но и комфортно учиться в нем. От успехов работы в данном направлении в значительной мере будет зависеть качество подготовки специалистов для отечественного ОПК.